Что означает быть политически социализованным
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Социализация политическая — процесс усвоения человеком норм, традиции политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей. На основе характера… … Политология. Словарь.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. socialis общественный и греч. роlitike политика) процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и… … Политологический словарь-справочник
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Выделяются различные типы С.п.: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация это… … Политология: словарь-справочник
Социализация политическая — процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Социализация политическая первичная — (первичная политическая социализация) приобретенная в детстве. Является определяющей прежде всего в создании у человека положительной политической установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были … Политология. Словарь.
Политическая социализация — см. Социализация политическая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Политическая социализация — Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия
Социализация личности политическая — включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание предпосылок и… … Политология. Словарь.
Социализация — Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (political socialization) Процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у… … Политология. Словарь.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
В современной России в результате смены политического режима, когда прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать С.п.? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? Другой серьезной проблемой С.п. в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой С.п. не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Социализация политическая — процесс усвоения человеком норм, традиции политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей. На основе характера… … Политология. Словарь.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. socialis общественный и греч. роlitike политика) процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и… … Политологический словарь-справочник
Социализация политическая — процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — понятие, возникшее в западной соц. и политич. психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретич. исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по разному и иногда противоречиво. Для одних авторов… … Российская социологическая энциклопедия
Социализация политическая первичная — (первичная политическая социализация) приобретенная в детстве. Является определяющей прежде всего в создании у человека положительной политической установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были … Политология. Словарь.
Политическая социализация — см. Социализация политическая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Политическая социализация — Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия
Социализация личности политическая — включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание предпосылок и… … Политология. Словарь.
Социализация — Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (political socialization) Процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у… … Политология. Словарь.
Научная электронная библиотека
5.3. Политическая социализация личности
Конституция государства не должна вредить конституции его граждан
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, какие социально-политические ценности, нормы и правила определяют прежде всего поведение и деятельность живущих в этом обществе людей. Разумеется, человек не рождается с какими бы то ни было политическими знаниями, как не рождается он личностью и уж тем более он не рождается гражданином и политиком. И гражданином и личностью его признают государство, общество, сформировав в нем необходимые качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, для личности это соответствие требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. Процесс приобщения индивида к существующим в обществе социально-политическим нормам и ценностям осуществляется в ходе политической социализации.
С социально-психологической точки зрения, социализация – это процесс освоения и принятия индивидом сложившихся в обществе норм, правил, ценностей. А.В. Петровский определяет социализацию как приобретение и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта [172]. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой – обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.
Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.
В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина – члена данной политической системы [по: 154].
Важную роль в осуществлении политической социализации играют ее механизмы, действующие на нескольких уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном.
На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и на основе этой оценки вырабатывается соответствующее отношение к конкретному обществу и его политической системе.
На социально-психологическом уровне политические цели и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая к ним свое отношение.
На индивидуальном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.
Политическая социализация, как и процесс социализации вообще, имеет стадиальный характер. Стадии или этапы политической социализации обусловлены возрастными изменениями в ходе созревания человека, в процессе персоногенеза.
Уже в первые годы жизни происходят основные изменения, закладываются основы политической социализации и формирования личности гражданина. Ребенок знакомится с конфигурацией властных отношений в семье, что впоследствии сказывается на восприятии им политической власти в государстве. В 3–4 года через семью, через средства массовой информации, ближайшее социальное окружение ребенок приобретает в достаточно доступных для него формах первые сведения о политике. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание.
Позже, когда он идет в детский сад, происходит его знакомство с официальными политическими ценностями, транслируемыми через детскую литературу, песни, праздники. Происходит знакомство с государственными символами России, практически в любом детском саду можно увидеть стенды с Государственным гербом, Государственным флагом и текстом Государственного гимна России, портреты Президента и Премьер-министра страны. Различная информация, получаемая ребенком через СМИ, от воспитателей детского сада, от других источников дает свои результаты, действуя на подсознание.
В специальных экспериментах американским детям этого возраста предлагался набор «разноцветных картинок» – флагов государств-членов ООН. Экспериментатор просил выбрать из всего большого набора только две «картинки» – «самую приятную» и «самую противную». Подавляющее большинство американских детсадовцев в качестве «самой приятной» такой картинки совершенно неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот: в качестве наиболее «противной» картинки фигурировал красный флаг теперь уже бывшего СССР.
Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической пропаганды, которая активно использует политическую символику для обозначения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, символика эта используется настолько автоматически, что действует практически бессознательно. В действительности рядовые американцы не создают (как некоторые считают) особых церемоний вокруг поднятия и спуска национального флага перед своими домами – это просто вошло в привычку, стало обязательным элементом, атрибутом образа жизни. Вот дети и видят эту «картинку» над головой, ползая по лужайке, и запоминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают слова «флаг», но уже убеждены, что свой флаг – самый лучший [154].
Поступление в школу знаменует собой новый этап политической социализации. Будучи влиятельнейшим социальным институтом, школа оказывает мощное политическое воздействие на будущих граждан. Утверждения о том, что после распада СССР, деполитизации и деидеологизации системы образования школа якобы теперь вне политики и не оказывает какого-либо политического воздействия на учащихся – от лукавого. Именно в школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические и общественные организации, через неформальные объединения учащиеся приобщаются как к официальным, так и к оппозиционным политическим взглядам.
В период юности включаются новые агенты политической социализации. На этом этапе усиливается влияние неформальной молодежной субкультуры со своими специфическими атрибутами, ценностями и ценностными ориентациями, нередко противоречащими ценностям и смыслам иных социальных групп, в том числе тех, которые поддерживают официальный политический курс.
Проведенное под нашим руководством исследование выявило ряд интересных феноменов, характеризующих процесс социализации личности в ранней юности. Мы поставили цель выявить тенденции политической социализации личности в старшем школьном возрасте в отношении формирования политической активности, готовности к политическому участию. Гипотеза эмпирического исследования заключалась в том, что процесс политической социализации в старшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к формированию политической активности.
Политическое участие мы рассматривали как разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, показывающие степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия политических решений [61]. Политическая активность представляет собой деятельность индивида или политических групп, связанную со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты, как проявление интереса к политической жизни общества, либо как участие в ней в тех или иных формах (подробнее об этом будет сказано ниже). Политическая пассивность – безразличие к политике и нежелание граждан принимать участие в политической жизни [61]. Политическое отчуждение – это чувство неудовлетворенности, разочарования, безразличия, отстранения, безнадежности в отношениях к вопросам политической жизни общества, к политической власти [70].
В качестве испытуемых были выбраны старшеклассники, поскольку, как мы полагаем, этот возраст является наиболее важным для восприятия политически окрашенной информации, формирования установок, осознания своей роли в политическом процессе. В этом возрастном периоде происходит самоопределение, вырабатывается жизненная позиция и складывается своя картина мира. Выборку испытуемых составили 150 учащихся 9–11-х классов одной из гимназий г. Челябинска. В исследовании применялась модифицированная нами методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также разработанная нами специальная анкета, направленная на выявление у испытуемых уровня политических знаний, предрасположенности к политическому участию, вовлеченности в политический процесс и интереса к политике.
При анализе результатов анкетирования мы уделили особое внимание вопросам, наиболее значимым для понимания вовлеченности старшеклассников в политическую жизнь общества. Подавляющее большинство испытуемых проявляют в той или иной мере интерес к политике. Всего лишь 9,3 % опрошенных никогда политикой не интересовались и не интересуются. Практически все испытуемые в той или иной мере интересуются новостями в области внутренней и внешней политики. 17,3 % смотрят передачи такого рода ежедневно, одна треть – два-три раза в неделю и немногим более половины – от случая к случаю.
Более 40 % опрошенных старшеклассников считают, что гражданин страны должен знать о политических событиях, но в то же время половина испытуемых не считают важным в них разбираться, полагая, что это дело профессиональных политиков (рис. 5.1). Что же касается конкретных знаний испытуемых в области политической и общественной жизни общества, то результаты анкетирования показали, например, в целом правильное знание ветвей власти в России. В основном старшие школьники ориентируются в ведущих политических партиях.
Рис. 5.1. Мнение испытуемых о необходимости для гражданина страны знать о политических событиях и разбираться в них (в %)
В ходе опроса мы попытались выявить приоритеты испытуемых в понимании того, что значит для них быть гражданином своей страны, и что вызывает у них гордость за свою страну. Для большинства респондентов (56 %) быть гражданином своей страны означает любить и защищать свою Родину. Для каждого третьего – это участие в политической жизни страны. Для 39 % испытуемых – исполнение своих обязанностей согласно Конституции страны (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Приоритеты испытуемых в понимании того, что значит быть гражданином своей страны (в %)
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают ответы старших школьников на вопрос: «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай?». Результаты ответов представлены на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Распределение ответов на вопрос «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай или событие?» (в %)
Оказалось, что у каждого четвертого чувство гордости за свою страну вызывают достижения России в спорте и искусстве (опрос проводился до зимних Олимпийских игр в Сочи). Настораживает то, что всего лишь 11 % связывают это чувство с победой в Великой Отечественной войне. Еще более тревожный показатель заключается в том, что у 44 % старшеклассников такое чувство вообще не возникало; часть из них (16,6 %) заявили, что для этого у них не было повода, а часть (27,3 %) вообще затруднились ответить на данный вопрос.
В соответствии с целью нашего исследования, мы попытались выяснить готовность испытуемых к политическому участию. Им было предложено ответить на вопросы: «Будете ли Вы голосовать на выборах после того, как приобретете право голоса», «Если Вам предложат вступить в какую-либо молодежную общественно-политическую организацию, как Вы поступите?» и др. Ответы испытуемых, представленные на рис. 5.4, показали, что подавляющее большинство из них (около 86 %) будут или скорее всего будут участвовать в выборах, 8 % скорее будут голосовать, чем нет, 5,3 % заявили, что голосовать не собираются и около 1 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Рис. 5.4. Предположение испытуемых о том, будут ли они голосовать после приобретения права голоса (в %)
Относительно возможности вступления в общественно-политическую молодежную организацию, мы видим несколько иную картину. Всего лишь 4 % вступят в такую организацию обязательно, и в то же время более половины (60 %) заявили, что подумают, прежде чем принять такое решение.
Чтобы выяснить некоторые факторы, обусловившие ответы наших испытуемых при анкетировании, мы решили выяснить ценностные предпочтения старшеклассников. Данные, полученные с помощью модифицированной нами методики М. Рокича, демонстрируют, что респонденты отдают далеко невысокое предпочтение политическим ценностям. В полученном ранжировании терминальные ценности (в методике их 15, так же как и инструментальных), связанные с политической и общественной активностью занимают нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.1), а инструментальные – в основном среднее и нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.2).
Полученные данные позволяют отметить, что испытуемые старшеклассники проявляют интерес к политике, к отдельным политическим событиям, демонстрируют потребность в политическом знании. Больше половины опрошенных, по сути, являются потенциальными участниками общественных организаций и в будущем возможно активными избирателями. Старшеклассники готовы участвовать в политической жизни страны, если интерес, который сейчас имеется, будет поддерживаться и в дальнейшем.
Результаты ранжирования испытуемыми терминальных ценностей
Политология вики
Всем зарегистрированным участникам рекомендуется переключить внешний вид проекта в Monobook, для этого выбрать скин Monobook в ваших настройках
Политическая социализация
Политическая социализация (лат. socialis — общественный и греч. politike — политика) — процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и выполнению в ней определенных функций и ролей.
Термин «социализация» был введен в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом в конце XIX в.
Выделяют первичную (связанную с непосредственным приобретением политических знаний и установок) и вторичную (связанную с самостоятельной выработкой политических ценностей и ориентаций, расширением политического опыта) социализацию.
Радикальное изменение сформировавшихся ценностей и установок называется ресоциализацией.
Политическая социализация личности осуществляется посредством сложной системы институтов (государства, партий, школы, церкви) и агентов социализации (политических лидеров, журналистов, преподавателей, родственников).
Важную роль в процессе политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни, национальные традиции и пр.
В современном обществе они способны в отдельных ситуациях оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, чем собственно политические агенты.
Выделяют несколько основных моделей политической социализации:
Системная (гармоническая) модель, предполагающая наличие однородной культурной среды, демократических ценностей, развитого гражданского общества, характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правоному порядку, традиционным институтам. В этой модели важнейшими институтами социализации являются школа и семья, а агентами социализации — непосредственное окружение личности. Данная модель характерна, в основном, для англо-американской политической культуры.
Плюралистическая модель политической социализации предполагает высокий уровень гражданской активности и политического участия. Основными институтами социализации в этой модели выступают школа, средства массовой информации, партии и общественные организации. Подобная модель присуща континентально-европейской политической культуре, в которой наличие единой культурной основы, базовых либерально- демократических ценностей дает возможность индивиду адекватно воспринимать ценности других политических субкультур.
Конфликтная модель предполагает формирование лояльности лишь к одной определенной социальной группе. Ведущими институтами социализации в этой модели являются семья и церковь. Такая модель характерна, в основном, для стран «незападноЙ» цивилизации, где в условиях значительной культурной неоднородности усвоение индивидом политических ценностей и норм определенного рода, клана или племени происходит в условиях жесткой борьбы с представителями иных политических субкультур.
Гегемонистская модель характеризуется формированием враждебного отношения к любой социальной и политической системе, кроме «Своей», а вхождение человека в политику основывается исключительно на ценностях определенной социальной группы, религии или идеологии. Основными агентами социализации в данной модели являются агитаторы и пропагандисты. Данная модель политической социализации характерна, в основном, для стран с автократическими политическими режимами.