Что означает арест на регистрационные действия авто
Проверка авто на запрет регистрационных действий
Проверка авто на запрет регистрационных действий
Если после покупки авто вы узнали, что на машину наложен запрет на регистрационные действия – скорее всего, ездить на ней вы не сможете. Избежать проблему заранее поможет Автокод!
Покупка авто с запретом – проверять или не проверять
После заключения сделки новому владельцу даётся 10 дней для совершения регистрации, а затем взымаются штрафы в нарастающем порядке. Не редко случается ситуация, когда новый владелец приходит в ГИБДД, а ему отказывают в постановке на учет транспортного средства. Оказывается, продавец скрыл, что на его машине числится запрет на регистрационные действия.
Соответственно, ездить на незарегистрированном автомобиле новый владелец не может. В худшем случае авто забирают, так оно оказывается в угоне или находится в залоге. В лучшем — приходится платить штраф.
Поэтому перед тем, как вы решились на приобретение транспортного средства, не забудьте проверить автомобиль на запрет регистрационных действий и тем самым защитить себя от лишних хлопот.
Последствия запрета
Самыми безобидными последствиями являются штрафы. Если новый хозяин машины не передал в положенные сроки документы в ГИБДД для регистрации авто, то ему придется платить. Во сколько это обойдется:
Чтобы освободить машину от ограничений, бывший владелец авто должен рассчитаться с долгом. А это происходит далеко не всегда!
Как проверить автомобиль на запрет регистрационных действий
Проверка машины на запрет не терпит отлагательств. Автокод поможет справиться с ней всего за 5 минут!
Сервис предлагает узнать историю автомобиля по vin или гос. номеру. Введите данные vin и запустите проверку онлайн. Далее сайт продемонстрирует краткий отчет с главными характеристиками машины. Чтобы проверить авто полностью по гос. номеру или vin, оплатите услугу, и развернутый отчет с необходимой информацией ваш!
Что вы узнаете с помощью Автокод:
Главное преимущество Автокод и отличие от других сервисов – узнать, наложен ли запрет на регистрационные действия, можно по одному гос. номеру машины онлайн. Такая, с первого взгляда, незначительная особенность, позволяет сэкономить время, не тратя его на поиски номера шасси и прочих цифр.
Как продать авто с регистрационными ограничениями
Регистрационное ограничение – частое явление на авторынке, которое представляет препятствия для продажи и покупки транспортного средства. В этой статье Автокод расскажет, как продать машину с ограничениями на регистрационные действия.
Содержание
Что такое «ограничение на регистрацию»
Ситуация, когда новому владельцу автомобиля не удается перерегистрировать транспортное средство в ГИБДД на себя ввиду наложенного запрета, называется ограничением на регистрационные действия.
Причины наложения запрета:
Проверить и убедиться в наличии ограничений продавцу можно, обратившись в ГИБДД, либо используя сервис Автокод. Для этого следует перейти на главную страницу сервиса и ввести в поле государственный номер автомобиля, далее станет доступен отчет. Полная информация, полученная с помощью сервиса, позволит покупателю убедиться в вашей честности и может ускорить продажу.
Также можно зайти на сайт сервиса проверки владельца авто, который показывает отсутствие проблем с законом, долгов, исполнительных производств, действительность паспорта и проч. Посмотреть пример отчета
Кто может наложить ограничения на автомобиль
Органами, которые не позволяют перерегистрировать купленный автомобиль, могут быть:
Также органами, которые не позволят снять ограничение на регистрацию авто, могут выступать другие государственные структуры, функционирующие по законодательству РФ.
Можно ли законно продать авто с ограничениями
Прежде, чем рассказать, как снять ограничения с машины, выясним, какие существуют законные продажи такого авто:
Покупателю дается только 10 дней на регистрацию ТС, иначе будет наложен штраф. И как только участник сделки наткнется на запрет в регистрационных действиях, он начнет искать бывшего собственника авто или обратится в суд для расторжения договора и возврата денежных средств. Поэтому снять запрет лучше еще до заключения договора купли-продажи.
Продажа машины с ограничениями, вызванными спорными имущественными вопросами, будет осуществляться незаконно.
Андрей Гречанник, автоэксперт:
«Конкуренция по продаже поддержанных авто возрастает, автолюбители стали осведомлены обо всех тонкостях при выборе авто с пробегом, поэтому не поленитесь предоставить покупателю подтверждения о том, что ваша машина «чиста», либо решите заранее вопрос с ограничениями. Это сэкономит и время, и деньги. Ведь в случае обращения покупателя в суд их потребуется много».
Как снять ограничения на регистрационные действия на автомобиль
Для снятия ограничений с транспортного средства выполните следующий порядок действий:
Если вы согласны с причиной, устраните ее, уплатив задолженность, кредит, штраф или алименты. Если у автомобиля имеются имущественные споры, продать машину не получится до прекращения судебных процессов.
В случае, когда с постановлением вы не согласны, необходимо обратиться в суд для оспаривания решения. Процесс судебных разбирательств затянется на длительный промежуток времени.
Если вы не захотите самостоятельно отвезти документы в ГИБДД, за вас их автоматически отправит государственная структура, выписавшая постановление на снятие ограничений. Но этот процесс займет больше времени, чем, если бы вы сами отнесли документы.
После этого изменения будут внесены в реестр, автомобиль без ограничений можно перерегистрировать на нового владельца.
ВС разъяснил процедуру снятия ограничений на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства общества-банкрота
Верховный Суд в Определении от 17 августа № 308-ЭС21-5600 по делу № А63-6015/2020 рассмотрел спор о признании незаконным бездействия по снятию ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении транспортных средств юрлица-банкрота.
Суды удовлетворили требование общества о бездействии ГУ МВД
В феврале 2019 г. ООО «Транс» было объявлено несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство. В декабре того же года общества «Транс» и «Невинномысское АТП» заключили договор купли-продажи, согласно которому «Транс» продал в собственность ООО «Невинномысское АТП» 8 автомобилей.
В январе 2020 г. покупатель уведомил продавца о намерении расторгнуть договор в связи с наличием в Федеральной информационной системе ГИБДД сведений о запрете на осуществление регистрационных действий в отношении приобретенных ТС. После этого ООО «Транс» направило в адрес ГУ МВД по Ставропольскому краю уведомление, содержащее сведения о признании общества банкротом, а также требование о снятии ограничений на регистрационные действия в отношении ТС.
В ответ ведомство сообщило конкурсному управляющему общества о том, что все запреты на регистрационные действия наложены судебными приставами и что уведомление общества было перенаправлено в адрес Управления ФССП по Ставропольскому краю.
Впоследствии ООО «Транс» обратилось в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия краевого ГУ МВД по снятию ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении восьми автомобилей и обязании его снять (аннулировать) записи о наличии ограничений.
5 августа 2020 г. Арбитражный суд Ставропольского края удовлетворил заявленные требования. При этом он руководствовался абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. Суд счел, что в связи с открытием в отношении истца конкурсного производства все имеющиеся ограничения, наложенные на принадлежащие ему транспортные средства, отменяются в силу прямого указания закона. Данная позиция была поддержана судами апелляционной и кассационной инстанций.
Также суды отклонили доводы ответчика о том, что запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств должен быть снят тем должностным лицом, которым он наложен, – судебным приставом в рамках исполнительного производства. По мнению судов, управление обязано было самостоятельно погасить соответствующие записи в ФИС ГИБДД-М с даты введения конкурсного производства, устранив тем самым препятствия к распоряжению имуществом общества в интересах реализации процедуры банкротства.
Посчитав, что с даты введения конкурсного производства ограничения, наложенные на имущество ООО «Транс», отсутствуют, суды признали незаконным бездействие краевого ГУ МВД и обязали ответчика аннулировать записи о наличии ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении указанных ТС.
Доводы жалобы в ВС
Не согласившись с решениями судов, ГУ МВД по Ставропольскому краю обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд. Рассмотрев жалобу, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС посчитала, что с выводами нижестоящих судов нельзя согласиться, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Экономколлегия напомнила, что абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве прямо указывает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения его имуществом не допускается.
Вместе с тем Верховный Суд отметил, что для разрешения вопросов, связанных с банкротством, но являющихся предметом иного отраслевого законодательства, указанная норма должна применяться во взаимосвязи с требованиями такого законодательства. Так, Законом об исполнительном производстве предусмотрен порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-юрлица процедур банкротства, который в том числе соответствует целям реализации требований абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. «Частью 4 ст. 96 приведенного закона установлено, что при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом», – отмечается в определении.
Ссылаясь на ст. 62 Закона об исполнительном производстве, Суд подчеркнул, что сотрудники органов внутренних дел могут оказывать лишь содействие приставам в ходе исполнительного производства в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом. ВС добавил, что согласно Порядку оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям территориальные органы ФССП направляют в территориальные органы МВД по месту совершения исполнительных действий в форме электронного документа копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных должником.
В определении отмечается, что согласно законодательству у органа внутренних дел отсутствуют полномочия самостоятельно принимать решение о снятии запрета регистрационных действий либо отменять постановление пристава о наложении ареста в случае получения решения суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства в отношении лица, являющегося собственником ТС.
Суд обратил внимание, что нижестоящие инстанции, применяя абз. 9 ч. 1 ст. 126 Закона о банкротстве в настоящем деле, истолковали его таким образом, что решение арбитражного суда о признании ООО «Транс» банкротом и об открытии конкурсного производства является актом, отменяющим ранее наложенные аресты на имущество должника. По мнению Верховного Суда, такое толкование судов противоречит содержанию данной нормы, при формулировании которой законодатель применил слово «снимаются», а не «признаются отсутствующими» или что-либо подобное, и ориентирует не учитывать требования законодательства, в силу которого были наложены аресты на имущество или иные ограничения и которое регулирует порядок их снятия, – в частности, требования Закона об исполнительном производстве.
ВС подчеркнул, что краевое ГУ МВД, включая подразделение, осуществляющее госрегистрацию ТС, не является органом, которым были наложены соответствующие аресты и ограничения (запреты) в отношении транспортных средств ООО «Транс».
Обращаясь к разъяснениям Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 59, ВС отметил, что рассматриваемые положения Закона о банкротстве не исключают возможности наложения арестов и иных ограничений в связи с требованиями по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о прекращении нарушений права, не связанных с лишением владения, об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) и т.п.
Таким образом, Суд посчитал, что выводы нижестоящих инстанций о самостоятельной обязанности ГУ МВД снять (аннулировать) записи о наличии ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении указанных транспортных средств основаны на неправильном толковании и применении абз. 9 ч. 1 ст. 126 Закона о банкротстве.
Эксперты по-разному оценили выводы Суда
По мнению управляющего партнера АБ «Пропозитум» Дмитрия Галанцева, данное определение противоречит Закону о банкротстве, в котором прямо указано, что решение суда о признании должника банкротом автоматически прекращает все аресты. «При этом никакого специального решения пристава или иного лица не нужно», – указал эксперт.
Ссылаясь на Определение ВС от 29 мая 2017 г. № 303-ЭС17-5033 по делу № А51-11938/2016, Дмитрий Галанцев отметил, что Верховный Суд фактически продолжает распространение практики, связанной с отказами автоматически снимать аресты, наложенные в рамках уголовных дел, после признания должника банкротом. Эксперт добавил, что при этом арест, наложенный в рамках уголовного дела, ничем не отличается от иных его видов.
Дмитрий Галанцев полагает, что негативным следствием данной практики будут в том числе споры о том, кто несет бремя оплаты налогов и сборов за период, когда должник уже признан банкротом, но арест на имущество еще не снят. «Кроме того, уже существует абсурдная практика, когда в процедуре конкурсного производства аресты сохраняются и исполнительский сбор, который начисляется на реестровую задолженность, квалифицируют как текущие платежи», – добавил эксперт.
По мнению адвоката АБ Asterisk Дмитрия Венгерского, Верховный Суд правомерно посчитал, что у ГУ МВД отсутствовали полномочия самостоятельно принимать решение о снятии запрета на совершение действий либо отменять постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста.
Эксперт отметил, что законодательством, в том числе совместным приказом Минюста и МВД от 29 августа 2018 г. № 178/56, предусмотрен единственный способ снятия ограничений (запретов) в отношении имущества должников – направление приставом в адрес лиц, оказывающих содействие в ходе исполнительного производства, постановления о снятии ареста на имущество должника и иных ограничений по распоряжению этим имуществом.
Дмитрий Венгерский считает обоснованным довод ВС о том, что решение арбитражного суда о признании должника несостоятельным (банкротом) само по себе не является актом, отменяющим ранее наложенные аресты на его имущество. «Обществу надлежало обращаться сначала к приставу, наложившему запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, а затем обжаловать его отказ в снятии ареста либо бездействие в суде», – заключил адвокат.
Начальник судебного управления юридической компании «ЭЛКО профи» Малика Король полагает, что в данном случае налицо банальное избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права и обращение не к тому заинтересованному лицу. «ВС в очередной раз напомнил, что «прыгать через голову» недопустимо и, чтобы снять любые обременения, необходимо действовать последовательно, обратившись вначале в орган, актом которого был наложен арест. Это может быть судебный пристав-исполнитель, а может быть и суд», – пояснила она.
Эксперт добавила, что факта введения процедуры банкротства в таких случаях недостаточно – нужно получить акт об отмене мер того органа, которым они были наложены. Более того, меры снимут только тогда, когда акт об их отмене поступит именно от пристава или суда, а не от должника, кредитора или иного неуполномоченного лица. По ее мнению, обжалование бездействия краевого ГУ МВД было бы верным решением в случае поступления к ним оригинала постановления судебного пристава.
«Данный пример хорошо иллюстрирует проблему несовершенства процессуального права, когда органы власти, в том числе судебной, в приоритет ставят не защиту законных прав и интересов граждан как решение проблемы (здесь мы видим, что основания для ареста действительно отпали), а формальное соблюдение установленных процедур, вынуждая при наличии малейшего нарушения порядка восстановления права проходить все этапы заново», – резюмировала Малика Король.
Разъяснение отдельных вопросов, связанных со снятием запрета на регистрационные действия с автомобилем
Запрет на регистрационные действия. Данное обременение говорит само за себя – автомобиль нельзя ни поставить, ни снять с учета, ни совершать с ним действия по прекращению регистрации в ГИБДД. Как правило, за долги, неоплаченные штрафы, невыполнение обязательств и пр. При этом сам собственник может свободно передвигаться на машине, а также продать по договору купли-продажи. (правоустанавливающим документом, подтверждающим факт владения ТС является договор купли-продажи или иной документ, а не запись в ПТС о новом собственнике с печатями ГИБДД). При покупке автомобиля проверяйте его по ВИН номеру.
Почему же ГИБДД не снимает некоторые ограничения, введенные, например, судебными приставами по постановлениям? Потому что, запрет (ограничения) на проведение регистрационных действий с автомобилем вводились в федеральную систему напрямую судебными приставами, а не подразделениями Госавтоинспекции.
На протяжении нескольких лет между ГИБДД и федеральной службой судебных приставов сотрудничество ведется исключительно в форме электронного документооборота с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Иными словами, в случае если ограничения введены приставом через СМЭВ, снять их может только служба судебных приставов.
Если запреты (ограничения) введены в информационные ресурсы МВД России непосредственно подразделением Госавтоинспекции, их не могут снять судебные приставы через СМЭВ. В этом случае снятие осуществляет подразделение ГИБДД, но при наличии соответствующего постановления ФССП о снятии запретов (ограничений) на регистрационные действия.
Запрет или ограничения на регистрационные действия автомобиля
Запрет на регистрационные действия автомобиля является мерой, побуждающей владельца авто устранить нарушение, за которое запрет был наложен, или выполнить взятые на себя обязательства. Данная статья поможет вам разобраться в причинах наложения запретов и ограничений, а также объяснит, как их можно снять.
Кто накладывает запрет на регистрационные действия автомобиля?
В соответствии с Приказом МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств» одним из оснований отказа в совершении регистрационных действий с автотранспортными средствами является наличие запретов и ограничений, которые могут быть наложены:
— судами,
— следственными органами,
— таможенными органами,
— органами соцзащиты,
— другими органами в соответствии с законодательством РФ.
К примеру, к этой мере прибегают суды, если возникает спор по принадлежности или разделу автомобиля. И делается это для того, чтобы его невозможно было продать до вынесения судебного решения. Ограничение может быть применено при залоге авто в качестве обеспечения иска имущественного характера.
Судебный пристав вправе наложить запрет, если у него имеется судебное решение на взыскание с автовладельца какой-либо задолженности (неоплаченного штрафа или налога, не внесенной платы за квартиру и др.). Приставы могут также применить запрет в случае неуплаты владельцем авто алиментов.
Таможенные органы прибегают к запрету при подозрении на неправильные действия по растаможке машины, ввезенной из-за границы. Например, когда шикарные vip-авто растаможиваются по незаконным схемам как рядовые легковушки, с целью более выгодной дальнейшей продажи.
Органы соцзащиты могут накладывать ограничения на регистрационные действия в пользу несовершеннолетних. Запреты применяют также и отделы розыска ГИБДД, если у сотрудников имеется информация, что машина участвовала в ДТП, в котором были повреждены области нанесения VIN-кода, крепления табличек и шильд.
Кто снимает ограничения на регистрационные действия автомобиля?
Если к вашему автомобилю применены подобные ограничительные меры, в проведении любых регистрационных действий с ним вам будет отказано. Согласно пункту 45 Приказа МВД РФ № 1001, они станут возможны только после выдачи органом, наложившим эти меры, документа, свидетельствующего об отсутствии ограничений или запретов. При этом каждое наказание необходимо снимать отдельно: например, если они были применены несколькими судебными приставами, каждый из этих приставов должен выписать собственное постановление на снятие своей санкции.
Запрет также может быть снят судебным решением (постановлением) или же по жалобе на судебное постановление, если она была удовлетворена вышестоящим судом. Запреты, наложенные розыскным отделом ГИБДД, снимаются им же самим после осмотра автомобиля, после того как инспекторы убедятся, что при его ремонте номера узлов и агрегатов не подверглись изменению.
Итак, ваша машина попала под ограничительные меры. Что делать? Для начала не паниковать. Вполне возможно, что провинность, за которую они был наложены, совсем невелика, и вопрос будет несложно уладить. Но даже если дела обстоят серьезней, не стоит опускать руки. В целом схема снятия запретов и ограничений с авто такова:
1. Выясняем, какая именно мера и за что было применена. Это можно сделать несколькими способами: заочно через сайты ГИБДД и ФССП или лично посетив МРЭО, в котором вам выдадут копию соответствующего постановления о наложении той или иной запретительной меры.
2. Изучаем документ, убеждаемся, что нарушение, ставшее причиной запрета или ограничения, действительно было допущено. Если вы не согласны с постановлением, его следует обжаловать. Если же все верно, необходимо устранить причину запрета и оплатить допущенную задолженность.
3. Получаем постановление о снятии ограничительной меры на авто в том органе, который ее применил.
4. В целях оперативного решения вопроса лучше не дожидаться, пока отменивший запрет орган отправит документы в ГИБДД (это может быть очень нескоро, а то и вовсе могут забыть), а самостоятельно отвезти туда копию платежного документа и копию постановления о снятии запрета.
Арест, запрет, ограничения – есть ли различия?
Говоря о снятии запретов и ограничений на регистрационные действия с имуществом (а автомобиль, конечно же, является его частью), нельзя не поднять один интересный вопрос: «арест», «запрет», «ограничение» — слова-синонимы или чем-то эти понятия отличаются? Как правило, обычные люди разницы между ними не видят. С законной же точки зрения, отличия есть.
Так, под ограничениями понимаются запрещения, которые лишают владельца имущества возможности осуществлять право собственности (или какие-либо иные права) на него. Об ограничениях говорят, например, в случае залога авто, аренды, ареста и т. д.
Запрет (или иногда употребляют слово «запрещение») — это мера, которая устанавливается соответствующими уполномоченными органами и препятствует владельцу совершать какие-либо определенные действия в отношении своего автомобиля.
Под арестом же имущества, согласно статье 51 закона 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», понимают его опись и наложение запрета на распоряжение им. Арест может накладываться также судом на имущество ответчика для обеспечения иска. Таким образом, запрет — более узкое понятие, нежели арест: запрет препятствует совершению с имуществом каких-либо определенных действий, а арест — всех полностью.
Теперь объясним, для чего мы на этих тонкостях акцентировали ваше внимание. Дело в том, что, как это ни странно, не только обычные граждане не различают эти понятия, но иногда и сами должностные лица, уполномоченные наложить запрет, арест или ограничение, отождествляют их. Если же ограничительная мера будет выбрана и применена неверно, у владельца авто есть все права, чтобы ее оспорить: такие судебные прецеденты уже есть.