Что означает дерхъаб на даргинском
Что означает дерхъаб на даргинском
Повторите, пожалуйста, еще раз
Как произносится это слово?
Доброе утро
Добрый день,
Добрый вечер
Хорошо ли ты доехал?
Поздравляю тебя с с днем рождения!
Я приехал из Москвы
Я приехал в составе молодежной делегации
Мы приглашаем тебя
Приезжайте к нам в Москву
Проводи меня, пожалуйста
Гостиница далеко от вокзала?
Снесите, пожалуйста, наши вещи вниз
Где мужской (дамский) туалет?
(рыбный,
цветочный,
фруктовый, овощной)
рынок?
(бялихъла,
вавнела,
цIидихьла)
базаллиши?
Куда ведет это шоссе?
Остановитесь, пожалуйста, здесь
Передайте, пожалуйста, мне перец (горчицу, соль, уксус, хрен)
Одну минуту! Подожди у телефона!
При составлении использованы материалы русско-татарского разговорника Сабирова Р.А.
Войдите в ОК
Повторите, пожалуйста, еще раз
Как мое произношение? Сиона нуни бурул?
Как произносится это слово?
Гьел гъай сион буране?
Что означает это слово? Гьел гъайла си мягIна сабе?
Напиши это слово по-даргински? Гьел гъай даргон мизли билкIин
Как будет по-даргински это слово? Гьел гъай даргон мизли сион бирара?
— Ассаламу гIялайкум! (только мужчине, женщине не говорят)
— Сиона хIула арадиш.?
Хорошо ли ты доехал?
Дорогие друзья (дорогой друг) АхIарти гьалмагъуни
Господин Господин (в собственно даргинском языке нет ничего похожего)
Леди и джентльмены Леди и джентльмены
Поздравляю (ем) тебя! Мубарак икьулли
Поздравляю тебя с с днем рождения!
АкIнила бархIиличол мубарак икьулли.
Я приехал из Москвы
Ну Москвализивад вакIилла
Я приехал в составе молодежной делегации
Ну жагьтела делегацияличол вакIибилла
Мы приглашаем тебя
Приезжайте к нам в Москву
— Нушачу Московлизи дакIая
Проводи меня, пожалуйста
— Ну гьунигIив ватаба (муж) Ну гьунигIир датаба (жен)
Извинение. Согласие. Отказ
— Баркалла, нам ахIбиги
Гостиница далеко от вокзала?
— Гостиница вокзаллизибад гьарахълив?
Снесите, пожалуйста, наши вещи вниз
— Нушила ваяхI уди духая, тилади сабину
Где мужской (дамский) туалет?
— Муълела (хьуннела) хIяжатхана каниб сабе.
Как проехать на мясной
даргинский
1 даргинский
2 даргинский
3 даргинский
4 даргинский
5 даргинский
6 даргинский
См. также в других словарях:
Даргинский — Пачала хӀукуматла замана нушала шила хозяйство гӀела кабухъи бири. Бахъалгъунти хъубзури мискиндешлизиб ва цӀябдешлизиб хӀербирутири. Хъубзурала диштӀа хозяйствобани гьабкьяси агротехника бузахъес дирути ахӀенри. Илдала, ахърибикӀуси ахӀенри… … Определитель языков мира по письменностям
Даргинский — прил. 1. Относящийся к даргинцам, связанный с ними. 2. Свойственный даргинцам, характерный для них. 3. Принадлежащий даргинцам. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
даргинский — даргинский, даргинская, даргинское, даргинские, даргинского, даргинской, даргинского, даргинских, даргинскому, даргинской, даргинскому, даргинским, даргинский, даргинскую, даргинское, даргинские, даргинского, даргинскую, даргинское, даргинских,… … Формы слов
даргинский — дарг инский … Русский орфографический словарь
даргинский — … Орфографический словарь русского языка
даргинский — см. даргинцы; ая, ое. Дарги/нский язык … Словарь многих выражений
даргинский — даргин/ск/ий … Морфемно-орфографический словарь
Даргинский литературный язык — Самоназвание: дарган мез Страны: Россия … Википедия
Даргинский язык — (dargwala miď), принадлежащий к восточной (дагестанской см.) группе яфетических (см.) языков Кавказа, захватывает почти весь Даргинский округ, западную и центральную часть Кайтаго табасаранского округа; в незначительном числе представлен в… … Литературная энциклопедия
Даргинский округ — Герб губернии … Википедия
Что означает дерхъаб на даргинском
Итак, предки даргинцев считали своей отличительной черты то, что они населяют какую-то «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их, по-видимому, от жителей каких-то «внешних, наружных» земель. К этому «внутреннему» населению относили себя, по меньшей мере, жители всех «хуреба» Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, бассейна р.Гамри (по крайней мере, его горной части) и Кайтага.
Одно несомненно, что город Таргу был первым к северу от Дербента крупным городом, расположенным в среднем течении р.Гамри-озень. Жителям окрестных кумыкских селений Алхажакент и Мамма-аул город этот известен под именем Таргу или Даргу. А даргинцы по названию этого города называли феодальное княжество под именем Хамри-Дарго.
Но все же можно сказать, что общая картина языковых связей даргинских земель, степень их сближения или обособления в общем ясна. При этом заметно, что степень языкового и политического обособления часто не совпадает; так, лингвисты отмечают, что Каба-Дарго и Хамур-Дарго, будучи отдельными политическими союзами, относятся к одному диалекту (хюркилинскому), который, в свою очередь, ближе к акушинскому, чем диалект цудахарского «хуреба», входившего в Акуша-Дарго. Сирга лингвистически стоит ближе к Хайдаку, чем остальные даргинские общества, но тем не менее она никогда не входила в Уцми-Дарго. Буркун-Дарго, видимо, относится к «внутренним» землям, но это особый диалект. При всем этом Акуша-Дарго осталась колыбелью свободы и твердынею для всех даргинцев.
Для последующего периода истории Дагестана характерен процесс национальной консолидации по языку, а также по проживанию на компактной территории. Историческая необходимость в общем названии как раз и привела к тому, что термин «даркала», относимый в древности только к внутренним, горным частям даргинской этнотерритории, лег в основу общепринятого названия всего даргинского народа. Те же процессы консолидации и оформление в современные народности с единым литературным языком, с единым самосознанием проходили и у других народностей Дагестана, и точно так же нынешнее название их имело в прошлом несколько иное значение.
Исходной основой для общеэтнического названия «даргинцы» вне сомнения послужило название акушинского союза вольных обществ «Акуша-Дарго. Исчезновение термина «дарго» как общеэтнического названия после XV века не является исключительным в связи с усилением процесса политического раздробления в Дагестане. Так случилось и с ранним этнонимом аварцев, который, как полагает ряд таких выдающихся исследователей, как Н.Трубецкой, Я.Марр, И.Бехерт и др., звучал как «алби» и остался в названиях аварцев их соседями.
Наибольший интерес вызывает значение этнонима «дарго». П.К.Услар считал, что «дарго» происходит от слова «дарг», что на даргинском языке означает «внутренность», в противоположность внешнему, иноязычному, что подтверждает и Е.И.Козубский.
Однако вернемся к «Акуша-Дарго», очевидной основе общенационального этнонима даргинцев. Что же послужило причиной того, что союз Акуша стал титуловаться как «правовой» или «справедливый»? Ответ однозначен, и он, что называется, лежит на поверхности. Политическую систему акушинского суперсоюза «вольных обществ», можно привести как эталон с точки зрения устроенности, законченности в правовом отношении старинных кавказских республик. Акушинская федерация (или суперсоюз) располагала четкой структурой, где наибольшее значение имела хорошо организованная судебная власть с двумя ветвями: суд по адату и суд по шариату. Параллельно существовала судебная власть по делам шариата у кадия Акушинского. К Акушинскому кадию поступали жалобы и кассации из окрестных, входивших в суперсоюз мини-республик (Цудахарская, Уси-шинская, Мекегинская, Мугинская). Акушинская федерация выработала также четкий кодекс для всей федерации на основе пяти (включая собственно Акуша) перечисленных его субъектов, о чем один из выдающихся знатоков права и этнографии Кавказа М.О.Косвен писал: «. право даргинцев разделено на общее право и частное право каждого из обществ, входивших в Даргинский округ». (Обращаю внимание на то, как М.О.Косвен называет адаты даргинцев «правом», а не «обычным правом», как их квалифицируют другие авторы. Между этими категориями исключительная квалификационная разница, чем и ценно определение М.О. Косвена). Итак, высшим правовым авторитетом среди даргинцев был кадий по шариату и судебная власть, составленная на основе съезда представителей обществ на Дюзи-Майдане. Таким образом, авторитет кадия И Акушинского союза «вольных обществ», правовая устроенность этого старинного политического образования и послужили мотивом того, что акушинская федерация получила титул «дарго», отсюда «Куша-Дарго», т.е. «Акуша- c праведливый», что и послужило основой современного общенационального этнонима у даргинцев «дарганти», «даргва».
Расул Магомедов, известный дагестанский ученый, доктор исторических наук, профессор ДГУ, журнал «Возрождение», №4, 1999 г.