Что обусловливает выбор той или иной формы поведения
Что обусловливает выбор той или иной формы поведения
1. Что такое рефлекс? 2. Каковы основные функции высших мозга?
Высшая нервная деятельность
Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. Она обеспечивает выбор правильного варианта поведения из нескольких возможных и даёт возможность человеку быстро и успешно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования. Этот термин был введён в науку академиком Иваном Петровичем Павловым (1849—1936), считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
Работу мозга изучают такие науки, как психология и физиология ВНД. Их объединяет и ряд общих методов исследования, но вместе с тем они изучают разные стороны нервных процессов. Физиология ВНД исследует механизмы деятельности центральной нервной системы, отдельных её структур и нейронов, связи между структурами и их влияние друг на друга, обусловливающее сложные взаимоотношения человека с окружающей средой. Психология изучает результаты работы центральной нервной системы, выраженные в виде образов, идей, представлений и других психических проявлений. Труды психологов и физиологов ВНД всегда тесно переплетались. В последние десятилетия возникла новая наука — психофизиология, основной задачей которой является изучение физиологических основ психической деятельности.
Работы выдающихся учёных по исследованию ВИД
Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, высказывали учёные ещё до нашей эры, но каким образом это происходит, долгое время оставалось неясным. Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга раскрыты.
Учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано Иваном Михайловичем Сеченовым. Главный труд его жизни — книга «Рефлексы головного мозга» — был издан в 1863 г. В этой книге учёный доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций. Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Нервная система не просто пассивно реагирует на внешние раздражители, но может и усиливать действие одних стимулов и затормаживать действие других, поэтому организм реагирует на одни раздражители и не реагирует на другие. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
Экспериментальное доказательство правильиости идей И. М. Сеченова было получено И. П. Павловым. Все рефлексы, возникающие в организме, он подразделил на безусловные и условные.
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов представлена в таблице 7.
К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдёргивание руки при болевом раздражении и т. д.
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Поведение человека
Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями. Если несколько часов провести во дворе, играя в футбол, то вполне закономерно возникнет потребность в пище, а если прищемить палец дверью, возникнет сильная потребность избавиться от боли. Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность. В первом примере эти действия сведутся к тому, чтобы сделать бутерброд и съесть его, удовлетворив потребность в пище. Во втором примере поведенческий акт будет заключаться в том, чтобы, быстро приоткрыв дверь, вытащить палец из щели и опустить его в холодную воду. Таким образом, мотивации делают поведение человека целенаправленным, и действуют они или на основе наследственных поведенческих программ (безусловных рефлексов), или на основе накопленного ранее жизненного опыта (выработанных за время жизни условных рефлексов).
Конечно, человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций. Попробуйте-ка, прищемив палец, сделать бутерброд и съесть его. Вряд ли у вас это получится. Это объясняется тем, что в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое. Великий русский физиолог князь Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте.
Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения. Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность. А. А. Ухтомский назвал такой очаг, состоящий из нескольких согласованно работающих нервных центров, доминантой. Иными словами, доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени. Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи. Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.
Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Мотивация. Доминанта
Ответьте на вопросы
1. Что такое высшая нервная деятельность? Что лежит в её основе? 2. Какие науки изучают работу мозга? Что их объединяет? 3. Что такое безусловные и условные рефлексы? Каковы их механизмы и биологическое значение? 4. Что обусловливает выбор той или иной формы поведения? 5. Что понимают под функциональной системой? Приведите примеры.
К какому типу рефлексов следует отнести сосательные движения новорождённого ребёнка, возникающие в момент, когда его впервые прикладывают к груди? Каков механизм этого типа рефлексов?
Что обусловливает выбор той или иной формы поведения
1. Что такое рефлекс? 2. Каковы основные функции высших мозга?
Высшая нервная деятельность
Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. Она обеспечивает выбор правильного варианта поведения из нескольких возможных и даёт возможность человеку быстро и успешно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования. Этот термин был введён в науку академиком Иваном Петровичем Павловым (1849—1936), считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
Работу мозга изучают такие науки, как психология и физиология ВНД. Их объединяет и ряд общих методов исследования, но вместе с тем они изучают разные стороны нервных процессов. Физиология ВНД исследует механизмы деятельности центральной нервной системы, отдельных её структур и нейронов, связи между структурами и их влияние друг на друга, обусловливающее сложные взаимоотношения человека с окружающей средой. Психология изучает результаты работы центральной нервной системы, выраженные в виде образов, идей, представлений и других психических проявлений. Труды психологов и физиологов ВНД всегда тесно переплетались. В последние десятилетия возникла новая наука — психофизиология, основной задачей которой является изучение физиологических основ психической деятельности.
Работы выдающихся учёных по исследованию ВИД
Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, высказывали учёные ещё до нашей эры, но каким образом это происходит, долгое время оставалось неясным. Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга раскрыты.
Учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано Иваном Михайловичем Сеченовым. Главный труд его жизни — книга «Рефлексы головного мозга» — был издан в 1863 г. В этой книге учёный доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций. Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Нервная система не просто пассивно реагирует на внешние раздражители, но может и усиливать действие одних стимулов и затормаживать действие других, поэтому организм реагирует на одни раздражители и не реагирует на другие. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
Экспериментальное доказательство правильиости идей И. М. Сеченова было получено И. П. Павловым. Все рефлексы, возникающие в организме, он подразделил на безусловные и условные.
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов представлена в таблице 7.
К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдёргивание руки при болевом раздражении и т. д.
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Поведение человека
Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями. Если несколько часов провести во дворе, играя в футбол, то вполне закономерно возникнет потребность в пище, а если прищемить палец дверью, возникнет сильная потребность избавиться от боли. Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность. В первом примере эти действия сведутся к тому, чтобы сделать бутерброд и съесть его, удовлетворив потребность в пище. Во втором примере поведенческий акт будет заключаться в том, чтобы, быстро приоткрыв дверь, вытащить палец из щели и опустить его в холодную воду. Таким образом, мотивации делают поведение человека целенаправленным, и действуют они или на основе наследственных поведенческих программ (безусловных рефлексов), или на основе накопленного ранее жизненного опыта (выработанных за время жизни условных рефлексов).
Конечно, человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций. Попробуйте-ка, прищемив палец, сделать бутерброд и съесть его. Вряд ли у вас это получится. Это объясняется тем, что в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое. Великий русский физиолог князь Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте.
Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения. Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность. А. А. Ухтомский назвал такой очаг, состоящий из нескольких согласованно работающих нервных центров, доминантой. Иными словами, доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени. Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи. Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.
Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Мотивация. Доминанта
Ответьте на вопросы
1. Что такое высшая нервная деятельность? Что лежит в её основе? 2. Какие науки изучают работу мозга? Что их объединяет? 3. Что такое безусловные и условные рефлексы? Каковы их механизмы и биологическое значение? 4. Что обусловливает выбор той или иной формы поведения? 5. Что понимают под функциональной системой? Приведите примеры.
К какому типу рефлексов следует отнести сосательные движения новорождённого ребёнка, возникающие в момент, когда его впервые прикладывают к груди? Каков механизм этого типа рефлексов?
Что обуславливает выбор той или иной формы поведения?
Что обуславливает выбор той или иной формы поведения?
Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формамполитического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни — к закрытым формам.
Какие природные факторы, определяющие численность видов живых организмов на той или иной территории, являются основными?
Какие природные факторы, определяющие численность видов живых организмов на той или иной территории, являются основными?
В чём состоят особенности жизни организмов в той или иной среде?
В чём состоят особенности жизни организмов в той или иной среде?
Помогите составить как минимум 10 вопросов по теме : Врождённые формы поведения?
Помогите составить как минимум 10 вопросов по теме : Врождённые формы поведения.
Приобретённые формы поведения.
Основные органы лягушки и их принадлежность к той или иной системе?
Основные органы лягушки и их принадлежность к той или иной системе.
Примеры вражденных форм поведения?
Примеры вражденных форм поведения.
Перечислить врожденные и приобретенным формы поведения?
Перечислить врожденные и приобретенным формы поведения?
Приведите примеры приобретенных форм поведения?
Приведите примеры приобретенных форм поведения.
Что лежит в основе врождённой формы поведения?
Что лежит в основе врождённой формы поведения?
Приведите примеры организмов, в той или иной степени использующих «матрешечный принцип» при размножении?
Приведите примеры организмов, в той или иной степени использующих «матрешечный принцип» при размножении.
Общие признаки высших растений : 1. Имеют выраженные ткани ; 2. Имеют вегетативные и продуктивные органы ; 3. Онтогенез (индивидуальное развитие) делится на эмбриональное и постэмбриональное.
Пояснижнейконечностисостоит из парной тазовой кости. Тазовая кость относится к плоским костям и выполняет функцию движения (участие в сочленениях с крестцом и бедром), защиты (органов таза) и опоры (перенесение тяжести всей вышележащей части тела на..
Одноклеточные организмы — внесистематическая категорияживыхорганизмов, тело которых состоит из одной клетки.
1, 2, 3, 4 всё это причина пыли.
№1 Ответ : г)кокки №2 Ответ : г)клостридии №3 Ответ : а)риккетсии №4 Ответ : а)холерный вибрион, да и просто любой вибрион №5 Ответ : в)плазмиды №6 Ответ : б)пептидогликан №7 Ответ : г)рибосомы №8 Ответ : а)капсула №9 Ответ : г)бациллы №10 Ответ : в)..
Определение конформизма в психологии: социальная форма, проблема и феномен
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни люди во всем и всегда хотят выделиться из толпы, а другие стараются жить как все, чтобы у них все было «как у людей»? Все дело в таком свойстве личности как конформность.
За малопонятным словом «конформизм» скрывается всем известное желание и стремление «быть как все». Давайте узнаем все о конформизме: значение, что это, что такое конформность и конформное поведение, как бороться с конформизмом.
Что такое конформизм
Прежде чем давать определение, разберемся, каково значение слова «конформизм». Оно образовано от латинского conformis, что означает «подобный», «соответствующий». Конформизм – это понятие из социальной психологии.
Означает форму приспособления к малой группе. Чтобы стать «подобным» индивид принимает мнение, правила поведения, нормы и ценности большинства, даже если те противоречат его личному мнению, убеждениям, ценностям, нормам и т.д.
Конформизм в психологии – это следование за большинством, властью. Конформизм предполагает жизнь как у других людей. Индивид слушает ту же музыку, что большинство. Носит тоже, что и все. Ест тоже, что и все. Отдыхает так же, как все. В общем, он ничем не выделяется из общей массы.
Конформизм в социологи – это слепое подчинение человека большинству. Он во всем предпочитает быть как все, скрывая и подавляя свою индивидуальность. Это помогает избежать проблем, конфликтов, трудностей. Это нужно для социализации. Социальный конформизм (конформность) – это поведение человека, которое подчиняется ожиданиям значимой для него группы.
Механизм развития конформизма
В основе его развития лежит страх общественного осуждения и порицания. «Не высовывайся, если не хочешь быть изгоем, или быть съеденным», – такая мысль движет индивидом. Общество не любит, когда ему противостоит кто-то. Уникальные личности, индивидуалисты всегда подвергались гонениям, непониманию со стороны серой массы.
С другой стороны, конформизм можно рассматривать как проявление лояльности, то есть доверия к людям. Например, когда большинство при помощи молчания соглашается с действиями правителей: «Им виднее».
Правда, редко за этим стоит истинная лояльность, то есть истинное доверие и уважение. Чаще это связано с трусостью и ленью.
Человеку лень или страшно разбираться в насущных вопросах, бороться за свои права.
Конформизм и нонконформизм
Нонконформизм – это противоположность конформизма. Образовано от греческих слов non (приставка, означающая отрицание) и conformis, что означает «сообразный», «подобный».
Нонконформизм – это стремление быть во всем не таким как все, выделиться из серой массы. Нонконформисты – это бунтари. Они никогда не молчат, всегда идут против системы, высказывают свою точку зрения, борются за свои права и пытаются изменить мир.
В широком смысле под нонконформизмом понимают отрицание всех общепринятых норм и ценностей. В этом значении феномен похож на негативизм. Например, индивид, который отрицает любые нормы, принципиально бросает мусор мимо урны, не закрывает двери, ходит зимой в легкой одежде и т.д. Часто так ведут себя дети и подростки.
Конформизм: примеры из жизни
Что такое конформное поведение? Это поведение, при котором индивид подавляет свои желания и интересы, подчиняется мнению большинства. Проще говоря, это поведение типа «я как все». Субъект повторяет за другими. Это распространяется на все: мысли, действия, эмоции, поступки.
В быту таких людей называют слабохарактерными, зависимыми, внушаемыми, безвольными. Однако большинство людей положительно относятся к конформистам, ведь ими удобно управлять. Конформистов в нашем мире больше, чем нонконформистов.
При конформном поведении индивид подавляет свои желания и интересы, подчиняется мнению большинства. Проще говоря, это поведение типа «я как все».
Виды конформизма
Существует несколько классификаций конформизма. Рассмотрим некоторые из них.
По типу подчинения:
По специфике поведения:
По специфике давления:
Уровни конформизма
Конформизм – это подчинение группе. Можно назвать следующие уровни подчинения:
Что такое конформность и нонконформность
В психологии конформность рассматривают в узком и широком смысле. В узком смысле это означает некритическое отношение к мнению другого человека, которое личность считает неправильным, и одновременное подавление своего мнения, несмотря на уверенность личности в своей правоте.
В широком смысле конформность в психологии – это подчинение одной личности мнению и поведению большинства. При этом индивид может совсем не иметь своего мнения или верить в правоту группы.
Конформность в психологии – это свойство личности, склонность к конформизму. Это склонность к трансформации убеждений и взглядов согласно мнению большинства или мнению одного (нескольких) значимых людей. Если конформность становится ведущей чертой личности, то такого человека относят к людям конформного типа личности. Он подчиняется большинству всегда и во всем.
Выраженность конформности зависит от размеров и сплоченности группы. Чем больше людей выступает за что-то, тем выше вероятность, что отдельно взятый человек подчинится их мировоззрению.
Что еще влияет на развитие конформности:
Конформность в социологии – это повышенная способность человека к адаптации и стремление к адаптации. То есть человек подчиняется большинству, чтобы войти в социум.
Нонконформность – это противоположность конформности. Это склонность человека к нонконформизму. Рассматривая это как свойство личности, можно сравнить нонконформность с бунтарским духом, желанием быть «не таким, как все».
Бунтарями рождаются или становятся? Как это часто бывает, истина посередине: некоторые люди от рождения склонны к нонконформизму или конформизму, но развивается это под влиянием среды. Другие люди от рождения не склонны к конформизму или нонконформизму, однако в силу воспитания могут стать теми или другими.
А есть третья категория людей: они могут быть как бунтарями, так и конформистами. Это зависит от конкретного случая и их оценки реальности.
Нонконформность – это склонность человека к бунтарскому духу, желанию быть «не таким, как все».
Конформизм и конформность: в чем разница
Часто эти термины используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, между понятиями есть существенная разница. Конформность – это свойство личности. Конформизм – это модель поведения. Конформные люди больше других склонны к конформизму.
Как избавиться от конформизма и конформности
А нужно ли от этого избавляться? Конформизм важен для социализации личности, но он должен сочетаться с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Важно понять, что желание «быть как все» и желание «не быть как все» одинаково деструктивно.
Ни то ни другое не может быть целью. Нужно жить, согласно своим желаниям, потребностям, интересам, возможностям. Нужно быть мудрым, а это предполагает, что иногда ваше мнение будет совпадать с мнением большинства, а иногда нет.
Это нормально, иначе не может быть продуктивного социального взаимодействия.
Итак, как бороться с конформизмом (имеется в виду, как уменьшить его выраженность):
Конформизм и нонконформизм – черты незрелой личности. Взрослый человек руководствуется своим правом на свободу и самоопределение. Он сам выбирает, что может и хочет делать из соображений полезности для своего развития. Конформизм дарить спокойствие и иллюзию уверенности, но он не дарит счастья, самореализации, богатства, успеха. Не отказывайтесь от своей уникальности и свободы.
Если же вы видите, что кто-то зависим от мнения большинства, то не спешите нападать на него. Вероятно, это приведет к обиде и злости на вас. Если это близкий человек, то вы можете ненавязчиво попробовать помочь ему.
В противном случае займитесь лучше собой и теми, кто только встал на путь личностного развития. Нужно учить молодое поколение думать своей головой, идти не за большинством или против него, а идти туда, куда нужно идти для самореализации и личностного развития.
Иногда стоит прислушаться к чьему-то совету и мнению, а иногда нужно думать только своей головой и руководствоваться только своими ценностями.
Конформизм
Еще в древности философы сходились в том, что человек не может жить в социуме и не быть зависимым от него. В течение всей жизни индивид имеет непосредственные или опосредованные связи с другими людьми, действуя на них или подвергаясь социальным воздействиям. Часто человек меняет поведение или мнение под влиянием общества, соглашаясь с чужой точкой зрения. Такое поведение обусловлено способностью к конформизму.
Феномен конформизма
Термин конформизм произошел от латинского слова conformis (подобный, сообразный), это морально-политическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное согласие с существующим порядком вещей, господствующими мнениями и т.п. Под него подпадает отсутствие собственной позиции, безоговорочное следование любому образцу, имеющему наибольшую силу давления (традиции, признанный авторитет, мнение большинства и т.п.).
Явление конформизма было впервые описано американским психологом С. Ашем в 1951 году. Современные исследования делают его объектом изучения 3 наук: психологии личности, социальной психологии и социологии, поэтому целесообразно отделять конформизм, как социальное явление, и конформное поведение, как психологическую особенность человека.
В психологии под конформизмом личности понимают ее податливость реальному или воображаемому давлению группы, при этом человек меняет поведение и личные установки в соответствии с позицией большинства, которую он не разделял ранее.
Человек отказывается от собственного мнения и безусловно соглашается с позицией окружающих независимо от того, насколько она соответствует его собственным представлениям и ощущениям, принятым нормам, морально-этическим правилам и логике.
Существует также социальный конформизм, под которым понимают некритическое восприятие и следование господствующим мнениям, массовым стандартам и стереотипам, традициям, авторитетным принципам и установкам.
Человек не противится преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, воспринимает любые аспекты социально-политической и экономической действительности без критики, не желает высказывать собственное мнение.
При конформизме индивид отказывается нести личную ответственность за совершаемые поступки, слепо подчиняется и следует требованиям и предписаниям, исходящим от общества, государства, партии, религиозной организации, лидера, семьи и т.п. Такое подчинение может быть обусловлено менталитетом или традициями.
Под социальный конформизм попадают все формы коллективистского сознания, предполагающие подчинение поведения индивида социальным нормам и требованиям большинства.
Конформизм в группе
Конформизм в группе проявляется в виде общественного влияния на человека, при этом индивид должен следовать групповым нормам и правилам, подчиняться интересам группы. Она, с помощью вводимых ею норм поведения, заставляет каждого следовать им для поддержания интеграции всех ее членов.
Человек может оказывать сопротивление этому давлению, такое явление называется нонконформизмом, если же он уступает, подчиняется группе, он становится конформистом. В этом случае он, даже понимая, что его действия неверные, будет осуществлять их, так как это делает группа.
Однозначно невозможно утверждать, какой тип отношений человека с группой правильный, а какой нет. Без социального конформизма не может быть создано сплоченного коллектива. Когда индивид занимает строгую нонконформистскую позицию, он не может стать полноценным членом группы и в конечном итоге будет вынужден ее покинуть.
Условия возникновения конформного поведения
Установлено, что характеристики группы и индивидуальные особенности человека оказывают влияние на развитие конформизма личности по отношению к требованиям группы. Возникновению этого явления способствуют следующие условия:
Кроме того, поведение индивида зависит от взаимоотношений, симпатий и антипатий между членами группы: чем они лучше, тем выше степень конформизма. Установлено также, что склонность к конформизму зависит от возраста (снижается с возрастом) и пола (женщины немного более подвержены ему, чем мужчины).
Плюсы и минусы конформизма
Среди положительных черт конформизма личности можно выделить:
Но феномену конформизма сопутствуют и отрицательные черты, в том числе:
В групповом взаимодействии феномен конформизма играет важную роль, так как является одним из механизмов принятия группового решения.
В то же время, каждая социальная группа имеет определенную степень терпимости относительно поведения ее членов, при этом каждый из них может позволить себе определенную степень отклонения от принятых норм, не подрывая свою позицию, как члена группы, и не нанося ущерба чувству общего единства.
Конформизм в психологии
Конформизм – это принятие личностью норм и требований общества или следование принципам социальной общности, в состав которой личность включена.
Сущность данного термина исследовалась учеными разных научных направлений в разные временные периоды. При этом, ему давалось разное значение и содержание, а также причины его становления и развития.
Конформизм исследовался в качестве:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Конформность личности, в качестве психологической особенности личности была открыта психологом Соломоном Ашем.
Конформность – это осознанное стремление соглашаться с мнением социальной группы, в которую включена личность или социума в целом.
Такое качество личности отражает ее приобщение к обществу, желание быть его частью. Традиции и обычаи, которых придерживается индивид выступают проявлением его конформности, поскольку характеризуют действия, выполнение которых происходит из поколение в поколение т.е. на их выполнения влияет следование общественным тенденциям, мнению социальной группы – нации, народности.
С возникновением термина конформность был впервые утвержден социальный элемент в личностном развитии, а именно его значимость и влияние на личностное становление и развитие.
Ученым были исследованы различные социальные группы и представители разных полов. Итогами исследования стало определение большой процентной доли личностей, которые подвержены развитию конформизма т.е. могут подчинить свое поведение требованиям социальной группы, изменить принципы и мнение, исходя из общественных требований.
Факторы развития конформности личности
Конформность личности развивается под воздействием определенных факторов:
Развитие конформизма является достаточно опасным процессом, поскольку в умелых руках он может быть мощным приемом воздействия на личность, ее принуждения.
Разновидности конформности
Выделяют два основных вида конформности:
Кроме того, конформность можно классифицировать по степени ее проявления. В этом случае выделяют следующие ее разновидности:
Также, выделяют следующие разновидности конформности:
Этапы развития конформизма
Конформизм личности формируется в несколько этапов:
Вопрос – 71: социально-психологические феномены: феномены конформизма и нонконформизма
Конформизм (от лат. conformis — «подобный») — это изменение мнений, установок и/или поведения в результате реального или мнимого давления группы. Считается, что конформизм обусловлен двумя основными причинами:
В классических экспериментах С. Аша было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой «подставной группой»), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.
Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, проведенных еще в 1951г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.
Группе студентов предлагалось определить, какому из трех отрезков, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезок, изображенный на левой карточке.
Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу правильно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы».
В результате более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т. е. продемонстрировали конформное поведение.
Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р.
Крачфилда), но суть ее остается неизменной — это метод «подставной группы», причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории.
Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы.
Субъективно причина податливости усматривалась испытуемыми в их личных особенностях (низкая самооценка, дефекты собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида.
Было установлено, что на степень К. влияет и менее развитый интеллект и и более низкий уровень развития самосознания. Столь же определенным был и др. вывод: степень К. зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперемента и состав группы.
Роль именно этих характеристик до конца не была выяснена.
Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом
Нонконформи́зм (от лат. non — «не» и поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.
Часто считается синонимом понятия «негативизм» и антонимом понятия «конформизм». В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства.
В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм» (от греч. anti- — «противо-»).
Нонконформизму конформизм часто противопоставляется, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет».
Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все».
В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.
· 1963 год — «Эксперимент Милграма». Имеется в виду та его модификация, в которой подсадным испытуемым предписывалось отказываться участвовать в «эксперименте».
В этой модификации большинство настоящих испытуемых отказывалось от участия в «эксперименте» вслед за подсадными, но 10 % испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора, несмотря на условия эксперимента.
· 1980 год — Эксперименты Чарльза Ричарда Снайдера и Говарда Л.
Фромкина на студентах Университета Пердью, где студентам сначала предлагалось оценить то, насколько, по их мнению, 10 их наиболее значимых установок совпадают с аналогичными установками других студентов, а потом участвовать в экспериментальном исследовании конформизма.
Была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее у них проявлялась тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе.
Шпаргалка по социальной психологии
3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.
Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.
4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;
4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;
5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.
Социально-психологическое влияние: конформизм, внушаемость, подчинение
Социальное влияние имеет место, когда в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.
Следует различать конформность и внушаемость.
Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.
Внушаемость, или суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких факторов человек уступает группе?
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает. Поэтому он полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности («большинство не может ошибаться»).
Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное. Человек, как флюгер, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению психологов, многие советские люди были сформированы в направлении такого повышенного конформизма.
Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека.
Конформизм и нонконформизм — это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность группы, но именно подчиненности.
Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.
Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям и задачам содержания деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.
Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования влечет за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т. е. группе присуще стремление к уравновешиванию своих компонентов.
С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е.
и меньшинство способно повлиять на большинство в группе, так как не только люди адаптируются к социальной среде, но и индивиды адаптируют социальную среду к своим взглядам.
При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства? Сами по себе меньшинства — как в деловых, так и в социальных ситуациях — могут быть разными:
Чтобы меньшинство преобразовало мнение большинства, необходимо чтобы меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не отторгнуто, не изгнано из нее; чтобы меньшинство имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний:
Этот социокогнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, если не поступает реальное жизненное подтверждение правоты позиций большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений происходит быстрее, причем даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами.
Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если меньшинство изгнано из группы или лишено возможности высказывать свою позицию, групповое мнение большинства долго лидирует в группе.
Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом.
Если исключить фактор опасности для человека получить социальное наказание в случае неподчинения лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится к минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стратегию подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенденцию к подчинению?
В экспериментах американского психолога Стэнли Милгрема испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и большинство испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при видимых сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему люди остаются участвовать в эксперименте? У них могут быть два типа психологического состояния взаимодействия:
Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который занимает более высокий статус. Значит экспериментатор несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокий социальный статус, даже если указания этих лиц противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.