Что обычно рисуют художники в метро
Иллюстрация: Максим Шаговиков, предоставлено автором
— Расскажите о своем творческом пути. Давно ли рисуете? Есть ли у вас профессиональное художественное образование?
— Рисую я с самого детства, но серьезно начал с 2006 года. Окончил Институт экономики и культуры, получил высшее образование по специальности «Дизайн интерьеров». Но заниматься интерьерами не стал, меня больше интересовали кино и мультипликация. После окончания института попал в пост-продакшн студию, с этого момента началась моя карьера художника.
— Какими материалами удобнее всего пользоваться в метро, чтобы быстро и четко зафиксировать увиденную картинку?
Иллюстрация: Максим Шаговиков, предоставлено автором
— Скетчинг как жанр – чего он требует от художника? Доступен ли он зарисовщику любого уровня, или тут нужна серьезная подготовка?
— Это направление хорошо тем, что доступно каждому, нужен только блокнот и ручка. Конечно, чтобы добиться серьезного результата нужна хорошая база знаний об анатомии и светотени.
— Ваш стиль рисования – какой он, вы сами его как-то называете?
— Я не люблю вешать ярлыки. Конечно, существуют различные стилистики рисования, но я не отношу свои работы к какому-то определенному. Оттачивание навыков в метро лишь одна сотая часть того, что я рисую. Меня интересует все, от традиционной живописи до анимации. Я пробую, оттачиваю, смешиваю, пытаюсь внести что-то свое.
— Как люди реагируют, когда замечают, что вы их рисуете? Какие реакции встречаются чаще всего, были ли необычные случаи? Просили ли вас присылать портреты по почте, предлагали ли денег?
— Денег не предлагали, рисунки не просили, я чаще их сам отдаю, если рисую на бумаге, а в цифровом формате просто показываю людям на месте.
Необычный случай случился со мной в канун 2013 года. Ехали с супругой за подарками, напротив нас сел мужчина и начал мне позировать, заметив, что я его рисую. Так мы проехали почти 20 минут, завязав под конец беседу. Оказалось что он тоже художник, и зовут его Николай Федорович Тронза. Мы быстро обменялись контактами, договорились созвониться и встретиться, чтобы я мог передать рисунок. После окончания праздников я позвонил и мы договорились о встрече у него в мастерской. Николай встретил нас очень гостеприимно, напоил чаем, рассказал о себе и показал огромную коллекцию своих картин. Расстались мы на доброй ноте.
Иллюстрация: Максим Шаговиков, предоставлено автором. Изображен Николай Тронза
— Я ценю свое время, поэтому чаще всего рисую в пути, по дороге на работу и обратно. Вокруг кто-то читает книгу, кто-то залипает на карте, ну а кто-то просто спит. Я рассматриваю людей как персонажей своих будущих рисунков, чем больше я запомню/нарисую, тем богаче будет палитра эмоций моих работ. Рисовать вагоны мне не интересно.
— Вы чувствуете себя неуютно, когда все смотрят, как вы работаете: заглядывают через плечо, недоумевают?
Иллюстрация: Максим Шаговиков, предоставлено автором
— У вас так мало времени на зарисовку – вам нравится эта скорость? Почему? Она активизирует воображение? Учит видеть главное вокруг себя?
— В какое время дня пассажиры метро выглядят занятнее всего? Когда едут на работу? Или когда направляются куда-то отдыхать вечером? Или утром первого января?
— В то время, когда все едут на работу и обратно. Здесь нельзя предугадать. Весь фокус в моменте неожиданности, ты должен быть готов рисовать все, что тебя заинтересует и уметь быстро переключать внимание.
— Перед вашими глазами ежедневно проходит столько людей: какой он, типичный москвич, москвич из метро?
— Это хороший вопрос. Как говорится, все познается в сравнении. Действительно, я понял, что наши люди, отличаются своей открытостью, добротой и пониманием, кто бы что ни говорил. Поэтому в родном городе рисовать приятней всего, это особенная атмосфера.
Иллюстрация: Максим Шаговиков, предоставлено автором
— Как московское метро вообще влияет на человека? Люди под землей чем-то отличаются от тех, которые гуляют в это же время по улицам? И есть ли отличия между пассажирами московской подземки и пассажирами метро других городов?
— Что для вас значит Московский метрополитен? Это просто транспорт, или это путешествие, целая философия, мир в миниатюре?
— Это скорее другой мир. Наверху один, тут другой. Со своими правилами и способами существования.
Иллюстрация: Максим Шаговиков, предоставлено автором
— Как вы видите перспективы развития проекта? Кроме расширения круга единомышленников – что ждет его в будущем?
— Продолжать рисовать и развиваться, остальное покажет время.
«Портрет за несколько минут». Художник из TikTok рисует незнакомцев в метро
Американский художник Девон Родригес недавно обрел огромную популярность на просторах TikTok. Все дело в его рисунках: за считанные минуты он создает реалистичные портреты пассажиров нью-йоркского метро, а затем снимает их реакции. Ну, а реакции, кстати, бывают самыми разнообразными: от шока до слез восхищения.
художник Девон Родригес
«Обычно на один портрет у меня уходит от 10 до 30 минут, поэтому я заранее предупреждаю своих моделей. Некоторые отказываются, чтобы их рисовали, ну а большинству все равно. Конечно, иногда попадаются люди, которые пропускают свою остановку из-за меня. Был один парень, он сказал, что выходит на следующей, но я, к сожалению, не успел закончить, поэтому он проехал еще 10 остановок, чтобы я нарисовал его портрет», – поделился художник в социальных сетях.
Девон до сих пор не может привыкнуть к своей популярности, поэтому часто удивляется, когда его узнают поклонники, а также очень ценит то позитивное влияние, которое он оказался способным оказывать на эмоциональное состояние своих подписчиков.
«Некоторые пишут в комментариях, что мои видео помогают им бороться с депрессией и тревогой. И я такой: «Вау, неужели мои ролики помогают людям в борьбе с психологическими расстройствами». Это просто потрясающе!», – делится Девон.
Замри, тебя рисуют. Кто может стать идеальным натурщиком для художника в метро
Ксения Ефимкова
Для этих людей метро — возможность совместить приятное с полезным, а именно сделать пару зарисовок в дороге. О том, как это происходит и почему именно в подземке часто встречаются колоритные натурщики, корреспонденту «Вечерки» рассказали сами художники. Вот их истории.
Внутреннее состояние определяет, кто станет героем
Глядя на работы, которые профессиональная художница и преподавательница живописи и рисунка Анастасия Ермакова делает в метро, не верится, что не обошлось без использования компьютера. Это настоящие картины: яркие, с настроением и атмосферой. Увлечение рисованием началось еще в школе, тогда Анастасия иллюстрировала книги, которые использовались на уроках литературы.
— Мне было интересно не просто рисовать людей, а передавать их характер. Не могу назвать конкретное время, когда я начала делать зарисовки в метро, началось это, когда я была студенткой. И в метро очень много именно «персонажей», как из книги: бери и рисуй. И то, что получается в итоге, — это для меня отпечаток времени.
Александру Евсееву важна индивидуальность пассажира. И чтобы попасть в поле его зрения, нужно сильно выделяться / Фото: Личный архив Александра Евсеева
Что касается компьютеров и графических редакторов: Анастасия признается, что даже пользоваться ими не умеет. Свои рисунки она создает с помощью карандаша, пастели, а сейчас пробует флюоресцентные краски — те, что светятся в темноте.
— Часто получается так, что подсознательно рисуешь свое внутреннее состояние. Если грустно, то взгляд автоматически из толпы выхватывает каких-то грустных персонажей. Если нехватка внимания от любимого, то на глаза попадаются влюбленные парочки, если радостная ситуация, то попадаются веселые компании.
А вот внимания пассажиров Анастасия старается избегать.
Эскиз Александра Евсеева / Фото: Личный архив Александра Евсеева
— У нас принято считать, что художник — это публичная профессия и можно смело рассматривать то, что он делает. Но мне кажется, любому человеку неприятно, когда ему заглядывают через плечо. Рисование — сакральный процесс, внутреннее общение художника с натурой.
Музыка помогает сконцентрироваться на натуре
По специальности Елена Полякова — аниматик. Это тот, кто создает серию картинок, с помощью которых в упрощенной форме обрисовываются кадры из фильма или мультфильма. За плечами у нее Московский государственный университет культуры и искусств, отделение «режиссер анимационного кино и кинотворчества».
Для профессиональной художницы Анастасии Ермаковой рисунки, которые она делает в метро, — это отпечатки современности / Фото: Личный архив Анастасии Ермаковой
— Чтобы собрать мультипликационную историю, в день мне нужно нарисовать как минимум 80 картинок и при этом верно передать пропорции, настроение, характер персонажа. Все это возможно, только когда ты хорошо натренирован, чем я и занимаюсь в метро. Но для меня это не только тренировка, но и вызов самой себе, поскольку за несколько лет рисования в метро я столкнулась с тем, что люди абсолютно по-разному реагируют на то, что я делаю. — Обычно художники делают в метро скетчи (от англ. sketch — «эскиз, набросок, зарисовка»).
Елена рисует карандашом или ручкой, как-то даже пробовала стилусом на планшете.
— Я люблю рисовать бомжей, пожилых людей, очень люблю экстравагантных личностей. Нравятся дети, но они очень подвижные и любопытные, сразу понимают, что ты их рисуешь, и не могут это игнорировать: ребенок может подойти, сесть рядом. В целом ограничений у меня нет — рисую всех!
Людям нравится внимание: человеку приятно, что именно его выбрал художник. Не могу, впрочем, про всех это сказать, но у большинства поднималось настроение, когда они видели, что я их рисую.
Елена спокойно относится к тому, что пассажиры проявляют встречный интерес.
— Был случай, когда двое парней, которых я рисовала, попросили у меня блокнот и маркер и нарисовали меня в «отместку»!
Эти скромные скетчи вызывают у пассажиров массу эмоций, многие хотят получить рисунок на память.
Люди в метро. Рисунок Анастасии Ермаковой / Фото: Личный архив Анастасии Ермаковой
— Иногда я и сама показываю, что получилось. Обычно до меня невозможно докричаться — я езжу в наушниках, погружена в процесс. И если визуальный контакт с человеком есть, то я могу просто развернуть и показать ему, что получилось. Ну а если на память, то сканирую и отправляю по электронной почте.
А музыка в наушниках помогает не бояться окружающих людей.
— Для меня рисование — это магия, и, открыв все каналы восприятия, ты не можешь нырнуть в эту магию. Музыка позволяет сконцентрироваться.
Психолог Александр Евсеев ни дня не работал по специальности. Сейчас он ретушер в фотостудии, а рисование для него — хобби. К пассажирам подземки присматриваться он начал 5–6 лет назад и признается, что поначалу процесс был очень волнительным.
Елене Поляковой в работе главное — настроиться на нужный лад. В этом ей помогают музыка и, конечно же, вдохновение / Фото: Личный архив Елены Поляковой
— Я ожидал какого-то негатива, вообще рисовать в общественном пространстве как-то не по себе, особенно если не очень уверен в результате. Спустя время пришло осознание, что пассажиры довольно спокойно относятся к этому — позитивных реакций гораздо больше, чем негативных, и это не могло не радовать.
Однажды, еще в самом начале, зашел в вагон и увидел женщину с пышной прической. Просто невероятно пышной. И захотел ее запечатлеть. Она поняла, что я ее рисую, даже начала позировать, и через пару станций она подошла ко мне, посмотрела и похвалила. Ее слова позволили мне двигаться дальше и добавили мне уверенности, спасибо ей за это.
Александр говорит, что из массы пассажиров отдает предпочтение пожилым людям, в них больше индивидуальности, а молодежь в массе своей мало чем отличается друг от друга: одинаковая одежда, одинаковые прически. Нет интереса их изображать. В метро Александра можно увидеть в середине дня, когда пассажиров не так много и никто не заслоняет обзор художнику и его натурщикам.
Работа Елены Поляковой / Фото: Личный архив Елены Поляковой
—Я живу на юге, езжу по оранжевой ветке, и здесь мне, конечно, очень удобно, поскольку запустили новые поезда, у которых ход очень плавный, можно спокойно рисовать и не переживать, что тебя тряхнет.
В социальной сети Facebook есть страница сообщества Art of Metro, где представлены работы отечественных и зарубежных художников, делающих скетчи в метро. Пролистав страницу, можно увидеть на только разные техники, но и отметить разницу между пассажирами метро.
В прошлом году на станции метро «Воробьевы горы» прошла выставка казахского художника Чингиса Ногайбаева «Встречи в метро». В экспозиции было представлено 150 графических работ.
На протяжении двух лет в поездах на разных линиях метро Чингис Ногайбаев делал наброски сидящих напротив него пассажиров — мужчин, женщин, детей. Оригинальные карандашные зарисовки разместили в 10 стеклянных колбах прямо на платформе станции.
Кроме того, художник изобразил в антураже московской подземки известных исторических личностей: Григория Распутина, Ван Гога, Сальвадора Дали, Леонардо да Винчи, Оноре де Бальзака и Дон Кихота.
Натурщики на пять минут. Петербургская художница – о портретах в метро
Вам доводилось замечать, как проводят время пассажиры в вагонах метро? Правильно: либо дремлют, либо разглядывают окружающих, либо, что чаще всего, забывают обо всем на свете, уткнувшись в экран смартфона. Тем не менее даже такая привычная обстановка для кого-то _ пространство вдохновения. Молодая петербургская художница Надежда ФАСТУНОВА уже десять лет, спускаясь в подземку, в технике быстрого рисунка (она называется скетчингом) создает наброски попутчиков – тех, кто сидит напротив нее. В ее собрании уже больше тысячи зарисовок. Мой телефонный звонок застал Надежду на занятиях. Был уже поздний вечер, но она спокойно ответила: «Что вы, это Академия художеств, мы там часто остаемся до закрытия».
РИСУНОК Надежды ФАСТУНОВОЙ
– Надежда, как люди в метро реагируют на то, что вы их рисуете? Вы ведь не спрашиваете ни у кого разрешения. Не всем, возможно, нравится?
– Обычно реагируют достаточно доброжелательно, с агрессией сталкиваюсь редко. Я, конечно, стараюсь рисовать как можно более незаметно, чтобы не спугнуть. Раскрываю блокнот, который выглядит как книжка. На один набросок уходит 3 – 5 минут – в среднем одна — три станции метро.
Со временем я поняла, что наиболее живые рисунки получаются тогда, когда люди чем-то заняты или общаются друг с другом. Они не видят, что их рисуют, и ведут себя совершенно естественно. Те, кто смотрит по сторонам, как правило, чаще замечают, что происходит. Пару раз попросили отдать рисунок, иногда просто фотографировали его на память.
– А как вообще родилась идея рисовать людей в метро?
– Сперва я занималась этим, просто чтобы набить руку. Когда была в пятом классе, меня впечатлила выставка работ учащихся художественного лицея имени Иогансона. Очень захотелось попасть туда, для чего мне и потребовалось развивать навык рисунка. Метро показалось самым подходящим местом, поскольку мне приходилось там проводить много времени по пути на учебу. Заодно это помогало преодолеть боязнь рисования на виду – для художника это важно. Но со временем я поняла, что наброски в метро – отдельная очень интересная тема, связанная с пониманием психологии людей.
Вообще, хотя я и учусь на художника-реставратора, портрет – мой любимый жанр. В свое время меня воодушевили слова живописца Валентина Серова: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
В художественном плане я ориентируюсь на натурные зарисовки передвижников. Кроме того, мне очень близки Юрий Пименов (его визитная карточка – картина «Новая Москва») и Зинаида Серебрякова. Из зарубежных мне очень нравится американский художник Норман Роквелл – автор забавных и очень живых иллюстраций в еженедельные газеты и журналы.
– Обычно лица большинства людей в метро выглядят достаточно угрюмыми. А на ваших рисунках – они счастливые, одухотворенные.
– На самом деле далеко не все в метро уставшие и угрюмые: есть веселые компании школьников и студентов, влюбленные парочки, либо же кто-то едет после успешного дела (и это видно по настроению), к другу или в театр. Возможно, поскольку я по жизни позитивный человек, то подспудно ищу тех, кто созвучен моему внутреннему настрою. Впрочем, я не пытаюсь ничего приукрашивать, так что грустные, усталые, сосредоточенные лица у меня тоже есть.
Иногда я делала наброски нищих, инвалидов и бездомных, для которых метро – и замкнутый круг, и шанс на спасение. Однажды меня очень удивил безногий инвалид, просивший милостыню. Был уже поздний вечер, люди ехали утомленные, и он был единственным в вагоне, у кого было приподнятое настроение. Несмотря на его увечья, глаза этого человека были полны жизни и доброты. Сделала набросок, пока он передвигался по вагону, а потом задержался у двери. Затем доделывала этот рисунок по памяти.
После той встречи я всерьез задумалась: имею ли я вообще право жаловаться на обстоятельства и на жизнь, ведь у меня есть все для полноценной работы, а значит, и для улучшения мира вокруг себя.
И мне очень приятно, когда люди понимают смысл моего творчества. Все работы я размещаю на своей страничке в соцсетях. А еще уже третий год подряд выставляю наброски на выставке «Творческая весна» в Университете промышленных технологий и дизайна.
– Как вы выбираете героев?
– Если раньше я рисовала в учебных целях всех, то теперь предпочитаю выбирать, ищу яркие образы, портреты нашего времени. Вообще стараюсь брать разнообразные темы. Люблю следить за людьми разных типов и возрастов. Дети очень активны, их сложно рисовать, но зато очень интересно. А вот пожилых людей – гораздо проще, они сидят спокойно, погрузившись в мысли.
РИСУНКИ Надежды ФАСТУНОВОЙ
Метро – зеркало жизни, здесь можно увидеть и запечатлеть вечные темы: материнство, отцовство, дружбу, любовь, старость. Набросок «Отец и сын» – один из моих любимых.
Очень интересно рисовать людей разных национальностей. У меня есть наброски китайских, африканских и латиноамериканских студентов, выходцев из Средней Азии. Однажды по вагонам шел чернокожий музыкант, игравший на африканском барабане – джембе. Но в нашем вагоне он уже не играл, а дремал, положив барабан между коленями. За три станции я его и зарисовала.
За десять лет, что я рисую в метро, вижу, как меняются люди: иная мода на прически, головные уборы. В метро уже практически не увидишь человека с газетой или книгой, теперь едва ли не все поголовно сидят, погрузившись в планшеты или смартфоны. Появилась новая категория пассажиров – курьеры по доставке еды, «вооруженные» большими коробами.
Вообще метро – неисчерпаемый кладезь образов, сюжетов и явлений – и для меня, и для моих коллег по творческому цеху.
– Так вы не одна рисуете в метро?
– Да, у нас существует целое сообщество. С кем-то мы даже иногда пересекаемся в подземке. Между собой общаемся в Интернете – в группе в соцсетях Art of Metro, в которой участвуют авторы со всей России – из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. Прежде всего из тех городов, где есть метро.
В нашей стране пока нет наименования для подобного жанра, а за границей его чаще всего называют «урбан скетчинг», то есть городские зарисовки. Художники делают наброски людей в транспорте, кафе, других общественных местах.
Я считаю, что подобные «путевые заметки» не менее ценны, чем полноценная картина маслом на эту же тему. Они сделаны не в мастерской по памяти или фото, а прямо на месте событий, непосредственно, как репортаж «в прямом эфире», и здесь уже не приврать, не добавить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (6874) от 03.03.2021 под заголовком «Натурщики на пять минут».
Цифровые технологии и историческая преемственность: как художники оформляют новые станции метро
Первые пять станций Большой кольцевой линии (БКЛ), открытые в феврале 2018 года, быстро полюбились горожанам и гостям города и пользуются популярностью. А станция «Савеловская» новой кольцевой ветки, принявшая первых пассажиров в декабре 2018 года, уже заслужила приз зрительских симпатий международного конкурса фотографии «Искусство строительства — 2019» (Art of Building). Все станции первого участка БКЛ выполнены в единой архитектурной концепции, при этом каждая имеет свою индивидуальность.
Команда, работавшая над архитектурной концепцией первых станций БКЛ, недавно получила премию в области литературы и искусства города Москвы в номинации «Дизайн». Во время вручения награды Сергей Собянин отметил, что при строительстве учитывался мировой опыт с точки зрения технологий. Что касается архитектуры и дизайна, то здесь ориентировались на опыт советских метростроителей, создававших станции-шедевры.
Mos.ru поговорил с командой, участвовавшей в художественном оформлении первых станций Большой кольцевой линии метро.
Историческая преемственность и современные технологии
Московский метрополитен признан одним из самых красивых в мире. Станции, построенные в 1930–1950-х годах, — это настоящие дворцы с просторными и светлыми залами, богатой архитектурой и декором.
Работая над художественным оформлением первых станций БКЛ, специалисты ориентировались на прошлый опыт. Но его нужно было адаптировать к современной архитектуре, ведь сейчас не строят так, как раньше.
«Любая станция 1930–1950-х — эта классическая архитектура, можно сказать, дворцового стиля, что предполагает такой же декор. А современная архитектура — другого стиля, присутствуют другие технологии, используются какие-то легкие материалы, металл, стекло. И классическая мозаика тут была бы не очень уместна, потому что это два разных художественных языка», — считает художник-монументалист Екатерина Бубнова.
Сегодня при оформлении станций метро используют цифровые технологии. Сначала, как и раньше, создают эскизы будущего панно. Их обсуждают вместе с архитекторами и градостроительным советом. Зачастую только на это уходит довольно много времени.
Он добавляет, что во время работы над эскизами для станции «ЦСКА» вдохновлялись в том числе творчеством Александра Дейнеки, особенно его работами, посвященными спорту. Отталкиваясь от традиций и сохраняя историческую преемственность, специалисты добавляли современные черты.
После согласования эскизов начинается работа по созданию изображения. С помощью компьютерной программы на рисунок накладываются цвета, фактуры и текстуры. Готовый файл делится на фрагменты, которые будут напечатаны на отдельных панелях на специальном большом принтере — плоттере.
Изображения печатают на разных поверхностях. В основном на алюминиевых пластинах или на стекле. За процессом следят художники. Если готовые пластины по цвету, текстуре или еще по каким-нибудь параметрам не соответствуют задумке автора, он всегда может на это указать и скорректировать итоговый вариант. Последний этап — монтаж пластин с фрагментами рисунка на потолок или стену.