Что означает аккорд в скобках
Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.
Схема с обозначениями
На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.
Подробное описание схемы
Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.
Что обозначает сетка аппликатуры?
Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.
Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.
Номера пальцев левой руки
Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.
В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.
Обозначение верхнего порожка на сетке
Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.
Буква обозначающая аккорд
Точки на сетке
Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.
Точки за сеткой аппликатуры
«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.
Цифры на точках
Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.
Буквы на точках
Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.
Что означает символ «X»
Обозначение баррэ
Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.
Номера ладов
Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.
Примеры популярных аккордов
Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.
Что означает аккорд в скобках
Табулатура состоит из горизонтальных линеек, количество которых, как правило, равно количеству струн и вертикальных, которые разделяют композицию на такты. Каждая горизонтальная линейка соответствует струне гитары, начиная с самой тонкой и заканчивая самой толстой, если читать табулатуру сверху вниз.
Количество линеек может не совпадать с количеством струн, напимер при записи табулатуры соло партии можно встретить сокращенную запись табулатуры, в которой указаны только те струны, которые участвуют в партии.
Цифра на горизонтальной линейке обозначает номер лада, на котором нужно прижать струну. Если указана цифра 0, то играет открытая струна. Необязательные ноты, то есть ноты которые можно не играть указываются в скобках. Пример табулатуры (припев песни «Город Золотой»):
Если несколько цифр стоят вертикально на одной линии, значит эти звуки нужно извлекать одновременно. Например аккорд Ля минор (Am) выглядит так:
Обратите внимание на знак X на 6-ой струне, этот знак указывает, что струна звучать не должна.
Обозначения приемов игры, применяемые при записи в табулатур.
Глисандо или скольжение обозначается знаками \ и / между двух цифр (нисходящее и восходящее глиссандо соответственно), что указывает на скольжение по струне от лада, на который указывает первая цифра до лада, на который указывает вторая:
В этом примере применяется скольжение по первой струне сначала с третьего лада на пятый, а затем с пятого на второй.
Легатто обозначается знаками p и h (нисходящее (pull off) и восходящее (hammer on) легатто соответственно), которые указываются между двух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а последующий звук извлекается пальцем левой. Краткий пример (сначала восходящее, потом нисходящее легатто):
Вибрато обозначается знаком
который ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.
Бэнд или подтяжка струны обозначается знаком ^ между двух нот, при этом звук повышается с первой до второй ноты. Как правило, этот метод применяется при игре на электрогитаре.
Что означает число в скобках в названии аккорда? Пример: B (7) # 9b9
Испытания реверсора тяги Boeing 767-400.
Что означает число в скобках в названии аккорда? Вот несколько примеров, которые я нашел: B (7) # 9b9 no 5, Ab (7) # 9 # 11 no R, A (7) b9sus no b7.
Для контекста я нашел их в этой статье Джеймса Хобера, начиная со страницы 6: 43 качества четырех нот.
Однако Джеймс Хобер использует некоторые необычные обозначения. Это следствие того, что он пытается изобразить какие-то необычные аккорды или голоса аккордов.
Почему же тогда он перечисляет 7 в скобках, когда также говорит, что они опущены? Возможно, это потому, что он истолковал, что дополнительные ноты расширения аккорда следует рассматривать как расширения доминантного аккорда, и, возможно, также, что вызов большинства из них добавленных тонов был бы совершенно неортодоксальным.
Таким образом, заключенные в скобки семерки, которые вы видите в списке Джеймса Хобера, являются просто признаком того, что аккорд можно рассматривать как доминирующий аккорд, но в нем отсутствует доминирующий септаккорд.
Число в круглых скобках строго не приравнивается к Доминирующий Семь как таковой. Когда музыка написана от руки, скобки используются только для того, чтобы сделать группы нот и «изменения» более понятными для читателя, так что это вопрос предпочтений. В отличие от информатики, где синтаксис не подлежит обсуждению, в музыке есть много способов передать формальные концепции, особенно когда речь идет о теории музыки и чередованиях аккордов.
Однако в музыке существует общепринятое соглашение, что если вы просто перечисляете 7, вы подразумеваете доминирующую семерку (плоская 7). Вам нужно будет указать «Major 7», или «Maj7», или «M7», или обозначение Aebersold в виде треугольника, используемое в самой статье, в зависимости от ваших предпочтений в обозначениях, чтобы получить неизменный «Major 7».
Итак, чтобы использовать ваш первый пример:
Это си-мажор, доминанта 7, диез 9, бемоль 9 и пропущенная 5-я.
Я бы лично так написал (на компе)
Причина для скобок явно состоит в том, чтобы обозначить варианты (ad libitum), которые не проходят через всю меру:
Так что да, есть определенный Система, но может быть, немногие действительно ее понимают. Вы можете сделать это для любого модификатора, чтобы обозначить модификацию, которая зависит от мелодической структуры партии, которую вы хотите связать с аккордом, поэтому вместо записи:
вы просто доверяете опыту музыкантов (и, возможно, уже приведенным ниже мелодическим нотам) и просто пишете:
на самом деле будет означать: если кто-то наполняет его струнами на клавиатуре, пожалуйста, заполните c-e-g-b ♭ для всего такта.
Я считаю, что это доминирующий аккорд с его изменениями. Доминирующий означает, что 7-я степень плоская.
Песня авторская и не только
Нотация аккомпанемента
Аккомпанемент песни записывается над соответствующими строками текста. Вступления, длинные проигрыши и заключения, как правило, выписываются отдельными строками. Иногда гитарная партия и текст разбиваются на такты вертикальными чертами. Нотные (и аккордовые) строки, записанные без промежутков одна под другой, звучат одновременно, т.е. запись
Ноты обозначаются латинскими буквами:
означает, что ноты ми и фа диез берутся на первой струне, а си и ре — на второй.
Если цифра перед нотой отсутствует и предыдущей ноты в строке нет, то струна выбирается на усмотрение играющего.
Длительность звучания нот явно не указывается, однако нота всегда прерывается в момент появления другой ноты в той же строчке, а также при смене аккордов.
Остальные цифровые обозначения указывают, какие ступени добавлены к аккорду:
6- | — малая секста (8 полутонов); |
6 | — большая секста (9 полутонов); |
7 | — малая септима (10 полутонов); |
7+ | — большая септима (11 полутонов); |
9- | — малая нона (13 полутонов); |
9 | — большая нона (14 полутонов); |
9+ | — увеличенная нона (15 полутонов); |
11 | — чистая ундецима (17 полутонов); |
13 | — большая терцдецима (21 полутон). |
Если к аккорду добавлено несколько ступеней, то они разделяются косой чертой. Например, Cm7/9 обозначает аккорд до минор, с добавленными к нему малой септимой и ноной.
Важно: числа 9, 11, 13 не обозначают соответственно нонаккорд, ундецимаккорд и тердецимаккорд. Они обозначают только соотвествующие ступени. Таким образом, C9 — не нонаккорд от ноты до (который будет обозначен С7/9 ), а аккорд до мажор с добавленной к нему ноной (т.е. септима в этом аккорде отстутствует). Цифра 6 обозначает не секстаккорд (т.е. обращение трезвучия), а трезвучие с добавленной секстой.
Примеры обозначений с расшифровкой звукового состава:
В вышеприведенном примере подразумевается, что финальный аккорд Am звучит со своим основным басом — .
Римскими цифрами в скобках после аккорда может быть указана позиция, в которой берется данный аккорд (т.е. лад, на котором стоит указательный палец). Например, Am6(IV) обозначает аккорд ля минор с добавленной секстой, берущийся на 4-м ладу.
Стрелка « → » в нотной или аккордовой строке обозначет глиссандо между нотами или аккордами. Примеры:
Изогнутая вниз горизонтальная линия «» аналогична лиге в нотной записи: если она соединяет различные ноты или аккорды, то обозначает восходящее либо нисходящее легато (pull off / hammer on), если же она соединяет одинаковые аккорды либо ноты, то обозначает слияние двух звуков в один.
Ниже, под текстом песни, размещаются аппликатуры аккордов, используемых в произведении. Рисунки аппликатур ориентированы так, что сверху находится 1-я (самая тонкая) струна, а снизу — 6-я, а номера ладов возрастают слева направо. Как правило, в отсутствие неоднозначностей, не приводятся аппликатуры, представленные в этой и этой таблицах. Также не расшифровываются аппликатуры, отличающиеся от уже известных только басовой нотой.
Для некоторых песен аппликатуры указаны прямо в тексте, над обозначениями аккордов. В таких, надстрочных обозначениях обычно приводятся все аппликатуры — в том числе стандартные и типовые, а также аппликатуры аккордов с замененным басом и добавленными нотами.
Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.
Как читать цифровки и аккорды
Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.
В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.
Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.
Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля — мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B — си, С — до и т. д.
Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.
Сразу обратите внимание, что нота B — это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.
Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.
Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор». Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.
Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.
Например, Cm-5 или Сm♭5
Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.
Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.
Для их обозначения используются сокращения «add» — добавленая или «sus» — задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.
Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:
обозначается как С add♯11
Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:
Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.
Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.
Минорные септаккорды обозначаются как m7
Малый мажорный септаккорд просто 7
Уменьшенный dim или o — например, С♯0
Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.
Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.
Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 — причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:
Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9
Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.
Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.
Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.
При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 — это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.
Последнее обозначение — это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений — например С7/B♭ и политональных аккордов — A/B.
Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.
Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.
Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье
Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды
Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
В данном курсе 12 уроков, которые проведут Вас от основ и базовых правил до редких вариантов обозначения, с которыми Вы можете встретиться в своей практике.
Урок 2 — Большие буквы
В этом уроке рассматривается строение мажорных трезвучий и правила использования больших букв для обозначения аккордов.