Что одеть в цирк женщине
Как одеться для похода в цирк?
Как одеться для похода в цирк?
Обычно как бы вы прошло пошли на прогулку. Не праздник, чтобы быть при смокинге или в вечернем платье. Джинсы, рубашка, свитер, в общем в чем удобно и комфортно. Я бы и обувь одела бы на сплошной подошве.
Насколько я знаю, цирки всегда отапливаются. Одевайтесь повседневно, необязательно выбирать длинное платье или смокинг. Джинсы, юбку. то, в чем удобно. Только чтобы все было прилично, излишняя открытость я считаю ни к чему.
Красиво и празднично, но все-таки не настолько торжественно как, например, в театр или дорогой ресторан. Хотя я надеваю повседневную одежду: красивая блузка/кофта/свитер и джинсы или повседневное платье 🙂
В принципе как вы ходите в кино, так можно одеться и в цирк.
Это европейский бренд от компании «Primark» под маркой «аtmоrрhеrе» специально ориентирогнный на женщин. Одежда, обувь, аксессуары и кожгалантерея. Всё как заявляют ориентированно на широкую женскую публику. Имеет хорошее качество и доступные цены. Правда есть мнения и о дешёвке продающейся в коммисионках или в магазинах по распродажам. Может подделка или это взгляд тех кто считает, что бренды только в бутиках. По крайней мере выбирайте, у нас их магазинов нет. Сети магазинов у них только по Европе и до нас ещё не добрались. Хотя в интернете масса предложений от различных интернет магазинов. Можете заказать на: shafa.uа или drez.ru, а так же посмотреть на moddo.соm и масса других интернет-магазинов по продаже одежды.
Парни ходили в шапках (которые снимали при входе в дом), а девчата с косами в венках.
Лучше всего делать дырки на джинсах с помощью наждачной бумаги, пензы или пилочки для ногтей. Когда достаточно разотрете ткань, то аккуратно вытаскиваете ниточки, чтобы получить красивый эффект «бахрамы».
Покупать летом зимние вещи очень выгодно. Единственный минус- это скромный ассортимент, остатки нераспроданного товара. Однако, если у Вас нестандартный размер, особенно часто остаются маленькие размеры, можно прилично сэкономить. Выгодно покупать детскую зимнюю одежду летом, но и тут есть свои тонкости: дети очень быстро растут и покупать зимнюю одежду летом нужно минимум на размер больше, а то и на два. Пару лет назад я купила в июле месяце зимний теплый пуховик за полторы тысячи, хотя зимой он висел с ценником 5тыс. Ребену тогда было 3года, а пуховик был огромным, лет на 5, но польстилась на скидку, купила. Запихнула в пакет и в дальний угол шкафа положила. Уже через год мне пришлось доставать покупку, потому как сынок очень вытянулся за год и пухови был ему почти впору, чуть длинноваты рукава, но они на резинках, поти не видно, что большеватый. Вот так я сэкономила на одной вещи больше трех. тысяч. Тперь частенько хожу летом по отделам с остатками зимней детской одежды, если вещь понравилась, беру даже если на порядок больше.
13metrov
Цирк в России | Цирк в Мире
Нас с детства учили, как нужно вести себя при посещении театров, балета и оперы.
А как же вести себя в цирке?
На самом деле – точно так же.
Цирк, как и театр, это искусство. Сложное и многогранное. Безусловно, он отличается от театра, хотя общего так же немало.
Манеж – сердце цирка. К нему не принято сидеть спиной. С одной стороны это дань уважения, с другой – мера безопасности. Поскольку под куполом над манежем и возле него масса технических приспособлений (дальше понятно, да?).
Цирковые артисты и циркачи – это разные понятия. Если хотите обидеть артиста цирка, назовите его циркачом хотя вряд ли на вас обидятся, просто сочтут невоспитанным.
«-Циркачка!
-И горжусь этим!» (с).
Опаздывать на представление стыдно. Для Вас дается аж 3 зеленых свистка.
Хотя все можно понять – век кибернетики, пробки, злые начальники (не отпускающие пораньше), жены (мужья, дети), решившие, что цирк для них все-таки праздник (и решившие приодеться), и все такое…
Во время представления балуйте артистов апплодисментами – им это действительно приятно. Крики «Браво!», «Бис!», цветы, конфеты, плюшевые игрушки тоже не возбраняются. Главное цветы – не бросать, не в горшках, не на манеж и не во время выступления. Иначе банда злобных униформистов Вас найдет!
Ломиться в гардероб, не дождавшись, пока артисты уйдут с манежа – дурной тон. Точно так же, как в театре. Вам устроили праздник, и вышли чтобы подарить улыбку на прощание, и помахать рукой; а увидели Вашу быстро удаляющуюся …спину….
Ломиться за кулисы, если Вас не приглашали, тоже не стоит. Там люди работают. И животные там тоже работают. А кроме того велика вероятность заблудиться, запнуться, испачкаться и, что хуже всего, нарваться на сторожа дядю Васю и выслушать все, что он о Вас думает.
Особенности циркового костюма
Успешные поиски художника во многом зависят от его точного знания и понимания современности: ее эстетики, актуальных проблем, запросов общества.
Все это художник цирка должен знать и уметь претворить в практике.
Эстетическому воспитанию в советском обществе уделяется особое значение. Процесс этот, дальнейший уровень его развития, тесно связан с научно-техническим и экономическим прогрессом, с принципами социалистического образа жизни, являясь составной частью его.
Наряду с материальными условиями, всем строем нашей общественной жизни неизменно повышаются духовный уровень людей, эстетические запросы, и здесь задача художника состоит в том, чтобы воспитывать деятельную личность и творить по законам подлинной красоты. Он должен совершенствовать эстетический уровень и вкус, убедительно выражая при этом художественное отношение явлениям, вещам, окружающей реальной действительности с позиций выработанных у него представлений о прекрасном, безобразном, трагическом, комическом и т.д. Произведения искусства, в том числе и искусства цирка, с его костюмом, как средство выразительной передачи образных мыслей, эмоций и чувств, не может быть выражено достаточно полно без высокого художественного вкуса, которым прежде всего должен обладать сам создатель оригинальных, новаторских произведений искусства, а так же и выразительно образного костюма.
Костюм, в значительной мере, способствует гармоничному воспитанию личности, наиболее полному раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств, благородства, красоты, что потребует от создателей художественного выразительного циркового костюма высокого профессионализма и культуры.
Синтез искусства цирка органично объединяет многоплановое творчество артиста, опирающееся на цирковую драматургию, режиссуру, художественное оформление, костюм, музыку, хореографию. Наряду с наиболее характерными его жанрами, формами и приемами, самобытное творчество цирка вбирает в себя также и близкие, родственные его духу элементы и средства выразительности драматического и музыкального театра, балета и пантомимы, эстрады и спорта. Все это значительно расширяет рамки тематической и образной направленности, содержания и формы произведения циркового искусства. И вполне естественно, что все эти краски смежных искусств, так или иначе, находят свое отражение на цирковой арене,
Для циркового костюма характерны стилевое разнообразие форм и видов, свойственных историческим и фольклорным, спортивным и бытовым одеждам прошлого и настоящего. На арене цирка можно увидеть фантастические, сказочные, а так же и созданные творческой выдумкой художника оригинальные костюмы.
Новое время требовало новых оригинальных разнохарактерных образных костюмов, могущих противостоять еще «бытовавшим» однообразным трафаретам и штампам.
Одежда, как предмет традиционного художественно-прикладного творчества, всегда являлась национальной гордостью народа. Передаваемое из поколения в поколение искусство создания разнообразнейших национальных одеяний требует самого пристального и предельно тактического отношения.
Советское цирковое искусство, его режиссеры, художники, артисты постоянно обогащают свой опыт по созданию принципиально новых, оригинальных и значительных произведений на народной основе. Многонациональная тематика постоянно присутствует в выступлениях мастеров разных республик, в их своеобразных народных костюмах.
В современной разработке народного костюма художником цирка обязательно присутствуют мотивы старины в их органичном сочетании с современностью. Это проявляется в использовании новых приемов и средств выразительности, покроя и тканей костюмов, органичного колорита, художественной вышивки, апплицирования и различных отделок. Во всем этом и заключена образная основа народного костюма цирковой арены.
Мотивы народного творчества постоянно служат основой для свободной композиции, подлинно оригинальной, без излишней «протокольной» зтнографичности. Для орнаментики, отделки костюмов художник использует старинные и современные темы и мотивы чеканки по металлу, набойки по тканям, узоры кружев и ковров, росписи хохломы, дымковской игрушки и т.д. Тут могут быть самые неожиданные формы, ритмы и пластика орнаментального рисунка, ясный и чистый колорит.
о том, что живопись, как и поэзия, выбирает из общего то, что она считает себе более свойственным, она собирает в одном фантастическом персонаже обстоятельства и характеры, которые действительность разбрасывает во множестве.
Но применительно к цирку важно, чтобы использование ее конкретных проявлений было естественным, оправданным и целесообразным, при непременном условии, чтобы содержание, весь смысл выступления, его художественная направленность не были нарушены и не заслоняли модной формой костюма как некоей самоцелью. Творчески интерпретируя моду, привлекая те или иные ее мотивы, связанные с нею положительные новшества или технические достижения, художник тем самым совершенствует конструкцию цирковой одежды, оригинально сочетая все это со спецификой и технологией циркового творчества. Цирковой костюм должен во всех отношениях отвечать своему времени, быть созвучным с ним и отражать его как «живое зеркало» в лучших своих проявлениях.
И мода, творчески интерпретированная художником, должна органично соответствовать характеру номера, способствовать наилучшему восприятию его зрителями. Цирковой художник в таких случаях как бы сам выступает в качестве своеобразного модельера, являясь подлинным создателем новых, современных моделей.
Опыт цирка показал, что всяческие изыскания в области условно-абстрагированных, формально-схематических костюмов оказываются бесплодными.
В свое время отвечая на увлечение велосипедным спортом, в цирке появились велофигуристы. Аким Никитин на специально построенном циклодроме показывал представления велофигуристов в спортивных костюмах, а между номерами велофигуристы-комики тоже в спортивных, но эксцентричных одеяниях веселили публику.
В последующие годы на арене появляются и первые, пришедшие в цирк из спорта талантливые спортсмены, пока еще не всегда создающие выразительный, завершенный художественный образ и выступающие в привычных для них спортивных костюмах. Особым успехом у публики пользовались пришедшие в цирк из спорта И.Бугримова и А.Буслаев, выступавшие в спортивных костюмах с аттракционом «Полет на санях из-под купола цирка», подготовленном в 1931 году.
Наряду с новизной, которую привнесли в костюмы цирка спортивные мотивы, на арене по-прежнему превалировали традиционные стереотипы одеяний гусара и охотника, факира и ковбоя, фрак и смокинг и т.д.
С самого начала деятельности советского цирка на страницах печати раздавались время от времени требования определенной части критиков уничтожить в нем все, что осталось от старого цирка. В начале 30-х годов они приобрели особенно острый характер. Рапповцы стали требовать отказа от лучших традиций цирка, считая их буржуазным наследием, и предлагали строить новое, пролетарское искусство, отражать на манеже жизнь страны с ее стройками, людским энтузиазмом, спортом. Предлагалось показывать на манеже то колхозный базар, то вместо школы верховой езды рассказать, как используется лошадь в социалистическом хозяйстве.
В магнитогорском цирке артисты показывали, как два каменщика возводили кирпичную стену.
Рецензируя постановку аттракциона «Люди морского дна» в Ленинградском цирке, А.Дорохов писал: «Построившиеся на палубе люди; в их синих фланельках и парусиновых робах, так мало похожи на обычных исполнителей в блестках, трико и пестрых костюмах. Взорваны многие традиции арены, именно те из них, которые обветшали и звучат живым анахронизмом на строгом фоне современного быта страны».
В результате длительной полемики шпрехшталмейстер заменил традиционный фрак на обычный пиджак, униформисты стали выходить на манеж в рабочих комбинезонах. Артисты С.Баст и К.Югов в номере «Веселые акробаты» появлялись в синих рабочих спецовках, влезали на столб и прикрепляли к нему репродуктор. Затем они снимали спецовки и в трусах показывали акробатические упражнения.
Передовым художникам приходилось выдерживать бои с пролеткультовцами. Ведущие артисты, как могли, сопротивлялись этим веяниям, стараясь сохранить и удержать былую красочность своего искусства.
В конце прошлого и начала нынешнего столетий, кроме газа и шифона, широкое распространение получили тарлатан, тюль, маркизет, крепдешин, атлас, муслин, бархат, парча и многие другие сугубо традиционные, применяемые и сегодня, ткани. В наше время широкое применение в цирке находит капрон. Значительный технический прогресс в текстильной промышленности позволяет создавать необычные костюмы, отличающиеся совершенно новой структурой, разнообразием фактуры и ярким чистым и устойчивым цветом, некоторые из них имеют золотые, серебряные, цветные нити, которые, придают ткани искрящийся переливчатый блеск. К тому же эти материи растягиваются и не мнутся.
Специфической особенностью всех без исключения цирковых костюмов является и то, что все они рассчитаны на исполнение различных упражнений и трюков, на физические, динамические и другие нагрузки, имеют специальные технические и трюковые приспособления.
Создавая проект костюма, художник, как говорилось выше, учитывает не только присущие ей свойства, технологическую структуру, особенности ее «поведения», существенно влияющие на выступление артиста и характер исполняемых упражнений и трюков, физические и динамические нагрузки, но и то, что при откровенном применении бытовых тканей возникает нежелательное однообразие костюмов, их выразительности и художественной образности.
И тут художник прибегает к созданию на материи какого-либо рисунка или орнамента, выполненных при помощи вышивки, аппликации, трафарета, набойки, росписи батиком, применяя галун, сутаж, шнур, тесьму, блестку, жемчуг, каменья, бижутерию и т.д.
Эта отделка, должна быть предельно тщательной и убедительно «доподлинной», так как зрители цирка видят костюмы с близкого расстояния, при круговом обзоре и лобовом освещении прожекторов. Здесь нет, как в театре, скрытой от зрительного зала с трех сторон сценической коробки с ее «беспредельной» глубиной и очень гибкой световой палитрой софитов, прожекторов, рампы.
Художник должен позаботиться и о том, чтобы цвет костюмов участников партерных номеров не повторял расцветку ковра, на котором происходит их выступление, ибо в противном случае они не будут смотреться.
При вышивке одежды блестками или мелкими камнями необходимо учитывать и то, что они выгодно смотрятся на маленьком костюме (лиф-трусы, грация). На большом женском или мужском костюме, имеющем к тому же и орнаментику (особенно если она выполнена по народным мотивам), чрезмерное обилие блесток лишь нарушает его стилевое единство и форму.
Обилие блесток не только разрушает форму костюмов, но и «съедает» их цвет и рисунок орнамента. Й тут художник нередко использует прозрачную легкую ткань (газ, шифон, капрон), покрывая ею чрезмерно блестящий костюм и тем самым как бы тушуя, смягчая его прямое рефлекторно ослепительное сверкание.
Но цирковой костюм должен не только быть нарядным и предельно удобен для работы актера, но и хорошо смотреться, эффектно выглядеть даже в тех случаях, когда он выполняет свои упражнения буквально вниз головой, что не может не учитывать художник, наделяя костюм высокой культурой моделирования его форм, рациональным конструированием и применением соответствующих тканей.
Но важно и то, чтобы зритель во время представления, на некоторое время «забыл» во что и как одет артист, чтобы костюм не отвлекая внимание зрителя, не заслонял собой работу актера. Художник всеми имеющимися в его распоряжении выразительными средствами должен стремиться наиболее полно раскрыть мастерство, исполнительскую технику артиста, используя для этого предельно удобную во всех отношениях конструкцию костюма, удачно подобранную ткань, всевозможные технические приспособления.
В то же время костюм, созданный художником для цирка и, вместе с тем, близкий в какой-то мере к современным веяниям, должен в лучшем своем проявлении предельно отвечать всей художественной стороне выступления артиста.
Современному цирковому костюму, как, впрочем, и произведениям цирка, присущи в наши дни емкие стилевые отличия и особенности, если под понятием стиля подразумевать не одно лишь однозначное определение времени, каким обычно наделялся цирковой костюм в прошлом.
Началом создания эскиза любого циркового костюма является изначальный поиск его наиболее выразительного силуэта. С помощью силуэта можно передать характер действующего персонажа, вызвать определенные ассоциации, наконец создать убедительный гротескный образ клоуна.
В рамках сюжетного или тематического циркового спектакля, костюм всех его участников в стилевом отношении составляют единое целое. При этом художник, работающий над созданием костюма, должен, естественно, учитывать характер и цветовую гамму пространственной аренографии, специфику манежа, его круговой обзор и освещение.
Здесь, естественно, нет и не может быть каких-либо «рецептов», тем более заранее установленных образцов либо «стандартов». Опробованные однажды выкройки и лекала здесь уже не годятся, и лишь порождают однообразие и штамп цирковых костюмов.
Внешний облик актера и создаваемый им образ дополняет и «дорисовывает» выразительный грим, выполняемый в соответствии с эскизом художника.
Приемы, техника и материалы грима в цирке мало чем отличаются от грима театрального, за исключением характерного грима, свойственного клоунской маске. При этом необходимо учитывать специфичность освещения манежа, во многом отличающегося от разнообразного и мягкого света театральной сцены.
Следует отметить и наиболее существенные недостатки, которые справедливо отмечает известный артист, режиссер и педагог З.Б.Гуревич: «. можно видеть, как многие исполнители акробатических номеров буквально с головы до пят «запакованы» во всевозможные и невозможные пиджаки, жилеты, широченные брюки, рубашки с длинными рукавами, которые стесняют их движения, скрывают их фигуры и совершенно не соответствуют характеру номера. Нельзя не посочувствовать артистам Радоховым, когда им приходится выступать в таких тяжелых костюмах. Кому пришло в голову так «тепло» одеть артистов?
Но зато женские костюмы открыты, что называется «настежь». Подобные костюмы, на которые уходит материала не больше чем на носовой платок, заимствованы из западных кабаре. У него свои художественные принципы и свои задачи. Мы не против так называемых открытых костюмов, они никогда не были противопоказаны цирку. Мы против утраты чувств меры. И об этом нашим художникам и артистам следует задуматься.
И сегодня еще значительное место здесь занимают и так называемые «салонные костюмы», позаимствованные у артистов варьете, кабаре, кафешантана и пышных западноевропейского и американского шоу.
Известный театральный художник Н.А.Шифрин подмечает: «Нельзя полностью отвергать волю актера, его представление о костюме. Если он находит какую-нибудь деталь, «греющую» его, я с ним соглашаюсь. Помню в одной современной пьесе восемь актрис из девяти просили меня сделать им платья с бретельками. Можете вообразить, что получилось бы, если бы все они вышли в таких платьях! Художнику необходимо понять, почему именно эту деталь просили исполнительницы. Если желание актера хоть в какой-то мере оправдано, разумно, следует внести эту деталь в костюм, а желания остальных исполнителей направить по иному руслу.
Сказанное Шифриным о театральном костюме имеет самое прямое отношение и к костюму цирка.
Как одно из важных звеньев общей культуры, одежда людей, постоянно совершенствуясь, становится предметом специального моделирования и промышленного производства. Ее конструированием у нас в стране и за рубежом занимаются целые институты и отдельные высококвалифицированные мастера.
Так уж повелось с давних пор, что ведущие модельеры всего мира систематически прогнозируют, в каком направлении мода будет развиваться, каковы будут ее специфические особенности и проблемы. И вполне естественно, что художник цирка не может не учитывать всего этого. Уровень моделирования и культура изготовления бытовой одежды значительно возросла, и ему необходимо быть в курсе преходящей моды, а также знать, как применять и целесообразней использовать новые современные ткани, различные приемы конструирования, технику пошива бытового костюма, хотя конечная цель и результат здесь и там все же различны.
Таким образом, костюм артиста цирка должен прежде всего отвечать своему времени, быть созвучным с ним. В его линиях, характере тканей, отделке желательно присутствие элементов современной моды в ее самых лучших проявлениях. Эти элементы, творчески и со вкусом интерпретированные художником, должны соответствовать характеру и жанру номера, способствовать наилучшему восприятию его зрителями. Художник в таких случаях выступает в качестве своеобразного модельера, являясь подлинным создателем новых современных форм и конструкций цирковой одежды.
Для чистоты и точности стиля одежды далеко не безразличны и такие факторы, как выразительная простота, ясность форм и линий, богатство цветовой гаммы, разнообразие тканей, то есть, те качества, которые характеризуют сегодня костюм цирка. И напротив, экстравагантные, чрезмерно «рискованные одеяния», как правило, не только противоречат хорошему вкусу, но и вообще оказываются вне рамок какого-либо стиля.
Художник современного циркового костюма, если он серьезно по настоящему относится к своему творчеству, вряд ли увлечется сегодня надуманной театрализацией или фальшивой роскошью варьете. Его не прельстят ни стилизаторское эпигонство, ни погоня за эффектной ультрамодернистской формой, ни перенасыщение пестротой цвета, одежды дешевым «блеском» фактур и отделок, пышных изощренных украшений: понятие «красота» в наше время никак не отождествляется с понятием «роскошь». Подлинная красота и яркая новизна костюма достигаются высокопрофессиональным мастерством и чувством меры художника.
Следование цирковых художников в русле современной моды явление закономерное, имеющее социальный и исторический характер.
Но откровенно прямое привнесение на манеж цирка широко бытующих моделей одежды, конечно же, не способствует художественному воплощению номера, лишая своеобразия его исполнения, таит в себе реальную опасность серости, однообразия, шаблона.
Воплощая через призму творчества на арене цирка исторические, национальные, народные, спортивные и другие формы костюмов, современный художник предпочитает «этнографическим» изысканиям подлинно творческое обобщение живой исторической действительности: он становится как бы исследователем не только истории костюма, но и социально-общественных явлений, быта, нравов, народных традиций.
Всяческие изыскания в области условно-абстрагированных, формально-схематических костюмов оказываются бесплодными. К артистическому костюму, как ко всякому произведению искусства, вполне можно отнести высказывания И.Е.Репина о том, что в бесформенности нет красоты. Без идеи нет великого, художественного создания.
Советский цирк не стоит на месте, он завоевывает все новые и новые творческие высоты. В этом животворном процессе получает дальнейшее развитие и совершенствование костюм цирковой арены. Создание цирковых костюмов в наше время стало одним из самых важных компонентов творчества всех создателей циркового спектакля.
В каком же направлении происходит дальнейшее развитие и совершенствование циркового костюма в наше время, что здесь наиболее характерно?
И здесь особенно важно ответить на один из самых, пожалуй, главных вопросов, от которого зависит успешное воплощение любого из цирковых костюмов: для чего и как это делается?
Дальнейшее развитие выразительных многообразных форм и сюжетов цирковых многожанровых костюмов видится, прежде всего, в прямой и органичной связи с повышением художественно-идейного уровня произведений циркового искусства.
Идеальное человеческое тело является образцом гармонии, соразмерности форм и пропорций, и именно оно должно быть основой построения циркового костюма. Перед художником стоит задача наиболее полно выявить и подчеркнуть естественную красоту тела, артиста, свободную пластику его движений.
И если все же попытаться определить цель и смысл работы художника в цепом, то они состоят в том, чтобы в идеале создать нечто, чего никто другой за него сделать не смог.
Таким образом, проблемы профессионального мастерства художника, создающего цирковые костюмы, должны быть неисчерпаемы. Время постоянно будет ставить перед ним все новые вопросы, требовать от него новых решений, совершенствования своего мастерства, применения новых выразительных приемов, современных форм и средств.
И здесь новое в творчестве художника будет определяться новыми социальными явлениями и экономикой, новым содержанием жизни и эстетическими требованиями, достижениями культуры, науки и техники. И новые поколения художников, естественно, будут по-своему разрешать свои задачи, создавая бесконечную череду новых форм и образов.
В стилевом отношении работа художника должна составлять единое целое с пространственной аренографией и музыкальным строем постановки.
Музыка, сопровождающая цирковой номер какого-либо из жанров, либо целый спектакль, неизменно должны учитываться художником и находить это свое точно выверенное «музыкальное» отражена в костюме артиста.
Современному цирковому костюмы противопоказаны, еще встречающиеся, к сожалению, псевдо-красивые, приторно слащавые, аляповатые, а подчас, откровенно вульгарные и пошлые наряды, никак не отвечающие содержанию и стилистике самого выступления. К артистическому костюму, как ко всякому произведению искусства, вполне можно отнести высказывание И.Е.Репина о том, что «в бесформенности нет красоты. Без идеи нет великого, художественного создания».
Художник, работающий над созданием цирковых костюмов, которые всегда выражены в очень конкретных формах и композициях, черпает для себя материалы, темы, мотивы из иконографии, былинной старины, исторической и современной художественной литературы, смежных искусств, окружающей нас действительности, разрабатывая все это с учетом художественно-постановочных задач, и особенностей той или иной постановки, специфики и живых традиций циркового манежа.
Проектирование и изготовление костюмов занимает особое место в художественно-постановочной работе и имеет свои закономерности. Конечной целью художника должно быть воплощение правды создаваемого образа, которая состоит из его социального и философского смысла, умения артиста своим мастерством донести их до зрителя с помощью грима и костюма. Но правда в искусстве – это не натуралистическое воспроизведение действительности. Правда в искусстве рождается из множества жизненных впечатлений ее творца, его опыта, умения пропустить отобранные явления через свое мировоззрение и воспроизвести его, эмоционально окрасив.
В сценарии в ремарках автора дается описание того или иного персонажа: его характер, своеобразие действий и поступков, привычек, внешний вид и детали одежды. При разработке эскизов костюмов все это, конечно, принимается художником во внимание. Но при самом внимательно отношении к описательным ремаркам сценария и к внешним данным актера, он прежде всего исходит из образа, создаваемого артистом совместно с режиссером, согласуется с идейно-художественной направленностью постановки.
Но иногда, как подмечает Р.Захаржевская, «молодой художник, пришедший в цирк с институтской скамьи, обычно смотрит на эскиз не как на рабочий чертеж костюма, а как на произведение изобразительного искусства, хотя и имеющего сугубо прикладную судьбу. И хотя, по моему мнению, все же эскиз не является еще истинным свидетельством достижений художника, все же он в должной мере отражает изобразительный дар мастера, его понимание образного решения. И нередко вызывают восхищение авторы эскизов, которые, не щадя себя, сплошь и рядом в спешке творят эскиз, держа в уме его будущие художественные достоинства, делая этим сознательную поправку на воплощение эскиза в ткани и форме, в фактуре и украшениях, на то, что он будет смотреться в соединении с актером».
Чтобы достичь высоких художественных результатов в работе, художнику надо много знать и уметь применить эти знания на деле.
Пренебрежение законами композиции и нарушение их никогда не приводило к созданию высокохудожественных произведений искусства. Известное древнее изречение гласит: ни талант без науки, ни наука без таланта ничего совершенного создать не могут.
Вопросы композиции сценического костюма получили достаточно подробное освещение в специальной литературе, в частности, в книгах К.Градовой, Е.Гутиной «Театральный костюм».
Другой заповедью художника, творящего костюм, должно быть непременное знание всех тонкостей идеального построения тела человека, его анатомии и пропорций. Более подробно об этом речь пойдет ниже.
В композиционное структурно-пространственное построение любого костюма органично входят такие основные элементы, как конструкция и форма, силуэт и пропорции, цвет и орнаментика, отделка и детали, чисто производственно-функциональные особенности циркового костюма и многое другое.
Все это имеет отношение в разной мере, как к костюму классических форм, так и к быстротечной смене модных течений, или, скажем, к симметричным или ассиметричным решениям, к другим более сложным структурным формам.
В цирке большое значение имеет деталь, перерастающая подчас во впечатляющую символику своего конкретно взятого времени: буденовка, папаха с красной лентой, красная косынка, кожанка.
И в этом смысле представляет интерес замечание художника М.Курилко: «Л.Толстой в беседе с К.Игумновым определил, что в искусстве наиболее важно не сказать ничего лишнего, а только дать ряд сжатых впечатлений. Очевидно, такими «сжатыми впечатлениями» и должны быть в искусстве театра художественные детали. И когда зритель по детали угадает целое, активно вовлекаемый художником в процесс сотворчества, он сам становится участником воссоздания жизни героев пьесы, проникается настроением и мыслью автора».
Эксцентрика, часть присутствующая в цирковых номерах, должна находить свое отражение и в костюме. А чтобы быть эксцентричным, сказала Эллен Терри, надо прежде всего знать, где находится центр.
Вспомним здесь и такие немаловажные, как бы «дорисовывающие» весь облик и характер артиста, детали его костюма: необычно высокую тулью шляпы Карандаша, или известную на всех континентах «шахматную» кепку Олега Попова, или маленький белоснежный фрачный платочек Виктора Тихонова, которым он «укрощает» своих свирепых тигров, или почти натуральную «бабочку» Константина Бермана, заменившую обычный галстук и многое другое.
В ходе выступлений могут понадобиться детали или вещи связанные со спецификой чисто производственного характера: небольшой веер, при помощи которого иллюзионист отвлекает внимание зрителей от секретов исполняемых им фокусов, или большие звучащие пуговицы на комбинезоне музыкального эксцентрика и т.д.
И, наконец, художник использует различного рода всевозможные детали и украшения, аксессуары и атрибуты, завершающие художественно-образное впечатление, стиль и характер выразительного наряда артиста.
Прошло несколько десятилетий, как в основном определились цирковые жанры и характерные особенности их костюмов, дополнений, аксессуаров, атрибутов и т.д.
Исходя из многообразия характеров, возникающих на арене, маленькая энциклопедия «Цирк» подразделяет цирковые костюмы на «национальные. производственные (жокейские, военизированные, морские и т.д.), спортивные, театрализованные (украшенные различными отделками, блестками, камнями и др.), комические (у клоунов, комиков), трансформационные (исполнитель мгновенно меняет костюм или изменяет его в деталях, часто надевает один на другой, сбрасывая их по ходу номера, и др.), трюковые (мгновенно меняющие цвет, разрывающиеся в клочья при падении артиста и т.д.)».
Следует также упомянуть и очень красочный вид циркового зрелища, каким является водяная пантомима с ее сложной постановочной техникой и машинерией – она потребовала специальных костюмов для исполнения актерами специфических трюков на поверхности и в глубине бассейна и для балерин-пловчих.
Позднее подробно обратимся здесь к наиболее традиционным видам цирковых костюмов различных жанров, как основе для последующих разработок художником их форм, стилей, отделок, допустимой стилизации и дальнейшего совершенствования.
Излюбленной деталью костюма артистов конного жанра стал жилет, появившийся в бытовой моде в конце XVII века. Его делали из нарядной ткани и богато украшали галуном, позументам, вышивкой, фигурными застежками, дорогими пуговицами. Длина и форма устанавливались в зависимости от моды. Его надевали поверх рубашки, дополнением к которой могли быть кружевное жабо, бант, косынка.
Костюм наездниц-акробаток (гротеск-наездниц, исполнительниц номеров вольтижировки) обычно наделялся характерной театрализацией. Здесь широко использовались элементы национальной или спортивной одежды, могла присутствовать эксцентричная, комедийная или даже легкомысленно-игровая окраска: так, скажем, из-под пачки виднеются удлиненные панталоны с отделкой из лент и кружев.
Казаки выступают обычно в шерстяных синего цвета гимнастерках и брюках с красными лампасами, заправленными в сапоги на мягкой подошве, фуражке или папахе, башлыке. Костюм дополняется винтовками, пиками, саблями, кинжалами, нагайками для исполнения с их помощью различных упражнений по ходу номера.
Партерные акробаты выступали и выступают в трикотажной фуфайке или свободного покроя рубашке из легкой ткани различных цветов с аппликацией и вышивкой. В случаях, когда этого требовала трюковая работа, сверху надевали бархатную или из какой-либо другой плотной материи маленькую нарядную безрукавку или жилет. Панталоны ниже колена из шелка или бархата позднее заменили трико или спортивные трусы-шорты, а также и брюки. На смену шнурующимся борцовкам довольно скоро пришли более удобные цветные сапожки из мягкой кожи с нарядной отделкой. В подобных костюмах выступали многие акробаты: Г.Чайченко, Г.Иванов, братья Винкины, Легаловы и другие. Но были и иные костюмы, например акробаты Милетс выступали в спортивных куртках, коротких штанах, с чулками, в модных тогда шляпах-канотье.
Артисты воздушного полета и акробатики и в наши дни отдают предпочтение белому трико на всю фигуру.
Трико в своих работах используют многие художники для создания самых разнообразных костюмов, апплицируя на него всевозможные отделки, варьируя цветовые сочетания, вышивки, аппликации, что может разнообразить характер и стилистику костюма, делать его более выразительным.
Подлинным эталоном здесь могут служить прекрасные костюмы художницы А.Судакевич, созданные для воздушной гимнастки Р.Немчинской. В основе костюмов художница использовала классическое трико, ставшее в цирке традиционным. Оно идеально смотрелось и выгодно подчеркивало скульптурность фигуры замечательной гимнастки, как бы «гримируя» обнаженное тело. Изящество костюмов Судакевич подчеркивало женственность и благородную красоту актрисы, способствовала созданию ею задуманного образа.
Приведенные примеры не являются неким образцом или, тем более, шаблоном для создания костюма. В этом деле всегда присутствует сложный, многотрудный творческий процесс поиска художественного образа. В качестве примера можно привести оригинальный костюм воздушной гимнастки на вертикальном канате В.Сурковой.
В представлении «Карнавал на Кубе» в номере, названном «Саламандра», артистка в зеленом трико, украшенном вышивкой и блестками, в маленькой зеленой шапочке, изображала гибкую ящерицу, что символизировало образ свободолюбивой Кубы, которую национальный поэт Николас Гильен сравнивал с зеленой ящерицей:
«В Антильском, Антильском море –
Качается Куба на карте:
Зеленая длинная ящерица
С глазами, как влажные камни».
Кроме удачного образного решения, в этом костюме была применена растягивающаяся ткань-эластик, которая позволяла актрисе быть предельно выразительной и не ограничивала ее движений. Частичного растяжения костюмов, сшитых из обычной ткани, можно достигнуть при помощи резинок, прикрепленных в нескольких местах к свободно присобранной ткани. Для этой же цели служит ластовица или оставляется несшитой нижняя часть проймы с рукавом.
Головокружительные трюки демонстрирует гимнастка на вертикальном канате Л.Ратиани в номере «Вакханки». Ее успеху во многом способствуют «полетные» ткани костюма (газ, шифон, капрон), благодаря которым живописный легкий хитон темпераментной вакханки хорошо просматривается из любой точки зрительного зала.
Значительный технический прогресс текстильной промышленности позволяет художникам сегодня применять кроме исстари известных тканей необычные современные, синтетические материалы. Они отличаются совершенно новой структурой, разнообразием фактуры, ярким чистым и устойчивым цветом, некоторые из которых изготовляются с люриксом, что придает ткани нарядную фактуру, искрящийся переливчатый блеск. К тому же эти материи великолепно растягиваются, не мнутся, различны по плотности и удельному весу. К таким новинкам следует отнести и волшебно эффектную ткань биэластик, технология выработки которой разработана Литовским научно-исследовательским институтом текстильной промышленности. «Аэродинамичный» костюм из этой ткани весит не более нескольких десятков граммов, очень прочен, растягивается как в ширину, так и в длину, буквально «дышит», стойко окрашивается в различные цвета.
Но новые ткани не только эффектны и внешне красивы, но требуют от художника применения знаний по анатомии, акупунктуре, физике, в результате чего удается создавать превосходные костюмы во всех отношениях.
Одними из первых в костюмах из биэластика стали выступать воздушные акробаты братья Пантелеенко. Их плотно прилегающие к телу комбинезоны ярко голубого цвета с белоснежной отделкой в виде полосы вокруг воротника, обшлагов, вдоль рукавов и по боковым швам подчеркивали пластичность артистов, четкость выполняемых ими движений.
Большое распространение в цирке получил женский, так называемый «маленький костюм» для воздушных и других жанров, состоящий из лифа и трусов или же разнообразные грации с небольшими пачками или без них. Отделкой служат кружева и рюши, ленты и тесьма, аппликация и вышивка, блестки и каменья, жемчуг, бисер.
Для выступления жонглеров характерны всевозможные национальные, фрачные, спортивные, эксцентричные и другие костюмы предельно облегченных форм и тканей, отделок и вышивок. Примером могут служить разнообразные и очень красивые наряды известных в свое время артистов К. и М. Пащенко, Лизет и Жанто, М.Труцци и др.
В 30-40-х годах в подобных одеяниях еще выступали артисты Я.Бахман и А.Широй, группа Сокол и некоторые другие.
Позже костюмы силовых жонглеров стали разнообразнее: братья Жилинские, создавая образы русских богатырей, стриглись «под горшок», на них были русские поддевки, которые снимались и выступали они в рубашках, подпоясанных кушаком, плисовых шароварах, заправленных в мягкие сапоги и образовывавших живописный напуск.
И лишь значительно позже артисты в этих номерах стали выступать в открытых спортивных костюмах: в легких, украшенных вышивкой и аппликацией трусах стали выступать превосходно сложенные артисты В.Херц, В.Дикуль и др.
Канатоходцы издавна неизменно выступают в национальных костюмах, часто применяя трансформацию. Один из первых в России канатоходцев и танцоров на проволоке Ф.Молодцов по ходу номера представал то в облике охотника, то моряка, то римского воина, в русском народном костюме, аккомпанируя себе на балалайке, он исполнял трепака. Но наиболее эффектным его номером был «Огненный несгораемый рыцарь», где артист в короткой кольчуге, с латами и в шлеме бежал по канату, неся баланс-шток с укрепленными на нем бенгальскими огнями. Отсветы огня отражались в металле костюма и создавали феерический эффект пылающего одеяния.
Музыкальные эксцентрики, как и клоуны, неизменно используют костюмы, наиболее отвечающие содержанию разыгрываемых ими сценок. Характер их одежды может быть самым разнообразным – от утрированно-бытовой до стилизованно-национальной. Запоминающиеся, ярко эксцентричные персонажи сюжетных номеров музыкальной клоунады созданы артистами Е.Амвросьевой и Г.Шахниным, Г.Отливанником, Макеевыми, Бирюковыми, Морозовскими и другими музыкальными эксцентриками. Но вот музыкальный эксцентрик Г.Отливанник в своем оригинальном номере как бы «жонглировал» водяными фонтанчиками, перебрасывая струи воды с одного предмета на другой: с зонтика на столик или с шляпы на ботинки, причем, выполнял он эти трюки не в традиционно эксцентричном цирковом костюме, а в обычном смокинге, что значительно усиливало восприятие этих необычных, почти фантастических упражнений.
В клоунском ключе и в духе народных мотивов выполняются в основном костюмы клоунов-дрессировщиков различных животных. В разные годы в ярких, самобытных и оригинальных костюмах выступали дрессировщики: М.Золло, А.Цхомелидзе, С.Шафрик, П.Боровиков, Н.Ермаков, Г.Заставников, А.Попов и другие, а присущие им элементы эксцентричности, гротескности отличают их от парадно-торжественных костюмов укротителей хищников. И здесь тоже свои традиции.
Специально для четвероногих «артистов» по эскизам художника также изготовляются разнообразные трюковые костюмы, их аппликации и детали. Здесь могут быть «спортивные формы» для медведей-боксеров, велосипедистов, футболистов; балетные и танцевальные «народные» костюмы для собачек; даже утрированная «цыганская шаль» для слонихи. Такие костюмы также требуют особенно тщательной разработки и последующей подгонки на примерах и репетициях с животными.
В некоторых цирковых номерах для придания им комической краски нередко выступает какой-либо смешной персонаж, что специально подчеркивается характерным эксцентричным костюмом.
Трансформация костюмов, как определенный художественный прием, часто присутствует в номерах разных жанров.
Трансформацию своих костюмов применяли сатирики Н.Березовский, И.Южин, А.Иванов, музыкальные эксцентрики Макеевы, Морозовские, Е.Амвросьева и Г.Шахнин, танцовщицы на проволоке Н.Логачева, Э.Косяченко и другие. В трансформирующихся национальных костюмах выступала жонглер Т.Брок: она была то узбечкой, то таджичкой, меняя не только костюм, но и манеру поведения. Заканчивала она выступление в образе пионерки с барабаном.
Трюковые костюмы используются и в номерах довольно редкого жанра мотофозо, в которых исполнитель имитирует неподвижную или механическую куклу. Так, в одном из довольно редко встречающихся номеров этого жанра артист А.Аскеров выступает в утрированном клоунском костюме, а затем превращается в Буратино, играющего на различных музыкальных инструментах. Костюмы эти изготовлялись по эскизам М.Зайцевой.
Довольно широкое применение получила трансформация костюмов, осуществляемая при помощи светящихся люминесцентных красок. Такие костюмы особенно эффектно смотрелись в воздушных номерах: «космических полетах» Бреда, Волжанских, Запашных, Лозовика и других. Применяются они и в номерах иллюзии, в различных сказочно-фантастических превращениях, парадах-прологах, феериях-пантомимах.
И здесь особенно важным является не только взаимосвязь между покроем и всей конструкцией костюма, но и тем, как он сидит на фигуре, как смотрится из зрительного зала, и как движется в нем артист. Умение со всей непосредственностью и элегантностью одновременно работать и носить красивый костюм требует от артиста цирка большого искусства и мастерства, вкуса и грации, пластики, красивых и точно выверенных движений и жестов.
Почти каждая цирковая программа включает в себя групповые балетные выступления или сольные танцевальные номера, построенные либо на каком-нибудь сюжете, либо чисто цирковом действии или эксцентрике, требующих специальных разнохарактерных, а подчас и трюковых оригинальных костюмов.
В начале XIX века в России получила большое распространение и стала излюбленным головным убором артистов цирка модная шляпа с большими полями фасона Боливара, названная так по имени популярного борца за свободу стран Латинской Америки Симона Боливара, носившего этот головной убор. Помните, у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине»: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. «
А каково многообразие клоунских головных уборов! Их просто невозможно все назвать. Тут и шутовской колпак с бубенчиками и изящный колпачок белого клоуна, и различного рода котелки, кепки и шляпы и те же цилиндры. Чаще всего все они бывают подчеркнуто утрированными.
Рожденное в гуще народной, тесно связанной с жизнью, цирковое искусство не утратило связи с действительностью и сегодня.
В этом убеждают многообразие и самобытность произведений советского цирка, глубоко реалистические образы, выразительный костюм.
Из книги А. П. Фальковского Художник и арена