Что означает аппарат президента
Сведения об Администрации Президента
Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.
Подробнее
Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.
Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.
Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.
Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.
В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.
Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.
Непосредственно управляет работой Администрации её глава – Руководитель Администрации.
Администрация Президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.
Аппарат Президента России
Смотреть что такое «Аппарат Президента России» в других словарях:
Администрация президента России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Администрация Президента России — Старая площадь, д. 4 здание Администрации Президента, бывшее здание ЦК КПСС Содержание … Википедия
Аппарат правительства Российской Федерации и его функции — Аппарат правительства Российской Федерации является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности правительства и председателя правительства, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых … Энциклопедия ньюсмейкеров
Аппарат Правительства Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора
Отделы Администрации Президента Российской Федерации — В статье представлен список отделов – самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и их начальников. В качестве самостоятельных подразделений в структуру Администрации Президента входили: отдел Президента Российской … Википедия
Отделы администрации президента Российской Федерации — В статье представлен список отделов самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и их начальников. В качестве самостоятельных подразделений в структуру Администрации Президента входили: отдел Президента… … Википедия
2005 год в России — 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Содержание 1 Июнь 2 Июль 3 Август … Википедия
Разгон Верховного Совета России — Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации … Википедия
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Администрация (аппарат) президента РФ
Администрация (аппарат) президента России — государственный орган России, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений. Администрация президента России является преемницей администрации главы РСФСР, созданной 19 июля 1991 года.
Структура администрации президента России
Штатная численность Администрации на 2012 год составляет 1547 ед.
Руководство Администрации президента России
Руководитель Администрации Иванов Сергей Борисович
Первый заместитель Руководителя Администрации Володин Вячеслав Викторович
Первый заместитель Руководителя Администрации Громов Алексей Алексеевич
Заместители Руководителя Администрации Вайно Антон Эдуардович, Магомедов Магомедсалам Магомедалиевич, Песков Дмитрий Сергеевич
Помощники Президента Белоусов Андрей Рэмович, Брычёва Лариса Игоревна, Сурков Владислав Юрьевич, Левитин Игорь Евгеньевич, Кожин Владимир Игоревич, Ушаков Юрий Викторович, Фурсенко Андрей Александрович, Чуйченко Константин Анатольевич, Школов Евгений Михайлович, Щёголев Игорь Олегович
Пресс-секретарь Президента Песков Дмитрий Сергеевич
Руководитель протокола Президента Островенко Владимир Евгеньевич
Полномочные представители Президента в органах государственной власти Муравьёв Артур Алексеевич, Минх Гарри Владимирович, Кротов Михаил Валентинович
Уполномоченный при Президенте по правам ребёнка Астахов Павел Алексеевич
Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Титов Борис Юрьевич
Полномочные представители Президента в федеральных округах Бабич Михаил Викторович, Беглов Александр Дмитриевич, Белавенцев Олег Евгеньевич, Булавин Владимир Иванович, Меликов Сергей Алимович, Рогожкин Николай Евгеньевич, Трутнев Юрий Петрович, Устинов Владимир Васильевич, Холманских Игорь Рюрикович
Аппарат главы государства
Иксанов И.С., аспирант юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Аппарат главы государства представляет собой систему органов, с помощью которых глава государства осуществляет государственную власть, выполняет основные функции главы государства, достигает стоящие перед ним на различных этапах развития государства цели и задачи. Аппарат главы государства является составным элементом института главы государства независимо от формы правления. С его помощью осуществляется управление государственными и отчасти общественными делами.
По мере развития общества управление, а вместе с ним и аппарат главы государства непрерывно усложняется и совершенствуется с учетом национальной специфики.
См.: Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 267.
Возникновение аппарата главы государства относится к сравнительно недавнему времени, хотя сегодня без него трудно себе представить функционирование государства. Подчас политическое значение структур при главе государства недооценивается, сравнительно-правовой анализ показывает, что они приобретают положение иногда более весомое, чем формальные конституционные органы.
Приведем отдельные примеры. В первые годы существования американской республики Президенту США не выделялись средства на содержание личного аппарата. В 1857 г. Конгресс впервые ассигновал средства на содержание штата при Президенте США. В 1939 г. было учреждено Исполнительное управление Президента, которое ныне насчитывает примерно 1,5 тыс. человек и включает 9 подразделений: Аппарат Белого дома (специальные помощники Президента), Административно-бюджетное управление, Совет национальной безопасности, Экономический совет, Совет по качеству окружающей среды и др. Одни подразделения координируют деятельность внутри самой системы федеральной исполнительной власти, другие же обращают свои усилия вовне: согласовывают президентские программы с законодательными, судебными органами и поддерживают контакты с заинтересованными группами. Ряд исследователей полагает, что Исполнительное управление Президента США имеет больший политический вес, нежели Кабинет, состоящий из руководителей правительственных ведомств. Такое положение характерно для президентских республик, где глава государства возглавляет исполнительную власть и формирует свой «штаб».
См.: Согрин В.В. Президент и демократия. Американский опыт. М., 1998.
См.: Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980.
При парламентарных формах правления аппарат главы государства, как правило, более скромный. В монархиях он подчас имеет статус министерства двора.
В социалистических государствах их глава, если возглавляет одновременно коммунистическую партию, использует главным образом аппарат ее центрального комитета, который нередко играет значительно более важную роль, чем конституционные органы власти и их аппарат. Впрочем, обслуживающий главу государства персонал легко перетекает из партийных структур в собственно государственные и обратно.
Иранская Конституция в ст. 112 предусматривает Совет нужд нации, постоянные и сменяемые члены которого назначаются руководителем государства. Совет созывается главой государства в случаях расхождения мнений между Иранским конституционным собранием и Охранительным советом относительно соответствия законопроекта принципам шариата (мусульманского права) или Конституции, а также для рассмотрения иных вопросов.
Конституция Греции предусматривает в ст. 39, что Президент Республики образует при себе и под своим председательством Совет Республики в случаях, предусмотренных Конституцией, а также в случаях, которые, по его мнению, имеют серьезное значение для страны. Этот Совет включает бывших президентов, избиравшихся демократическим путем, Премьер-министра, Председателя Палаты депутатов, руководителя основной оппозиционной партии и бывших премьер-министров, которые получали свою власть от Палаты депутатов или правительства которых пользовались доверием этой Палаты.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юрист, 2005. С. 346.
СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3337.
СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3698.
СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 827.
СЗ РФ. 1998. N 17. Ст. 1910.
СЗ РФ. 1999. N 5. Ст. 652.
СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2387.
СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3636.
СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1188.
За время своего существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись. На реформирование органа повлияли воля Президента, новые руководители, новые представления о стиле работы.
Нынешняя структура Администрации утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации». В соответствии с Указом у руководителя Администрации имеется два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, его помощники и советники, полномочные представители Президента в органах государственной власти, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.
К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений. Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.
Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.
Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.
Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента Российской Федерации. Этот самостоятельный федеральный орган исполнительной власти не входит в состав Администрации Президента.
Из вышеприведенного видно, что аппарат позволяет главе государства получать альтернативную официальным каналам информацию, обеспечивать необходимое, подчас неформальное, взаимодействие с конституционными органами власти, силовыми учреждениями и др. Руководящий и в определенной части специализированный персонал этого аппарата представляет собой так называемое политическое чиновничество, лично связанное с главой государства и обычно покидающее свои должности с его выбытием. При этом принято выделять два вида организации аппарата главы государства. Первый из них, централизованный, предполагает возможность доступа к главе государства лишь через один проверенный канал, как правило, управляемый советником или секретарем. В централизованной модели подбор информации выстраивается по иерархической системе. Вторая система построена на многоканальном доступе информации к главе государства. В отличие от первой информация поступает более объективно, но менее последовательно.
Администрация Президента РФ является более многочисленным органом, чем Исполнительное управление Президента США или секретариат Президента Франции. При этом ее формальное место в системе органов власти РФ не соответствует реальному, более высокому, порождает много споров и разногласий, плавное перетекание кадров из системы исполнительных органов власти и наоборот. Возможно, более подробное конституционно-правовое регулирование указанного института могло бы способствовать укреплению стабильности властей в РФ.
Администрация Президента РФ: путь от Аппарата до госоргана
В сознании многих россиян она воспринимается неким «тайным орденом», который рулит в стране всем и вся
25 лет назад, 19 июля 1991 года, была создана Администрация Президента Российской Федерации. Её статус и структура за прошедшие годы неоднократно менялись, однако главные цели и назначение всегда оставались неизменными — обеспечить эффективность деятельности главы государства.
«Тайный орден»
Сегодня Администрация Президента — это государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Размещается она в Москве в районе Старой площади и улицы Ильинка в бывшем комплексе зданий ЦК КПСС. А создавалась указом главы государства №13 от 19 июля 1991 года как рабочий аппарат для обеспечения деятельности Президента РСФСР и контроля за исполнением принятых им решений. В тот период он являлся главой исполнительной власти и непосредственно руководил Советом Министров, ведомствами и местными органами государственной власти с многообразием их функций управления, надзора и контроля. За всем этим стояла Администрация Президента, которая находилась как бы в тени, но волевым образом проводила политику главы государства.
В сознании многих россиян она воспринимается неким «тайным орденом», который рулит в стране всем и вся. Администрация действительно постоянно находится в центре внимания журналистов, общественности, политологов, тем не менее является одним из самых закрытых государственных органов страны. «СМИ нередко представляли её неким «суперисполнительным органом», с помощью которого президент осуществляет свою власть. Однако на самом деле роль аппарата в то время была хотя и значительной, но достаточно ограниченной, — отметил в беседе с нашим корреспондентом Сергей Филатов, руководитель Администрации Президента России (1993—1996 гг.), Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. — Другое дело, что нередко превышает свои функции. Особенно это заметно в предвыборный период, в работе с политическими партиями и СМИ, в работе с регионами».
В нынешнем виде Администрация была сформирована после серьёзной реорганизации 2004 года
С течением времени Администрация быстро структурировалась. Если первоначально она состояла из 13 подразделений, то с выходом положения о ней к середине 1993 года в её состав уже входило 26 управлений и отделов. В документе подчёркивалось, что Администрация является «аппаратом, созданным для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации». В декабре того же года была принята Конституция Российской Федерации и Администрация Президента получила конституционный ранг, что отражено в статье 83.
Борис Ельцин, подчёркивая особую роль созданной им Администрации, в своём послании 30 марта 1999 года отметил: «Серьёзные задачи стоят перед Администрацией Президента, которой следует работать более организованно, скоординированно с органами государственной власти, а главное — усилить контроль за исполнением решений президента. К сожалению, в последнее время из-за бездействия отдельных руководителей и чиновников ею утрачены многие занимаемые позиции. Администрация должна не просто представлять президента, а быть активным проводником его политики».
Указ №490 от 6 апреля 2004 года уже определил Администрацию Президента как государственный орган, формируемый в соответствии с Конституцией, и тем самым определил новую концепцию её властных полномочий. Она была нацелена на согласованное функционирование всех структурных органов, руководство которыми осуществляется непосредственно президентом. С изменением правового статуса Администрации в системе государственных органов власти её роль и значение резко возросли, внутренние вертикальные и горизонтальные связи между структурными подразделениями и должностными лицами стали более четкими и функционально упорядоченными.
В нынешнем виде, разумеется, с учётом всех последующих изменений и дополнений, Администрация сформирована после серьёзной реорганизации, обозначенной Указом президента от 6 апреля 2004 года. Она была связана с принятием закона о Совете Министров — Правительстве. Это обусловило необходимость создания полноценного правительственного Аппарата и разграничения его функций с Администрацией Президент РФ. Новое положение о ней определяло «правовой статус и правовые основы деятельности» её структур и должностных лиц.
Администрация Президента РФ состоит из самостоятельных подразделений и ряда отдельно указанных в положении должностных лиц. Это — руководитель Администрации, его заместители, пресс-секретарь Президента РФ, помощники, советники, полномочные представители Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ… К самостоятельным подразделениям Администрации относятся различные управления Президента РФ, а также ряд равноправных подразделений, таких как Канцелярия и Референтура Президента РФ, Аппарат Совета безопасности РФ, Геральдический совет при Президенте РФ, Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ…
Традиционно глава Администрации, который работает под непосредственным руководством президента, назначается на должность и освобождается от неё его указом. Впрочем, как и вся Администрация формируется по личному усмотрению Главы государства, без согласования с иными ветвями власти и подконтрольно только ему, что вызывает у многих политиков недовольство. «Когда я руководил Администрацией, то было по-другому. В 90-е годы президент не был единственным центром власти, а лишь одним из них. Тогда были независимый парламент, с которым мы немало намучились, и вполне самостоятельный Конституционный суд. У нас существовала группа помощников президента, состоявшая из профессиональных, высокообразованных специалистов, и аппарат чиновников по направлениям деятельности главы государства. Первые не только помогали президенту в различных направлениях его деятельности, но и оберегали от ошибок. Они не были чиновниками, но опирались на аппарат в своей работе. После выборов президента в 1996 году в АП произошла реорганизация, в результате которой, на мой взгляд, получилась громоздкая и малоэффективная, чисто чиновничья система. Однако надо понимать, что глава государства в любом случае просто вынужден создавать свой рабочий аппарат из числа особо доверенных советников и консультантов — ведь через их «фильтр» проходят практически все проекты решений президента», — отметил в своём комментарии по этому поводу Сергей Филатов.
Насколько велики полномочия руководителя Администрации Президента России?
По положению об Администрации 1993 года, её руководитель координировал взаимодействие всех подразделений. Сейчас на него возложено оперативное руководство подразделениями и органами, которые обеспечивают деятельность главы государства. Впрочем, многое зависело от самого руководителя. Так, в 1996 году эту должность занял Анатолий Чубайс. И решил возвысить роль Администрации, усилив её влияние на общественно-политические процессы, а также зависимость от неё федеральной исполнительной власти. Все эти претензии нашли отражение в соответствующем указе от 1996 года. В обновленном положении об Администрации было указано, что «администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации», расширялись её возможности контроля иных органов, в том числе исполнительной власти. Депутаты Государственной Думы оспорили президентский указ в Конституционном суде России. В результате в положение были внесены изменения, смягчающие её контрольные возможности, а парламентарии отозвали своё обращение из Конституционного суда. Тем не менее в «чубайсовском» положении сохранилось определение Администрации как государственного органа.
Как конкретно АП «обеспечивает деятельность» главы государства, в чём это выражается?
В подготовке законопроектов для внесения их президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Готовит проекты его указов, распоряжений, поручений, обращений, в том числе проекты ежегодных посланий Федеральному Собранию. Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений президента и представляет ему соответствующие доклады. Обеспечивает взаимодействие главы государства с политическими партиями и общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе этих материалов готовятся доклады президенту.
Представители оппозиции, в частности, лидеры — КПРФ Геннадий Зюганов и ЛДПР Владимир Жириновский настаивают на необходимости принятия закона об Администрации Президента. «У нас до сих пор нет закона о Федеральном Собрании, а он должен быть. Нет закона о Конституционном собрании, который также должен быть. Нет закона об Администрации Президента. У нас нет даже механизма, который мог бы отрегулировать процессы в случае перекоса, а они совершенно очевидны», — считает Геннадий Андреевич.