Что означает буллинг в школе
Буллинг в школе: что делать родителям и жертве
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.
Содержание:
Буллинг как один из видов насилия
Что такое буллинг
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.
А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.
Разновидности травли
Какие существуют виды буллинга?
Школьный буллинг сегодня
В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Скулшутинг как итог буллинга
Причины и мотивы буллинга
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы:
К мотивам буллинга можно отнести:
Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
Кто участвует в травле?
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.
Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Как бороться с буллингом в школе?
Что делать ребёнку – жертве травли?
Теперь хочется обратиться к детям:
Как вести себя родителям?
А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь своему ребёнку, узнав детали и получив доказательства травли. Скачайте приложение « Где мои дети » с точным GPS-локатором и функцией « Запись вокруг » из AppStore и GooglePlay.
Профилактика школьного буллинга
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….
Если вы подозреваете, что у ребёнка в школе есть неприятности (он стал жертвой или свидетелем травли, сам принимает участие в буллинге), но не можете добиться информации от него, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С помощью функции Звук вокруг, вы сможете узнать, что происходит в школе и вовремя принять необходимые действия. Кроме того, в случае экстренной ситуации, ребёнок сможет послать вам сигнал SOS.
Буллинг в школе: как распознать и предотвратить
Причины буллинга в школах
Коренная причина буллинга в школе — это нежелание и даже страх быть изгоем внутри группы. Именно из-за него дети, повинуясь коллективу, сплочаются против одного общего врага и регулярно травят его, боясь оказаться на его месте. Чаще всего это происходит в средних и начальных классах, когда дети стремятся стать частью группы, находятся под ее влиянием.
Также буллинг в школе возникает из-за трех других причин:
Как избавиться от травли в школе?
Искоренить буллинг в школе возможно только совместными усилиями учителей, родителей и учеников. Поэтому, в первую очередь, нужно обнаружить проблему и сплотиться вокруг нее. Ни в коем случае нельзя закрывать на буллинг в школе глаза и делать вид, что проблема не касается вас.
Нужно проводить беседы с группой, не порицая ни одного из участников травли: обвинения и защита жертвы могут привести к усилению нападок. Внимание детей нужно переключить на более созидательные вещи, сплотить их вокруг одной или нескольких задач и мягко контролировать, задавая направление.
Травля в школе: что делать родителям?
Буллинг в школе сильно влияет на психику ребенка, какую бы роль в происходящем он ни играл. Будьте рядом и не игнорируйте происходящее, не думайте и не говорите, что такое поведение является нормой для современного общества, но и не обвиняйте ребенка: он не должен чувствовать себя плохим. После столкновения с буллингом в школе ему потребуются сеансы психотерапии, возможно, он захочет покинуть группу.
Также стоит обратиться за помощью к администрации школы и другим родителям, ведь только вместе вы сможете справиться с буллингом в школе.
Что делать ребенку?
Самое важное здесь помнить: мнение обидчиков не является правильным. Оно не должно сказаться на вашей оценке себя и вы не должны на самом деле с ним соглашаться.
Если же буллинг в школе перешел черту и к вам применяют грубую силу (бьют, отбирают и прячут вещи, мешают заниматься своими делами и др.), это уже серьезное уголовное преступление, скрывать которое нельзя. Сообщите об этом взрослым — своим родителям и школьному учителю. Ничего не бойтесь: агрессоры не смогут вас достать, а обращение за помощью не признак слабости и не «ябедничество».
Ответственность за буллинг и травлю в школе
Ответственность за буллинг в школе может и должен взять на себя именно учитель, так как именно под его контролем находится группа. Он задает цели, направляет детей, поэтому во многом именно он способен прекратить происходящее. Для этого учителю следует предпринять несколько действий:
Последствия буллинга во взрослой жизни
Негативные последствия буллинга в школе могут проявиться у любого участника происходящего. Так, агрессоры чувствую себя безнаказанными, не понимают неправильности своих действий, а потому уже во взрослой жизни не умеют выстраивать здоровые межличностные отношения, не добиваются успеха. У свидетелей буллинг в школе подрывает внутреннюю оценку себя: осознавая аморальность происходящего, они не могут вступиться за жертву, а потому не чувствуют себя «хорошим человеком». Страх оказаться на месте жертвы вызывают постоянную тревожность, из-за которой они не могут нормально учиться и жить. Наибольшее же влияние буллинг в школе оказывает на жертву: она морально ломается, впадает в депрессию. Это нередко приводит к самоубийству или к ответному насилию (к стрельбе в школе в частности).
Также свои последствия буллинг в школе имеет и для учителей: видя происходящее, но не имея возможности это остановить, педагоги сомневаются в своей компетенции и человечности, ищут виноватых среди родителей и детей.
Профилактика буллинга возможна?
Буллинг в школе можно не допустить, если заранее создать в группе здоровые отношения. Для этого нужно сплотить ребят, задать для них общие цели. У каждого из детей должна быть возможность принести пользу группе. Это поможет выстроить здоровые равные отношения.
Итоги
Буллинг в школе — это действительно серьезная проблема, с которой необходимо сообща бороться родителям, учителям и детям. При этом, решающую роль в предотвращении травли может сыграть именно школьный учитель, так как группа находится именно под его контролем.
Буллинг
Для буллинга характерны следующие признаки:
В травле всегда участвуют три стороны: агрессор (буллер), жертва и наблюдатели (сюда входят и активные приспешники лидера, и пассивные сторонние наблюдатели, которые видят происходящее, но предпочитают не вмешиваться и не идти против большинства). Бывает, что некоторые члены коллектива встают на сторону жертвы и пытаются её защитить. Чаще всего они либо сами становятся объектами травли, либо переходят в разряд пассивных наблюдателей.
Буллинг может присутствовать в любом коллективе, независимо от возраста и социального положения участников (в офисе, в армии, в школе и даже в детском саду). Но наиболее часто он встречается в среде подростков.
Буллинг в школе
Раньше о проблемах школьной травли говорилось не много и в основном в тех случаях, когда дело доходило до физического насилия. Традиционно считалось, что это обычное дело в коллективе подростков, и «дети сами разберутся». Сегодня психологи и педагоги бьют тревогу, привлекая внимание к этому вопросу. Всё больше детей становятся жертвами издевательств и притеснений, которые иногда приводят к самоубийствам. Школьный буллинг может быть прямым и косвенным. В первом случае обидчики избивают, обзывают, оскорбляют ребёнка, вымогают у него деньги, портят его имущество (изрисовывают тетради, рвут или пачкают одежду, рюкзак и т.п.). Во втором случае в ход идут слухи и сплетни, игнорирование, изолирование жертвы (бойкот), запрет другим детям общаться с жертвой («если ты с ней/с ним дружишь, к нам не подходи»). От обычных разовых конфликтов, драк, выяснения отношений буллинг отличается тем, что издевательства повторяются регулярно, и силы изначально не равны. Не стоит путать травлю и, например, соперничество, когда два равных ученика постоянно задирают друг друга и выясняют, кто из них «круче».
Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу?
Родителям нужно стараться устанавливать с ребёнком доверительные отношения, наблюдать за его поведением, обращая внимания на любые его изменения. Если ребёнок доверяет родителям и уверен в их поддержке, вероятно, что он сам поделится своими проблемами.
Поводами для тревоги могут стать следующие признаки:
Причины буллинга
Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.
В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.
Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе. Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя).
У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.
Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:
Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.
Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).
Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:
Интернет-буллинг
Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
Противостояние буллиннгу
Если родители подозревают, что ребёнок подвергается буллингу, необходимо срочно принимать меры. Для начала нужно установить прочный контакт с ребёнком, поговорить с ним по душам, дать понять – что бы ни случилось, у него всегда есть поддержка. Затем попытаться разобраться в ситуации и понять, что на самом деле происходит. Очень важно не отмахиваться от сложностей ребёнка («ерунда, ничего серьёзного, сами разберутся»). Но и чересчур не опекать, не бросаться в школу, к обидчикам по любому поводу. Во-первых, если стычки происходят не регулярно, то это, скорее всего, не буллинг, а обычные конфликты, которые не могут не происходить в детском коллективе, дети действительно должны сами учиться решать такого рода проблемы. Если же родитель будет из-за любой стычки вмешиваться, это не пойдёт ребёнку на пользу (во-первых, он впоследствии не сможет решать свои проблемы самостоятельно, а, во-вторых, это может сослужить плохую службу, вызвав антипатию у сверстников и их насмешки).
Для того, чтобы побороть буллинг, необходимо:
Кроме того, родители должны заручиться поддержкой классного руководителя, который в свою очередь побеседует с детьми в присутствии школьного психолога. Если родители обидчиков и учителя не идут на контакт и не желают разбираться в сложившейся ситуации, нужно писать заявление в вышестоящие инстанции, если же имеют место побои и издевательства, обращаться в правоохранительные органы.
Не лишним будет посетить психолога вместе с ребёнком.
Если жертвой буллинга становится взрослый человек, ему необходимо:
Если вы столкнулись с буллингом и вам необходима помощь психолога, вы хотите записаться на прием, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Профилактика буллинга в школе
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Мы уже писали, что нужно делать родителям и учителям, чтобы справиться со школьным буллингом. Но что делать, пока никакой травли еще нет, чтобы она никогда и не возникла? Иначе говоря, какая тут нужна профилактика?
Вопрос этот распадается на два. Во-первых, что нужно делать родителям, чтобы их дети не стали ни жертвами, ни участниками буллинга. Во-вторых, какие меры нужно принять в школе, чтобы предотвратить травлю.
Что делать родителям? Взгляд психолога
Глеб Ткаченко, педагог-психолог, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Какими бы уникальными не были ситуации школьного буллинга, в каждой из них обязательно происходит нарушение личных границ.
Границы формируются на протяжении всего детства ребенка. Их главная функция — разделение мира на две части: «я» и «другие». Это необходимо для того, чтобы он мог осознавать, где заканчиваются его собственные потребности, чувства и ответственность и начинаются чужие. Взрослым может показаться, что это несложно, однако далеко не каждый из нас с этой задачей справляется. Что уж говорить о детях, которые только учатся понимать себя.
Участники буллинга делятся на несколько категорий. Давайте рассмотрим их с точки зрения нарушения личных границ.
Ребенок-жертва
Он угрюмо сидит на задней парте, забросанной бумажками. В испачканной мелом одежде и с не менее испачканной душой. И рад бы дать отпор, но для этого он слишком слаб. Его личностные границы недостаточно прочны, и он позволяет одноклассникам задирать себя. А самое страшное в том, что он начинает верить их словам. Ведь нарушение границ — это не только физический процесс, когда кто-то взял твой рюкзак, толкнул и так далее.
Куда серьезнее то, что происходит внутри. Из-за того, что ребенок не в состоянии провести четкую линию между собой и другими, он принимает в свой внутренний мир то, что они говорят. После первого унижения он будет пытаться спорить. После десятого — согласится с его справедливостью. А после пятидесятого — будет сам себя унижать без посторонней помощи. Лежать в слезах и думать: «Боже, какое же я ничтожество».
Но это не его собственные мысли. Не в силах противостоять толпе, он присоединяется к их словам и подтверждает: «Да, я действительно убогое создание, над которым можно издеваться».
Ребенок-зачинщик
А вот зачинщики и преследователи. Обычно ходят небольшой группой и выжидают момента, когда можно будет повеселиться. По заверениям учителей и родителей, они довольно милые. Прилично одеты, прилежно делают уроки и не особо мешают взрослым. Но жертва их видит по-другому: злые, жестокие и несправедливые.
И их границы тоже, как ни странно, нарушены. Ведь между «я» и «другие» они выбирают только первое. Они не видят чужой боли и чужих страданий. Зачастую те, кто травил кого-то в детстве, будучи взрослыми, искренне признаются, что не понимали, насколько это неправильно. Другие для них не личности, которым может быть больно, страшно, стыдно.
И далеко не всегда позиция преследователя — это осознанный выбор. Часто они просто не видят в другом человека.
Ребенок-наблюдатель
А вот и третья часть этого процесса, самая большая — наблюдатели. О, это самое интересное. Не участвующие, но хихикающие в ладошку, или же просто равнодушно игнорирующие, или же сохраняющие нейтралитет, но самое главное — молча наблюдающие. Сами того не зная, они подпитывают процесс травли. Ведь они — зрители. А травля — это шоу. Все роли розданы, на сцене разворачиваются драматичные события, но кто-то должен сидеть в зале. Иначе — неинтересно. При этом совесть их может быть кристально чиста: а что, они же никого не обижают. Но без них не проходит ни один спектакль. Чаще всего, встретившись с жертвой наедине, преследователи молча проходят мимо. Но вот что начинается на публике — совсем другая история.
У наблюдателей границы тоже нарушены. Они не могут присоединиться к преследователям, потому что они не жестоки. Они не хотят защищать жертву, чтобы самим не стать объектами насмешек. Они не могут полностью отстраниться, потому что это все происходит на их глазах и привлекает внимание.
Как помочь ребенку сформировать свое «я»
Теперь же, когда мы знакомы со всеми участниками, перейдем к вопросу о профилактике.
Границы ребенка формируются в семье. Изначально он мало что о себе знает, и родители помогают ему узнать больше. В самом раннем возрасте это наиболее очевидно. Когда ребенку объясняют, что вот это у тебя рука, это у тебя нога, это голова. Он и без этой информации был обладателем частей тела, но включить их в целостный образ себя он может только благодаря родителям, которые дают им название.
Внутренний мир ребенка так же нуждается в родительском внимании. Ребенок не узнáет, что он может пробовать и не бояться ошибиться, если родители не дадут ему этого понять. Он не узнáет, что можно выражать свои чувства, что можно опираться на свои желания, что можно отстаивать свои права. Вернее, может, и узнáет, но это будет очень болезненный и долгий путь.
Родитель помогает ребенку формировать свое «я». В зависимости от того, что ребенок слышит о себе от родителей, он строит представление о том, кто он такой. Если дома ребенка называют неудачником, то, услышав это в школе от одноклассников, он не узнает ничего нового. Просто теперь школа подтвердила слова мамы и папы.
Но если на протяжении всего детства ему говорят, что верят в него, что он со всем справится, что он может выражать чувства и не бояться получить за это подзатыльник, то он растет. И в момент попытки травли у него будет сформированное «я», и другие не смогут навязать ему свое мнение. Потому что в том месте, куда обидчики раз за разом пытаются подсунуть идею о том, что он ничтожество, место уже занято словами родительской любви. И кроме того: как можно отстаивать свое «я», если ты толком о нем не знаешь? И это важная задача родителей — познакомить ребенка с самим собой.
Как увидеть чужие границы
Это лишь одна сторона вопроса. А другая состоит в том, чтобы точно так же познакомить ребенка с «другими». Научить его уважать чужое достоинство, не смеяться над недостатками, не обсуждать за спиной. Конечно, одни слова здесь бессильны: важен пример. Если родители позволяют себе при ребенке о ком-то сплетничать, то половину пути по превращению своего чада в зачинщика травли они уже проделали. Ребенок должен слышать и видеть, что другие люди, как и он сам, имеют право на любовь и уважение.
Кроме того, необходимо соблюдать баланс между контролем и свободой. Ребенок, который живет в атмосфере вседозволенности, не менее обделен любовью, чем тот, кому все запрещено. Ведь когда можно все — это, с точки зрения ребенка, означает, что родителям он безразличен. Давать свободу и выстраивать ограничения — вот задача родителя. Ребенок без ограничений будет нарушать чужие границы. Ребенок без свободы будет позволять нарушать свои.
До тех пор пока ребенок не научился защищать свои границы, эта функция ложится на плечи родителей и учителей. Ребенок должен знать, что он не один. Что он всегда может рассказать своим родителем или учителю и что это будет услышано. Об этом должны знать и потенциальные обидчики. У них есть излюбленный прием: убедить жертву в том, что жаловаться — это позорно или опасно. Задача родителей в том, чтобы дать ребенку понять: жаловаться — это нормально, и мы всегда придем к тебе на помощь.
Что делать учителям? Взгляд педагога
Алексей Воробьев, учитель истории в московской школе № 814
О школьной травле сейчас очень много говорят и пишут, и оттого создается ощущение, будто с каждым годом ее все больше и больше. На мой взгляд, больше стало не самих случаев буллинга, а информации о них и жарких обсуждений в соцсетях. Разумеется, я не владею статистикой (да и есть ли тут какая-то статистика?), а просто основываюсь на своем жизненном и учительском опыте.
Если сравнивать школу (обычную муниципальную), в которой я работаю уже более десяти лет, с теми школами, где я учился в 90-е годы, то сейчас обстановка заметно лучше. Во-первых, это общее смягчение нравов, во-вторых, родители гораздо больше вовлечены в школьную жизнь, а в-третьих, учителя внимательнее к тому, что происходит в стенах школы. Видимо, поэтому и травли стало меньше.
Но все же она есть, это такая болезнь, которая никогда не может быть излечена полностью и окончательно. Что же следует делать учителям, чтобы травля не возникала? И что делать, если она все же возникла? Когда мы говорим о профилактике, то давайте честно признаем: обычно профилактикой занимаются тогда, когда уже были какие-то случаи, были тревожные звоночки, и вот чтобы не повторилось, педагоги принимают какие-то меры.
Следи за собой, будь осторожен!
Крайне важно не оказаться, пусть и невольно, инициатором травли. А такое иногда случается. Учитель отчитывает ученика на уроке, перед всем классом. Делает это эффектно, мастерски иронизируя. И какая-нибудь его шуточка, фразочка способна стать катализатором травли. Учитель сам может не понять, как его слова воспримут дети, а они, вполне вероятно, воспримут их как команду «фас!». Поэтому нужно всегда уважительно относиться ко всем своим ученикам, не позорить их перед другими детьми, десять раз подумать, чем может обернуться невинная, казалось бы, шутка.
Учитель своим поведением, своим отношением к детям задает формат, стиль школьной коммуникации. И если дети уважают этого учителя, то с большей вероятностью станут по отношению друг к другу держать себя в неких рамках.
Гляди вокруг!
Сейчас в школах дежурные учителя наблюдают за порядком в коридорах и рекреациях. Травля, как известно, любит укромные уголки, закутки, другие непросматриваемые пространства. Для того чтобы таких пространств не было, нужно добросовестно дежурить. Понятно, что это не дает стопроцентной гарантии (дежурный учитель заметит и прекратит драку, громкие оскорбления — но он же не может подслушивать все разговоры всех детей). Однако уже сам факт, что рядом находится неравнодушный взрослый, охлаждает энтузиазм обидчиков.
Создавай правильную среду
Самое главное и самое сложное: создавать в детском сообществе конструктивное взаимодействие. То есть сделать так, чтобы у ребенка или подростка была возможность повысить свой авторитет и привлечь к себе внимание не за счет унижения беззащитных, а в каких-то позитивных делах, будь то спорт, исследовательская работа, творчество, туризм и так далее. Это же относится и к потенциальным жертвам травли: у них должна быть возможность проявить свои лучшие стороны, раскрыть свои способности. Таким детям нужно создавать ситуацию успеха.
Называй вещи своими именами
Травля — это серьезно, это большая беда для всех, кто в нее втянут: и для жертв, и для преследователей. Это не просто конфликт, не просто «натянутые отношения». И с детьми нужно об этом говорить.
Вопрос — как. Иногда такие беседы, особенно проведенные для галочки, становятся профанацией. Например, когда учитель читает мораль на классном часе, а у детей все мысли о том, скорее бы эта нудятина закончилась.
Но ведь можно это делать по-умному. В педагогике есть такой прием, метод параллельного воздействия. Это когда напрямую ребенка не обвиняют, не поучают, а просто в его присутствии (зная, что он услышит) обсуждают аналогичные ситуации с другими людьми. Какие-то истории из СМИ, из Интернета, из рассказов знакомых. И вот такое дети гораздо охотнее воспринимают, потому что тут им не надо уже вставать в защитную позу и оправдываться либо огрызаться. Речь ведь вроде не о них.
Полезно иногда (но не часто, чтобы не выглядело навязчивым) совместно смотреть какие-нибудь фильмы на эту тему (вроде того же «Чучела») и потом обсуждать. Или не фильмы, а какие-нибудь подростковые книги, где звучит тема буллинга. Их много.
В таких обсуждениях, кстати, есть смысл давать не только моральную оценку травле, но и взглянуть на нее с точки зрения закона, поговорить о правовых последствиях. Это тоже иногда может остудить чьи-то распаленные страсти.
А если травля уже идет?
Если учитель видит начинающуюся травлю или узнаёт о ней от тех ребят, которых такая обстановка в классе не устраивает, нужно начинать действовать:
1. Обсудить ситуацию с зачинщиками, причем говорить твердо, четко называя все своими именами (но при этом не позволяя себе ни излишних эмоций, ни оскорбительных выражений).
2. Если учитель лишь ведет уроки в этом классе, у этих детей, то надо обратиться в первую очередь к их классному руководителю. Классный руководитель, которого эта ситуация касается уже напрямую, обратится к школьному психологу и, конечно, к родителям. Но общаться с родителями лучше вместе с коллегами, чтобы, во-первых, было видно единство школьных педагогов в этом вопросе, а во-вторых, чтобы не дать повода к несправедливым обвинениям (бывает, что родители зачинщиков, вступаясь за свою кровиночку, ведут себя неадекватно).
Ситуаций разных может быть очень много, у каждой свои особенности, единой, и притом идеально работающей схемы не существует. Но есть общий принцип: травля питается равнодушием. Равнодушием наблюдающих за нею детей, равнодушием проходящих мимо взрослых. Там, где равнодушия нет, где травля вызывает возмущение, там находятся способы ее прекратить.