Что обязан делать мусульманин
5 столпов Ислама
Ислам — это покорность Единому Богу в соответствии с Его законами. Закон, которому следуют мусульмане, включает всё, что было ниспослано Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, от Всевышнего Аллаха.
Ислам основан на пяти столпах:
1. Шахада — исламское свидетельство.
2. Ежедневное совершение пятикратного намаза.
3. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.
4. Ежегодная выплата закята (для состоятельных людей).
5. Совершение хаджа раз в жизни (для тех, у кого есть такая возможность).
В первую очередь, человек обязан принять Ислам и произнести шахаду, затем научиться совершать намаз. Когда наступит месяц Рамадан, он обязан начать поститься. Когда придет время хаджа, он должен отправиться в хадж, если имеет для этого материальные и физические возможности. По истечению лунного года состоятельному мусульманину необходимо выплатить закят — отдать часть от излишков своего имущества в пользу бедных мусульман.
Соблюдение столпов Ислама является обязанностью для каждого мукалляфа. Мукалляф — это разумный человек, достигший половой зрелости. Как только человек становится мукалляфом, на него распространяются все предписания Шариата. Таклиф (обязанность соблюдать Ислам) не распространяется на сумасшедших и несовершеннолетних детей. Если человек сознательно не соблюдает столпы Ислама, он совершает грех и наносит себе огромный вред.
Шахада
Первое, что обязан сделать совершеннолетний разумный человек, до которого дошел призыв Ислама, — произнести шахаду. Шахада — это свидетельство, после произнесения которого человек становится мусульманином. Необходимо произнести следующее:
Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.
Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
Шахада, несмотря на свою краткость, содержит в себе множество смыслов и фактически включает в себя все столпы веры. Шахада — это ворота в Ислам, слова, которые делают человека членом исламской уммы. Произнести шахаду необходимо от всего сердца, с искренней убежденностью и пониманием ее смысла. Условием действительности шахады является отказ от своих прошлых убеждений, противоречащих Исламу, и желание следовать религии на практике. Желательно произнести шахаду на арабском языке в присутствии мусульман.
Когда человек только принимает Ислам, он, как правило, еще не знает в подробностях всех положений веры и предписаний Шариата. На этом этапе достаточно общей веры и убежденности в истинности Ислама. Если какой-то вопрос для человека пока не ясен, следует держать в голове: «Я верю в это в той форме, как это передал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует», — и обязательно обратиться за разъяснением к знающим людям.
Намаз
Совершение намаза (араб. салят) является вторым столпом религии Ислам. Его обязан совершать каждый совершеннолетний находящийся в здравом уме мусульманин. Намаз предписан верующим в Коране, а способ его совершения дошел до нас от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует
Мусульмане совершают обязательную молитву (намаз) пять раз за сутки: на рассвете, в полдень, после полудня, вечером и ночью.
Намаз может совершаться практически везде: в мечети и дома, на рабочем месте и в учебном заведении, на улице, то есть в любом чистом месте. Молиться можно индивидуально или в джамаате (коллективно).
Намаз является важнейшим требованием религии и ее опорой, обеспечивает связь верующего со Всевышним Аллахом, поэтому он обязателен в любых условиях, даже во время болезни, в пути и на войне. Намаз нельзя пропускать. Если по той или иной причине человек не успел совершить намаз в должное время, его необходимо восполнить, как только появится возможность. Тому, кто не может встать для совершения намаза, можно молиться сидя, тому, кто не может сесть, — лежа. Путешественник имеет право сокращать молитву.
С практической точки зрения, намаз — это комбинация слов и движений. Перед молитвой совершается омовение, затем мусульманин встает по направлению к Каабе, сосредоточивается на предстоящей молитве и принимает намерение совершить обязательный намаз во имя Всевышнего Аллаха, затем поднимает руки и произносит слова «Аллаху Акбар» (Аллах превыше всего). В намазе мусульманин читает суры из Корана, слова поминания Аллаха (зикры) и мольбы (дуа). Завершается намаз приветствием «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» (мир вам и милость Аллаха) вправо и влево.
Обучать намазу следует с детства. Намаз должен восприниматься ребенком как неотъемлемая часть жизни с самого раннего возраста. Он должен видеть, как молятся его родители, и тогда вскоре сам начнет повторять их движения. Такое можно наблюдать в любой мусульманской семье, ведь детям свойственно копировать всё, что делают родители, а не заметить, что твои родители молятся, если они соблюдающие мусульмане, невозможно. Дети сами расстилают коврик, повторяют азан за родителями и следуют за ними в молитве. К семи годам ребенка необходимо обучить всем молитвам и повелевать ему регулярно совершать намаз.
С практической точки зрения, исламский пост — это воздержание от еды, питья и половой близости в светлое время суток, то есть от рассвета до захода солнца.
Соблюдение поста предписано мусульманам в Благородном Коране:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 183)
С нравственной точки зрения, пост призван очистить человека от грехов, позволить ему с помощью отказа от удовлетворения потребностей тела устремить всё своё внимание на исполнение религиозных обязанностей, размышления и полезные дела, уподобиться ангелам, которые не нуждаются в еде и питье и постоянно поклоняются Всевышнему Аллаху.
Если пост проходит легко, верующий благодарит Всевышнего Аллаха. А если поститься тяжело, верующий радуется и надеется, что за его терпение Всевышний Аллах простит ему дурные поступки и укрепит его веру.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, предупреждал нас о том, что многим людям пост не несет ничего, кроме голода и жажды. Поэтому мусульманину не следует ограничиваться формальным отказом от еды и питья. Каждый по мере своих сил должен уделять внимание внутреннему смыслу поста. Следует оберегать свои глаза — отводить взгляд от запретного, язык — оставить бесполезные разговоры, сплетни, споры, злословие, уши — не слушать, как злословят или сплетничают другие; руки не должны прикасаться к тому, к чему прикасаться запрещено, а ноги не должны идти в места, где совершаются грехи. Также необходимо оберегать свой желудок: мусульманину следует особенно следить за тем, чтобы пища, которую он принимает на сухур и ифтар, была дозволенной и не следует пировать во время ифтара. Ощущение голода и слабости во время поста — благо для верующего.
Пост в месяц Рамадан — это обязанность мусульманина, а дополнительный пост — очень ценный вид поклонения. Рамадан является месяцем особой благодати. Мусульмане ждут месяц поста с надеждой совершить как можно больше благих дел и заслужить прощение грехов. Всевышний Аллах сделал этот месяц особенным — в Рамадан легче отказаться от запретного, легче совершать поклонение и изменить свои привычки, а награды за благие дела в этом месяце увеличиваются многократно. Всевышний Аллах осыпает верующего своими милостями в Рамадан, поэтому разумный человек проявит уважение к посту и постарается провести этот месяц наилучшим образом.
Закят
Состоятельные мусульмане один раз в год обязаны выплатить в пользу бедных единоверцев 2,5% от своего имущества. Это своеобразный налог, который в Исламе называется «закят», что буквально означает «очищение».
Выплата закята — это обязанность, один из столпов Ислама, а не просто добровольная милостыня или пожертвование. Истинным владельцем всего, что у нас есть, является Всевышний Аллах. Если вам Всевышний дал больший достаток, чем другим мусульманам, на вас ложится обязанность поделиться излишками с теми, кто нуждается.
Закят не выплачивается с имущества, которым пользуется человек в повседневной жизни, — с жилья, средств передвижения, одежды или домашней утвари. Выплатить закят обязан только тот, кто на протяжении всего лунного года владеет определенным количеством денег в виде сбережений, золота, серебра, имеет в собственности домашний скот, товар для продажи и т. п.
Менее состоятельные люди по Шариату не обязаны просить материальной помощи у более состоятельных, так как они имеют законное право на получение закята, а богатые, отдавая им часть своего имущества, выполняют свой религиозный долг.
Всевышний Аллах в Коране определил категории людей, которые имеют право на получение закята. Закят предназначен нищим, у которых нет вообще никакого имущества, неспособным зарабатывать себе на жизнь, бедным, должникам, которые не в состоянии отдать свои долги, людям, которые занимаются сбором и распределением закята, тем, кто недавно принял Ислам и нуждается в поддержке, рабам, которых могут освободить за выкуп, людям, посвятившим себя служению Исламу, и путникам, которые оказались без средств в пути.
Помимо закята с имущества, мусульмане раз в год выплачивают очистительную милостыню (закят аль-фитр) по окончанию месяца Рамадан. Для того чтобы выплата этой милостыни в пользу бедных стала для мусульманина обязательной, не ставится условием владение установленным количеством имущества весь лунный год, достаточно пребывать в достатке в праздничный день, когда выплачивается этот вид закята.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предостерегал мусульман от скупости и страсти к накопительству. Тому, кто копит имущество и не выплачивает с него закят, уготовлено суровое наказание после смерти. Закят призван излечить бедных от зависти, а богатых от скупости и эгоизма, и установить хорошие отношения в обществе между богатыми и бедными.
Хадж — это паломничество в Мекку в месяц Зуль-Хидджа, которое раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин, имеющий материальную и физическую возможность сделать это. Мекка — это главный священный город мусульман, расположенный на Аравийском полуострове.
Хадж состоит из серии особых обрядов, куда входят облачение в ихрам, стояние на Арафа, обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва, бросание камней, жертвоприношение и др. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием, а каждый обряд имеет свой смысл и историю.
Во время хаджа объединяются все мусульмане планеты. Все верующие, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, возносят молитвы Господу, Который Един для всех. Во время совершения обрядов хаджа все люди равны: господин и слуга, правитель и подданный — все находятся на одном уровне. Все мужчины-мусульмане, богатые и бедные, облачаются в одинаковую одежду — два отреза белой материи.
Хадж служит напоминанием верующим о Судном дне, когда все люди предстанут перед Всевышним Аллахом без одежды, в ожидании того, что им придется держать ответ за всё, что они совершили; в этот день человеку не поможет ни его происхождение, ни имущество, которое он накопил в этой жизни, ни положение в обществе.
Совершение хаджа — важнейшее событие в жизни мусульманина, возможность заслужить прощение грехов, переосмыслить свою жизнь и изменить ее к лучшему. Многие мусульмане после хаджа начинают жить иначе, оставляют прошлые грехи, приобретают способность глубже понимать и чувствовать Ислам, больше боятся Аллаха, а жизнь свою начинают разделять на «до» и «после» совершения хаджа.
7 правил, которые мусульманин должен соблюдать ежедневно
Ислам – это образ жизни. Поклонение в исламе не предполагается по определенным дням и праздникам, это и есть вся жизнь верующего, ведь самые обычные действия, которые совершает любой человек, в зависимости от того, как он это делает, могут стать проявлением почитания, уважения, преданности Аллаху Всевышнему. Ислам – это не только религиозные практики, это то, как мы совершаем самые обыденные дела, то, как мы думаем, то, что мы делаем. Каждое благое дело, мысль и привычка приближает раба к Своему Создателю. Хорошие привычки для мусульманина также естественны как дыхание. Ниже представлены несколько таких привычек верующего, о которых ему не следует забывать на пути к довольству Всевышнего:
1. Ежедневно выделяйте время на чтение Корана и его толкование. Коран – руководство к применению к жизни мусульманина. Размышляя над ним, вы укрепляете иман, он все больше и больше начинает «выливаться» в жизнь и становится воплощением норм, предписанных Аллахом. Коран подобно лекарству очищает сердце мусульманина, призывает его к праведности и становится благим началом в совершении любых деяний.
2. Совершайте поминание Аллаха. Где бы вы не были, в автобусе, в машине, в любой удобный момент совершайте поминание Аллаха: «Ля илаха илляЛах», «СубханАллах», «Аллаху Акбар», «АльхамдулилЛах». Вспоминая Всевышнего в суете мирской жизни, мы осознаем свое истинное положение и истинного владельца нашей жизни. Так мы понимаем, что все от Аллаха и обретаем Его довольство.
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (2:152).
3. Давайте милостыню. Аллах обладает всеобъемлющим милосердием и любит тех, кто проявляет милосердие по отношению к Его творениям. Милостыня в исламе не обязательно должна быть большой и денежной, даже улыбка и доброе деяние, направленное по отношению к другому человеку является садакой.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждое благое деяние – милостыня».
Пророк (мир ему) также сказал: «Каждый мусульманин должен давать милостыню».
Один человек спросил: «Скажи мне, а если у него ничего не найдется (для этого)?» Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесет пользу самому себе и даст милостыню».
Человек спросил: «О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении».
Человек спросил: «А если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть побуждает к одобряемому». Человек спросил: «Скажи мне, а если он не сумеет сделать и этого?»
Он сказал: «Тогда пусть воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней».
В другом хадисе сказано: «Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует давать милостыню столько раз, сколько есть в его теле суставов. Каждое произнесение слов «Слава Аллаху» /Субхана-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» /Аль-хамду ли-Ллях/ есть милостыня, и каждое произнесение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» /Ля иляха илля-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов «Аллах велик» /Аллаху акбар/ есть милостыня. Побуждение к одобряемому есть милостыня и удержание от порицаемого есть милостыня».
4. Не тратьте время попусту. Время, которое тратится, например, на видеоигры, просмотр телевизора и социальные сети, можно провести во много раз полезнее. Время – одно из даров и аманатов Всевышнего, и за то, каким образом мы его проводили, мы будем нести ответ. Каждое мгновение вашей жизни может стать поклонением Всевышнему Аллаху, не упустите эту возможность.
5. Не бросайтесь в крайности. Ислам религия умеренности и мягкости, и не терпит когда верующий переходит границы разумного.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи».
6. Ислам – это всеобъемлющая религия, которая требует от нас, чтобы мы уделяли время нашему духовному, физическому и умственному здоровью. В сунне и в Коране предписаны привычки, которые сохранят вас здоровыми и улучшат ваш нрав. Достаточный сон ночью позволит вам не проспать намаз. Правильное питание также способствует поддержания здравого тела, что позволяет совершать поклонение в полной мере.
7. Читайте жизнеописание Посланника Аллаха (мир ему). Пророк (мир ему) был лучшим из людей, и стремление следовать его примеру является прямым путем к довольству Всевышнего Аллаха. Любовь верующего к посланнику Аллаха (мир ему) увеличивается по мере получения знаний о нем больше.
«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Что обязан делать мусульманин
«МАЯК НА ПУТИ К ИСТИНЕ»
Обязанности мусульманина перед людьми
Любой разумный человек может заметить, что все в нашем мире создано для какой-либо цели. Точно так же и род людской сотворен с определенной миссией. На самом деле, человек не предоставлен лишь самому себе. У него есть множество обязанностей.
Никому не вредить
В хадисе сказано: «Аллах дал вам братьев в подчинение. И тот, у кого на попечении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит — пусть поможет ему» (Бухари, «Адаб», 44; Муслим, «Иман», 38).
Помогать людям
Мусульманин должен быть приветливым и вежливым, помогать бедным, оберегать одиноких, сирот, стариков, инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не уподобляйтесь неразумным людям, утверждающим: «Мы будем относиться хорошо к тем, кто хорошо относится к нам, и ответим злом тем, кто причинит нам зло». Напротив, отвечайте добром на добро, сдерживайте себя и не причиняйте никому зла даже в ответ на зло» (Тирмизи, «Бирр», 62).
Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Каждое доброе дело, сделанное человеком, живущим в соответствии с Исламом, засчитывается ему десятикратно и более — до семисот раз, злое же деяние засчитывается ему как одно наказание» (Бухари, «Иман», 31; Муслим, «Иман», 205).
Уважение к старшим и милосердие к младшим
Очень важно уважать отца и мать, старших братьев и сестер, учителей и старших по возрасту. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Юноше, который почитает старика из-за возраста, Аллах направит того, кто отнесется с уважением к нему в старости» (Тирмизи, «Бирр», 75).
Мусульманам следует помогать тем, кто младше, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не добьется успеха тот, кто не проявляет милосердия к младшим» (Тирмизи, «Бирр», 5).
В хадисе сказано: «Того, кто приютил, накормил и напоил сироту, несомненно, Аллах введет в Рай, если этот человек не совершал непростительных грехов» (Тирмизи, «Бирр», 14).
Приветствовать друг друга
При встрече мусульмане приветствуют друг друга. Давать салям – это сунна, а отвечать на него – фард, обязанность. Предпочтительно младшему первым приветствовать старшего, проходящему – сидящего. Приветствие « укрепляет мусульманскую умму.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У верующего шесть обязанностей перед другим: приветствуй его при встрече; принимай его приглашение; советуй, если он просит об этом; пожелай ему добра, если он, чихнув, восславляет Аллаха (словами «альхамду лиЛллях»); навести его, когда он болен; проводи его в последний путь, когда покинет этот мир!» (Муслим, «Салям», 6; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 68).
Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) однажды спросил: «О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе лучше всего?» Он услышал в ответ: «Наилучшее — если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых» (Бухари, «Иман», 6, 20; Муслим, «Иман», 63).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Пусть вновь прибывший приветствует присутствующих и покидающий выскажет приветствие остающимся. И пусть не превосходит первое приветствие по значимости последнее» (Тирмизи, «Истизан», 15).
При встрече с детьми благочестивый Анас (радыяллаху анху) приветствовал их и говорил: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) поступал точно так же» (Бухари, «Истизан», 15; Муслим, «Салям», 15; Абу Давуд, «Адаб», 136).
Не сердиться
Если мусульмане поссорились, они должны помириться вне зависимости от причины ссоры. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трех дней» (Абу Давуд, «Адаб», 47).
Из хадиса следует, что находиться долгое время в обиде или в ссоре считается грехом. Это подтверждается еще и другим хадисом: «Находиться год в состоянии обиды со своим братом по вере — грех,подобный пролитию крови» (Абу Давуд, «Адаб», 47).
Мирить поссорившихся
Если кто-то видит, что два мусульманина в ссоре, то примирить их его обязанность. В Коране сказано: «Ведь верующие — братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, — быть может, вас помилуют» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 10).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Лучшим садака является примирение тех, кто в ссоре» («Избранные хадисы», стр. 237).
Навещать близких
Мусульманин должен навещать родителей, родственников и друзей. Важно выбирать удобное для визита время, по возможности сообщив о нем заранее, не утомлять посещением, прилично выглядеть, не входить в чей-либо дом или комнату без разрешения.
Принимать гостей
Гостеприимство является неотъемлемой частью Ислама и занимает важное место в традициях мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угостит своего гостя» (Бухари, «Адаб», 31, 85; «Рикак», 23; Ибн Маджа, «Адаб», 5).
Мусульмане обязаны встречать гостей приветливо и добрым словом, принимать с почестями и угощать, не быть хмурым, не ругать детей, а если гости уходят, провожать их.
Принимать приглашение
Если нет уважительной причины для отказа, следует принять приглашение брата по вере и его угощение. Это укрепляет любовь между мусульманами. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если мусульманин позовет вас на свадьбу или куда-нибудь еще, примите его приглашение» (Бухари, «Никях», 74; Муслим, «Никях», 100).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не делал различий между богатыми и бедными. Если его приглашали простолюдины, он принимал приглашение и говорил: «Худшее из угощений – свадебный пир, куда приглашены только богатые, а нищие — забыты» (Бухари, «Никях», 72; Муслим, «Никях», 107, 108).
Не искать недостатки других
Мусульманин не должен вмешиваться в чужую жизнь, обсуждать недостатки других, злословить. Заметив ошибки брата по вере, следует деликатно исправить его. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тому, кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток в жизни и в Судный День. Аллах поддерживает человека, который помогает своему брату» (Муслим, «Зикр», 38).
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) наставлял: «Вы не станете обладателями крепкой веры до тех пор, пока будете обвинять в своих ошибках других. Поэтому в первую очередь смотрите на себя, исправляйте свои ошибки до того, как посмотрите на других».
Прощать зло
Высоконравственный человек умеет прощать зло и отвечать на него добром. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Бойся Аллаха, где бы и кем бы ты ни был. Зло исправляй добром. Обращайся к людям с хорошим нравом» (Тирмизи, «Бирр», 55; Дарими, «Рикак», 47; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», III, 5).
Посещать больных
Мусульманин должен навещать заболевшего брата, но приходить к больному следует в удобные для него часы, а не во время еды, приёма лекарств или сна. Нежелательно задерживаться у больного. Лучше оставаться у него лишь по его просьбе или когда чувствует, что это присутствие приятно ему. Не смотреть пристально на больного, не выражать жалость, а обращаться с милостью. При этом необходимо воздерживаться от разговоров, которые могут его утомить.
Желательно читать искренне дуа для выздоровления. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Навестивший больного пребывает в Раю до возвращения домой» (Муслим, «Бирр», 39; Малик, «Муватта», 17).
Имам Газали (рахматуллахи алейхи) сказал: «Человек должен благодарить Аллаха за трудности, потому что для верующего нет беды в этой жизни, кроме неверия и грехов. В беде может быть сокрыта для тебя польза, а ты и не знаешь. Аллах ведает, что является благом для тебя. То, что ты считаешь для себя злом, на самом деле может окажется для тебя добром. Поэтому наилучший путь – проявить смирение перед предопределением и благодарить Всевышнего».
Участвовать в погребальном намазе
Обязанность перед умершим мусульманином – проводить его в последний путь, принять участие в джаназа-намазе и молить Всевышнего об его прощении. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если тот, кто верит в награду и ждет ее от Аллаха, проводит умершего до кладбища, прочитает погребальный намаз и останется там до его захоронения, то он вернется с наградой» (Бухари, «Иман», 35).
Имам Газали (рахматуллахи алейхи) говорил: «Разумный человек должен сказать своему нафсу: «У меня есть единственный капитал – моя жизнь. Этот капитал настолько ценен, что даже один ее вздох невозможно вернуть. Все вздохи подсчитаны и убывают». Поэтому используй их во благо и смотри на этот мир так, как будто завтра умрешь. Сохраняй тело от харама и будь богобоязненным».
Желать мусульманину лучшего
Мусульманин должен желать брату по вере того, чего желает себе. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Улыбка брату, призыв к добру, наставление на истинный путь, очищение дороги от камней и стакан воды жаждущему — милостыня от тебя» (Тирмизи, «Бирр», 36).
Имам Газали (рахматуллахи алейхи) сказал: «Все происходит по предопределению Аллаха. Кого-то Он сделал богатым, а кого-то бедным, кого-то здоровым, а кого-то калекой, кого-то знающим, а кого-то неграмотным. Гармония этого мира сохраняется именно так. Если ты встретишь простых людей, не унижай их. Не будь горделивым, ведь на их месте мог оказаться и ты, а они — на твоем. Старайся быть с ними скромным, сохраняй человечность и религиозность. Только таким образом можешь обрести счастье.
Желаешь спокойствия в этом и будущем мирах – никого не обижай! Если увидишь человека младше себя, скажи: «У него грехов меньше, чем у меня», а если увидишь старше – то скажи: «У него вознаграждений больше, чем у меня. В нем сокрыто много хороших качеств, о которых, быть может, я и не подозреваю». Увидишь ученого, подумай про себя: «У него есть знания, и он спасет себя». А если встретишь знающего меньше тебя, то говори: «Он не знает, поэтому Аллах может простить его».
Даже когда повстречается неверующий, подумай: быть может, Аллах одарит его верой, простит, и он чистым предстанет перед Ним. Насколько ты познаешь себя и будешь считать ниже других, настолько твоя степень пред Аллахом возрастет».