Что означает 100 риск в аудите

Что такое уровень существенности в аудите?

Любая аудиторская проверка содержит риск ошибочного либо недостаточно точного аудиторского заключения. На него влияет в том числе и уровень существенности, величина допустимой ошибки.

Существенность и аудиторский риск

Аудиторское заключение во многом зависит от личной уверенности аудитора в том, содержатся ли в финансовой отчетности организации существенные искажения. Для качественной работы аудитору важно понимать, какие искажения, неточности и ошибки имеют характер существенных, а какие не имеют.Значительную роль играет субъективное восприятие аудитора, его уровень профессионализма: понимание специфических моментов работы фирмы; учет уровня ответственности пользователей отчетности при принятии решений и последствий этих решений.

Несмотря на некоторую размытость понятия, существенность в аудите имеет определенные характеристики. Существенность экономической информации – ее качество, которое позволяет влиять на управленческие, экономические и иные решения компетентного пользователя этой информации. Существенным является искажение информации, превышающее заданный уровень существенности.

Уровень существенности – количественный показатель. Это искажение бухгалтерской отчетности, рубежное значение. Начиная с него компетентный пользователь на основе приведенных показателей будет делать ошибочные выводы, лишен возможности принимать обоснованные управленческие, экономические решения.

Выражая суждение о достоверности бухгалтерских данных, специалист учитывает причины, ограничивающие полную и абсолютную правоту такой оценки:

Иными словами, аудитор высказывается, опуская стопроцентную уверенность, но имея в виду определенный уровень приемлемого риска.

Между существенностью и аудиторским риском образуется обратная зависимость. Очевидно, если используются менее строгие значения существенности, аудитор вынужден принимать дополнительные меры с целью снизить аудиторский риск: провести дополнительное тестирование данных, увеличить число аудиторских действий и процедур, затрачивать больше времени на проверку, расширить объем аудиторской выборки. Он работает с более широким объемом отклонений в отчетности фирмы, и в этих условиях возрастает вероятность не заметить одно из нарушений.

Кто определяет существенность данных

Мы выяснили, что уровень существенности – один из наиболее значимых показателей качества бухгалтерской отчетности. Отклонение в пределах установленного уровня не считается ошибкой и дает возможность аудиторам считать отчетность достоверной.

Как определяется этот показатель? Применяемые стандарты аудита регламентируют общие правила проверок. Аудиторы выбирают методику расчета самостоятельно. Практикой аудиторской деятельности определено, что менее 5% — отклонение незначительное, а свыше 10% — существенное. Пятипроцентное значение показателя упоминается в ПБУ 9/99 (п. 18.1), ПБУ 10/99 (п. 21.1). В этих документах говорится, соответственно, о доходах и расходах организации. Указывается на необходимость обособленно отражать доходы (расходы) фирмы, превышающие 5%.

Значение 10% установлено ст. 15.11 КоАП. В этой статье говорится, что искажение любого показателя финансовой отчетности в денежном измерении не менее чем на 10% является грубым нарушением, за которое полагается штраф. Следовательно, если отклонение данных равно или превышает 10%, отчетность можно признать недостоверной.

Аудиторы в ходе проверки могут использовать единое предельное значение уровня существенности, вероятной ошибки, для всех балансовых статей либо варьировать показатель в зависимости от удельного веса балансовой статьи.

Кроме того, принимается за аксиому, что «привычные», ежедневные операции, например, кассовые, могут не содержать серьезных ошибок. Напротив, расчетные операции, например, заработная плата, при наличии сложной системы оплаты труда (денежная, натуральная форма, доплаты, надбавки) увеличивают возможность появления ошибок.

На этапе планирования провизорно ошибки могут оцениваться только в процентах. В ходе проверки могут применяться абсолютные величины. Уровень существенности, как правило, корректируется на месте по сравнению с планом.

Существенность по отношению к отдельным счетам связана с понятием предельно допустимой ошибки. Данный показатель всегда ниже планируемой существенности на 50-70%. Показатель служит для того, чтобы уровень существенности не был превышен суммой расхождений по отдельным счетам. Величина допустимой ошибки используется в планах проверки по конкретным счетам, в частности, размере выборки. Слишком низкий показатель ведет к увеличению объема аудиторской работы.

Кстати говоря! Организация определяет уровень существенности, отражая его в своей учетной политике (ПБУ 1/2008 п. 4).

Пример (условный)

Пересчетом установлено, что в себестоимости продукции 5050 тыс. руб. ошибочно отражена дважды сумма 50 тыс. руб. Выручка — 7000 тыс. руб. Применяемый уровень существенности — 5%.

Отклонения по себестоимости: 5050 — 50 = 5000 тыс. руб. – истинная себестоимость.
(5050 / 5000) * 100 = 101%. 101 — 100 = 1%.

Расчеты показывают, что себестоимость завышена в отчетности на 1%, а прибыль занижена на 2,5%. Отклонения не превышают уровень существенности 5%. Ошибки несущественны, отчетность признается достоверной.

Источник

Аудиторский риск: понятие, уровни, расчет

Аудит представляет собой вид лицензируемой предпринимательской деятельности. Ее осуществляют аттестованные независимые физические и юрлица. Целью данной деятельности выступает подтверждение достоверности налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности для снижения информационного риска до приемлемого уровня. Это позволяет предприятию и заинтересованным лицам более эффективно использовать полученные данные. Рассмотрим эту сферу более подробно и разберем понятие аудиторского риска.Что означает 100 риск в аудите. Смотреть фото Что означает 100 риск в аудите. Смотреть картинку Что означает 100 риск в аудите. Картинка про Что означает 100 риск в аудите. Фото Что означает 100 риск в аудите

Основные принципы

Приведенное выше определение отражает:

Аудитом бухгалтерской отчетности считается проверка, которая осуществляется компетентной организацией, по завершении которой служба выражает свое мнение об уровне достоверности предоставленных данных в бухгалтерских документах.

Независимость исполнителей

Закон запрещает аудиторам вести финансовую, коммерческую и иную хозяйственную деятельность, не касающуюся проверок, консультаций и прочих услуг, допускаемых нормами. Цель проводимых мероприятий устанавливается правовыми актами, обеспечивающими регулирование данной сферы, договорными обязательствами специалиста и заказчика.

Общая характеристика процедуры

Аудит проводится для:

Цели аудита могут дополняться задачами, предусмотренными в договоре с заказчиком. Ими могут быть, в частности:

Задачи специалистов

В своей деятельности аудиторы:

Аудиторский риск и существенность в аудите

В ходе анализа специалисты далеко не всегда могут выявить неточности и отклонения отчетных данных от реального положения дел. Такая вероятность именуется аудиторским риском. Он позволяет субъективно установить возможность признание того, что по результатам проверки отчетность:

Специалист должен использовать собственное профессиональное суждение при анализе такой вероятности. В соответствии с этим ему следует разрабатывать процедуры, чтобы обеспечить снижение аудиторского риска. Имеющая место вероятность выступает в качестве предмета страхования. Базой для ее возникновения в целом выступает возможная неэффективность системы учета, внутреннего контроля заказчика, риск необнаружения ошибок в документации.

Требования к анализу вероятности и ее элементов

Они установлены в Федеральном правиле № 8, утвержденном правительственным постановлением № 405. Каким должен быть оптимальный аудиторский риск, стандарт не устанавливает. Этот вопрос раскрывается в положениях, непосредственно относящихся к работе конкретного специалиста или фирмы. На практике оптимальным считается аудиторский риск в 5 %. Это означает, что в пяти из ста подписанных специалистом заключений содержатся неверные данные по спорным вопросам. Более низкий уровень аудиторского риска может отрицательно повлиять на конкурентоспособность компании, проводящей анализ документации.

Основные методы

Риски аудиторской деятельности выявляются количественным и качественным способами. В первом случае применяется следующая модель: Ра = Рнм * Рк * Рн, где:

На практике данная модель может использоваться разными способами:

1. При установлении значений элементов, специалист может выявить уровень существенности и аудиторский риск.

2. Перенесением акцента на значение вероятности необнаружения и соответствующего числа необходимых доказательств. Этот способ считается самым эффективным. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

3. Отслеживанием взаимосвязи между степенью вероятности и ее элементами, качеством и количеством подтверждающих сведений. Что означает 100 риск в аудите. Смотреть фото Что означает 100 риск в аудите. Смотреть картинку Что означает 100 риск в аудите. Картинка про Что означает 100 риск в аудите. Фото Что означает 100 риск в аудите

Качественный метод

В этом случае определение аудиторского риска производится на основании знания заказчика, соответствующего опыта и исходя из данных отчетности в целом либо конкретных категорий операций. Выявленное значение используется впоследствии при планировании мероприятий. Если показатели аудиторского риска определены на стадии планирования, а в ходе анализа документов специалист получил дополнительные сведения, то он может изменить выявленные на подготовительном этапе показатели.

Основные элементы

Оценка аудиторского риска осуществляется анализом комплекса его компонентов. Рассмотрим их подробнее. Неотъемлемый риск представляет собой подверженность оставшихся на бухгалтерских счетах средств либо групп операций одного характера искажениям, которые могут иметь существенность при отсутствии определенных средств обеспечения соответствия. Согласно Федеральному правилу, указанному выше, специалист, выполняющий аналитическую работу, на этапе планирования полагается на собственное профессиональное суждение. Это позволяет ему учитывать следующие факторы:

Подготовительная стадия

В ходе планирования анализа документации, специалист должен соотнести существенность и аудиторский риск. Первый элемент устанавливается по сальдо счетов и группам операций одного типа. Соотношение проводится при появлении предпосылок к подготовке бухгалтерской отчетности либо предположением о том, что неотъемлемый аудиторский риск относительно определенной предпосылки будет высоким. При анализе специалист должен учесть ряд факторов. В частности, к ним относятся:

Средства установления соответствия

Риск методов контроля представляет собой вероятность того, что искажение, которое может появиться относительно оставшихся на бухгалтерских счетах средств либо групп операций одного рода и быть значительным, не будет предотвращено своевременно либо выявлено и исправлено при помощи систем бухучета и внутреннего надзора. Показатели могут характеризоваться как высокие, если проведение анализа систем бухучета и управленческого надзора нецелесообразно или их функционирование неэффективно. Необходимо отметить, что аудиторский риск внутреннего контроля имеет место всегда. Это обуславливается действующими ограничениями систем бухучета и управленческого надзора. Показатель может характеризоваться как средний в тех случаях, если:

В рабочей документации специалисту следует указать:

Чем меньше будет показатель, тем больше аргументов необходимо предоставить.

Оформление информации

Федеральное правило содержит методы документирования сведений, имеющих отношение к системам бухучета и внутреннего контроля. В частности, предусмотрены вопросники, повествовательные описания, блок-схемы, перечни. Тесты средств включают в себя:

В ходе изучения эффективности применения методов управленческого надзора специалист учитывает последовательность и модель их внедрения. Для его работы важно также установить и субъекта, который использовал их. По результатам тестирования проводится расчет аудиторского риска средств управленческого надзора. Специалист должен установить, соответствует ли он первоначальным показателям и как обнаруженная разница может повлиять на предстоящую аналитическую работу.

Вероятность необнаружения

Она представляет собой риск того, что процедуры, запланированные аудитором, не позволяют вывить искажения в оставшихся средствах на бухгалтерских счетах или в группах операций. Оно может иметь самостоятельное или комплексное (с остатками по прочим статьям) значение. В ходе разработки подхода к проведению аналитической работы специалист учитывает предварительные мероприятия, в ходе которых были установлены риски аудиторской проверки. Принимая во внимание то, что он должен иметь минимально допустимые показатели, он должен спланировать предстоящие аналитические процедуры. Вне зависимости от того, каким будет неотъемлемый аудиторский риск и степень подверженности средств управленческого надзора искажению, специалисту следует провести определенные мероприятия в отношении имеющих значение оставшихся на бухгалтерских счетах средств и категорий операций.

Обратная связь

Она существует между вероятностью необнаружения и комплексом, включающим неотъемлемый аудиторский риск и подверженность искажению средств управления. Высокая степень последних двух элементов в совокупности обязывает специалиста особым образом проводить аналитическую работу. В частности, ему необходимо уменьшить вероятность необнаружения (насколько это будет возможно). Так он сможет привести общий аудиторский риск к приемлемому значению. При минимальных показателях специалист может допустить более высокую вероятность необнаружения. При этом он может получить оптимальное значение общего риска.

Изменения плана

Оценка элементов может меняться в процессе аудита. В этой связи следует вносить необходимые корректировки в запланированные процедуры. Если аудитору нужно снизить риск необнаружения, он должен:

В завершение работы специалисту следует установить, подтвердились ли первоначальные показатели. Если аудитор выявит, что он не может уменьшить риск необнаружения относительно имеющих значение балансовых статей или группы операций одного типа до оптимально минимального показателя, это может выступать в качестве основания для подготовки модифицированного заключения.

Важный момент

Аудитор должен обеспечить одинаковую степень уверенности. Это необходимо для того, чтобы относительно бухгалтерской отчетности, составляемой как в малых, так и крупных хозяйственных субъектах, он смог бы выразить безусловно положительное мнение. Следует отметить, что ряд средств контроля, которые могут использоваться для крупных субъектов, нецелесообразно использовать в малом бизнесе. К примеру, в небольших компаниях бухгалтерский учет может вестись ограниченным количеством лиц. Они могут исполнять обязанности как по обработке, так и по хранению документации. Разделение функций сотрудников может быть, таким образом, ограниченным либо отсутствовать вовсе. Что означает 100 риск в аудите. Смотреть фото Что означает 100 риск в аудите. Смотреть картинку Что означает 100 риск в аудите. Картинка про Что означает 100 риск в аудите. Фото Что означает 100 риск в аудите

Аудиторские риски: примеры

Практически все документы оформляются вручную. Журналы-ордеры заполняются в Microsoft Excel. Первый бухгалтер производит учет зарплаты, социальных выплат, осуществляет другие расчеты с остальными сотрудниками. Он также следит за перемещением материалов, за исключением ГСМ и продуктов питания, основных средств, МБП. Работа автоматизирована по самому минимуму. Кассир производит учет реализации и использования предоставленных путевок, ГСМ и продуктов питания. На предприятии отсутствует отдел внутреннего аудита и ревизионная комиссия. В пользовании сотрудников находятся специальные печатные издания, компьютеры отсутствуют. Главный бухгалтер не проводит методическую работу. Сотрудники самостоятельно просматривают периодически литературу. В компании не предусмотрен график документооборота, не ведется и систематическая работа с нормативными актами локального характера. Для расчета уровня существенности в качестве основных были взяты следующие показатели:

В этой связи этому показателю присваивается значение 1. Относительно остальных элементов величина будет 2. Неотъемлемый риск на предприятии находится на уровне 50 %. Это указывает на посредственную организацию работы бухгалтерии. Поскольку аудиторская служба на предприятии отсутствует, риск контрольных средств составляет 100 %, или 1. Этот показатель никаким образом не влияет на уменьшение общего значения. Вероятность необнаружения оценен аудиторской компанией в 17.99 %. Такое значение обусловлено недостаточным опытом в работе с предприятиями данного профиля в целом. Общий аудиторский риск с учетом приведенных показателей составил 6.65 %. Оптимальным считается значение в 5 %. Уменьшения показателя можно было бы добиться привлечением специалиста, обладающего большим опытом в проверке документации на предприятиях аналогичного профиля, проведением сплошного, а не выборочного анализа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *