Что объявляет амнистию в рф
Для чего нужны регулярные амнистии
Масштабные амнистии в России крайне необходимы, они частично компенсируют суровость отечественных правоохранительной и судебной систем, не ведающих жалости и почти не признающих ошибок. Длительная подготовка к очередной амнистии – к 75-летию Победы – позволит тщательно проработать ее детали, пока же непонятен даже ее масштаб.
Совет по правам человека при президенте объявил о начале работы над очередной юбилейной амнистией, приуроченной к 75-летию Победы в 2020 г. Сейчас, по данным ФСИН, в местах лишения свободы и в предварительном заключении находятся 540 657 человек, еще 501 519 осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы. По мнению председателя СПЧ, образцом могла бы стать амнистия к 70-летию Победы в 2015 г., коснувшаяся более 230 000 человек. Члены совета разработали два проекта, сообщил «Ведомостям» глава СПЧ Михаил Федотов, но говорить о конкретных статьях УК, подпадающих под амнистию, пока рано, для начала надо понять, будет ли она широкой или ограниченной. Федотов затруднился с ответом, подпадут ли, например под новую амнистию обвиняемые по делу о «массовых беспорядках», но не исключает, что она распространится и на его фигурантов. Оба имеющихся проекта амнистии не предполагают ее распространения на административные дела, в последние годы превратившиеся в привычный метод преследования оппозиционных активистов. Отсутствие в проектах амнистии административных составов председатель СПЧ объясняет возможными изменениями в новом КоАПе, где СПЧ предлагает подробно прописать механизм такой амнистии.
Амнистия и помилование: особенности и различия
В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.
Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).
Критерии, по которым амнистия отличается от помилования
1. Круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.
В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.
Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках, награжденные государственными наградами и т.д.
2. Субъект принятия решения
Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».
3. Правовые последствия применения амнистии и помилования
В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.
При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.
Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия.
4. Процедура
Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.
Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.
Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).
Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.
Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.
Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.
5. Правообразование
Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.
При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах.
Статья 84. Амнистия
1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Комментарий к ст. 84 УК РФ
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.
Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6.
Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении об объявлении амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.
Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.
Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. N 3.
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3018.
Институт амнистии включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Этот институт является комплексным, он применяется на разных стадиях уголовной ответственности и предусматривает разные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности (подозреваемые и обвиняемые), освобождение от наказания (осужденные), снятие судимости (отбывшие наказание).
Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.
Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.
Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Во многих (но не во всех) актах об амнистии это положение устанавливается особо. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N 7-П подчеркивается, что реализация права государства на отказ от уголовного преследования отдельных категорий лиц вследствие амнистии не должна ограничивать незыблемые конституционные права человека и гражданина, включая закрепленное ст. 52 Конституции РФ право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Потерпевший может реализовать свое право как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.
Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.
Амнистия предусматривает несколько видов смягчения положения осужденных: освобождение от основного наказания; сокращение срока (размера) назначенного наказания, включая сокращение неотбытой части наказания; замена назначенного наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания.
Акт об амнистии распространяется только на те наказания, которые не отбыты или не исполнены на момент его вступления в силу.
Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. В СССР подобная возможность предусматривалась. Например, в ч. 1 ст. 65 ИТК РСФСР указывалась такая категория осужденных, как «мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии». Замена смертной казни более мягким видом наказания по российскому законодательству возможна только в порядке помилования (ч. 3 ст. 59 УК РФ).
Не применяется амнистия и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Конечно, чисто теоретически это не исключается, поскольку в УК РФ не установлены основания и условия применения (неприменения) амнистии, в каждом акте об амнистии они формулируются по-своему. Но на практике таких случаев не было. Во-первых, во всех актах об амнистии постатейные ограничения включают преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Во-вторых, во многих актах об амнистии установлено положение о неприменении амнистии к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами амнистии.
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. В последних постановлениях об объявлении амнистии данная мера не предусматривалась. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27 марта 1953 г. судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных.
Ведомости ВС СССР. 1953. N 4.
Амнистия является безусловным видом освобождения от уголовной ответственности и от наказания: решение о применении амнистии не может быть отменено независимо от дальнейшего поведения амнистированного лица. Некоторые специалисты выступают за придание амнистии условного характера. По их мнению, неотбытый на момент применения амнистии срок наказания следует считать испытательным сроком со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Следует отметить, что в некоторых актах об амнистии предусматривались определенные требования, невыполнение которых исключало применение амнистии. Так, в п. 1 Постановления от 9 февраля 1996 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года» условием амнистирования являлось освобождение всех лиц, захваченных и насильственно удерживаемых незаконными вооруженными формированиями.
СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 722.
Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, т.е. не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица. Единственным исключением является несогласие подозреваемого или обвиняемого лица на прекращение уголовного преследования. В специальной литературе высказывалось мнение, что и в отношении осужденных амнистия должна применяться только с их согласия, поскольку амнистия относится к нереабилитирующим основаниям освобождения от наказания.
Судебная практика по статье 84 УК РФ
И СТАТЬЕЙ 84 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Установленный ст. 84 УК Республики Беларусь и ст. 83 УК РФ срок давности исполнения постановленного в отношении Сташука С.В. обвинительного приговора к моменту принятия решения о его выдаче Республике Беларусь не истек.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности в силу международных договоров и внутреннего законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществления в отношении Сташука С.В. уголовного преследования, включая исполнение назначенного ему наказания, за совершение преступлений, в совершении которых он признан виновным, не имеется.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принимаемое Государственной Думой решение об объявлении амнистии (которая исходя из статьи 84 УК Российской Федерации применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и реализации уголовной ответственности) во всяком случае должно основываться на принципах правового государства и верховенства Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства в области уголовно-правовой защиты провозглашенных конституционных ценностей, включая права граждан, как при применении уголовной ответственности и наказания, так и при освобождении от них. Установление в рамках этих принципов конкретных оснований и пределов амнистирования лиц, совершивших преступления, относится к числу дискреционных полномочий самой Государственной Думы, которая вправе объявлять амнистию в отношении определенных категорий лиц и видов преступлений и предусматривать те правовые последствия амнистии, которые она сочтет целесообразными (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года N 875-О, от 19 ноября 2015 года N 2659-О, от 26 апреля 2016 года N 764-О, от 28 марта 2017 года N 602-О, от 27 сентября 2018 года N 2213-О и др.).
Согласно ст. 84 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, актом об амнистии может быть освобождено от отбывания назначенного наказания.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, но в строго определенных пределах. Условия применения амнистии, а также круг лиц, на которых она распространяется (не распространяется), устанавливаются соответствующим актом.
В кассационной жалобе осужденный Шакура указывает, что приговор является незаконным и необоснованным; умысла на убийство потерпевших у него не было, он защищался от их нападения и эти доводы не опровергнуты; нарушен принцип презумпции невиновности; его показания от 19 апреля 2019 года являются недопустимыми доказательствами, поскольку он в это время проходил курс лечения у психиатра; суд необоснованно отклонил ходатайство о допросе экспертов-психиатров; свидетели Г. и Б. заинтересованы в исходе дела; его судимость по предыдущему приговору должна быть снята в 2015 году на основании ст. 84 УК РФ, т.к. он болен туберкулезом; суд не учел смягчающие его наказания обстоятельства: тяжелая болезнь, явка с повинной, наблюдение у врача-психиатра, раскаяние в содеянном; на его иждивении находится отец-инвалид. Просит переквалифицировать его действия со ст. 105 ч. 2 п. п. «а, ж» на ст. 108 ч. 1 УК РФ, иск потерпевших оставить без удовлетворения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что принимаемое Государственной Думой решение об объявлении амнистии (которая исходя из статьи 84 УК Российской Федерации применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и реализации уголовной ответственности) во всяком случае должно основываться на принципах правового государства и верховенства Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства в области уголовно-правовой защиты провозглашенных конституционных ценностей, включая права граждан, как при применении уголовной ответственности и наказания, так и при освобождении от них. Установление в рамках этих принципов конкретных оснований и пределов амнистирования лиц, совершивших преступления, виды смягчения их положения и порядок применения акта об амнистии в каждом конкретном случае регламентируются Государственной Думой в соответствующих постановлениях и относятся к числу дискреционных полномочий самой Государственной Думы, которая вправе объявлять амнистию в отношении определенных категорий лиц и видов преступлений и предусматривать те правовые последствия амнистии, которые она сочтет целесообразными (Постановление от 19 марта 2003 года N 3-П; определения от 22 апреля 2014 года N 831-О, от 18 сентября 2014 года N 1828-О, от 23 апреля 2015 года N 875-О, от 19 ноября 2015 года N 2659-О, от 26 апреля 2016 года N 764-О, от 28 марта 2017 года N 602-О, от 27 сентября 2018 года N 2213-О и др.).
Объявят ли амнистию в декабре 2021 года: последние новости на сегодня
Уголовная амнистия в России может быть объявлена перед Новым годом в декабре 2021. С таким утверждением выступил эксперт в интервью «Городским ведомостям», адвокат по уголовным делам Роман Савицкий. Юрист считает, что на такой шаг президент может пойти перед большим праздником, освободив людей с судимостью за преступления небольшой и средней тяжести. Так тюрьмы смогут уменьшить свой контингент и снизить риски заражения коронавирусом среди оставшихся заключенных.
В России предложили объявить амнистию за нетяжкие преступления
С похожим предложением выступила и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.
«Важно, чтобы не было судимости у тех, кто не представляет большой опасности для общества. — заявила Татьяна Москалькова. — Преступления небольшой и средней тяжести должны влечь наказание, но не судимость, потому что она не дает возможности ни на работу устроиться, ни кредит взять. Возможно, имеет смысл провести амнистию по снятию судимости для таких людей».
Свое предложение омбудсмен мотивировала еще и тем, что «многие люди уже отбыли наказание, а судимость висит на них как вериги». Но один из главных аргументов такой амнистии — работодатели крайне неохотно рассматривают людей с судимостью как кандидатов на свободные рабочие места. «Судимость — это стена, через которую человек не может пробиться», — подчеркнула Москалькова.
Амнистия в России регулярно проходит с 1856-го. Фиксированного периода между актами гуманизма не было. Они дважды проходили в 1924-м. В 1957-м осенние амнистии разделяло около месяца. Дважды ее объявляли и в 2006-м.
Объявят ли амнистию в 2021 году?
Предполагалось, что соответствующий указ правительство выпустит в 2020-м. Амнистию планировали приурочить к 75-летию Победы. Но реализовать проект помешала пандемия коронавируса. Эпидемиологическая обстановка в тюрьмах стала одной из причин для повторного предложения провести амнистию. Но инициативу ФСИН не поддержали в правительстве.
В 2021-м депутаты Госдумы несколько раз предлагали провести акт гуманизма. Последний раз с подобной инициативой весной выступала омбудсмен Татьяна Москалькова. В декабре 2021 года амнистия вряд ли состоится, считают источники. Для принятия соответствующего указа просто не осталось времени. Пандемия, помешавшая в 2020-м, также продолжается.
Ждать ли уголовную амнистию в 2022 году в России
Уже сейчас идут активные споры о том, будет ли проведена уголовная амнистия в 2022 году. Разумеется, если таковая случится в 2021 году, то ожидать повтора инициативы в 2022 не стоит. Однако сейчас все большее количество людей склоняется к тому, что ожидать подобного решения в 2021 не стоит, поскольку объявление будущей амнистии осуществляется задолго до ее принятия.
Уже почти закончился 2021 год, а каких-либо конкретных решений в данном направлении нет. К тому же, текущая эпидемиологическая обстановка не располагает к проведению подобных значительных перемещений населения.
Еще одной проблемой может являться тот факт, что на текущий момент нет каких-либо знаменательных дат, в честь которых можно было бы провести амнистию.
СМИ не исключают возможности массовых освобождений в следующем году. Они могут быть приурочены к 105-й годовщине Октябрьской революции.
В Госдуме пока не сообщают о планах по проведению очередной амнистии. В ближайшие годы для нее также найдутся круглые даты. Так, в 2023-м Россия отмечает 30-летие Конституции.
Путин за амнистию или нет?
При этом для попадания в перечень лиц, подлежащих амнистии, требуется соответствие определенным условиям, а именно, срок ограничения свободы не должен превышать 5-ти лет, более того, это должно быть первое лишение свободы для гражданина. К тому же, на амнистию не смогут рассчитывать граждане, участвовавшие в организации беспорядков и нападениях на полицейских.
Данное постановление было единогласно принято Государственной Думой Российской Федерации, хотя рассмотрение этого документа заняло 2 пленарных заседания. По примерным оценкам подобная амнистия позволит освободить 3-3,5 тысячи человек из мест содержания заключенных.
Ждать ли амнистию заключенным по средним, тяжелым и особо тяжелым статьям?
На текущий момент поднимается вопрос о том, чтобы на амнистию могли рассчитывать также заключенные по статьям средней тяжести, срок наказания которых не превышает 10 лет.
Однако данная инициатива не пользуется популярностью ни среди населения, ни среди Правительства государства, поскольку все остерегаются того, что это приведет к значительному росту уровня преступности в стране.
Осужденные по тяжким и особо тяжким статьям могут не ожидать своего освобождения даже в том случае, если амнистия будет принята. Для данной категории граждан не существует каких-либо исключений или поблажек, которые могли бы помочь им выйти на свободу. Это справедливо, учитывая тот факт, что даже среди осужденных по «легким» статьям будет освобожден крайне малый процент заключенных.
Здесь важно отметить, какие преступления относятся к тяжким преступлениям. К категории тяжких преступлений относятся все умышленные деяния, максимальное наказание по которым не превышает 10 лет, а также наказания за неосторожные действия, срок заключения за которые не превышает 15 лет. К категории особо тяжких преступлений относятся те преступления, срок заключения за которые составляет более 10 лет.
Также на амнистию не смогут рассчитывать рецидивисты или те лица, которые совершили преступления по месту нахождения в зоне лишения свободы.
В свою очередь заключенным по «легким» статьям и их близким остается лишь ожидать, что в ближайшее время Государственная Дума рассмотрит и примет соответствующее постановление об амнистии определенной категории заключенных.