Что означает 12 бальная система
«Садись, пять!», или какая система оценки лучшая?
Система оценивания знаний
Какая же шкала позволит полнее оценить знания? Чему уделить внимание при оценке? Какова детская реакция на оценку их успехов и что значат для них оценки?
Влияние оценок на развитие личности
Взрослые с раннего детства оценивают поведение ребенка. Маленький человек проходит все этапы социализации с помощью так называемых в психологии «агентов социализации». Ими в разное время становится семья, школа, внешкольные учреждения. Хорошее отношение этих «агентов» нужно еще заслужить, ведь нередко и в семье ребенок не принимается таким, какой он есть, не говоря уже о школе. Происходит непрерывная оценка личности.
Уже в детском саду ребенок оценивается. С точки зрения поведения, темперамента, контактности, работы в коллективе, способности к обучению. Слишком активный, замкнутый, достаточно развит, чувствительный и так далее. И, конечно, дети привыкают к этому.
Оценка как фактор влияния
5-балльная система: позитивы и негативы
Что показывает нам эта система согласно поданным цифрам?
Плюсы этой системы в ее традиционности и привычности, она легко воспринимается и детьми, и родителями. Хорошие оценки влияют на положительную оценку собственной личности ребенком.
Но есть и минусы! Сложно точно оценить знания согласно заданным критериям, поэтому учителя нередко используют оценки, которых не существует в официальной отчетности «4+», «5-» и другие. К тому же, рост уровня знаний ученика не оценивается с объективной точки зрения: если ребенок допустил меньше ошибок по сравнению с прошлым разом, его оценка не изменится. Плохие оценки негативно влияют на самооценку и могут привести к психологической травме.
Нередко оценка выставляется ребенку исходя из субъективного мнения учителя: на нее может влиять поведение ученика на уроке, личные качества, а не объективные знания.
Особенности 12-балльной системы
В этой системе достижения ребенка уже более «проработаны». Учитываются различные качественные характеристики усвоения материала.
Кому и зачем нужна двенадцатибалльная система оценок — репортаж
Социальные сети бурно обсуждают инициативу правительства о замене существующей пятибалльной системы оценок знаний.
Фото, видео: Пятый канал, ИЗВЕСТИЯ/ Павел Бедняков
Интересно, как отреагируют наши школьники на изменения, которые им готовит Министерство просвещения. Там сейчас активно обсуждают двенадцатибальную систему оценок. Авторы инициативы убеждены, что старая пятибалльная шкала — себя изжила. Учителя практикуют промежуточные плюсы и минусы. Вот, их и собираются легализовать. Виталий Ханин выслушал все за и против.
Пятибалльную систему оценок в российских школах могут пересмотреть
В министерстве просвещения началось обсуждение перехода на двенадцатибальную систему оценок в российских школах. Там уверены — нынешние пять с плюсом — только путают учеников.
— Де-факто эта система уже существует. Многие учителя используют плюсы и минусы, добавляя их к оценке. Двенадцатибальная система более гибкая и может лучше соответствовать задаче мотивирования ученика, — считает руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов.
За двенадцатибальную систему выступает человек, известный как «отец ЕГЭ», Виктор Болотов. Учителя, зная, что этот чиновник быстро переходит от слов к единой системе — уже с ностальгией вспоминают старые добрые «отлично» и «хорошо».
Ведь рука уже набита, выработан свой стиль. Одни пятерку рисуют аккуратно, а двойку — во всю тетрадь. Другие — могут и рожицу кокетливую добавить. Впрочем, более полная дифференциация может и выручить.
— Если мы говорим о более творческой работе, то достаточно сложно оценить работу ребенка именно по пятибальной системе. Иногда хочется поставить больше, а иногда вот эта разница между пятёркой и четвёркой становится либо очень существенной, либо очень не существенной, — говорит педагог Елизавета Мещерякова.
Хотя пока только начинается этап обсуждения, уже понятно, что ввести изменения в привычный школьный уклад — удовольствие не дешевое. Речь идет не о рекомендации, а о том, чтобы переписать федеральный закон. Сейчас учебное заведение самостоятельно устанавливает правила. Если серьезно рассматривать идею перехода к двенадцатибальному стандарту — то сотни учёных, психологов, учителей и чиновников потратят огромное количество времени и бюджетных денег.
— Ее ключевой недостаток будет в том, что в процессе ее введения, на первом этапе, который может растянуться надолго, к ней окажутся не готовы. Ни учителя, ни педагоги, ни учащиеся, — уверен директор центра социально-экономического развития школы института образования ВШЭ Сергей Косарецкий.
Конечно, у школьников министерство просвещения вряд ли спросит — нужно им нововведение или нет. Но мы вопрос всё-таки задали, и выяснилось — пока взрослые спорят, дети хотят просто хорошей оценки.
— Раз это не повлияет на мою учебу, то мне все-равно, какая оценка будет — 5 или 12. Только интересны критерии оценивания. Например, за что будут ставить 7, за что 8, — говорит ученица 9 класса Валерия Коровина.
Переход на двенадцатибальную бальную систему обсуждался в министерстве просвещения ещё около десяти лет назад, но тогда инициативу не поддержали. К первому сентября очередная попытка установить новые правила, скорее всего, не успеет.
Буквы, проценты и красные кружки: какие оценки ставят в разных школах мира
«Отлично» или «Провал», «Лучший из лучших» или «40 процентов» – это все не случайное перечисление слов, а самые настоящие оценки в школах.
Все знают, что в некоторых странах существует 10-балльные и 12-балльные системы для оценки знаний учащихся, а в Германии, например, наоборот 1 – наивысшая оценка.
Как во всем мире оценивают уровень знаний учеников и как определяют качество образования в школах – читайте в материале сетевого издания m24.ru.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
Система оценки знаний с помощью баллов является самой распространенной в мире. Впервые ее применили иезуиты в начале XVII века, чтобы заменить телесные наказания. Изначально всех учеников делили на три разряда: лучшие, средние и худшие. Позже средний разряд, к которому относилось наибольшее число учащихся, разделили на дополнительные группы. Так возникла многоуровневая ранговая шкала, с помощью которой стали оценивать знания учащихся.
5-балльная система
В России действует пятибалльная система оценки знаний школьников, где «5» – это отлично, а «1»– очень плохо. В нашей стране обозначать успехи учеников цифрами стали в начале XIX века, а до этого существовала трехразрядная словесная система. За хорошее знание материала учителя писали похвальные отзывы, а за слабое – отрицательные. В разное время в стране использовали трех-, пяти-, восьми-, десяти- и двенадцатибалльные системы оценки знаний, однако прижилась 5-балльная шкала.
Также пятибалльную систему используют в школах Венгрии, Сербии, Чехии, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины.
Оценки от 0 до 20
В Белоруссии, Молдавии, Албании, Грузии, Исландии и Армении используют 10-балльную шкалу для оценки успехов школьников.
На Украине принята 12-балльная шкала, где высшие 12 баллов ставят только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу. В целом же за глубокие и твердые знания ученик получает 10-11 баллов, а за низкий уровень ему поставят 1-3 балла.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
Болгарские школьники учатся по шестибалльной шкале, где «6» ставят за лучший результат, а «2» – за слабый. «Единица» практически не используется, в редких случаях ее ставят за поведение.
В немецких школах также используют шестибалльную систему оценок, только наоборот: «1» – это отлично, а «6» – неудовлетворительно. В Австрии единица тоже является высшей оценкой, а вот низшей – «5».
Датчане, чтобы соответствовать европейским стандартам, заменили прежнюю 13-балльную систему новыми семью оценками: «12», «10», «7», «4», «02», «00» и «-3». Максимальным баллом является «12», а неудовлетворительным – «00» и «-3».
Во Франции используют 20-балльную систему. Российской пятерке соответствуют 20-17 баллов, причем получить оценки 20 и 19 очень тяжело.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
100-балльная система
Одну из самых необычных систем оценки успеваемости используют в Японии. В этой стране не принято публично определять уровень знаний ученика, похвалу или претензии ему высказывают индивидуально.
Японский учитель делает пометки об успехах учеников в своем журнале, а в письменных работах обводит правильно выполненные задания красным кружком. Если кружка нет, то за учеником остается долг.
Кроме того, к концу года по всем предметам проводят тесты, которые оценивают по 100-балльной шкале.
Буквенное обозначение
В средних школах США для оценки успеваемости учащихся используют буквы: А, B, C, D и F. «А» означает отлично, а «D» и «F» – плохо. В некоторых учреждениях к букве добавляют знаки «+» и «–», которые подразумевают промежуточный уровень знаний. Каждая буква имеет свой цифровой эквивалент, например, «В» равна 3 баллам, а «В-» – 2,67. Эти цифровые значения используют для вычисления среднего балла учеников по итогам семестра или учебного года.
Оценка | Аббревиатура/Процентное содержание баллов | Значение | Аналог русской оценки |
А | Artful 90%–100% | Искусно | 5 |
B | Beautiful/Brilliant 80%–89% |
В некоторых штатах (Индиана, Луизиана, Небраска, Северная Каролина) используют процентную систему, которая также переводится в буквенные оценки.
Схожую буквенную систему оценки успеваемости используют в Канаде, Индонезии, Южной Корее и некоторых школах Бразилии.
Процентная система
Учащиеся начальной школы в Индии оценки не получают. Свои знания они демонстрируют в средней неполной школе, когда сдают экзамены в конце каждого семестра. Работу учеников оценивают по 100-балльной шкале.
В индийских старших школах вместо оценок ставят проценты. Превосходным считается, если ученик набрал более 90 процентов, а минимальный уровень – это 40-49 процентов. Однако в некоторых школах существуют также описательная и буквенная системы.
Безотметочное обучение
В начальных школах Норвегии, Японии и Индии не ставят оценки за успеваемость. Безотметочное обучение исключает возможность сравнивать детей между собой, педагог просто описывает умения ребенка, его активность и творческие способности.
Идея безотметочного обучения в России появилась в конце XIX века, о неуспеваемости детей предлагалось просто сообщать родителям. Однако из-за снижения качества знаний у школьников решено было вернуться к 5-балльной системе. Тем не менее, в некоторых российских начальных школах оценки детям не ставят.
Программа GPA действует вместе с программой Международного бакалавриата (International Baccalaureate). IB – это образовательная программа начальной, средней и старшей школы, которая преподается на одном из трех языков: английском, французском или испанском. Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.
Системы средней и старшей школы Международного бакалавриата имеют единую семибалльную шкалу, где 7 – высшая оценка, а 1 – низшая.
Как оценивают уровень образования в российских школах
Сейчас родители при выборе школы для своего ребенка опираются на собственный опыт, мнение знакомых и различные всероссийские конкурсы и рейтинги. Например, в Москве по итогам 2016 года одними из лучших признаны школы № 1329, № 57 и школа-интернат им. А.Н. Колмогорова.
Также большое значение имеет процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Как правило, наиболее высокие показатели по этому параметру имеют частные школы. Но из-за большой цены и высоких требований к учащимся позволить такое обучение могут не все.
В России создана Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО), которая определяет уровень образования в школах по многим параметрам. Сюда относятся результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации (ГИА) и промежуточной аттестации учащихся, данные международных сравнительных исследований и аккредитации школ, а также учитываются показатели мониторинговых исследований федерального и регионального уровней.
Московские школы также участвуют в различных международных исследованиях. К примеру, столичные учебные заведения показали блестящие результаты по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). По уровню читательской и математической грамотности столичные школьники находятся в шестерке лучших в мире, а знания 63 процентов учеников сопоставимы с показателями тройки лучших мировых образовательных систем.
Помимо этого, в городе существует множество возможностей для прохождения независимых диагностик, в том числе индивидуально. В Центре независимой диагностики Московского центра качества образования результаты пройденных диагностик получают только учащиеся.
Однако говорить о наличии списка российских школ, где перечислены лучшие и худшие учреждения, пока рано. Работа над созданием единой системы оценки качества образования, которая будет включать результаты межударных и национальных исследований, еще ведется.
С нового учебного года может вступить в силу 12-балльная система оценивания в России
Как утверждают сотрудники Рособрнадзора, данные изменения непосредственно связаны с глобальными образовательными реформами, что прошли по всей территории Российской Федерации. Однако не все согласны с тем, что данные реформы стоить вводить прямо сейчас. По мнению одного из депутатов Госсобрания Якутии Ивана Шамаева, 12-балльная система оценивания в России может лишь навредить как самим ученикам, так и преподавателям. Депутат не исключает того факта, что данная система может быть полезной, однако опасается того, что всё получится гораздо хуже запланированного. Некоторая часть остальных депутатов также поддерживает Шамаева. Чиновники утверждают, что 12-бальная система оценивания может быть применена не должным образом, что кардинально всё лишь испортит.
По мнению министра Российской Федерации Ольги Васильевой, данная система не может быть введена прямо сейчас по ряду причин. Стоит отметить, что на данный момент Рособрнадзор активно занимается этим вопросом и продолжает рассматривать переход на 12-балльную систему оценивания по всей территории России с 5-балльной. Сами ученики и преподаватели находятся в замешательстве и не знают, как будут реагировать на такие изменения в случае вступления реформы в действие. Напомним, что вопрос о переходе на 12-балльную систему оценивания продолжает активно рассматриваться Рособрнадзором. Министр образования Ольга Васильева не оценила такое предложение и твёрдо заявила, что все учебные заведения на территории Российской Федерации продолжат свою работу именно по 5-балльной системе оценивания, как это было многие годы до этого. Также министр образования отказалась комментировать остальные возможные реформы, что непосредственно повлияют на учебный процесс. По её мнению, образование в России находится на стабильном высоком уровне и не нуждается в каких-либо глобальных изменениях.
Эксперты советуют родителям детей и самим ученикам активно следить за состоянием образования и новыми законами. Часть специалистов продолжает придерживаться того мнения, что система образования в России подлежит глобальным реформам, которые непосредственно пойдут ей на пользу. В Министерстве образования продолжают рассматривать и другие нововведения, однако ни одно из них не планируется вводить в ближайшее время.
Как оценивают знания школьников в разных странах мира?
Анна Коледа
Споры по поводу возвращения к пятибалльной системе оценки знаний в нашей стране не утихают. Кто-то говорит, что пяти баллов достаточно, чтобы оценить уровень знаний школьников, а кому-то хочется иметь выбор и вместо 4+ или 5- поставить 8 или 9 баллов соответственно. Но если взглянуть на мир широко открытыми глазами, мы поймем, что выбор шкалы оценки – это вопрос общемировой…
Пятибалльная система
Пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов – это эквивалент нашей единицы:В таком виде пятибалльную систему используют также в Чехии, Австрии, Словакии.
А вот в привычном нам варианте, где пятерка – высший балл, система используется в Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане, Монголии, Парагвае. В качестве минимального проходного в этих странах достаточно набрать 2 балла.
Десятибалльная система
Является самой близкой и понятной для нас. Думаю, не стоит объяснять, что 10 – это круто, а 1 – это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.
А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 – неудовлетворительные оценки.
Двеннадцатибалльная система
Не где-нибудь, а в Украине отличником себя может считать ученик, в дневнике которого превалируют баллы 10, 11 и 12.
Двадцатибалльная система
На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел:
Франция тоже считает, что 20 баллов – это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 – один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.
Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана, Туниса, Мали, Перу, Республики Конго, Чада.
Так что не везде 10 баллов – это оценка успеха.
Стобалльная система
Максимальные 100 баллов (или %, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции. Хотя негласно есть и пятибалльная.
Такая же система характерна для Иордании, Ирака, Сирии, Йемена, Индии, Кубы, Египта. Но в этих странах кардинально отличаются минимальные проходные баллы. Если для Турции и Иордании, например, это 50%, то для Индии – 35%, а Кубы – 70%. В Сирии для всех предметов, кроме родного языка, этот балл составляет 40% (для арабского языка – 50%).
Буквенная система
Такую форму выражения оценки знаний избрали в США. «Оценки» здесь варьируют от А до F:
Кроме того, к буквам могут добавляться знаки «+» или «-». Подобная система характерна также для Норвегии, Швеции, Тайланда, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Монголии, Пакистана, Малайзии, Бразилии, Кении.
Смешанная система оценок
Некоторые страны решили не ограничивать себя и используют и буквы, и цифры.
В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.
Экзамен на получение GCSE (General Certificate of Secondary Education) оценивается буквенно – A*-A-B-C-D-E-F-G. Соответственно, A* – самая высокая оценка, G – самая низкая. А если кто-то увидел букву U (Unclassified), пиши пропало – экзамен не сдан.
A-level оценивается не только буквенно, но и согласно таким понятиям, как:
Таким образом, конечная оценка зависит от того, сколько предметов было включено в A-level. Например, ученик выбирает 2 предмета – при сдаче которых максимум можно заработать 200 баллов. Если 4 предмета, то, соответственно, 400 баллов. Выбрал 6 предметов – 600 баллов. Все просто, казалось бы. Если бы все предметы оценивались одинаково. Но нет, идет еще перераспределение по важности.
Например: ученик проходит обучение по 4 предметам, из которых основной – изучение основ бизнеса. Доля этого предмета в общей оценке составляет 30%, значит за нее максимум можно получить 120 баллов (30% от 400).
В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.
Китай использует смесь букв (от А до F) и процентов (0-100%), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60%.
В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 – Vyborny (отлично); 2 – Chvalitebny (похвально); 3 – Dobry (хорошо); 4 – Dostatecny (достаточно); 5 – Nedostatecny (недостаточно).
В Польше до 1991 года использовали для оценки знаний школьников отметки от 2 до 5. После 1991 года диапазон увеличился, и ученикам может быть выставлена одна из шести отметок:
Новая система оценок
Если смотреть еще шире, то окажется, что в некоторых странах могут по-разному оцениваться знания учеников младшей и старшей школы, различные административные округа могут самостоятельно выбирать свои оценки (как в Канаде).
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК и будь в курсе свежих новостей!