Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика

Памятка «Правила ведения диалога».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ ЧЕТВЁРТОЙ

КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по теме «Правила ведения диалога. Искусство разговора»

учителем русского языка и литературы

ГБОУ РО НОШИ с ПЛП

Цыгановой Марией Алексеевной

Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться – это ключ ко всем дверям в нашей жизни. Убедительно говорить ценилось еще в Древнем Риме. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением, эта способность стала необходима каждому человеку.
Да, со времен древности изменились специфика построения речи, особенности ведения диалога — но и в современных реалиях существуют простые и четкие правила, следуя которым мы можем надеяться на понимание, внимание и благосклонный отклик со стороны собеседника. О правилах успешного разговора мы и будем вести речь в данной работе.

Актуальность выбранной темы продиктована форматом устного экзамена по русскому языку. Итоговое собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Наша работа будет направлена на обучение учащихся правилам ведения диалога. Что поможет им успешно пройти испытание итогового собеседования и получить допуск к основному государственному экзамену.

Задание № 4 устного собеседования построено с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы). Во время беседы учащимся будут заданы вопросы о выбранной ими теме. Необходимо дать полный развернутый ответ на вопросы, заданные собеседником.

В качестве примера в работе приведены несколько тем для диалога.

Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?

Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.

Почему людям так важно бывать на природе?

Что для Вас важнее: где или с кем провести выходной день?

Согласны ли Вы, что лучший отдых – это смена деятельности?

В чем для Вас заключается лучший отдых?

Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?

Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения – показатель силы или слабости человека? Почему?

Стоит ли «выносить сор из избы», делиться своими семейными конфликтами с посторонними людьми?

Итогом нашей деятельности над выбранной темой стало создание «памятки». Работа строилась в виде проектной деятельности, совместной с учащимися 9 классов. Были созданы 4 группы, которые работали в определенных направлениях.

1 группа: выясняла, что такое диалог. Изучала его специфические особенности и виды.

2 группа: изучала правила ведения диалога для говорящего и для слушающего.

3 группа: занималась изучением критериев оценивания коммуникативной задачи экзаменуемых и подбором упражнений, направленных на применение теоретических знания на практике.

4 группа: рассматривала правила современного этикета общения и секреты искусного диалога.

ПАМЯТКА (для учащихся 9-х классов)

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА. Искусство разговора .

Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками, естественная форма общения с собеседником.

Диалог имеет свои специфические особенности:

1. При диалоге происходит обмен информации между двумя (собственно диалог) или несколькими (полилог) участниками разговора;

2. Каждое высказывание участника диалога называется репликой;

3. Участники диалога по очереди обмениваются репликами в форме вопрос/ответ, утверждение/отрицание, утверждение/уточнение;

4. Чаще всего на письме каждая реплика пишется с новой строчки, перед ней ставится тире;

5. Грамматической особенностью диалогов является употребление неполных предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из предыдущих реплик.

Виды диалога:
1. Обычный диалог (беседа на любую тему);

2. Дискуссия (обмен мнениями);

Правила для говорящего:

1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию;

2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы;

3. Каждое высказывание должно быть целесообразным;

4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено;

5. Сообщение должно быть уместным;

6. Сообщение не должно быть противоречивым;

7. Сообщение должно содержать новую информацию;

8. Сообщение не должно быть многословным.

Правила для слушающего:

1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц;

2. Слушающий должен выделить истинные и ложные высказывания;

3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания;

4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания;

5. Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями;

6. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет добросовестность намерений говорящего;

7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам;

8.Внимание уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается способность собеседника к пониманию и суждению;

9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям;

10. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.

Знание данных правил поможет вам справиться с 4 заданием устного собеседования по русскому языку. Это задание включает в себя диалог с экзаменатором – собеседником. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Вам необходимо давать полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором.

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 5 ответам.

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но дан неточный или односложный ответ на вопрос, или экзаменуемый не дал ответ на вопрос.

Максимальное количество баллов

Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы.

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

Допущено не более 3 ошибок.

Допущено более 3 ошибок.

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

Максимальное количество баллов

Общее количество баллов за задание – 8.

1. Есть ли у Вас друг?

2. Почему Вы подружились? Что у вас общего?

3. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?

4. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?

5. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.

1. Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?

2. Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?

3. Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?

4. Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?

5. Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.

«Обращение на «ты» сближает, стирает границы в общении между людьми» – отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что интернет всех уравнивает: все – один социальный слой и класс. Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.

Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:

Независимо от возраста и социального происхождения – в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 – чаще всего только полной формой имени.

При общении с человеком, встреченным впервые.

В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.

Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.

К коллегам во время конференции, симпозиума, и т.п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.

При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.

Журналистами во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.

При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.

По отношению к людям старшего возраста – вместе с именем и отчеством.

В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.

Обращение «ты» допустимо:

В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».

В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.

В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.

СЕКРЕТЫ ИСКУСНОГО ДИАЛОГА

Искусство грамотного общения

Овладеть богатым словарным запасом при желании не составит труда. Намного важнее будет уверенно поставленный голос, четкая дикция и уместность применения тех или иных слов.Не поленитесь узнать точное значение слов, их синонимы и антонимы, склонение, род и ударение. Только так вам удастся правильно и грамотно использовать их в разговоре.

Избавляемся от банальности

Первое, что вы должны сделать — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить альтернативными вариантами, Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на «яркий», «изящный», «роскошный», «бесподобный», «великолепный», «восхитительный».

Засоряющие речь выражения

Следует обратить свое пристальное внимание на слова-паразиты. Даже если вы не замечаете их присутствия в своем лексиконе, они есть практически у каждого человека. Такие слова режут слух окружающих и сбивают вашу речь, из-за этого вашим собеседникам порой бывает сложно уловить даже мысль разговора.

Научившись четко выстраивать предложения, используя умные слова для общения, избавившись от засоряющих речь выражений, вы сможете произвести превосходное впечатление, ведь чем более грамотно человек разговаривает, тем более разумным и успешным он кажется своим собеседникам.

Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Смотреть фото Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Смотреть картинку Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Картинка про Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Фото Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексикаЧто обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Смотреть фото Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Смотреть картинку Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Картинка про Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика. Фото Что обязательно включает диалог вопрос ответ правильно подобранные аргументы экспрессивная лексика

При соблюдении простых правил диалога и усиленной подготовке, Вы успешно справитесь с заданием 4 устного экзамена по русскому языку. Желаем Вам удачи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *