Что означает библиотека 4 класс
Толковый словарь Ожегова
Смотреть значение БИБЛИОТЕКА в других словарях
Библиотека — библиотеки, ж. (греч. bibliotheke). 1. Книгохранилище, учреждение, имеющее целью собирание и хранение книг для общественного пользования. Публичная библиотека. 2. Собрание книг.
Толковый словарь Ушакова
Библиотека Ж. — 1. Учреждение, в котором собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования. 2. Собрание книг для чтения, научных занятий и т.п. 3. Помещение для.
Толковый словарь Ефремовой
Библиотека-передвижка Ж. — 1. Собрание книг для читателей, не имеющих возможности пользоваться стационарной библиотекой.
Толковый словарь Ефремовой
Библиотека-читальня Ж. — 1. Библиотека с читальным залом.
Толковый словарь Ефремовой
Александрийская Библиотека — крупнейшее в древности собрание рукописныхкниг (от 100 до 700 тыс. томов). Основана в нач. 3 в. до н. э. приАлександрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Британская — в Лондоне, национальная библиотека Великобритании.Основана в 1972 (открылась в 1973) на базе ряда крупных библиотек (в т. ч.Библиотеки Британского музея). В 1993 св. 20 млн. книг.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Британского Музея — в Лондоне. Основана в 1753. До 1973выполняла функции национальной библиотеки Великобритании; вошла в составБританской библиотеки. Собрание редких книг.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Генов — то же, что банк генов.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Для Слепых — центральная Республиканская (РЦБС), в Москве.Основана в 1954. В 1993 ок. 700 тыс. ед. хр., в т. ч. св. 200 тыс. книг,набранных рельефно-точечным шрифтом на русском и национальных.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Для Чтения — ежемесячный журнал, 1834-65, Санкт-Петербург.Одно из первых русских массовых изданий. Полемизировал с «Современником»А. С. Пушкина, с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем и натуральной.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Казанских Студентов — революционная организация студентовМосковского университета в 1859-63. Основана выходцами из Казанскогоуниверситета. Легальная библиотека прикрывала тайный политический.
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Конгресса — национальная библиотека США, в Вашингтоне. Основанав 1800. В 1993 св. 86 млн. ед. хр., фонд почти универсален (кромеиностранной, сельскохозяйственной и медицинской литературы).
Большой энциклопедический словарь
Библиотека Российская — официальное наименование Российскаягосударственная библиотека, в Москве, национальная библиотека РоссийскойФедерации; ведущее научно-исследовательское учреждение.
Большой энциклопедический словарь
Библиотечный урок в 4 классе «О книге и библиотеке»
Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.
знакомство с историей письменности и книги
привлечение детей к чтению книг
воспитание бережного отношения и любви к книге
привлечение детей к регулярному посещению библиотеки
К уроку готовятся кн.выставки: “Путешествие в удивительный мир книг”
На уроке использовалась презентация – см. Приложение 1.
Цитата: Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Слайд 1. Ребята, мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её. Слайд 2.Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени” с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие. Слайд 3. Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, будущее планеты Земля. Слайд 4. Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей.
Слайд 5. Говорят, что книга – источник знания. Это действительно так. Книга верно служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Вот об этом чуде превращения мы сегодня с вами и поговорим.
Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – “предания”. Это значит, что их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению.
Слайд 6. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать увиденное и услышанное. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холм и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство. “Я взял у соседа трёх быков и обязан их вернуть на исходе лета” – писал древний человек. “Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре сорок мешков гороха”, – всё это можно было для памяти изобразить в картинках.
Слайд 7. Очень удобная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду такие “говорящие картинки”. Нарисован телефон и земной шар – значит здесь можно поговорить по телефону с любым городом. Движущаяся фигурка человека и сейчас знакома нам на пешеходных дорожках. Яркий, разноцветный светофор молча разговаривает с нами подмигивая то одним, то другим цветом и мы прекрасно понимаем эти знаки, так, как изучаем правила дорожного движения с детства. Картинки подсказывают, указывают, запрещают и разрешают.
Однако даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек со временем старался делать рисунки всё проще и проще. Слайд 8. Вместо быка стали рисовать только его голову. Потом рисунок упростился и голова с рогами превратилась в три чёрточки, в знак А. Древний народ – шумеры называли быка – Алеф. Вот откуда появилась буква А.
Человек начал постепенно изобретать буквы, которыми можно было писать обо всём. Ведь люди думают, любят, сердятся, негодуют, смеются, ругаются, возмущаются. И каждый человек это делает по-своему. Разве всё это картинками расскажешь? Стали появляться первые книги. Слайд 9. Какими же были раньше наши книги. На чём писали раньше люди и как писали?
Представьте себе глиняную плиту. В середине прошлого века археологи раскопали останки древнего города. При раскопках они обнаружили глиняные плитки, заполненные мелкими ровными строчками. Эти глиняные плитки оказались страницами книг, их возраст 5000 лет. Древняя библиотека хранила десятки тысяч книг-табличек. Уже тогда, в те далёкие времена существовали первые библиотеки-хранилища, только выглядели они по-иному, не было высоких стеллажей, как теперь, но глиняные плитки не лежали грудой, а были аккуратно разложены по плетёным корзинам. К корзинам были прикреплены глиняные ярлычки,например: “Документы, касающиеся сада” и т. д.
Слайд 11. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в ленту, а ленту свёртывали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Так и появились книги-свитки. Слайд 12. Длина такого свитка достигала шести метров.
Слайд 13. А вот пергамцы во втором веке до нашей эры, нашли для книг другой материал, лучше папируса. Выделывали его из шкур телят, ягнят, ослов. Из шкур получался белый, тонкий, чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Слайд 14. Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. Они уже тогда напоминали ту форму книг, к которой мы привыкли.Всем хорош пергамент: прочен, долговечен и удобен для письма.
Слайд 15 Но этот способ изготовления не получил большого, широкого применения. Он был очень дорогим. Только для одной книжки в 700 страниц нужно было истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли только очень богатые и состоятельные люди. Слайд 16. В других странах, например Китае, применяли для письма бамбук и шёлк. В Индии – пальмовые листья. А на чём писали в Древней Руси? При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени, скрученную полоску берёзовой коры. Это была берестяная грамота. Потом было найдено ещё много таких грамот. Авторами их были крестьяне, ремесленники, учащиеся.
А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семь столетий первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.
Слайд 17. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина. Слайд 18. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Слайд 19. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие.
Слайд 20-22. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.
А кто же был первым книгопечатником на Руси?
Слайд 23. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 лет назад.
19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. На Руси за его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Искусство печатания книги за это время неузнаваемо изменилось. Умные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.
Слайд 24. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев. Слайд 25-27 И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.
Слайд 28. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.
Слайд 29. Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В. И. Ленина.
Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.
Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В. И. Ленина.
Слайд 30. Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.
Слайд 31-31. Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Эта форма книги появилась очень давно, ещё во втором веке нашей эры. Тогда в Риме была организована первая корпорация переписчиков. Издатели начинают сшивать листы рукописей, а не сворачивать их в свитки. Вот откуда она, современная книга.
Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.
Валькова В. Г., Спаль А. Н. Книжкин дом. М,. 1990.
Дацкевич В. Как делают книгу. М., 1987.
Горбачевский Б. Первопечатник Иван Фёдоров. М., 1970.
Библиотечный урок в 4-м классе «О книге и библиотеке»
Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.
К уроку готовятся кн.выставки: “Путешествие в удивительный мир книг”
Цитата: Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Слайд 1. Ребята, мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её. Слайд 2. Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени” с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие. Слайд 3. Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, будущее планеты Земля. Слайд 4. Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей.
Слайд 5. Говорят, что книга – источник знания. Это действительно так. Книга верно служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Вот об этом чуде превращения мы сегодня с вами и поговорим.
Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – “предания”. Это значит, что их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению.
Слайд 6. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать увиденное и услышанное. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холм и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство. “Я взял у соседа трёх быков и обязан их вернуть на исходе лета” – писал древний человек. “Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре сорок мешков гороха”, – всё это можно было для памяти изобразить в картинках.
Слайд 7. Очень удобная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду такие “говорящие картинки”. Нарисован телефон и земной шар – значит здесь можно поговорить по телефону с любым городом. Движущаяся фигурка человека и сейчас знакома нам на пешеходных дорожках. Яркий, разноцветный светофор молча разговаривает с нами подмигивая то одним, то другим цветом и мы прекрасно понимаем эти знаки, так, как изучаем правила дорожного движения с детства. Картинки подсказывают, указывают, запрещают и разрешают.
Однако даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек со временем старался делать рисунки всё проще и проще. Слайд 8. Вместо быка стали рисовать только его голову. Потом рисунок упростился и голова с рогами превратилась в три чёрточки, в знак А. Древний народ – шумеры называли быка – Алеф. Вот откуда появилась буква А.
Человек начал постепенно изобретать буквы, которыми можно было писать обо всём. Ведь люди думают, любят, сердятся, негодуют, смеются, ругаются, возмущаются. И каждый человек это делает по-своему. Разве всё это картинками расскажешь? Стали появляться первые книги. Слайд 9. Какими же были раньше наши книги. На чём писали раньше люди и как писали?
Представьте себе глиняную плиту. В середине прошлого века археологи раскопали останки древнего города. При раскопках они обнаружили глиняные плитки, заполненные мелкими ровными строчками. Эти глиняные плитки оказались страницами книг, их возраст 5000 лет. Древняя библиотека хранила десятки тысяч книг-табличек. Уже тогда, в те далёкие времена существовали первые библиотеки-хранилища, только выглядели они по-иному, не было высоких стеллажей, как теперь, но глиняные плитки не лежали грудой, а были аккуратно разложены по плетёным корзинам. К корзинам были прикреплены глиняные ярлычки, например: “Документы, касающиеся сада” и т.д.
Слайд 11. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в ленту, а ленту свёртывали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Так и появились книги-свитки. Слайд 12. Длина такого свитка достигала шести метров.
Слайд 13. А вот пергамцы во втором веке до нашей эры, нашли для книг другой материал, лучше папируса. Выделывали его из шкур телят, ягнят, ослов. Из шкур получался белый, тонкий, чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Слайд 14. Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. Они уже тогда напоминали ту форму книг, к которой мы привыкли. Всем хорош пергамент: прочен, долговечен и удобен для письма.
Слайд 15 Но этот способ изготовления не получил большого, широкого применения. Он был очень дорогим. Только для одной книжки в 700 страниц нужно было истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли только очень богатые и состоятельные люди. Слайд 16. В других странах, например Китае, применяли для письма бамбук и шёлк. В Индии – пальмовые листья. А на чём писали в Древней Руси? При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени, скрученную полоску берёзовой коры. Это была берестяная грамота. Потом было найдено ещё много таких грамот. Авторами их были крестьяне, ремесленники, учащиеся.
А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь.Только спустя семь столетий первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.
Слайд 17. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина. Слайд 18. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Слайд 19. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие.
Слайд 20-22. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.
А кто же был первым книгопечатником на Руси?
Слайд 23. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 лет назад.
19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. На Руси за его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Искусство печатания книги за это время неузнаваемо изменилось. Умные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.
Слайд 24. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев. Слайд 25-27 И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.
Слайд 28. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.
Слайд 29. Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В.И.Ленина.
Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.
Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В.И. Ленина.
Слайд 30. Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.
Слайд 31-31. Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Эта форма книги появилась очень давно, ещё во втором веке нашей эры. Тогда в Риме была организована первая корпорация переписчиков. Издатели начинают сшивать листы рукописей, а не сворачивать их в свитки. Вот откуда она, современная книга.
Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.
Значение слова библиотека
библиотека в словаре кроссвордиста
библиотека
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
библиотеки, ж. (греч. bibliotheke).
Книгохранилище учреждение, имеющее целью собирание и хранение книг для общественного пользования. Публичная библиотека.
Собрание книг. Моя библиотека. Библиотека Пушкина.
Название серии выпускаемых издательством книг, родственных по типу. Библиотека переводных романов. Сельскохозяйственная библиотека. Библиотека кооператора.
Комплект книг, подобранных по одному вопросу или отвечающих интересам читателей определенной профессии.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Публичная б. Научная, детская б. Передвижная б.
Собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся. Б. ученого. Домашняя б.
Название серии книг, объединенных тематически или по назначению, жанру. Б. путешествий. Б. поэта (поэтическая).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Учреждение, в котором собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования.
Собрание книг для чтения, научных занятий и т.п.
Помещение для хранения книг; книгохранилище.
Комната, кабинет с книгами для занятий.
Название серии книг, родственных по типу или предназначенных для определенной категории читателей.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Личное (домашнее) собрание произведений печати.
Серия изданий, объединенных общностью замысла, тематики, читательского назначения и др.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «библиотека»:
Большой юридический словарь
по определению ФЗ «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г. «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации» (также Общедоступная библиотека).
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «библиотека»:
Большая Советская Энциклопедия
(греч. bibliothēkē, от biblíon ≈ книга и thēkē ≈ хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Советские библиотеки оказывают разностороннюю помощь Коммунистической партии и правительству в решении политических, хозяйственных, научных, культурных задач и способствуют мобилизации трудящихся на их выполнение. Являясь общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования, советские библиотеки активно руководят чтением в целях коммунистического воспитания и повышения культурного уровня масс. Социалистическое государство содействует планомерному развитию библиотек, направленному на удовлетворение возрастающих духовных запросов общества.
В зависимости от своего назначения, состава книжных фондов и методов работы библиотеки делятся на два основных типа: а) массовые и б) научные и специальные.
Основными признаками советских массовых библиотек являются: подбор и продвижение к широким читательским кругам литературы, способствующей овладению марксистско-ленинской теорией, политическими, профессиональными и общеобразовательными знаниями; ориентация в своей деятельности на все группы читателей; применение наиболее активных и действенных методов пропаганды книги и руководства чтением. К этому типу относятся городские и сельские библиотеки системы министерств культуры, профсоюзные на предприятиях, библиотеки клубов, домов культуры и т.д. Научные и специальные библиотеки обслуживают в основном учёных и специалистов различных отраслей науки, народного хозяйства и культуры, а также обеспечивают потребности высших и средних учебных заведений. Для советских научных библиотек характерны широкое использование мировой литературы в помощь научному и техническому прогрессу, активная информационно-библиографическая и научно-исследовательская работа, дифференцированное обслуживание читателей по специальностям, разносторонняя помощь массовым библиотекам, участие в пропаганде достижений науки и техники среди широких кругов читателей, издательская деятельность. К научным библиотекам причисляются крупные государственные, академические, университетские и отраслевые библиотеки. К специальным относятся технические библиотеки, библиотеки предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов и т.п.
По составу собранной литературы различают библиотеки универсальные, многоотраслевые и отраслевые.
Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.
Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путём просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. Новую отечественную литературу библиотеки получают через коллекторы библиотечные (в 1970 ≈ 150 по стране). Кроме того, крупные научные библиотеки имеют право на получение бесплатного (или платного) полного (или частичного) обязательного (контрольного) экземпляра произведений печати; им также отпускаются ассигнования на покупку книг внутри страны и за рубежом. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.
Организация книжного фонда включает вопросы учёта, расстановки, хранения литературы и доставки её читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю ≈ быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности (см. Фонды библиотечные ).
Обслуживание читателей библиотеки осуществляется многочисленными путями: выдача литературы как в читальные залы, так и за пределы библиотеки (см. Абонемент ); помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы; раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов ; составление информационно-библиографических пособий различного типа; пропаганда наиболее ценной литературы; репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.
В условиях современного научно-технического прогресса работа библиотек непрерывно усложняется. Колоссальный рост печатной продукции поставил перед библиотеками проблемы отбора, обработки и рационального хранения огромных массивов печатных изданий, использования машинного поиска нужных публикаций и быстрейшей доставки их читателю. С резким увеличением численности учёных и специалистов и повышением уровня образования всего населения возрастает читательский спрос на научную литературу и потребность в оперативной библиографической информации о ней. Решение этих задач ведёт к возникновению в библиотеках новых отраслевых и специализированных отделов (например, организация в 1955 в областных библиотеках СССР отделов патентно-технической литературы, а в 1965 ≈ отделов обслуживания работников сельского хозяйства).
В Западной Европе в период раннего средневековья, когда господствовала религиозная идеология, библиотеки существовали обычно при крупных монастырях и храмах. В эпоху Возрождения (15≈16 вв.), в связи с общим развитием культуры и особенно с изобретением книгопечатания, число библиотек увеличивается. Начинают быстро расти библиотеки университетов (например, Сорбонны, Пражского, Гейдельбергского университетов и др.). Ряд известных библиотек (существующих поныне) был основан крупными светскими и церковными феодалами (Лауренциана во Флоренции, основана Козимо Медичи, библиотека Ватикана, Королевская библиотека в Париже). Однако библиотеки в то время являлись прежде всего местом хранения редкостей, и их деятельность была во многом направлена на ограждение собранных манускриптов и книг от посетителей (обычай приковывать цепью книгу к пюпитру отражал отношение библиотек к читателю).
В 17≈18 вв. во многих странах возникают библиотеки, получившие впоследствии общенациональное, а некоторые и мировое значение (Бодли в Оксфорде, 1602; Королевская библиотека в Берлине, 1661; библиотека Британского музея в Лондоне, 1753, и др.). Французский библиотекарь Г. Ноде выпустил в 1627 книгу «Совет, как составлять библиотеку», в которой давались рекомендации по организации книжного фонда и высказывались соображения о необходимости сделать библиотеки доступными для учёных. Немецкий учёный Г. В. Лейбниц впервые выступил с обоснованием обязательного систематического комплектования библиотек новой литературой. Появляются библиотеки, действительно открытые для желающих (например, библиотека Мазарини, основанная в 1643 в Париже, 2 раза в неделю была открыта для всех). Радикальные и весьма прогрессивные меры по развитию библиотек были предприняты во Франции во время революции конца 18 в.: книжные богатства монастырей и аристократов-эмигрантов конфискованы и переданы Национальной (бывшей Королевской) библиотеке; в провинциях созданы муниципальные библиотеки.
Процесс возникновения крупных национальных и университетских библиотек продолжался и в 19 в. Создаются библиотека конгресса США в Вашингтоне (1800), библиотека Ференца Сеченьи при Венгерском национальном музее (1802), Королевская библиотека в Брюсселе (1837) и ряд др. Крупные национальные и университетские библиотеки имели большое значение как для работы учёных (общеизвестна роль библиотеки Британского музея в работе К. Маркса), так и для развития библиотечного дела. А. Паницци, реформировавший в 40≈50-х гг. 19 в. Библиотеку Британского музея, разработал правила ведения библиотечного каталога, принципы комплектования универсальной библиотеки и размещения её фондов.
Ускоренная организация библиотек, особенно массовых, началась со 2-й половины 19 в., когда в условиях развитого капитализма увеличилась потребность в квалифицированной рабочей силе, убыстрился научный и технический прогресс. К концу 19 ≈ началу 20 вв. в Англии, Швейцарии, США создаются развитые сети публичных (массовых) библиотек. Однако до настоящего времени в ряде капиталистических стран сельские местности и городские районы, населённые беднотой, остаются без библиотечного обслуживания; публичные библиотеки часто лишены необходимых средств.
══Буржуазные библиотековеды обычно утверждают, что библиотеки стоят вне политики. В действительности составом книжного фонда, каталогами, книжной рекламой библиотека в капиталистических странах делает своих читателей, по словам Н. К. Крупской, «. слугами буржуазии не за страх, а за совесть» («О библиотечном деле», М., 1957, с. 136). Вместе с тем в библиотечном деле капиталистических стран развиваются и прогрессивные тенденции, направленные на демократизацию библиотек и более активное использование их в интересах широких слоев населения.
В настоящее время в условиях резко возросшего потока печатной информации крупные научные библиотеки капиталистических государств стремятся шире осуществлять координацию и кооперирование в комплектовании иностранной литературой (например, Фармингтонский план в США, Скандиа-план в скандинавских странах), организуют совместное хранение фондов, используют сводные каталоги и межбиблиотечный абонемент для получения нужных изданий из др. библиотек, применяют ЭВМ для создания каталогов.
В развивающихся странах колониализм и империализм оставили в наследство экономическую и культурную отсталость, массовую неграмотность. Хотя в некоторых развивающихся странах имеются крупные национальные и университетские библиотеки, подавляющая часть населения лишена библиотечного обслуживания. По данным ЮНЕСКО, в 1965 на территории Африки в 52 государствах и административных единицах имелось всего 4739 библиотек, а в 31 европейской стране ≈ 258171. В некоторых развивающихся странах (например, в Индии, на Цейлоне, в ОАР и других) правительства содействуют строительству новых и расширению давно действующих библиотек, однако увеличение числа библиотек идёт медленно из-за отсутствия средств, кадров, литературы, а также вследствие неграмотности значительной части населения. Помощь по созданию библиотек в этих государствах оказывает ЮНЕСКО. С её участием были построены показательная публичная библиотека в Дели (Индия), школьная библиотека в Лагосе (Нигерия), осуществлен ряд других проектов по развитию библиотек в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Библиотеки в России. Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В 11≈12 вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире. В 15≈17 вв. в Москве появляются Патриаршья библиотека, библиотека Посольского и Аптекарского приказов, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции крупных бояр, расширяются библиотеки Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского монастырей. В монастырских библиотеках хранились отдельные ценные памятники русской письменности, но в основном их фонды состояли из книг религиозного содержания. В начале 18 в. в связи с петровскими реформами в России начинают возникать библиотеки с фондами светской и научной литературы. В 1714 по распоряжению Петра I создаётся крупная коллекция книг в Петербурге, которая в 1725 была передана Академии наук и составила ядро академической библиотеки (см. Библиотека Академии наук СССР ). В 1755 основана научная библиотека Московского университета. В конце 18 в. появляются платные публичные библиотеки, бесплатная библиотека-читальня Н. И. Новикова в Москве. В 1795 учреждена и в 1814 открыта Публичная библиотека в Петербурге (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде), ставшая крупнейшей библиотекой дореволюционной России. Увеличивается число университетских библиотек, в работе которых принимали живое участие многие учёные (например, Н. И. Лобачевский, бывший в 1825≈35 директором библиотеки Казанского университета). В 30≈40-х гг. 19 в. публичные библиотеки возникают в губернских и уездных городах. Представители передовой общественной мысли высоко оценивали значение библиотек для просвещения народа. Царская полиция и цензура всячески препятствовали устройству публичных библиотек. В годы политической реакции конца 40-х гг. 19 в. были закрыты 15 губернских и уездных библиотек.
С подъёмом общественного движения в России во 2-й половине 19 ≈ начале 20 вв. число библиотек начинает быстро расти. В конце 50 ≈ начале 60-х гг. возникают новые и возобновляют деятельность многие ранее закрытые губернские и уездные публичные библиотеки. В 1862 открывается библиотека Румянцевского музея в Москве (ныне Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина). В 70-х гг. организуются нелегальные рабочие библиотеки (в 1875 ≈ при «Южнороссийском союзе рабочих», в 1878 ≈ при «Северном союзе русских рабочих», где библиотекарем был рабочий-революционер С. Халтурин). Библиотека марксистской и нелегальной литературы существовала в 1894≈95 при Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», основанном В. И. Лениным. Позднее В. И. Ленин и РСДРП (б) боролись за демократизацию библиотечного дела в России и создание партийных библиотек, из которых наиболее известны существовавшие в Женеве библиотека РСДРП (1904≈06) и библиотека Г. А. Куклина (после 1907). В. И. Ленин, хорошо знакомый со многими библиотеками России и Западной Европы, внимательно следил за развитием библиотечного дела. Он рассматривал библиотеки как социальные учреждения и ещё до революции выдвинул требование сделать их доступными для масс (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 348).
С конца 19 в. в России стали возникать различные объединения библиотекарей. В 1908 создано общество библиотековедения, выпускавшее в 1910≈15 журнал «Библиотекарь» (под ред. П. М. Богданова). В 1911 состоялся Всероссийский библиотечный съезд. В 1913 по инициативе Л. Б. Хавкиной были организованы библиотечные курсы в Москве при Народном университете Шанявского. Однако в целом положение библиотечного дела в России находилось на невысоком уровне. К 1914 на 160 млн. чел. населения имелось 76 тыс. библиотек, из которых значительную часть составляли библиотеки церковноприходских школ. Публичные библиотеки и их фонды находились под контролем полиции и цензуры, деятельность крупных библиотек носила замкнутый характер. Народы Средней Азии, Казахстана и ряда других национальных окраин были полностью лишены библиотечного обслуживания.
Библиотеки в СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция и происшедшая в последующие годы культурная революция коренным образом изменили положение библиотек и их роль в жизни страны. С первых дней Советской власти В. И. Ленин уделял большое внимание работе библиотек. Известны его многочисленные выступления, статьи по вопросам библиотечного дела, подписанные Лениным декреты «О постановке библиотечного дела» (1918), «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР» (1918) и др. 3 ноября 1920 В. И. Ленин подписал декрет «О централизации библиотечного дела в РСФСР», которым предусматривались создание в стране единой библиотечной сети, общедоступность библиотек, планомерное снабжение их новой литературой. Несмотря на трудности, вызванные Гражданской войной и иностранной интервенцией, Советское правительство обеспечило не только сохранность ранее существовавших библиотек, но и создание большого количества новых. Активизации библиотечной работы способствовало постановление ЦК РКП (б) «Об усилении партийного влияния на работу библиотек» (1923); с этого же года начал выходить журнал «Красный библиотекарь» (с 1946 ≈ «Библиотекарь»). В 1924 состоялись 1-й библиотечный съезд РСФСР и 1-я конференция научных библиотек РСФСР. На основе постановления ЦК РКП (б) «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (1925) были приняты действенные меры по улучшению работы сельских библиотек и изб-читален, которые играли значительную роль в массово-политической работе на селе. С конца 20-х гг. начинает быстро развиваться сеть технических библиотек, возникают совхозные библиотеки, расширяются государственные публичные и научные библиотеки. Выполняя постановление ЦК ВКП (б) от 30 октября 1929 «Об улучшении библиотечной работы», советские библиотеки активно помогали партии в решении задач социалистической индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, поднятия культурного уровня масс. В 20 ≈ 30-х гг. в столицах союзных республик, не имевших до революции национальных библиотек, были созданы государственные республиканские библиотеки (см. Библиотеки союзных республик ).
Систематическая подготовка библиотекарей и библиографов высшей квалификации началась в 1930 с открытием Московского библиотечного института (см. Библиотечно-библиографическое образование ).
27 марта 1934 ЦИК СССР принял важное для последующего развития советских библиотек постановление «О библиотечном деле в Союзе ССР», которое улучшило систему руководства библиотеками, снабжения их литературой и подготовку библиотечных кадров. 1 октября 1934 была произведена Всесоюзная библиотечная перепись. В 1936 состоялось всесоюзное Совещание по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии, обобщившее опыт библиотечного строительства в СССР.
Большое значение для развития библиотек в первые 20 лет Советской власти имело повседневное руководство ими со стороны Н. К. Крупской. Активно участвовали в библиотечном строительстве такие видные деятели партии, как А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, Ф. Н. Петров, В. И. Невский. Накануне Великой Отечественной войны Советский Союз обладал широко разветвленной сетью библиотек всех типов. Библиотеки стали важной составной частью советской системы просвещения, науки и культуры.
В годы Великой Отечественной войны 1941≈45 работа библиотек была подчинена интересам обороны страны. Библиотеки издавали справочно-библиографические пособия по военно-технической тематике в помощь промышленности, широко пропагандировали военно-патриотическую литературу. На временно оккупированной территории гитлеровцами были полностью или частично разрушены 43 тыс. массовых, 82 тыс. школьных, 334 вузовских библиотек. Благодаря чрезвычайным мерам (создание в 1943 Госфонда литературы) сеть массовых библиотек была быстро восстановлена; к 1950 их число превысило довоенное на 12%.
Послевоенное время характеризуется быстрым ростом библиотечной сети, особенно на селе (за десятилетие 1953≈63 создано свыше 32 тыс. государственных сельских библиотек), увеличением книжных фондов, технической и материальной оснащённости библиотек, разнообразием форм массовой работы. Усилилась помощь библиотекам со стороны профсоюзных и других общественных организаций, колхозов (в 1967 профсоюзам принадлежало 30 тыс. библиотек, колхозам ≈ около 5 тыс.). В 1960≈67 были созданы 7,5 тыс. библиотек, работающих целиком на общественных началах.
Особое значение в развитии советских библиотек имело постановление ЦК КПСС от 22 сентября 1959 «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране». Этим постановлением ЦК КПСС поставил задачу «добиться превращения библиотек в действительные центры массовой пропаганды политических, общеобразовательных, научно-технических, сельскохозяйственных и профессиональных знаний, в опорные пункты партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся». Постановление предусматривало упорядочение сети библиотек, расширение производства библиотечного оборудования, улучшение комплектования библиотек и материальных условий их работы. В последующие 8 лет около 15 тыс. библиотек получили новые здания. В министерстве культуры СССР была организована Главная библиотечная инспекция, которая осуществляет методическое руководство и координацию деятельности всех советских библиотек. При министерстве культуры СССР, министерствах культуры союзных и автономных республик созданы советы по вопросам библиотечной работы. Для решения некоторых проблем, примыкающих к вопросам научно-технической информации, при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике действует Междуведомственная комиссия по координации деятельности специальных, научных и технических библиотек.