Что означает азбука к мудрости ступенька
Значение и смысл пословицы «Азбука — к мудрости ступенька».
Всю свою жизнь мы стремимся к абстрактной мудрости. И ведь наши первые шаги — это банальное (как сейчас кажется) изучение азбуки. Неужели подобный процесс можно считать полноценной ступенью к получению успеха? Быть может, стоит воспринимать его отдельно, без привязки к поздним процессам познания мира человеком? Ответ на данный вопрос дает пословица «Азбука — к мудрости ступенька». Но, к превеликому сожалению, сейчас далеко не все понимают истинный смысл этой пословицы. Более того, не каждый готов принять подобную правду, поэтому отрицает этот этап в жизни человека как ступень к достижению высшей ценности. Мы решили разобрать эту пословицу на предмет смысла, а также исторического наследия. Думаем, вам будет очень интересно узнать об этом!
Пословица «Азбука — к мудрости ступенька» достаточно очевидно говорит о том, что все начинается с малого. Такая высокая цель как постижение мудрости берет свое начало во время изучения самой обычной азбуки. Лишь после нее человек начинает постигать более сложные вещи. Получается, что абсолютно все, что мы изучаем, так или иначе начинается куда раньше, еще в детском возрасте. Поэтому важно понимать, что начальные этапы, какими бы глупыми они не казались, просто обязательны. Без них ни одно дело не сможет совершиться. К сожалению, сейчас все пытаются сразу же перейти на что-то сложное, игнорируя начальные этапы. Это и разрушает весь процесс и его результат, ведь первые этапы безумно важны. Без них и дальнейшего успеха попросту не будет.
Создатель пословицы, к сожалению, неизвестен. Причиной этому является исконно народное происхождение пословиц. Раньше умные изречения формировались народными мудрецами, не старающимися попасть на страницы газеты или книги. Простые люди создавали пословицы для себя и своих потомков, коим нужно было передать мудрость своего времени. Эта же пословица была создана с такой же целью — передать знания, накопленные в течение многих лет. В этом случае они касались обучения и саморазвития.
Поэтому и целью пословицы было, наверняка, привлечение людей (а именно крестьян) к обучению. Стоит понимать, что в те времена почти все они были неграмотные. Просветители того времени хотели обучить крестьян хотя бы грамоте. Поэтому и появилась эта пословица. С ее помощью малообразованным крестьянам показывалось, что даже банальное обучение грамоте в дальнейшем приведет к мудрости. Наверняка, это отлично помогло наглядно это продемонстрировать. К слову, подобная цель выдает в создателе представителя высшего общества. Вряд ли крестьянин бы продвигал образование среди своих же. Это было выгодно лишь знатному человеку. Он-то, наверняка, и был создателем пословицы.
Помните, даже самые мелкие шаги в конце концов приведут нас к мудрости. Важно лишь не останавливаться, иначе все пропало. Даже такое простое действие, как изучение азбуки, рано или поздно станет причиной мудрости его совершившего. Поэтому помните — любые шаги ведут к собственной мудрости и успеху. Однако всего лишь одна остановка может испортить весь пройденный путь. Человеку нужно постоянно самосовершенствоваться — и это факт!
Викторина «Азбука – к мудрости ступенька»
Разделы: Логопедия
Программное содержание
Ход занятия
Логопед: Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг возьмемся за руки закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, пусть она сопровождает нас все занятие.
Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Для этого проведем викторину тема, которой будет русская народная пословица «Азбука – к мудрости ступенька».
Вас ждут интересные конкурсы и игры. Участвуют в викторине две команды – «Умники» и «Знайки». Все задания и игры находятся в этом красивом светящимся школьном портфеле (включается кнопка, портфель светится).
Конкурс 1 «Пословицы»
Логопед: Каждая команда читает выбранную пословицу и объясняет ее смысл.
Логопед: Молодцы ребята, как важно учиться и много знать.
Конкурс 2 «Проделки деда Буквоеда»
(Раздается стук в дверь. Входит дед Буквоед.)
Дед Буквоед: Привет, привет.
Логопед: А ты кто?
Дед Буквоед: Я Дед Буквоед! Хочу посмотреть, чему вы научились, наверное, и букв то не знаете, куда уж вам мои сложные задачки и ребусы разгадать.
Логопед: Давайте, покажем Деду Буквоеду, что мы знаем и любим родной язык.
На доске карточки со словами, у которых не хватает некоторых элементов.
(Книги, звонок, каникулы, перемена.)
Логопед:
Дед Буквоед: Ха-ха-ха! Это я съел буквы, ведь я буквоед. Теперь вы их не узнаете.
(Представители от каждой команды с помощью фломастеров (восстанавливают буквы и читают слова).)
Дед Буквоед: Ой-ой-ой! Не удалось мне скушать буквы.
Логопед: Ребята, дед Буквоед вам приготовил новое задание в каждом слове Дед Буквоед съел последнюю букву (П, Т, К, Х)
МА____, КО____, СО___, СУ___, ПО___, МО___.
Дети выполняют задание.
Дед Буквоед: Что же буду кушать я. А теперь самое трудное задание отгадайте ребусы и вы узнаете, какие предметы вы будете изучать в школе. (Педагог предлагает ребусы, на карточках вместо слов изображены картинки: число сто парта, сова, бусы, кобра, боты, сани.)
Дед Буквоед: Молодцы, ребята!
Логопед: Убедился Буквоед, что у нас грамотные ребята.
Буквоед: Проголодался!
Логопед: Ребята, сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Домики для звуков»
Выделение первого звука в слове по карточкам. Каждый ребенок получает карточку с картинкой под музыку двигаются по залу, как только закончится музыка дети занимают свои места в домиках. Если первый звук в слове:
4 конкурс «Незнайкины ошибки»
Логопед: Пока мы играли, к нам пришло письмо от Незнайки он просит нас помочь ему исправить ошибки.
Конкурс 7 «Загадки Феи Знаний»
(Звучит музыка, входит Фея Знаний).
Фея Знаний: Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык. И хотят стать грамотными людьми. Я вам приготовила загадки. Кто больше их отгадает «Умники» или «Знайки»?
Фея Знаний: Молодцы, ребята!
Подведение итогов.
Песня В.Шаинского «Если б не было школ…»
Логопед: Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Всего вам доброго! До свидания!
Описание презентации по отдельным слайдам:
Азбука — к мудрости ступенька
Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Стану я учиться в школе Разобраться в них смогу! БУКВЫ
Учит он читать меня С буквы А до буквы Я. Он не атлас, не словарь, А зовут его …
Что такое азбука? Система расположения букв в определённом порядке с их полным названием.
Что такое азбука? Начальное учебное пособие по обучению грамоте.
Аз да Буки – начало науки
Азбуку учат, во всю избу кричат
Первые русские буквари Страница из первого печатного букваря Ивана Федорова. 1574 г. Первый московский печатный букварь Василия Бурцова. 1634 г.
Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне
«Азбука» Л. Н. Толстого
«Азбука» Л. Н. Толстого Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа. «Учи, кукла, буквы! Это – А. Это Б – Бе. Смотри, помни»
«Азбука» Л. Н. Толстого Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
«Весёлая азбука» С. Я. Маршака
Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много пчёл. «Весёлая азбука» С. Я. Маршака
Варежки у Вари Пропали на бульваре. Воротилась Варя Вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. Вот ведь как!
«Мохнатая азбука» Б.В. Заходера
«Мохнатая азбука» Б.В. Заходера — Что ж ты, Ёж, такой колючий? — Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!
Грамоте учиться всегда пригодится. Сперва — аз да буки, а там — и науки. Книги читать — скуки не знать. Хорошая книга — лучший друг Чтенье — лучшее ученье Народная мудрость
Правила обращения с книгой
Правила обращения с книгой
Правила обращения с книгой
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! В.Берестов
Нарисуйте обложку к Азбуке
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Азбука – к мудрости ступенька
(для учащихся 1 классов)
1. Рассказ учителя (электронная презентация)
Кадр 1. Дорогие ребята! Совсем скоро в вашей школьной жизни произойдёт знаменательное событие – вы попрощаетесь с первой в вашей жизни книгой – букварём. В преддверии этого праздника мы с вами поговорим о грамоте и азбуке. Но сначала я загадаю вам несколько загадок.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу! (Буквы).
Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я.
Он не атлас, не словарь,
А зовут его … (Букварь).
Кадр 8 – 9. В старину была такая поговорка: «Аз да буки – начало науки», а про незнающего человека говорили, что он «аза в глаза не видел». В то время детей грамоте учили по-другому. Сначала заучивали буквы и их имена, причём ученики проговаривали все буквы вслух и хором. Представляете, какой шум был на уроке. Недаром, в те времена говорили: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Затем, выучив все буквы, учили слоги (склады) и тоже все вместе хором: буки, аз – ба, веди, аз – ва, глаголь, аз – га и т.д. И только, выучив все слоги, приступали к чтению. Читать приходилось длинные, не всегда понятные тексты, это было неинтересно и утомительно.
Кадр 10. Самый первый русский букварь был напечатан в 1594 году первопечатником Иваном Фёдоровым. В 1634 году был напечатан первый московский букварь Василия Бурцова.
Кадр 11. А по этим букварям и азбукам учились читать ваши бабушки и дедушки, мамы и папы и вы сами.
Известный русский писатель Л. Н. Толстой устроил в своем имении «Ясная поляна» школу для местных ребятишек, а для того, чтобы им было легче учиться читать, он написал «Азбуку»: небольшие рассказы из 2-3 предложений с простыми, понятными словами, сюжетами, взятыми из жизни детей. И ученики яснополянской школы с интересом читали эти рассказы.
Кадр 14 – 15. Чтение рассказов из «Азбуки» Л. Н. Толстого.
Кадр 16. «Азбука» Л. Н. Толстого предназначалась для детей, уже знающих буквы и умеющих читать. А для того, чтобы детям легче было запомнить все буквы и их порядок, русский поэт С. Чёрный написал цикл стихов «Живая азбука». На каждую букву алфавита – небольшой стишок и картинка (чтение). Эта азбука была написана давно, в начале ХХ века, и многие дети того времени с её помощью легко и быстро заучивали алфавит.
Кадр 19 – 21. В книге Е. А. Благининой «Букварик» («Научусь – ка я читать») стихи побольше и многие из них о детях (чтение).
Кадр 25. Об азбуке, грамотности и чтении в народе сложено немало пословиц и поговорок. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Кадр 26 – 29. Книги – наши друзья, А знаете ли вы, как надо обращаться с книгой? Давайте вспомним некоторые правила.
Кадр 30. И в завершение нашей беседы мне хотелось бы познакомить вас с замечательным стихотворением В. Берестова «Читалочка».
Мудрости покачто больше не вижу пордон.
Определите склонение существительных, данных в скобках?
Определите склонение существительных, данных в скобках.
1. Не бросай друга в (несчастье).
2. Помогай другу в минуту (опасность).
4. По (наружность) о (человек) не суди.
Что о склонения и падеже имен существительных могут рассказать данные окончания?
Что о склонения и падеже имен существительных могут рассказать данные окончания.
Написать 10 существительных дательного падежа 2 склонения?
Написать 10 существительных дательного падежа 2 склонения.
Спиши пословицы, ставя имена существительные в нужном падеже?
Спиши пословицы, ставя имена существительные в нужном падеже.
Укажи падеж и склонение.
Выдели окончания, три вещи проверяются в трёх случаях : стойкость в (опасность), мудрость в гневе, дружба в нужде.
Солдат из пригоршни напьётся, на (ладонь) пообедает.
Сила (жизнь) в дружбе.
Сравни родительный и дательный падежи имен существительных?
Сравни родительный и дательный падежи имен существительных.
По работе и мастера знать.
Определите склонение существительных?
Определите склонение существительных.
1. Не бросай друга в (несчастье).
2. Помогай другу в минуту (опасность).
4. По (наружность) о (человек) не суди.
Открытое занятие по обучению грамоте на тему «Азбука — к мудрости ступенька. Звук и буква «О»
Мария Ботвиньева
Открытое занятие по обучению грамоте на тему «Азбука — к мудрости ступенька. Звук и буква «О»
• Воспитывать у детей внимательное отношение к словам;
• Продолжать обогащать словарь детей пословицами и поговорками, упражняя в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости;
• Развивать фонематический слух;
• Познакомить с буквой «О»;
• Развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Оборудование: «Азбука», букварь, карточка с изображением буквы «О» (шрифт черный, буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага.
Ход занятия
1. Вводная беседа по теме занятия.
Педагог показывает детям «Букварь».
– Это первая книжка, с которой начинает знакомиться первоклассник в школе. Называется она «Букварь».Вслушайтесь в это слово: БУКВА – рь. Какое слово вы услышали? Правильно, слово «букварь» произошло от слова «буква». В букваре живут буквы. Раньше (много лет тому назад) первой книжкой маленьких детей в школе была «Азбука».
Дети по предложению педагога медленно произносят слово «АЗ-БУКА», вслушиваясь в его звучание.
– Что, по-вашему, обозначает это слово?
Выслушиваются ответы детей.
– Название книги сложилось из первых двух букв: АЗ-БУКА. Раньше буквыимели названия-имена: «аз», «буки», «веди», «глаголь». Чтобы запомнить все названия букв, надо было много потрудиться,вот почему раньше говорили:
«Аз, буки, веди страшат что медведи»
«Аз да буки избавят нас от скуки»,
«Сперва аз да буки, а там и науки»,
«Без муки нет и науки»,
«Больше знать, так меньше спать».
Но когда человек осваивал азбуку, то есть знал все буквы, научался читать, то мог прочитать любую книгу.А известно: «С книгой поведешься – ума наберешься».Вот почему в народе говорили: «Азбука – к мудрости ступенька».
Физкультурная минутка «Кузнечики»
Сели, травушку покушаем,
Прыгай на носках легко.
2. Фонетическая зарядка.
– Какой звук мы произносим, когда сильно удивляемся?
– Кто из друзей Винни-Пуха потерял свой хвост? (Ослик.)
– В каждом доме кроме дверей есть еще о? (Окна.)
– Какой звук вы слышите в начале слов «ослик» и «окна»?
3. Артикуляционная гимнастика.
Губки в овале округлы, как «О».
«О» повторяем еще и еще.
4. Игровое упражнение «Кто больше?».
1) Придумайте слова, в которых звук [о] был бы в начале (отдых, овод, в конце слова (кольцо, молоко, перо).
2) Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).
3) Назовите имена людей, клички животных, в которых есть звук [о]?
5. Знакомство с буквой «О».
Педагог показывает детям букву «О»,сопровождая показ словами:
В этой букве нет угла,
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
– На какие предметы, которые окружают нас, похожа буква «О»? (Ответы детей.)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
Дети рисуют букву «О» пальчиком в воздухе, выкладывают шерстяной ниточкой на бархатной бумаге.
6. Работа в тетрадях.
Задание: превратить буквы в знакомые предметы.
7. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II повинна дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (два полукруга) и складывают в конверт.
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [Ш]» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Ш. Задачи: 1. Развивать фонематический слух. 2. Развивать навык позиционного анализа звука в слове.
НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.