Что обусловило появление у живых организмов процесса дыхания

Что обусловило появление у живых организмов процесса дыхания

1. Как называются организмы, которые сами синтезируют органические вещества из неорганических?: [А] автотрофы (автотрофы синтезируют органические вещества путём окисления неорганических или в результате фотосинтеза)

4. Появление проводящих и механических тканей привело к: [Б] увеличению роста растений (проводящие ткани позволяют доставлять необходимые для роста вещества во все части клетки, а механические ткани способны выдерживать массивное растение)

5. Какой процесс не относиться к ароморфозам?: [В] потеря органов пищеварения у паразитов (данный процесс относится к общей дегенерации)

6. Основной движущей силой эволюции является: [В] естественный отбор (Чарльз Дарвин выделил естественный отбор как движущую силу эволюции, так как в результате отбора закрепляются необходимые признаки)

8. Укажите пункт, в котором перечислены движущие силы эволюции: [А] наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

9. Какой процесс не относиться к ароморфозам?: [В] потеря органов пищеварения у паразитов

11. Какая биологическая особенность не характеризует вид Человек разумный?: [В] сильные челюсти (у человека разумного нет сильных челюстей, так как в охоте он использовал орудия, а не собственные зубы, да и пища с течением времени становилась всё мягче)

13. Как называются организмы, которые питаются готовыми органическими веществами?: [В] гетеротрофы (гетеротрофы потребляют с пищей готовые орг. в-ва, питаясь растительностью, будучи хищниками, либо перегнивая трупы животных и мёртвые растения)

14. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и четвертым понятием. Укажите четвертое понятие. Расхождение в признаках у особей: дивергенция = случайное возникновение признака: [Б] мутация

15. Основной идеей Ч. Дарвина была мысль о: [А] возникновении у организма приспособлений в результате естественного отбора (в ходе естественного отбора приобретённые признаки приспособления закрепляются у вида)

16. Когда живые организмы стали выходить на сушу?: [В] в середине палеозоя (в палеозойскую эру живые организмы выходят на сушу, появляются пресмыкающиеся и земноводные, идёт развитие рыб и господство морских кораллов, появляются папоротники и плауны)

17. Какое учение утверждало, что зарождение и многообразие мира – результат божественной воли?: [А] креационизм

18. Какой процесс не относится к идиоадаптации?: [А] возникновение крыла у птиц (данное явление относится к ароморфозам, так как существенно меняет строение организма и уровень организации)

Источник

Тест по биологии Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни 9 класс

Вариант 1

А1. Как называются организмы, которые питаются готовыми органическими веществами?

1) протобионты
2) хемотрофы
3) гетеротрофы
4) автотрофы

А2. Почему со временем гетеротрофам стало не хватать органических веществ в Мировом океане?

1) из-за размножения гетеротрофов стало больше
2) произошел некий катаклизм
3) гетеротрофы увеличились в размерах
4) органические соединения стали токсичны

А3. Какие организмы, способные к фотосинтезу, самые древние?

1) вирусы
2) растения
3) эвглена зеленая
4) цианобактерии

А4. Что обусловило появление у живых организмов процесса дыхания?

1) появление автотрофов
2) накопление в атмосфере кислорода
3) появление растений
4) возникновение у автотрофов пигмента хлорофилла

В1. Какие органические вещества подвергаются брожению быстрее всех?

В2. Когда на Земле появились первые прокариоты?

С1. Как на Земле возник процесс биологического круговорота веществ?

Вариант 2

А1. Как называются организмы, которые сами синтезируют органические вещества из неорганических?

1) автотрофы
2) гетеротрофы
3) протобионты
4) хемотрофы

А2. Какой процесс вначале удовлетворял потребность анаэробных гетеротрофов в энергии?

1) процесс выделения
2) процесс дыхания
3) процесс брожения
4) процесс горения

А3. Какие организмы стали развиваться в результате по­ явления хлорофилла у эукариот?

А4. Что способствовало прекращению абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения?

1) в атмосферу стало поступать много углекислого газа
2) в химических связях органических веществ накопилась солнечная энергия
3) в атмосфере накопилось много свободного кислорода и появился озоновый экран
4) появились анаэробные гетеротрофные организмы

В1. Появление какого процесса жизнедеятельности организмов положило конец процессу зарождения жизни?

В2. Когда на Земле появились одноклеточные эукариоты?

С1. Какие составляющие биосферы способствуют осуществлению биологического круговорота веществ в природе?

Ответы на тест по биологии Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-1
А3-4
А4-2
В1. Сахара
В2. 3,5 млрд лет назад
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-2
А4-4
В1. Размножения
В2. 1,5 млрд лет назад

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных

Стр. 136. Вспомните

№ 1. Что вы знаете о дыхании?

Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.

№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?

В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Стр. 137. Вопросы после параграфа

№ 1. Какой процесс называют дыханием?

Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.

№ 2. В чём состоит значение дыхания?

Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.

№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?

Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.

№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?

У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.

У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.

У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.

Стр. 137. Подумайте

Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?

На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.

Стр. 138. Моя лаборатория

Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.

Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.

Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.

Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.

В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.

По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.

Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.

Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.

Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.

Стр. 138. Задание

Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.

Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.

Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.

Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.

Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.

Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.

Источник

ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 20 Дыхание и его значение Органы дыхания.

Стр. 90. Вспомните

№ 1. Что такое АТФ?

АТФ или аденозинтрифосфорная кислота – это универсальный источник энергии, который необходим для всех полноценных биологических процессов, протекающих в живых системах. В молекулах АТФ содержатся особые связи, которые при разрыве выделят большое количество энергии.

№ 2. Какое строение имеют органы дыхания у позвоночных животных, обитающих в наземно-воздушной среде?

У позвоночных животных, которые живут в наземно-воздушной среде обитания, органы дыхания представлены лёгкими. Еще у древних костных рыб они были представлены в виде выростов задней части глотки. Со временем уже у кистепёрых рыб они преобразовались в плавательный пузырь.

Развиваются лёгкие у позвоночных наземно-воздушных животных еще на эмбриональном этапе в виде своеобразного выпячивания брюшной стенки глотки в задней части жаберного аппарата, а потому имеют энтодермальное происхождение. На ранних стадиях зачатки лёгких выглядят, как пара внутренних жаберных щелей, и связаны с глоткой гортанно-трахейной камерой. Для вентиляции лёгких используются изменения объема ротоглоточной полости при помощи движений подъязычного аппарата. А для вдоха и выдоха служит не ротовое отверстие, а носовые ходы.

Стр. 93. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие этапы дыхания выделяют и каково их значение?

Выделяют три этапа дыхания: внешнее, транспорт газа кровью и тканевое. Внешнее или легочное дыхание представляет собой процесс обмена газами между атмосферой и лёгкими, а именно вдыхание кислорода и выдыхание углекислого газа.

Транспорт газов кровью подразумевает транспортировку кислорода из лёгких в органы и ткани, а углекислого газа из органов и тканей в лёгкие для дальнейшего его выведения из организма.

Тканевое дыхание – это процесс газообмена в тканях, в результате которого кислород используется для синтеза АТФ с дальнейшей выработкой воды и углекислого газа.

№ 2. Охарактеризуйте строение и функции органов дыхания.

Дыхательные пути представляют собой соединенные друг за другом последовательно полости и трубки, по которым воздух, богатый кислородом, поступает из атмосферы в лёгкие. Отдельно различают верхние дыхательные пути и нижние дыхательные пути.

К верхним дыхательным путям относятся: носовая полость и глотка. Носовая полость при помощи перегородки делится пополам. В слизистой оболочке этой полости располагается большое количество кровеносных сосудов, а верхний ее слой выстлан клетками ресничного эпителия. Все это нужно для того, чтобы воздух, который попадает в носовую полость из окружающей среды, согревался, увлажнялся и очищался при помощи ресничного эпителия от мельчайших частичек пыли. Также железами слизистой оболочки постоянно выделяется слизь с бактерицидными веществами, которые в сочетании с лейкоцитами на поверхности слизистой, уничтожают бактерии из воздуха.

Нижние дыхательные пути начинаются с гортани, которая образована несколькими хрящами. Крупный хрящ гортани – щитовидный. Еще один хрящ в строении гортани – специальный надгортанный, который прикрывает вход в нее во время глотания пищи, чтобы человек не поперхнулся. Далее расположена трахея, которая образована 16 – 20 хрящевыми кольцами, препятствующими ее спаданию. На уровне пятого позвонка происходит разделение трахеи на два бронха, которые также образованы хрящевыми кольцами. Многократно ветвящиеся бронхи переходят в мелкие трубочки и образуют бронхиальное дерево, тоненькие веточки которого называют бронхиолами. От тонких веточек отходят тонкие ходы, у которых стенки образуют лёгочные пузырьки или альвеолы. Каждый такой пузырек плетен густой сеткой капилляров малого круга кровообращения. Через их стенки происходит газообмен между кровью и поступающим воздухом.

Альвеолы, которые отходят от одной из бронхиол, называют ацинусом. Из множественных ацинусов образуются дольки, а из долек – сегменты, собирающиеся в доли. Доли образуют правое и левое лёгкое, которые снаружи покрыты внутренним плевральным листком или легочной плеврой. Между листками плевры имеется небольшое пространство – плевральная полость, в которой находится плевральная жидкость, необходимая для снижения трения между листками плевры при дыхании.

№ 3. Какие виды тканей преобладают в строении органов дыхательной системы и почему?

В строении органов дыхательной системы преобладают только два вида тканей – эпителиальная (реснитчатый и плоский эпителий), которая выстилает все слизистые оболочки органов дыхания, и соединительная, образующая наружные покровы этих органов и являющаяся их опорным каркасом.

№ 4. От чего зависят характеристики звуков, издаваемых человеком, и индивидуальные различия голоса?

Характеристики звуков, которые издает человек, и в частности при членораздельной речи, зависят от голосовых связок из соединительной ткани, которые натянуты поперек гортани. Между этими связками есть голосовая щель. В результате напряжения голосовых связок воздух, который человек выдыхает, вызывает их колебания и как следствие – звук.

Также характеристики звуков зависят от сокращения мышц глотки и ротовой полости, периода взросления организма, его состояния. Например, в период полового созревания у юношей происходит разрастание гортани несколько больше, нежели у девушек. Это является причиной того, что у мужчин голос «ниже», чем у женщин.

№ 5. Каковы основные пути исправления дефектов речи?

Как правило, произношение звуков у людей должно быть нормальным, внятным и четким. Однако есть нарушения, при которых наблюдается целый ряд отклонений в виде дефектов речи. Для исправления их выполняют специальные упражнения, проводят занятия по технике речи и постановке голоса.

Стр. 93. Задание

Подготовьте сообщение о механизме дыхания и его роли в жизни организма

Главным условием для существования любого живого организма является наличие кислорода в окружающей среде. Именно он необходим для окислительного процесса, благодаря которому все клетки тканей и органов получают энергию для своего роста и развития. При этом нормальная жизнедеятельность клеток невозможна при отсутствии возможности удаления продуктов метаболизма в окружающую среду. Все это обеспечивается благодаря дыханию.

Дыхание представляет собой совокупность процессов, в результате которых в организм поступает кислород, а выводится углекислый газ. Механизм дыхания основывается на работе межреберных мышц и диафрагмы, которая представляет собой мышечно-сухожильную перегородку, отделяющую грудную полость от брюшной. Главная функция диафрагмы состоит в создании положительного давления в брюшной полости и отрицательного давления в грудной полости. Механизм дыхания объединяет целый комплекс физиологических и физико-химических процессов, которые делятся на пять этапов:

Внешнее дыхание или вентиляция лёгких (поступление определенного объема воздуха в лёгкие во время вдоха и удаление его из лёгких в атмосферу во время выдоха);

Газообмен в лёгких (переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислого газа в обратном направлении);

Транспорт газов кровью (растворение кислорода и углекислого газа в крови, связывание их с гемоглобином, перенос с током крови);

Газообмен в тканях (диффузия кислорода из крови в тканевые структуры и диффузия углекислого газа в обратном направлении, растворение и связывание его с гемоглобином);

Клеточное дыхание (физико-химические и биохимические процессы).

Кислород, который поступает во время вдоха в ткани, используется для окисления продуктов, что образовались в результате длинной цепочки химических превращений жиров, белков и углеводов. Одновременно при этом образуются вода, углекислый газ, азотистые соединения, а также происходит высвобождение энергии, которая используется для выполнения работы и поддержания температуры организма. Обеспечение окислительно-восстановительных процессов и вывод продуктов распада занимает главное место в жизнедеятельности и здоровье организма.

Стр. 93. Подумайте

Какое значение имеют хрящевые кольца в стенках трахеи и бронхов и почему в трахее они неполные?

Особенностью органов дыхания, а именно трахеи и бронхов является наличие в их строении стенок из податливых тканей – хрящей. Например, трахея состоит из 16 – 20 неполных хрящевых колец, которые нужны, чтобы она не спадалась. Это необходимо при глотании. Бронхи также образованы из хрящевых колец, что обеспечивает поддержание их формы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *