Что означает 3т на остановочном табло
До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
В редакцию «АиФ» пришло сразу несколько писем с претензией: мол, наши скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспресс-маршруты не настолько быстры, чтобы за них переплачивать. Кроме того, разобраться в обилии буквенных символов в обозначении маршрута не всегда легко.
Еженедельник выяснил, по каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
ПО ЗАКОНУ
Не допускается присвоение одинаковых номеров маршрутов в одном городе (населенном пункте), а также прохождение маршрутов пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров с одинаковыми номерами через один и тот же остановочный пункт.
«О» «Б» «А» «Н» «А»
Не стоит удивляться, увидев на табло автобуса букву «У». Обычно она означает, что транспорт едет по укороченному маршруту. Автобусный маршрут с буквой «М», как правило, дублирует часть маршрута ветки метро.
Недавно по Минску начал курсировать новый вид транспорта, которому были присвоены маршруты №43эл и №59эл. В данном случае буквенный символ означает, что по троллейбусному маршруту двигается электробус.
Не исключено, что маршруты могут содержать и другие буквенные индексы. Поэтому во избежание недоразумений стоит уточнить путь следования незнакомого вам маршрута у диспетчера транспортного предприятия, выполняющего перевозку, или непосредственно у водителя.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
На маршрутах со скоростным сообщением должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. Скоростные маршруты обычно связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. На практике они останавливаются в среднем на 2/3 остановок по сравнению с обычными автобусами.
Что касается экспресса, то здесь существуют два варианта. Либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении, либо расстояние между остановочными пунктами должно составлять более 2 км. Именно поэтому стоимость талона на проезд в экспресс-автобусе немного выше.
«Маршрутки» тоже осуществляют экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.
На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями, но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется. Автобусы-экспрессы (кроме «маршруток») останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км. Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.
КСТАТИ
До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
По каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
В редакцию «АиФ» пришло сразу несколько писем с претензией: мол, наши скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспресс-маршруты не настолько быстры, чтобы за них переплачивать. Кроме того, разобраться в обилии буквенных символов в обозначении маршрута не всегда легко.
Еженедельник выяснил, по каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
ПО ЗАКОНУ
Не допускается присвоение одинаковых номеров маршрутов в одном городе (населенном пункте), а также прохождение маршрутов пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров с одинаковыми номерами через один и тот же остановочный пункт.
«О» «Б» «А» «Н» «А»
Не стоит удивляться, увидев на табло автобуса букву «У». Обычно она означает, что транспорт едет по укороченному маршруту. Автобусный маршрут с буквой «М», как правило, дублирует часть маршрута ветки метро.
Недавно по Минску начал курсировать новый вид транспорта, которому были присвоены маршруты №43эл и №59эл. В данном случае буквенный символ означает, что по троллейбусному маршруту двигается электробус.
Не исключено, что маршруты могут содержать и другие буквенные индексы. Поэтому во избежание недоразумений стоит уточнить путь следования незнакомого вам маршрута у диспетчера транспортного предприятия, выполняющего перевозку, или непосредственно у водителя.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
На маршрутах со скоростным сообщением должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. Скоростные маршруты обычно связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. На практике они останавливаются в среднем на 2/3 остановок по сравнению с обычными автобусами.
Что касается экспресса, то здесь существуют два варианта. Либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении, либо расстояние между остановочными пунктами должно составлять более 2 км. Именно поэтому стоимость талона на проезд в экспресс-автобусе немного выше.
«Маршрутки» тоже осуществляют экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.
На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями, но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется. Автобусы-экспрессы (кроме «маршруток») останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км. Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.
КСТАТИ
До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
В редакцию «АиФ» пришло сразу несколько писем с претензией: мол, наши скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспресс-маршруты не настолько быстры, чтобы за них переплачивать. Кроме того, разобраться в обилии буквенных символов в обозначении маршрута не всегда легко.
Еженедельник выяснил, по каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
ПО ЗАКОНУ
Не допускается присвоение одинаковых номеров маршрутов в одном городе (населенном пункте), а также прохождение маршрутов пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров с одинаковыми номерами через один и тот же остановочный пункт.
«О» «Б» «А» «Н» «А»
Не стоит удивляться, увидев на табло автобуса букву «У». Обычно она означает, что транспорт едет по укороченному маршруту. Автобусный маршрут с буквой «М», как правило, дублирует часть маршрута ветки метро.
Недавно по Минску начал курсировать новый вид транспорта, которому были присвоены маршруты №43эл и №59эл. В данном случае буквенный символ означает, что по троллейбусному маршруту двигается электробус.
Не исключено, что маршруты могут содержать и другие буквенные индексы. Поэтому во избежание недоразумений стоит уточнить путь следования незнакомого вам маршрута у диспетчера транспортного предприятия, выполняющего перевозку, или непосредственно у водителя.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
На маршрутах со скоростным сообщением должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. Скоростные маршруты обычно связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. На практике они останавливаются в среднем на 2/3 остановок по сравнению с обычными автобусами.
Что касается экспресса, то здесь существуют два варианта. Либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении, либо расстояние между остановочными пунктами должно составлять более 2 км. Именно поэтому стоимость талона на проезд в экспресс-автобусе немного выше.
«Маршрутки» тоже осуществляют экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.
На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями, но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется. Автобусы-экспрессы (кроме «маршруток») останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км. Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.
КСТАТИ
Как работает табло на остановках: откуда берётся информация?
В настоящее время популярность общественного транспорта растет – все больше людей предпочитают автобусы вместо личных машин. Многие водители знают, как порой сложно найти парковочное место или вернуть свое авто со штрафстоянки. С маршрутным транспортом таких проблем нет, а расписание и прибытие покажет табло умная остановка. Можно свободно передвигаться по городу, информационные системы помогут сориентироваться даже в незнакомом районе.
Сегодня электронные табло устанавливаются почти на всех маршрутах, в первую очередь комплектуются основные направления и рейсы, на которых были проблемы. Компания Итлайн предлагает для решения таких задач оборудование для «умных остановок». Поговорим подробнее об особенностях его работы.
Как укомплектовываются остановки?
Электронные дисплеи помогаю на маршрутах, транспортные табло оповещают пассажиров о времени прибытия, выводят расписание на экран. Каждый пассажир может быстро найти номер своего автобуса и узнать, сколько времени осталось до прибытия. На мониторах выводится направление, обозначается начальная и конечная остановки, например «рынок солнечный – городская больница». Такое оборудование делает пользование общественным транспортом более удобным и комфортабельным.
Полный комплект «умной остановки» включает:
Все оборудование для «умной остановки» обеспечивает полноценное информирование пассажиров о прибытии транспорта. Можно увидеть или прослушать всю информацию и узнать, сколько еще времени осталось на ожидание.
Как работают табло ITLINE?
Читатели на форумах часто спрашивают: «откуда берется информация на электронных табло?», «как она обновляется?» или «откуда такая точность оповещения?». Ответ прост – все оборудование на остановках подключается к системе управления транспортом, который собирает данные от всех автобусов, находящихся на маршруте. На всем транспорте установлены навигационные терминалы, передающие данные о местоположении транспорта на карте. Остановочные табло и оборудование на автобусе не имеют прямой связи, но работают через систему управления транспортом. Вся информация передается в режиме реального времени и постоянно обновляется. Если транспорт встанет из-за пробки или аварии, время на мониторе остановится и будет изменено сразу же после возобновления движения.
Чем полезны «умные остановки»?
Комплектация маршрутов электронными табло Итлайн помогает пассажирам и перевозчикам ежедневно:
Такие остановки можно встретить во многих городах, их устанавливают в рамках программ «Доступная среда» и «Безопасный город». При наличии электронных табло человек сразу узнает, когда прибудет его автобус, не пойдет пешком или не уедет на такси. Несомненно, такие изменения положительно восприняли многие пассажиры.
Мониторинг транспорта помогает пассажирам планировать поездки
Одним из основных критериев качества работы общественного транспорта с точки зрения пассажиров является предсказуемость времени поездки по любому маршруту. Пассажиру важно знать, когда ему следует отправиться в путь, чтобы прибыть в пункт назначения без опоздания. В то же время каждый пассажир хотел бы как можно меньше времени тратить на ожидание транспорта нужного маршрута в начальном пункте своей поездки, то есть выходить на остановочный пункт именно в то время, когда туда прибывает соответствующий автобус, трамвай или троллейбус.
Ещё 20 лет назад пассажиры при планировании поездок на городском транспорте могли ориентироваться только на расписания, вывешенные в бумажном виде непосредственно на остановках. Такой способ информирования пассажиров не позволял организатору перевозок оперативно сообщать об изменениях графиков работы на маршрутах. Даже плановая замена остановочных расписаний, выполняемая перед началом весенне-летнего или осенне-зимнего сезона, занимала несколько дней. Размещение действующих расписаний в сети Интернет (на официальных сайтах предприятий-перевозчиков и на различных справочных порталах) решает проблему оперативности обновления информации, но не гарантирует, что рейс, выбранный пассажиром по расписанию, не будет сорван в день поездки. Такие сведения может предоставить только система мониторинга транспорта.
Мониторинг на каждой остановке
За последние годы диспетчерские службы общественного транспорта большинства крупных российских городов были существенно модернизированы. Информация о фактической работе транспортных средств на маршрутах, собранная с применением бортового навигационного оборудования, стала доступна диспетчерам в режиме реального времени. На основании данных о текущем местоположении транспортного средства можно достаточно точно рассчитать ожидаемое время прибытия на ближайшие остановки. Чтобы предоставить эту информацию ожидающим общественного транспорта пассажирам, в состав внедряемых систем мониторинга включались информационные остановочные табло. Типичным примером такого устройства является «ОРБИТА.НАВИГАТОР-ОС».
Каждая строка текста на остановочном табло соответствует одному ожидаемому прибытию транспортного средства. Необходимый минимум сведений об ожидаемом прибытии – это номер маршрута (с обозначением вида транспорта, если на остановочном пункте могут останавливаться транспортные средства нескольких видов) и время ожидания в минутах. Если ширина табло позволяет вывести ещё какой-то текст, то может отображаться также наименование маршрута или наименование конечного пункта в том направление движения маршрута, которое проходит через данный остановочный пункт. Количество строк текста на табло обычно не превышает четырёх, при этом одна строка занята отображением текущего времени, температуры, рекламной информации или срочных сообщений диспетчера (например, о закрытии движения в каком-либо направлении), то есть табло одновременно сообщает только о трёх прибывающих транспортных средствах (ближайших по времени).
Для остановочных пунктов, через которые проходит 30-40 маршрутов с интервалом не более 10 минут на каждом из них, трёх сообщений недостаточно. Информация о прибытии транспортных средств, работающих на маршрутах с наибольшими интервалами, большую часть времени вообще не отображается, хотя многие пассажиры хотели бы видеть на табло сообщения именно об этих маршрутах (если интервал движения на маршруте 3-4 минуты, то пассажир дождётся ближайшего транспортного средства и без табло). Возможно, производители учтут этот недостаток и выпустят для наиболее посещаемых остановочных пунктов табло с большим количеством строк. Другой путь улучшения читабельности сообщений при большом количестве прибывающих транспортных средств – установка на остановочном пункте нескольких табло с разделением маршрутов между ними.
Информирование с помощью остановочных табло ориентировано на тех пассажиров, кто уже пришёл на остановку. Для многих пассажиров более удобно выяснить предполагаемое время прибытия транспорта нужного маршрута заранее, чтобы не ждать на остановке или, если подходящего по времени рейса нет, спланировать поездку как-то иначе. Современные системы мониторинга транспорта позволяют отобразить всю необходимую информацию на любом устройстве, подключенном к сети Интернет: настольном компьютере, ноутбуке, планшете, смартфоне.
Внедрение систем удалённого информирования пассажиров началось с SMS-сервисов: пассажир отправляет на определённый номер сообщение с номером маршрута и кодом остановочного пункта, с которого планируется поездка (числовой код остановочного пункта необходимо выяснить заранее). В ответном сообщении пассажир получает предполагаемое время ожидания в минутах. Именно так работал, например, SMS-сервис «Где трамвай», запущенный в Екатеринбурге в 2009-м году (когда к системе были подключены другие виды транспорта, сервис был переименован в «Где транспорт»).
Позже разработчики систем мониторинга предложили пассажирам транспортные порталы – сайты, на которых все посетители могут увидеть почти ту же картину, которую видят пользователи диспетчерского программного обеспечения (отключены только ненужные подробности и средства диспетчерского управления). Значки, соответствующие транспортным средствам, отображаются на карте города, и пассажир сам может определить, насколько далеко от выбранного остановочного пункта находится транспортное средство нужного маршрута. Один из примеров – транспортный портал Санкт-Петербурга.
Транспортный портал, как правило, не только предоставляет возможность наблюдать за работой общественного транспорта в реальном времени, но и обеспечивает доступ к другой информации, полезной для пассажиров. На транспортном портале публикуются действующие расписания движения по всем маршрутам, сообщения об изменении порядка обслуживания маршрутов, открытии новых маршрутов и т.п. Некоторые транспортные порталы позволяют подобрать маршрут, когда пассажиру известны только пункт отправления и пункт назначения, при этом возможно планирование поездки с пересадками (правда, не всегда учитываются различия режима обслуживания отдельных маршрутов). Полезной функцией транспортного портала является отображение предполагаемого времени прибытия транспортных средств на выбранный остановочный пункт (для каждого маршрута определяется транспортное средство, которое прибудет на остановочный пункт первым). Например, пассажиры наземного электротранспорта Екатеринбурга могут и посмотреть местоположение всех транспортных средств выбранных маршрутов на карте города,
и выяснить предполагаемое время ожидания на выбранной остановке. При этом транспортные средства также отображаются на карте.
Учитывая опережающий рост количества мобильных устройств по сравнению с количеством настольных компьютеров, разработчики транспортных порталов активно занимаются развитием мобильных версий своих информационных ресурсов. Также существуют мобильные приложения, позволяющие следить за работой общественного транспорта в различных городах – например, «Яндекс.Транспорт».
Возможности мобильных версий транспортных порталов и мобильных приложений, информирующих о работе общественного транспорта, обычно не имеют существенных отличий от возможностей соответствующих транспортных порталов для настольных компьютеров – технические характеристики современных мобильных устройств позволяют отображать участок карты со значками транспортных средств и результаты расчёта времени прибытия в выбранный пункт. Единственное неудобство – малый размер экрана. Многие мобильные устройства содержат навигационный модуль, поэтому мобильные приложения могут отображать на карте не только транспортные средства, но и местоположение самого пользователя приложения, что позволяет, например, облегчить выбор ближайшего остановочного пункта в желаемом направлении.
О точности прогноза
На остановочных табло (а также на транспортных порталах и в мобильных приложениях – при выборе соответствующего остановочного пункта) иногда можно увидеть хаотичное изменение времени ожидания какого-либо маршрута. Например, сначала табло сообщает, что автобус маршрута №64 прибывает через 15 минут, через 2 минуты – что до прибытия осталось 5 минут, а ещё через 3 минуты – что автобус данного маршрута следует ждать через 20 минут, хотя на остановке за всё это время автобус маршрута №64 не появлялся. Если такое поведение системы информирования отмечается не только при сходах транспортных средств с маршрута, то причина в распространённой ошибке разработчиков – расчёте времени достижения заданного пункта как отношения дистанции по трассе маршрута к усреднённой за некоторый период скорости транспортного средства. Остановился автобус на предыдущей остановке или на светофоре – предполагаемое время ожидания выросло, разогнался на перегоне – время уменьшилось. Гораздо более точный прогноз можно получить с использованием расписания движения по маршруту. В расписании зафиксирована эксплуатационная скорость на любом участке маршрута (в виде времени движения от остановки до остановки) – вот на эту скорость и надо ориентироваться. В системах, учитывающих скорость по расписанию при расчёте предполагаемого времени ожидания на остановке, время на табло всегда уменьшается плавно и достигает нуля, когда транспортное средство действительно находится в зоне прямой видимости.
Встречается и другая ошибка – редкое обновление прогноза времени ожидания. В некоторых системах обновление данных на табло происходит только при прохождении транспортным средством одной из предыдущих остановок. При длинном перегоне между остановками иногда можно видеть на табло сообщение о прибытии автобуса через 5-6 минут, хотя на самом деле автобус уже прибыл (перерасчёт данных на сервере системы и передача данных на табло тоже занимают некоторое время). Чтобы не дезинформировать пассажиров, надо время на табло, рассчитанное в минутах, каждую минуту и обновлять – даже если нет новых данных о движении транспортного средства.
Устранение описанных ошибок позволит сделать прогнозирование времени ожидания на остановках более точным, а значит – более полезным для пассажиров.