Что одеть в цирк женщине

Как одеться для похода в цирк?

Как одеться для похода в цирк?

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Обычно как бы вы прошло пошли на прогулку. Не праздник, чтобы быть при смокинге или в вечернем платье. Джинсы, рубашка, свитер, в общем в чем удобно и комфортно. Я бы и обувь одела бы на сплошной подошве.

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Насколько я знаю, цирки всегда отапливаются. Одевайтесь повседневно, необязательно выбирать длинное платье или смокинг. Джинсы, юбку. то, в чем удобно. Только чтобы все было прилично, излишняя открытость я считаю ни к чему.

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Красиво и празднично, но все-таки не настолько торжественно как, например, в театр или дорогой ресторан. Хотя я надеваю повседневную одежду: красивая блузка/кофта/свитер и джинсы или повседневное платье 🙂

В принципе как вы ходите в кино, так можно одеться и в цирк.

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Это европейский бренд от компании «Primark» под маркой «аtmоrрhеrе» специально ориентирогнный на женщин. Одежда, обувь, аксессуары и кожгалантерея. Всё как заявляют ориентированно на широкую женскую публику. Имеет хорошее качество и доступные цены. Правда есть мнения и о дешёвке продающейся в коммисионках или в магазинах по распродажам. Может подделка или это взгляд тех кто считает, что бренды только в бутиках. По крайней мере выбирайте, у нас их магазинов нет. Сети магазинов у них только по Европе и до нас ещё не добрались. Хотя в интернете масса предложений от различных интернет магазинов. Можете заказать на: shafa.uа или drez.ru, а так же посмотреть на moddo.соm и масса других интернет-магазинов по продаже одежды.

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Парни ходили в шапках (которые снимали при входе в дом), а девчата с косами в венках.

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Лучше всего делать дырки на джинсах с помощью наждачной бумаги, пензы или пилочки для ногтей. Когда достаточно разотрете ткань, то аккуратно вытаскиваете ниточки, чтобы получить красивый эффект «бахрамы».

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Покупать летом зимние вещи очень выгодно. Единственный минус- это скромный ассортимент, остатки нераспроданного товара. Однако, если у Вас нестандартный размер, особенно часто остаются маленькие размеры, можно прилично сэкономить. Выгодно покупать детскую зимнюю одежду летом, но и тут есть свои тонкости: дети очень быстро растут и покупать зимнюю одежду летом нужно минимум на размер больше, а то и на два. Пару лет назад я купила в июле месяце зимний теплый пуховик за полторы тысячи, хотя зимой он висел с ценником 5тыс. Ребену тогда было 3года, а пуховик был огромным, лет на 5, но польстилась на скидку, купила. Запихнула в пакет и в дальний угол шкафа положила. Уже через год мне пришлось доставать покупку, потому как сынок очень вытянулся за год и пухови был ему почти впору, чуть длинноваты рукава, но они на резинках, поти не видно, что большеватый. Вот так я сэкономила на одной вещи больше трех. тысяч. Тперь частенько хожу летом по отделам с остатками зимней детской одежды, если вещь понравилась, беру даже если на порядок больше.

Источник

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине13metrov

Цирк в России | Цирк в Мире

Что одеть в цирк женщине. Смотреть фото Что одеть в цирк женщине. Смотреть картинку Что одеть в цирк женщине. Картинка про Что одеть в цирк женщине. Фото Что одеть в цирк женщине

Нас с детства учили, как нужно вести себя при посещении театров, балета и оперы.
А как же вести себя в цирке?
На самом деле – точно так же.

Цирк, как и театр, это искусство. Сложное и многогранное. Безусловно, он отличается от театра, хотя общего так же немало.

Манеж – сердце цирка. К нему не принято сидеть спиной. С одной стороны это дань уважения, с другой – мера безопасности. Поскольку под куполом над манежем и возле него масса технических приспособлений (дальше понятно, да?).

Цирковые артисты и циркачи – это разные понятия. Если хотите обидеть артиста цирка, назовите его циркачом хотя вряд ли на вас обидятся, просто сочтут невоспитанным.
«-Циркачка!
-И горжусь этим!» (с).

Опаздывать на представление стыдно. Для Вас дается аж 3 зеленых свистка.
Хотя все можно понять – век кибернетики, пробки, злые начальники (не отпускающие пораньше), жены (мужья, дети), решившие, что цирк для них все-таки праздник (и решившие приодеться), и все такое…

Во время представления балуйте артистов апплодисментами – им это действительно приятно. Крики «Браво!», «Бис!», цветы, конфеты, плюшевые игрушки тоже не возбраняются. Главное цветы – не бросать, не в горшках, не на манеж и не во время выступления. Иначе банда злобных униформистов Вас найдет!

Ломиться в гардероб, не дождавшись, пока артисты уйдут с манежа – дурной тон. Точно так же, как в театре. Вам устроили праздник, и вышли чтобы подарить улыбку на прощание, и помахать рукой; а увидели Вашу быстро удаляющуюся …спину….

Ломиться за кулисы, если Вас не приглашали, тоже не стоит. Там люди работают. И животные там тоже работают. А кроме того велика вероятность заблудиться, запнуться, испачкаться и, что хуже всего, нарваться на сторожа дядю Васю и выслушать все, что он о Вас думает.

Источник

Особенности циркового костюма

Успешные поиски художника во многом зависят от его точного знания и понимания современности: ее эстетики, актуальных проблем, запросов общества.

Все это художник цирка должен знать и уметь претворить в прак­тике.

Эстетическому воспитанию в советском обществе уделяется особое значение. Процесс этот, дальнейший уровень его развития, тесно связан с научно-техническим и экономическим прогрессом, с принципами социалистического образа жизни, являясь составной частью его.

Наряду с материальными условиями, всем строем нашей общественной жизни неизменно повышаются духовный уровень людей, эсте­тические запросы, и здесь задача художника состоит в том, что­бы воспитывать деятельную личность и творить по законам под­линной красоты. Он должен совершенствовать эстетический уро­вень и вкус, убедительно выражая при этом художественное отно­шение явлениям, вещам, окружающей реальной действительности с позиций выработанных у него представлений о прекрасном, безо­бразном, трагическом, комическом и т.д. Произведения искусства, в том числе и искусства цирка, с его костюмом, как средство выразительной передачи образных мыслей, эмоций и чувств, не может быть выражено достаточно полно без высокого художествен­ного вкуса, которым прежде всего должен обладать сам создатель оригинальных, новаторских произведений искусства, а так же и выразительно образного костюма.

Костюм, в значительной мере, способствует гармоничному воспитанию личности, наиболее полному раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств, благородства, красоты, что потребует от создателей художественного вырази­тельного циркового костюма высокого профессионализма и культуры.

Синтез искусства цирка органично объединяет многоплано­вое творчество артиста, опирающееся на цирковую драматургию, режиссуру, художественное оформление, костюм, музыку, хореографию. Наряду с наиболее характерными его жанрами, формами и приемами, самобытное творчество цирка вбирает в себя также и близкие, родственные его духу элементы и средства выразитель­ности драматического и музыкального театра, балета и пантоми­мы, эстрады и спорта. Все это значительно расширяет рамки те­матической и образной направленности, содержания и формы про­изведения циркового искусства. И вполне естественно, что все эти краски смежных искусств, так или иначе, находят свое отра­жение на цирковой арене,

Для циркового костюма характерны стилевое разнообразие форм и видов, свойственных историческим и фольклорным, спортив­ным и бытовым одеждам прошлого и настоящего. На арене цирка можно увидеть фантастические, сказочные, а так же и созданные творческой выдумкой художника оригинальные костюмы.

Новое время требовало новых оригинальных разнохарактерных образных костюмов, могущих противостоять еще «бытовавшим» однообразным трафаретам и штампам.

Одежда, как предмет традиционного художественно-прикладного творчества, всегда являлась национальной гордостью наро­да. Передаваемое из поколения в поколение искусство создания разнообразнейших национальных одеяний требует самого пристального и предельно тактического отношения.

Советское цирковое искусство, его режиссеры, художники, ар­тисты постоянно обогащают свой опыт по созданию принципиально новых, оригинальных и значительных произведений на народной ос­нове. Многонациональная тематика постоянно присутствует в вы­ступлениях мастеров разных республик, в их своеобразных народ­ных костюмах.

В современной разработке народного костюма художником цир­ка обязательно присутствуют мотивы старины в их органичном сочетании с современностью. Это проявляется в использовании но­вых приемов и средств выразительности, покроя и тканей костю­мов, органичного колорита, художественной вышивки, апплицирования и различных отделок. Во всем этом и заключена образная основа народного костюма цирковой арены.

Мотивы народного творчества постоянно служат основой для свободной композиции, подлинно оригинальной, без излишней «протокольной» зтнографичности. Для орнаментики, отделки костюмов художник использует старинные и современные темы и мотивы че­канки по металлу, набойки по тканям, узоры кружев и ковров, росписи хохломы, дымковской игрушки и т.д. Тут могут быть самые неожиданные формы, ритмы и пластика орнаментального рисунка, ясный и чистый колорит.

о том, что живопись, как и поэзия, выбирает из общего то, что она считает себе более свойственным, она собирает в одном фан­тастическом персонаже обстоятельства и характеры, которые дей­ствительность разбрасывает во множестве.

Но применительно к цирку важно, чтобы использование ее конкретных проявлений было естественным, оправданным и целесообразным, при непременном условии, чтобы содержание, весь смысл выступления, его художественная направленность не были нарушены и не заслоняли модной формой костюма как некоей самоцелью. Творчески интерпретируя моду, привлекая те или иные ее мотивы, связанные с нею положительные новшества или техничес­кие достижения, художник тем самым совершенствует конструкцию цирковой одежды, оригинально сочетая все это со спецификой и технологией циркового творчества. Цирковой костюм должен во всех отношениях отвечать своему времени, быть созвучным с ним и отражать его как «живое зеркало» в лучших своих проявлениях.

И мода, творчески интерпретированная художником, должна органично соответствовать характеру номера, способствовать наилучшему восприятию его зрителями. Цирковой художник в таких слу­чаях как бы сам выступает в качестве своеобразного модельера, являясь подлинным создателем новых, современных моделей.

Опыт цирка показал, что всяческие изыскания в области условно-абстрагированных, формально-схематических костюмов оказываются бесплодными.

В свое время отвечая на увлечение велосипедным спортом, в цирке появились велофигуристы. Аким Никитин на специально по­строенном циклодроме показывал представления велофигуристов в спортивных костюмах, а между номерами велофигуристы-комики тоже в спортивных, но эксцентричных одеяниях веселили публику.

В последующие годы на арене появляются и первые, пришедшие в цирк из спорта талантливые спортсмены, пока еще не всегда создающие выразительный, завершенный художественный образ и выступающие в привычных для них спортивных костюмах. Особым успехом у публики пользовались пришедшие в цирк из спорта И.Бугримова и А.Буслаев, выступавшие в спортивных костюмах с аттракционом «Полет на санях из-под купола цирка», подготовлен­ном в 1931 году.

Наряду с новизной, которую привнесли в костюмы цирка спор­тивные мотивы, на арене по-прежнему превалировали традицион­ные стереотипы одеяний гусара и охотника, факира и ковбоя, фрак и смокинг и т.д.

С самого начала деятельности советского цирка на страницах печати раздавались время от времени требования определенной ча­сти критиков уничтожить в нем все, что осталось от старого цир­ка. В начале 30-х годов они приобрели особенно острый характер. Рапповцы стали требовать отказа от лучших традиций цирка, счи­тая их буржуазным наследием, и предлагали строить новое, про­летарское искусство, отражать на манеже жизнь страны с ее строй­ками, людским энтузиазмом, спортом. Предлагалось показывать на манеже то колхозный базар, то вместо школы верховой езды рас­сказать, как используется лошадь в социалистическом хозяйстве.

В магнитогорском цирке артисты показывали, как два каменщика возводили кирпичную стену.

Рецензируя постановку аттракциона «Люди морского дна» в Ленинградском цирке, А.Дорохов писал: «Построившиеся на палубе люди; в их синих фланельках и парусиновых робах, так мало по­хожи на обычных исполнителей в блестках, трико и пестрых костю­мах. Взорваны многие традиции арены, именно те из них, которые обветшали и звучат живым анахронизмом на строгом фоне современ­ного быта страны».

В результате длительной полемики шпрехшталмейстер заменил традиционный фрак на обычный пиджак, униформисты стали выхо­дить на манеж в рабочих комбинезонах. Артисты С.Баст и К.Югов в номере «Веселые акробаты» появлялись в синих рабочих спецов­ках, влезали на столб и прикрепляли к нему репродуктор. Затем они снимали спецовки и в трусах показывали акробатические уп­ражнения.

Передовым художникам приходилось выдерживать бои с пролеткультовцами. Ведущие артисты, как могли, сопротивлялись этим веяниям, стараясь сохранить и удержать былую красочность свое­го искусства.

В конце прошлого и начала нынешнего столетий, кроме газа и шифона, широкое распространение получили тарлатан, тюль, мар­кизет, крепдешин, атлас, муслин, бархат, парча и многие другие сугубо традиционные, применяемые и сегодня, ткани. В наше вре­мя широкое применение в цирке находит капрон. Значительный тех­нический прогресс в текстильной промышленности позволяет созда­вать необычные костюмы, отличающиеся совершенно новой структурой, разнообразием фактуры и ярким чистым и устойчивым цветом, не­которые из них имеют золотые, серебряные, цветные нити, которые, придают ткани искрящийся переливчатый блеск. К тому же эти ма­терии растягиваются и не мнутся.

Специфической особенностью всех без исключения цирковых ко­стюмов является и то, что все они рассчитаны на исполнение различных упражнений и трюков, на физические, динамические и другие нагрузки, имеют специальные технические и трюковые при­способления.

Создавая проект костюма, художник, как говорилось выше, учитывает не только присущие ей свойства, технологическую струк­туру, особенности ее «поведения», существенно влияющие на выс­тупление артиста и характер исполняемых упражнений и трюков, физические и динамические нагрузки, но и то, что при откровен­ном применении бытовых тканей возникает нежелательное однообра­зие костюмов, их выразительности и художественной образности.

И тут художник прибегает к созданию на материи какого-либо ри­сунка или орнамента, выполненных при помощи вышивки, аппликации, трафарета, набойки, росписи батиком, применяя галун, сутаж, шнур, тесьму, блестку, жемчуг, каменья, бижутерию и т.д.

Эта отделка, должна быть предельно тщательной и убедитель­но «доподлинной», так как зрители цирка видят костюмы с близ­кого расстояния, при круговом обзоре и лобовом освещении про­жекторов. Здесь нет, как в театре, скрытой от зрительного зала с трех сторон сценической коробки с ее «беспредельной» глубиной и очень гибкой световой палитрой софитов, прожекторов, рампы.

Художник должен позаботиться и о том, чтобы цвет костюмов участников партерных номеров не повторял расцветку ковра, на котором происходит их выступление, ибо в противном случае они не будут смотреться.

При вышивке одежды блестками или мелкими камнями необходи­мо учитывать и то, что они выгодно смотрятся на маленьком кос­тюме (лиф-трусы, грация). На большом женском или мужском костю­ме, имеющем к тому же и орнаментику (особенно если она выпол­нена по народным мотивам), чрезмерное обилие блесток лишь на­рушает его стилевое единство и форму.

Обилие блесток не только разрушает форму костюмов, но и «съедает» их цвет и рисунок орнамента. Й тут художник нередко использует прозрачную легкую ткань (газ, шифон, капрон), по­крывая ею чрезмерно блестящий костюм и тем самым как бы ту­шуя, смягчая его прямое рефлекторно ослепительное сверкание.

Но цирковой костюм должен не только быть нарядным и пре­дельно удобен для работы актера, но и хорошо смотреться, эф­фектно выглядеть даже в тех случаях, когда он выполняет свои упражнения буквально вниз головой, что не может не учитывать художник, наделяя костюм высокой культурой моделирования его форм, рациональным конструированием и применением соответствую­щих тканей.

Но важно и то, чтобы зритель во время представления, на некоторое время «забыл» во что и как одет артист, чтобы кос­тюм не отвлекая внимание зрителя, не заслонял собой работу ак­тера. Художник всеми имеющимися в его распоряжении выразитель­ными средствами должен стремиться наиболее полно раскрыть ма­стерство, исполнительскую технику артиста, используя для это­го предельно удобную во всех отношениях конструкцию костюма, удачно подобранную ткань, всевозможные технические приспособле­ния.

В то же время костюм, созданный художником для цирка и, вместе с тем, близкий в какой-то мере к современным веяниям, должен в лучшем своем проявлении предельно отвечать всей ху­дожественной стороне выступления артиста.

Современному цирковому костюму, как, впрочем, и произведе­ниям цирка, присущи в наши дни емкие стилевые отличия и особен­ности, если под понятием стиля подразумевать не одно лишь одно­значное определение времени, каким обычно наделялся цирковой костюм в прошлом.

Началом создания эскиза любого циркового костюма является изначальный поиск его наиболее выразительного силуэта. С по­мощью силуэта можно передать характер действующего персонажа, вызвать определенные ассоциации, наконец создать убедительный гротескный образ клоуна.

В рамках сюжетного или тематического циркового спектакля, костюм всех его участников в стилевом отношении составляют единое целое. При этом художник, работающий над созданием костюма, должен, естественно, учитывать характер и цветовую гамму пространственной аренографии, специфику манежа, его круговой обзор и освещение.

Здесь, естественно, нет и не может быть каких-либо «рецеп­тов», тем более заранее установленных образцов либо «стандар­тов». Опробованные однажды выкройки и лекала здесь уже не го­дятся, и лишь порождают однообразие и штамп цирковых костюмов.

Внешний облик актера и создаваемый им образ дополняет и «дорисовывает» выразительный грим, выполняемый в соответствии с эскизом художника.

Приемы, техника и материалы грима в цирке мало чем отли­чаются от грима театрального, за исключением характерного гри­ма, свойственного клоунской маске. При этом необходимо учиты­вать специфичность освещения манежа, во многом отличающегося от разнообразного и мягкого света театральной сцены.

Следует отметить и наиболее существенные недостатки, кото­рые справедливо отмечает известный артист, режиссер и педагог З.Б.Гуревич: «. можно видеть, как многие исполнители акробати­ческих номеров буквально с головы до пят «запакованы» во все­возможные и невозможные пиджаки, жилеты, широченные брюки, ру­башки с длинными рукавами, которые стесняют их движения, скры­вают их фигуры и совершенно не соответствуют характеру номера. Нельзя не посочувствовать артистам Радоховым, когда им прихо­дится выступать в таких тяжелых костюмах. Кому пришло в голову так «тепло» одеть артистов?

Но зато женские костюмы открыты, что называется «настежь». Подобные костюмы, на которые уходит материала не больше чем на носовой платок, заимствованы из западных кабаре. У него свои художественные принципы и свои задачи. Мы не против так назы­ваемых открытых костюмов, они никогда не были противопоказаны цирку. Мы против утраты чувств меры. И об этом нашим художни­кам и артистам следует задуматься.

И сегодня еще значительное место здесь занимают и так на­зываемые «салонные костюмы», позаимствованные у артистов варье­те, кабаре, кафешантана и пышных западноевропейского и амери­канского шоу.

Известный театральный художник Н.А.Шифрин подмечает: «Нель­зя полностью отвергать волю актера, его представление о костю­ме. Если он находит какую-нибудь деталь, «греющую» его, я с ним соглашаюсь. Помню в одной современной пьесе восемь актрис из девяти просили меня сделать им платья с бретельками. Можете вообразить, что получилось бы, если бы все они вышли в таких платьях! Художнику необходимо понять, почему именно эту деталь просили исполнительницы. Если желание актера хоть в какой-то мере оправдано, разумно, следует внести эту деталь в костюм, а желания остальных исполнителей направить по иному руслу.

Сказанное Шифриным о театральном костюме имеет самое пря­мое отношение и к костюму цирка.

Как одно из важных звеньев общей культуры, одежда людей, по­стоянно совершенствуясь, становится предметом специального мо­делирования и промышленного производства. Ее конструированием у нас в стране и за рубежом занимаются целые институты и отдель­ные высококвалифицированные мастера.

Так уж повелось с давних пор, что ведущие модельеры всего мира систематически прогнозируют, в каком направлении мода бу­дет развиваться, каковы будут ее специфические особенности и проблемы. И вполне естественно, что художник цирка не может не учитывать всего этого. Уровень моделирования и культура изготовления бытовой одежды значительно возросла, и ему необходимо быть в курсе преходящей моды, а также знать, как применять и целесообразней использовать новые современные ткани, различные приемы конструирования, технику пошива бытового костюма, хотя конечная цель и результат здесь и там все же различны.

Таким образом, костюм артиста цирка должен прежде всего отвечать своему времени, быть созвучным с ним. В его линиях, характере тканей, отделке желательно присутствие элементов сов­ременной моды в ее самых лучших проявлениях. Эти элементы, твор­чески и со вкусом интерпретированные художником, должны соот­ветствовать характеру и жанру номера, способствовать наилучше­му восприятию его зрителями. Художник в таких случаях выступа­ет в качестве своеобразного модельера, являясь подлинным соз­дателем новых современных форм и конструкций цирковой одежды.

Для чистоты и точности стиля одежды далеко не безразличны и такие факторы, как выразительная простота, ясность форм и линий, богатство цветовой гаммы, разнообразие тканей, то есть, те качества, которые характеризуют сегодня костюм цирка. И на­против, экстравагантные, чрезмерно «рискованные одеяния», как правило, не только противоречат хорошему вкусу, но и вообще ока­зываются вне рамок какого-либо стиля.

Художник современного циркового костюма, если он серьезно по настоящему относится к своему творчеству, вряд ли увлечется сегодня надуманной театрализацией или фальшивой роскошью варье­те. Его не прельстят ни стилизаторское эпигонство, ни погоня за эффектной ультрамодернистской формой, ни перенасыщение пест­ротой цвета, одежды дешевым «блеском» фактур и отделок, пыш­ных изощренных украшений: понятие «красота» в наше время никак не отождествляется с понятием «роскошь». Подлинная красота и яркая новизна костюма достигаются высокопрофессиональным мастер­ством и чувством меры художника.

Следование цирковых художников в русле современной моды яв­ление закономерное, имеющее социальный и исторический характер.

Но откровенно прямое привнесение на манеж цирка широко бы­тующих моделей одежды, конечно же, не способствует художествен­ному воплощению номера, лишая своеобразия его исполнения, таит в себе реальную опасность серости, однообразия, шаблона.

Воплощая через призму творчества на арене цирка историчес­кие, национальные, народные, спортивные и другие формы костю­мов, современный художник предпочитает «этнографическим» изыс­каниям подлинно творческое обобщение живой исторической действи­тельности: он становится как бы исследователем не только исто­рии костюма, но и социально-общественных явлений, быта, нравов, народных традиций.

Всяческие изыскания в области условно-абстрагированных, формально-схематических костюмов оказываются бесплодными. К артистическому костюму, как ко всякому произведению искусства, впол­не можно отнести высказывания И.Е.Репина о том, что в бесформен­ности нет красоты. Без идеи нет великого, художественного соз­дания.

Советский цирк не стоит на месте, он завоевывает все новые и новые творческие высоты. В этом животворном процессе получает дальнейшее развитие и совершенствование костюм цирковой арены. Создание цирковых костюмов в наше время стало одним из самых важных компонентов творчества всех создателей циркового спектак­ля.

В каком же направлении происходит дальнейшее развитие и совершенствование циркового костюма в наше время, что здесь наи­более характерно?

И здесь особенно важно ответить на один из самых, пожа­луй, главных вопросов, от которого зависит успешное воплощение любого из цирковых костюмов: для чего и как это делается?

Дальнейшее развитие выразительных многообразных форм и сю­жетов цирковых многожанровых костюмов видится, прежде всего, в прямой и органичной связи с повышением художественно-идейного уровня произведений циркового искусства.

Идеальное человеческое тело является образцом гармонии, соразмерности форм и пропорций, и именно оно должно быть основой построения циркового костюма. Перед художником стоит задача наиболее полно выявить и подчеркнуть естественную красоту те­ла, артиста, свободную пластику его движений.

И если все же попытаться определить цель и смысл работы ху­дожника в цепом, то они состоят в том, чтобы в идеале создать нечто, чего никто другой за него сделать не смог.

Таким образом, проблемы профессионального мастерства худож­ника, создающего цирковые костюмы, должны быть неисчерпаемы. Время постоянно будет ставить перед ним все новые вопросы, тре­бовать от него новых решений, совершенствования своего мастер­ства, применения новых выразительных приемов, современных форм и средств.

И здесь новое в творчестве художника будет определяться но­выми социальными явлениями и экономикой, новым содержанием жиз­ни и эстетическими требованиями, достижениями культуры, науки и техники. И новые поколения художников, естественно, будут по-своему разрешать свои задачи, создавая бесконечную череду новых форм и образов.

В стилевом отношении работа художника должна составлять еди­ное целое с пространственной аренографией и музыкальным строем постановки.

Музыка, сопровождающая цирковой номер какого-либо из жан­ров, либо целый спектакль, неизменно должны учитываться худож­ником и находить это свое точно выверенное «музыкальное» отражена в костюме артиста.

Современному цирковому костюмы противопоказаны, еще встре­чающиеся, к сожалению, псевдо-красивые, приторно слащавые, аляповатые, а подчас, откровенно вульгарные и пошлые наряды, никак не отвечающие содержанию и стилистике самого выступления. К артистическому костюму, как ко всякому произведению искусства, вполне можно отнести высказывание И.Е.Репина о том, что «в бес­форменности нет красоты. Без идеи нет великого, художествен­ного создания».

Художник, работающий над созданием цирковых костюмов, кото­рые всегда выражены в очень конкретных формах и композициях, черпает для себя материалы, темы, мотивы из иконографии, былин­ной старины, исторической и современной художественной лите­ратуры, смежных искусств, окружающей нас действительности, раз­рабатывая все это с учетом художественно-постановочных задач, и особенностей той или иной постановки, специфики и живых тра­диций циркового манежа.

Проектирование и изготовление костюмов занимает особое место в художественно-постановочной работе и имеет свои законо­мерности. Конечной целью художника должно быть воплощение прав­ды создаваемого образа, которая состоит из его социального и философского смысла, умения артиста своим мастерством донести их до зрителя с помощью грима и костюма. Но правда в искусстве – это не натуралистическое воспроизведение действительности. Правда в искусстве рождается из множества жизненных впечатлений ее творца, его опыта, умения пропустить отобранные явления через свое мировоззрение и воспроизвести его, эмоционально окрасив.

В сценарии в ремарках автора дается описание того или ино­го персонажа: его характер, своеобразие действий и поступков, привычек, внешний вид и детали одежды. При разработке эскизов костюмов все это, конечно, принимается художником во внимание. Но при самом внимательно отношении к описательным ремаркам сценария и к внешним данным актера, он прежде всего исходит из образа, создаваемого артистом совместно с режиссером, согласу­ется с идейно-художественной направленностью постановки.

Но иногда, как подмечает Р.Захаржевская, «молодой художник, пришедший в цирк с институтской скамьи, обычно смотрит на эс­киз не как на рабочий чертеж костюма, а как на произведение изоб­разительного искусства, хотя и имеющего сугубо прикладную судь­бу. И хотя, по моему мнению, все же эскиз не является еще ис­тинным свидетельством достижений художника, все же он в долж­ной мере отражает изобразительный дар мастера, его понимание образного решения. И нередко вызывают восхищение авторы эски­зов, которые, не щадя себя, сплошь и рядом в спешке творят эс­киз, держа в уме его будущие художественные достоинства, делая этим сознательную поправку на воплощение эскиза в ткани и форме, в фактуре и украшениях, на то, что он будет смотреться в соеди­нении с актером».

Чтобы достичь высоких художественных результатов в работе, художнику надо много знать и уметь применить эти знания на деле.

Пренебрежение законами композиции и нарушение их никогда не приводило к созданию высокохудожественных произведений искусст­ва. Известное древнее изречение гласит: ни талант без науки, ни наука без таланта ничего совершенного создать не могут.

Вопросы композиции сценического костюма получили достаточ­но подробное освещение в специальной литературе, в частности, в книгах К.Градовой, Е.Гутиной «Театральный костюм».

Другой заповедью художника, творящего костюм, должно быть непременное знание всех тонкостей идеального построения тела человека, его анатомии и пропорций. Более подробно об этом речь пойдет ниже.

В композиционное структурно-пространственное построение лю­бого костюма органично входят такие основные элементы, как кон­струкция и форма, силуэт и пропорции, цвет и орнаментика, от­делка и детали, чисто производственно-функциональные особен­ности циркового костюма и многое другое.

Все это имеет отношение в разной мере, как к костюму клас­сических форм, так и к быстротечной смене модных течений, или, скажем, к симметричным или ассиметричным решениям, к другим бо­лее сложным структурным формам.

В цирке большое значение имеет деталь, перерастающая под­час во впечатляющую символику своего конкретно взятого времени: буденовка, папаха с красной лентой, красная косынка, кожанка.

И в этом смысле представляет интерес замечание художника М.Курилко: «Л.Толстой в беседе с К.Игумновым определил, что в ис­кусстве наиболее важно не сказать ничего лишнего, а только дать ряд сжатых впечатлений. Очевидно, такими «сжатыми впечат­лениями» и должны быть в искусстве театра художественные детали. И когда зритель по детали угадает целое, активно вовлекаемый художником в процесс сотворчества, он сам становится участником воссоздания жизни героев пьесы, проникается настроением и мыслью автора».

Эксцентрика, часть присутствующая в цирковых номерах, долж­на находить свое отражение и в костюме. А чтобы быть эксцентрич­ным, сказала Эллен Терри, надо прежде всего знать, где находит­ся центр.

Вспомним здесь и такие немаловажные, как бы «дорисовываю­щие» весь облик и характер артиста, детали его костюма: необыч­но высокую тулью шляпы Карандаша, или известную на всех конти­нентах «шахматную» кепку Олега Попова, или маленький белоснеж­ный фрачный платочек Виктора Тихонова, которым он «укрощает» своих свирепых тигров, или почти натуральную «бабочку» Констан­тина Бермана, заменившую обычный галстук и многое другое.

В ходе выступлений могут понадобиться детали или вещи свя­занные со спецификой чисто производственного характера: небольшой веер, при помощи которого иллюзионист отвлекает внимание зрителей от секретов исполняемых им фокусов, или большие зву­чащие пуговицы на комбинезоне музыкального эксцентрика и т.д.

И, наконец, художник использует различного рода всевозмож­ные детали и украшения, аксессуары и атрибуты, завершающие художественно-образное впечатление, стиль и характер выразительного наряда артиста.

Прошло несколько десятилетий, как в основном определились цирковые жанры и характерные особенности их костюмов, дополне­ний, аксессуаров, атрибутов и т.д.

Исходя из многообразия характеров, возникающих на арене, маленькая энциклопедия «Цирк» подразделяет цирковые костюмы на «национальные. производственные (жокейские, военизированные, морские и т.д.), спортивные, театрализованные (украшенные раз­личными отделками, блестками, камнями и др.), комические (у кло­унов, комиков), трансформационные (исполнитель мгновенно меня­ет костюм или изменяет его в деталях, часто надевает один на другой, сбрасывая их по ходу номера, и др.), трюковые (мгно­венно меняющие цвет, разрывающиеся в клочья при падении артис­та и т.д.)».

Следует также упомянуть и очень красочный вид циркового зрелища, каким является водяная пантомима с ее сложной постано­вочной техникой и машинерией – она потребовала специальных костюмов для исполнения актерами специфических трюков на поверхности и в глубине бассейна и для балерин-пловчих.

Позднее подробно обратимся здесь к наиболее традиционным видам цирковых костюмов различных жанров, как основе для последующих разработок художником их форм, стилей, отделок, допусти­мой стилизации и дальнейшего совершенствования.

Излюбленной деталью костюма артистов конного жанра стал жи­лет, появившийся в бытовой моде в конце XVII века. Его делали из нарядной ткани и богато украшали галуном, позументам, вышив­кой, фигурными застежками, дорогими пуговицами. Длина и форма устанавливались в зависимости от моды. Его надевали поверх рубашки, дополнением к которой могли быть кружевное жабо, бант, косынка.

Костюм наездниц-акробаток (гротеск-наездниц, исполнитель­ниц номеров вольтижировки) обычно наделялся характерной теат­рализацией. Здесь широко использовались элементы национальной или спортивной одежды, могла присутствовать эксцентричная, ко­медийная или даже легкомысленно-игровая окраска: так, скажем, из-под пачки виднеются удлиненные панталоны с отделкой из лент и кружев.

Казаки выступают обычно в шерстяных синего цвета гимнастер­ках и брюках с красными лампасами, заправленными в сапоги на мягкой подошве, фуражке или папахе, башлыке. Костюм дополняется винтовками, пиками, саблями, кинжалами, нагайками для испол­нения с их помощью различных упражнений по ходу номера.

Партерные акробаты выступали и выступают в трикотажной фу­файке или свободного покроя рубашке из легкой ткани различных цветов с аппликацией и вышивкой. В случаях, когда этого требо­вала трюковая работа, сверху надевали бархатную или из какой-либо другой плотной материи маленькую нарядную безрукавку или жилет. Панталоны ниже колена из шелка или бархата позднее заме­нили трико или спортивные трусы-шорты, а также и брюки. На сме­ну шнурующимся борцовкам довольно скоро пришли более удобные цветные сапожки из мягкой кожи с нарядной отделкой. В подоб­ных костюмах выступали многие акробаты: Г.Чайченко, Г.Иванов, братья Винкины, Легаловы и другие. Но были и иные костюмы, на­пример акробаты Милетс выступали в спортивных куртках, корот­ких штанах, с чулками, в модных тогда шляпах-канотье.

Артисты воздушного полета и акробатики и в наши дни отдают предпочтение белому трико на всю фигуру.

Трико в своих работах используют многие художники для созда­ния самых разнообразных костюмов, апплицируя на него всевозмож­ные отделки, варьируя цветовые сочетания, вышивки, аппликации, что может разнообразить характер и стилистику костюма, делать его более выразительным.

Подлинным эталоном здесь могут служить прекрасные костюмы художницы А.Судакевич, созданные для воздушной гимнастки Р.Немчинской. В основе костюмов художница использовала классическое трико, ставшее в цирке традиционным. Оно идеально смотрелось и выгодно подчеркивало скульптурность фигуры замечательной гим­настки, как бы «гримируя» обнаженное тело. Изящество костюмов Судакевич подчеркивало женственность и благородную красоту актри­сы, способствовала созданию ею задуманного образа.

Приведенные примеры не являются неким образцом или, тем бо­лее, шаблоном для создания костюма. В этом деле всегда присут­ствует сложный, многотрудный творческий процесс поиска художест­венного образа. В качестве примера можно привести оригинальный костюм воздушной гимнастки на вертикальном канате В.Сурковой.

В представлении «Карнавал на Кубе» в номере, названном «Сала­мандра», артистка в зеленом трико, украшенном вышивкой и блест­ками, в маленькой зеленой шапочке, изображала гибкую ящерицу, что символизировало образ свободолюбивой Кубы, которую нацио­нальный поэт Николас Гильен сравнивал с зеленой ящерицей:

«В Антильском, Антильском море –

Качается Куба на карте:

Зеленая длинная ящерица

С глазами, как влажные камни».

Кроме удачного образного решения, в этом костюме была применена растягивающаяся ткань-эластик, которая позволяла актрисе быть предельно выразительной и не ограничивала ее движений. Частич­ного растяжения костюмов, сшитых из обычной ткани, можно до­стигнуть при помощи резинок, прикрепленных в нескольких местах к свободно присобранной ткани. Для этой же цели служит ласто­вица или оставляется несшитой нижняя часть проймы с рукавом.

Головокружительные трюки демонстрирует гимнастка на верти­кальном канате Л.Ратиани в номере «Вакханки». Ее успеху во мно­гом способствуют «полетные» ткани костюма (газ, шифон, капрон), благодаря которым живописный легкий хитон темпераментной вак­ханки хорошо просматривается из любой точки зрительного зала.

Значительный технический прогресс текстильной промышленнос­ти позволяет художникам сегодня применять кроме исстари извест­ных тканей необычные современные, синтетические материалы. Они отличаются совершенно новой структурой, разнообразием фактуры, ярким чистым и устойчивым цветом, некоторые из которых изготов­ляются с люриксом, что придает ткани нарядную фактуру, искрящийся переливчатый блеск. К тому же эти материи великолепно растягиваются, не мнутся, различны по плотности и удельному ве­су. К таким новинкам следует отнести и волшебно эффектную ткань биэластик, технология выработки которой разработана Литовским научно-исследовательским институтом текстильной промышленности. «Аэродинамичный» костюм из этой ткани весит не более нескольких десятков граммов, очень прочен, растягивается как в ширину, так и в длину, буквально «дышит», стойко окрашивается в различные цвета.

Но новые ткани не только эффектны и внешне красивы, но тре­буют от художника применения знаний по анатомии, акупунктуре, физике, в результате чего удается создавать превосходные костю­мы во всех отношениях.

Одними из первых в костюмах из биэластика стали выступать воздушные акробаты братья Пантелеенко. Их плотно прилегающие к телу комбинезоны ярко голубого цвета с белоснежной отделкой в виде полосы вокруг воротника, обшлагов, вдоль рукавов и по боко­вым швам подчеркивали пластичность артистов, четкость выполняе­мых ими движений.

Большое распространение в цирке получил женский, так называемый «маленький костюм» для воздушных и других жанров, со­стоящий из лифа и трусов или же разнообразные грации с неболь­шими пачками или без них. Отделкой служат кружева и рюши, лен­ты и тесьма, аппликация и вышивка, блестки и каменья, жемчуг, бисер.

Для выступления жонглеров характерны всевозможные нацио­нальные, фрачные, спортивные, эксцентричные и другие костюмы предельно облегченных форм и тканей, отделок и вышивок. Приме­ром могут служить разнообразные и очень красивые наряды известных в свое время артистов К. и М. Пащенко, Лизет и Жанто, М.Труцци и др.

В 30-40-х годах в подобных одеяниях еще выступали артисты Я.Бах­ман и А.Широй, группа Сокол и некоторые другие.

Позже костюмы силовых жонглеров стали разнообразнее: братья Жилинские, создавая образы русских богатырей, стриглись «под гор­шок», на них были русские поддевки, которые снимались и высту­пали они в рубашках, подпоясанных кушаком, плисовых шароварах, заправленных в мягкие сапоги и образовывавших живописный напуск.

И лишь значительно позже артисты в этих номерах стали выступать в открытых спортивных костюмах: в легких, украшенных вышивкой и аппликацией трусах стали выступать превосходно сложенные артисты В.Херц, В.Дикуль и др.

Канатоходцы издавна неизменно выступают в национальных костю­мах, часто применяя трансформацию. Один из первых в России кана­тоходцев и танцоров на проволоке Ф.Молодцов по ходу номера пред­ставал то в облике охотника, то моряка, то римского воина, в русском народном костюме, аккомпанируя себе на балалайке, он исполнял трепака. Но наиболее эффектным его номером был «Огнен­ный несгораемый рыцарь», где артист в короткой кольчуге, с лата­ми и в шлеме бежал по канату, неся баланс-шток с укрепленными на нем бенгальскими огнями. Отсветы огня отражались в металле костюма и создавали феерический эффект пылающего одеяния.

Музыкальные эксцентрики, как и клоуны, неизменно использу­ют костюмы, наиболее отвечающие содержанию разыгрываемых ими сценок. Характер их одежды может быть самым разнообразным – от утрированно-бытовой до стилизованно-национальной. Запоминающиеся, ярко эксцентричные персонажи сюжетных номеров музыкальной клоу­нады созданы артистами Е.Амвросьевой и Г.Шахниным, Г.Отливанником, Макеевыми, Бирюковыми, Морозовскими и другими музыкаль­ными эксцентриками. Но вот музыкальный эксцентрик Г.Отливанник в своем оригинальном номере как бы «жонглировал» водяными фон­танчиками, перебрасывая струи воды с одного предмета на дру­гой: с зонтика на столик или с шляпы на ботинки, причем, выполнял он эти трюки не в традиционно эксцентричном цирковом костю­ме, а в обычном смокинге, что значительно усиливало восприятие этих необычных, почти фантастических упражнений.

В клоунском ключе и в духе народных мотивов выполняются в основном костюмы клоунов-дрессировщиков различных животных. В разные годы в ярких, самобытных и оригинальных костюмах выступа­ли дрессировщики: М.Золло, А.Цхомелидзе, С.Шафрик, П.Боровико­в, Н.Ермаков, Г.Заставников, А.Попов и другие, а присущие им элементы эксцентричности, гротескности отличают их от парадно-торжественных костюмов укротителей хищников. И здесь тоже свои традиции.

Специально для четвероногих «артистов» по эскизам художни­ка также изготовляются разнообразные трюковые костюмы, их ап­пликации и детали. Здесь могут быть «спортивные формы» для медведей-боксеров, велосипедистов, футболистов; балетные и танце­вальные «народные» костюмы для собачек; даже утрированная «цы­ганская шаль» для слонихи. Такие костюмы также требуют особен­но тщательной разработки и последующей подгонки на примерах и репетициях с животными.

В некоторых цирковых номерах для придания им комической краски нередко выступает какой-либо смешной персонаж, что специально подчеркивается характерным эксцентричным костюмом.

Трансформация костюмов, как определенный художественный прием, часто присутствует в номерах разных жанров.

Трансформацию своих костюмов применяли сатирики Н.Березов­ский, И.Южин, А.Иванов, музыкальные эксцентрики Макеевы, Морозовские, Е.Амвросьева и Г.Шахнин, танцовщицы на проволоке Н.Ло­гачева, Э.Косяченко и другие. В трансформирующихся националь­ных костюмах выступала жонглер Т.Брок: она была то узбечкой, то таджичкой, меняя не только костюм, но и манеру поведения. Заканчивала она выступление в образе пионерки с барабаном.

Трюковые костюмы используются и в номерах довольно редкого жанра мотофозо, в которых исполнитель имитирует неподвижную или механическую куклу. Так, в одном из довольно редко встречающих­ся номеров этого жанра артист А.Аскеров выступает в утрирован­ном клоунском костюме, а затем превращается в Буратино, играю­щего на различных музыкальных инструментах. Костюмы эти изго­товлялись по эскизам М.Зайцевой.

Довольно широкое применение получила трансформация костю­мов, осуществляемая при помощи светящихся люминесцентных кра­сок. Такие костюмы особенно эффектно смотрелись в воздушных но­мерах: «космических полетах» Бреда, Волжанских, Запашных, Лозовика и других. Применяются они и в номерах иллюзии, в различ­ных сказочно-фантастических превращениях, парадах-прологах, феериях-пантомимах.

И здесь особенно важным является не только взаимосвязь меж­ду покроем и всей конструкцией костюма, но и тем, как он сидит на фигуре, как смотрится из зрительного зала, и как движется в нем артист. Умение со всей непосредственностью и элегантнос­тью одновременно работать и носить красивый костюм требует от артиста цирка большого искусства и мастерства, вкуса и грации, пластики, красивых и точно выверенных движений и жестов.

Почти каждая цирковая программа включает в себя групповые балетные выступления или сольные танцевальные номера, построен­ные либо на каком-нибудь сюжете, либо чисто цирковом действии или эксцентрике, требующих специальных разнохарактерных, а под­час и трюковых оригинальных костюмов.

В начале XIX века в России получила большое распространение и стала излюбленным головным убором артистов цирка модная шля­па с большими полями фасона Боливара, названная так по имени популярного борца за свободу стран Латинской Америки Симона Бо­ливара, носившего этот головной убор. Помните, у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине»: «Надев широкий боливар, Онегин едет на буль­вар. «

А каково многообразие клоунских головных уборов! Их просто невозможно все назвать. Тут и шутовской колпак с бубенчиками и изящный колпачок белого клоуна, и различного рода котелки, кепки и шляпы и те же цилиндры. Чаще всего все они бывают подчеркну­то утрированными.

Рожденное в гуще народной, тесно связанной с жизнью, цирко­вое искусство не утратило связи с действительностью и сегодня.

В этом убеждают многообразие и самобытность произведений совет­ского цирка, глубоко реалистические образы, выразительный кос­тюм.

Из книги А. П. Фальковского Художник и арена

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *