Что обязательно для проведения обучения в форме семинара
Семинар как форма организации учебного занятия
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 30.08.2016
Статья просмотрена: 14438 раз
Библиографическое описание:
Демченко, С. В. Семинар как форма организации учебного занятия / С. В. Демченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10977/ (дата обращения: 16.12.2021).
В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.
Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа
Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.
Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.
Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.
Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.
Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].
Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.
К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний. На семинарах упор делается на выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента [2, с. 22].
Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.
Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от — сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.
Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям [3, с. 13].
В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции.
На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.
В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию.
От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [3, с. 29].
По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму. Он дает возможность использования фрагментов первоисточников, рефератов, тестов, понятийных диктантов (устных и письменных). Для стимулирования у обучающихся самостоятельного мышления, преподаватели используют различные активные методы и приемы обучения: задания «закончить предложение», проблемные ситуации, тесты, интерактивный опрос.
Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета.
Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.
Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.
Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:
− к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);
− при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;
− необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т. д.);
− необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающие формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов;
− важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;
− в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;
− семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов [4, с. 25].
Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.
При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с теоретическими источниками, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.
Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине.
Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [5, с. 63].
Итак, можно выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:
− семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;
− семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;
− преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;
− проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;
− в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;
− для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.
Таким образом, семинар в вузе представляет собой форму учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Ключевые слова
Похожие статьи
Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского.
семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.
Значение лабораторных занятий для повышения эффективности.
семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.
Самостоятельная работа студентов как важнейшая.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы.
Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.
Технологии обучения студентов в высшей школе
студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.
Познавательная деятельность студентов через активизацию.
самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический. Особенности организации самостоятельной работы студентов.
Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета.
студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение
студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие.
самостоятельная работа, студент, учебная дисциплина.
семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.
преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.
Семинар как форма организации учебного занятия. семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Каждый человек, который когда-то был студентом, точно знает, что такое семинар. Однако, такое мероприятие со временем стало проводиться не только в стенах ВУЗов, но и для обучения самых разных групп населения. Особенно актуально получение новых знаний в профессиональной деятельности.
Семинар – что это?
Классическое определение того, что такое семинар, имеет древнегреческие корни. В переводе с латинского термин «seminarium» означает «теплица, рассадник». В наши дни так именуется форма учебно-практических занятий, на которых проводится обсуждение группой лиц заранее подготовленного материала по определенной теме под руководством и координацией преподавателя.
Такая форма обучения появилась еще в Древней Греции, а затем продолжила свое существование в Древнем Риме. В этих государствах считалось, что важно не только научить студентов неким знаниям, но и обсудить все эти сведения, применяя весь имеющийся арсенал ораторских приемов в дискуссии с преподавателем.
Для чего нужны семинары?
Существует несколько основных целей проведения таких обучающих мероприятий:
Отличие семинара от лекции
Другая знаменитая форма проведения занятий, которая используется не только в университетах, но и на различных курсах – это лекция. Она предполагает выступление преподавателя, который для своей аудитории готовит и объясняет теоретический материал. Это может быть как простое устное выступление, так и подкрепленное слайдами презентации или другими демонстрационными материалами.
Главное, чем отличается методический семинар от лекции – это возможность открытого диалога по определенной теме между преподавателем и учениками. То есть здесь предполагается практическое обсуждение некоторого теоретического материала, который мог быть получен на лекции, высказывание мнений и выдвижение новых теорий и гипотез.
Отличие семинара от тренинга
Еще одним схожим термином, с которым часто путают семинар, является тренинг. Такая форма обучения предполагает наличие опытного педагога, задачами которого является:
Виды семинаров
Такая древняя форма обучения как семинар в наши дни имеет большое количество разновидностей. По цели проведения бывают:
По способу проведения бывают:
Формы проведения семинаров
В практической деятельности выделяют и различные формы семинаров:
Как проводятся семинары?
Для того чтобы качественно и успешно провести любой вид семинара, важно:
В данной статье мы расскажем вам о таком виде общения с публикой, как семинар. Это необходимо для того, чтобы каждый, кто прочтет информацию, понял, зачем проводят семинары, как их проводят и что нужно для его проведения. Такой вид взаимодействия с аудиторией очень распространен в последнее время. Важно помнить, что для того, чтобы успешно провести семинар, значение имеет все: и место, и форма проведения, и подготовленность ведущего. Не каждому человеку под силу это мероприятие. А сейчас обо всей информации поговорим подробней.
Что такое семинар: значение слова
Для начала уточним, что само слово «семинар» произошло от латинского термина seminarium, что переводится как «теплица», «рассадник». Конечно, наши семинары не имеют ничего общего с садоводством. Но, делая выводы даже из самого слова, можно понять, что семинар — это такой вид общения с людьми, который подразумевает наличие аудитории, то есть зрителей, и того, кто ведет семинар.
Важно знать, что в ходе семинара идет обсуждение какой-то темы, обмен мнениями, но все это происходит только на теоретическом поле. Для того чтобы провести семинар грамотно и результативно, необходимо подготовится к нему достаточно тщательно. Тема семинара всегда известна заранее, поэтому к проведению этого мероприятия могут подготовиться не только ведущий, но и участники. Учеными доказано, что семинарские формы занятий применялись еще в Древнем Риме и Греции. Тогда в учебных заведениях обсуждали разные вопросы, происходило общение преподавателя с учащимися. В советское время проведение семинаров применялось в высших учебных заведениях, где некоторые дисциплины требовали более тщательного и углубленного изучения.
Виды семинаров
Итак, мы уже поняли, что семинар — это общение с аудиторией. Какие же бывают виды семинаров в наше время?
Деловые и научные семинары
Говоря о научных семинарах, нужно отметить, что они носят теоретический характер. В ходе такого семинара ученые выступают с докладами, которые они подготовили заранее. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу.
Деловой же семинар — это нечто иное. В отличие от научных, такие семинары применяются не столько для обмена опытом, сколько для обучения персонала фирмы или компании новым методам работы. Бизнес-семинары помогают наладить нужную атмосферу в компании, улучшить качество работы сотрудников, поднять их профессиональный уровень. Деловые семинары бывают как закрытыми, так и открытыми.
В условиях агрессивной конкуренции семинары сильно помогают управляющим компанией держать под контролем умения и способности работников.
Учебные семинары
Учебный семинар означает углубленное изучение учащимися какой-то определенной темы. Для начала проводится подготовка к семинару. Студентам сообщается тема заранее, чтобы они могли найти как можно больше информации по ней в разных источниках. Преподаватель также проводит подготовку, он составляет план семинара, делит тему на подтемы, продумывает методы и формы общения с аудиторией. Цель этого лежит в том, чтобы после проведения занятия студенты узнали о предмете обсуждения намного больше, чем знали до этого.
Большим плюсом такой формы обучения является то, что на семинаре люди учатся толерантности, способности принимать мнения других людей, а не навязывать только свое видение проблемы. Также семинары прекрасно развивают культуру правильного общения и поисковую способность человека.
Семинар или тренинг?
Некоторые путают понятие семинара и тренинга. Стоит знать, что это далеко не одно и то же. В чем же отличие семинара от тренинга, и что из них лучше?
Делая вывод можно с уверенностью сказать, что семинары достаточно полезная форма работы с любым коллективом. Главное, правильно выбирать форму проведения такого занятия и не забывать дополнять теорию практическими занятиями.
Что такое семинар и как он проходит в вузе
Семинар – распространенный формат практических занятий в высших учебных заведениях всего мира. Впервые такую форму обсуждения вопросов из области геометрии, математики и философии начали применять ученые Древней Греции. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и сегодня семинары по-прежнему активно используются как в академическом сообществе, так и в вузах, готовящих и инженеров, и гуманитариев или научно-педагогических работников.
Семинар: определение и суть
Семинар – это одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.
Предметом рассмотрения на занятии могут быть:
Тема семинара и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных опытах) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель на занятии становится всего лишь координатором беседы.
Главные цели любого семинара – научить студентов работать с массивом академической и профессиональной информации и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научной полемики.
Виды семинаров в вузе
Как проходят
Конкретная форма практического занятия зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовленности группы.
Стандартное семинарское занятие строится по традиционной схеме:
Как готовиться
Вместе с темой преподаватели заранее информируют студентов, в каком формате будет проводиться занятие, и сообщают, каким именно образом ожидают получить ответы на поставленные вопросы: в виде реферата, презентации, рецензии, отчета, доклада и т. д. Соответственно, направление приготовлений должно вписываться в заданные рамки.
Порядок подготовки к семинару:
Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.
Семинары – это не просто способ контроля успеваемости, такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вузов, формируют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Еще один большой плюс – на практике осваивается методика научной работы, приобретаются навыки ведения аргументированной дискуссии.