Что означает действие в российской федерации социального государства
Глава 1. Основы конституционного строя. Статья 7. РФ – социальное государство.
Статья 7. РФ – социальное государство.
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. |
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Комментарий.
Статья 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством.
Вспомним признаки социального государства.
Какое государство называют социальным?
Социальное государство – государство, политика которого направлена на социально справедливое перераспределение материальных благ. В таком государстве правительство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный уровень жизни и социальной защищенности, сгладить имущественное расслоение и связанную с этим напряженность в обществе.
Основные принципы социального государства.
Таким образом, политика социального государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, признание и создание гарантий реализации гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.
Статья 7.
Пункт 1 – закрепление положения о том, что РФ – социальное государство, цель которого– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В пункте 2 конкретизированы направления деятельности социального государства и перечислены предоставляемые гражданам социальные гарантии.
Охрана труда в конституционном контексте означает обязанность государства создать и развивать законодательство, направленное на защиту жизни, здоровья, достоинства работника в процессе трудовой деятельности, обеспечение достойных условий труда, в том числе его оплаты.
Таким образом, социальная политика Российской Федерации осуществляется по самым различным направлениям: здравоохранение, государственная поддержка лиц с семейными обязанностями, социальное обеспечение нетрудоспособных и малоимущих, социальная защита лиц с особым правовым статусом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Российская Федерация – социальное государство
Государство считается социальным, если в его основе лежат принципы социальной справедливости и оно возлагает на себя обязательства обеспечивать достойное существование своих граждан.
Концепция такого государства заключается в возможности и обязанности каждого взрослого дееспособного гражданина содержать как себя, так и свою семью. Государство может вмешиваться только тогда, когда указанные потребности граждан не удовлетворяются по причине объективных обстоятельств, которые не зависят от их воли (инвалидность, отсутствие работы и тому подобное).
Российская Федерация — социальное государство
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, чья политика направлена в сторону обеспечения условий для достойной жизни граждан, а также их свободного развития. В этом заключается государственная цель и программа деятельности, ориентированные (на уровне Конституции) на социальный характер функционирования. При этом наблюдается прочная связь между демократическим/правовым характером государства и его социальным предназначением.
Цель положений Конституции России заключается в обеспечении политикой государства максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, которые смогут обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/поддержку малоимущих граждан, а также социально незащищенных.
Вторая часть статьи 7 главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации содержит перечень главных обязательств, которые государство несет перед своими гражданами. Так, среди них упоминаются:
Российская Федерация обладает следующими базовыми конституционно-правовыми характеристиками, которые обозначают ее как социальное государство:
Обязательства социального государства
В главе 2 Конституции Российской Федерации содержатся основные гражданские и человеческие права/свободы, а социальные обязательства получают развитие. В заботы государства входит обеспечение гражданам: безопасных условий труда, полноценного отдыха, жилищных условий, возможности получить образование, укрепления здоровья, охраны окружающей среды, включая поощрение действий, улучшающих экологическую ситуацию. В социальном государстве такие отрасли, как наука, образование, здравоохранение, культура, воспитание поддерживаются органами государственной власти с применением средств госбюджета.
В демократических условиях социальным государством предоставляется большой простор всяким общественным силам, желающим предоставлять помощь тем слоям населения, которые являются социально необеспеченными. В статье 39 Конституции упоминается о том, что в РФ поощряются дополнительные формы соцобеспечения, а также благотворительность.
Положения Конституции Российской Федерации, в которых обозначены положения ее социальных природы и политики уточняются и развиваются в довольно разветвленной системе федеральных законов, президентских указов и подзаконных нормативных правовых актов. К подобным федеральным законам относятся:
Эти законы, а также многие другие подвергаются периодическим обновлениям и совершенствованиям.
Основные принципы социальной политики Российской Федерации
В России социальные функции осуществляются на федеральном, региональном (для субъектов страны) и муниципальном уровнях.
К основным принципам социальной политики РФ, которые обусловлены ее природой как социального государства относятся:
Так адресность (то есть дифференциация) помощи отдельным категориям граждан обеспечивается посредством получения ими дополнительных льгот, бесплатных услуг или существенных скидок на них, спецпособий, компенсаций.
В становлении Российской Федерации как социального государства большое значение играет утверждение принципов социально ответственного бизнеса. Это на данный момент имеет всего лишь постановочный характер, так как пока еще не принято соответствующее законодательство, которое бы определило подобные принципы и формы ответственности.
Наличие довольно обширного круга социальных проблем в обществе говорит о том, что текущая политика страны как социального государства первоначально должна направляться на создание условий для граждан, обеспечивающих им достойную жизнь, свободное развитие, социальную справедливость и настоящее равноправие. Это может быть достигнуто, когда государство не только закрепляет за гражданами неотъемлемые соцправа, но также формирует реальный механизм, который позволит пользоваться ими на принципах социального государства.
Российская Федерация как социальное государство на современном этапе
В Конституции РФ установлены следующие социальные права:
– право в сфере труда (на свободу труда, его вознаграждение, труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, гигиены и др. – ст. 37) [1];
– право на отдых (ч. 5 ст. 37) [1];
– право на социальное обеспечение (ст. 39) [1];
– право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39) [1];
– право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39) [1];
– право на жилище (ст. 40) [1];
– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) [1];
– право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) [1];
– право на создание профессиональных союзов или иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30) [1].
Права человека определяются не только конституционными законами, но и соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, которая была принята на заседании Генеральной Ассамблеи ООН после завершения Второй Мировой войны, а также социальные права человека регулируются другими документами международного уровня. Социальные права гражданина являются юридической категорией, так как находятся под охраной государства. Они даются только тем людям, находящимся в правовых отношениях с государством — его гражданам.
Одной из важнейших задач Российской Федерации является обязанность защиты социальных прав своих граждан, ведь её социальная суть заключается в том, чтобы вовлечь индивидов в социальную жизнь посредством снятия каких-либо препятствий, которые возникают у гражданина, не позволяющих ему преодолеть их без помощи государства. Россия объявляет о своей готовности защищать социальные права всеми средствами и способами, которые находятся в его распоряжении, так как социальные права граждан не доступны никаким силам общества, кроме государства, ведь его полномочия абсолютны в данной сфере жизни общества.
Действительно ли Россия является социальным государством, даже если социальные права человека находятся под охраной государства?
У социального государства есть свои признаки, которые характеризуют его.
Само социальное государство ( данное понятие впервые ввел Л. фон Штейн ) означает новый этап в развитии государства, ставший возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности и т.д.
Социальное государство обладает следующими признаками:
1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, которое гарантирует достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год [2].
2. Социальное равенство. Его следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п. Государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих [2].
3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание. К средствам социальной помощи относят пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов [2].
За последние несколько лет уровень бедности в стране значительно вырос, и российская власть предпринимает минимальные шаги по устранению этих проблем. Как мы знаем, максимальный размер пособия по безработице в России, установленный Правительством России составляет всего 4900 рублей в месяц, учитывая при этом постоянное удорожание продуктов питания, ЖКХ, прочих товаров. Подобная ситуация происходит и с пенсиями по старости и инвалидности, поскольку их размеры также довольно низкие [3].
В России существует проблема с трудоустройством лиц, которые освободились из мест лишения свободы или имеют непогашенную судимость. Работодатели чаще всего негативно относятся к данной категории граждан, и в большинстве случаев отказывают им в трудоустройстве, что в результате толкает их на совершение новых преступлений. Таким образом проблема социальной реабилитации граждан, отбывших наказание в исправительном учреждении остается до сих пор не решенной [3].
По поводу справедливого распределения доходов между населением и устранения социального неравенства можно сказать, что доходы лиц, владеющих крупными нефтегазодобывающими предприятиями, металлургическими предприятиями, банками, инвестиционными фондами, многократно превышают доходы большинства населения страны — по статистическим данным средняя заработная плата в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц. Проблема обстоит настолько остро, что вызывает ненависть и гнев со стороны рабочих слоев населения [3].
Не так давно прозвучала информация о попытке ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными, который предложили депутаты. Министерство труда считает, что безработные граждане должны оплачивать услуги врачей в государственных учреждениях здравоохранения. По сути, это нарушает право на бесплатную медицинскую помощь. Также в любом государстве, которое считает себя социальным, медицина должна быть доступна для населения, либо вовсе должна оказываться бесплатно [3].
Исходя из всех вышеперечисленных социальных проблем можно ли сделать вывод, что Российская Федерация является социальным государством? Возможно, у Вас появится мысль, что Россия не соответствует положениям ст. 7 Конституции и не является социальным государством. Но во многих странах существует такие же проблемы, как и в России, и это не повод лишать этих стран статуса социального государства, так как вопросы решаемы. И Россия не является исключением, потому что она на пути изменения и решения насущных вопросов, о чем говорят недавно предпринятые законы (социальная поддержка пенсионеров, ветеранов и многодетных семей, защита граждан от квартирных и банковских мошенников и усиление безопасности на дорогах, обеспечение доступа родственников в реанимацию и закон о паллиативной помощи, отмена налоговых льгот на пальмовое масло и развитие российского АПК и др.).
[1]Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Раздел первый, главы 1-2.
[2]Социальное государство / В.Е.Чиркин // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Социальное государство это. Социальные функции государства
Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство — это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?
Понятие социального государства
В самом общем виде социальное государство — это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.
Таким образом, суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.
Немного истории
Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке — это система, обеспечивающая социальный прогресс.
Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.
Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.
В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.
Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.
После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 — начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.
Условия существования социального государства
Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство — это модель, которая возможна при создании определенных условий:
Характерные признаки социального государства
Распознать социальное государство можно по следующим признакам:
Социальные функции государства: реальность и декларация
Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:
Таким образом, социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.
Типы социальных государств
Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:
Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.
Воплощенные проекты
Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния — нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.
Российская реальность
Естественно возникает вопрос, а Россия — социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия — социальное государство.
Трудности построения социального государства
Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:
Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.
Критика социального государства
У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.
Социальное государство: понятие и принципы
Главная задача социального государства:
Социальное государство должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ.
Это государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.
Социальной деятельностью такого государства является перераспределение доходов.
Социальное государство призвано:
Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна иметь вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.
Функции социального государства:
Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.
Социальная функция государства должна обеспечивать права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. Под свободным развитием понимается физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.
Такой перечень социальных обязанностей государства явноотстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, существенно помогало бы становлению социального государства.