Что обусловливает супер статус ректора вуза
В назначении ректоров университетов заметны два новых тренда
Профессор Евгений Белый поделился в своём Telegram-канале наблюдением за последними громкими сменами ректоров. С его разрешения публикуем этот пост.
Катя Павловская для Skillbox Media
Евгений Белый
Директор Института экономики и бизнеса Ульяновского госуниверситета, заведующий кафедрой экономики и предпринимательства, профессор, доктор технических наук. Автор Telegram-канала «Наука и университеты».
За последние девять месяцев, по нашим данным, ректоры сменились в 21 российском вузе, подведомственном Министерству науки и высшего образования РФ. Приведём список этих вузов:
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Только в семи из них (33%) университет возглавил «свой» сотрудник (в шести случаях бывший проректор), в остальных 14 университетах на эту должность был приглашен «варяг».
Если обратить внимание на учёные степени новых руководителей вузов, то соотношение получается точно такое же (семь к 14): семь докторов наук и 14 кандидатов наук.
Таким образом, вероятно, можно говорить о двух наметившихся трендах при выборе кандидатур на должности ректоров университетов.
Во-первых, при формировании ректорского корпуса используется так называемая «губернаторская модель» — на вакантную должность назначается сторонний управленец, который, проработав определённый срок, на выборах избавляется от приставки «и. о.».
Во-вторых, наблюдается уход от традиции 90-х — нулевых, когда «правилом хорошего тона» для университета считалось иметь на посту ректора — доктора наук. Теперь на первый план выходят управленческие способности руководителя.
Кстати, сделанное председателем Правительства РФ назначение Никиты Анисимова ректором ВШЭ хорошо укладывается в вышеназванные тренды.
Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695
«Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения»
С изменениями и дополнениями от:
10 марта 2009 г., 17 декабря 2010 г.
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. N 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения субъекта Российской Федерации применительно к Положению о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695)
С изменениями и дополнениями от:
10 марта 2009 г., 17 декабря 2010 г.
Ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения, исполнение законодательства Российской Федерации, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.
Права и обязанности ректора, его компетенция в области управления государственным высшим учебным заведением, руководства коллективом вуза, составляющие статус ректора, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, уставом государственного высшего учебного заведения и настоящим Положением.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г
2. Оплата труда, включая стимулирование деятельности ректора, производится в порядке, предусмотренном Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.
Информация об изменениях:
Санаторно-курортное лечение ректоров на территории Российской Федерации один раз в год с оплатой проезда к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств государственных высших учебных заведений Российской Федерации федерального подчинения, в том числе выделяемых учредителем. Это право сохраняется за лицами, проработавшими в должности ректора не менее 10 лет и продолжающими работать в этом высшем учебном заведении.
Учредитель вправе оплачивать ректору расходы на лечение, приобретение медицинских и лекарственных средств.
Высшее учебное заведение обеспечивает ректора служебным автотранспортом или выдает денежную компенсацию за пользование легковым транспортом (в том числе личным) в служебных целях.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Ректор, проработавший в должности не менее 10 лет, может быть переведен по его желанию на иную административную или научно-педагогическую должность в государственном высшем учебном заведении Российской Федерации федерального подчинения без конкурсного избрания с сохранением в течение 10 лет условий медицинского обслуживания, предусмотренных настоящим Положением.
4. Установить, что расходы, связанные с реализацией мер материального стимулирования ректоров, предусмотренных настоящим Положением, осуществляются за счет средств государственных высших учебных заведений Российской Федерации федерального подчинения и их учредителей в пределах утвержденных им бюджетных ассигнований.
Ректор государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения избирается в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и действует на основе решений органов государственной власти и органов вузовского самоуправления.
На него возложена ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения.
Ректор получает надбавку в размере 60 процентов должностного оклада за наличие ученого звания профессора или в размере 40 процентов должностного оклада за наличие ученого звания доцента, ежемесячную доплату за сложность не более 50% должностного оклада, материальную помощь, предоставляемую к ежегодному отпуску, в размере должностного оклада.
Ректорам государственных высших учебных заведений, имеющих статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, устанавливается дополнительная надбавка в размере 50 процентов должностного оклада.
Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 сентября 1996 г., N 40, ст. 4647
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216
Что важнее для успешного ректора: наука или админресурс
Российские ректоры часто включены в политику, личные неформальные связи на уровне регионов и федерального центра в расчете на то, что административный ресурс повысит эффективность их вузов, но определяющим фактором эффективности ректора и в конечном счете возглавляемого им вуза является все-таки научная продуктивность ректоров, следует из исследования «Ректоры России: сможет ли эта команда обеспечить научно-технологический прорыв?», проведенного исследовательским центром «Лаборатория Ольги Крыштановской» и Центром изучения российской элиты Госуниверситета управления.
В выборку исследования были включены 274 ректора крупнейших государственных вузов пяти «поколений», рассчитанных в привязке времени их назначения на должность к годам работы в правительстве профильного министра (больше всего «своих» ректоров, почти треть, у экс-министра Андрея Фурсенко, у нового министра просвещения Ольги Васильевой – почти 27% ректоров, среди них много женщин). Исследователи пытались отследить характеристики ректоров, которые способствовали повышению эффективности вуза – его продвижению в рейтинге университетов RAEX, составляемом РА «Эксперт». Для этого они проанализировали карьерные траектории ректоров, их научные достижения и административный ресурс, рассчитав его на основе показателей вовлеченности ректора в политическую и экспертную работу, участия в консультациях правительства, бизнеса и силовиков.
По типу бэкграунда исследователи разделили ректорский корпус на две укрупненные группы: ректоры-администраторы и ректоры-ученые. У первых обширнее связи и больший административный ресурс, у вторых больший научный вес и влияние в кругах мировой научной элиты. Для обеих групп важен административный ресурс – востребованность в качестве экспертов в комиссиях при президенте и правительстве, при «Единой России», на уровне региона, с бизнесом и силовыми ведомствами. 9 ректоров из топ-100 вузов были доверенными лицами Владимира Путина, двое – депутатами Госдумы, 47 ректоров – члены или сторонники «Единой России», есть среди них и личные знакомые президента. На основе этих данных исследователи составили рейтинг ректоров по композитному индексу административного ресурса: на первом месте (ожидаемо) – ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов (20,5 балла), второй – ректор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Мау (16), третий – ректор alma mater президента, СПбГУ, Николай Кропачев (13,5). Седьмой – ректор Горного университета СПб Владимир Литвиненко, а ректор МГУ Виктор Садовничий (хоть и входит в высший совет «Единой России») в группу тяжеловесов админресурса вообще не попал.
С чем поздравить ученых
Административный ресурс лучше у тех ректоров, кто имеет как научный, так и административный опыт, однако не он является решающим для перемещения в рейтинге RAEX в 2012–2017 гг. Вузы с ректорами из верхнего дециля админресурса как росли, так и падали в рейтинге вузов (например, Горный университет потерял четыре позиции, а МГТУ им. Баумана – пять, несмотря на 6-е место его ректора Анатолия Александрова в рейтинге админресурса). Не главную роль играет и стаж работы ректора: новички (со стажем до трех лет) могут продвинуть свои вузы сразу на несколько десятков позиций (МГЛУ им. Мориса Тореза, МИЭТ, РНИМУ им. Пирогова). У ректоров этих «прорывных» вузов невысокий админресурс, но высокие показатели научного влияния на международном уровне. В целом, отмечают исследователи, высокие индексы цитируемости Хирша сопутствуют росту вуза в рейтинге RAEX с 2012 по 2017 г.: например, у ректора МИФИ Михаила Стриханова индекс Хирша – 72 (самый высокий по выборке), индекс админресурса – всего 7,5, а вуз за 5 лет поднялся в RAEX на четыре позиции с и без того высокого места в десятке. У ректора РНИМУ им. Пирогова Сергея Лукьянова индекс Хирша – 59, админресурс на нуле, а рейтинг вуза также вырос. Такая закономерность прослеживается в целом для 10 вузов, ректоры которых имеют самый высокий индекс Хирша, – эти вузы в сумме выросли за 5 лет на 75 позиций (в минусе, и то небольшом, только один вуз). А вот 10 вузов, ректоры которых имеют самый высокий админресурс, не сильно продвинулись в RAEX за 5 лет: в минусе по рейтингу вузов шесть университетов из десятки (а в среднем группа упала на 15 позиций).
Лояльность ректоров для власти крайне важна. Но вузам нужны ректоры, которые способны не только успешно создавать и задействовать свои связи, но, что важнее, быть примером научной продуктивности, их научный авторитет должен задавать высокую планку для преподавателей и студентов, вовлекать их в интеллектуальную деятельность, резюмируют авторы исследования, в то время как ставка на один лишь админресурс не оправдывает себя, хотя остается ориентиром для многих руководителей вузов.
Кто главнее: проректор, декан или заведующий
Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.
Иерархия должностей в вузе
Поможем разобраться во внутренней системе университета.
Ректор
Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.
Проректор
Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:
Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.
Директор и декан
Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.
Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:
У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо
Заведующий кафедрой
Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:
У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.
Преподаватели
У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:
Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.
Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Научно-
образовательный
портал IQ
Управляет по учебнику
«Гарри Поттер и узник Азкабана», А. Куарон. 2004
Каждый четвертый вуз России возглавляют ректоры, защитившие диссертации в сфере экономики, юриспруденции или социологии, каждый десятый — в области педагогики. Но зависит ли от научного бэкграунда руководителя результативность учебного заведения? И действует ли в образовании логика бизнес-менеджмента? Исследователи из НИУ ВШЭ и ЕУСПб изучили российские университеты и их ректоров на 2013 и 2016 годы, чтобы разобраться в этих вопросах.
На подступах к теме
Оценивались 822 вуза (всего к 2016 году в РФ их работало 950), предоставивших отчеты в федеральный Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. Сведения о ректорах собраны из открытых источников — вузовских сайтов и каталогов национальных библиотек, данные удалось найти о 781 человеке.
Исследователи проверяли гипотезу о том, что вузы с ректорами-управленцами развиваются успешнее других. В ее основе лежат идеи «нового менеджериализма», то есть переноса на высшую школу управленческих практик частного бизнеса: руководитель университета должен быть не только академическим лидером, но и менеджером, добивающимся роста результатов.
Но что значит «управленец» и «результаты» применительно к вузам?
Исследователи дифференцировали глав университетов по ученым степеням. «Близкими к области управленческого знания» отнесли экономику, юриспруденцию и социологию.
Мерилом результативности стала динамика трех составляющих:
финансовая результативность — доходы вуза;
образовательная — средний балл ЕГЭ студентов-очников;
исследовательская — объем НИОКР (в рублях на одного научно-педагогического работника).
Портрет главных
Почти стопроцентная выборка позволила обобщить характеристики ректорского корпуса.
Абсолютное большинство в нем — мужчины. Доля женщин 21,5%, в государственных университетах — 15%.
Ротация таких кадров низкая, поэтому достаточно высок средний возраст — 58 лет. Моложе 50-ти по состоянию на 2015 год был каждый шестой (15%), несколько ректоров работали еще со времен СССР.
Чаще всего руководители защищали диссертации в сфере технических и экономических наук. Популярны также медицинские и педагогические. Ситуация традиционная, радикальных изменений в последние годы не наблюдается, отмечают ученые.
Ведущие отрасли наук, в которых ректоры получали ученые степени (% от общего числа ректоров)
Найти управленца
К типу «управленца» отнесли ректоров со степенью в области экономики, юриспруденции или социологии, таким оказался каждый четвертый (25%).
12% оказались ректорами-педагогами — с кандидатскими и докторскими степенями в сфере педагогики.
7% пришлось на ректоров со смешанным научным бэкграундом. В основном это защитившие кандидатские в неуправленческих отраслях, а докторские — в управленческих или педагогических.
Самую большую группу (56%) составили ректоры с бэкграундом в академических областях, то есть любых, кроме управленческой и педагогической.
Научный бэкгаунд руководителей вузов
(% от общего числа ректоров)
«Управленцы» чаще других возглавляют негосударственные вузы — в 53% случаев. А вот государственными в основном управляют ректоры «академического» типа (76%).
Раньше остальных — как правило, еще в советское время — степень кандидата наук получили ректоры с бэкграундом в академических областях. Их же карьера была самой долгой: в среднем 19 лет между защитой кандидатской и назначением на ректорский пост. У «управленцев», так же как у «педагогов» и представителей «смешанного» типа, тот же путь занял 11 лет.
Кластеры для вузов
Прежде чем понять, как типы ректоров распределяются по учебным заведениям и под чьим началом университеты развиваются лучше, исследователи поработали над портретом самих вузов.
Три показателя (доходы, средний балл ЕГЭ и объем НИОКР) приняты как мерило результативности, но «нет оснований считать, что все они в равной степени важны для всех». Поэтому успешность вуза оценивали не «вообще», а в сравнении с ему подобными.
Учебные заведения разделили на кластеры. Основная масса «уложилась» в пять групп:
Исследовательские вузы — 8% или 63 из 822 организаций. Кластер учебных заведений с высокими доходами, проходным баллом поступающих и достижениями в научной работе. Сюда входит большинство университетов со статусом научно-исследовательских (НИУ) и участников Проекта 5–100 (ведущие вузы России, победившие в конкурсе на предоставление госсубсидий).
«Особые» вузы (не принимающие по ЕГЭ) — 8% или 66 организаций. В основном негосударственных, с экономическими, юридическими, гуманитарными программами обучения.
Высокодоходные вузы — 5% или 42 организации. Небольшая группа со скромными показателями исследовательской деятельности, но хорошо зарабатывающие (в основном на платных студентах).
Обычные селективные вузы — 49% или 398 организаций. Вузы с относительно небольшими показателями по доходам и НИОКР, но высоким баллом ЕГЭ поступающих. Кластер на 75% состоит из государственных образовательных учреждений, в том числе многих педагогических, медицинских, культуры и искусства.
Обычные неселективные вузы — 29% или 241 организация. Учебные заведения, в которых все три показателя относительно невысоки. Около половины — государственные, в том числе почти все сельскохозяйственные вузы России.
Кто и где
Почти во всех группах — в первую очередь в исследовательских вузах — большинство (до 80%) руководителей с бэкграундом в академических областях.
Ректоры «смешанного» типа, напротив, в абсолютном меньшинстве: от 2% до 9% в зависимости от кластера.
«Педагоги» сосредоточены в высокодоходных вузах — 24%, меньше всего (2%) — в исследовательских университетах.
«Управленцы» чаще встречаются в высокодоходных вузах и в «особых» (не принимающих по ЕГЭ) — там их около трети, реже — в исследовательских (18%).
Эти данные помогли подступиться к главному вопросу — является ли определенный тип ректора фактором развития университета. «Управленца», например, логично ассоциировать с финансовыми и научными успехами, «педагога» — с образовательными.
При сравнении вузов в целом такая логика срабатывает, говорят ученые, но если переходить к анализу кластеров, оценки меняются. Разница в среднем росте результативности учебных заведений оказалась не настолько велика, чтобы проводить однозначные параллели.
Непредвиденные фавориты
Лидеров не всегда можно обозначить даже внутри кластеров. Лучшими по уровню доходов могут быть вузы с руководителями одного типа, по уровню приема студентов — другого, по объему НИОКР — третьего.
Выделить определенный тип как самый эффективный, невозможно, заключают авторы исследования. Так же как «переключать» образовательные учреждения на логику руководства коммерческими компаниями.
Гипотеза «нового менеджериализма» не подтвердилась: вузы с ректорами-управленцами не всегда демонстрировали высокую доходность — или ее рост — и не выглядят однозначно успешнее ни в одной из групп.
Возможно, объясняют ученые, в России именно ректоры с педагогическими, а не с экономическими степенями и есть истинные «управленцы», то есть «их опыт и знания наиболее близки к тем, которые требуются профессиональным академическим администраторам».
Ася Мироненко, ассоциированный сотрудник Центра институциональных исследований науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге