Что означает баллы в школе
5-балльная или 10-балльная система оценок в школе
Время чтения: 6 минут
«Получить пятерку» – понятная и амбициозная задача мотивированного школьника в советские времена в наши дни не совсем однозначна. Балл, который является максимальным в школе с традиционной 5-балльной системой, становится аналогом тройки в школе с 10-балльной системой. «Одни пятерки по итогам года» – не всегда повод для гордости, хотя, справедливости ради, удобно, ведь можно и не уточнять, по какой шкале выставлялись оценки.
Ну а если серьезно, система оценивания знаний – это основной объективный инструмент для понимания уровня развития ребенка, маркер проблем и возможность оценить прогресс в обучении.
С вами Mr. Great, и мы говорим о системах оценок в школе.
Система оценки знаний. Экскурс в историю
5-балльная система оценок в России появилась в первой половине 19-ого века. Однако, есть нюанс – высшим баллом тогда считалась единица, а пятерки, напротив ставили отстающим ученикам! Начиная с 1837 года в силу вступила привычная нам балльная система оценивания по возрастающей, от 1 до 5.
До этого учителя выражали свое мнение относительно успехов учеников развернутыми комментариями. «Похвальное» или «посредственное» отношение к работе, трудности в обучении или выдающиеся достижения глубоко анализировались и доносились до родителей в виде подробных характеристик.
Подобная традиция в трансформированном формате сохранилась во многих международных школах и сейчас! Например, в Heritage School в качестве системы оценок мы получаем обстоятельные отчеты по успеваемости детей, а не только табели.
Однако, в большинстве государственных школ на протяжении десятилетий 5-балльная шкала оставалась единственным методом аттестации учащихся.
Интересно, как менялось словесное описание оценок. Если в царской России двойки означали лишь «слабые успехи», то в советские времена появилось понятие «неудовлетворительно»! Какую отметку комфортней получить ученику? Не нужно быть специалистом в детской психологии, чтобы понять: первая формулировка может послужить мотивацией, а у второй окраска явно негативная – звучит как осуждение без права апелляции!
5-балльная система оценок в школе
В пятибалльной шкале оценок учитель формально имеет возможность поставить ученику отметку от 1 до 5. Однако, на практике, эта система по сути является трехбалльной, так как единицы и двойки не выставляются ни как четвертные, ни как итоговые оценки.
Смысловая интерпретация 5-балльной системы следующая:
5-балльная система привычна и понятна как родителям, так и ученикам. Ребенок, хорошо справляющийся с учебой, регулярно получает максимальные баллы, что, безусловно, положительно сказывается на самооценке.
Но у системы есть и минусы:
10-балльная система оценивания
Переход на 10-балльную систему в российском образовании обсуждается уже давно. Часть учебных заведений успешно использует новый метод, однако, массового распространения 10-балльная шкала пока еще не получила.
Очевидное преимущество 10-балльной системы – более глубокая классификация в оценке знаний обучающихся. Так, освоение материала характеризуется помимо прочего и качественными характеристиками. При отметках 1 и 2 уровень знаний оценивается как поверхностный. Баллы 3 (удовлетворительно) и 4 (весьма удовлетворительно) говорят о том, что у школьников отмечается запоминание и неосознанное воспроизведение материала. Ребята, получившие по предмету 5 (хорошо) и 6 (весьма хорошо) баллов поняли, т.е. «осознали» теорию. Оценки 7 (очень хорошо) и 8 (почти отлично) соответствуют пятерке по 5-балльной шкале и говорят о том, что ученики в полной мере овладели материалом. А максимальные баллы – 9 (отлично) и 10 (превосходно) свидетельствуют о нестандартном творческом подходе в применении полученных знаний.
10-балльная система позволяет оценить уровень знаний более точно. Стирается некомфортный разрыв между двоечниками и отличниками. Класс больше не делится на успевающих и отстающих, ведь все оценки выше пятерок – положительные. Очевидно, что и с педагогической задачей школы – мотивировать учащихся – 10-балльная система справляется лучше.
Влияние оценок на развитие личности ребенка
— Какая непослушная девочка!
— Молодец, сама пирамидку собрала!
Оценки в том или ином виде мы начинаем получать с самого раннего детства. Даже не умея говорить, ребенок уже чувствует одобрение, восхищение или недовольство родителей.
Оценки – неотъемлемая часть процесса интеграции в общество. Двухлетние малыши в детском саду ежедневно оцениваются воспитателями. Дети привыкают к тому, что их поведение сопоставляется с некими эталонами: «Маша, ты почему не доела? Вон Катя уже всё скушала!»
Ежедневное оценивание помогает ребенку определить свое место в социуме. Например, в каждой детсадовской группе обязательно найдется хулиган, самая красивая девочка или мальчик, который никогда не спит днём.
В процессе обучения в школе на первое место выходят оценки знаний. И если в начальных классах деление на «касты» успевающих и отстающих учеников не так заметно, то в средней школе каждый ученик уже точно знает, на какой ступени школьной иерархии он находится.
Подростковый период самоопределения напрямую связан с общественной оценкой. Систему оценивания в школе нельзя воспринимать исключительно как определение образовательных результатов ребенка, важно понимать, что этот опыт экстраполируется на всю оставшуюся жизнь.
Итоговая цель школы – дать знания и научить ими пользоваться. При всех плюсах и минусах, 10-балльная система позволяет детям чувствовать себя более комфортно. Прямой зависимости между отличной успеваемостью в школе и успешностью в дальнейшей жизни нет, а вот зависимость между низкой самооценкой и проблемами с физическим и душевным здоровьем – доказана! Оценки – это очень важно. Но еще важней сохранить у детей веру в себя и желание узнавать новое!
Коэффициенты оценок в школьном электронном дневнике путают родителей, но дают более объективную картину знаний
Оценка оценке рознь
Вскоре после того, как российские школы перешли на электронные дневники, в образовательных учреждениях стала вводиться новая система оценивания результатов. Оценки за те или иные виды работ получили разный «вес», и среднее арифметическое из-за этого не совпадает с средневзвешенным баллом, который выставляет система.
Многие учащиеся и их родители уже успели привыкнуть к этому и согласны с данным принципом, но есть и те, кого он не устраивает.
Каким образом вычисляется упомянутый выше средневзвешенный балл? Каждая оценка школьника, которая выставляется в электронный дневник, имеет свой коэффициент в зависимости от сложности и важности выполненной работы. Учитель сам определяет коэффициент каждой конкретной работы, отмечая это в электронной системе.
Так, например, оценка за контрольную или лабораторную работу имеет более высокий коэффициент, чем за домашнее задание или устный ответ на уроке, и, соответственно, ее «вес», а значит, и влияние на итоговую оценку, будет выше. В некоторых системах вес оценок рассчитывается по стобалльной шкале, в некоторых – по десятибалльной, но принцип от этого не меняется.
Если ученик получал «легкие» оценки в течение всей четверти, принося на уроки скачанные в интернете рефераты и делая домашние задания с помощью ГДЗ, а самостоятельные и контрольные писал преимущественно на «тройки», по среднему арифметическому он вполне может рассчитывать на «четверку». Средневзвешенный балл этого не допустит – благодаря коэффициенту, будет четко видно, что школьник не знает предмет на «четыре», так как все основные проверочные работы написаны на более низкий балл, и исправить ситуацию, получая хорошие оценки за простые задания, не удастся.
Система помогает решить ситуацию со спорными оценками: по среднему арифметическому нередко возникает вопрос, что ставить ученику – «четыре» или пять», и благодаря средневзвешенному баллу ответ находится очень просто – если за контрольные и другие сложные задания стоят «пятерки», школьник заслуживает получить более высокий балл, и наоборот.
Константин Зятьков, главный редактор еженедельника «Наша Версия»
Школа – это все же не работа и не институт. Позднее взрослым людям придется столкнуться с тем, что на единственном экзамене в семестре или в году решается судьба их обучения в институте. А в жизни их вообще не будут подгонять, пока не подойдут сроки и не придется отвечать перед заказчиком. Однако, в школе ученикам до какого-то возраста стоит давать высокие балы за «старания». Ведь не все ученики пойдут в лидирующие федеральные ВУЗы. Некоторым из них, кому не случилось оказаться одаренным по всем предметам, сразу важно сохранить хотя бы здоровье. Вся эта тирада к тому, что важным остается в школе оценивать «старание» детей, их тягу к знаниям и желание преодолеть сложные моменты. Объективность оценки знаний предмета в баллах важна, но не в ущерб жизни молодого человека. Потому, если школьник перепугался и сдал контрольную на невысокий балл, стоит оценить и его домашние задания, и то как он замечательно тянул руку на занятии. Желание превратить школу в высшее учебное заведение уже заметно в начальных классах. Третьеклашкам приходится ходить и пересдавать контрольные, чтобы вытянуть годовую отметку. Такое можно представить в институте от человека, боящегося вылететь из вуза или потерять место в общежитии. Но стремление выстругать молодых школяров до состояния высочайшей значимости и объективизировать их оценки, на взгляд непрофессионала, кажется запредельным.
Данный принцип выглядит вполне справедливым, но далеко не всех родителей учащихся устраивает такой подход: кто-то не понимает, каким образом определяется итоговая оценка, кому-то кажется, что переход к новой системе и вовсе неправомерен.
Тем не менее, это не так. В соответствии с 273-м Федеральным законом об образовании, школы имеют право самостоятельно принимать решение относительно того, по какой системе они будут оценивать знания учащихся.
В школах, где практикуется выставление оценок на основании средневзвешенного балла, считают, что нововведение помогает выявить слабые места учащихся и показать, над чем им нужно работать. Педагоги отмечают, что дети часто стремятся улучшить четвертную оценку, беря дополнительные задания по предмету, начиная готовить рефераты и зазубривая материал, чтобы ответить на уроке, но контрольные работы пишут все равно не лучшим образом.
К тому же, оценивая успехи учеников за четверть, учителя и раньше опирались на результаты контрольных работ. Теперь подсчеты просто стали удобнее – сейчас их выполняет компьютерная программа.
Изменения не ведут к ухудшению успеваемости: если ученик по болезни пропустил контрольную, ему не поставят за это «ноль», который испортит четвертную оценку.
Кроме того, есть мнение, что подобная система поможет школьникам снизить уровень стресса при сдаче ЕГЭ: каждое экзаменационное задание «весит» по-разному, и для учеников это не является сюрпризом. Система выставления оценок при помощи коэффициентов позволит им лучше к этому подготовиться.
Разумеется, на практике случаются и некоторые казусы. Так, например, в октябре прошлого года в воронежской школе №101 разразился скандал: сначала за первую четверть были выставлены одни отметки, а потом их заменили на другие, сославшись на измененную систему оценивания. Родители школьников возмутились по поводу того, что их не предупреждали о нововведении, а объявление о средневзвешенной системе оценивания появилось на доске объявлений за несколько дней до конца четверти.
Директор образовательного учреждения, в свою очередь, заявила, что родители были предупреждены об изменениях еще в конце прошлого учебного года. По ее словам, она подписала соответствующий приказ 31 августа 2019 года, а 2 сентября объявила об этом на линейке. Руководитель школы предположила, что вопросы возникли у родителей, редко посещающих родительские собрания. Путаницу с оценками директор объяснила тем, что «учителя тоже люди», и некоторые из них перепутали графы оценок за текущий и итоговый диктанты. В итоге средневзвешенный балл был подсчитан неправильно, и это повлияло на итоговую оценку, которая впоследствии была исправлена.
Буквы, проценты и красные кружки: какие оценки ставят в разных школах мира
«Отлично» или «Провал», «Лучший из лучших» или «40 процентов» – это все не случайное перечисление слов, а самые настоящие оценки в школах.
Все знают, что в некоторых странах существует 10-балльные и 12-балльные системы для оценки знаний учащихся, а в Германии, например, наоборот 1 – наивысшая оценка.
Как во всем мире оценивают уровень знаний учеников и как определяют качество образования в школах – читайте в материале сетевого издания m24.ru.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
Система оценки знаний с помощью баллов является самой распространенной в мире. Впервые ее применили иезуиты в начале XVII века, чтобы заменить телесные наказания. Изначально всех учеников делили на три разряда: лучшие, средние и худшие. Позже средний разряд, к которому относилось наибольшее число учащихся, разделили на дополнительные группы. Так возникла многоуровневая ранговая шкала, с помощью которой стали оценивать знания учащихся.
5-балльная система
В России действует пятибалльная система оценки знаний школьников, где «5» – это отлично, а «1»– очень плохо. В нашей стране обозначать успехи учеников цифрами стали в начале XIX века, а до этого существовала трехразрядная словесная система. За хорошее знание материала учителя писали похвальные отзывы, а за слабое – отрицательные. В разное время в стране использовали трех-, пяти-, восьми-, десяти- и двенадцатибалльные системы оценки знаний, однако прижилась 5-балльная шкала.
Также пятибалльную систему используют в школах Венгрии, Сербии, Чехии, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины.
Оценки от 0 до 20
В Белоруссии, Молдавии, Албании, Грузии, Исландии и Армении используют 10-балльную шкалу для оценки успехов школьников.
На Украине принята 12-балльная шкала, где высшие 12 баллов ставят только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу. В целом же за глубокие и твердые знания ученик получает 10-11 баллов, а за низкий уровень ему поставят 1-3 балла.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
Болгарские школьники учатся по шестибалльной шкале, где «6» ставят за лучший результат, а «2» – за слабый. «Единица» практически не используется, в редких случаях ее ставят за поведение.
В немецких школах также используют шестибалльную систему оценок, только наоборот: «1» – это отлично, а «6» – неудовлетворительно. В Австрии единица тоже является высшей оценкой, а вот низшей – «5».
Датчане, чтобы соответствовать европейским стандартам, заменили прежнюю 13-балльную систему новыми семью оценками: «12», «10», «7», «4», «02», «00» и «-3». Максимальным баллом является «12», а неудовлетворительным – «00» и «-3».
Во Франции используют 20-балльную систему. Российской пятерке соответствуют 20-17 баллов, причем получить оценки 20 и 19 очень тяжело.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
100-балльная система
Одну из самых необычных систем оценки успеваемости используют в Японии. В этой стране не принято публично определять уровень знаний ученика, похвалу или претензии ему высказывают индивидуально.
Японский учитель делает пометки об успехах учеников в своем журнале, а в письменных работах обводит правильно выполненные задания красным кружком. Если кружка нет, то за учеником остается долг.
Кроме того, к концу года по всем предметам проводят тесты, которые оценивают по 100-балльной шкале.
Буквенное обозначение
В средних школах США для оценки успеваемости учащихся используют буквы: А, B, C, D и F. «А» означает отлично, а «D» и «F» – плохо. В некоторых учреждениях к букве добавляют знаки «+» и «–», которые подразумевают промежуточный уровень знаний. Каждая буква имеет свой цифровой эквивалент, например, «В» равна 3 баллам, а «В-» – 2,67. Эти цифровые значения используют для вычисления среднего балла учеников по итогам семестра или учебного года.
Оценка | Аббревиатура/Процентное содержание баллов | Значение | Аналог русской оценки |
А | Artful 90%–100% | Искусно | 5 |
B | Beautiful/Brilliant 80%–89% |
В некоторых штатах (Индиана, Луизиана, Небраска, Северная Каролина) используют процентную систему, которая также переводится в буквенные оценки.
Схожую буквенную систему оценки успеваемости используют в Канаде, Индонезии, Южной Корее и некоторых школах Бразилии.
Процентная система
Учащиеся начальной школы в Индии оценки не получают. Свои знания они демонстрируют в средней неполной школе, когда сдают экзамены в конце каждого семестра. Работу учеников оценивают по 100-балльной шкале.
В индийских старших школах вместо оценок ставят проценты. Превосходным считается, если ученик набрал более 90 процентов, а минимальный уровень – это 40-49 процентов. Однако в некоторых школах существуют также описательная и буквенная системы.
Безотметочное обучение
В начальных школах Норвегии, Японии и Индии не ставят оценки за успеваемость. Безотметочное обучение исключает возможность сравнивать детей между собой, педагог просто описывает умения ребенка, его активность и творческие способности.
Идея безотметочного обучения в России появилась в конце XIX века, о неуспеваемости детей предлагалось просто сообщать родителям. Однако из-за снижения качества знаний у школьников решено было вернуться к 5-балльной системе. Тем не менее, в некоторых российских начальных школах оценки детям не ставят.
Программа GPA действует вместе с программой Международного бакалавриата (International Baccalaureate). IB – это образовательная программа начальной, средней и старшей школы, которая преподается на одном из трех языков: английском, французском или испанском. Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.
Системы средней и старшей школы Международного бакалавриата имеют единую семибалльную шкалу, где 7 – высшая оценка, а 1 – низшая.
Как оценивают уровень образования в российских школах
Сейчас родители при выборе школы для своего ребенка опираются на собственный опыт, мнение знакомых и различные всероссийские конкурсы и рейтинги. Например, в Москве по итогам 2016 года одними из лучших признаны школы № 1329, № 57 и школа-интернат им. А.Н. Колмогорова.
Также большое значение имеет процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Как правило, наиболее высокие показатели по этому параметру имеют частные школы. Но из-за большой цены и высоких требований к учащимся позволить такое обучение могут не все.
В России создана Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО), которая определяет уровень образования в школах по многим параметрам. Сюда относятся результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации (ГИА) и промежуточной аттестации учащихся, данные международных сравнительных исследований и аккредитации школ, а также учитываются показатели мониторинговых исследований федерального и регионального уровней.
Московские школы также участвуют в различных международных исследованиях. К примеру, столичные учебные заведения показали блестящие результаты по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). По уровню читательской и математической грамотности столичные школьники находятся в шестерке лучших в мире, а знания 63 процентов учеников сопоставимы с показателями тройки лучших мировых образовательных систем.
Помимо этого, в городе существует множество возможностей для прохождения независимых диагностик, в том числе индивидуально. В Центре независимой диагностики Московского центра качества образования результаты пройденных диагностик получают только учащиеся.
Однако говорить о наличии списка российских школ, где перечислены лучшие и худшие учреждения, пока рано. Работа над созданием единой системы оценки качества образования, которая будет включать результаты межударных и национальных исследований, еще ведется.
Что такое средний балл аттестата – как его считать и зачем он нужен
Фактически средний балл аттестата – это оценка, с которой выпускник девятого или одиннадцатого класса школы участвует в конкурсе при поступлении в колледж или техникум, но иногда бывают ситуации, когда и при зачислении в вуз могут пригодиться хорошие отметки в школьном аттестате.
Какие оценки идут в аттестат
В документы об основном (9 классов) и общем (11) среднем образовании вносятся сведения об отметках за каждый предмет из обязательной части учебного плана. Тем не менее итоговые оценки в аттестаты за 9 и 11 классы выставляются по-разному.
9 класс
Для девятиклассников важно, как они сдадут четыре предмета на ОГЭ (русский, математику и два на выбор), потому что в аттестат пойдет итоговая оценка, которую рассчитают как среднее арифметическое годовой и полученной на экзамене отметки. По остальным предметам, не сдававшимся на ОГЭ, и изучение которых завершилось в девятом классе, ставятся просто годовые оценки за 9 класс.
Причем неважно, какие годовые отметки были в восьмом или седьмом и более младших классах. Чтобы было понятнее: скажем, в восьмом классе с химией были нелады и за год стоит тройка, а в девятом вдруг проснулся талант Менделеева и годовую вывели пятерку. Это значит, что предыдущие провалы не в счет – они не имеют совершенно никакого значения, а в аттестат пойдет именно последнее «отлично».
Еще в аттестат за 9 класс идут оценки за предметы, которые изучались раньше, но полный курс завершился в 7–8 классе: это музыка, ИЗО и другие.
11 класс
На аттестатах одиннадцатиклассников баллы, полученные на ЕГЭ, никак не отразятся: им оценки выставляются без учета результатов экзаменов. Зато для них важно, какие отметки были в журналах в течение всех двух лет учебы в старшей школе. Итоговая оценка для аттестата за 11 класс рассчитывается как среднее арифметическое полугодовых (или триместровых, четверных – в зависимости от того, как в школе организованы учебный год и промежуточные аттестации) и годовых отметок за предмет, который изучался в 10 и 11 классе. Средний балл, который пойдет в аттестат, округляется до целого числа.
Годовые оценки за предметы, изучение которых закончилось до 10 класса, в аттестат за 11 класс не ставятся.
В аттестаты за 9 и 11 классы вносятся итоговые оценки за дополнительные курсы, которые школы включают в свои учебные планы, если на изучение предмета было отведено не меньше 64 часов в течение двух лет. За них средний балл для аттестата рассчитывается так же, как и для основных предметов в программах соответствующего уровня.
С 2021 года за три предмета: физкультуру, ИЗО и музыку – школы получили право ставить в аттестатах за 9 и 11 классы отметку «зачтено» вместо итоговых оценок по пятибалльной шкале. Другие записи вроде «не изучал», «освобожден», «не прослушал» не допускаются.
Как посчитать средний балл аттестата
Это гораздо проще, чем разобраться с итоговыми оценками за 9 или 11 класс.
Средний балл аттестата – это простое среднее арифметическое всех оценок, которые выставлены в документе об образовании – основном или общем среднем.
Итак, чтобы рассчитать средний балл аттестата, неважно за какой класс, надо сложить все имеющиеся в нем отметки и разделить полученную сумму на количество оценок. Никакие дополнительные вычисления с учетом полугодовых, четвертных, экзаменационных или любых других оценок не нужны.
То, что физкультуру или рисование теперь можно оценивать по системе «зачет/незачет», не значит, что из документов об основном и среднем общем образовании совсем исчезнут оценки по этим дисциплинам. Как именно отмечать спортивные и художественные таланты выпускников, учебные заведения решат на педсоветах и закрепят свое мнение внутренними нормативными актами. Если за эти три предмета или один из них нет оценки, то при подсчете среднего балла аттестата они (он) не учитываются – как будто их вовсе не внесли в документ.
Какой средний балл аттестата нужен для поступления
Значимость среднего балла аттестата для поступления на учебу в ссузы и вузы разная.
Колледжи
При поступлении в ссузы средний балл аттестата играет главную роль. Чтобы стать студентом колледжа или техникума, вступительные экзамены сдавать не надо (только на творческие или другие, требующие особых способностей специальности – например, военные, медики, педагоги, художники, танцоры). На учебу кандидатов зачисляют по конкурсу аттестатов. Его суть в том, что на имеющиеся места отбирают претендентов с наиболее высокими средними баллами аттестатов.
Для абитуриентов всех ссузов (колледжей, училищ, техникумов) хороший средний балл аттестата – это пропуск на бесплатную учебу в престижное учебное заведение и на востребованные перспективные специальности. Причем неважно, после 9 или 11 классов поступает абитуриент: конкурс все равно проводится по среднему баллу аттестата. Для поступающих на творческие и некоторые другие «особые» специальности к нему прибавляется оценка, полученная на дополнительных вступительных испытаниях (ДВИ) в самом учебном заведении.
Естественно, чем выше средний балл аттестата, тем больше шансов пройти по конкурсу. В престижных ссузах, таких как колледжи при ведущих университетах – РЭУ им. Плеханова, Финуниверситете, МГИМО, РАНХиГС и многих других, на популярные у абитуриентов специальности (экономика, право, гуманитарные науки) с очень небольшим количеством бюджетных мест средний проходной балл аттестата – 4,85–5. Причем, когда конкурс большой, баллы учитываются с точностью до сотых.
Более скромный проходной средний балл аттестата на направлениях с большим количеством бесплатных мест. В столичных колледжах это:
В спорных ситуациях при равном количестве баллов за аттестат или вступительные экзамены и документ об образовании приемные комиссии могут учитывать оценки по профилирующим для специальности школьным предметам.
При поступлении в вузы у среднего балла аттестата второстепенная, даже третьестепенная роль. Конкурс проходит по результатам ЕГЭ. К ним прибавляются оценки за ДВИ (на отдельных специальностях или в некоторых вузах – МГУ, МГЛУ, МГИМО, НГЛУ и др.) и индивидуальные достижения, если они есть. Средний балл аттестата никак не учитывается.
Он может понадобиться, только если абитуриенты наберут одинаковую сумму баллов за ЕГЭ, ДВИ и личные достижения. В этом случае предпочтение отдадут кандидату с более высоким средним баллом аттестата, но это необязательно: приемную комиссию могут заинтересовать отдельные оценки за профилирующие для специальности предметы. Такие делали надо выяснять в правилах приема вуза.
Официально методика подсчета среднего балла аттестата девятиклассников и одиннадцатиклассников изложена в приказе Минпросвещения № 546. (пункт 5.3б).