Что обязан знать дизайнер
8 навыков, которыми должен обладать каждый графический дизайнер
Попадая на тот или иной сайт, посетители очень редко читают весь представленный текст, что существенно снижает эффективность контент-маркетинга. Чтобы люди задержались на вашем сайте, прочли всю информацию и завершили свое посещение нужным вам действием (как правило, оформлением заказа товара или услуги), необходимо хорошенько поработать над его внешним видом. Доказано, что фотографии, схемы, инфографика и прочая визуализация на сайте увеличивает конверсию как минимум на 10%. Качественное наполнение информацией в тандеме с привлекательным дизайном – основа создания интернет-ресурса, который будет надолго задерживать посетителей и возвращать их снова и снова. Высокий спрос на веб-дизайн сделал профессию дизайнера очень востребованной. Работая в этой современной развивающейся сфере можно заработать большие деньги уже на стартовом этапе. И сейчас мы рассмотрим 8 важнейших навыков, которыми должен владеть каждый графический дизайнер, желающий добиться успеха:
1. Креативное мышление и визуализация
Хороший графический дизайнер может делать значительно больше, чем просто обрабатывать имеющиеся изображения и объекты, играя с их формами и цветами. Настоящий дизайнер способен создать уникальные вещи. Вслушиваясь в пожелания своих клиентов, он делает оригинальные наброски, которые впоследствии становятся фундаментом того, что появится в конечном итоге в сети или в печати. Умение выразить на бумаге свои мысли в виде набросков рисунков – весомый плюс дизайнера, даже если результаты его работы можно будет увидеть исключительно на экране монитора.
2. Типографика
Помните, что типографика не утратила свою значимость и актуальность для дизайнеров даже в цифровом веке. Посетители сайта неосознанно реагируют на размер шрифтов, их стиль и другие элементы. И в зависимости от их соответствия изображениям и содержанию на страницах, такие реакции могут быть положительными или отрицательными, что, в конечном счете, влияет на посещаемость веб-ресурса. Для печатных изданий важность типографики еще более высока. Так или иначе, профессиональный графический дизайнер должен иметь представление о семействах шрифтов, табуляции, выборе кегля шрифта, взаимном расположении текстов на странице и других деталях. Типографика – это язык искусства оформления текста, и настоящий профессионал должен свободно им владеть.
3. Профессиональное ПО
Photoshop, Illustrator, InDesign – лишь некоторые программы, в которых работают графические дизайнеры. Перечислить их всех невозможно, ведь программное обеспечение постоянное обновляется и совершенствуется. Но дизайнер должен владеть на высоком уровне хотя бы несколькими программами и знать все возможности и недостатки их использования. И конечно, нужно всегда быть в курсе новинок в сфере графического дизайна, чтобы идти в ногу со временем.
4. Мультимедийное ПО
Иногда клиенты хотят увидеть на своих сайтах больше, чем просто графические объекты, например, небольшую анимацию или интерактивную инфографику. Чтобы смело браться за такие заказы и работать над более сложными и масштабными проектами, дизайнер должен владеть мультимедийными программами (After Effects, Acrobat, Maya и др.).
5. Теория цвета
Знание теории цвета необходимо не только художникам. Умение мастерски использовать, сочетать и смешивать разные цвета – бесценный навык. Читатель на уровне подсознания мгновенно оценивает то или иное цветовое решение, и если оно ему не понравится, скорее всего, он продолжит поиск на других сайтах. Теория цвета также включает освещение и грамотное наложение теней, с помощью которых можно добиться оригинальных эффектов.
6. Основы HTML и CSS
Так как HTML и CSS – языки разметки, графический дизайнер обязан быть с ним знаком, чтобы иметь возможность самостоятельно в процессе работы вносить поправки и изменять объекты на веб-страницах, связывать их или перемещать. Даже если Вам не придется заниматься администрированием, понимание управления сайтами поможет при создании графических элементов и значительно расширит ваши возможности.
7. Оптимизация шаблона
Все элементы на странице должны быть структурированы и расположены таким образом, чтобы легко привести посетителя к ключевой цели сайта. Маркетологи называют такой подход оптимизацией конверсии. Если это интернет-магазин, посетитель должен без трудностей найти способ заказать товар. При этом предложение о покупке не должно быть слишком навязчивым. Если это инфографика, то она должна быть представлена так, чтобы посетителям было действительно интересно ее рассмотреть. Любая визуализация должна легко восприниматься и одновременно гармонично располагаться на странице.
8. Полиграфический дизайн
Несмотря на то, что мы живем уже в цифровом веке, печатная продукция остается все такой же востребованной. У графических дизайнеров должно быть понимание цветового пространства, расположения сетки и самих процессов печати, чтобы избежать серьезных ошибок в работе. Дополнительные знания в этой области не только расширяют кругозор, но и находят свое применение. Ведь даже компании, ведущие деятельность, главным образом, на просторах Интернета и реализующие свои проекты только в сети, рано или поздно нуждаются в полиграфической продукции. Листовки, календари, буклеты незаменимы для объявлений об эксклюзивных событиях, распространения информации и рекламы.
Если вы еще не приобрели эти навыки, то сейчас − самое время сконцентрироваться на них. Эти ключевые знания для дизайнера помогут вам улучшить свои работы и добиться уважения у работодателя.
Однако, если у вы уже обладаете этими умениями, то приглашаем вас оставить свои контакты и ссылки на портфолио на этой страничке!
Что нужно знать и уметь дизайнеру?
Читайте в материале:
Базовый уровень: теория
Первый этап обучения графическому дизайну — формирование теоретической базы. Прежде чем заняться созданием собственных проектов, нужно освоить:
1. Правила композиции и теорию цвета. Достаточно изучить базовые принципы композиции и научиться применять их на практике.
2. Типографику. В это понятие входят классификация шрифтов, вёрстка текста, работа с текстовыми элементами на макете. Необходимо также научиться пользоваться библиотеками шрифтов.
3. Материалы. Чтобы стать дизайнером, надо знать виды красок, особенности носителей, понимать процесс допечатной подготовки материалов.
4. Историю дизайна. Основные школы, направления, стили, имена и работы ключевых дизайнеров. Изучение работ экспертов повышает насмотренность и развивает профессиональную эрудицию.
5. Основы рекламы. Работа с целевой аудиторией, инструменты маркетинга, воздействие на покупателей с помощью визуальных средств — знания в этих областях необходимы для разработки визуальной айдентики бренда.
Светлана Малихина
Руководитель Pentaschool
Как получить базу? Вы можете обучаться сами, по материалам в интернете, книгам, открытым источникам. Но это долго, и вам будет не хватать помощи и оценки со стороны. Можно получить высшее образование. У вас будет хорошая теоретическая подготовка, но часто она оторвана от жизни и практики. Лучший вариант — пойти на курсы и начать практиковать. Вы познакомитесь с опытом специалистов, будете получать обратную связь и сразу применять на практике то, что изучаете.
Также дизайнер должен следить за тенденциями в профессиональной сфере. О последних трендах графического дизайна мы регулярно рассказываем в нашем Instagram.
Базовый уровень: ПО и практические навыки
Чтобы выполнять работы по графическому дизайну, достаточно освоить один базовый редактор (например, Adobe Photoshop или CorelDraw), Adobe Illustrator и Adobe InDesign. Желательно научиться пользоваться конструктором Tilda — эта платформа удобна для создания сайта-визитки. Но это ещё не всё, что нужно знать, чтобы стать дизайнером — необходимо уметь пользоваться библиотеками мокапов и шрифтов, уметь находить референсы, свободно ориентироваться в социальных сетях.
Анна Куракова
Графический и видеодизайнер
Графический дизайнер выполняет большое количество задач, и для них могут быть нужны разные редакторы. Какие же задачи нам позволяет решить Adobe Photoshop? Создание иллюстраций и скетчей, стилизация, цветокоррекция, ретушь, создание различных коллажей от мудборда и визуализации на мокапах до реалистичного фотоколлажа.
Основные навыки, которые нужно освоить начинающему графическому дизайнеру, следующие:
В Pentaschool мы предлагаем ускоренные курсы по Adobe Photoshop. Программа состоит из 10 видеоуроков и 10 практических заданий. Занятия ведёт практикующий дизайнер, который будет консультировать вас и давать оценку выполненных заданий.
Продвинутый уровень
Чтобы стать дизайнером, достаточно базовых навыков. Но если вы хотите найти клиентов, готовых хорошо платить за работу, и заниматься прибыльными проектами, нужно расширять свои компетенции. Есть несколько направлений для развития:
1. Освоить рисование. Графическому дизайнеру не обязательно иметь художественное образование, но способность создавать изображения с нуля значительно повышает шансы найти хороший заказ.
2. Работа с системами дизайна. Создание ключевого образа, стиля бренда. Чтобы развиваться в этом направлении, нужно изучать основы рекламы и маркетинга, учиться работать с целевой аудиторией.
3. Изучение дополнительных программ. Освоение 3D-анимации, моушн-дизайна, web-дизайна.
Владислав Шинкин
Графический дизайнер
Чтобы выйти на рынок дизайн-услуг, нужно также разбираться в маркетинге, уметь грамотно вести проекты, выстраивать собственный бренд, презентовать свои услуги и даже быть продажником и переговорщиком. Всё это позволяет перейти на новый уровень и зарабатывать деньги дизайном.
О карьерном росте дизайнера и перспективах профессии читайте в нашем материале.
Сколько времени займёт обучение?
Продолжительность обучения по специальности «графический дизайнер» в высших учебных заведениях составляет 4-5 лет. Образование — это не главное из того, что нужно, чтобы стать дизайнером. Необходимо постоянно развиваться, следить за трендами, осваивать новые приёмы и техники.
Плюс академического образования — получение знаний, которые позволят исследовать дизайн с научной точки зрения, а также диплом, с которым проще устроиться в крупную компанию. Но если у вас уже есть образование в другой сфере, а возможности получить второе высшее пока нет, обратите внимание на дистанционные курсы. За несколько месяцев вы получите знания, которые необходимы, чтобы стать дизайнером и начать работать в выбранной сфере. В Pentaschool мы предлагаем курсы двух уровней: базового и продвинутого. Учебные работы войдут в ваше портфолио дизайнера, и уже во время обучения вы сможете найти первых клиентов.
Как стать дизайнером: все что нужно знать о профессии
После фидбэка, полученного после предыдущей статьи, где я рассказывал про различные Digital направления и поверхностно затронул каждое из пяти, я решил до конца прояснить ситуацию. Возражения были следующие:
Словом, вопросов было полно и боли читателей явно остались открыты. Окей, ловите, в ближайшей перспективе расскажу вам про каждое из 5 направлений отдельно: дизайн, маркетинг, менеджмент, программирование и Data Science. Сегодня мы начнем с дизайна.
Автор статьи — Евгений Егоров.
Погружение в сферу дизайна
Аудитория тех, кто интересуется дизайном очень разная, тут те, кто только хотят войти в сферу с 0, а так же те, кто приходят и из смежных профессий, например, уже познакомились с маркетингом и желают уйти в креатив.
В серии статей, посвященных дизайну, я расскажу:
Начнем с мифов и стереотипов. Часто говорят, что дизайнер ничем не отличается от художника. Правда ли это? Тогда получается, что дизайн=искусство? НЕТ. Из за этого заблуждения молодые люди и начинающие специалисты, только приходящие в дизайн, часто испытывают когнитивный диссонанс. Хочу развеять этот миф, чтобы больше к этому не возвращаться.
Дизайнер — это не тот человек, который ищет вдохновение и рисует на мольберте пейзажи леса
Работа дизайнера — это профессия, которая использует определенный набор методологий, фреймворков и правил. Для дизайнера недопустимо ждать вдохновения, ведь есть реальный заказчик, дедлайн и темы, которые прописаны в брифе.
Визуальная составляющая конечно тоже важна, поскольку мы(я тоже дизайнер) работаем с визуальной эстетикой — подбираем шрифты, рисуем иллюстрации и ищем вдохновляющие подборки — референсы. В какой-то степени, это часть нашего самовыражения, но запомните, дизайнер не занимается искусством. Художник вправе делать так как ему нужно и никто его не осудит. А дизайнеру скажут, что это решение не решает задачу или не удобно пользователю или не привлекает внимания и в конце концов не соответствует брифу.
В дизайн нельзя приходить за творчеством. Дизайн– это решение проблем, которые испытывают люди, пользующиеся вашим сервисом или приложением. Посмотрев на ежедневные подборки с Awwwards.com, вы скажете: «Ну где же тут системность?» Судя по этим крутым кейсам, можно подумать, что в работе дизайнера много творчества и креатива. Нет — это не так.
Дизайн – это работа про поиск решения
Эти работы в большинстве музейные экспонаты, вы сами хоть раз видели или пользовались подобными сайтами? Почему там нет банальных, рабочих кейсов типа ebay, Booking, или Amazon?
Отвечаю – потому что это не произведет ни на кого должного «WOW». Посмотрят и скажут: «Пф, мы это уже видели». Не хочу разочаровывать, но скорее всего вам придется разрабатывать именно такие рабочие и нужные сайты.
Дизайн — это искусство приносить деньги бизнесу и радость пользователю
Безусловно, и дизайнеры и художники имеют дело с визуальными образами, но задачи у них стоят разные. Дизайн должен решать задачу клиента, а не быть местом самовыражения самого дизайнера. Наивысшее достижение – это когда дизайн, разработанный вами, зарабатывает деньги и нравится пользователю.
Интернет стал точкой входа, он вместе с технологиями развивается сумасшедшими темпами. Сначала 3g, потом 4g, сейчас уже 5g вышки ломают из-за того, что считают их разносчиками коронавируса. Появляются сервисы и услуги, которые работают исключительно в интернете. Например, приложения по переводу денежных средств, онлайн шопинг, библиотеки, мессенджеры и социальные сети — все, с чем вы сталкиваетесь ежедневно.
К 2021 году 82% глобального интернет-трафика составит видеоконтент, преобладающая доля которого придется на Internet-TV. Мы видим, как активно развивается видео контент, появляются стриминговые сервисы, блогинг, инстаграм igtv. Производство и потребление видео-контента растет невероятными темпами — это факт.
В связи с развитием технологий и появлением новых сервисов, происходит постоянная выработка новых стандартов взаимодействия с пользователями, позволяющих конкурировать с лидерами рынка. Задача дизайнера — НЕ придумывать что-то похожее на еще один Netflix, а то, что способно захватывать новых пользователей.
Игры — это уже больше, чем просто детская забава. Достаток игр в детстве — залог того, что взрослый человек будет разумным и счастливым, а если не прекращать играть, то можно стать умнее в любом возрасте. В 2019 году общий оборот гейм индустрии по объему превысил киноиндустрию.
Тут мы конечно немного отстали, но если посмотреть на азиатский рынок, можно сказать, что игровая индустрия скоро захватит мир и станет такой же равноправной частью олимпийских игр, как легкая атлетика или лыжи (поправьте если биатлон стал уже не так популярен). Будем оптимистичны, говорят, что к 2021 году российский рынок видеоигр вырастет до 3,8 млрд руб.
Представим, что вы уже определились и точно уверены, что дизайн — ваше призвание. Вас захватила идея создавать полезные интерфейсы, либо привлекательную графику или захватить мир новой социальной сетью, которую придумаете именно вы, а может идея куда более банальна и корыстна — просто фрилансить и зарабатывать деньги, не выходя из дома. Определяемся с направлениями, ведь их немало, остановимся на каждом подробно.
Не ругайтесь — в расчет берем только основные цифровые профессии, наиболее распространённые в сфере дизайна. Так, что сорян, знаю, что всех не охватить, но вы можете написать о своем существовании в комментариях под постом.
С самим определением дизайнер, вроде как, уже все понятно, тогда определим, что же такое заветный UX. Если быть дословным то UX — проектирование пользовательского опыта, проектирование удобных и дружелюбных интерфейсов.
Если UX — это опыт, который получает пользователь во время взаимодействия с вашим продуктом, тогда UX дизайн по определению является процессом, с помощью которого мы определяем, что это будет за опыт.UX дизайн — это процесс создания полезных, простых и приятных в использовании продуктов (цифровых или физических).
UX дизайн основан на глубинном изучении пользователей, чтобы предоставить им решения, которые соответствуют желаемому ими опыту. UX влияет на интерактивную цифровую среду, и поэтому термин часто употребляют в контексте приложений для интернета и мобильных телефонов.
Создать функциональный интерфейс, с учётом особенностей пользовательского взаимодействия. Зачастую таким профи приходится так же заниматься аналитикой, проектировать взаимодействие с пользователями и создавать структурные схемы страниц, так называемые вайрфреймы (wireframes).
Figma, Axure, Miro, Invision, UXpressia
UI (англ. user interface) переводится как «пользовательский интерфейс». Он может быть не только графическим, но и тактильным, голосовым и даже аудио(привет Яндекс.Алиса). UI дизайнер отвечает за то, как интерфейс будет выглядеть и реагировать на действия пользователя.
UI-дизайн включает в себя работу над графической частью интерфейса: анимацией, иллюстрациями, кнопками, меню, слайдерами, фотографиями и шрифтами.
UI-дизайнер определяет цветовую палитру и расположение объектов в интерфейсе: удобно ли попасть пальцем по кнопке «Купить», правильно ли работает бургер меню, удобно ли заполнять форму обратной связи, так ли контрастен текст со смартфона, какое сообщение выдает сайт при ошибке или успешном совершении покупки.
Основная задача такого дизайнера — создать необходимый настрой и правильное ощущение от использования продукта, сервиса или приложения. Человек, работающий в данной области, должен знать основы типографики, композиции, колористики и проектирование интерфейсов.
Помочь пользователю быстро и без стресса понять, как использовать вашим продуктом: сайтом, сервисом, программой, платежным терминалом, плитой или микроволновой печью. Для этого дизайнер следит, чтобы интерфейс соответствовал всем требованиям.
Figma, Adobe XD, Sketch, Principle, Framer.
Он же дизайнер интерфейсов, он же UX/UX, вcе это очень близко и компании сами порой не знают, что именно хотят от специалиста, когда пишут в вакансии это новомодное слово(палец вверх, если новомодным оно было лет 5 назад).
Продуктовый дизайнер ответственен за создание успешного продукта. Возьмем, например, Яндекс. У них есть полно сервисов, помимо поисковой системы, тут и такси, и еда, и музыка, и кинопоиск, каким бы неуклюжим он не было… каждое из этих направлений — это продукт и над его созданием работает огромное количество людей, объединенных в продуктовые команды.
Или, недавно у Mail.ru вышел новый ICQ. Человек который работает над продуктом ICQ в широком смысле слова проектирует, отрисовывает интерфейс и затем тестирует его на пользователях, далее он вносит изменения в интерфейс, при необходимости. О правильной последовательности в дизайн процессе я расскажу в отдельном посте.
Продуктовые команды разработки сервисов/услуг/приложений/устройств физического мира.
Дизайнер интерфейсов – это частный случай продуктового дизайнера, тот кто работает именно с визуальным интерфейсом, дизайн системой, с тем, что мы можем потыкать и понажимать. Основной задачей дизайнера этого направления является увеличение прибыли клиента и улучшение взаимодействия пользователя с продуктом.
Сделать это можно за счет исследования пользователей, проведения адекватного дизайн мышления, выдвижения гипотез, тестов, воплощения идей в прототипы, потом снова тестов… и так снова и снова, пока дизайн не встретиться с кодом, хотя и дальше тестов не избежать.
Figma, Sketch, Adobe XD, Axure, Miro, Invision, Zeplin
Графический дизайн — это более классическая дисциплина, которая появилась еще в доцифровую эпоху, задолго до появления веб дизайна, о котором мы поговорили выше. Наверняка, вы где-нибудь слышали такие слова, как айдентика и фирменный стиль, но не придавали этому значение.
Айдентика — от английского identity. Это идентификация бренда, его лицо, то, благодаря чему, бренд узнают и покупают. Это может быть логотип, типографика, палитра цветов или фирменная упаковка, по которой мы узнаем компанию. Это определенный набор атрибутов, параметров и характеристик с которым отождествляют тот или иной бренд.
Именно графический дизайнер может помочь продать идею или продукт. Создание фирменного стиля компании, брендинга, упаковки в последнее время все более востребовано на рынке. Индустрия графического дизайна изменяется очень быстро, специалист должен уметь исполнять множество задач и иметь навыки работы во многих сферах.
Первые работы в портфолио графического дизайнера — плакаты, рекламные афиши и другие виды печатной информации. Но сейчас в арсенале настоящего профессионала должны быть задействованы новейшие технологии, позволяющие создавать впечатляющую видео-графику, 3d и анимацию.
Креативные и рекламные агенства, студии, брендинговые компании, фриланс.
Визуализирование идей средствами графики и придание продукту/сервису/компании особой узнаваемой стилистики. Создание визуального языка проекта, ведь только графический дизайнер имеет право определять какие эмоции он будет вызывать.
Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, InDesign
Как начинающему дизайнеру выстроить систему развития, чтобы быть востребованным на рынке
Привет! Меня зовут Вероника Жалкая, я дизайн-директор IT-компании Artsofte. Я строила карьеру 15 лет и теперь знаю, что могла сделать это за 10, если бы в начале не тратила время впустую. Хочу рассказать, какой подход к развитию навыков поможет дизайнеру быстрее добиваться целей и всегда быть востребованным.
За последние годы мир сильно ускорился. 15 лет назад, когда я начинала свою карьеру, все было гораздо проще: профессия была молодая, требований не было, просто «делай красиво». В головах молодых дизайнеров еще не было таких понятий как юзабилити и ui, максимум из чего они могли выбирать – это печатка и веб. Дизайнеры были мастерами на все руки, потому что от них требовали все: от визиток до проектирования сложных интерфейсов.
Рынок сильно изменился и расширился. Появилось понимание, кто такие дизайнеры, за что они должны отвечать, как их оценивать, что требовать. Сформировались отдельные направления — иллюстраторы, ux, моушн-дизайнеры и многие другие.
Дизайнерам стало легче, потому что появилась специализация и четкие требования, но вместе с тем и сложнее, потому что эти требования с каждым годом растут. Теперь недостаточно рисовать крутые лендинги, нужно уметь проектировать, исследовать, анализировать, визуализировать данные, анимировать, создавать презентации, концепции. И это лишь часть компетенций, которые требуются на рынке и, желательно, в одном человеке.
Если дизайнер хочет оставаться востребованным — ему придется расти вместе с рынком, подстраиваться под меняющиеся условия и постоянно наращивать свои скиллы. Это касается не только дизайнеров: ты либо растешь, либо деградируешь. Ведь когда ты стоишь на месте — мир движется вперед, и ты отстаешь.
Неправильный подход к развитию навыков грозит годами впустую потраченного времени. Поэтому ниже я расскажу, как выстроить систему обучения, достигать целей и не повторять моих ошибок.
Разберем три ошибки начинающего дизайнера, которые я совершила. Не стоит их повторять.
Я получила профильное образование дизайнера. На третьем курсе я начала работать и за 3 месяца узнала больше, чем за годы обучения. Я верила, что институт сделает из меня хорошего дизайнера. Но нет, это не так. Ни один институт не выпускает дизайнеров, готовых к работе. Всем нужна практика.
Когда я впервые опубликовала резюме — я села ждать звонков. С восторгом и предвкушением интереснейшей работы. Но вместо вагона предложений я получила два вагона… разочарования.
Я поняла, насколько дешево я стою на рынке. Дизайнер без опыта может претендовать на должности стажера и джуниора с соответствующими зарплатами. Очень везет тем, кто сразу попадает в крупные компании, в которых построен процесс обучения и роста дизайнеров, и намного меньше тем, кто приходит работать в малый бизнес и набивает все шишки сам.
Все дизайнеры мечтают сразу «разогнаться с 0 до 100» — за пару месяцев, полгода или год. Но так, к сожалению, не бывает. На освоение навыка уходит минимум 2 месяца, а учитывая объем требований, на рост от джуниора до синьора может уйти 2-3 года. И это при правильном построении своего роста.
Я не имела представления о том, как именно расти, хотелось освоить все и сразу. Мало у кого получается усидеть на двух стульях. Переключаясь с одного на другое тратишь в два раза больше времени, чтобы добиться хоть какого-то результата. Поэтому важно расставить приоритеты и сфокусироваться.
Поговорим о том, что нужно сделать, чтобы избежать моих ошибок, ускорить процесс обучения и выстроить систему собственного развития.
Для этого нужно применить систему обычного проектного подхода. Первый инструмент проектного управления – контроль выполнения плана и его своевременная корректировка. Вот этот план и нужно создать в первую очередь.
Ментор помогает посмотреть на себя со стороны и определиться с целями, а в процессе обучения помогает оценить прогресс. Можно обойтись и без ментора, но без него сложнее понять, освоили ли вы навык, достаточно ли быстро вы движетесь и, главное, в том ли направлении.
Ментором может стать дизайнер или арт-директор, с которыми вы работаете, а может и внешний человек — бывший коллега или эксперт, который занимается обучением и готов помочь. Если вы ищете кого-то для освоения смежного навыка, например, для написания статьи, то тут подойдет редактор. Очень важно, чтобы ментор мог передавать знания, не все люди это умеют.
Важно, чтобы цель была максимально конкретна, никаких абстракций вроде «Я бы хотел стать крутым дизайнером» или «Я бы хотел рисовать офигенные иллюстрации». Это мечты, а цель должна быть более осязаемой: «Я хочу научиться создавать векторные иллюстрации», «Хочу развить навык описания портрета пользователя», «Хочу научиться создавать прототипы, приближенные к реальному продукту». Такие цели конкретны, с ними можно работать и выстраивать план.
Когда цель поставлена можно строить план, по которому вы будете к этой цели идти. План помогает понять, сколько времени займет обучение и практика.
А ещё план держит вас в тонусе — с ним вы точно будете знать, какие навыки через месяц должны освоить, какой курс пройти и в чем начнете практиковаться. Когда привычный азарт пройдет, будут тяжелые дни и станет лень учиться — вы будете понимать, что вы не просто пропустите один вебинар. Вы отстанете от плана, а значит достижение цели отдалится еще сильнее. Это мотивирует.
В каждой точке должны быть подведены итоги предыдущего этапа и сверка результата. Если минимальный результат не получен к этой точке, то двигаться дальше по плану невозможно. Например, вы хотите научиться создавать векторные иллюстрации, одной из реперных точек будет освоение работы векторного редактора. Вы не сможете двигаться дальше по плану и перейти к практической работе над иллюстрацией в редакторе, не получив минимальных навыков работы с вектором. Или если вы хотите научиться создавать дизайн-системы, но не изучили теорию и не понимаете структуры таких систем.
Каждая последующая итерация будет приближать вас к цели, давать знания и необходимую практику для закрепления результата. Не стоит забывать, что теория без практики не работает — практикующий дизайнер не может быть теоретиком.
Шаг за шагом вы будете приближаться к цели и, самое главное, – это будет вам подконтрольно и предсказуемо.
Вы идете по плану и спустя неделю изучения теории понимаете, что ошиблись — это немного не то, чего вы ожидали. Или осознаете, что это обучение дается вам сложнее и на каждый этап вам нужно больше времени. Может случиться и так, что вам нужно добавить параллельно изучение смежного навыка, и это дает дополнительную нагрузку.
В этот момент стоит задуматься, правильно ли построен план и приведет ли он к вашей цели, обсудить это с ментором. И скорректировать план — расширить временные рамки на каждый этап или изменить содержание.
План не должен вас угнетать, он должен помочь вам быстрее и эффективнее двигаться к цели.
Идеальный вариант — практиковаться на рабочих задачах и реальных клиентах.
Если это невозможно — пусть ментор будет вашим клиентом и заказчиком. Он поможет подобрать тему и поставить задачу так, что она будет приближена к реальности. Некоторые придумывают себе задачи сами — это хуже, потому что сами себе мы придумываем легкие кейсы из тех областей, которые нам нравятся и в которых у нас уже есть идеи — только задание со стороны можем вывести из зоны комфорта.
Вы не сможете ничему научиться, если будете на каждом шагу спрашивать совета ментора и действовать четко по его инструкциям. Он будет решать задачи, опираясь на собственный опыт, а вы просто будете карандашом в его руках. Его опыт к вам не перейдет.
Суть практики – пробовать решить задачу самостоятельно, задавая вопросы только в том случае, когда вы зашли в тупик, и уже испробовали все способы, чтобы выйти из него самостоятельно.
Если вы придете к ментору с четкими вопросами и списком идей, которые вы уже испробовали, то получите максимум пользы от его советов. Ведь вы уже пройдете путь поиска решения, сделаете самостоятельные выводы, и это будет ваш собственный опыт. Выстраданный. И он уже никуда не денется.
Например, вы тренируете навык создания презентаций. Для этого вы выбрали проект и начинаете работу. Если вы будете по каждому пункту приходить к ментору с вопросом «А как тут сделать?» или «С чего начать?» — вы потратите кучу времени, но навыком так и не овладеете. Вам нужно изучить проект и прописать структуру презентации самостоятельно, как сможете, и обсуждать ее по пунктам с ментором, чтобы получить обратную связь и учесть ошибки.
Когда вы научитесь применять такой подход для развития одного навыка, вы сможете брать в свой фокус сразу 2-3 навыка и строить параллельные планы. Это позволит вам быстро и прогнозируемо расти, идти в ногу с рынком и, при необходимости, вовремя корректировать направление. Такая осознанность сэкономит вам время и поможет, когда вы освоите базовые навыки и начнете выстраивать карьерный план. Но это уже другая история.
В следующей статье я подробнее расскажу, какие навыки нужны продуктовому дизайнеру. Буду рада, если вы подпишетесь на наш блог — это будет моей мотивацией писать дальше.
Желаю вам успехов в развитии и достижения поставленных целей 🤘
Отличная статья, полезно для новичков. И иллюстрации клёвые.
Вы правы, да. Статья про развитие навыков. И в моем случае былы выбраны навыки, способствующие карьерному росту в сторону менеджмента. Развитие может быть разным и навыки, выбираемые для прокачки тоже будут разные
Да, на пути к пониманию «а где же искать подобных»
По поводу бабла, тоже понятно, но уде не особо страшно, если человек возьмется, можно и подумать о «вложиться»
На мой взгляд, строить карьеру и развивать профессиональные навыки — разные вещи.
Разные конечно, но вряд ли можно строить карьеру без развития навыков.