Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Что происходит с душой после смерти?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Источник

9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего

Дух, душа и тело — творения Божьи. Если тело имеет временную природу, то дух и душа живут вечно. Задача человечества так прожить земную жизнь, соблюдая заповеди Божьи, чтобы после смерти увидеть Царство Небесное.

Поминки на 9 дней после смерти — важный ритуал, помогающий умершему отойти в мир иной, а живым простить и отпустить его.

Где находится душа 9 дней после смерти

По канонам православия душа новопреставленного не сразу отправляется по Божьему предназначению, она 40 дней находится на земле после оставления тела.

В эти дни родные, близкие постоянно молятся за ушедшего в мир иной, по-особому отмечая 3, 9 и 40 день.

Главное разобраться, почему так важны эти дни, чтобы правильно провести поминки на 9 дней после смерти. Девять дней после смерти: смысл поминок состоит в молитвах за умершего перед Богом.

Число 9 является сакральным числом. После смерти тело покоится, укрытое землей, а душа продолжает находиться на земле. Прошло девять дней после похорон, что это значит для души умершего?

Загробная жизнь начинается с первого дня. На третьи сутки душа отходит из дома, отправляется в девятидневное хождение. Шесть дней усопший проходит особый путь, готовясь к личной встрече с Всевышним. На сороковой этот путь заканчивается.

Поминки на 9 дней после смерти помогают новопреставленному с трепетом и страхом оказаться перед престолом Бога — Судьи.

Ангелы в Божьей иерархии имеют свои чины. Именно девятидневное пребывание на посмертном пути заканчивает выбор ангелов-защитников, которые станут адвокатами перед Царем царей на Божьем суде.

Каждый из ангелов будет просить Бога о помиловании, представляя свидетельства праведной жизни ушедшего из жизни человека.

Три дня ангел-хранитель пребывает с душой около живых, а на четверные сутки усопший попадает в рай для знакомства.

Приговор Божьего суда еще не прозвучал, каждый новопреставленный попадает на райские просторы, чтобы отдохнуть от боли, преследовавшей его на земле. Здесь же умершему человеку показываются все его грехи.

Значение 9 дней

На девятый день ангелы приводят новопреставленного к престолу Бога, после разговора с Всевышним Богом душа отправляется в ад.

Это не окончательное Божье решение. Во время адского путешествия начинаются мытарства умершего, которые заключаются в прохождении испытаний. Сложность и глубины их зависят от греховных искушений, которые встретятся почившему во время путешествия по адскому пути. Души умерших, которые во время этого путешествия покажут, что добро побеждает зло, могут рассчитывать на прощение на Божьем суде.

Важность девятого дня после смерти человека — умерший все еще не определен Богом на своем пути. Молитвы, воспоминания родственников и друзей оказывают неоспоримую помощь ушедшему. Их воспоминания о жизни новопреставленного, его добрых делах, прощение обиженных приносят успокоение уходящей душе.

По православным традициям нельзя постоянно лить слезы об умершем человеке, удерживая таким образом его душу на земле. Обретая покой, родные и близкие дарят успокоение ушедшему родственнику, который, уходя, уже не заботится об оставленных им людях.

Проходя дорогой ада, грешники получают возможность раскаяться, молитвы живых оказываются сильной поддержкой для них во время непростого путешествия.

Важно! На девятый день принято заказывать молебен, который заканчивается поминками. Молитвой, звучащие во время поминовения, помогают умершему человеку пройти адские испытания.

Молитвы живых наполнены просьбами присоединить усопшего к ангелам. Если Богу будет угодно, тогда умерший родной человек станет ангелом-хранителем кого-то из близких людей.

Как правильно посчитать 9 дней

При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.

Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней. Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.

Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.

Поминки по традициям православия

Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.

На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.

Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.

Как правильно накрыть стол

Поминальный обед не имеет ничего общего с празднованием. Во время поминовения умершего не может быть веселья, песен или смеха.

Алкогольные напитки, вызывающие неподобное случаю поведение, не рекомендованы церковью.

Пьянство — великий грех, а во время поминок люди молятся о прощении прегрешений живым и мертвым. Предание пьянству во время поминовения девяти дней может нанести вред усопшему.

После молитвы каждый присутствующий на поминальном обеде человек накладывает в свою тарелку кутью, специально приготовленное и освященное в церкви блюдо.

Совет! Бывают такие ситуации, когда нет возможности освятить поминальное блюдо в церкви, тогда можно сбрызнуть его трижды святой водой.

Каждый регион имеет свои традиции приготовления этого блюда. Главными ингредиентами кутьи является мед и зерно:

Изюм, орехи не всегда присутствуют в постной кутье, ведь их символика — благополучная, здоровая жизнь.

Сладости, такие как варенье, мед или сахар, добавляются как символы сладостного райского пребывания.

Не следует превращать поминки в простое поедание пищи. Это время воспоминаний об умершем и утешения близких.

Правила поведения во время поминального обеда

Начинают поминальный обед с первого блюда, как правило, это борщ.

Поминальное меню обязательно содержит кашу, часто это горох, к которому подают рыбу, котлеты или птицу.

Выбор холодных закусок также во власти принимающей стороны.

Из напитков на столах присутствует взвар или компоты. На окончание трапезы подают пирожки со сладкой начинкой или тонкие блины с маком или творогом.

Совет! Не стоит готовить изобилие еды, чтобы не впасть в чревоугодие.

Создавать ритуалы во время принятия поминальной пищи — выдумка людей. Скромная трапеза не является основным событием этого дня. Собравшиеся люди во время приема пищи тихо вспоминают об ушедшем из жизни человеке.

Не рекомендуется говорить об плохих поступках или чертах характера ушедшего. Церковь призывает не заострять внимание присутствующих на том, что усопший был далеко не ангел, чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Любой грех во время проведения поминок на 9 день может навредить усопшему.

Негативизм, высветленный при поминовении, является подталкиванием умершего человека к страшному приговору.

Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, рекомендуется раздать бедным родственникам, нуждающимся соседям или просто нищим.

Важно! Если девятину отмечают в пост, тогда поминальный обед переносят на ближайшие выходные и вносят коррективы в меню. Для людей, не придерживающихся постов, можно мясные блюда заменить рыбными.

Великий пост накладывает особенно строгий запрет на спиртное.

Имеет ли значение вид одежды

При проведении поминального обеда читаются молитвы, поэтому женщины покрывают свои головы платками или шарфами. На 9 день платки черного цвета могут быть только у близких родственников, как знак особой печали.

Мужчины наоборот, снимают головные уборы, предстают перед Богом в молитве с непокрытой головой.

Поведение в церкви

Для православных родственников присутствие на заупокойной службе по случаю девяти дней обязательно.

Все присутствующие в храме люди ставят свечи за упокой умершего по такому распорядку:

Для молитвы за упокой подсвечники, расположенные по левую сторону храма, сделаны в прямоугольной форме в отличие от круглых столов со свечами за здравие.

Свечи, поставленные в храме, символизируют коллективную просьбу, молитву за новопреставленного.

Молясь за упокой души ушедшего в загробный мир, в Небеса посылаются просьбы о великой милости Бога к грешному новопреставленному человеку. Чем больше людей молится о даровании прощения, тем ниже опускается чаша весов с прощением.

Просить можно как Бога, так ангелов, Святых угодников.

Молитва за умерших на 9 день

создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как вести себя на кладбище

Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.

Источник

Что происходит с душой человека через 1, 3, 9 и 40 дней после ухода из жизни?

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Как душа человека прощается с миром живых?

А как душа умершего человека ощущает свой переход в другой мир? Концепции воскрешения придерживаются многие ученые. Они пытаются объяснить не только чей-то посмертный опыт, полученный во время клинической смерти, но и ту тайну, над разгадкой которой бьются лучшие умы человечества на протяжении многих тысячелетий.

Душа — сегодня это уже не только основа религиозных учений или объект слепой веры. Специалисты многих направлений науки всерьез рассуждают о ней и пытаются дать объяснения всем этапам посмертного состояния человека.

Считается, что после ухода из жизни человека, его душа какое-то время остается рядом с телом. И понимает, что происходит в действительности. Видит слезы и стенания близких, чувствует безысходность происходящего.

Поэтому у некоторых народов принято сразу же приступать к похоронам. Если это душа сильного и волевого человека, то в доме могут слышаться странные звуки, хлопки.

Не нужно бояться, так душа пытается подсказать оставшимся, что ее существование продолжается. Она успевает проститься с этим миром и уже готова вновь продолжить свой путь. В течение 40 дней душа находится в тонком ментальном теле, у нее остаются все желания и привычки, но реализовать их она уже не может.

Самые важные дни для души после смерти человека

Некоторые дни после смерти признаны своеобразными этапами, подготавливающими душу умершего к окончательному переходу в иной мир. Именно в это время (3день, 9-й, 40-й) покойного поминают:

Родственники покойного могут посещать его захоронение на протяжении 40 дней. Поправлять венки, подметать опавшие листья. Убирать ничего с могилы нельзя. Можно почтить умершего молчанием, вспомнить все хорошее, связанное с его жизнью. А вот громко рыдать и плакать не стоит. Страдания могут негативно отразиться не только на душе умершего, но и на психике живого человека.

Источник

Что делать 40 дней после смерти человека

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Что такое смерть

Между тем, мнение атеиста, что после жизни людей наступает их полное небытие, не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Но держится лишь на нелепой и слепой вере самого атеиста. Как христианин верит в бессмертие души, точно также атеист, наоборот, верит в ее смертность после гибели тела.

Даже если предположить, что обе эти веры равновероятны по отношению к истине, то такое их соотношение можно наглядно изобразить следующим образом. Перед нами как бы две дороги: указатель одной говорит, если пойдешь этим путем, то обязательно погибнешь (так утверждает атеизм); указатель второй — пойдя этим путем ты, возможно, спасешься и благополучно закончишь свой путь.

Доказательства бессмертия души

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

А вот христианство может указать на тот очевидный факт, что все человечество, причем всегда, за исключением относительно небольшого времени широкого распространения атеизма (двадцатый и начало нашего двадцать первого веков), верило, что душа безсмертна. Правда, эта вера выражалась в разной форме, иногда достаточно далекой от христианства, но она практически всегда существовала.

Нынешняя наука, изучающая мифы, сказки, верования древних, пришла к выводу, что за всем этим стоит какая-то реальность. Очевидно, такая повсеместная вера в посмертное бытие души и говорит о том, что она действительно безсмертна.

Так, к примеру, сам компьютер, бывает, по каким-то причинам разрушается, однако его ПО вполне может существовать и без «железа», но уже на другом носителе. Как видим, очень похоже на человеческую смерть: тело разрушается, а бессмертная душа продолжает существовать в ином мире.

Однако, как учит христианство, участь там каждого из нас бывает различной — в зависимости от веры и нравственных дел самого человека, содеянных во время его земной жизни. Отсюда у православных проистекает та добродетель, которая называется

Память смертная

В отличие от атеиста настоящий христианин не боится смерти, зная, что после нее следует иная жизнь. Но он боится суда Божия за свои земные дела. Поэтому старается жить благочестиво, по заповедям Божиим, в любви к ближнему, творя добрые дела милосердия.

К этому его и понуждает эта добродетель, называемая память смертная, т.е. постоянная память о том, что рано или поздно, может быть даже в сей день, он умрет, и со своими добрыми и злыми делами предстанет на суд Божий. Что и заставляет его творить добро, избегая греховных дел. Как говорили святые отцы:

Иное дело атеист, который, как уже было сказано выше, безумно боится смерти, которая ведь все равно когда-то, да наступит. Но при этом, не веря в загробное мздовоздаяние, он не боится творить зло, причем зачастую, даже самые отъявленные и отвратительные грехи. При этом всячески попирая и уязвляя ближнего.

Сравним одно с другим и подумаем – что же лучше?!

Что происходит с душой после смерти

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Что означает 1-й, 3-й, 9-й и 40-й дни и как их проводить правильно

Сразу же после нее, в 1-й же день душа любого умершего человека испытывает облегчение, освободившись от уз плоти. Особенно если этому, как сие часто бывает, предшествовала более или менее продолжительная болезнь. Но затем иной бывает ощущение души истинного христианина, который радостно убеждается в справедливости своей веры и имеет упование на спасение по милости Божией.

3-й день

Впрочем, и того, и другого в этот день и впоследствии в определенной степени могут поддержать заупокойные, как личные, так и церковные, молитвы родственников за них. Эти молитвы особо важны в 3-й день, когда душа покойного впервые предстоит престолу Божию, и когда ей показывается рай и ад… Поэтому в сей день обычно совершается христианское отпевание покойника и его погребение.

9-й день

В 9-й же день по смерти панихида совершается для того, чтобы душа умершего была причислена к девяти чинам ангельским.

40-й день

Самый важный, однако, это 40-й день по смерти. До этого или в этот день (тут есть разные мнения разных богословов) душа проходит, т.е. испытывается на различных мытарствах. Где на весах правосудия Божия взвешиваются ее добродетели и грехи – что перевесит?! Перевесят первые – пойдет в рай; перевесят вторые – пойдет в ад! И в этот сороковой день она снова предстоит престолу Божию, где слышит свой последний приговор.

Это самый главный день в бытии каждого человека. Поэтому так важно в оный поддержать душу умершего церковной молитвой – панихидой. Ее следует совершать именно в этот день или, если обстоятельства не позволяют сделать так, то на день раньше. Позже этого дня будет простоя панихида, а не на 40-й день, поскольку суд Божий уже совершился. Это же относится и к поминальному обеду, о котором более подробно будет сказано несколько ниже.

Что говорят в поминальные дни

В дни, когда мы поминаем наших ушедших близких принято вспоминать все то доброе и хорошее, что сделал этот человек в своей жизни. Можно рассказать о положительных качествах души умершего, о его помощи окружающим. Конечно же необходимо выразить соболезнование близким родственникам, понесшим невосполнимую утрату.

Как правильно высчитать сороковой день?

Первым считается сам день смерти (до 12 астрономических часов ночи), а затем уже считают остальное. Например, если человек умер 3 марта, то 3-й день будет 5-го марта; 9-й – 11-го марта, а 40-й — 11 апреля.

Что делать родственникам на 40-й дней после смерти близкого человека

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Что же должны делать родственники в продолжении этих сорока дней и, особенно, на сороковой? Как уже было сказано, совершать за покойного церковные и личные заупокойные молитвы. А именно: подавать записки на заупокойные литургии; панихиды; парастасы. Хорошо также до погребения вычитать за покойного Псалтирь. Которая имеет заклинательную силу, т.е. прогоняет от души усопшего бесов. Обычно для этого нанимают опытного церковного чтеца.

Но наиболее сильным является поминовение именно на литургии. Поскольку частичка просфоры, вынутая с именем покойного, затем омывается Кровью Христовой, коей омывается и грехи умершего. Поэтому желательно в 40-й день заказать за него заупокойную литургию, а затем уже отслужить и панихиду.

Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Смотреть картинку Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Картинка про Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего. Фото Что означает 9 дней и 40 дней для усопшего

Причем, родственники могут заказать и отстоять Божественную литургию в храме, а панихиду уже отслужить на могиле умершего. Так довольно часто и делают.

Как устроить поминальный обед

В этот день родственники и близкие покойного обычно устраивают в память его обед. Следует сказать, что это другой род (наряду с молитвой) служения душе умершего, а именно – милостыня за него. Только тут надобно соблюдать некоторые простейшие правила.

Во-первых, такой обед должен проходить благочинно, без чересчур горячительных напитков и неприличного глупого смеха, который обычно бывает после неумеренного их употребления. Во-вторых, время от времени родственникам следует поминать и призывать других обедающих поминать за упокой умершего, а также просить их молитв за него и в дальнейшем. Тогда такой поминальный обед пойдет ему в пользу.

В-третьих, милостыня не должна ограничиться только этим обедом. По возможности следует подавать нищим какую-то копеечку со словами: «За упокой раба Божия (имя)», — тогда эта милостыня вменится в добродетель и покойному, и тому, кто ее подал.

Некоторые задаются вопросом, что можно приготовить на поминальный обед? Ответ очень простой — можно приготовить любые блюда, каких-то ограничений на трапезу нет. Но существует традиция подавать на стол именно те кушанья, которые любил при жизни усопший или усопшая.

Если поминание выпадает на постный день по православному календарю, то лучше воздержаться от мясных блюд, заменив их рыбой, крупами, овощами и фруктами.

Краткая и полная молитва за умершего на 40-й день

Следует помнить, что человек переходит в иной мир с тем багажом добродетелей и грехов, которые он содеял при жизни. По смерти он, как правило, ничего к этому багажу добавить не может, ибо уже не может творить добро или зло (за редким исключением последующих грехов).

Зато вот родственники могут творить в его память молитвы и добрые дела. И все это кладется на ту чашу весов правосудия Божия, где лежит добро самого умершего. И эта чаша по их усердию может перевесить. И тот, кто в 1-й день по смерти был бы осужден на ад, на сороковой, благодаря этим молитвам и милостыням родственников да близких, бывает сподобляется рая.

И даже если грехи наших близких столь тяжки, что мы не можем их вымолить, то и в этом случае их адское наказание, по нашим молитвам и милостыням, будет меньше. И если не удалось вымолить за сорок дней, то, возможно, удастся вымолить за всю оставшуюся нашу жизнь, в течение которой, по возможности, и надобно за них молиться!

Постоянная личная молитва за наших умерших близких должна быть такой:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».

Можно читать более пространную молитву о усопшем в 40-й день:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

В этот сорокой день желательно по возможности постоянно молиться этой молитвой за покойного, при этом избегая всяких суетных дел и ненужных пересудов, которые только отвлекают от молитвы. Ну и, конечно, совсем неприличен, как уже было сказано, глупый пьяный смех, а также раздражение, гнев, брань родственников, которые, бывает, обделены наследством умершего. Все это, безусловно, оскорбляет его память!

Приснился умерший сродник: что это значит?

Обычно к суевериям на этой почве относятся и сны с участием покойного, особенно в 40-й день. Следует заметить, что наши сны бывают по трем причинам: от Бога; от бесов и от плоти. Первые бывают редко и по особым поводам; вторые – чаще, третьи еще чаще. Так что обычно такой сон или от бесов, или от плоти. Поэтому верить этим снам, и, особенно, пугаться из-за них не следует. Вообще, любым нашим снам следует не верить, ибо такая вера чаще всего есть, как уже было сказано, обычное суеверие!

Если же сон от Бога, то Он за это наше разумное неверие не обидится, но, наоборот, похвалит нас. И если Ему угодно как-то вразумить нас таким сном, то Он его повторит второй и даже третий раз. Вот тут-то надобно уже задуматься, обратиться за советом к священнику или старцу: что означает этот сон? Иногда сны действительно бывают вещие, в частности, когда наш родственник из того мира в чем-то хочет нас предупредить и от чего-то предостеречь. Но тут уже, как было сказано, необходим совет человека духовного.

Что же дальше?

Итак, читающий сие может легко понять, сколь полезна для христианина при жизни память смертная, избавляющая его от страха смерти. Зато дающая надежду будущей вечной жизни и заставляющая трудиться здесь на земле ради стяжания ее в Царстве Божием. И сколь вредна для атеиста его безосновательная вера в смертность души, лишающая его надежды на будущее пакибытие и всегда, в течение всей его земной жизни держащая под убийственным прицелом нелепого страха смерти.

Но и после своей кончины их участь тем более иная. Христианин идет в будущую жизнь с истинной, православной верой и многими добрыми делами, которые он содеял, а атеист, как правило, всего этого начисто лишен. Более того, христианин имеет таких же верующих родственников и близких, которые поминают его вышеуказанным образом, восполняя его недостоинство и замаливая грехи.

А атеисту лишь можно пожелать, чтобы по милости Божией у него были такие родственники! Но и тогда его участь будет, скорее всего, печальна.

Так что же изберем?!

Протоиерей Георгий Городенцев

Заупокойные молитвы

Молитва об упокоении отца

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.

Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с роди́вшим и воспита́вшим мя́ роди́телем мои́м (и́мя), ду́шу же его́, я́ко отше́дшую к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.

Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъя́т бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от него́ ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пшаго незабве́ннаго для мене́ раба́ Твоего́ роди́теля моего́ (и́мя), но отпусти́ ему́ вся́ согреше́ния его́ во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́м в житии́ его́ зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй его́ и ве́чныя му́ки изба́ви.

Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пшем роди́теле мое́м в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши его́ в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.

Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о ра́бе Твое́м (и́мя) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й ему́ воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научи́вшему мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение его́ о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́м о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́м испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й ему́ Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостьми в ве́чном Ца́рствии Твое́м.

Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва об усопшей матери

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.

Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с роди́вшей и воспита́вшей мя́ ма́терию мое́ю (и́мя), ду́шу же ея́, я́ко отше́дшую к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.

Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъята бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от нея́ ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пшую незабвенную для мене́ рабу́ Твою́, ма́терь мою́ (и́мя), но отпусти́ е́й вся́ согреше́ния ея́ во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная е́ю в житии́ ея́ зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй ю́ и ве́чныя му́ки изба́ви.

Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усопшей ма́тери моея́ в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши ю́ в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.

Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о ра́бе Твое́й (и́мя) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й е́й воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившей мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение ея́ о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя е́ю о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, е́ю испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й е́й Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.

Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва детей об усопших родителях

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.

Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с родившими и воспитавшими мя́ роди́телями мои́ми (имена́ и́х), души́ же и́х, я́ко отшедшие к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.

Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъяты бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от ни́х ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пших незабвенных для мене́ ра́б Твои́х, роди́телей мои́х (имена́), но отпусти́ и́м вся́ согреше́ния и́х во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́ми в житии́ и́х зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй и́х и ве́чныя му́ки изба́ви.

Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пших роди́телях мои́х в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши и́х в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.

Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о раба́х Твои́х (имена́) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й и́м воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившим мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение и́х о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́ми о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́ми испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й и́м Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.

Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вдовца об умершей жене

Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! В сокруше́нии и умиле́нии се́рдца моего́ молю́ся Тебе́: упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшия рабы́ Твоея́ (и́мя), в Небе́снем Ца́рствии Твое́м. Влады́ко Вседержи́телю! Ты́ благослови́л еси́ супружеский сою́з му́жа и жены́, егда́ ре́кл еси́: не добро́ бы́ти челове́ку еди́ному, сотвори́м ему́ помо́щника по нему́. Ты́ освяти́л еси́ сою́з се́й во о́браз духо́внаго сою́за Христа́ с Це́рковию. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко ты́ благослови́л еси́ сочета́ти и мене́ си́м святы́м сою́зом с еди́ною из рабынь Твои́х. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти у мене́ сию́ рабу́ Твою́, ю́же да́л еси́ мне́, я́ко помо́щницу и сопутницу жи́зни моея́. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею, и молю́ся Ти́ от всего́ се́рдца моего́, приими́ моле́ние мое́ сие́ о ра́бе Твое́й (и́мя), и прости́ е́й, а́ще согреши́ сло́вом, де́лом, помышле́нием, ве́дением и неве́дением; а́ще земно́е возлюби́ па́че небе́снаго; а́ще о оде́жде и украше́нии те́ла своего́ печеся па́че, не́же о просвеще́нии одея́ния души́ своея́; или́ а́ще небреже о ча́дех свои́х; а́ще преогорчи́ кого́ сло́вом или́ де́лом; а́ще поропта в се́рдце свое́м на бли́жняго своего́ или́ осуди́ кого́ или́ и́но что́ от таковы́х злы́х соде́ла. Вся́ сия́ прости́ е́й, я́ко благи́й и человеколюби́вый: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т. Не вни́ди в су́д с рабо́ю Твое́ю, я́ко созда́нием Твои́м, не осуди́ ю́ по грехо́м ея́ на ве́чныя му́ки, но пощади́ и поми́луй по вели́цей ми́лости Твое́й. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, си́л да́руй ми́ по вся́ дни́ жи́зни моея́ не преставая моли́тися о усопшей ра́бе Твое́й, и да́же до кончи́ны живота́ моего́ проси́ти е́й у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния согреше́ний ея́. Да я́ко же Ты́, Бо́же, положи́л еси́ на главу́ ея́ вене́ц от ка́мене честна́, венча́я ю́ зде́ на земли́; та́ко увенча́й ю́ ве́чною Твое́ю сла́вою в Небе́снем Ца́рствии Твое́м, со все́ми святы́ми, та́мо ликующими, да вку́пе с ни́ми ве́чно воспева́ет всесвято́е и́мя Твое́ с Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Молитва вдовы за умершего мужа

Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! Ты́ пла́чущих утеше́ние, си́рых и вдови́ц заступле́ние. Ты́ ре́кл еси́: призови́ Мя́ в де́нь ско́рби твоея́, и изму́ тя́. Во дни́ ско́рби своея́ прибега́ю к Тебе́ а́з и молю́ся Ти́: не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и услы́ши моле́ние мое́, приноси́мое Тебе́ со слеза́ми. Ты́, Го́споди Влады́ко вся́ческих, благоволи́л еси́ сочета́ти мя́ с еди́ным из рабо́в Твои́х, во е́же бы́ти на́м еди́но те́ло и еди́н ду́х; Ты́ да́л еси́ мне́ сего́ раба́, я́ко сожи́теля и защи́тника. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти от мене́ сего́ раба́ Твоего́ и оста́вити мя́ еди́ну. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею и к Тебе́ прибега́ю во дни́ ско́рби моея́: утоли́ печа́ль мою́ о разлуче́нии с рабо́м Твои́м, друго́м мои́м. А́ще отъя́л еси́ его́ от мене́, не отыми́ от мене́ Своея́ ми́лости. Я́ко же не́когда прия́л еси́ вдови́цы две́ ле́пты, та́ко приими́ и сие́ моле́ние мое́. Помяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (и́мя), прости́ ему́ все́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, а́ще сло́вом, а́ще де́лом, а́ще ве́дением и неве́дением, не погуби́ его́ со беззако́ньми его́ и не преда́ждь ве́чной му́ке, но по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х осла́би и прости́ вся́ согреше́ния его́ и вчини́ его́ со святы́ми Твои́ми, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, да́руй ми́ во вся́ дни́ жи́зни моея́ не престава́ти моли́тися о усо́пшем ра́бе Твое́м, и да́же до исхо́да моего́ проси́ти у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния все́х согреше́ний его́ и вселе́ния его́ в Небе́сныя оби́тели, я́же еси́ угото́вал лю́бящим Тя́. Я́ко а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да; те́м же ве́ру его́, я́же в Тя́, вме́сто де́л ему́ вмени́: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, Ты́ еди́н кроме́ греха́, и пра́вда Твоя́ – пра́вда во ве́ки. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты́ услы́шиши моле́ние мое́ и не отврати́ши лица́ Твоего́ от мене́. Ви́дя вдови́цу, зе́льне пла́чущу, умилосе́рдився, сы́на ея́, на погребе́ние несо́ма, воскреси́л еси́: та́ко умилосе́рдився, утиши́ и ско́рбь мою́. Я́ко же отве́рзл еси́ рабу́ Твоему́ Фео́филу, отше́дшему к Тебе́, две́ри милосе́рдия Твоего́ и прости́л еси́ ему́ прегреше́ния его́ по моли́твам Святы́я Це́ркве Твоея́, вне́мля моли́твам и милостыням супру́ги его́: си́це и а́з молю́ Тя́, приими́ мое́ моле́ние о ра́бе Твое́м и введи́ его́ в жи́знь ве́чную. Я́ко Ты́ еси́ упова́ние на́ше. Ты́ еси́ Бо́г, е́же ми́ловати и спаса́ти, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Молитва родителей о упокоении сына, или дочери

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, Влады́ко живота́ и сме́рти, Уте́шителю скорбя́щих! С сокруше́нным и умиле́нным се́рдцем прибега́ю к Тебе́ и молю́ся Ти́: помяни́. Го́споди, во Ца́рствии Твое́м усо́пшаго раба́ Твоего́ (рабу́ твою́), ча́до мое́ (и́мя), и сотвори́ ему́ (е́й) ве́чную па́мять. Ты́, Влады́ко живота́ и сме́рти, дарова́л еси́ мне́ ча́до сие́. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися и отъя́ти е́ у мене́. Бу́ди благослове́нно и́мя Твое́, Го́споди. Молю́ Тя́, Судие́ не́ба и земли́, безконе́чною любо́вию Твое́ю к на́м, гре́шным, прости́ усо́пшему ча́ду моему́ вся́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением. Прости́, Ми́лостиве, и на́ша родительская согреше́ния, да не пребу́дут они́ на ча́дех на́ших: ве́м, я́ко мно́жицею согреши́хом пред Тобо́ю, мно́жицею не соблюдо́хом, не сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ на́м. А́ще же усопшее ча́до на́ше, на́шея или́ своея́ ра́ди вины́, бя́ше в житии́ се́м, рабо́тая ми́ру и пло́ти своея́, и не па́че Тебе́, Го́споду и Бо́гу своему́: а́ще возлюби́ пре́лести ми́ра сего́, а не па́че Сло́во Твое́ и за́поведи Твоя́, а́ще преда́вшеся сласте́м жите́йским, а не па́че сокруше́нию о гресе́х свои́х, и в невоздержа́нии бде́ние, по́ст и моли́тву забве́нию преда́вше – молю́ Тя́ усе́рдно, прости́, преблаги́й О́тче, ча́ду моему́ вся́ таковы́я прегреше́ния его́, прости́ и осла́би, а́ще и и́но зло́е сотвори́ в житии́ се́м. Христе́ Иису́се! Ты́ воскреси́л еси́ дще́рь Иаи́ра по ве́ре и моли́тве отца́ ея́. Ты́ исцели́л еси́ дще́рь жены́-хананеянки по ве́ре и проше́нию ма́тери ея́: услы́ши у́бо и моли́тву мою́, не пре́зри и моле́ния моего́ о ча́де мое́м. Прости́, Го́споди, прости́ вся́ согреше́ния его́ и, прости́в и очи́стив ду́шу его́, изми́ му́ки ве́чныя и всели́ со все́ми святы́ми Твои́ми, от ве́ка благоугоди́вшими Тебе́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, но Ты́ Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́: да егда́ и́маши суди́ти ми́рови, услы́шит ча́до мое́ превожделе́нный гла́с Тво́й: прииди́те, благословенные Отца́ Моего́, и насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Я́ко Ты́ еси́ Оте́ц ми́лостей и щедро́т. Ты́ живо́т и воскреше́ние на́ше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *