Что означает быть педагогом исследователем
Что означает быть педагогом исследователем
Исследование – научный труд. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1957. – С.250).
Педагогическое исследование процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых теоретических и методологических для практики знаний.
Мы полагаем, что любое педагогическое исследование в конечном счёте является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. Именно исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Исследовательское начало оплодотворяет практическую педагогическую деятельность, а последняя способствует научному творчеству.
Перед педагогом, включившимся в научный поиск, естественно, возникают вопросы: что значит быть исследователем? Каждый ли способен на это? Какие качества личности, знания и умения необходимы исследователю?
Быть педагогом-исследователем – это значит вести научно-поисковую деятельность. Поиск и открытие – это преодоление какого-то познавательного барьера, встающего на пути понимания сути дела.
Быть педагогом-исследователем – значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности.
Быть педагогом-исследователем – это значит размышлять, проводить мысленный эксперимент, использовать различные виды воображения, учитывать широкий комплекс условий и факторов. Важно учитывать всё до мелочей: единичное, всеобщее, особенное, мало значительное или так называемые косвенные факты. Часто случается, что именно незначительные факты могут быть началом научных открытий.
Быть педагогом-исследователем – это значит искать противоречия в существующих, педагогических процессах, фактах и явлениях; измерять всё то, что может подлежать измерению, это также возвращаться к уже решённым проблемам и задачам, предлагать их рассмотрение с новых теоретических, методологических и методических позиций.
Эссе на тему: Значение иследовательской деятельности педагога
Анастасия Новикова
Эссе на тему: Значение иследовательской деятельности педагога
«Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования»
выдающийся советский педагог-новатор.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественные, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.
Определяя качество учебно-воспитательной работы, обычно имеют в виду осмысленность, глубину и прочность знаний воспитанников, их умственное развитие, нравственную и эстетическую воспитанность, так как эффективность педагогической деятельности оценивается только по ее результатам. Однако при оценке работы педагога нередко упускается, что качество деятельности влияет на методический уровень учителя, его профессиональную квалификацию. Есть просто умелый учитель, который работает на обычном профессиональном уровне, и есть тот, кто проявляет высокое мастерство и творчество, своими находками обогащает искусство обучения и воспитания. Есть и преподаватели, которые поднимаются до уровня педагогического новаторства, вносят существенные изменения в педагогическую практику.
На мой взгляд, педагог-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа, высокой инновационной готовностью.
Педагог руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления личности. Именно от учителя, от заложенных им качеств, зависит будущее ребенка, страны, всей планеты. Ведь именно к этим ребятам в будущем мы пойдем лечиться, они буду строить дома, принимать законы, станут теми людьми, от которых зависит будущее планеты. Поэтому так важно с самого раннего детства воспитывать неповторимую личность, прививать ребенку интерес к получению знаний, учить детей общаться и считаться с другими, уважать себя и других.
Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, заниматься самообразованием. Педагогу необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир, быть исследователем.
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «В поисках клада» Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «В поисках клада» Виды деятельности: игровая, коммуникативная,.
Эссе «Социальная ответственность педагога» Социальная ответственность воспитателя ДОО. «Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя!» Современный мир требует от людей вообще.
Эссе на тему «Из опыта работы молодого педагога-психолога» Скоро будет восемь лет с тех пор как я начала работать с детьми и почти год с несовершеннолетними. За это время перед глазами прошла сотня.
Эссе педагога «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный в живых красках, ярких и.
Эссе педагога «Мой путь» Я, Перминова Светлана Александровна. Мне 34 года. Желание заниматься с детьми пришло ко мне еще лет в 7-8,когда я нянчила всех детишек младшего.
Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения» Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу. Л. Н. Толстой Я, Кривец.
Статья «Педагог-исследователь»
Влияние исследовательской деятельности на педагогической практике в становлении профессионального интереса к педагогической деятельности у будущих педагогов.
Учитель- исследователь, организуя и проводя свою деятельность выполняет две основные функции, во-первых, систематизирует знания, накопленные человечеством, во-вторых, познает новое неизведанное, что пополняет, обогащает науку. Эти функции остаются во все времена, изменяется лишь их содержание по мере изменений, происходящих в общественной жизни, изучаемых проблемах, методах работы. Для реализации названных функций учителю-исследователю необходимо обладать рядом качеств, создающих прочный фундамент его личности.
Прежде всего речь должна идти о гражданской ответственности, о том чтобы быть не просто профессионалом-исследователем, но и, в первую очередь, патриотом своей страны, решающим приоритетные для России научные проблемы. Важным качеством исследователя является психолого-педагогическая направленность, проявляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели – формирования и развития личности обучающегося, повышение качества его воспитания и обучения.
К важным качествам педагога-исследователя следует отнести: оптимизм – веру в возможность улучшить положение дел, выработать оптимальные варианты творческого развития обучающихся; гуманизм, предполагающий доброту, отзывчивость, сердечность к людям, исключающий злую иронию, оскорбления и унижение человека; справедливость, уравновешенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, то есть следование нормам морали, добросовестное исполнение своего профессионального долга. Наконец, существенное значение в исследовательской работе имеет общительность и коммуникабельность педагога-исследователя.
Все названные профессионально-значимые личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; умение общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами профессиональной психолого-педагогической этики.
-В повышении профессионализма и компетентности педагога, получение учащимися высоких результатов в процессе совместной исследовательской деятельности,
-ощущение практической значимости выбранного исследования и перспектив личностного развития,
-в росте профессионального мастерства учителя, в формировании информационной культуры педагога и его учеников,
-в позитивном изменении взгляда на вопросы, касающиеся исследовательской деятельности учителей и желании совершенствовать свое мастерство в этой деятельности через активное учительское взаимодействие на различных уровнях сотрудничества.
Учитель как исследователь. Исследование – успех творческой деятельности учителя
Учитель как исследователь
Исследование – успех творческой деятельности учителя
, МОУ «СОШ с. Широкое», Татищевский район, Саратовская область (*****@***ru).
Аннотация
Учителю приходится постоянно что-то искать, выбирать нужное, изучать, исследовать. Он постоянно работает с различными источниками информации, повышает свой кругозор, свою осведомлённость в разных сферах деятельности. Увеличивая свой багаж знаний, он повышает мастерство, приобретает опыт. Учителю исследователю чужд покой. Он вечно в поиске, он не стоит на месте, он вечно в движении. Это человек, который шагает в ногу со временем. А кто ищет, тот всегда находит.
Учителю исследователю нужны единомышленники. Чаще всего – это его ученики. Ему необходимо делиться своими знаниями с ними. Это его прямое назначение. Он заинтересовывает учащихся своим предметом, применяя разнообразные формы и методы работы, тем самым вовлекает их в исследовательскую работу. Прежде всего, он проводит пропаганду своего предмета, как самого необходимого, полезного и нужного для общества. Он воодушевляет учеников своей идеей. Интерес у учащихся повышается, исследовательская работа учителя дает положительный результат.
Учитель как исследователь проявляет себя в разных сферах деятельности: при подготовке к уроку, при разработке плана урока, при составлении плана конспекта, при подготовке индивидуальных заданий для учащихся. Ему приходится изучать материал, работать с различными источниками, быть в курсе всех событий. Он, исследуя различные источники, выбирает нужный для себя и для учащихся материал, при этом использует свое мастерство, опыт и даже интуицию. В последнее время Интернет-ресурсы позволяют подготовить материал интересный, проблемный, красочный по оформлению. Это большая помощь учителю, и это способствует его творческому потенциалу.
Мы можем наблюдать исследовательскую работу учителя даже при подведении итогов учебной деятельности. Учитель следит за динамикой качества знаний учащихся, за их успеваемостью, за проявлением их интереса к предмету. Он проводит диагностику обученности и заинтересованности учащихся: данные диагностического исследования сопоставляются с исходными характеристиками, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса обучения.
В исследовательской работе учитель, как правило, руководствуется определенными принципами процесса обучения: идейности, последовательности, посильности. Он должен выяснить для себя: зачем это нужно, для кого это нужно, кто это может сделать и когда. Кроме этого, если учитель занимается исследовательской работой в школе, он придерживается следующих правил:
1. Исследовательской деятельностью могут заниматься все учащиеся, независимо от успеваемости.
2. Нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если они не успевают по другим предметам.
3. Не следует навязывать ученику своего мнения по поводу самостоятельной творческой работы, необходимо только направлять исследования в нужное русло.
4. При проверке работы или при руководстве её выполнением у учителя должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворённость.
Учитель проводит исследовательскую деятельность и во внеурочное время. Различные кружки, клубы по интересам развивают специальные способности учащихся к определённому виду деятельности на основе профессионально направленного персонализированного обучения.
Учитель исследователь нужен школе. Это творческая личность. В своей работе он умело соединяет теорию с практикой, жизнь с наукой, добавляя элементы творчества. Его исследовательская работа направлена на ученика, во имя ученика. Чем больше творчества, тем успешнее процесс обучения.
Литература.
1. Шаталов исчезли тройки. М.,1980
Положение «О педагоге- исследователе»
Статус педагога – исследователя вводится как дополнительная к квалификационной категории характеристика педагогов и руководителей образовательного учреждения в целях стимулирования и мотивации инновационной деятельности.
Статус педагога – исследователя присваивается педагогам и руководителям образовательных учреждений, имеющим положительные стабильные результаты собственной работы и осуществляющим эффективную исследовательскую работу, а также имеющим авторитет в профессиональном сообществе.
Педагогом – исследователем может быть признан педагог
( пособие, рекомендации), успешно прошедшие экспериментальную проверку и имеющую положительное экспертное заключение.
Обязательными условиями признания педагога ( руководителя) в качестве педагога – исследователя являются ( в совокупности):
а) организация творческой, исследовательской работы учащимися ( для педагога) и ( или ) с педагогами ( для руководителя) с наличием положительных результатов;
б) участие в повышении квалификации педагогических ( руководящих) кадров( в качестве лектора, руководителя семинара, мастер- класса, стажировки т.п.);
в) публикации ( статьи, пособия, рекомендации и т.п.)
1.4 Статус педагога исследователя присваивается приказом по школе на основании экспертного заключения и с учётом мнения педагогического коллектива, профессиональных объединений педагогов( научно – методического совета, методического объединения..)
2 Механизм присвоения статуса педагога – исследователя.
2.1 Заявка на присвоение статуса педагога – исследователя направляется в Экспертный совет по ОЭР от имени заявителя ( педагога, руководителя) с личным его заявлением с кратким обоснованием выдвижения своей кандидатуры на данный статус.
К заявке прилагаются следующие документы:
— представление выдвигающей стороны.
— характеристика кандидата, заверенная руководителем школы.
— список печатных работ ( с указанием степени авторства, названия, источника публикации с выходными данными, объёма печатной работы в печатных листах;
— авторская программа ( пособие, рекомендации) с официальными рецензиями и анализом результативности её использования;
— или авторская программа исследовательской работы.
2.2 По получении документов организуется экспертиза в течении 1, 5 месяцев, эффективности форм и способов практической и исследовательской работы.
2.3 Решение о представлении статуса педагога – исследователя на заседании Совета по ОЭР принимается большинством голосов.
2.4 В случае отклонения представленных материалов повторное их рассмотрение допускается ( при условии выполнения рекомендаций экспертного заключения) не ранее, чем через три месяца.
2.5 Представленные материалы могут быть сняты с рассмотрения на любом этапе по личному заявлению кандидата.
2.6 Статус педагога – исследователя вводится на срок не более, чем на 5 лет. Продление срока производится при следующих условиях:
а) необходимости развития исследовательской работы по актуальным проблемам, выявленным в ходе предыдущей работы;
б) о необходимости плановой работы по распространению инновационных опыта в организованных формах ( курсы, семинары, стажировки и т.п.)
2.7 Досрочное снятие статуса педагога – исследователя может быть произведено в случае явного и грубого несоответствия хода и результатов работы заявленной педагогом- исследователем программе или фактического прекращения работы, или непредставления установленной отчётности или отказа от прохождения экспертизы.
3. Права и обязанности педагога – исследователя.
3.1 Педагог – исследователь имеет права:
— на создание творческой педагогической лаборатории;
— на руководство проблемным семинаром, мастер – классом и т.д.
— на организацию и проведение авторских курсов и стажёрских практик по направлениям своей исследовательской работы.
3.2 Оплата за инновационную работу – от 5-20 %.
3.3 Педагог – исследователь обязан :
— осуществлять инновационную деятельность в соответствии с заявленными целями и задачами и программой действий;
— обеспечить мониторинг эффективности реализации своей программы;
— представлять по итогам года отчёт об инновационной деятельности один раз в два года проходить экспертный контроль качества реализации программы исследовательской работы, авторской программы и т.п.
— своевременно информировать Совет по ОЭР об изменениях, вносимых в программу деятельности по реализации проекта, если они носят принципиальный характер и затрагивают цели, задачи и планируемые результаты программы;
— обобщать и оформлять результаты инновационной деятельности в форме, готовой к распространению ( учебные планы, программы, пособия и т.п.)