Что означает 12 звезд на флаге адыгов
Адыгский флаг. Откуда он?
Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч из исторической ситуации девятнадцатого века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: «… Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии…».
Нам кажется, будет интересно читателям узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию», которое, вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столько твердой решимости, выраженной народом, защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом».
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объяснения которого мы обратимся к истории.
Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба девятнадцатого века.
Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.
Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия – антропоморфные фигурки- с зооморфными головами.
Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска – символ атыхов, древнейших горных скотоводов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.
Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.
Какое – же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге — напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.
Пятиконечные звездочки – это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.
Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская археологическая культура поздне-средиевековых адыгов) позаимствовали из более глубоких слоев эпохи бронзы этого же памятника.
Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и12 звездами вновь популярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам кажется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знамени. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти предков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.
Нурби ЛОВПАЧЕ,
кандидат исторических наук,
Асфар КУЕК,
кандидат филологических наук,
ведущий научный сотрудник
благотворительного Фонда «Историческая Родина»
Что означает 12 звезд на флаге адыгов
« Декабрь 2021 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации девятнадцатого века.
Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: «…Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов.
Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии…».
Нам кажется, читателям будет интересно узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию», которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени.
Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ? этой огромной массы людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столько твердой решимости, выраженной народом, защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом».
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объяснения которого мы обратимся к истории.
Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «Адыгэ бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба девятнадцатого века.
Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.
Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия – антропоморфные фигурки – с зооморфными головами.
Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска – символ атыхов, древнейших горных скотоводов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» – солнце.
Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.
Какое же отношение имеет сюжет «Адыгэ быракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге – напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.
Пятиконечные звездочки – это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.
Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская археологическая культура поздне-средиевековых адыгов) позаимствовали из более глубоких слоев эпохи бронзы этого же памятника.
Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами вновь популярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам кажется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знамени. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти предков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.
Нурбий ЛОВПАЧЕ, кандидат исторических наук, преподаватель Адыгейского госпединститута.
Асфар КУЕК, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник адыгейского научно-исследовательского института, председатель Правления республиканского благотворительного Фонда «Историческая Родина».
Происхождение черкесского флага
Самир Хотко.
Доктор исторических наук
К тому времени, когда Черкесия оказалась втянута в вековое соперничество держав за Кавказ, она прошла долгий путь социального и политического развития. Черкесию можно с полным на то основанием определить как конфедеративное государственное образование, в котором происходили консолидационные процессы, направленные на формирование национального государства. Отражением этойглавной тенденции в общественной жизни адыгов стало появление общенационального флага.
В исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг независимой Черкесии был изобретен Д. Уркартом (David Urquhart, 1805 — 1877), секретарем британского посольства в Стамбуле, который в этот период начал свою карьеру одного из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Сам Д. Уркарт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему. Знамя в трех экземплярах было прислано Уркартом в Черкесию в июне 1836 г.: «Дауд-бей (мусульманский псевдоним Уркарта, прим. С. Х.) прислал для шапсуг, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный королем черкесам»1. В докладной записке начальника штаба войск Кавказской линии (февраль 1839 г.) отмечается, что «флаг этот называли Делиберти»2. Название «Делиберти», очевидно, восходит к «The Liberty», то есть, «Свобода».
Герб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»).
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что как единственный трехдневный визит Д. Уркарта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись через посредство и в определенной степени руководство полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789 — 1859). По крайней мере, без санкции «посла Черкесии» Д. Уркарт не должен был бы брать на себя столь важное дело. Согласно Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи. Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди 3. Эд. Спенсер сообщал, что первый экземпляр флага был вышит руками черкесской княжны, проживающей в Стамбуле.
Название Санджак-Шериф означает «Священное знамя» или «Знамя пророка» (санджак — тур. знамя, провинция, государство; шериф — араб. знатный, благородный)4. Константин Базили, один из основоположников российской школы востоковедения, писал: «Санджак-Шериф был сперва чалмой одного из магометовых воинов, потом сделался первым знаменем исламизма и халифов; он перешел к турецким султанам вместе с халифатом после завоевания Каира Селимом I. Его выносят обыкновенно в лагерь, когда сам султан или верховный визирь предводительствует армией»5.
Представление данного флага как символа священной, религиозной борьбы сопряжено с идеей газавата (в арабской традиции так именовались сражения и походы с участием пророка Мухаммада): с 20-х годов XIX в. сопротивление царской агрессии считалось черкесами газаватом6. О практике жалования султанского знамени черкесским вождям сообщал в 1812 г. подполковник Буцковский, отметивший, что старший князь Бесленея Мурзабек Каноков имеет «султанское знамя, около коего в военное время собираются все подвластные ему народы»7.
С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага. Исторические генеалогические корни адыгского флага связаны со знаменем вали (старшего князя, пщышхуэ) Кабарды Кучука Джанхотова, на котором изображены «две скрещенные стрелы, обращенные острием верх, и три звезды — символ объединенной Кабарды»8. В свою очередь, флаг Джанхотова восходит к гербу «Кабардинской земли», созданному для «Царского титулярника» 1672 г.9.
Келлогг М. К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814 — 1889). Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкес- ского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г.
Таким образом, составленный западноадыгским князем в Стамбуле (при весьма вероятном участии Д. Уркарта) флаг независимой Черкесии 1836 г. восходит к гербу Кабарды, составленному в Москве в 1672 г. Е. В. Пчелов отмечает, что в отличие от многих гербов «Царского титулярника» «кабардинская эмблема вообще отличается подчеркнуто геральдизированным характером; примечательно наличие в ней центрального щитка (с полумесяцем), имеющего чисто геральдическую форму»10. Данный элемент есть только еще у одного герба этого геральдического свода — у герба «турского салтана». «Сходство геральдических щитков и основных эмблем заставляет думать, — отмечает Е.В. Пчелов, — что прообразом для кабардинского герба послужил турецкий. Основанием для этого было то, что Кабарда, как и Турция, относилась к исламскому миру. А так как она обладала большой самостоятельностью (а не была включена в состав собственно Русского государства, подобно территориям бывших ордынских ханств), то, по сути, представляла собой единственную мусульманскую землю, находившуюся под верховной эгидой русских царей. Это и было отражено в ее гербе»11. Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» — скрещенных стрел — Е. В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”»12.
Родственно и политически связанный13 с кабардинской знатью Сефербей Зан мог использовать местный генеалогический опыт при создании общечеркесского флага. Скрещенные стрелы могут символизировать присягу национального единения. У адыгов существовала традиция принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу. Так, после принесения клятвы и при скреплении договора кабардинцы ломали стрелы и оставляли их в знак нерушимости слова в Татартупе14.
С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он объездил все области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон, чтобы добиться своего назначения в качестве посла, коему поручено будет обеспечить краю помощь зарубежной державы»15.
Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он (Сефербей, прим. С. Х.) имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печатями около 200 горских узденей и начальников»16. Период, когда Сефербей совершил объезд различных районов Черкесии, по всей видимости, относится к лету и осени 1831 г. В это время он упоминается в состав руководителей народного собрания, которое перемещалось из района Майкопа на Большой Зеленчук, с целью консолидировать все население и привести его к присяге17.
Согласно русскому источнику, английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефер-беем, который прибыл в Константинополь в качестве «уполномоченного старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице». Согласно Дж. Бэллу, «лига, послом которой был назначен Сефер-Бей, состояла
из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай»18. Кабардинцы здесь не названы, но они были одной из ведущих сил черкесского сопротивления, поскольку в большом числе (более 60 аулов) мигрировали из подавленной А. П. Ермоловым Кабарды в Западную Черкесию в 1822 — 1825 гг. Упомянутое у Бэлла общество Тебердех («тебердинцы» русских источников) состояло из этих кабардинских хаджиретов. Наиболее крупный абазинский округ Башилбай был представлен в этом отношении (т.е., в наделении полномочиями С. Заноко) не только абазинскими старшинами, но и кабардинскими князьями. Кабардинцы были участниками всех абадзехских собраний.
Поскольку С. Заноко являлся де-факто послом при султанском дворе, то санкционировать он должен был именно такое знамя, которое подчеркивало статус Черкесии как государства в составе Османской империи. Княжеская и старшинская (тфокотльская) элиты воспринимали данный статус как наиболее действенный механизм обеспечения фактической независимости своей родины.
1 Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953. С. 108 — 109.
2 Там же. С. 178.
3 Там же. С. 117, 131.
4 Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар. М., 1947. С. 498.
5 Базили К. Очерки Константинополя. М., 2006. С. 61.
6 Адыгские песни времен Кавказской войны. Нальчик, 2005. С. 77, 311.
7 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 414. Д. 300. Л. 83.
8 Максидов А. А. Знамена кабардинских князей и дворян // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2003. N 5. С. 142. Рис. 4.
9 Пчелов Е. В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI — начала XX века. Нальчик, 2007. С. 49.
10 Там же. С. 51.
11 Там же. С. 51–52.
12 Там же. С. 52.
13 Его отец, основатель города и крепости Анапа Мехмед-
Гирей Зан являлся родным дядей Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды. См.: Кабардино-русские отношения. Т. II. М., 1957. С. 370.
14 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 136.
15 Бэлл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 — 1839 годов. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 174.
16 Шамиль… С. 101.
17 Дело о восстании абазехов и других горских племен // Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 13454. Оп. 6. Д. 42. Л. 79.
18 Бэлл Дж. Дневник… Т. 1. С. 338.
19 Там же. С. 354; Шамиль… С. 136 — 137.