Что означает данное и новое
Презентация в 6 классе «Связь между предложениями в тексте»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст».
План Что такое текст? Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль. Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое». Средства связи предложений в тексте (повтор, синонимы, местоимения). Повтор как средство связи предложений в тексте. Речевой недочёт.
Что такое текст. Текст – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. Тема – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Часто тема отражается в его заглавии. В большом тексте тема распадется на микротемы.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нём повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение. В первом предложении текста «данного» нет. «Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения.
Задание. Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.
Два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения. При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и тоже «данное».
Задание. Постройте текст, используя «новое» в качестве «данного» каждого последующего предложения. Определите способ связи предложений в тексте. Есть в России валдайский лес. … в ложбинке пробивается родник. Светлая вода из … течет ручейком. … мал. Но это – начало великой Волги.
Задание. По данному началу составьте один из текстов, используя параллельный способ связи предложений. Лесные жители готовились к зиме. … Утро было хмурое, холодное. … В лесу было нарядно и тихо. …
Средства связи предложений в тексте. В тексте могут быть использованы три основных средства связи: повтор, синонимы, местоимения.
Повтор как средство связи предложений в тексте. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом. Повтор как средство связи предложений в тексте. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок развития речи в 6 классе
Цели урока:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
Номер материала: ДБ-1586472
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§ 85. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях
Читаем, наблюдаем, и делаем выводы
Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Как это происходит?
Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд.
Точно так же развивается и мысль. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперёд в развитии мысли — сообщаем новое.
1. Прочитайте предложения текста. Рассмотрите в них «данное» и «новое». Как выделено то и другое?
2. Чтобы найти «новое» в предложениях текста, надо выяснить, что именно сообщается в каждом из них. Цель высказывания определяется по вопросу. Поставим к каждому предложению текста вопрос и дадим на него краткий ответ:
1) Что получают из жидкой искусственной смолы? — Пену.
2) Во что превращается пена при застывании? — В прочный и лёгкий материал.
3) Как называется такой материал? — Пенопласт.
Какую часть предложения мы использовали в ответе — «данное» или «новое»?
4. Прочитайте ещё раз вслух предложения и проследите, на какое слово падает логическое ударение. Чем является это слово — «новым» или «данным»?
5. Где находится «данное» — в начале или в конце предложения? А «новое»?
«Данное» служит для связи предложений в тексте. В нём повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение. В первом предложении текста «данного» не бывает.
667 Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.
668 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите «данное» и «новое». В каждом предложении подчеркните «данное» прямой чертой, «новое» — волнистой.
1) Во дворе вык..пали колодец. 2) Возле колодца пос..лилась л..гушка. 3) Она целыми днями с..дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Презентация на тему: Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
Тема урока Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
ЦЕЛЬ: Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную. Уметь определять “данное” и “новое” в тексте.
Найдите неверные утверждения Текст – это высказывание на определенную тему. В тексте есть основная мысль. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте может быть нарушен порядок предложений. Текст может быть большим и маленьким. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически. В тексте есть смысл.
Проверим себя! В тексте может быть нарушен порядок предложений. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически.
Тема текста Тема текста – это о чём или о ком говорится в тексте. Основная мысль текста Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.
какой из предложенных вариантов является текстом и почему 1) Чем выше луна, тем приливы сильнее. 2) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь. 3) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Определите тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Тема Дети войны. Основная мысль Дружба помогла ребятам пережить все трудности.
За счет чего обеспечивается развитие основной мысли? Каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то новую информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщается «новое”.
«Данное» Служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания. В первом предложении текста «данного» нет. “Новое” Содержит основное сообщение. Выделяется логическим ударением. Обычно находится в конце предложения.
Задание Определите «данное» и «новое» в тексте Пришла весна. Но не хочет уступать и сдаваться зима. Еще кругом лежит снег, и стоит на реках лед. А в воздухе уже чувствуется приближение весны.
способ связи предложений в тексте Последовательный Параллельный средства связи предложений в тексте прямой повтор; синонимы; союзы; местоимения.
Параллельная связь В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский). Последовательная (цепная) связь Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский).
Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)
Домашнее задание 1.Выучить материал параграфа 85. 2. Выполнить упражнение 654
Презентацию выполнила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы 21.03.2012г
Портал образования
Автор: Шейкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «СОШ № 2»
Населённый пункт: ст. Тбилисская Краснодарского края
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: «Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте»
Раздел: полное образование
ДАННОЕ и НОВОЕ в тексте.
Способы связи предложений в тексте.
Связь предложений в тексте
– это прежде всего связь
Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями
великого человека есть наука замечательная.
В предложении обычно выделяются ДВЕ ЧАСТИ:
Самая большая цель жизни –
увеличивать добро в окружающем
нас. А добро – это прежде всего
счастье для всех людей. Оно
слагается из многого, и каждый раз
жизнь ставит перед человеком
задачу, которую важно уметь решать.
Рассмотрим схему строения текста
ЦЕПНАЯ – это такая связь предложений в тексте, при которой
мысль развивается как бы по цепочке:
Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих
запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то,
что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,
при помощи лексических и
морфологических средств связи,
только предложения, но и смысловые части текста.
При ЦЕПНОЙ связи предложений в тексте используются
следующие лексические средства связи:
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжёт, греет, освещает (Л.Толстой)
Имена героев Великой Отечественной для нас
святы. Вспоминая поимённо каждого, мы отдаём им дань уважения к их
За свою жизнь И.К.Айвазовский написал около
шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях
мира. (О. Туберовская). Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста.
Талант его необычен и являл себя особенным блеском, когда выступал
Андроников не в большом зале. а в комнате перед двумя-тремя…
Синонимы текстовые (контекстные):
Наша память хранит с
малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет
собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров,
полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников
жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)
У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на
все времена. (А.Лиханов)
Кроме лексических, есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ средства связи
предложений в тексте:
Точность и краткость – вот первые
достоинства прозы. Они требуют мыслей и мыслей – без
них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)
Мы читаем у Пушкина стихи гладкие, такие
простые, и нам кажется, что у него
такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда
для того, чтобы вышло
просто и гладко. (Л.Толстой)
Всякий великий писатель оставляет за собой школу.
И Пушкин оставил школу и последователей. (А.Островский)
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста
… 1) У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. 2)Он
входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.
3)Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще
слушать чтение, чем читать самому. 4)Со слуха я знал его «Сказку о царе
Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения
Онегина», «Жениха». 5)Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в
жизни самостоятельно прочитанной книгой. 6)Я помню формат книги, её
запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со
7)Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл
до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и
это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической
силы, изошедшей от пушкинской страницы. 8)С того вечера я стал
читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте
В текстах с ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ все предложения, начиная со второго,
конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении:
Тёплый, солнечный день.
Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.
Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте может быть особо
подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым
нескольких соседних предложений
Вы думаете, павшие молчат.
Конечно, да, вы скажете.
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Сердца живых и осязают нервы.
не где-нибудь, а в нас,
Невидимыми, чуткими руками.
За нас кричат, особенно ночами,
хотят, чтоб памятником их
Когда стоит бессонница у глаз
Была земля с пятью материками.
И прошлое толпится за плечами.
Одинаковая КОНЦОВКА нескольких соседних предложений
Самое лучшее и дорогое –
Слава твоя – это наша слава,
Иногда АНАФОРА и ЭПИФОРА используются в одном тексте
для придания ему ещё большей выразительности:
детство, но в наследство
Остаётся людям песня детства,
То, что утекает, не вернётся.
От неё лишь подвиг остаётся,
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста.
1)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид
переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря
на семейную многочисленность. 2)Ругань, зависть,
своекорыстие не только считались грехом. 3)Они просто
лично невыгодны для любого члена семьи.
4)Любовь и согласие между родственниками давали начало
любви за пределами дома. 5)От человека, не любящего и не
уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к
другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.
Текст книги «Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков»
Автор книги: Анна Бузело
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 7 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Тема 2. Данная и новая информация текста
Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу. Оно способствует развитию текста. Новым текста (новое – Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать.
Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста (см. схему)
Главные связи текста можно представить с помощью модели.
Модель текста – это воспроизведение основных текстовых связей, передающих развитие мысли: темы, коммуникативной задачи текста, данной и новой информации. Модель текста можно зафиксировать словесно или представить в виде схемы.
В текстах о строении предмета новая информация обозначает части предмета и чаще всего выражается существительным. Однако она может быть выражена прилагательным или словосочетанием – прилагательное плюс существительное.
В текстах о форме предмета новая информация обозначает форму предмета и чаще всего выражается прилагательным. Форма предмета также может быть выражена существительным.
В текстах о составе предметов новая информация называет конкретные компоненты предмета, из которых он состоит. Обычно компоненты предметов обозначаются существительными или словосочетанием прилагательного и существительного.
В текстах о свойствах предмета новая информация обозначает, какими именно качествами обладает предмет. Свойства предмета обычно выражаются существительными, образованными он прилагательных. Реже свойства выражаются существительными или словосочетанием из прилагательного и существительного.
В текстах о функции предмета новая информация обозначает, для чего именно служит предмет, что он выполняет. Функции предмета обычно выражаются существительными с функциональным значением. Также функции предмета могут выражаться прилагательным с функциональным значением. Кроме того, функции предмета могут выражаться словосочетанием, состоящим из слова «функция» или «роль» и прилагательного с функциональным значением словосочетанием, состоящим из глагола и существительного (выполняет роль, служит для чего-либо – для измерения, вычисления и т.д.).
В текстах о классификации предметов новая информация обозначает, по каким именно признакам (величина, строение, состав, свойства, функции, происхождение и т.п.) объекты делятся на классы (отделы, разряды, виды, роды, группы, типы и т.д.).
Алгоритм действий для определения данной информации текста:
1. Определите коммуникативную задачу текста.
2. Найдите предложение, в котором она выражена.
3. Выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста.
4. Убедитесь, что значение именно этого слова или словосочетания раскрывается в тексте.
Алгоритм действий для определения новой информации текста:
1. Определите коммуникативную задачу текста.
2. Найдите предложение, в котором она выражена.
3. Выявите слово или словосочетание, которое наиболее точно передает коммуникативную задачу текста – данное текста.
4. Выделите микротемы (или микротему), в которых раскрывается значение данного.
5. Найдите в них слова, конкретизирующие значение данного текста, то есть новую информацию.
(«Русский язык»/под ред. К.К. Ахмедьярова. – Алматы, 2010)
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
2. Сделайте схему текста, отражающую основные текстовые связи.
3. Отметьте на схеме данную и новую информацию.
4. Найдите слова, употребленные в переносном значении.
5. В каком стиле написан текст? Аргументируйте свою точку зрения.
6. Используя материал текста, расскажите о заслугах Л. Эйлера.
Идеальный математик XVIII века – так часто называют Эйлера. Он родился в маленькой тихой Швейцарии, куда со всей Европы приезжали мастера и ученые, не желавшие тратить дорогое рабочее время на гражданские смуты или религиозные распри. Так переселилась в Базель из Голландии семья Бернулли: уникальное созвездие научных талантов во главе с братьями Якобом и Иоганном. По воле случая юный Эйлер попал в эту компанию и вскоре сделался достойным членом базельского «питомника гениев». Братья Бернулли увлеклись математикой, прочтя статьи Лейбница об исчислении производных и интегралов. Вскоре вокруг братьев сложился яркий математический кружок, и на полвека Базель стал третьим по важности научным центром Европы – после Парижа и Лондона, где уже процветали академии наук. Каждый год на кружке решались новые трудные и красивые задачи, а на смену им вставали новые увлекательные проблемы.
Но когда ученые орлята подросли, выяснилось, что в Швейцарии не хватит места для их гнезд. Зато в далекой России, по замыслу Петра 1 и по проекту Лейбница, была учреждена в1725 году Петербургская Академия Наук. Русских ученых не хватало, и тройка друзей: Леонард Эйлер с братьями Даниилом и Николаем Бернулли (сыновьями Иоганна) – отправилась туда, в поисках счастья и научных подвигов. Чем только не пришлось заниматься Эйлеру на новом месте! Он обрабатывал данные всероссийской переписи населения. Эту огромную работу Эйлер вел в одиночку, быстро проделывая все вычисления в уме: ведь компьютеров еще не было. Он расшифровывал дипломатические депеши, перехваченные русской контрразведкой. Оказалось, что эту работу математики выполняют быстрее и надежнее прочих специалистов. Он обучал молодых моряков высшей математике и астрономии, а также основам кораблестроения и управления парусным судном в штиль или в бурю. И еще составлял таблицы для артиллерийской стрельбы и таблицы движения Луны. Ведь в дальнем плавании Луна часто заменяла часы при определении долготы! Только гений мог, выполняя всю эту работу, не забыть о большой науке. Эйлер оказался гением. За 15 лет своего первого пребывания в России он успел написать первый в мире учебник теоретической механики (не учить же простого студента по сложным книгам Ньютона!), а также курс математической навигации и многие другие труды. Писал Эйлер легко и быстро, простым и понятным языком. Столь же быстро он выучивал новые языки, но вкуса к литературе не имел. Математика поглощала все его время и силы.
В 26 лет Эйлер был избран российским академиком, но через 8 лет он переехал из Петербурга в Берлин. В чем дело? Да, тогдашнее российское правительство было малограмотным и свирепым. Только что завершилось правление Анны Иоанновны, и возобновилась чехарда военных переворотов. Однако Эйлера это впрямую не касалось: считаться «немцем» в Петербурге было безопасно и престижно, а ученые немцы были на вес золота. Но Эйлер уже почувствовал себя одним из сильнейших математиков Европы – и вдруг заметил, что ему не с кем на равных поговорить о своей науке. Приезжая иностранная молодежь повзрослела и либо уехала из дикой и опасной России, либо погрязла в мелкой текущей работе. А первое поколение ученых россиян еще не выросло. Вспомним, что Ломоносова тогда послали на учебу в Германию! Эйлер решил переехать туда, где накал ученых дискуссий был повыше. Он выбрал Берлин, где молодой король Фридрих 2 Прусский решил создать научный центр не слабее парижского. Эйлер провел в Берлине четверть века, и считал эти годы лучшими в своей жизни. В Берлине Эйлер занимался всей математикой сразу, и почти все у него получалось. Например, захотелось ему перенести все методы математического анализа на функции, зависящие от комплексных чисел – и создал он теорию функций комплексного переменного. Попутно Эйлер выяснил, что показательная функция и синусоида суть две стороны одной медали. Аналогично было с Большой Теоремой Ферма. Услыхав о ней, Эйлер решил сам придумать утраченное доказательство – и вскоре обнаружил «метод спуска», найденный Ферма веком раньше. Проверив этот метод для степеней 3 и 4, Эйлер стал проверять его для следующего простого показателя – 5. Тут обнаружились неожиданные затруднения, и Эйлер оставил эту тему молодым исследователям. Но только в конце ХХ века эта проблема, кажется, приблизилась к окончательному решению.
В геометрии Эйлер также оставил значительный след. Он искал в ней не столько новые изящные факты, сколько общие теоремы, не укладывающиеся в догматику Евклида. Например, теорема о связи между числами вершин, ребер и граней выпуклого многогранника. Эту формулу знал еще Декарт, но он не оставил ее доказательства. В Берлине «король математиков» Леонард Эйлер работал с 1741 по 1766 год. Потом он покинул Берлин и вернулся в Россию.
Надвигалась старость, выросла огромная семья, а новая российская царица Екатерина II (немка по происхождению) предложила Эйлеру гораздо лучшие условия жизни, чем предоставлял своим академикам скуповатый и капризный Фридрих II. Тесное общение с научной молодежью Эйлера уже не увлекало. Он торопился успеть изложить на бумаге те бесчисленные открытия и догадки, которые осенили его в золотую берлинскую пору. Все научные журналы Европы охотно печатали новые статьи Эйлера. Его трудоспособность и вдохновение с годами нарастали, и многие тексты увидели свет лишь после смерти автора. Переезд Эйлера в Петербург мало что изменил для математиков Европы. Великое светило лишь сместилось на восток, не исчезая с горизонта. Удивительно другое: слава Эйлера не закатилась и после того, как ученого поразила слепота (вскоре после переезда в Петербург). Неукротимый старец продолжал размышлять о математике и диктовать очередные статьи или книги до самой смерти. Она настигла его на 77 году жизни и на 16 году слепоты…
В 1770-е годы вокруг Эйлера выросла Петербургская математическая школа, более чем наполовину состоявшая из русских ученых. Тогда же завершилась публикация главной его книги – «Основа дифференциального и интегрального исчисления», по которой учились все европейские математики с 1755 по 1830 год. Она выгодно отличается от «Начал» Евклида и от «Принципов» Ньютона. Возведя стройное здание математического анализа от самого фундамента, Эйлер не убрал те «леса» и «лестницы», по которым он сам карабкался к своим открытиям. Многие красивые догадки и начальные идеи доказательств сохранены в тексте, несмотря на содержащиеся в них ошибки – в поучение всем наследникам эйлеровой мысли. Первый учебник, предназначенный не для последователей, а для исследователей: таково завещание Эйлера и всей эпохи Просвещения, адресованное грядущим векам и народам.
1. Что относят к элементам развития мысли и связности речи?
2. Где содержится данное текста?
3. Что называется новым текста?
4. Сколько новой информации может содержаться в одной микротеме?
5. Чем является модель текста?
6. Какую стандартную информацию может содержать новое текста?
7. Каков алгоритм поиска данной информации?
8. Какова последовательность действий при определении новой информации текста?
Тема 3. Основная и дополнительная информация
Виды, функции и средства ввода дополнительной информации
1) вводная часть (зачин);
2) главная абзацная фраза (содержит ключевое слово или словосочетание, называющее микротему);
3) комментирующая часть;
1 и 4 части могут отсутствовать. Основная информация находится в главной абзацной фразе, обычно располагающейся в начале смысловой части. В ней содержатся констатирующие (утверждающие что-либо) тезисы.
Дополнительная информация выполняет целый ряд существенных функций, являясь серьезным «подспорьем» для адекватного понимания учебно-научного текста, так как она конкретизирует, уточняет основную информацию, раскрывает ее содержание на конкретных примерах.
1. Прочитайте примеры микротекстов.
2. Определите по словам-маркерам виды дополнительной информации, содержащейся в каждом из примеров.
3. Найдите метафоры в научном тексте.
1. Итак, алгоритм – это альфа и омега современной компьютерной технологии. Однако и сама математика, и связанные с ней прикладные науки включают не менее фундаментальное понятие формальной Модели, определяемой парой неупорядоченных множеств – множеством переменных-параметров и множеством отношений, связывающих значения этих переменных.
2. Иначе говоря, алгоритм не имеет прямого отношения к реальному явлению или событию. Связь между объектом любой практической проблемы и компьютером может быть представлена следующей схемой:
ОБЪЕКТ – МОДЕЛЬ – ЗАДАЧА – ФУНКЦИЯ – АЛГОРИТМ – ВЫЧИСЛЕНИЕ.
3. В частности, решение Задачи с помощью выбранного Алгоритма связано с перебором (как правило, «вслепую») значений входных параметров для нахождения тех из них, которые (а) удовлетворяют заданным ограничениям сами и (б) приводят к наборам значений выходных параметров, также удовлетворяющих этим ограничениям. Другими словами, имеет место Парадокс 5: даже выбор Алгоритма не обеспечивает возможности его прямого применения.
4. Сохранившиеся математические тексты Древнего Египта (1-ая половина II тыс. до н.э.) состоят по преимуществу из примеров на решение отдельных задач и, в лучшем случае, рецептов для их решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры, данные в текстах.
5. Счет предметов на самых ранних ступенях развития культуры привел к созданию простейших понятий арифметики натуральных чисел. Только на основе разработанной системы устного счисления возникают письменные системы счисления и постепенно вырабатываются приемы выполнения над натуральными числами четырех арифметических действий (из которых только деление еще долго представляло большие трудности). Потребности измерения (количества зерна, длины дороги и т.п.) приводят к появлению названий и обозначений простейших дробных чисел и к разработке приемов выполнения арифметических действий над дробями. Таким образом, накапливается материал, складывающийся постепенно в древнейшую математическую науку – арифметику. Измерение площадей и объемов, потребности строительной техники, а несколько позднее – астрономии, вызывают развитие зачатков геометрии.
6. Простая истина, что прежде, чем определить КАК, необходимо сформулировать ЧТО является объектом решения, т.е. построить Модель, очевидна для всякой науки, использующей математику, кроме разве что самой computer science. Для этой последней Модель – это Золушка, почти незаметная в тени его величества Алгоритма.
1. Разделите текст на предложения.
2. Вставьте, если это необходимо, подходящие слова-сигналы дополнительной информации.
Самомодифицирующиеся вирусы другой способ применяемый вирусами для того чтобы укрыться от обнаружения многие вирусы хранят большую часть своего тела в закодированном виде чтобы с помощью дизассемблеров нельзя было разобраться в механизме их работы самомодифицирующиеся вирусы используют этот прием и часто меняют параметры этой кодировки а кроме того изменяют и свою стартовую часть которая служит для раскодировки остальных команд вируса в теле подобного вируса не имеется ни одной постоянной цепочки байтов по которой можно было бы идентифицировать вирус это естественно затрудняет нахождение таких вирусов программами-детекторами.
1. Опираясь на строение абзаца, определите виды дополнительной информации, представленные в каждом абзаце текста.
2. Составьте структурно-смысловую модель текста.
3. Воспроизведите по ней основную информацию текста.
4. Напишите собственные примеры предложений (в научном стиле по вашей специальности) с использованием слов-маркеров дополнительной информации.
5. Объясните значения слов, подобрав к ним синонимы: модель, оригинал, детализация, скорректировать, циклический, проект.
Этапы построения модели
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.
Перед вами текст А из «рассыпавшихся» предложений. Составьте связный и целостный текст.
Текст Б предназначен для введения его частей в структуру текста А в качестве видов дополнительной информации. Вставьте в структуру текста А известные вам слова-маркеры и выражения, сигнализирующие о том, что начинается дополнительная информация, где это возможно или необходимо.
1. Имейте в виду, каждая фигура имеет свое символическое значение.
2. Начнем с квадрата, затем последуют прямоугольник, круг, треугольник, зигзаг, ромб и овал.
3. Предлагаем вам поработать над текстом «Кто вы?».
4. Круг ощущает чужую радость и боль как свою собственную.
5. Из перечисленных фигур выберите одну, которая вам больше понравилась.
6. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
7. Ведущее качество прямоугольника – любознательность.
8. Методичность делает его высококлассным специалистом.
9. Треугольники – энергичные личности, ставящие ясные цели.
10. Их отличает интерес ко всему, они открыты для новых идей.
11. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок.
12. Зигзаг – самый восторженный, идейный из всех фигур.
13. Результаты используйте в целях самопознания.
14. Овал – внутренне дисциплинированный и исполнительный.
15. Его кредо – изменяясь, не изменять своим принципам.
16. Они способны четко концентрироваться на своей цели.
17. Новую идею он готов с восторгом поведать всеми миру.
18. Он мастер находить выход из любых видов конфликтов.
19. Ромб остается постоянным при всей своей мобильности.
1. Квадрат характеризует трудолюбие, упорство, умение доводить дело до конца.
2. Круг обозначает доброжелательную личность, которая стремится найти общее в разных точках зрения.
3. Прямоугольник означает интересующуюся личность, открытую для новых идей.
4. Треугольник олицетворяет лидерство и личность, успешно конкурирующую с другими.
5. Зигзаг символизирует творчество, он увлеченный проповедник своих идей.
6. Овал означает личность, стремящуюся к разумному компромиссу.
7. Ромб позиционирует легко подвижную личность, которая, однако, всегда сохраняет свое кредо.
Кредо – убеждения, мировоззрение.
Методичность – строгая последовательность во всем, систематичность.
Позиционировать – представлять обществу свою позицию, себя самого, свои убеждения.
Проповедник – распространитель учений, идей, взглядов.
Олицетворять – являться воплощением, выражать(ся) в какой-либо форме.
Идейный – преданный какой-либо идее, убежденный в ней.
1. Каково строение абзаца?
2. Где в нем располагается главная и дополнительная информация?
3. Какие функции выполняет дополнительная информация?
4. Каково назначение вводной информации?
5. Для чего служит развивающая информация?
6. Какова роль в тексте дублирующей информации?
7. Какая дополнительная информация подводит итоги?
8. Для чего нужна иллюстрирующая информация?
9. Почему важна дополнительная информация в учебно-научном тексте?
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.