Что означает азм есмь
Что означает «Аз есмь»
«Аз есмь»: не просто слова
«Аз есмь» — так на славянском языке звучит выражение, которое Господь употребляет несколько раз в Евангелии. «Аз» в переводе на русский — это «Я», «есмь» — значит «есть» от глагола «быть». Однако в Библии это — не просто грамматическая форма.
Произнося слова «Я есмь Сущий», Господь произносит имя Яхве, так как на греческий язык это еврейское имя переводилось именно такими словами — «Я есмь Сущий» (Исх. 3,14 и др.).
Иисус говорит «Аз Есмь»
Во времена Христа произнесение Божественного имени было строжайше запрещено, Имя Господа произносили только во время богослужения. Нарушение этого запрета каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Реакция иудеев на слова Христа становится понятна.
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59).
Иисус говорит немыслимое для иудеев, утверждая, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе «есмь«, что явно дает понять — Его существование не равно человеческому, оно вечно. Прежде о себе так говорил только Господь в Ветхом Завете. Для иудеев это было богохульством, так как они не знали, Кто стоит перед ними.
На что указывают слова «Аз есмь?»
Некоторые православные богословы и библеисты XX века считают, что в ответе Христа есть прямое указание на Его Божественное достоинство, чего иудеи также не смогли потерпеть, так как не поверили в это.
Сложность в утверждении того, что Иисус Христос произнес запретное имя Божие состоит в том, что Христос говорил на арамейском, Евангелие написано на греческом, а Тора на древнееврейском языке, поэтому невозможно точно понять, каким именно слова произнес Христос. Однако вероятность того, что «Аз есмь» является Божественным именем очень велика.
Читайте также:
Аз есмь. Как отразилось изменение местоимения на характере целого народа
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Как корабль назовёшь, так он и поплывет
Эта знаменитая фраза родилась из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», где герои назвали свою яхту «Победа». Однако, первые две буквы сразу отвалились и получилась яхта «Беда» со всеми вытекающими последствиями.
В ней имелось две буквы «А»
Изображалось оно так:
«Пять точек, две из которых соединены вертикальной линией (человек прямостоящий и передвигающийся с помощью двух ног) и две – горизонтальной (две работающие руки)
пятая точка слева вертикальной линии символизирует разум, управляющий всеми действиями человека и в то же время существующий сам по себе (всякая человеческая мысль является не вторичным продуктом биоэнергии мозга, а нераздельной её частью, мы же знаем с закон сохранения энергии).
Из древнерусской азбуки
По смыслу «Аз» стал представлять собой человека, повернутого спиной вперёд и не видящего своего пути.
И вот теперь самое важное.
Снова приходится вспоминать реформы Петра 1.
Помимо изменения календаря, часов (называемых ранее часомерьем), был введён и гражданский шрифт по западному образцу. Исключены буквы «пси», «омега», «земля», «юсы» и узаконены буквы «Э» и «Я».
Я. К. Грот. «Русское правописание» (1894г.)
В результате удаления букв, находящихся после юсов, «Я» оказалась последней.
А в местоимение она превратилась по тому же западному образцу.
С какой стороны не взглянуть, но воспринимать себя как духовную личность, нам приходится через английское искажение действительности.
И на тонком уровне мы в кабале от английского видения мира.
Но в их языке имеется утверждение себя через форму:
I am – ай эм ( Я есть).
А у нас даже и этого не осталось. Только «Я» в конце алфавита.
Вот и мечется русский человек в поисках своей сущности.
Называет себя «Я» вместо Аз – духовное Начало, озарённое Знанием.
Мало того, что суть божественную задвинули на задний план, но ещё и греческим словом «эго» добивается русское самосознание.
Какое такое дополнительное «эго» ищут знатоки-психологи в русской душе? Ведь в греческом и латыни «эго» и есть местоимение «Я».
Образовались эти местоимения, как ни странно, из глаголицы.
А теперь любопытные наблюдения:
Русский же человек наоборот в настоящее время себя принижает, прощая ВСЁ и ВСЕМ.
Мы разучились называть себя Азами, Асами
Сначала Азы назвали Язы – Язык. А потом наших предков прозвали язычниками. И стали мы «якать».
Ф. Буслаев » Учебник русской грамматики»
Когда мы говорим «ас», подразумевая человека, достигшего в каком-то деле совершенства, это тоже про Аз. И боги скандинавского эпоса недаром зовутся Асами, а мир, в котором они живут, именуется Асгард (город Асов).
Но если вернуть нам своё Истинное имя «Аз» и почувствовать, что мы
и есть Дух, все ложные наслоения вмиг растворятся и придёт осознание себя как Разумного Существа, являющегося частью Природы и всей Вселенной.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Азмъ есмь царь! Или как одна фраза Путина во время «прямой линии» упекла за решетку мать двоих детей
«Если ударили по одной щеке — подставь другую», — учит Священное Писание. И часто смысл этих слов искажают до абсурда — мол, христиане вообще не имеют воли и не могут за себя постоять. Это не правда, и Библия содерит немало примеров возмездия верующих людей своим обидчикам.
Бог же говорит нам о другом: о том, что не нужно тратить силы и время на месть. Как же так? Ладно в Индии, у них есть карма. А в православии как? Обидчики остаются безнаказанными? Вовсе нет. Господь прямо говорит: «Мне отмщение и Аз воздам».
Эта фраза имеет значение — не мстить, а доверить это Богу
Сразу поговорим о значении выражения «Мне отмщение и Аз есьм воздам». Это выражение на церковнославянском языке. В переводе на современный язык оно звучит следующим образом: «На Мне лежит отмщение, и оно придет от меня», то есть, если выразиться более обыденным языком: «Не мстите сами, это сделаю Я».
Эта фраза значит: «Не мстите сами, это сделаю Я». Произносит её Бог
Эта фраза получила широкое распространение благодаря Льву Николаевичу Толстому. Он использовал её как эпиграф в романе «Анне Каренина».
Впервые фраза об отмщении сказана Господом Моисею
Произносите и объявляйте
Каждый раз, когда вы произносите: «Я Един с Богом», вы фактически претендуете на дар Божий, который представляет собой жизнь, наполненную смыслом. Каждый раз, когда вы боретесь со страхом, и каждый раз, когда вы доверяете свою жизнь Богу, вы на самом деле удлиняете свою жизнь, ограничиваете атаки болезней на вас, что приводит к хорошему благополучию и здоровью, ведущих к более осмысленной жизни.
Повторение слов о результатах и ситуациях, которые разворачиваются в вашу пользу благодаря этой практике, призывает энергию, стоящую за этими словами. Произнесите: «Я ЕСМЬ», а затем чувство или действие или утверждение, которое заявляет о ваших благословениях. Даже если вы еще не видите доказательства того, что это утверждение истинно, знайте, что своими словами вы вызываете в самих себе позитивное намерение.
Наличие веры означает, что вы можете объявить себя достойными быть всем, кем и чем вы желаете быть. «Я ЕСМЬ» настолько мощно, в том, что есть, и не позже, «Я буду» или в прошлом «Я был». Это указано в настоящем времени, чтобы вы могли немедленно «быть» всем, что содержится в словах и намерениях. И так оно и есть…
Воспользуйтесь комплектом из 2-х медитаций Активация Могущественного Присутствия Я Есмь, чтобы пригласить в свою жизнь Божественное Присутствие и начать расширять себя изнутри.
В Библии эта фраза встречается в двух местах
Чтобы понять смысл этой фразы, стоит прочесть её в существующем контексте. В первых раз мы находим её в книге Вторазакони:
«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих? У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них.
Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне» (Книга Второзаконие 32:28–36).
глава Второзакония содержит фразу: «Мне отмщение Аз воздам»
В этой главе Второзакония Господь осуждал народ Израиля за то, что тот забывает Бога. Всевышней говорит, что мог бы стереть весь народ Свой, но не станет этого делать, чтобы враги Израиля не восприняли это как свою победу.
Господь останавливается на теме врагов и говорит, что их заступник — не ровня Всевышнему. Он также перечисляет Свои качества, говорит о Себе как о всезнающем и о Том, у Кого «отмщение и воздаяние». Он говорит, что Сам будет судить народ свой, но не забудет о милости.
Фраза «Мне отмщение и Аз воздам стала ширко известной благодаря апостолу Павлу
Второй раз это выражение встречается в послании Апостола Павла, который заостряет внимание не на контексте, а на том, что означает фраза. Он видит в ней наставление не отвечать злом на зло:
«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
Аз есмь. Смысл прошлого, настоящего и будущегоВладимир Коляда, 2013
Возникновение Вселенной и Солнечной системы в терминах науки и логосов
Считается, что наша Вселенная возникла приблизительно 13 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва, в который развернулась первая частица. Считается, что следы этой частицы сейчас выглядят как флуктуации, говоря иначе, случайные перепады реликтового теплового фона нашей Вселенной. Как эта частица возникла и какими свойствами обладала — наука не знает. На этот счет есть разные гипотезы, в том числе и такие, в которых Вселенная нечто вроде вещи в себе, относительно которой вопрос о том, что находится за пределами нашей Вселенной, просто некорректен. Есть и такие, в которых наша Вселенная лишь одна из многих Вселенных рождающихся и умирающих в некоем суперкосмосе. С эзотерической точки зрения наша Вселенная возникла как единичная информация (аналог первой частицы в терминах науки) на фоне мира, о котором вообще почти ничего нельзя сказать, кроме того, что он содержал некий потенциал, пребывающий в состоянии непроявленного бытия. Иногда это состояние трактуется как состояние сна, обычно сна Брахмы или Вишну — вечного Бога. Проснувшийся Брахма начинает творить, или (в иных вариантах) позволяет возникнуть множеству Вселенных в которые проецируется сам в виде так называемых логосов, т. е. сущностей курирующих и представляющих собственно конкретную вселенную, которая начинает по правилам этого логоса развиваться. При этом, высший логос по мере своего развития порождает иерархию логосов. Таким образом, эзотерическое знание (как более древнее) предвосхитило открытия и гипотезы современной науки.
Но двинемся дальше в глубину Логоса.
После большого взрыва и относительно быстрого расширения из неоднородностей газа стали формироваться скопления галактик и отдельные галактики, т. е. Логос нашей Вселенной приступил к дифференциации. Возможность образования звезд благоприятных для жизни в галактике зависит от массы центральной галактической черной дыры и ее активности. Наша Галактика в этом смысле довольно благоприятна. Наше галактическое ядро, не слишком активно и довольно мало, но в то же время оно достаточно велико, чтобы препятствовать образованию слишком большого числа сверхмассивных звезд. И в то же самое время наша галактика относится к разряду гигантских, а значит, располагает обширной и относительно спокойной периферией в своих рукавах. Т. е. наш Галактический Логос сформирован изначально как благоприятный для жизни.
В астрофизике принято считать, что наше Солнце образовалось путем сжатия межзвездного галактического газа, в основном это был водород, под воздействием газовых ударных волн, которые были порождены взорвавшимися массивными звездами прежних поколений. Взрывы эти происходили около 8–5 миллиардов лет назад и наблюдаются изредка и теперь. Взорвавшиеся звезды (их называют сверхновыми) в процессе взрыва своих верхних слоев синтезировали и выбросили в космос большое количество распыленных и газообразных тяжелых элементов, которые позже конденсировались под действием магнитных и гравитационных полей в известные нам планеты Солнечной системы, кометы, астероиды и Солнце. Из-за сжатия первичного газового облака к своему гравитационному центру образовалось протосолнце и оно интенсивно сжималось, в результате чего газ, из которого оно тогда состояло, разогревался. Затем наша образующаяся звезда нагрела глубины своих недр настолько, что в ее центре запустились термоядерные реакции, превращающие водород в гелий и наша звезда начала излучать свет. Под воздействием излучения Солнца, близкие к нему планеты быстро потеряли легкий водород, в результате чего образовались каменистые и горячие тогда еще планеты с атмосферой, состоящей из более тяжелых газов. Причем эти протопланеты сталкивались и подвергались бомбардировке кометами и астероидами, тем самым они наращивали свою массу. Таким образом, мы сами — буквально дети звезд, просто в силу того, что состоим из материи, которую синтезировали древние звезды.
Религиозные тексты ведического корня говорят — вселенных множество, каждой вселенной соответствует свой локальный дух или логос, порождающий свои внутренние элементы — логосы в процессе развития конкретной вселенной и сам постоянно изменяющийся, проходящий стадии творца, охранителя и разрушителя. В этом смысле наша вселенная не исключение, не исключение и наша звездная система, Солнце и наша планета. Вообще с эзотерической точки зрения астрономические объекты обладают своими логосами. Это довольно сложно себе представить, руководствуясь житейским здравым смыслом. Мы не можем говорить о явной разумности Солнца или планеты в привычном нам человеческом смысле, но мы не может отрицать квантовые эффекты, природа и причинность которых нам совсем не очевидны. А между тем, именно эти факторы составляют судьбу или (в религиозном понимании) карму любой планеты или иного астрономического объекта.
Наша Земля, благодаря случаю — соударению с другой планетой (названной Тейей), по размерам сходной с Марсом, получила свое осевое вращение и соседку — Луну. Если бы такого соударения не было, Земля, вероятно, была бы повернута к Солнцу только одной своей стороной и условия на Земле для образования жизни были бы намного менее благоприятными. Впрочем, есть и другая гипотеза, согласно которой изначально, еще до соударения, Земля вращалась весьма быстро, в том случае климат был бы теперь существенно иным, и материки тоже были бы иными. О том, что Луна управляет горбами приливов, а также подъемом и опусканием материков, упоминается в Пуранах.
Василий Великий говорил, смысл фразы не только в обещании воздаяния, но и в призыве не обижаться
Смысл фразы интересовал выдающихся комментаторов Священного Писания. Один из них — святитель Василий Великий. Он обращает внимание на то, что апостол Павел призывает дать место гневу Божьему, и старается растолковать, что же это значит:
«Не себе отмщающе, возлюбленне, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Какому гневу должны мы давать место? Божию. Так как обиженный всего более желает видеть и насладиться возмездием за свою обиду, то Бог дает тоже самое в большей мере: если ты сам не отомстишь, Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит (апостол), предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу. Потом для большего успокоения (апостол) привел свидетельство и, этим еще более ободрив слушателя, требует от него и большего любомудрия, говоря: аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его. Cиe бо творя, углие огненно собираеши на главу его (Притч. XXV, 22, 23). Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (ст. 20, 21). Зачем я говорю, продолжает (апостол), что надобно жить в мире с врагом? Я повелеваю и благодетельствовать ему. Ухлеби его, напой, — сказано. А так как он заповедал весьма трудное и великое, то присовокупил: cиe бо творя, угли огненно собираеши на главу его.
Святитель Василий Великий подчёркивал, что эти стоки предназначены для того, чтобы дарить верующему надежду на воздаяние:
Василий Великий утверждал, что этой фразой апостол Павел дарил надежду обиженным
Также Святитель Василий Великий обращает внимание на то, что нужно не только не мстить, но и не помнить обиду:
«И этим он как бы слегка намекнул, что не должно поступать с таким намерением, так как помнить обиду — значит уже быть побежденным злом. Сначала (апостол) не сказал этого, потому что было еще неблаговременно; когда же истощил гнев слушателя, тогда и присовокупил, говоря: побеждай благим злое. Это и есть победа. Ведь и боец удачнее одерживает победу не тогда, когда подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден тратить силу на воздух. Таким образом, он не только сам спасается от ударов, но и истощает всю силу противника».
Феофан Затворник учил, что человек местью лишает Бога шанса на возмездие и берёт на себя грех
Святитель Феофан Затворник предлагал разобрать цитату из Священного Писания ещё и в другом смысле. Он считает, что цитатой из Ветхого Завета апостол Павел усиливает свой призыв не отвечать злом на зло:
Феофан Затворник считал людское отмщение препятствием для Божественного возмездия
«Уже говорил, чтоб не воздавали злом за зло: что и значит не отмщать за себя. Что же значит новое внушение не отмщать за себя? Или повторение того же для усиления заповеди; потому что отмщение так соблазнительно и такою благовидностию прикрывается, что и не считается грехом, — а между тем случаи к тому в житейских столкновениях очень часты. Этим повторением напоминает Апостол быть внимательными, не прорвалось бы как чувство или дело мщения».
В то же время видно, что Феофан Затворник сталкивается с определёнными трудностями. Он будто бы обнаруживает во фразе апостола Павла призыв к смирению, но не может этого утверждать. Святитель пишет осторожно, напоминая, что он только предполагает:
Наконец, святитель считает, что фраза может быть достаточно ёмкой, чтобы вместить разные смыслы. Но главное в ней — обещание суда Божьего и Его возмездия:
«То или другое намерение припишем Апостолу, более всего должно обратить внимание на выставляемое здесь побуждение к неотмщению, именно — предание дела суду Божию. Отмщающий считает дело свое правым и, отмщая, держит ту мысль и то чувство, что стоит за правду. Пресечение отмщения кажется ему будто отступлением от правды. Апостол делает отвод этому помышлению, говоря как бы: правда ничего от твоей уступчивости не потерпит. Есть отмститель правды — Бог. Предай дело отмщению Божию; Он воздаст, если должно. Это и значат слова: дадите место гневу, — гневу Божию, то есть праведному Его воздаянию: ибо у Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему. Так толкует святой Златоуст: “Чьему гневу должны мы дать место? Божию”».
Феофан Затворник уверяет, что Господь жаждет отмщения не меньше чем тот, кого обидели. Так что мы вполне можем доверить Всевышнему возмездие:
«И как обиженный всего более желает видеть сие, дабы насладиться мщением; то Бог даст то самое в большей мере. И если ты сам не отмстишь, то Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит Апостол, предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу! Ту же мысль выражает несколько сильнее и блаженный Феофилакт: “дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас”».
А вот от самостоятельного отмщения святитель предостерегает. Он сообщает, что если ты решишь сам за себя отомстить, то рассчитывать на возмездие Божие уже не придётся:
«”Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже?” — Экумений прибавляет: “если ты сам отмстишь за себя, то гнев Божий, пришедши, не будет иметь, что воздать обидевшему, потому что ты наперед уже взыскал с него”».
«А Амвросиаст наводит даже на такую мысль, что гнев Божий, пришедши, найдет, что ты, взявшись стоять за правду, преступил меру правды, взыскав более должного, паче меры, и, вместо воздаяния обидевшему тебя, тебе воздаст за излишек взыскания, допущенный тобою. А что это возможно, можешь судить по свойству гнева, всегда стоящего в содружестве с отмщением. Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: гнев мужа правды Божией не соделовает (ср.: Иак. 1, 20). Амвросиаст именно пишет: «для сохранения союза мира Апостол убеждает воздерживаться от гнева, потому особенно, что в гневе нельзя не погрешить: ибо движимый гневом обычно взыскивает более, нежели сколько требует неправое дело, — чем и себе самому причиняет вред, оказываясь неправым по причине несоразмерного взыскания, и обидевшего делает худшим, тогда как снисходительностию мог бы исправить его».
Месть — пагубный поступок для христианина, только Бог вправе совершать отмщение
В конце Фефоан Затворниек подводит итог. Если позволить себе гнев, то под образом праведности сам совершишь пагубный поступок:
«Почему премудрый Соломон учит: не буди правдив вельми… есть праведный погибали в своей правде (ср.: Еккл. 7, 17, 16): ибо когда гнев обдержит нас, находит в нас место враг и, под благовидностию правды, внушает неправое и пагубное».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
«Аз есмь» и аз несмь
Наше существование изначально и необходимо укоренено в существовании Божественном. Забвение этого факта ничего не меняет в отмеченном духовном законе. Чем ближе мы к Богу, тем больше в нас жизни, чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше в нас жизненных сил и тем глубже мы погружаемся в область смерти, в область небытия. Эту закономерность можно проиллюстрировать известными евангельскими событиями.
Фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею
В нескольких случаях в евангельском повествовании Господь употребляет выражение ἐγὼ εἰμί, что по-славянски звучит как Аз есмь, а на русский обыкновенно переводится как это Я, и реже — Я есмь. Но дело в том, что в еврейском языке фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею у подножия горы Хорив (Исх. 3,1), и в письменном начертании известна как священная тетраграмма.
Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на наш взгляд, показательных. Это Евангелие от Иоанна, 8 глава, 58 стих и 18 глава с 5 по 7 стих в том же Евангелии.
В первом случае Господь, отвечая на упоминание иудеями Авраама, произносит фразу: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8,58). Почему после этой фразы оппоненты Христа уже не пытаются продолжить беседу, но делают попытку умертвить Его: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8,59). В чем причина столь молниеносной реакции?
Вполне возможно, что причина заключается в том, что Господне «Я есмь» здесь является Божественным именем, произнесенным «его буквами». Сложность состоит в том, что Евангелие написано на греческом, Христос говорил на арамейском, а Тора написана на еврейском. Поэтому нам трудно понять, какие, собственно, слова употребил в этих местах Господь. Тем не менее, велика вероятность того, что Господь наш Иисус Христос произнес запретное имя Божие.
Дело в том, что еврейский и арамейский языки относятся к одной языковой группе и являются родственными. Кроме того, знание Торы также было невозможно без знания еврейского языка. Божественное имя, открытое Моисею (Исход 3,14), начертание которого יהוה называется священной тетраграммой, имеет достаточно много вариантов прочтения. Наиболее распространенный перевод – «Сущий» или «Аз есмь». Английский этнограф Эдвард Тайлор заметил: «Если запрещенное имя есть употребительное в разговоре слово или если оно только несколько походит на такое слово, то оно выкидывается и заменяется другим»[1]. Поэтому само выражение, ставшее у еврейского народа именем Бога, выходит из повседневного употребления. Тем не менее, имя это еще не забыто в еврейском народе, поскольку оно произносится за богослужением. Есть некоторые талмудические данные, «по которым употребление тетраграммы при богослужении продолжалось до самого разрушения второго храма»[2].
Публичное произнесение этого имени строго запрещалось, а нарушение запрета наказывалось карами небесными и земными. «Во II веке авва Саул на всякого, осмеливающегося произнести это имя, провозглашает грозное запрещение – лишение прав в будущей жизни»[3]. Есть свидетельство этого же века, что осмелившиеся нарушить запрет карались смертью: «Когда привели рабби Ханина бен-Терадиона, то его спросили: почему ты занимаешься Торой? Он ответил: потому что יהוה, мой Бог, повелел мне. Тотчас решили его сжечь… Почему постановили над ним приговор смерти сожжением? Потому что он Божественное имя произнес его буквами»[4].
Произнесение священного имени было табуировано, и нарушение этого табу каралось смертью
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, во времена Христа библейское Божественное имя «Аз есмь» было известно в израильском народе. С другой стороны, произнесение священного имени вне храмового богослужения было табуировано, и нарушение этого табу каралось вплоть до смертной казни.
В свете сказанного, становится более понятной ответная реакция иудеев на слова Христа: Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59).
В подтверждение обозначенной версии мы можем привести толкование на этот евангельский отрывок свт. Иоанна Златоуста: «Почему же Он не сказал: прежде даже Авраам не бысть, Я был, но – Аз есмь? Как Отец Его употребил о Себе это слово: есмь, так и Он. Оно означает присносущность бытия независимо ни от какого времени. Поэтому слова Его и показались им богохульными. И если они не потерпели сравнения с Авраамом, хотя это и не так важно, то могли ли перестать бросать в Него (камни), когда Он стал часто сравнивать Себя с Богом?»[5]
К этим же выводам пришли и некоторые православные богословы и библеисты XX века. Так, епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «Как утверждение собственного бытия в полном и единственном смысле слова, ἐγὼ εἰμί в греческом подлиннике и “Я есмь” в современном переводе допускает сближение с ветхозаветной Тетраграммой. В этом понимании ἐγὼ εἰμί могло бы выражать откровение во Христе Отца. Но учение Иисуса в гл. VIII кончается торжественными словами ст. 58: …истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь. Господь заключает беседу торжественным свидетельством не только о Своем предсуществовании, но и о предсуществовании в Божественном достоинстве»[6].
И в другом евангельском отрывке мы так же предполагаем в ответе Христа прямое указание на Его Божественное достоинство.
Неудивительно, что служители от первосвященников и фарисеев (Ин. 18,3), слышавшие это великое и страшное имя в храме в День очищения, но боявшиеся даже наедине с собой произнести его вслух, услышав его как самосвидетельство из уст Сына Божия, не могли устоять на ногах. Они пришли схватить самозванца-назарянина – и вдруг, на мгновение, словно в блистании молнии, увидели перед собой Сущего. Тварь падает ниц пред своим Творцом, падает на землю, из которой и произошла.
Кроме того, поклонение при чтении тетраграммы для евреев было частью привычного ритуала, поскольку в храмовом богослужении во время проговаривания первосвященником Божественного имени «близ стоящие падали вниз лицом, дальние говорили: да будет благословенно славное имя Его во век. Но ни те, ни другие не трогались, пока имя это вновь не скрывалось от них»[8].
Отречение апостола Петра
Итак, если Господь есть Тот, Кто поистине существует, то что же есть человек сам по себе? Это нам показал апостол Петр в своем ответе служанке первосвященника. После взятия Христа под стражу ближайший ученик впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пред читателем Евангелия предстает человек, который хочет скрыться, остаться неузнанным, возможно даже – исчезнуть, испариться, аннигилироваться, одним словом – не быть.
Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую
Петр отрекается от Христа, но для нас показателен ответ, который он дает вопрошающим. В русском переводе это простое отрицание: нет (Ин. 18,17, 25, Лк. 22,58), но в славянском мы находим более точный перевод греческого: «οὐκ εἰμί» («несмь»), что дословно будет означать «не есть я». Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую. Несколько изменив, мы получаем: я не есть или, если по-славянски: аз несмь. Чтобы усвоить нравственный урок из ответа апостола, вернемся к теме, с которой начали наше рассуждение.
Бог есть Сущий. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5,26). Человек, как и весь мир, создан из ничего и не имеет автономного источника существования. Он существует только в меру причастности к Богу. Вне Бога – вне жизни. Если человек не утверждается на незыблемом фундаменте божественного Аз есмь, он не только соскальзывает в бездну небытия, в бездну своего изначального ничто. Он не может даже дать внятное обоснование своему собственному существованию, которое представляется в этом случае лишь игралищем стихий. В этом случае нельзя найти никаких серьезных доводов в подтверждение реального личностного существования.
Некоторые философы обращали свое внимание на эту безосновательность существования вне Бога. К примеру, английский мыслитель Дэвид Юм писал: «Если идея нашего я порождается некоторым впечатлением, то оно должно оставаться неизменно тождественным в течение всей нашей жизни, поскольку предполагается, что наше я таковым именно и остается. Но нет такого впечатления, которое было бы постоянным и неизменным. Страдание и наслаждение, печаль и радость, страсти и ощущения сменяют друг друга и никогда не существуют все одновременно. Итак, идея нашего я не может происходить ни от этих, ни от каких-либо других впечатлений, а следовательно, такой идеи совсем нет»[9].
То есть при подобном подходе человек представляется не личностью, не субъектом, а неким явлением, вроде радуги или северного сияния, некоторым непрестанно меняющимся набором материальных и, возможно, даже духовных элементов, случайным соединением, обреченным на бесследное исчезновение. Отсюда и учение индуизма о майе, о мире как иллюзии, как различных модификациях безличного Брахмана, который и сам не имеет свойства бессмертия.
Безосновательность человека вне Бога, отсутствие у него «жизни в себе»[10] особенно остро ощущают святые. Эта тема рефреном звучит в «Исповеди» блаженного Августина.
Все творение, и тем более человек, имеют необходимым условием своего существования утвержденность в бытии божественном: «Все, что есть, есть только потому, что Ты есть»[11]; «Каждое создание существует только потому, что Ты знаешь его»[12].
Человек вне Бога теряет жизнь, будучи недостаточным по природе к автономному существованию: «Истинно существует только то, что пребывает неизменным. «Мне же благо прилепиться к Богу», ибо если не пребуду в Нем, не смогу и в себе»[13].
Бог для человека значит больше, чем душа для тела: «Он жизнь жизни твоей»[14].
Жизнь вне Бога – жизнь ненастоящая, некая подделка под жизнь, ее суррогат, жизнь условная, жизнь, отравленная ядом смерти, умирание, недостойное именоваться жизнью: «Я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту – сказать ли – мертвую жизнь или живую смерть»[15].
Только в Боге человек обретает истинное существование: «Да не в себе найду жизнь свою: я плохо жил собой, смертью был я себе – в Тебе оживаю»[16].
Другой возможности жизни для человека не существует: «И настоящая счастливая жизнь в том, чтобы радоваться Тобой, от Тебя, ради Тебя: это настоящая счастливая жизнь, и другой нет»[17].
Христианин же имеет твердую надежду на свое реальное существование не только во времени, но и в вечности, потому что он получает это существования от Самого Сущего, от Того, Кто поистине Аз есмь, и Кто оставил нам обещание, которое неизмеримо надежнее всех человеческих гарантий: ибо Я живу, и вы будете жить (Ин. 14,19), ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”, – в славу Божию, через нас (2 Кор. 1,20).