Что объясняет народный миф о солнце
Мифы древних славян о Солнце
Главным светилом в небе является солнце – это известно всем. Оно каждый день освещает землю и согревает ее своим теплом, а ночью скрывается за горизонтом и появляется только на утро. Но немногие знают о том, что когда-то люди считали солнце «царем неба», ассоциировали его с божеством в разных обличьях и придумывали разнообразные имена.
В мифах древних славян, как и у других народов, солнце олицетворялось, как божество именуемое Хорсом. Согласно древним восточнославянским мифам Хорс ночью отдыхал на сказочном острове Буяне. Когда должно было наступить новое утро, он садился на небесную колесницу и вез с собой солнечный свет до самого вечера. Затем он укладывал солнечный свет спать, а сам возвращался на остров. На основе этого и появилось чудесное народное сказание «о Хорсе и Заре Зарянице».
Ежедневно, поутру, Хорс на запряженной, лучезарными конями, колеснице, отправлялся в нелегкий путь и перевозил по небу Солнце. А вечером он отпускал коней на небесное пастбище для отдыха и укладывал Солнце спать.
Но однажды, Хорс, проезжая мимо небесного острова Буяна, увидел у берега красивую девушку, которую звали Зарей Заряницей. Как бы он ни старался, но глаз отвести от нее не мог. Попытал он счастья и решился попросить Зарю Заряницу стать его женой. В тот миг солнце засветило еще ярче и другие боги, братья Хорса, благословили его, подарив ему чашу Живой Воды. Считается, что тот, кто выпьет из этой чаши воды, обретет вечную молодость.
А невесте его подарили платок золотой. С помощью раскрытого платка Заря Заряница, провожая Хорса в путь, озаряла всю землю первыми лучами солнца и гасила ночные зори. А по вечеру, Заря снова заворачивала платок, зажигая тем самым первую вечернюю звезду.
Да, бывают разные мифы древних славян, народный миф о солнце тому не исключение, но есть и много ошибочных пониманий этих историй. Самой популярной ошибочной историей о солнце считается миф, где в главной роли бог Ярило, который по совместительству даже и не является олицетворенным божеством. Это ритуально-календарный персонаж, имя которого часто использовалось в обрядовых песнях и играх. Этот факт уже давно подтвержден институтом славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН).
Единственными богами в славянской мифологии принято считать двух персонажей – Хорса и его брата Дажьбога. Последний был божеством, которое боролось с тьмой и холодом.
Последние сообщения
Любопытен миф о солнце древних славян о том, как Ярило (солнце) даровал человеку ум, ударив его молнией. Это очень яркий, мощный, разноплановый образ, который, с одной стороны, говорит о том, что в каждом из нас есть искра божественной мудрости. В тоже время этот миф указывает на то, что каждый из нас своим сознанием (именно сознанием, а не душой или духом) связан с чем-то большим, с чем-то, вероятно, космическим, вселенским (ведь наше солнце – это все же космическое внеземное тело).
Другой солярный миф рассказывает о том, что Мать-Сыра-Земля пребывала во мраке и холоде, покуда ее не обогрел Ярило-солнце. Это крайне любопытная легенда, которая на самом деле может трактоваться по-разному. Вероятно, здесь описана некая космогоническая легенда о происхождении мира, но по этой «версии» светило появилось в нашей Солнечной системе много позже находящихся здесь планет, либо (что более вероятно, или, скажем так, в большей степени соответствует современным представлениям ученых об устройстве Вселенной) планета Земля пришла в эту систему извне, возможно ранее будучи осколком огромного астероида, многие миллионы лет блуждавшего во тьме и хладе космоса, пока он не был подхвачен гравитационным полем Солнца и в итоге не принял свою нынешнюю форму под действием гравитации (а также в результате многочисленных столкновений с другими объектами системы).
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы добавить сообщение.
Славянские мифы о солнце и символы солнечных коней
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Мы и нынче называем ребро крыши «коньком», хотя мало кто из современных мастеров вырезает на нём деревянную фигурку лошади. «Кониками» называется один из традиционных узоров народной вышивки. А уж сколько фигур коней в мезенской росписи, распространённой на Русском Севере. Почему столь велико значение коня в быту и культуре славян?
Дело не только в том, что встарь в богатом хозяйстве непременно были лошади, помощники во всякой работе. О волшебных конях рассказывают мифы о солнце. Вспомним нынче их.
Славянский миф о солнце: колесница Хорса
Коней издревле почитают символами Хорса, Бога управляющего Солнечной колесницей. Сказывают, каждое утро выезжает он на солнечной колеснице да везёт по небу сияющий диск до самого вечера. Непростая это работа. Солнечный Бог не знает дней, свободных от труда, ведь иначе наступит тот страшный миг, когда солнце не взойдёт над горизонтом в положенное ему время.
Вот что об этом поведают славянские мифы:
«Когда Сварог создал Коло и заставил Землю вращаться, он решил пойти дальше и установить чёткий Порядок. Род, Творец всего Сущего, очень одобрял Порядок во всём.
– Правильно, сын, мыслишь! Порядком легче управлять, чем Беспорядком. При Порядке всё идёт своим чередом, одно за другое, не приходится ждать каких-то неожиданностей. А в чём, собственно, ты хочешь установить Порядок?
– А я бы Хорсу, когда он разъезжает по небу, установил Порядок, чтобы заранее знать, когда он запрягает своих огненных жеребцов, когда выпрягает. Бывает, то гонит их, как бешеных, не успеешь оглянуться – лошади в конюшне, на дворе темно; а то они у него тянутся как опоенные. День тогда длинный, а ночь короткая. Да и Святобор жалуется. Очень уж Хорс светит беспорядочно – то много света и силы солнечной шар даёт, а то светит еле-еле и почти не греет. Очень это всем растениям вредно.
– Да, ты прав, Сварог. Это Непорядок. А что ты предлагаешь?
– А тут очень просто будет установить Порядок. Сделаем два Равноденствия, чтобы день был равен ночи. А между Равноденствиями сделаем два Солнцеворота. При одном – самый длинный день и самая короткая ночь, а при другом – самый короткий день и самая длинная ночь. Вот и получится в году четыре Излома Солнца, порядок легко отслеживать будет. Но нужно, чтобы кто-то подсказывал Хорсу, сколько света и силы каждый раз посылать.
– Ну, это просто! Поставим четырёх надёжных Богов управлять Солнечной колесницей по очереди, на четверть года. Они Хорсу пылкому будут помогать и правила напоминать, что всего должно быть в меру, ну и сами будут три четверти года свободны, чай, не устанут за время от одного излома до другого».
Значение оберегов с изображением лошадей
Так мифы о солнце подсказывают, что изображение коней связано со славянским Богом Хорсом. Почитают его славяне трудолюбивым Богом, ответственным, способным разумно вести дела. Помнят и о том, что солнечный свет способен прогнать всякое худо. Именно поэтому резные коники украшают крыши домов и детские люльки.
Встарь обереги Хорса особенно часто дарили мальчикам, чтобы защитить ребёнка от зла да научить его трудолюбию и ответственности. Шумящие подвески с кониками делают славянские мастера и нынче.
Позовите в свой дом солнце!
Теперь, когда знаете, что изображения коней – не просто красивый предмет, а оберег Бога Хорса, позовёте ли солнышко в свой дом?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мифология древних славян отличается от мифологии других народов. Она возникла позднее чем, например, древнегреческая. Славянские мифы были тесно связаны со стихиями природы, хлеборобским или пастушьим бытом. У славян мифологическая символика соседствовала с атрибутами семейного быта, поэтому очень часто в мифах употреблялись слова мать, отец. Например, в народном мифе о Солнце главный персонаж носит имя Мать-Сыра Земля. Славяне считали Землю прародительницей всего сущего, называли её великим материнским лоном, из которого появился мир.
В мифе дано объяснение появлению растительности и животного мира, происхождению человека, смене времён года, возникновению огня, обряду погребения.
Во внешности славянских языческих богов нет ничего страшного, пугающего: многие их описания сопровождают роскошные образы окружающей природы. Большинство славянских богов не имеет таких чётких функций, как у древних греков.
А. Ходыревская. Мать-Сыра Земля. 2013 г.
МИФ О СОЛНЦЕ
Лежала Мать-Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слон мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на громовую речь отца отвечал словами вещими, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
В. Крыжановский. Ярило. 2006 г.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших — заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери — опуская их в ложе её, т. е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование огня человеку.
(В пересказе А. Мельникова-Печерского)
Род — создатель материального мира. У славян Род связан с идеей дерева жизни. Природа — это непосредственное детище Рода, она состоит при Роде.
Сеарог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.
Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.
Перун — бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положительном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как разрушительная сила.
Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель. воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий лёгкого ветерка.
Велес — бог достатка, покровитель купцов и торговцев, защитник домашнего скота.
Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.
Купало — бог летнего солнца и любовного огня. Ярило — божество, похожее на Купалу, только оживающее весной.
Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Ярилы, Купалы и Даждь-бога. Наши предки делили год на три части: весну, лето и зиму. Ярило пробуждал природу весной, Купало даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая.
В. Крыжановский. Род. 2006 г.
В. Крыжановский. Даждьбог. 2006 г.
В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни.
Бог солнца есть в мифологиях Древнего Рима. Индии. Японии и др. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Разные народы в мифах отображали своё представление о природе и человеке. Греки считали, что Гелиос мчится по небу на колеснице, запряжённой четвёркой крылатых коней. Египтяне, чья жизнь была связана с Нилом, видели своего бога Ра проплывающим по небосводу в ладье. Они представляли его в виде человека с головой сокола и символическим изображением солнца. Ра почитался как царь и отец богов. Он отождествлялся с богом Амоном и изображался в облике фараона. Некоторые мифы о Ра связаны с представлениями египтян о смене времён года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным оком сияющей на лбу Ра, и её вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
В древнегреческих мифах есть своё объяснение того, почему природа то замирает, то возрождается. Об этом повествуется в мифе «Деметра и Персефона». Деметра— богиня плодородия и земледелия. Персефона — богиня земного плодородия. Миф связан со сказанием о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом.
До принятия христианства на украинских землях очень почитали Даждьбога. Это один из основных персонажей славянской мифологии. Помимо иных предназначений, с ним связывали изменение времён года. Это отобразилось и в устном народном творчестве, например в песнях:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир’їчка вийшов?
Не сам же я вийшов. Дажбог мене вислав —
З правої ручейки — літо відмикати.
З лівої ручейки — зиму замикати.
(Украинская народная песня)
Ф. Лейтон. Возвращение Персефоны. 1891 г.
Древнеегипетский бог солнца Ра. Прорисовка с настенной живописи. III тыс. до н. э.
Женские образы, созданные художником Константином Васильевым, прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер. Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд своё представление о русской красавице. Для К. Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые, независимо от внешности, делали женщину красивой.
В 1966 г. К. Васильев написал картину «Жница». Девушка стоит, опёршись о берёзку, в глазах мечта, утомлённые руки сжимают серп, а на заднем плане — бескрайнее поле неубранной ржи.
1. Как вы думаете, почему главного персонажа мифа о Солнце зовут Мать-Сыра Земля? Какой скрытый смысл заложен в имени этого персонажа?
2. Миф описывает любовь Матери-Сырой Земли и Ярилы. Обоснуйте, почему именно Ярило вызывает у Матери-Сырой Земли такие чувства, что в результате происходит с миром. Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на текст.
3. Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?
4. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?
5. Как вы объясните, почему в мифе идёт речь о смене лета зимой, а не осенью? Почему начало зимы в мифе связано с началом Огня? Почему наши предки чествовали дарение огня человеку?
6. Установите соответствие на основе мифа о Солнце.
А его породила Земля
Б светлое божество, пронизывающее слои мрака
В божество долгой зимы
7. Выпишите из текста несколько понравившихся вам метафор. Для чего они использованы в мифе? Подберите к ним интересные образные синонимы.
8. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?
9. Рассмотрите картину К. Васильева «Жница». Как вы думаете, есть ли у этой девушки что-то общее с Матерью-Сырой Землёй?
К. Васильев. Жница. 1966 г.
10. Какой фрагмент славянского мифа о Солнце наиболее соответствует этой картине и почему? Подтвердите свои размышления фрагментами из текста мифа.
народный миф о солнце краткое содержание. подскажите пожалуйста. нужно до 1 сентября
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
Что объясняет народный миф о солнце
Мифология древних славян отличается от мифологии других народов. Она возникла позднее чем, например, древнегреческая. Славянские мифы были тесно связаны со стихиями природы, хлеборобским или пастушьим бытом. У славян мифологическая символика соседствовала с атрибутами семейного быта, поэтому очень часто в мифах употреблялись слова мать, отец. Например, в народном мифе о Сол-нце главный персонаж носит имя Мать-Сыра Земля. Славяне считали Землю прародительницей всего сущего, называли её великим материнским лоном, из которого появился мир.
В мифе дано объяснение появлению растительности и животного мира, происхождению человека, смене времён года, возникновению огня, обряду погребения.
Во внешности славянских языческих богов нет ничего страшного, пугающего: многие их описания сопровождают роскошные образы окружающей природы. Большинство славянских богов не имеет таких чётких функций, как у древних греков.
Миф о солнце
Лежала Мать-Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на громовую речь отца отвечал словами вещими, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил сё, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших заснувшего смертным сном Ярилипа сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери опуская их в ложе сё, т. с. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование огня человеку.
(В пересказе Л. Мельникова-Печерского)
Род создатель материального мира. У славян Род связан с идеей дерева жизни. Природа это непосредственное детище Рода, она состоит при Роде.
Сварог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.
Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.
Перун бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положительном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как разрушительная сила.
Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель, воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий легкого ветерка.
Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.
Купало — бог летнего солнца и любовного огня. Ярило божество, похожее па Купалу, только оживающее весной.
Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Яриды, Куиалы и Даждь-бога. Наши предки делили год па три части: весну, лето и зиму. Ярило пробуждал природу весной, Купало даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая.
В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни.
Бог солнца есть в мифологиях Древнего Рима, Индии, Японии и др. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Разные народы в мифах отображали своё представление о природе и человеке. Греки считали, что Гелиос мчится по небу на колеснице, запряжённой четверкой крылатых коней. Египтяне, чья жизнь была связана с Нилом, видели своего бога Ра проплывающим по небосводу в ладье. Они представляли его в виде человека с головой сокола и символическим изображением солнца. Ра почитался как царь и отец богов. Он отождествлялся с богом Лмоном и изображался в облике фараона. Некоторые мифы о Ра связаны с представлениями египтян о смене времён года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным оком сияющей на лбу Ра, и её вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
В древнегреческих мифах есть своё объяснение того, почему природа то замирает, то возрождается. Об этом повествуется в мифе «Деметра и 1Іерсефоиа». Деметра — богиня плодородия и земледелия. Персефона богиня земного плодородия. Миф связан со сказанием о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом.
До принятия христианства на украинских землях очень почитали Даждьбога. Это один из основных персонажей славянской мифологии. Помимо иных предназначений, с ним связывали изменение времён года. Это отобразилось и в устном народном творчестве, например в песнях:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир’їчка вийшов?
Не* сам же я вийшов. Дажбог мене вислав — З правої ручейки — літо відмикати,
(Украинская народная песня)
Женские образы, созданные художником Константином Васильевым,
прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер. Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд своё представление о русской красавице. Для К. Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые, независимо от внешности, делали женщину красивой.
В 1966 г. К. Васильев написал картину «Жница». Девушка стоит, опёршись о берёзку, в глазах мечта, утомлённые руки сжимают серп, а на заднем плане бескрайнее поле неубранной ржи.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему главного персонажа мифа о Солнце зовут Мать-Сыра Земля? Какой скрытый смысл заложен в имени этого персонажа?
2. Миф описывает любовь Матери-Сырой Земли и Ярилы. Обоснуйте, почему именно Ярило вызывает у Матери-Сырой Земли такие чувства, что в результате происходит с миром. Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на текст.
3. Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?
4. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?
5. Как вы объясните, почему в мифе идёт речь о смене лета зимой, а не осенью? Почему начало зимы в мифе связано с началом Огня? Почему наши предки чествовали дарение огня человеку?
6. Установите соответствие на основе мифа о Солнце.
1 Ярило А его породила Земля
2 огонь Б светлое божество, пронизывающее слои мрака
3 человек В божество долгой зимы
7. Выпишите из текста несколько понравившихся вам метафор. Для
чего они использованы в мифе? Подберите к ним интересные образные синонимы.
8. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?
9. Рассмотрите картину К. Васильева «Жница». Как вы думаете, есть ли у этой девушки что-то общее с Матерью-Сырой Землёй?
10. Какой фрагмент славянского мифа о Солнце наиболее соответствует этой картине и почему? Подтвердите свои размышления фрагментами из текста мифа.