Что означает береза в литературе
Береза в литературно-фольклорной традиции
БЕРЕЗА В ЛИТЕРАТУРНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
Этнопоэтическая константа «береза на могиле» рассматривается на материале русской поэзии как типический образ фольклорной традиции, связующий миры живых и усопших.
Ключевые слова
Этнопоэтическая константа, береза, фольклорная лирика, фольклорный символ, мифопоэтический образ, русская поэзия
Береза – наряду с дубом и вербой – является одним из наиболее распространенных художественных образов в произведениях русского фольклора. По представлению древних славян береза приносит счастье, оберегает от зла, связана с душами умерших. Невозможность однозначно истолковать значение этого художественного образа придает березе таинственность.
Так, крестьяне Дмитровского края «верили, что в ветки березы на Троицу вселяются души умерших родственников. Ср. выражение в березки собирается – так говорили в Калужской области об умирающем» [1. С. 157].
Во многих поверьях и обрядах береза символизирует женское начало. Например, «в русских обрядовых приговорах при сватовстве дуб и береза символизировали жениха и невесту: «У тибе, примерно, есть бярёза, а у нас дуб. Не стали б их умести случать?» [Там же. С. 161].
Таким образом, с одной стороны, береза непосредственно связана с миром мертвых, а с другой – воплощает женское начало. Два этих значения соединяются в народной внеобрядовой лирике в образе могильной березы. Например, «в балладе о свекрови, отравившей невестку и сына, поется, что на могиле невестки выросла береза, а на могиле сына – дубочек» [Там же. С. 157].
Художественный образ березы как могильного дерева, связующего миры живых и усопших, получил широкое распространение не только в фольклоре, но и в поэзии. Так, в стихотворении А. Плещеева «Могила труженика» березы произрастают на сельском кладбище:
Все, что ты любил когда-то,
Здесь она соединила,
И без мрамора богато
Убрана твоя могила.
Над тобой цветут сирени
И шумят листы березы,
Каплет с них роса, как слезы,
На могильные ступени
В час, когда ночные тени
От лучей дневных бегут.
В стихотворении Н. Рубцова «Я люблю, когда шумят березы…» береза растет над могилой матери. Вслушиваясь в мерный шум опадающих листьев, лирический герой испытывает теплое чувство, ему вспоминаются усопшие родители и родная деревня, тронутая осенним холодом. Временные и пространственные границы раздвигаются, шум листьев охватывает не только земной мир, но мистическим образом проникает и в загробный, а в заключительном четверостишье сокровенным признанием звучит обращение лирического героя ко всей Руси:
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Березовый листопад кружится над деревней, где прошло детство лирического героя, кружится, не переставая, и над могилой матери. Прошлое и настоящее соединяются в этом образе, который служит своеобразной линзой, собирающей «различные временные лучи в единый лирический фокус» [2. С. 54]. В этом сущность лирического времени и лирического образа, ведь «…в лирическом образе, этом идеальном ускорителе, минуты или годы, недели или века – все оказывается рядом, в одном мгновении», «образуется «сплошное настоящее, «силовые линии» направляются в минувшее и в грядущее, и сама их направленность во многом характеризует ту или иную поэтическую систему» [Там же. С. 40-41].
Важно отметить и существенное различие между фольклорным образом березы и литературным. В народной песне изображение березы возводится к символу девушки, содержит в себе самостоятельное значение, благодаря которому можно без потери смысла упустить одну из параллелей сравнения. Про это писал В. Я. Пропп в работе «Русский героический эпос»: «…образ плачущей девушки может быть сам по себе поэтическим, но может им и не быть. Но если образ плачущей девушки будет заменен образом березы, опустившей ветки к воде, он будет восприниматься поэтически»
[3. С. 520].
В русской поэзии образ березы не привязан к образу плачущей девушки, он имеет гораздо более широкое и философское значение.
Образ березы в стихотворении Н. Рубцова подводит нас к широкому обобщению, которое не заменяет само понятие, а дополняет его и расширяет: «Русь моя, люблю твои березы: / С ранних лет я с ними жил и рос!»
Русь представлена как страна берез, и такое образное соединение – Руси и белой березы – свойственно литературно-фольклорной традиции. Например, у С. Есенина по равнинам льется «березовое молоко», а сама Русь – «страна березового ситца».
Сопоставляя образы березы в стихотворениях разных русских поэтов, мы замечаем типологическое сходство в художественной интерпретации этого дерева. Образ русской березы воспринимается почти одинаково. Шум березовых листьев напоминают еще живущим людям о далеком прошлом, милом сердцу и утерянном; березы прорастают на могилах, утешая усопших, сберегая в тишине их вечный покой.
Такие художественные ситуации повторяются вновь и вновь. И стихотворение Н. Рубцова оказывается вплетенным в национальную традицию. Именно повторяемость, связанная с глубинными ментальными установками народного сознания, расширяет художественный образ – до значения этнопоэтической константы.
Термин «этнопоэтическая константа» произошел от лат. сonstans, constantis – постоянный и греч. Ethnos – народ; буквально – постоянная величина народной поэзии. По определению Т.В. Зуевой, «этнопоэтическая константа» – наиболее объемный термин, «охватывающий все стабильные признаки фольклора того или иного народа, типические образы, композицию произведений, словесные формулы и другие способы речевой стереотипии». [4] Возникли они в фольклоре вследствие его традиционности и проявляются на разных уровнях, в том числе и на тематическом как художественный образ, типизирующий действительность.
Образ березы как желанного дерева на кладбище – постоянен в фольклоре и в русской литературе, поэтому его можно определить как этнопоэтическую константу.
В стихотворении Н. Рубцова береза растет над могилой матери, словно становясь воплощением его сыновней грусти. А вот в стихотворении Твардовского «Памяти матери» ситуация, когда невозможно посадить и вырастить на могиле родную березу, оборачивается страшным символом национальной трагедии. В основу поэтического сюжета положено реальное событие из жизни родителей Твардовского, Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны. В годы коллективизации они были раскулачены как зажиточные крестьяне и сосланы в Сибирь. Односельчане не только разобрали дом, но и сожгли весь хутор (Загорье, Смоленская область), который, не смотря на бедную и болотистую почву, долгие годы возделывали Твардовские.
Что же вспоминается лирической героине Твардовского в далекой Сибири, что снится ей? Кудрявые березы на могильных холмах под деревянными крестами. Знак, «мета вечности» – вот что такое береза, светлое, тонкоствольное дерево родной земли.
И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.
Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное.
Теперь над ней березы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.
И не в обиде. И не все ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берез кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.
Береза «с кладбищенского сельского бугра…» – устойчивый образ в лирике Твардовского, он возникает в стихотворении «Береза».
«Без березы не мыслю России. » – писал О. Шестинский. В художественном мире его стихотворений вся жизнь русского народа изображается под шелест листьев этого дерева. Березы произрастают и на материнской могиле:
Итак, береза на кладбище – этнонопоэтическая константа, реализуемая в творчестве разных авторов. Поэты, стихи которых мы цитировали в статье, принадлежат разным поколениям, у каждого свой неповторимый творческий путь и свои эстетические открытия, однако образные основы их художественного видения во многом схожи. Это можно объяснить лишь традицией, сложившейся в веках, наличием особого кода национального мышления.
В статье А.В. Дьяковой, посвященной судьбам русской эмиграции, есть небольшое описание кладбища: «Общий вид русского кладбища резко отличается от французских. Вместо тяжелых каменных давящих плит, навевающих жуткое безрадостное чувство, на русском участке – зеленые холмики, покрытые цветами; почти у каждой могилы в изголовье растет милая русскому сердцу белоствольная березка или плакучая ива. Под голубым небом Франции, на чужбине, вечным сном спит русское дворянство, и убаюкивает их сон тихий шелест родной русской березки». [5]
Милые русскому сердцу белоствольные березки шумят над могилами дорогих матерей, шумят над павшими в боях воинами, будто желают рассказать что-то важное и таинственное. Смерти нет. Есть два мира – живых и мертвых, настоящего и прошлого, сливающихся воедино в этом вечном печальном шелесте.
1. Виноградова Л.Н., Усачева В.В. Береза // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М., 1995. Т.1
2. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, 1980.
3. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958.
4. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002. С. 83
5. Дьякова А.В. Наши любимые соотечественники-эмигранты // Певец святой Руси Сергей Бехтеев: жизнь и творчество. СПб., 2008. С. 13
6. Гацак В.М. Северные этнопоэтические константы // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара (10 – 13 ноября 1998 г.) / Отв. ред. Н.В. Дранникова, Ю.А. Новиков. Архангельск, 2000. Вып. 2. С. 136.
7. Голованов И. А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX – XXI вв.). Челябинск, 2009.
Опубликовано:
Журнал «Русская речь». – 2013. – № 4 – июль-август. – С. 108 – 112
Образ березы в русской поэзии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»
Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону
Образ березы в русской поэзии
Исследовательская работа по литературе
учитель русского языка и литературы
Часть 1. «Русь моя, люблю твои березы»
Часть 2. Береза – символ красоты и любви к России
Часть 3. Береза – символ памяти
Если спросить русского человека, какое дерево он считает самым красивым, наверняка он ответит, что это береза.
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.
Цель исследования – раскрыть значение образа березы в русской поэзии (на примере стихотворений А. Фета, Ф. Тютчева, А. Прокофьева, А. Твардовского, Н. Рубцова)
Объектом исследования являются произведения русских поэтов; предметом исследования – образ русской березы.
Гипотеза исследования заключается в том, что береза привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для описания этого дерева авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
Для анализа я остановилась на пяти стихотворениях:
А. Фет «Печальная береза у моего окна»
А. Прокофьев «Березка»
вспоминал в одном из писем к А. Дельвигу, как он обрадовался в своем путешествии на юг, когда увидел березу: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось».
Часть 1. «Русь моя, люблю твои березы!»
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.
Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке, из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию — от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают.
Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик — чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год. Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.
Есть интересные народные приметы и поговорки, связанные с образом берёзы:
«Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»;
«Зацвела берёза – начинай сажать картофель»;
«Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым».
Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление
С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.
Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.
При доминушке береза
Белая стояла;
При березоньке девица
Плакала, рыдала
(Н. Цыганов. При доминушке береза)
Часть 2. Береза – символ красоты и любви к России
Знакомясь со стихотворениями русских поэтов о березе, мне показалось, что два из них очень близки друг другу, несмотря на то, что настроение у произведений диаметрально противоположные. Это стихотворения Сергея Есенина «Береза» и Афанасия Фета «Печальная береза».
Что означает береза в литературе
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.