Что означает 12 звезд на флаге адыгов

Адыгский флаг. Откуда он?

Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображе­нием 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч из истори­ческой ситуации девятнадца­того века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюн­хене в 1956 году, пишет: «… Петербургская Конвен­ция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черке­сы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Тур­цию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобили­зацию. Символом черкесского единства служил националь­ный флаг 1830 года зелено­го цвета с тремя скрещен­ными стрелами и 12 звезда­ми по количеству основных племен и округов Объединен­ной Черкесии…».

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов Нам кажется, будет инте­ресно читателям узнать о том, как было встречено зна­мя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание ан­гличанина Эдмунда Спен­сера «Путешествие в Черкесию», которое, вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой стра­нице книги есть цветная ил­люстрация черкесского зна­мени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолеп­ных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужест­венный вождь Херсис Султун-оглу развернул велико­лепное национальное знамя, которое он получил из Стам­була, разрисованное прек­расными руками черкесской княжны, занимавшей высо­кое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого на­ционального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый воз­глас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было такого ве­личайшего выражения энту­зиазма, ни столько твердой решимости, выраженной на­родом, защищать их отече­ство. Их общая опасность пробудила в их душах впер­вые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимо­го элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не вхо­дить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не под­держивать никакие отноше­ния с ними ни под каким предлогом».

Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыг­ских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под зем­лей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объя­снения которого мы обратим­ся к истории.

Знакомство с малоазийскими археологическими ма­териалами эпохи бронзы (вре­мя хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смыс­ловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., ко­торую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как мож­но предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой пе­реработки адыгами герба девятнадцатого века.

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыговСемантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по гори­зонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распростра­нен среди солнцепоклонни­ков всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоу­гольная решетка с тремя вертикальными и горизон­тальными пересечениями.

Двенадцать пилообразных окончаний диагональных ли­ний, проведенных через пе­рекрестия прямоугольной ре­шетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного кален­даря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных ро­зетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окруж­ность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя цент­ральными верховыми «пика­ми», у которых вместо ост­рия – антропоморфные фи­гурки- с зооморфными голо­вами.

Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в се­бе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза май­копских племен. Овал сол­нечного диска – символ атыхов, древнейших горных ско­товодов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.

Двенадцать пик по внеш­ней дуге овала выражают ха­рактер племени ариев (вер­нее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячеле­тии до н. э. на Северный Кавказ.

Какое – же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала сол­нечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по ко­торой оставлены 9 звез­дочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге — напоми­нание о трех языческих бо­жествах и одновременно за­вершение солнечного кален­даря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решет­ки древнего скипетра, в которой прямоугольная, из­начально хаттская мирная земледельческая часть опу­щена, но, напротив, в силу военно-политической ситуа­ции подчеркнута воинствен­ная «арийская» часть и да­же прямолинейно обозначе­на в виде оперений и нако­нечников стрел.

Пятиконечные звездочки – это графическое реше­ние скульптурной формы 12 пикообразных оконча­ний древнего герба.

Остается догадаться о том, как древняя геральди­ка майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии по­пала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в част­ности, иероглифическая над­пись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселе­нии атхов и хаттов с Север­ного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археоло­гия. На речке Хатыпс (пра­вый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, наре­занными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская архео­логическая культура поздне-средиевековых адыгов) по­заимствовали из более глу­боких слоев эпохи бронзы этого же памятника.

Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от обще­национальных до этнических групп. Но, несомненно, са­мым дорогим было и остает­ся первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защища­ли свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. По­этому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тре­мя скрещенными стрелами и12 звездами вновь попу­лярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам ка­жется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знаме­ни. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти пред­ков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.

Нурби ЛОВПАЧЕ,

кандидат исторических наук,

Асфар КУЕК,

кандидат филологических наук,

ведущий науч­ный сотрудник

благотворительного Фонда «Историческая Родина»

Источник

Что означает 12 звезд на флаге адыгов

« Декабрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов

Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации девятнадцатого века.

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов
Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: «…Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов.

Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии…».

Нам кажется, читателям будет интересно узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию», которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени.

Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ? этой огромной массы людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столько твердой решимости, выраженной народом, защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом».

Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объяснения которого мы обратимся к истории.

Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «Адыгэ бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба девятнадцатого века.

Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.

Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия – антропоморфные фигурки – с зооморфными головами.

Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска – символ атыхов, древнейших горных скотоводов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» – солнце.

Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.

Какое же отношение имеет сюжет «Адыгэ быракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге – напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.

Пятиконечные звездочки – это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.

Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская археологическая культура поздне-средиевековых адыгов) позаимствовали из более глубоких слоев эпохи бронзы этого же памятника.

Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. По­этому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами вновь популярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам кажется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знамени. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти предков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.

Нурбий ЛОВПАЧЕ, кандидат исторических наук, преподаватель Адыгейского госпединститута.

Асфар КУЕК, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник адыгейского научно-исследовательского института, председатель Правления республиканского благотворительного Фонда «Историческая Родина».

Источник

Происхождение черкесского флага

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов

Самир Хотко.
Доктор исторических наук

К тому времени, когда Черкесия оказалась втянута в вековое соперничество держав за Кавказ, она прошла долгий путь социального и полити­ческого развития. Черкесию можно с полным на то основанием определить как конфедеративное государственное образование, в котором происходили консолидационные процессы, направленные на форми­рование национального госу­дар­ства. Отражением этойглав­ной тенденции в общест­венной жизни адыгов стало появление общенационального флага.

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов
В исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг независимой Черкесии был изобретен Д. Уркартом (David Urquhart, 1805 — 1877), секретарем британского посольства в Стамбуле, который в этот период начал свою карьеру одного из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Сам Д. Уркарт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему. Знамя в трех экземплярах было прислано Уркартом в Черкесию в июне 1836 г.: «Дауд-бей (мусульманский псев­доним Уркарта, прим. С. Х.) прислал для шапсуг, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный королем черкесам»1. В докладной записке начальника штаба войск Кавказской линии (февраль 1839 г.) отмечается, что «флаг этот называли Делиберти»2. Название «Делиберти», очевидно, восходит к «The Liberty», то есть, «Свобода».

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыговГерб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»).

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что как единственный трехдневный визит Д. Ур­карта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись через посредство и в определенной степени руководство полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789 — 1859). По крайней мере, без санкции «посла Черкесии» Д. Уркарт не должен был бы брать на себя столь важное дело. Согласно Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи. Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди 3. Эд. Спенсер сообщал, что первый экземпляр флага был вышит руками черкесской княжны, проживающей в Стамбуле.

Название Санджак-Шериф означает «Священное знамя» или «Знамя пророка» (санджак — тур. знамя, провинция, государство; шериф — араб. знатный, благородный)4. Константин Базили, один из основоположников российской шко­лы востоковедения, писал: «Сан­джак-Шериф был сперва чалмой одного из магометовых воинов, потом сделался первым знаменем исламизма и халифов; он перешел к турецким султанам вместе с халифатом после завоевания Каира Селимом I. Его выносят обыкновенно в лагерь, когда сам султан или верховный визирь предводительствует армией»5.

Представление данного флага как символа священной, религиозной борьбы сопряжено с идеей газавата (в арабской традиции так именовались сражения и походы с участием пророка Мухаммада): с 20-х годов XIX в. сопротивление царской агрессии считалось черкесами газаватом6. О практике жалования султанского знамени черкесским вождям сообщал в 1812 г. подполковник Буцковский, отметивший, что старший князь Бесленея Мурзабек Каноков имеет «султанское знамя, около коего в военное время собираются все подвластные ему народы»7.

С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага. Исторические генеалогические корни адыгского флага связаны со зна­менем вали (старшего князя, пщы­шхуэ) Кабарды Кучука Джан­хотова, на котором изображены «две скрещенные стрелы, обращенные острием верх, и три звезды — символ объединенной Кабарды»8. В свою очередь, флаг Джанхотова восходит к гербу «Кабардинской земли», созданному для «Царского титулярника» 1672 г.9.

Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть фото Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Смотреть картинку Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Картинка про Что означает 12 звезд на флаге адыгов. Фото Что означает 12 звезд на флаге адыговКеллогг М. К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814 — 1889). Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкес-­ ского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г.

Таким образом, составленный западноадыгским князем в Стамбуле (при весьма вероятном участии Д. Уркарта) флаг независимой Черкесии 1836 г. восходит к гербу Кабарды, со­ставленному в Москве в 1672 г. Е. В. Пчелов отмечает, что в отличие от многих гербов «Царского титулярника» «кабардинская эмблема вообще отличается подчеркнуто геральдизированным характером; примечательно наличие в ней центрального щитка (с полумесяцем), имеющего чисто ге­ральдическую форму»10. Данный элемент есть только еще у одного герба этого геральдического свода — у герба «турского салтана». «Сходство геральдических щитков и основных эмблем заставляет думать, — отмечает Е.В. Пчелов, — что прообразом для кабардинского герба послужил турецкий. Основанием для этого было то, что Кабарда, как и Турция, относилась к исламскому миру. А так как она обладала большой самостоятельностью (а не была включена в состав собственно Русского государства, подобно территориям бывших ордынских ханств), то, по сути, представляла собой единственную мусульманскую землю, находившуюся под верховной эгидой русских царей. Это и было отражено в ее гербе»11. Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» — скрещенных стрел — Е. В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”»12.

Родственно и политически связанный13 с кабардинской знатью Сефербей Зан мог использовать местный генеалогический опыт при создании общечеркесского флага. Скрещенные стрелы могут символизировать присягу национального единения. У адыгов существовала традиция принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу. Так, после принесения клятвы и при скреплении договора кабардинцы ломали стрелы и оставляли их в знак нерушимости слова в Татартупе14.

С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он объездил все области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон, чтобы добиться своего назначения в качестве посла, коему поручено будет обеспечить краю помощь зарубежной державы»15.

Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он (Сефербей, прим. С. Х.) имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печа­тями около 200 горских узде­ней и начальников»16. Период, когда Сефербей совершил объезд различных районов Чер­кесии, по всей видимости, относится к лету и осени 1831 г. В это время он упоминается в состав руководителей народного собрания, которое перемещалось из района Майкопа на Большой Зеленчук, с целью консолидировать все население и привести его к присяге17.

Согласно русскому источ­нику, английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефер-беем, который прибыл в Константинополь в качестве «уполномоченного старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице». Согласно Дж. Бэллу, «лига, послом которой был на­значен Сефер-Бей, состояла

из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай»18. Кабардинцы здесь не названы, но они были одной из ведущих сил черкесского сопротивления, поскольку в большом числе (более 60 аулов) мигрировали из подавленной А. П. Ермоловым Кабарды в Западную Чер­кесию в 1822 — 1825 гг. Упо­мянутое у Бэлла общество Те­бердех («тебердинцы» русских источников) состояло из этих кабардинских хаджиретов. Наиболее крупный аба­зинский округ Башилбай был представлен в этом отношении (т.е., в наделении полномочия­ми С. Заноко) не только абазинскими старшинами, но и кабардинскими князьями. Кабардинцы были участниками всех абадзехских собраний.

Поскольку С. Заноко являлся де-факто послом при султан­ском дворе, то санкционировать он должен был именно такое знамя, которое подчерки­вало статус Черкесии как го­сударства в составе Османской империи. Княжеская и старшинская (тфокотльская) элиты воспринимали данный статус как наи­более действенный механизм обеспечения факти­ческой независимости своей ро­дины.

1 Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953. С. 108 — 109.
2 Там же. С. 178.
3 Там же. С. 117, 131.
4 Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар. М., 1947. С. 498.
5 Базили К. Очерки Константинополя. М., 2006. С. 61.
6 Адыгские песни времен Кавказской войны. Нальчик, 2005. С. 77, 311.
7 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 414. Д. 300. Л. 83.
8 Максидов А. А. Знамена кабардинских князей и дворян // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2003. N 5. С. 142. Рис. 4.
9 Пчелов Е. В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI — начала XX века. Нальчик, 2007. С. 49.
10 Там же. С. 51.
11 Там же. С. 51–52.
12 Там же. С. 52.
13 Его отец, основатель города и крепости Анапа Мехмед-
Гирей Зан являлся родным дядей Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды. См.: Кабардино-русские отношения. Т. II. М., 1957. С. 370.
14 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 136.
15 Бэлл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 — 1839 годов. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 174.
16 Шамиль… С. 101.
17 Дело о восстании абазехов и других горских племен // Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 13454. Оп. 6. Д. 42. Л. 79.
18 Бэлл Дж. Дневник… Т. 1. С. 338.
19 Там же. С. 354; Шамиль… С. 136 — 137.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *