Что одевалось под кольчугу
А что под кольчугу?
Одежду. Например шерстяную рубаху. Или гипотетичечскую кожаную, чтобы кольца не рвили ткань.
Я бы подшнуровал к кольчуге подкладку с кожаным верхом.
Что под лорику хаммату одевали-то?
Вот у Льва Дьякона написано, что от удара Ионна Куркуаса Святослава спасла кольчуга.
Attila Magyar
Откуда девайс?
Поподоебнее бы. Уж очень он интересный.
На счет цеплятся за одежду, «предки» сведенок не носили, так что за одежду цеплялось это все гораздо меньше. Кожаную подкладку конечно имеет смысл носить, хотя с тем же успехом можно и подкладку из плотной ткани. Например Альрик выкладывал информацию о кавказких погребениях 13в, там кольчуга предположительно обшита тканью с наружи и изнутри.Есть еще фреска из Охрида на 13в в кольчужной желетке с тканевым покрытием, которую в оспреях срисовали в Византийских армиях. Других примеров на вскидку тем более на наш период не помню.
ИМХО 5 шерстяных рубах это весь гардероб достаточно зажиточного «предка», да и жарковато слегка.Вобще есть мнение что кольчуга предохраняет не от серьезных ударов а от случайных порезов.
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
Mac Tire
Дало в том, что матрвс простёган. А 5 рубах нет. И поэтму двигаться в них сложнее.
Лично я ношу льняную, шерстяную и кожаную рубахи. Даже прямое попадание неплохо держит.
Nico
Вы никогда не видели клёпаного полотна. Или же вы миллионер (как вариант) и каждое кольцо у вас склепано через ступеньку.
Одежда для… кольчуги
На страницах ВО уже не раз рассказывалось о том, что существовало три эпохи в развитии доспехов, то есть защитного вооружения, применявшегося в Средние века. Это «век кольчуги», «век кольчужно-пластинчатой брони» и «век доспехов из «белого металла». И общий срок всех этих трех эпох достаточно продолжительный. С 1066 года, то есть битвы при Гастингсе, и вплоть до 1700 года. Конечно, можно говорить о том, что конные латники встречаются на миниатюрах из Сент-Галена, что воины Карла Великого, да и сам он описываются как люди «облаченные в сталь». Но… только «их сталь», то есть доспехи не были кольчугой.
Акваманил («водолей») – сосуд для воды из Нижней Саксонии 1275 – 1299 гг. Музей средневековья, Булонь.
Есть много свидетельств, что это были металлические пластины, нашитые на кожу, а вот кольчуги в то время массового распространения не имели. Собственно, в качестве локально популярного доспеха они получили распространение у викингов, поскольку в них было удобно грести, а через них распространились и в Европе, где после разгрома аваров угроза со стороны конных лучников резко ослабела, что и позволило кольчуге выдвинуться на первое место.
Как бы там ни было, на Байесском полотне вы видим воинов, у которых она закрывает ногу и то – только спереди. Как правило, такое снаряжение имеют короли, но не рядовые воины.
Однако уже к 1170 году, то есть ко времени убиения Фомы Бекета, фигура воина оказалась практически целиком прикрыта кольчужным плетением: голова, руки, ноги – все эти части тела теперь закрывала кольчуга. Шлемы – раскрашивались и это было единственное «яркое пятно» на общем фоне этой «металлической фигуры», каковой являлся конный воин этой эпохи.
Рыцарь 1190 г. рисунок Ангуса МакБрайда. На нем, как вы видите, показана фигура в металле, но с выпущенными наружу полами богатой поддоспешной одежды и опять-таки в кольчужных чулках, обтянутых сверху тканью!
Однако со временем «голые кольчуги» начинают понемногу исчезать, вернее, они начинают прикрываться одеждой, которая получает название сюрко. Считается, что сюрко появилось в эпоху крестовых походов на Восток, европейцы переняли у мусульманских воинов обычай носить защитное вооружение, прикрыв его одеждой из ткани, так как иначе оно очень сильно нагревалось на солнце. Например, на рисунках из «Винчестерской Библии», относящейся к середине XII века, уже изображены воины в кафтанах, именовавшиеся по-французски сюрко. Первые образцы такой одежды представляли собой длиннополое одеяние с разрезами и спереди, и сзади, и без рукавов (о чем, кстати, сообщается в Википедии). В XIII в. она приобрела особую популярность и стала, можно сказать, едва ли не самой заметной частью рыцарского «костюма». Кажется, что функциональное значение этого наряда вполне очевидно – защищать владельца от дождя (а его кольчугу от ржавчины) и солнца. Но историки Д. Эдж и Д. Паддок считают столь широкое распространение сюрко все-таки не вполне объяснимо. Возможно, что это была своеобразная дань моде и средство выделяться качеством и богатством ткани, а также вышитыми геральдическими изображениями, которыми тогда же начали его покрывать.
Миниатюра из «Библии Мациевского». Ок. 1250 г. На ней мы видим всадников как в сюрко, так и в «голых» кольчугах. (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)
К. Блэр также указывает, что в середине XII в. в практику военного дела рыцарского сословия вошло ношение длинного матерчатого одеяния, именовавшегося сюрко. Причем он отмечает, что в разное время и разными учеными выдвигались разные идеи относительно причин его появления, но ни одна из них не имеет под собой достаточно веских оснований. То есть около ста лет рыцари довольствовались одеждой из кольчуги, а потом вдруг начали ее почему-то закрывать. Мнение, что сюрко защищало от непогоды, основывается на таком рыцарском стихотворном произведении, как «Признание короля Артура», где написано буквально следующее:
Одежды зеленого цвета,
Чтоб были доспехи чисты,
Капризы дождей не страшны.
Вот только сомнительно, чтобы такая свободная и длинная одежда, да еще и без рукавов, могла бы эффективно выполнить такую функцию. Ну, а если это был способ продемонстрировать герб обладателя сюрко? Да, действительно, система геральдики, как и сюрко, появились примерно в это же время. Однако известно, что изображения гербов и гербовые цвета на них были далеко не всегда. И часто бывало так, что сюрко имело один цвет, конская попона – другой, а у герба цвета были совершенно другие. Возможно, что мода на эту одежду родилась под влиянием церкви, так как облегающие тело кольчуги слишком уж сильно «анатомизировали» тело того, на кого они были надеты.
Миниатюра с заглавной буквы в манускрипте из Северной Франции 1280 – 1290 гг., изображающая рыцарей с геральдическими щитами в руках и таких же конских попонах, но в сюрко совершенно другого цвета, не совпадающего с цветом герба. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Миниатюра из этого же манускрипта и с похожим изображением попоны и сюрко!
Так что может быть и так, что ходить просто в кольчуге стало «неприлично». К. Блэр также говорит о том, что просторная верхняя одежда, закрывающая доспехи, могла быть перенята крестоносцами на Востоке у мусульман и уже после этого появиться в Европе.
Миниатюра из «Романа о Тристане», 1320 – 1330 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Наиболее древнее изображение сюрко британский историк К. Блэр обнаружил на печати Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера, находившейся на его грамоте, примерно 1150 года. Важно, что не только наиболее раннее его изображение, но и то, что само это одеяние довольно необычного вида. Так, у него имеются рукава, и они достигают запястий. Такой покрой стал характерен лишь для второй половины XIII в. и распространился во второй половине XVI в., хотя в целом и встречался довольно-таки редко. Традиционный сюрко это все-таки плащ с отверстием для головы. Он не сшит по бокам, поэтому свободно ниспадает сверху вниз. У этого же сюрко до бедер оно прилегает к телу достаточно плотно, но затем в виде широкой юбки расходится до самых лодыжек, и имеет разрезы для езды верхом, то есть скроено далеко не столь уж и примитивно. Рукава до запястий прилегают очень плотно, затем расширяются и образуют что-то вроде длинных вымпелоподобных лент.
Миниатюра 1250 г. «Роман об Александре» Аббатство Св. Албанса. (Библиотека Кембриджского университета)
Похожие сюрко, хотя и без рукавов, мы видим на раскрашенной заставке из Винчестерской Библии (книге Джошуа), ок. 1170 года, и также на Большой печати короля Иоанна, относящейся к 1199 года. До 1210 года сюрко на миниатюрах встречаются довольно редко, зато потом без него не обходится практически ни одна миниатюра. Приблизительно с 1320 года оно имеет вид халата свободного покроя без рукавов и с большими проймами и «юбкой» с разрезом, доходящей до середины икр. Но были и варианты длиной до лодыжек и даже до колен. Где-то с 1220 года могут встречаться и сюрко с рукавами длиной до локтей, хотя таких изображений до второй половины XIII в. мало.
«Суассонская псалтирь» 1200 – 1297 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж). Извечная тема, не так ли? Давид убивает Голиафа и отрезает ему голову. Но интересно другое – Голиаф точная копия рыцаря того времени. Дело в том, что понятие временных изменений тогда не существовало, это были догейгелевские времена, и даже далекое прошлое художники представляли себе, как «настоящее».
Британские историки Д. Эдж и Д. Паддок также считают, что столь широкое распространение сюрко не вполне объяснимо. По их мнению, это могла быть и просто дань моде, и средство выделиться, поскольку сюрко зачастую шились из дорогих тканей. Кроме того, на них были также вышиты геральдические изображения (хотя и не всегда). С другой стороны, именно белый сюрко из обычного полотна давал царю наилучшую защиту от солнца, а с нашитыми на него крестами выражал и саму суть крестоносного движения. Э. Окшотт термином сюрко в своих работах не пользуется, а называет его коттой, указывая при этом, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 г., хотя отдельные ее образцы известны были еще до конца XII в. По его мнению, точное назначение ее все-таки неизвестно. Считают, она была привезена из Святой земли крестоносцами, где подобная вещь была просто жизненно необходима, чтобы палящее солнце чересчур не нагревало кольчугу. Но тогда получается, что котты на Западе были неизвестны и даже думать о ней не думали до 1200 года. А ведь воины Христовы стали возвращаться с Востока уже в том же 1099 году, то есть за столетие до указанного срока. Так почему же тогда котту не использовать значительно раньше? Можно, как считает Э. Оакшотт, утверждать, что этот предмет одежды использовался в целях опознавания, поскольку на нем был герб владельца. Это также весьма вероятное предположение, так как котта стала модной практически одновременно с появлением геральдики. Но… гербы далеко не всегда изображались на котте-сюрко. Бывало и так – и изображения тех лет это подтверждают, что котта могла быть одного цвета, щит – другого, а конская попона – третьего! «Я думаю, – продолжает Э.Оакшотт, – что котта была данью моде; конечно, ее использовали в практических целях, поскольку она действительно закрывала от солнца и в какой-то мере от влаги большую часть поверхности кольчуги и давала превосходную возможность для демонстрации гербов; этот предмет одежды был бесценен в тех случаях, когда нужно было опознать погибшего на поле сражения, поскольку шлем легко мог откатиться далеко, а лицо от ранений стать неузнаваемым. Однако каким бы ни было назначение котты с точки зрения жизненной необходимости, это был веселый и красочный наряд, превращавший угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в фигуру галантную и блистательную, – и это вполне согласовывалось с тем расцветом, которого достигла к концу XII в. веселая наука рыцарства».
Вальтер фон Метц с миниатюры из «Манесского кодекса».
Йохан фон Брабант с миниатюры из «Манесского кодекса» (в шлеме с головой дракона). Как видите, со временем это стало традицией – носить на себе одежду с изображением герба и такой же конской попоной с гербами покрывать своего коня.
Покрой котты часто изменялся, но это зависело даже не столько от эпохи, сколько от личных предпочтений рыцаря: в XIII в. ее могла шить очень длинной или, напротив, очень короткой, как с рукавами или без них. В общем, это простое одеяние, наподобие ночной рубашки, без рукавов, зато с разрезом от подола и почти до талии спереди и сзади, так, чтобы его обладатель мог бы легко садиться в седло. Хотя в девяти случаях из десяти ее шили без рукавов, – подчеркивает Э.Оакшотт, известны были и котты с рукавами, причем некоторые из них имели рукава только лишь до локтей, а некоторые – даже до самых запястий.
Эффигия Беренгар де Пужверт (1278 г.). Ну, а этот рыцарь решил выделиться средь прочих, обрядивших в богатую ткань!
Ричард Веллесборн де Монфор (1286 г.) Как-то странно он выглядит, не так ли? На сюрко «восстающий гриффон», на щите «трусливый восстающий лев»…
То есть со временем котта или сюрко приобрели характер «форменной одежды». Тем более, что известны экземпляры, пошитые из бархата и даже парчи, да еще и щедро расшитые гербами. И, собственно, почему бы рыцарям такое и не носить? Это была по сути единственно возможная для них верхняя одежда, которую они могли себе позволить, и стоило поэтому употребить всю свою фантазию, чтобы показать свою богатство и знатность. Котты из тканей ярких цветов, расшитых серебром и золотом, приятно контрастировали с чисто военной «металлической одеждой» и позволяли продемонстрировать феодалам и свое богатство, и тонкий, художественный вкус (либо полное его отсутствие – В.О.)».
К 1340 г. рыцарское защитное снаряжение стало намного сложнее, но сюрко все еще носят! Рис. Ангуса МакБрайда.
Миниатюра «Хроники из Версена» 1370 г. Регенсбург. Баварская государственная библиотека, Германия). Как видите, на рыцарях сюрко уже нет, но тем не менее, их доспехи для торса прикрывает цветная ткань!
Позднее сюрко уступил место более короткой куртке-джюпону, имевшему вид плотно прилегающего к доспеху жакета, едва доходящего до бедер. Однако при всех изменениях, диктуемых модой, геральдический характер этого одеяния оставался неизменным. Об этом говорит, например, дошедший до наших дней джюпон, принадлежавший Черному Принцу, сделанный из бархата красного и голубого цветов с изображенными на каждом поле соответствующего цвета золотыми лилиями Франции и английскими «леопардовыми львами».
Железная рубашка
Появилась «железная рубашка» в глубокой древности, хотя нельзя точно сказать, где и когда. Это событие стоит в одном ряду с изобретением колеса, ножа, приручением животных: эти судьбоносные шаги были сделаны примерно в одно и то же время в разных местах. Известно, что уже в середине I тысячелетия до н. э. кольчатый доспех употреблялся в Азии, дошел до сарматов северного Причерноморья, а это уже русские земли. Здесь жили и скифы, и в их захоронениях тоже находят кольчуги, датированные V веком до н. э.
Римская империя впервые столкнулась с «железной рубашкой», воюя на Востоке против азиатов и на Западе против кельтов (ныне территории Франции и Англии), у которых эта защитная одежда была известна с IV века до н. э. Но тут удивляться нечему: этот таинственный народ пришел в Европу именно с Востока. Кроме того, до римлян на Апеннинском полуострове жили еще более таинственные этруски, и их найденные кольчуги относятся к III веку до н. э. Так что «учителям Европы» римлянам было у кого учиться, и они успешно освоили эту технологию. Их кольчатым доспехом стала «лорика хамата». Она изготавливалась из бронзы или железа. На одну рубашку уходило до 40 000 колец, дававших гибкую и прочную защиту. Было несколько версий этого доспеха для различных родов войск — стрелков, копейщиков, кавалерии. Потом его сменила пластинчатая «лорика сегментата», однако под закат империи лорика хамата вновь стала стандартным доспехом римских легионеров. Рим пал, а удобная и надежная кольчуга продолжала жить в мире, существуя во множестве разновидностей.
Вот как греческий историк Лев-Диакон Колойский описал наших далеких предков, бившихся в 971 году с византийской армией у города Доростол на Дунае: «Скифы вышли из города на поле с длинными, до самых ног, щитами, в кольчужных бронях»; «Кольчужная броня и щит, которыми Святослав вооружился, от римских мечей его защитили». Византийцы («римляне») называли «скифами» древнерусских воинов князя Святослава.
Изготовление
Потом спираль разрубали по одной стороне, получая разомкнутые кольца. Проковав их в специальном штампе, часть из них наглухо сваривали кузнечной сваркой, а у остальных плющили концы и пробивали там отверстия для заклепок, которые, в свою очередь, изготовлялись специально. Иногда для облегчения и ускорения процесса кузнец рубил специальной насечкой бесшовные кольца из железного листа толщиной 1,5–2 мм. Скрупулезной, монотонной работой изготавливались тысячи колец разного вида. Так работали на Руси. В средневековой Европе процесс был еще более трудоемким. В «темные века» там утеряли технологию волочения проволоки, и потому каждое кольцо ковалось отдельно.
В зависимости от размера доспеха, при толщине проволоки 1–2 мм и диаметре колец 10 мм на одну «железную рубашку» уходило как минимум 15 000, чаще 20–25 000, а к концу XIII века — до 30 000 колец. Вес также был различным, от 5 до 15 кг. После сборки кольчугу чистили и полировали песком до блеска. Иногда для нарядности в нее вплетали медные кольца. Она могла служить веками, ведь при повреждении было достаточно залатать пробоины пригоршней новых колец. С войском ездили мастера, чинившие кольчуги прямо в походе. Об этом свидетельствуют наборы миниатюрных инструментов, найденные при раскопках.
Самые ранние кольчуги делались из сведенных колец, их концы ничем не скреплялись; позже — чаще всего из сварных-склепанных. Встречались кольчуги, где все кольца были склепанными. В производстве древнерусских кольчуг поражает миниатюрность и трудоемкость работы кузнеца. Так, склепывание кольца заклепкой диаметром 0,75 мм производилось с кольцом не отдельно лежащим, а уже вплетенным в кольчугу! И так — 10 000 раз на одну «железную рубашку». Вот на такую тонкую работу были способны наши предки. Технологию они постоянно улучшали: в «пансырях» поместной конницы Московского государства кольца скрепляли уже не отдельной заклепкой, а шипом, выкованным на самом кольце. Покрой кольчуги тоже менялся, она бывала и распашной, как куртка. При этом правая (внешняя) сторона плелась из массивных колец, а левая (внутренняя) — из более тонких. Перехлестнутые полы создавали двойную защиту с наиболее угрожаемой фронтальной стороны. Из железных колец делались боевые чулки («ноговицы»), «наручи», кольчужные рукавицы и «бармица» — кольчужная сетка на боевом шлеме для защиты шеи и плеч воина.
Раньше считалось, что производство рядового изделия требовало нескольких месяцев работы, однако расчеты показали, что на сборку/плетение малой кольчуги из 20000 колец уходило всего 200 человеко-часов, т. е. одна мастерская могла поставлять их до десятка и более в месяц. В 1983 году в г. Электросталь в ходе изучения военного производства Древней Руси был проведен эксперимент с точным соблюдением технологий той эпохи — изготовлен полный кольчужный доспех с чулками и рукавицами. Трудозатраты составили 250 человеко-часов. Для сравнения: трудозатраты на изготовление одного автомобиля «Волга» ГАЗ-21 в середине 60-х годов составляли 154 человеко-часа.
«Век кольчуги»
500 лет с VIII по XIII век историки называют «веком кольчуги». Она была основным оборонительным доспехом русских, появившись у них гораздо раньше, чем в Западной Европе. Так, на территории Древней Руси археологи нашли 112 «железных рубашек», из них 40 целых. Их европейские коллегии похвастаться таким количеством подобных находок не могут. Кольчуга на Руси была доступна всем: профессионалам-дружинникам, ополчению, городским и сельским жителям. Более того, она была и в городских арсеналах, так что город мог вооружить малоимущих, которым снаряжение было не по карману.
Все это — свидетельство высокого уровня организации государства. Массовое изготовление доспехов — показатель военной и общей культуры народа, его активности и жизнестойкости. Оно бывает лишь там, где есть города, класс ремесленников.
Хауберк — байдана — латы
В средневековой Европе имели место разные виды «железной рубашки», причем русские и западноевропейские кольчуги весьма отличались друг от друга. Короткую рубашку, прикрывавшую только туловище и плечи, носили на Руси. Она весила в среднем 7 кг, достигала середины бедра, широкие рукава были максимум до локтя либо вовсе отсутствовали. Она застегивалась без запаха, разрез ворота был посередине шеи или чуть в стороне. При раскопках Райковецкого городища (XI–XII вв.) найдены два именно таких доспеха: длина 70 см, ширина в плечах 100/130 см, в поясе 60/66 см, вес по 6 кг, каждый из 35 000 (123/125 рядов) склепанных колец диаметром до 11 мм. В Западной Европе такой «эконом-класс» носили те, кто не мог себе позволить длинный доспех, а также для усиления защиты поверх длинной кольчуги. Тяготея к длинным доспехам, там одевались в «хауберк», длинную кольчугу весом более 10 кг, покрывавшую тело от шеи до ног, с рукавами до локтей, подолом до колен, с разрезами на нем спереди и сзади для посадки на коня. Она носилась с кольчужными чулками и наручами. В Восточной Европе самые ранние полностью сохранившиеся хауберки обнаружены в Черной могиле близ Чернигова и датированы 970 годом.
А в Европе стали делать сплошные кованые («белые») готические латы. Порой утверждается, что это была «абсолютно полная и неуязвимая защита», но это неправда. Русский и восточный (татарский, янычарский) лук вполне пробивали эту защиту. И слава английских лучников XIV века, расстреливавших из своих длинных луков французских рыцарей в Столетней войне, также подтверждена средневековыми авторами. А вот противник был разный. У европейца им был такой же закованный рыцарь или черный люд, неумелый и плохо вооруженный. Русскому же воину противостоял мобильный воинственный степняк, бить которого можно было только в быстротечной схватке, требовавшей большой скорости и подвижности. И короткая «железная рубашка» была здесь намного сподручнее.
«Броня дощатая»
На багдадской миниатюре 1465 года изображен азиатский бехтерец: у него есть рукава, длинный кольчужный подол и застежки посередине; порой он и вовсе надевался через голову. А вот русский бехтерец представлял собой надеваемую поверх кольчуги жилетку без рукавов и подола и застегивался на плече и боку ремнями с металлической пряжкой, вес его достигал 12 кг.
Менее эластичный юшман имел до сотни гораздо более крупных пластин, вмонтированных в кольчатое покрытие горизонтальными рядами с небольшим перехлестом друг друга. Иногда их золотили или серебрили, и такой доспех стоил очень дорого. Юшман имел полный разрез от шеи до подола, надевался в рукава, как кафтан, застегивался на петли, мог носиться поверх кольчуги и весил до 15 кг. Первое сообщение о нем относится к 1548 году: «Нача вооружатися, юшман на себя класти» (Никоновская летопись).
Более редким типом кольчато-пластинчатого доспеха был калантарь. Он делался из относительно крупных квадратных пластин, скрепленных кольчужным плетением и расположенных без перехлеста. Доспех был без рукавов и состоял из передней и задней половины, которые застегивались на плечах и боках железными пряжками. К поясу крепилась кольчужная сеть (подол) до колен. Для улучшения подвижности спинные пластины были тоньше и меньше грудных. Калантарь как парадный доспех для знатной особы, украшенный золотой насечкой, гравировкой, прорезным орнаментом, стоил до 1000 рублей, что было по тем временам астрономической суммой.
Был еще чешуйчатый доспех, где пластины нашивались на кожаную или матерчатую основу. Его Русь заимствовала у византийцев. Пластины такой брони, обычно квадратной/прямоугольной формы, размером 6 x 4, 6 x 6 см и количеством 200–600 штук, подобно черепице или чешуе, перекрывали нижний ряд. Сбоку пластинки каждого ряда перекрывали одна другую, а посередине еще приклепывались к основе. Длина «чешуи» была до бедер, подол и рукава делались из более длинных пластин. По сравнению с «дощатой броней» она была гораздо эластичнее.
Защитные свойства
кольчуга. новое время
Из нашего досье
Русские доспехи делались по самым передовым технологиям своего времени и ценились в других странах. «Великий князь третьего году прислал мне пансырь. А я ходил на недругов, да пансырь и утерял. Вот он бы мне пожаловал новый пансырь», — писал в Москву в 1491 году крымский хан Менгли-Гирей. В этой просьбе и наивной хитрости соседнего правителя — лучшая оценка высокого мастерства русских бронников. Кольчуги славянских мастеров шли даже в далекий Хорезм, имели признание и на рыцарском Западе в эпоху господства цельнокованых панцирей. Так, во французской героической поэме «Рено де Монтобан» упоминается «добрая кольчуга, сделанная на Руси».
В Оружейной палате Московского Кремля хранятся четыре бехтерца. Один из них, сработанный мастером Кононовым в 1620 году для царя Михаила Романова, состоит из 9 000 колец и 1509 пластин сталистого железа, украшенных золотом. Их толщина 1 мм, ширина 15 мм, длина меняется: на груди пластинки длиннее, на талии короче. Длина доспеха 66 см, ширина 55 см, вес 12,3 кг. В описи 1687 года он был оценен в 1000 рублей. Там же находится юшман царя Алексея Михайловича из 99 стальных пластин. Ворот, подол и рукава украшены рядами медных колец. Его длина 84 см, ширина 53 см, вес 12,3 кг.