Что означает да убоится жена мужа своего
А жена да убоится мужа
А жена да убоится мужа
– Тебя чего, не учили в твоей церкви: жена да убоится мужа?! – грохочет подвыпивший супруг, и его жена, пытавшаяся, было, отстоять какие-то свои права, робеет и умолкает.
Сегодня предлагаю поговорить на тему этого, возможно, самого знаменитого фрагмента из Послания Ап. Павла, этого самого «жена да убоится мужа», особенно любимого всеми пьющими и неверующими мужьями.
Что имел в виду Ап. Павел? Почему именно этот фрагмент читается на венчании?
Эти слова – отрывок из Послания Ап. Павла к Ефесянам (5-я глава), отрывок, в котором великий Павел разворачивает очень интересную богословскую теорию о христианском браке.
Здесь Апостол Павел уподобляет брак – всем обычные, может быть, даже романтичные, но, казалось бы, совсем не мистические – отношения земных мужа и жены отношениям Христа и Церкви.
Приведу весь отрывок:
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Ефесянам 5, 22-33).
Итак, Христос – это Жених Церкви, а Церковь – его Невеста. Напомню, что Церковь – это не некая абстракция, это не институт и не социальная организация… По мысли Апостола Павла, Церковь – живой организм, состоящий из верующих людей.
Представьте себе, все мы, составляющие Церковь, дороги Христу и любимы Им как самое дорогое для Него существо, как Его Невеста.
Как строятся отношения между Христом и Церковью? Сделаем несколько выписок из приведенного отрывка:
Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Итак, из этих выписок становятся совершенно понятными отношения Христа и Церкви (то есть общины верующих).
1. Христос очень любит Церковь.
2. Он так любит ее, что отдает Свою жизнь за нее.
3. Жертвуя самой своей жизнью ради Церкви (то есть ради верующих людей), совершая Жертву Искупления, Христос тем самым открывает возможность и людям принять спасение и очиститься от грехов.
Вот удивительная божественная система отношений Христа и Церкви. Христос всю Свою жизнь, всего Себя без остатка полагает за Церковь, спасает людей от греха и проклятия, открывает человечеству возможность спасения.
Как, в таком случае, должна относиться Церковь ко Христу? А как еще можно относиться к такому Супругу? С любовью, нежностью и преданностью. Как к своей Главе и Руководителю.
И после этого, описав как строятся отношения между Христом и Церковью, Ап. Павел предлагает этот образ использовать для описания того, какими должны быть в идеале отношения в христианской семье.
Уяснив аналогию Христа и Церкви, мы прекрасно понимаем, что требуется от христианских супругов.
А это:
Муж должен любить свою жену;
Должен всего себя и свою жизнь полагать ради жены и ради семьи;
Должен помогать жене достойно нести ее супружеское служение, любовью и терпением своим должен побеждать ее немощи и недостатки.
Жена, соответственно, относится к мужу с любовью и преданностью, как к Главе.
А теперь зададим важный вопрос: должна ли жена видеть Христа в слабом, грешном муже? Который не только семью не может спасти, но и сам себя потерял. Который и научить-то может не хорошему, а дурному?
Разбираемый нами отрывок слишком часто используют как оправдание диктатуры мужа. Но жена вправе спросить мужа: ты являешься таким, каким является Христос по отношению к Церкви? Понятно, что мы не идеальны и никто от мужа абсолютного идеала не требует, но ты пытаешься, стремишься быть таким мужем, каков Христос по отношению к Церкви?
И если муж не считает для себя слова Ап. Павла руководством к действию, если не старается быть таким, каким должен быть христианский муж, то обязана ли жена чтить такого мужа как Главу семьи, как Самого Христа?
Слишком часто этот отрывок из Послания Апостола Павла к Ефесянам воспринимался как санкция на диктатуру мужа в семье. Но, как мы видим, здесь Ап. Павел скорее начертывает философию христианского брака, он говорит о том, каким, по его мысли, должен быть подлинный брак верующих супругов.
Согласитесь, есть над чем подумать верующим супругам, читателям этого очерка. А подумав работать и вырастать в меру такого супружества, какое Великий Апостол считает абсолютным идеалом.
В заключение сегодняшнего очерка я хочу, дорогие, представить вам несколько фотографий венчания, совершенного недавно в нашем соборе. Венчались наши прихожане Ольга и Денис.
Пожелаем им крепкого и счастливого супружества, такого, какое нам всем рекомендует Апостол Павел.
Невеста вошла в храм и немного растерялась.
Первым делом нужно подойти приложиться к святыням храма, к чтимым иконам.
Мгновенья Таинства.
Крестный ход вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Молодых ведет священник, символизирующий Самого Христа.
Последние минуты Таинства Венчания.
Поцелуй перед алтарем.
Напутственное слово священника.
Замечательная фотография. С одной стороны – молодость и большая жизнь впереди, с другой стороны – жизнь, клонящаяся к закату, прожитая, в лице дедушки невесты.
Да убоится жена мужа своего: почтение — одна из обязанностей жены по Библии
Есть в Библии такая странная фраза: «да убоится жена мужа своего». Что это за патриархальные замашки? Отчего в семье, где, согласно христианскому учению, должна царить любовь, внезапно должен присутствовать страх?
Вряд ли кто-то спорит, что жёны своим мужьям должны быть преданы, часто говорят про послушание мужу, хотя для многих уже это — крайность. Но страх? Как это понимать? Разберёмся в ситуации.
Эта фраза не из Евангелия, а из послания к ефесянам
Фразу «да убоится жена мужа своего» часто пытаются посмотреть в контексте, для чего у священников спрашивают полный текст из Евангелия. Но его не найти. Дело в том, что это высказывание встречается в другой Библейской книге — Послание апостола Павла к ефесянам.
Это небольшая рукопись, фактически письмо. Апостол, известный своими посланиями, адресовал её христианам, которые жили в Эфесе. Этот город знаком любителям античной культуры и истории. Главным образом потому, что здесь на побережье стоял известнейший храм Артемиды Эфесской, одно из Семи Чудес Света.
Дело апостолов увенчалось успехом — некогда эти земли находились под управлением Византии, но сегодня влияние христианства тут не высоко, ибо это территория мусульманской Турции.
В послании апостол Павел коснулся следующих тем:
Автор говорит об обязанности детей, жён и рабов. Сегодня высказывания в поддержку рабства от основателя христианства кажутся странными, но богословы напоминают, что в античное время царили свои реалии, с сегодняшними мерками к ним не подходят.
«Убоится» — неудачный перевод, подразумевалось чтить, уважать и т.д.
На самом деле речь не шла о каком-либо страхе. Христианство — религия любви. В нём нет места запугиванию. А всякий, кто пытается втиснуть в религию мотивы устрашения, лишь искажает учение Христа. Вспомним, что сообщает нам Библия: муж и жена — одна плоть. Может ли плоть страшить сама себя? Может ли она сама себе причинить страдание или боль? Ни в коем случае.
Но православие базируется на синодальном переводе. Никто не говорил, что он идеален. Оттого и проблемы с цитатами.
Жена должна не бояться мужа, а относиться к нему с почтением. Тогда и мужчина расцветает, набирает сил и способен достигнуть любых вершин. Примеров великих пар, где очень большую роль сыграли женщины, много. Вера Слоним — жена выдающегося русского и зарубежного писателя Владимира Набокова. Несмотря на нищую жизнь в вынужденной эмиграции она вдохновляла и поддерживала мужа, чем помогла ему достичь признания, стать классиком русской и зарубежной литературы и одним из лучших писателей мира
Священник Афанасий (Гумеров) так поясняет это затруднение:
«Словом убоится переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Слав. глагол «боятися» также содержит эти значения. Апостол, несомненно, имел ввиду этот смысл.
В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5:33).
Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем всю пятую главу и последние стихи предшествующей: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (4.30-32).
С 23 стиха 5 гл. апостол говорит о том, что христианский брак строится в образ отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5.25)».
Статья № 14: Да убоится жена.
Вопрос читателя:
Неравенство мужа и жены – дано ли оно Богом? И справедливо ли это: “Да убоится жена”?
Когда священник совершает венчание в таинстве брака, то обязательно читается отрывок из Послания святого апостола Павла к ефесянам, в котором, в частности, есть и такие слова:
“Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа” (К Ефесянам, 5 глава, 22–33 стихи).
Как видим, сказано однозначно: мужья – любите своих жён, жёны – повинуйтесь своим мужьям. Возникает закономерный вопрос (как правило, у женщин – мужчин такое положение вещей, разумеется, полностью удовлетворяет): не слишком ли категорично сказано? И где же тогда справедливость? Ведь “одна плоть” – значит одинаковые, равные? Как понять такое разделение, и действительно ли Господь допустил здесь некую “дискриминацию по половым признакам”? Как связать это с тем, что Бог, как сказано в Писании, “не взирает на лица” (то есть одинаково ко всем справедлив)? Попробуем вместе разобраться в этих непростых вопросах, опираясь на основу основ мудрости, Книгу книг – Священное Писание, Библию. Для этого вернёмся в те давние времена, когда сотворил Бог человека – точнее первую цивилизацию людей, символически изображённую в Писании в образах Адама (“Адам” – означает земной) и Евы (“Ева” – жизнь).
В первой книге Библии, Бытии, читаем:
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…
И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть…
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…” (см. Бытие, 1.26–28; 2.18–24).
Даже если рассматривать буквальный смысл приведённых стихов, то и здесь каждое слово пронизано глубокой символикой. Нас интересует: допустил ли Бог неравенство при сотворении мужчины и женщины? Нет! Не случайно же женщина создана именно “из ребра” Адама. “Из ребра” – то есть из бока, как равная ему. В данном случае ребро Адамово играет роль аллегории и служит эмблемой равенства, единосущности, единства в гармонии любви.
“Кость от костей…” Если бы жена была создана из “кости”, например, ноги, – то муж мог бы сказать: Склонись к ноге моей, потому что ты из ноги моей. Если бы “кость” была взята из головы, – то жена могла бы попрекнуть: Я из головы, поэтому должна управлять. Нет. Ни с головы, ни с ноги. Из ребра! Как равная. И этот штрих не случаен на страницах Священного Писания. Впрочем, как нет в Библии случайной ни одной буквы, ни одной йоты (самого маленького значка: йота – наименьшая буква еврейского алфавита, как апостроф), потому что за каждой буквой Писания лежит глубокий морально-этический, духовно-символический и мистический смысл.
Как видим, жена была создана равной своему мужу. Откуда же явилось неравенство? Как и когда была нарушена эта Богом данная извечная гармония? Здесь нам придется перевернуть ещё одну страницу истории цивилизации – страницу начала великой драмы человечества. И название ей – грехопадение…
Мировая гармония, в которой пребывали первые люди веры, изображена в Библии в образе земного рая, Едема (“Едем”, “Еден” – приятность, наслаждение, нежность). Едем это гармония в человеке, гармония в природе, гармония между человеком, природой и Богом. Гармония, осенённая “древом жизни” – вечным законом Любви, древом благодати Божией с благословенными плодами добра, мира, счастья, дарующими жизнь вечную. И именно эти, духовные плоды с мистического древа жизни, и вкушало человечество на заре своего существования…
“И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла…
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь…” (Бытие, 2.8–16).
Как мы помним, Господь сотворил человека по образу Своему: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…” В чём же заключается образ и подобие Божии в человеке? Не внешнее это подобие, безусловно, не физическое. Ведь, как сказано в Евангелии, “Бог есть Дух…” (см. Евангелие от Иоанна, 4.24). Следовательно, образ и подобие Божии – это понятия духовные. Бог есть Любовь – и человек создан способным любить. Бог есть Премудрость – и человек создан умным. Бог есть Сущий (Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе, не зависящий ни от кого) – и человек, по образу Божьему, создан свободным.
Действительно, Господь создал человека не роботом-исполнителем воли Его, но свободным существом, способным самостоятельно избирать свой путь. Личностью, имеющей возможность свободно идти к свету, свободно исполнять волю Божию, свободно направлять свой жизненный путь к правде, добру и любви. Но эта свобода подразумевает и определённую ответственность, ведь человек может так же свободно избрать себе путь и во тьму; может вкушать плоды как с древа жизни, так и с древа познания добра и зла – то есть познавать добро через зло. И такое “древо” было в раю. И такую возможность Господь оставил человеку. Человеку, а не роботу. Человеку, сотворенному по образу Его…
И человек сделал свой выбор.
Когда врач предупреждает нас о том, что какая-либо тяжёлая болезнь, например СПИД, – смертельна, и что вкусив от сего плода, допустив в кровь свою гибельный вирус, мы обязательно умрём, – мы верим ему. Верим врачу, как специалисту своего дела, и нам и в голову не придёт проверять его слова на собственном опыте, практически убеждаться в истинности этого предупреждения, вкушать запретный плод. Не так случилось с первыми людьми – первой цивилизацией людей, изображённой в первой книге Библии, Бытие, в образах Адама и Евы. Хотя они и знали волю Божию, хотя и звучали в их сердцах слова Господни: “От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь”, – искушение взяло вверх над верой. Змий стародавний, который суть диавол и сатана, дух гордыни человеческой, дух злобы и лукавства – нашёл путь к человеческому разуму, посеяв недоверие к словам Творца.
В Библии этот враг и противник, этот вселенский обманщик (“диавол” – обманщик; “сатана” – противник), изображён в образе хитрого змея. Почему именно змея? И в чём она, змеиная хитрость? Неужели змея такое уж хитрое животное? Здесь мы опять наблюдаем глубокую символику Священного Писания. Хитрость змея в его гибкости, в способности тихо и незаметно заползать в душу, сея зёрна недоверия в поле сердец человеческих, – недоверия к воле Божьей, к слову Господа. В способности жалить смертельным своим жалом – жалом греха.
Лукавый змий постепенно подводит Еву к греху – к нарушению Закона, воли Божьей (грех – это и есть беззаконие), сея сомнения в истинности Божьей: а правду ли сказа Бог.
“И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их – откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Бытие, 3 глава, 1–6 стихи).
Как видим, речь здесь идёт о духовном плоде, плоде познания добра и зла, а не о яблоке или груше, или другом каком плоде фруктового дерева, как это объясняют некоторые “знатоки” Писания. Вкусить плод познания добра и зла означает познать добро через зло: познавать истинность слова Божьего, практически убеждаясь в ней путём страданий за свои грехи. Как непослушный ребёнок узнаёт истинность родительских слов после того, как обожжёт палец горячим утюгом, или порежется, – то есть “съест” тот запретный плод.
“И сказал Господь жене: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав; “не ешь от него”, – проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей.
Терние и волчцы (осот) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Бытие, 3.16-19).
Райская жизнь закончилась. Нарушилась гармония в человеке, в природе, гармония между человеком и природой; нарушилась гармония и в семейных отношениях. Но Господь оставил людям чудесное обещание – обещание, давшее людям надежду. Надежду на спасение…
3. Вера. Надежда. Любовь.
Какую надежду оставил Господь людям после лишения их райской жизни? В книге Бытия читаем:
“И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Бытие, 3 глава, 14-15 стихи).
“Оно будет поражать тебя в голову…” “Оно” – “семя жены”, рождённый от Духа Святого и Марии Девы Сын Божий, сотрёт сатане голову, уничтожит идею зла во вселенной. И с этого дня уже вера в приход Спасителя, вера в приход на землю Бога во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, вера в спасающую миссию Сына Божьего стала питать надеждой сердца ветхозаветных праведников. Эту надежду пронесли через всю свою жизнь праведные сыны Адама и Евы – Авель и Сиф; потомки Сифа – Енох и Ной; потомки Ноя – Авраам, Исаак и Иаков, получивший за свою веру от Господа имя “Израиль”, то есть победитель. Верою жили праведные наследники Израиля – Иосиф, Моисей, судьи, пророки и цари Божьего народа. Пока не наступила полнота времени, и не пришёл Искупитель… Как сказано в Евангелии от Иоанна: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (От Иоанна, 3.16).
Иисус Христос своей смиренной жизнью, смертью на кресте и воскресением показал человечеству путь спасения, явил дорогу к счастью, к вечной жизни, к Небесному царству. “Верою спасётесь…” – свидетельствует Господь. Верою смиренной, утверждённой делами любви. Распять в себе грех вместе с Христом (т.е., смирением Христовым), умереть для греха вместе с Иисусом (очиститься благодатью, которая через смирение), а затем и воскреснуть в жизнь вечную вместе с Ним (обрести желанную свободу духа) – вот путь истинного христианина. Вера в истинность этого Богом начертанного пути даёт нам надежду на восстановление предвечной гармонии: гармонии в человеке, в природе, гармонии между человеком, природой и Творцом.
Сказал Господь: “Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё” (От Матфея, 5.18). Не прейдёт ни одно слово из Священного Писания, пока не исполнится заповеданное: пока не придет царство Божие “как на небе, так и на земле”, не воцарится Господь в наших сердцах. Царство Небесное – царство благодати, держава мира, желанная страна свободы – внутри нас. Как закваска, которую женщина кладёт на три меры муки, – так возрастает свет истины Христовой, дух смирения и любви в нас, “доколе не вскиснет всё”. Доколе Святой Дух не наполнит наше сердце, так что не останется в нем места для тьмы гордыни и нелюбовности. И тогда-то и “исполнится все”. Тогда подзаконная заповедь “Да убоится жена мужа своего” заменится подблагодатной:
“Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе…” (Послание апостола Павла к Галатам, 3.26-28).
Все вы “одно” в вере, все вы “одно” в совершенстве, все вы “одно” в любви. А когда любовь царствует в семье – то уже нет разделения. Тогда нет места господству мужа над женой, нет неравенства, ибо:
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт…” (Первое к Коринфянам, 13.4–8).
Но пока это ещё не так, пока не царствует ещё Божья любовь в семье, пока мы ещё не имеем права называться “сынами Божиими через веру в Христа Иисуса”, потому что не имеем еще той веры (живой, действенной, смиренной веры, действующей любовью). Пока не раскрыли сердца свои перед Тем, Кто стучит, – не доверились, не отдались Ему полностью. Пока еще не водимы духом Божьим, духом Любви, и ходим не за духом, а за плотью, думаем не о духовном, а о телесном, – то и не удивляемся тому разделению, которое имеем в семьях своих. Потому что хотя семья и является “одной плотью”, но в теле несовершенном закономерно существует неравенство. А в неравенстве этом женская половина объективно должна подчиняться мужской. И в этом Божественная мудрость, на первый взгляд, возможно, и непонятная, и неприемлемая.
Если рассматривать человеческую натуру с позиции психологии, то можно увидеть некоторую разницу в ментальности полов. А именно: мужской ум более аналитический (логически мыслящий), нежели женский. И речь здесь не об уровне интеллекта, но об умственном характере человека (“менталитет” – от латинского mens, mentis – разум, мышление: образ мыслей, мировоззрение, психология отдельной личности, пола, национальности, социальной группы). Женщина же по природе – более эмоциональна, более чувствительна, чем мужчина.
В качестве примера, приведем такую ситуацию. Если семья будет идти над пропастью, и ребёнок, поскользнувшись, вдруг сорвётся в неё, то мать не задумываясь бросится за ним с кручи. Отец же – не факт. И не потому что не любит ребёнка, а потому, что мужской ум более рационален. Он сразу проанализирует ситуацию и поймёт, что, бросившись в пропасть, и ребёнка не спасёт, и сам погибнет. Женщина же ничего этого анализировать не станет, ибо ментальность её более эмоциональна, и материнские чувства в тот момент, наверное, превысят голос разума. Поэтому в библейском языке мужчина символизирует собою разум, женщина – чувства; мужчина – веру, женщина – жизнь; мужчина – жреца, пастыря, Христа, женщина же – мирянина, общину, церковь.
Таким образом, когда читаем: “Жёны, повинуйтесь своим мужьям”, то следует понимать, что кроме буквального содержания, эта фраза значит и то, что наши чувства, наши эмоции должны подчиняться разуму; что жизнь наша всегда должна руководиться верою; что церковь должна служить лишь единому Богу.
Впрочем, не отбрасываем и буквального значения этих слов, и помним, что смирение жены – это основа согласия в семье, и “Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем” (Сирах, 25.22). Итак, “Да убоится жена…” Хотя лично мне более импонирует перевод отца Ивана Хоменко: “Пусть же каждый из вас любит свою жену, как себя самого, а жена – пусть уважает своего мужа. ”