Что означает быть политически социализованным

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Смотреть что такое «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:

Социализация политическая — процесс усвоения человеком норм, традиции политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей. На основе характера… … Политология. Словарь.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. socialis общественный и греч. роlitike политика) процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и… … Политологический словарь-справочник

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Выделяются различные типы С.п.: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация это… … Политология: словарь-справочник

Социализация политическая — процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Социализация политическая первичная — (первичная политическая социализация) приобретенная в детстве. Является определяющей прежде всего в создании у человека положительной политической установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были … Политология. Словарь.

Политическая социализация — см. Социализация политическая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Политическая социализация — Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия

Социализация личности политическая — включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание пред­посылок и… … Политология. Словарь.

Социализация — Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (political socialization) Процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у… … Политология. Словарь.

Источник

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

В современной России в результате смены политического режима, когда прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать С.п.? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? Другой серьезной проблемой С.п. в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой С.п. не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

Полезное

Смотреть что такое «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:

Социализация политическая — процесс усвоения человеком норм, традиции политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей. На основе характера… … Политология. Словарь.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. socialis общественный и греч. роlitike политика) процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и… … Политологический словарь-справочник

Социализация политическая — процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — понятие, возникшее в западной соц. и политич. психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретич. исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по разному и иногда противоречиво. Для одних авторов… … Российская социологическая энциклопедия

Социализация политическая первичная — (первичная политическая социализация) приобретенная в детстве. Является определяющей прежде всего в создании у человека положительной политической установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были … Политология. Словарь.

Политическая социализация — см. Социализация политическая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Политическая социализация — Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия

Социализация личности политическая — включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание пред­посылок и… … Политология. Словарь.

Социализация — Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (political socialization) Процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у… … Политология. Словарь.

Источник

Научная электронная библиотека

Что означает быть политически социализованным. Смотреть фото Что означает быть политически социализованным. Смотреть картинку Что означает быть политически социализованным. Картинка про Что означает быть политически социализованным. Фото Что означает быть политически социализованным

5.3. Политическая социализация личности

Конституция государства не должна вредить конституции его граждан

Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, какие социально-политические ценности, нормы и правила определяют прежде всего поведение и деятельность живущих в этом обществе людей. Разумеется, человек не рождается с какими бы то ни было политическими знаниями, как не рождается он личностью и уж тем более он не рождается гражданином и политиком. И гражданином и личностью его признают государство, общество, сформировав в нем необходимые качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, для личности это соответствие требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. Процесс приобщения индивида к существующим в обществе социально-политическим нормам и ценностям осуществляется в ходе политической социализации.

С социально-психологической точки зрения, социализация – это процесс освоения и принятия индивидом сложившихся в обществе норм, правил, ценностей. А.В. Петровский определяет социализацию как приобретение и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта [172]. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой – обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.

Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина – члена данной политической системы [по: 154].

Важную роль в осуществлении политической социализации играют ее механизмы, действующие на нескольких уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном.

На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и на основе этой оценки вырабатывается соответствующее отношение к конкретному обществу и его политической системе.

На социально-психологическом уровне политические цели и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая к ним свое отношение.

На индивидуальном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.

Политическая социализация, как и процесс социализации вообще, имеет стадиальный характер. Стадии или этапы политической социализации обусловлены возрастными изменениями в ходе созревания человека, в процессе персоногенеза.

Уже в первые годы жизни происходят основные изменения, закладываются основы политической социализации и формирования личности гражданина. Ребенок знакомится с конфигурацией властных отношений в семье, что впоследствии сказывается на восприятии им политической власти в государстве. В 3–4 года через семью, через средства массовой информации, ближайшее социальное окружение ребенок приобретает в достаточно доступных для него формах первые сведения о политике. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание.

Позже, когда он идет в детский сад, происходит его знакомство с официальными политическими ценностями, транслируемыми через детскую литературу, песни, праздники. Происходит знакомство с государственными символами России, практически в любом детском саду можно увидеть стенды с Государственным гербом, Государственным флагом и текстом Государственного гимна России, портреты Президента и Премьер-министра страны. Различная информация, получаемая ребенком через СМИ, от воспитателей детского сада, от других источников дает свои результаты, действуя на подсознание.

В специальных экспериментах американским детям этого возраста предлагался набор «разноцветных картинок» – флагов государств-членов ООН. Экспериментатор просил выбрать из всего большого набора только две «картинки» – «самую приятную» и «самую противную». Подавляющее большинство американских детсадовцев в качестве «самой приятной» такой картинки совершенно неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот: в качестве наиболее «противной» картинки фигурировал красный флаг теперь уже бывшего СССР.

Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической пропаганды, которая активно использует политическую символику для обозначения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, символика эта используется настолько автоматически, что действует практически бессознательно. В действительности рядовые американцы не создают (как некоторые считают) особых церемоний вокруг поднятия и спуска национального флага перед своими домами – это просто вошло в привычку, стало обязательным элементом, атрибутом образа жизни. Вот дети и видят эту «картинку» над головой, ползая по лужайке, и запоминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают слова «флаг», но уже убеждены, что свой флаг – самый лучший [154].

Поступление в школу знаменует собой новый этап политической социализации. Будучи влиятельнейшим социальным институтом, школа оказывает мощное политическое воздействие на будущих граждан. Утверждения о том, что после распада СССР, деполитизации и деидеологизации системы образования школа якобы теперь вне политики и не оказывает какого-либо политического воздействия на учащихся – от лукавого. Именно в школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические и общественные организации, через неформальные объединения учащиеся приобщаются как к официальным, так и к оппозиционным политическим взглядам.

В период юности включаются новые агенты политической социализации. На этом этапе усиливается влияние неформальной молодежной субкультуры со своими специфическими атрибутами, ценностями и ценностными ориентациями, нередко противоречащими ценностям и смыслам иных социальных групп, в том числе тех, которые поддерживают официальный политический курс.

Проведенное под нашим руководством исследование выявило ряд интересных феноменов, характеризующих процесс социализации личности в ранней юности. Мы поставили цель выявить тенденции политической социализации личности в старшем школьном возрасте в отношении формирования политической активности, готовности к политическому участию. Гипотеза эмпирического исследования заключалась в том, что процесс политической социализации в старшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к формированию политической активности.

Политическое участие мы рассматривали как разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, показывающие степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия политических решений [61]. Политическая активность представляет собой деятельность индивида или политических групп, связанную со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты, как проявление интереса к политической жизни общества, либо как участие в ней в тех или иных формах (подробнее об этом будет сказано ниже). Политическая пассивность – безразличие к политике и нежелание граждан принимать участие в политической жизни [61]. Политическое отчуждение – это чувство неудовлетворенности, разочарования, безразличия, отстранения, безнадежности в отношениях к вопросам политической жизни общества, к политической власти [70].

В качестве испытуемых были выбраны старшеклассники, поскольку, как мы полагаем, этот возраст является наиболее важным для восприятия политически окрашенной информации, формирования установок, осознания своей роли в политическом процессе. В этом возрастном периоде происходит самоопределение, вырабатывается жизненная позиция и складывается своя картина мира. Выборку испытуемых составили 150 учащихся 9–11-х классов одной из гимназий г. Челябинска. В исследовании применялась модифицированная нами методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также разработанная нами специальная анкета, направленная на выявление у испытуемых уровня политических знаний, предрасположенности к политическому участию, вовлеченности в политический процесс и интереса к политике.

При анализе результатов анкетирования мы уделили особое внимание вопросам, наиболее значимым для понимания вовлеченности старшеклассников в политическую жизнь общества. Подавляющее большинство испытуемых проявляют в той или иной мере интерес к политике. Всего лишь 9,3 % опрошенных никогда политикой не интересовались и не интересуются. Практически все испытуемые в той или иной мере интересуются новостями в области внутренней и внешней политики. 17,3 % смотрят передачи такого рода ежедневно, одна треть – два-три раза в неделю и немногим более половины – от случая к случаю.

Более 40 % опрошенных старшеклассников считают, что гражданин страны должен знать о политических событиях, но в то же время половина испытуемых не считают важным в них разбираться, полагая, что это дело профессиональных политиков (рис. 5.1). Что же касается конкретных знаний испытуемых в области политической и общественной жизни общества, то результаты анкетирования показали, например, в целом правильное знание ветвей власти в России. В основном старшие школьники ориентируются в ведущих политических партиях.

Что означает быть политически социализованным. Смотреть фото Что означает быть политически социализованным. Смотреть картинку Что означает быть политически социализованным. Картинка про Что означает быть политически социализованным. Фото Что означает быть политически социализованным

Рис. 5.1. Мнение испытуемых о необходимости для гражданина страны знать о политических событиях и разбираться в них (в %)

В ходе опроса мы попытались выявить приоритеты испытуемых в понимании того, что значит для них быть гражданином своей страны, и что вызывает у них гордость за свою страну. Для большинства респондентов (56 %) быть гражданином своей страны означает любить и защищать свою Родину. Для каждого третьего – это участие в политической жизни страны. Для 39 % испытуемых – исполнение своих обязанностей согласно Конституции страны (рис. 5.2).

Что означает быть политически социализованным. Смотреть фото Что означает быть политически социализованным. Смотреть картинку Что означает быть политически социализованным. Картинка про Что означает быть политически социализованным. Фото Что означает быть политически социализованным

Рис. 5.2. Приоритеты испытуемых в понимании того, что значит быть гражданином своей страны (в %)

Особый интерес, на наш взгляд, вызывают ответы старших школьников на вопрос: «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай?». Результаты ответов представлены на рис. 5.3.

Что означает быть политически социализованным. Смотреть фото Что означает быть политически социализованным. Смотреть картинку Что означает быть политически социализованным. Картинка про Что означает быть политически социализованным. Фото Что означает быть политически социализованным

Рис. 5.3. Распределение ответов на вопрос «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай или событие?» (в %)

Оказалось, что у каждого четвертого чувство гордости за свою страну вызывают достижения России в спорте и искусстве (опрос проводился до зимних Олимпийских игр в Сочи). Настораживает то, что всего лишь 11 % связывают это чувство с победой в Великой Отечественной войне. Еще более тревожный показатель заключается в том, что у 44 % старшеклассников такое чувство вообще не возникало; часть из них (16,6 %) заявили, что для этого у них не было повода, а часть (27,3 %) вообще затруднились ответить на данный вопрос.

В соответствии с целью нашего исследования, мы попытались выяснить готовность испытуемых к политическому участию. Им было предложено ответить на вопросы: «Будете ли Вы голосовать на выборах после того, как приобретете право голоса», «Если Вам предложат вступить в какую-либо молодежную общественно-политическую организацию, как Вы поступите?» и др. Ответы испытуемых, представленные на рис. 5.4, показали, что подавляющее большинство из них (около 86 %) будут или скорее всего будут участвовать в выборах, 8 % скорее будут голосовать, чем нет, 5,3 % заявили, что голосовать не собираются и около 1 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Что означает быть политически социализованным. Смотреть фото Что означает быть политически социализованным. Смотреть картинку Что означает быть политически социализованным. Картинка про Что означает быть политически социализованным. Фото Что означает быть политически социализованным

Рис. 5.4. Предположение испытуемых о том, будут ли они голосовать после приобретения права голоса (в %)

Относительно возможности вступления в общественно-политическую молодежную организацию, мы видим несколько иную картину. Всего лишь 4 % вступят в такую организацию обязательно, и в то же время более половины (60 %) заявили, что подумают, прежде чем принять такое решение.

Чтобы выяснить некоторые факторы, обусловившие ответы наших испытуемых при анкетировании, мы решили выяснить ценностные предпочтения старшеклассников. Данные, полученные с помощью модифицированной нами методики М. Рокича, демонстрируют, что респонденты отдают далеко невысокое предпочтение политическим ценностям. В полученном ранжировании терминальные ценности (в методике их 15, так же как и инструментальных), связанные с политической и общественной активностью занимают нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.1), а инструментальные – в основном среднее и нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.2).

Полученные данные позволяют отметить, что испытуемые старшеклассники проявляют интерес к политике, к отдельным политическим событиям, демонстрируют потребность в политическом знании. Больше половины опрошенных, по сути, являются потенциальными участниками общественных организаций и в будущем возможно активными избирателями. Старшеклассники готовы участвовать в политической жизни страны, если интерес, который сейчас имеется, будет поддерживаться и в дальнейшем.

Результаты ранжирования испытуемыми терминальных ценностей

Источник

Политология вики

Всем зарегистрированным участникам рекомендуется переключить внешний вид проекта в Monobook, для этого выбрать скин Monobook в ваших настройках

Политическая социализация

Политическая социализация (лат. socialis — общественный и греч. politike — политика) — процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и выполнению в ней определенных функций и ролей.

Термин «социализация» был введен в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом в конце XIX в.

Выделяют первичную (связанную с непосредственным приобретением политических знаний и установок) и вторичную (связанную с самостоятельной выработкой политических ценностей и ориентаций, расширением политического опыта) социализацию.

Радикальное изменение сформировавшихся ценностей и установок называется ресоциализацией.

Политическая социализация личности осуществляется посредством сложной системы институтов (государства, партий, школы, церкви) и агентов социализации (политических лидеров, журналистов, преподавателей, родственников).

Важную роль в процессе политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни, национальные традиции и пр.

В современном обществе они способны в отдельных ситуациях оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, чем собственно политические агенты.

Выделяют несколько основных моделей политической социализации:

Системная (гармоническая) модель, предполагающая наличие однородной культурной среды, демократических ценностей, развитого гражданского общества, характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правоному порядку, традиционным институтам. В этой модели важнейшими институтами социализации являются школа и семья, а агентами социализации — непосредственное окружение личности. Данная модель характерна, в основном, для англо-американской политической культуры.

Плюралистическая модель политической социализации предполагает высокий уровень гражданской активности и политического участия. Основными институтами социализации в этой модели выступают школа, средства массовой информации, партии и общественные организации. Подобная модель присуща континентально-европейской политической культуре, в которой наличие единой культурной основы, базовых либерально- демократических ценностей дает возможность индивиду адекватно воспринимать ценности других политических субкультур.

Конфликтная модель предполагает формирование лояльности лишь к одной определенной социальной группе. Ведущими институтами социализации в этой модели являются семья и церковь. Такая модель характерна, в основном, для стран «незападноЙ» цивилизации, где в условиях значительной культурной неоднородности усвоение индивидом политических ценностей и норм определенного рода, клана или племени происходит в условиях жесткой борьбы с представителями иных политических субкультур.

Гегемонистская модель характеризуется формированием враждебного отношения к любой социальной и политической системе, кроме «Своей», а вхождение человека в политику основывается исключительно на ценностях определенной социальной группы, религии или идеологии. Основными агентами социализации в данной модели являются агитаторы и пропагандисты. Данная модель политической социализации характерна, в основном, для стран с автократическими политическими режимами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *