Что означает атараксия в этике эпикура

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία, ἀ – отрицательная частица+ταραχή, волнение, смятение, тревога) – термин античной этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам, – понимание, разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые существительное α̕ ταραξία появляется у Демокрита: «счастье же он называет и благодушием (εὐθυμίη) духа, и благосостоянием, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией» (фр. 742 Лурье = Stob. II, 7, 31, р. 52, 13 W) и «мудрость, неустрашимая невозмутимость-атараксия – превыше всего» (фр. 743 = Stob. III, 7, 74), – ср. другой неологизм Демокрита «неустрашимость» (αϑαμβίη), с которым атараксия близка и в последующей традиции его вытесняет. Для истории понятия важно употребление прилагательного «невозмутимый» (ἀ τάραχος) у Аристотеля в определении таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и подчиняться не чувствам, а следовать разуму» (Eth. Niс. 1125b34), и ἀ νδρεία (мужество) (см. Eth. Niс. 1117al8. 31). Аристотелевское понимание «невозмутимого» состояния как состояния подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели) вместе с демокритовским понятием атараксии оказало влияние на эпикурейскую «невозмутимость», – вероятно, через посредство атомиста Навсифана [НАВСИФАН], ученика Пиррона и учителя Эпикура (ср. его неологизм «несмутимость» (ἀ καταπληξία) вместо демокритовской «неустрашимости»). Кроме того, Эпикур учился у Ксенократа [КСЕНОКРАТ], для которого засвидетельствовано употребление од-нокоренного слова «возмущение» в важном контексте: причина занятий философией состоит в «прекращении возмущений в нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).

В связи с Пирроном доксографическая традиция фиксирует атараксию как разговорную метафору для описания состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он (Пиррон) оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой вот безмятежности-атараксии и должен пребывать мудрец» (Diog. L LX 68). В традициях школьного пирронизма (Энесидем – Тимон – Секст Эмпирик) и академического скепсиса (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с термином «воздержание от суждений» (эпохе [ЭПОХЕ]), причем Секст Эмпирик конечной целью называет атараксию, а Диоген Лаэртий и Аркесилай (Sext. Emp. Pyrrh. I 232,8) – эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за которым как тень следует атараксия» (Diog. L. IX 107); «Эпохе – это остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; а атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ψυχής ἀ οχλησία καὶ γαληνότης)», «атараксия приходит вместе с эпохе» (Sext. Emp. Pyrrh. I 10, ср. также I 31: «атараксия следует за эпохе»). То, что атараксия описывает состояние разума (= разумной души), а не чувств, показывает разграничение атараксии и метриопатии («умеренность», термин исходно перипатетический) как конечных целей: «В том, что подлежит (оценочному) мнению, целью скептика является атараксия, а в том, что мы вынуждены испытывать – метриопатия» (там же, I 30, 7; ср. I 25, 4–6). Имеется в виду, что скептик, как и все люди, испытывает чувства приятного и болезненного, но он не выносит догматических суждений о том, хорошо это или плохо. Парадоксальный характер связи между атараксией как целью и эпохе как средством ее достижения Секст Эмпирик демонстрирует с помощью живописной метафоры: «Говорят, что он (живописец Апеллес), рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела подобие пены. Так и скептики вначале надеялись достичь атараксии путем суждения о несоответствии видимого и мыслимого; но оказавшись не в состоянии этого сделать, они воздержались от суждений, и следствием их воздержания как бы случайно явилась атараксия, как тень за телом» (там же, I 29). Как у скептиков атараксия была связана с эпохе («за эпохе следует атараксия»), так и у Эпикура атараксия связана с «удовольствием» (ἡδονή). В этике Эпикура конечная цель – «удовольствие», негативно характеризуемое как отсутствие телесной боли и душевных смятений (μήτε ταράττεσθαι κατὰ ψυχήν) (Diog. L. X, 131, 8–11), иногда же душевная атараксия прямо называется «конечной целью» (там же, X 128, 3–4) вместе с «телесным здоровьем». При этом душевные удовольствия Эпикур считал выше телесных и связывал их с добродетелями и разумом. Тревоги в душе возникают прежде всего от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, – «трезвое рассуждение» избавляет ложные мнения и приводит к атараксии (ср. там же, X 132); состояние атараксии – это сосредоточение на «самом общем и главном» (X 82). Как и скептики, эпикурейцы рассматривали науки о природе лишь как пропедевтику к этике и соответственно средство для достижения атараксии (ср. Секст Эмпирик: «Мы касаемся наук о природе ради атараксии», Pyrrh. 118; Эпикур: «Конечной целью изучения небесных явлений, как и всего остального, является атараксия и твердая уверенность (πίστιν βέβαιον)» Diog. L. X 85), однако пути к этой атараксии у двух школ были разные: эпикурейцы предлагали «многообразие объяснений» (там же, X 100) для чувственных феноменов, скептики же воздерживались от суждений о явлениях. По Эпикуру, «кто борется с очевидностями, тот никогда не сможет достигнуть истинной атараксии» (там же, X 96). Согласно эпикурейскому идеалу атараксии все науки оказываются безразличными для счастья, и это полемически направлено против аристотелевского понимания счастья как неразрывно связанного с теоретической добродетелью.

У стоиков атараксия часто употребляется в значении, близком к апатии [АПАТИЯ].

Источник

АТАРАКСИЯ

Смотреть больше слов в « Словаре по этике »

Смотреть что такое АТАРАКСИЯ в других словарях:

АТАРАКСИЯ

(греч.) — безусловное спокойствие духа, которое выставлено было скептиками как единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный фил. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία [ἀ priv. + ταραχή], волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общи. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

1) Орфографическая запись слова: атараксия2) Ударение в слове: атар`акс`ия3) Деление слова на слоги (перенос слова): атараксия4) Фонетическая транскрип. смотреть

АТАРАКСИЯ

(греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие «атараксия» употребил Эпикур, считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью, от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни. смотреть

АТАРАКСИЯ

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудр. смотреть

АТАРАКСИЯ

Тарасик Тарас Тара Такси Такса Таиса Таис Таир Сяк Стрия Стрика Стр Стирка Стик Стая Старка Старик Скит Скат Ска Ситар Сиртак Сатир Сати Сарта Сари Сара Сак Саар Ряст Ряска Ряса Рия Рита Риска Риск Рис Рик Риа Рая Растак Раст Раскат Раса Ракс Ракия Ракита Рак Раия Раис Кси Крит Криста Крис Крат Краса Кит Киста Киса Кираса Кира Катя Катар Кат Каста Карта Карст Кария Карат Кара Каир Итр Итак Истра Искра Иск Исак Исаак Иса Ирка Ирак Икт Икс Икра Икар Аят Аякс Атас Атараксия Тараска Таск Таска Тая Атаксия Тиара Атака Тик Тикара Ася Тир Астр Аста Аск Арт Тирс Тис Арка Арк Ария Трак Трас Триас Яик Ярка Акт Ясир Аир Аист Аки Акр Ясак Актриса Арак Тряска Аракс Арат. смотреть

АТАРАКСИЯ

термин, используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души (греч. атарбксиа и означает *невозмутимость* (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. *Апатия*). Целью скептиков были как *бестревожность*, так и *бесстрастие* (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это знание, занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью; у скептиков воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (от греч. ataraktos — невозмутимый, спокойный) — термин философии Эпикура (341-270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием (равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия), А. не исключает умеренных наслаждений и стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как «постоянное веселое расположение духа мудреца» (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел. (Б. М.)

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(греч. «невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие») – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. Ср. рекомендацию Ф. Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле»: жить, ничем не смущаясь и не возмущаясь. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемля равнодушно… (А. Пушкин, Памятник) Мудрый лишь счастлив, Он смотрит спокойно, И над его головою достойной Свыше нисходит божественный свет… Да мудрецов таких нет! (В. Курочкин, Видеть, как зло торжествует державно). смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(от греч. отсутствие волнений) идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, беспокойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном. смотреть

АТАРАКСИЯ

(греч.), отсутствие волнения, невозмутимость, душевное равновесие. Согласно Демокриту, скептич. философии Пиррона и воззрениям стоиков, идеальн. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен стремиться человек. А. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от обществ. и гос. дел. См. Эпикур. смотреть

АТАРАКСИЯ

(от греч. ataraxia невозмутимость) душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония. См. также Апатия. смотреть

АТАРАКСИЯ

(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость)состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизат. смотреть

АТАРАКСИЯ

атараксия (ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) — состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(греч. ataraxia безразличие, невозмутимость) – 1. невозмутимость, отсутствие эмоциональных проявлений, вызванное принятием философско-этического учения; 2. состояние эмоционального расслабления пациента, вызванное приёмом транквилизаторов и других успокаивающих средств. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

Ударение в слове: атар`акс`ияУдарение падает на буквы: а,иБезударные гласные в слове: атар`акс`ия

АТАРАКСИЯ

( греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта. смотреть

АТАРАКСИЯ

(греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта. смотреть

АТАРАКСИЯ

(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

невозмутимость духа, душев. покой. Понятие А. впервые встреч. у др.-греч. философа Демокрита, считавш. А. высшим благом жизни.Синонимы: невозм. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

Состояние психических больных после применения нейролептиков, транквилизаторов и некоторых других психотропных препаратов, ведущее к снятию напряженности, тревоги, страха, внутреннего беспокойства. смотреть

АТАРАКСИЯ

ж.(состояние спокойствия, невозмутимости у психических больных после приема психотропных средств) ataraxy

АТАРАКСИЯ

атаракси’я, атаракси’и, атаракси’и, атаракси’й, атаракси’и, атаракси’ям, атаракси’ю, атаракси’и, атаракси’ей, атаракси’ею, атаракси’ями, атаракси’и, атаракси’ях. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

Источник

Философ Эпикур Самосский. Эпикурейство или Эпикуреизм кратко.

Эпикур биография кратко. Сад Эпикура.

Философское учение Эпикура. Атомизм Эпикура

Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в философии Эпикура имеет этика. Эпикур материалист, последователь атомистического учения Демокрита. В теории познания он исходит из истинности ощущений.

Этика Эпикура кратко. Учение Эпикура о счастье

Этика эпикурейцев, как и этика киренаиков, основана на принципе удовольствия, однако удовольствие Эпикур понимает иначе.

В своей философии Эпикур определяет удовольствие не позитивно, как киренаики, а негативно – как отсутствие страдания. Позитивное понимание удовольствия означало бы признание того, что человек в чем-то ощущает недостаток. Эпикур же, определяя удовольствие негативно, подчеркивает, что человеческий индивид может и должен находить удовлетворение в самом себе.

В эпикуреизме удовольствие имеет ценность не само по себе, а потому что ведет к счастью; Эпикур имел в виду не мимолетное наслаждение, временное и преходящее, а устойчивое удовольствие. Оно связано не только с настоящим моментом, но и с прошлым и будущим, с воспоминаниями и надеждами.

Считая удовольствие от природы родственным человеку благом, Эпикур советует отдавать предпочтение не всякому удовольствию, а только тому, за которым не следуют более значительные неприятности; и наоборот, не избегать боли, если за ней следует большее удовольствие.

Хотя Эпикур говорит, что началом и корнем всякого блага является «удовольствие чрева», но он же советует: ешьте меньше – из боязни несварения; пейте мало – из боязни похмелья и.т.д.

Итак, условием счастья Эпикур называет «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания». «Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно»

Философское учение Эпикура о преодолении страха и страстей, препятствующих счастью

Эпикур утверждает, что философия освобождает человека от трех страхов, мешающих ему быть счастливым: страха перед богами, страха перед необходимостью и страха смерти.

Эпикур о боге и страхе перед богами

1. Эпикур отрицает вмешательство богов в дела людей. Божественный промысел он считает вымыслом толпы. Эпикур видит в богах воплощение его нравственного идеала, осуществленное счастье. Бог – это блаженное и бессмертное существо, которое и само не имеет хлопот и другому их не причиняет, так что он ни благоволит и не гневается.

Эпикур о страхе перед необходимостью

Свободу человека от тотального подчинения законам природы Эпикур доказывает, обращаясь к рассмотрению самой природы. Выступая против учения Демокрита об абсолютном господстве в природе необходимости, Эпикур вводит принцип самопроизвольного отклонения атомов от необходимых линий движения, тем самым признавая наряду с необходимостью в природе возможность случая. Таким образом, свобода воли человека заложена в самом фундаменте бытия.

Эпикур о страхе смерти

Освобождение от надежды на бессмертие ставит на первое место не продолжительность жизни, а ее качество. «А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным.

Эпикур об обществе

Эпикур был провозвестником договорной теории общества. Общественный договор, по его мнению, заключается с целью обеспечения взаимной пользы и безопасности. Однако в целях сохранения спокойствия души Эпикур советовал жить незаметно, избегая борьбы за мнимые ценности: власть, почести и богатство.

Среди добродетелей на первое место Эпикур ставил мужество, умеренность и справедливость. В отношениях между людьми выше всего он ценил дружбу.

Философская школа эпикурейцев

Эпикуреизм (эпикурейство) – философское направление, получившее название по имени своего основателя, просуществовало шесть веков. Наиболее ярким представителем эпикуреизма в Римской империи стал Лукреций Кар (ок.99 – 55 до н.э.). Последователи Эпикура реализовывали его философию на практике. И, вероятно, были счастливы!

Автор: Галина Зубец

Основные философские труды Эпикура

Эпикур создал более трехсот философских сочинений, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Основными источниками знаний о философском учении Эпикура являются сочинение его последователя Лукреция Кара «О природе вещей» и труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.»

Источник

АТАРАКСИЯ

Смотреть что такое АТАРАКСИЯ в других словарях:

АТАРАКСИЯ

(греч.) — безусловное спокойствие духа, которое выставлено было скептиками как единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный фил. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία [ἀ priv. + ταραχή], волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общи. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(греч. ataraxia-невозмутимость) категория древнегреч этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышлений Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты (Демокрит, Эпикур; Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью (Апатия). Счастье, по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Марксистская этика, к-рой присуща действенность, активность, отвергает созерцательное отношение к жизни, а следовательно, и требование А., особенно в толковании скептиков. смотреть

АТАРАКСИЯ

1) Орфографическая запись слова: атараксия2) Ударение в слове: атар`акс`ия3) Деление слова на слоги (перенос слова): атараксия4) Фонетическая транскрип. смотреть

АТАРАКСИЯ

(греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие «атараксия» употребил Эпикур, считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью, от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни. смотреть

АТАРАКСИЯ

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудр. смотреть

АТАРАКСИЯ

Тарасик Тарас Тара Такси Такса Таиса Таис Таир Сяк Стрия Стрика Стр Стирка Стик Стая Старка Старик Скит Скат Ска Ситар Сиртак Сатир Сати Сарта Сари Сара Сак Саар Ряст Ряска Ряса Рия Рита Риска Риск Рис Рик Риа Рая Растак Раст Раскат Раса Ракс Ракия Ракита Рак Раия Раис Кси Крит Криста Крис Крат Краса Кит Киста Киса Кираса Кира Катя Катар Кат Каста Карта Карст Кария Карат Кара Каир Итр Итак Истра Искра Иск Исак Исаак Иса Ирка Ирак Икт Икс Икра Икар Аят Аякс Атас Атараксия Тараска Таск Таска Тая Атаксия Тиара Атака Тик Тикара Ася Тир Астр Аста Аск Арт Тирс Тис Арка Арк Ария Трак Трас Триас Яик Ярка Акт Ясир Аир Аист Аки Акр Ясак Актриса Арак Тряска Аракс Арат. смотреть

АТАРАКСИЯ

термин, используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души (греч. атарбксиа и означает *невозмутимость* (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. *Апатия*). Целью скептиков были как *бестревожность*, так и *бесстрастие* (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это знание, занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью; у скептиков воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (от греч. ataraktos — невозмутимый, спокойный) — термин философии Эпикура (341-270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием (равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия), А. не исключает умеренных наслаждений и стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как «постоянное веселое расположение духа мудреца» (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел. (Б. М.)

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(греч. «невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие») – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. Ср. рекомендацию Ф. Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле»: жить, ничем не смущаясь и не возмущаясь. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемля равнодушно… (А. Пушкин, Памятник) Мудрый лишь счастлив, Он смотрит спокойно, И над его головою достойной Свыше нисходит божественный свет… Да мудрецов таких нет! (В. Курочкин, Видеть, как зло торжествует державно). смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(от греч. отсутствие волнений) идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, беспокойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном. смотреть

АТАРАКСИЯ

(греч.), отсутствие волнения, невозмутимость, душевное равновесие. Согласно Демокриту, скептич. философии Пиррона и воззрениям стоиков, идеальн. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен стремиться человек. А. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от обществ. и гос. дел. См. Эпикур. смотреть

АТАРАКСИЯ

(от греч. ataraxia невозмутимость) душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония. См. также Апатия. смотреть

АТАРАКСИЯ

(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость)состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизат. смотреть

АТАРАКСИЯ

атараксия (ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) — состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

(греч. ataraxia безразличие, невозмутимость) – 1. невозмутимость, отсутствие эмоциональных проявлений, вызванное принятием философско-этического учения; 2. состояние эмоционального расслабления пациента, вызванное приёмом транквилизаторов и других успокаивающих средств. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

Ударение в слове: атар`акс`ияУдарение падает на буквы: а,иБезударные гласные в слове: атар`акс`ия

АТАРАКСИЯ

( греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта. смотреть

АТАРАКСИЯ

(греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта. смотреть

АТАРАКСИЯ

(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

невозмутимость духа, душев. покой. Понятие А. впервые встреч. у др.-греч. философа Демокрита, считавш. А. высшим благом жизни.Синонимы: невозм. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

Состояние психических больных после применения нейролептиков, транквилизаторов и некоторых других психотропных препаратов, ведущее к снятию напряженности, тревоги, страха, внутреннего беспокойства. смотреть

АТАРАКСИЯ

ж.(состояние спокойствия, невозмутимости у психических больных после приема психотропных средств) ataraxy

АТАРАКСИЯ

атаракси’я, атаракси’и, атаракси’и, атаракси’й, атаракси’и, атаракси’ям, атаракси’ю, атаракси’и, атаракси’ей, атаракси’ею, атаракси’ями, атаракси’и, атаракси’ях. смотреть

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *