Что означает блочные места в самолете
Покупка авиабилетов через турфирму
Часто туристы спрашивают, что это за билеты такие, которые можно купить «через турфирму», дешевле ли они обычных и почему.
Через турфирмы бывает выгодно приобретать следующие виды билетов:
1) Чартерные — это когда консолидатор-турфирма поднимает рейс (на сезон или круглогодично) с определенной периодичностью на конкретный курорт. Это не регулярный рейс, авиакомпании и машины летают самые экзотические, билеты выписываются накануне вылета. Часто бывает, что в нужное место (в тот же турецкий Даламан, например, или хорватские Дубровник-Сплит-Пулу) нельзя попасть из Москвы напрямую, кроме как на чартере. Тогда ничего не остается, как покупать билет на чартер. На рейсе часто бывает несколько «блочников» — туроператоров, имеющих договор с консолидатором о покупке некоторого количества мест на каждом рейсе. Исходная стоимость авиабилета одинакова, ценовую политику обычно компании, «сидящие» на одном рейсе согласовывают, разница в цене на билеты возникает только перед самым вылетом, когда кто-то продал весь свой блок и не беспокоится, а кому-то нужно избавиться от непроданных мест, и он готов снижать цену.
2) Блочные билеты на регулярные рейсы — это когда турфирма договаривается с авиакомпанией, выполняющей рейсы по определенному направлению, о том, что она (турфирма) будет продавать N билетов этому направлению с некоторой периодичностью. Блоки чаще всего берутся на направления с круглогодичной экскурсионной или пляжной нагрузкой. Например, Лондон или Пунта Кана. Сама авиакомпания доступа к этому блоку обычно не имеет. ПОэтому иногда существует возможность, при отсутствии билетов у авиакомпании, купить их у ее блочника.
Однако, не все туроператоры и не в любой период времени хотят продавать свои билеты отдельно от туров, так как изначальная идея — в том, чтобы удешевить стоимость турпакета и обеспечить билетами своих туристов. На «высокие даты» (август, Новый Год, школьные каникулы, майские праздники) бывает сложно купить билеты без тура. А если это «низкий сезон» (например, для тех же пляжных стран весна и осень), то примерно за неделю до вылета бывают хорошие скидки.
И еще одна специфика: многих направлениях невозможно взять билеты на любое количество дней. В Турцию летом, конечно, можно, а в европейские страны обычно блоки берутся на вылеты раз в неделю. Иногда добавляется еще один день в середине недели, тогда получаются 10-11 дневные билеты.
Следует понимать, что, если вы купили чартерные билеты отдельно от тура, то вам нужно будет самостоятельно отследить наличие изменений по обратному вылету, так как бывают разные сюрпризы. При этом туристам, отдыхающим на курорте, информацию доносят гиды, а за самостоятельными туристами никто не гоняется.
И, конечно, практически любая турфирма может продать билеты на регулярные рейсы. Но цена будет несколько (на 3-5%) выше, чем если бронировать у авиакомпании напрямую. Вся разница — в том, производите ли вы самостоятельно работу по подбору подходящего авиаперелета или перекладываете это дело на плечи специалистов турфирмы. Если перелет простой, то вполне можно обойтись и без турфирмы, а если что-то сложное, с промежуточными посадками, стоповерами, перевозкой животных и негабаритныхз грузов, то иногда есть смысл доплатить за сервис.
Приобретение туристической компанией блока мест на чартерных рейсах.
Анализ договора купли-продажи. Особенность налогового учета, приемлемый способ отражения операции в бухгалтерском учете
Главный бухгалтер компании, осуществляющей продажу туристических путевок (турфирма) рассказывает о проблеме. У компании возникли вопросы по договору купли-продажи блока мест на международные чартерные рейсы, кроме того, главный бухгалтер попросила разъяснить, как отражаются в бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением блока мест.
1. Анализ договора купли-продажи блока мест на чартерный рейс
Договор является договором купли-продажи (регулируется главой 30 Гражданского кодекса РФ).
В договоре купли-продажи, в частности купли-продажи блока мест на чартерный рейс, следует особое внимание уделить следующим вопросам:
· Заказчик и Исполнитель
· Переход права собственности на блок мест
· Сроки выдачи перевозочных документов от Исполнителя к Заказчику
· Права Исполнителя по изменению условий авиаперевозки
· Порядок и сроки оплаты блоков мест
Какие последствия могут быть для участников договора при неполном отражение таких вопросов, проанализируем на конкретном примере.
1. Объект купли-продажи – блок мест на чартерные рейсы, заказчик должен точно знать, что он покупает, приобретает взамен оплаты.
2. Заказчик – туристическая компания, продающая готовые путёвки, туры. Заказчик приобретает блок мест. Исполнитель – авиакомпания, осуществляющая чартерные рейсы.
3. Большое значение имеет правильное определение условий перехода права собственности на блок мест. Например, в вышеуказанном договоре данные условия вообще не определены и зависят от оплаты и решения Исполнителя. При этом ответственность перед пассажирами в большинстве случаях в полном объеме несет Заказчик. Следовательно, не происходит фактического перехода права собственности на блок мест до полной оплаты этого блока мест.
4. Исполнитель выписывает авиабилеты для Заказчика. Если в договоре отсутствуют сроки выдачи перевозочных документов Заказчику, и отсутствует ответственность Исполнителя перед Заказчиком за несвоевременное предоставление перевозочных документов Заказчику, то все риски перед пассажирами фактически несет Заказчик.
5. Широкие права Исполнителя по изменению условий авиаперевозки без компенсации потерь Заказчика (если материальная ответственность Исполнителя не прописана в договоре), могут привести к дополнительным потерям Заказчика.
6. Непродуманные порядок и сроки оплаты по договору могут также привести к лишним расходам у Заказчика.
Например, в вышеуказанном договоре Заказчик обязан оплатить 100% стоимости блока мест за 5 дней до авиаперевозки. Возможно, не все клиенты Заказчика успеют это сделать. Соответственно, Заказчик должен или на свой страх и риск продавать места без предварительной оплаты, или оставлять часть блока мест непроданными с отнесением 100% потерь за свой счет. Выгоднее первое, т.к. оплата блока мест производится в размере 100%, как правило, не позднее 5 дней до авиаперевозки.
2. Сущность финансово-хозяйственных операций
Фактически продукт «Блок мест» заключается в авиаперевозке (несколько мест), которая осуществляется в установленный в перевозочных документах срок.
Следовательно, Заказчик покупает право на услугу «Авиаперевозка», но не использует это право по прямому назначению, а перепродает (с наценкой) право третьим лицам.
Собственно «Услуга» в этот момент не приобретается (нельзя в учете отнести ее на затраты), не приобретается иной товар (т.е. нельзя использовать счет 41). Перевозочные документы – свидетельство права на конкретные места – выписываются, как правило, ПОЗДНЕЕ на конкретных пассажиров Исполнителем, т.е. появление перевозочных документов не означает появления ПРАВА, и не всегда эти моменты совпадают, они также не являются объектом купли-продажи (хотя их можно было бы учесть на счете 50.3 «Денежные документы»). Право на услугу не может быть учтено на счете 04 «Нематериальные активы» (п.3 «г» «использование более 1 года» ПБУ 14/2000 Учет нематериальных активов) или на счете 97 «Расходы будущих периодов» (право не является осуществленным расходом, тем более для Заказчика). Право не относится к финансовым вложениям (счет 58), т.к. перевозочные документы не являются финансовым инструментом, по которому планируется денежный доход; по перевозочным документам планируется получение УСЛУГИ «Авиаперевозка».
Подтверждением права (пока не собственности) на блок мест фактически является дополнительное соглашение к Договору, подписанное сторонами на конкретный блок мест на определенный рейс (с указанием маршрута авиаперевозки, даты и времени и пр.). Скорее всего, это право заключается первоначально в бронировании блока места с правом последующего их выкупа. Следовательно, появление права может отражаться в учете изменением состояния расчетов (счет 60 или счет 76).
Если турфирма включает расходы на чартер в себестоимость путевок, то такое появление права на места в авиарейсе отражается в составе затрат.
б) Тот факт, что авиарейс чартерный не влияет на порядок отражения операций в учете.
По договору чартера (фрахтования воздушного судна) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости воздушного судна на один или несколько авиарейсов для перевозки пассажиров и багажа (Ст. 787 ГК РФ).
Фрахтователем в данном случае выступает Заказчик, который затем реализует места пассажирам. А фрахтовщиком может быть любая организация (необязательно перевозчик), поскольку законодательство предоставляет возможность субчартера (субфрахта).
Обычно в договоре чартера определяется гарантированная оплата за каждый рейс независимо от его заполняемости. Однако иногда в договор включается условие о расчетной стоимости одного места в каждом классе. И если расчетная стоимость по фактической степени загрузки самолета превышает сумму гарантированной оплаты, то турфирма должна возместить авиакомпании разницу между расчетной и гарантированной стоимостью.
3. Бухгалтерский учет и налогообложение по Договору купли-продажи Блока мест на международный авиарейс у Заказчика.
3.1. Продажа авиабилетов с включением их стоимости в турпутевки
Суммы гарантированной оплаты за каждый рейс турфирма включает в стоимость путевок, то есть отражает на счете 20 «Основное производство». Здесь же отражаются и суммы доплаты за авиарейс, если расчетная стоимость по фактической степени загрузки самолета превысит сумму гарантированной оплаты турфирмы.
Документом, подтверждающим данную операцию, служит договор купли-продажи блок мест, обязательство в письменной форме, в котором исполнитель обязуется предоставить блок место.
Воздушный Кодекс РФ (ст. 105) требует, чтобы договор воздушной перевозки пассажира удостоверялся билетом. Билет относится к бланку строгой отчетности, его форма устанавливается Минфином.
Однако бывает, что турфирме не удается своевременно продать все места на чартерный авиарейс. При этом авиакомпания не возвращает часть средств за незаполненный рейс.
Стоимость непроданных мест в чартере турфирма списывает на накладные расходы, которые в конечном итоге включаются в стоимость сформированных туров.
Данные операции предусмотрены подпунктом «х» пункта 25 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (утверждены приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. N 402).
Данные Методические рекомендации принимались в качестве подзаконного акта к Постановлению Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которое утратило силу, в связи с появлением гл. 25 НК. Однако сами Методические рекомендации никто не отменял.
Подзаконный акт прекращает действовать вместе с отменой основного документа. В этом случае законная сила методических рекомендаций подтверждается письмом Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03, в котором говорится, что до вступления в силу соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований новых нормативных документов по бухгалтерскому учету.
3.1.1. Уменьшается ли налогооблагаемая прибыль на стоимость непроданных мест?
В бухгалтерском учете стоимость непроданных мест в чартере списывается на накладные расходы турфирмы, то есть в конечном итоге включается в стоимость проданных туров. До 2002 года так поступали и при расчете налогооблагаемой прибыли. Причем указанные расходы считались технологическими потерями. Такой порядок был установлен в пункте 44 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью. Однако эти рекомендации были разработаны на основе Положения о составе затрат, который утратил силу с 1 января 2002 года (см. письмо Минфина России от 29 апреля 2002г. N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг»).
Поэтому сейчас, определяя налогооблагаемую прибыль, турфирмы должны руководствоваться главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. В которой прямо такая ситуация не прописана. У нас есть два предложения.
Первое отнести такие расходы к техническим потерям и признать их в составе расходов для целей налогообложения (пп 3 п 7 ст 254 НК РФ). Эти затраты включаются в состав материальных расходов. Важно, что технологические потери должны быть обоснованы и утверждены сметой технологического процесса (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей«). Так сказано в пункте 5.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729). Таким образом, чтобы уменьшить свой налогооблагаемый доход на стоимость непроданных мест в чартере, турфирма должна рассчитать предполагаемый процент таких потерь и указать его в смете. Этот документ руководитель турфирмы утверждает своим приказом (в произвольной форме). Свыше сметы потери расходы относятся за счет чистой прибыли.
Второе предложение обосновывается следующим. В связи с тем что затраты по выкупу нереализованных билетов на проезд к месту отдыха туристов турфирма осуществляет в рамках основной деятельности, указанные расходы учитываются в составе материальных расходов по ст.254 Кодекса и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом указанные расходы должны быть документально подтверждены. Одновременно следует учесть, что в соответствии со ст.270 Кодекса не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты.
3.2. Продажа авиабилетов без включения их стоимости в турпутевки
Поскольку Договор не является посредническим договором, то расчеты с покупателями ведутся на счете 62, а расчеты с поставщиком (Исполнителем) – на счете 60.
Поскольку объект купли-продажи – услуги, то отражение расходов по приобретению услуги «Авиаперевозка» целесообразно проводить с применением следующих счетов:
Счет 20 «Основное производство»
· Расходы на приобретение авиабилетов (По факту перехода права собственности)
· Оплата труда менеджеров по продаже авиабилетов, социальные платежи (ЕСН и ФСС от НС)
· Офис для менеджеров по продаже (аренда), канцтовары (Часть офиса, используемая именно под продажу авиабилетов (если выделить невозможно, то аренда – на счет 26))
· Иные прямые расходы на продажу блока мест на чартерный авиарейс
Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
· Расходы на офис, где размещается администрация (аренда), канцтовары
· Оплата труда администрации, социальные платежи (ЕСН и ФСС от НС)
· Иные косвенные расходы
Счет 44 «Расходы на продажу»
· Иные расходы, связанные с продвижением услуг
Дебет 60 Кредит 51 – аванс (депозит) за блок мест на авиарейс
Поскольку перевозочные документы не свидетельствуют о появлении права собственности на места на авиарейс и не являются собственно объектом купли-продажи, но, тем не менее, являются бланками строгой отчетности, поступление бланков авиабилетов отражается следующим образом:
Дебет 006 – оприходованы авиабилеты (бланки строгой отчетности). Примечание: по Договору авиабилеты выписывает Исполнитель.
Дебет 20 Кредит 60 – отражение расходов по приобретению авиабилетов у Исполнителя. При этом возможны следующие варианты учета этой операции
Вывод: надо проанализировать фактический порядок взаимоотношений с Исполнителем и в соответствии с ним построить учет.
3.3. Взаимоотношения с покупателями
Дебет 62 Кредит 90 – выставлен счет на оплату, выписан и выдан авиабилет. Если авиабилет покупателю не выписан и не выдан, то эта проводка не может быть отражена.
Дебет 50, 51 Кредит 62 – оплачен авиабилет. В случае наличной оплаты – контрольно-кассовые машины (вне зависимости от того, юридическое или физическое лицо покупатель).
До 1 января 2004 года Заказчик обязан был удержать налог с продаж 5% с физических лиц при реализации за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Кредит 006 – списана стоимость реализованных авиабилетов.
3.4. Закрытие периода
Дебет 90.2 Кредит 20 – списана себестоимость вида деятельности «Продажа авиабилетов»
Дебет 90.7 Кредит 44 – списана сумма расходов на продвижение вида деятельности «Продажа авиабилетов».
Лайфхак: как занять лучшее место в самолете
Выбор удачного места в самолете лишь кажется лотереей. Одинаковые, казалось бы, кресла отличаются «сюрпризами»: иногда не откидывается спинка, вид из иллюминатора может закрывать крыло или, напротив, предусмотрено расширенное пространство для ног. Но гадать и не надо – на самом деле, будущий комфорт, как и неудобства, предсказуемы.
В начале салона или в хвосте: в чем разница
Первый и второй ряд считаются особо комфортными. Пассажиров не трясет и не укачивает, туалет удален. Но бывает шумно: в этом секторе выделяют кресла для родителей с детьми.
Когда такие места удобны:
В первом ряду больше пространства, но иногда он находится за бизнес-классом и отделен от него перегородкой, поэтому ноги могут упираться в стенку.
Центральная часть
Центр также подойдет тем, кого обычно укачивает в полете – это 7-14 ряд. Посередине салона есть места с расширенным пространством для ног – возле аварийных отсеков. Обычно это 11-13 ряд или 15-16 в небольших самолетах, 30-й и 44-й в тех, что побольше.
Кресло, расположенное у окна в центре самолета, может оказаться над крылом. На красивый вид тогда можно не рассчитывать. Эта зона – наиболее шумная, здесь сконцентрирован весь шум от двигателей. Еще один нюанс – баки с топливом, которые находятся в этом отсеке. В случае опасности очаг возгорания окажется возле крыльев.
В чем преимущества сидений у крыла:
Ряды возле аварийного выхода располагают большим пространством для ног. Но есть и ограничения: ручную кладь обязательно убирают на полку (по правилам безопасности подходы к люкам нельзя загораживать). Пассажиров с детьми, пожилых, беременных и с ограничениями по здоровью сюда не посадят. Здесь должны находиться взрослые люди, внешне здоровые и физически сильные. Если произойдет форс-мажорная ситуация, их задача – открывать дверь и помогать экипажу.
Преимущества сидений у аварийных выходов:
Место возле аварийного люка легко «распознать», рассматривая схему авиатранспорта. Нужно отыскать широкий просвет между рядами и «галочки» по бокам. Если кресло располагается перед аварийным рядом, спинку нельзя откинуть. Возле аварийного прохода сиденье тоже зафиксировано – угол отклонения незначительный.
В хвосте самолета
Тряска – основная причина, по которой места в конце салона непопулярны. Особенно это касается последних рядов (обычно 28-31). Кроме того, во время раздачи еды выбор блюд здесь меньше, а кресла могут быть более узкими, чем в носовой и средней части.
В каких случаях выгодно выбирать место в хвосте:
В каких случаях выгодно место в хвосте:
Особенно неудобны сидения возле прохода в самом конце – это самые «суетливые» места. Люди проходят к туалетам и обратно, задевая пассажиров. А еще здесь толпятся пассажиры, ожидающие свою очередь. В последнем ряду спинки не откидываются и упираются в стенку уборной. Могут мешать звуки закрытия и открытия двери, а также спускаемого бачка.
А, B, C: удачные расположения кресел
Места возле иллюминатора считаются самыми удачными – 25% пассажиров предпочитают сидеть именно там. Бонус – вид из окна и больше дневного света. А еще – меньше назойливых соседей, никто не побеспокоит.
В каких случаях предпочтительнее сидеть у окна:
Место у иллюминатора не подойдет тем, кто страдает боязнью высоты или часто ходит в уборную. На борту многих самолетов есть сидения, где вместо иллюминатора – стена. Кресло располагается в промежутке между двумя окнами. Недоступен как полный обзор, так и регулировка освещенности: управлять шторками будут соседи.На схеме обычно нет данных об иллюминаторах, но информацию можно узнать в службе поддержки или изучив отзывы.
Места возле прохода
Основной минус мест возле прохода – необходимость пропускать соседей, которые хотят выйти, и постоянное движение людей рядом. Тем не менее, около 20% пассажиров предпочитают сидеть возле прохода.
Кому понравятся места возле прохода:
Посередине
На местах посередине – спокойнее, чем у прохода, но и отсюда проще выйти, чем с места у окна. Однако если соседи с двух сторон окажутся не худыми, пассажира могут просто «зажать».
В каком случае выбирают такие места:
Как выбрать место
Место в авиасалоне можно выбрать до начала регистрации (при покупке), но часто – за дополнительную плату. Выбор доступен и через личный кабинет на сайте авиаперевозчика. Иногда кресла возле аварийной зоны недоступны для регистрации онлайн, или же требуется подтверждение, что человек сможет открыть и удержать люк определенного веса. Чаще эти места «выдают» на стойке в аэропорту.
При бронировании вопрос с местом не решился? Значит, его подберут при регистрации. Если регистрироваться через интернет, система автоматически распределит пассажиров. На стойке в аэропорту можно попросить кресло у окна или у прохода (при условии, что эти варианты свободны).
Перед отправкой в путешествие не забудьте
Подписывайтесь на наши сообщества в Instagram и ВКонтакте, чтобы ничего не пропустить! А в Телеграм-канале мы публикуем актуальные горящие туры!