Что означает действие защиты с запретом апв
Запрет автоматического повторного включения головного выключателя линии, питающей трансформаторную подстанцию
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 03.02.2015 2015-02-03
Статья просмотрена: 876 раз
Библиографическое описание:
Суров, Л. Д. Запрет автоматического повторного включения головного выключателя линии, питающей трансформаторную подстанцию / Л. Д. Суров, В. В. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15507/ (дата обращения: 21.12.2021).
Описан способ запрета автоматического повторного включения головного выключателя линии, питающей трансформаторную подстанцию, разработана структурная схема и описана ее работа с изображением выходных сигналов.
Ключевые слова:головной выключатель, силовой трансформатор, датчик тока короткого замыкания, датчик напряжения, генератор зондирующих импульсов, приемник зондирующих импульсов, регистрирующее устройство.
Describes a method for controlling the type of short circuit in the line supplying the transformer substation, designed block diagram and described her work with the image of the output signals.
Keywords:head switch, power transformer, sensor short-circuit current, voltage sensor, the generator probe pulses, the receiver probe pulses, the recording device.
Автоматическое повторное включение (АПВ) линий, питающих трансформаторные подстанции, направлено на повышение надежности электроснабжения потребителей. Это целесообразно в тех случаях, когда повреждение линии, например короткое замыкание (КЗ), неустойчивое и может самоустраниться. Но повреждения бывают и устойчивыми, и в этих случаях АПВ линий не повышает надежность электроснабжения, а наоборот может приводить к худшим последствиям. Это переход двухфазных КЗ в трехфазные, выход из строя оборудования, сокращение сроков его эксплуатации, более частые ревизии и т. п. Поэтому перед АПВ важно распознать КЗ самоустранилось или не самоустранилось и, если оно не самоустранилось, то ввести запрет на АПВ. С целью исключения негативных последствий, связанных с повторным включением линий при коротких замыканиях в них, разработан способ [1].
Согласно этому способу с момента исчезновения одного или всех линейных напряжений и отсутствии тока КЗ на вводе трансформатора начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки срабатывания зашиты и времени выдержки автоматического повторного включения ГВ. В конце отсчета суммарного времени во все провода этой линии посылают зондирующие импульсы, измеряют время, за которое они дойдут до точек отражения, вычисляют расстояния до этих точек и сравнивают их между собой и с расстоянием до места установки ГВ. И, если два вычисленных расстояния равны друг другу и меньше, чем третье, которое равно расстоянию до ГВ, то делают вывод об устойчивом двухфазном КЗ, а если все вычисленные расстояния равны друг другу и меньше, чем расстояние до ГВ, то делают вывод об устойчивом трехфазном КЗ и подают сигнал на запрет автоматического повторного включения головного выключателя линии, питающей трансформаторную подстанцию.
Для осуществления такого вида контроля разработана структурная схема (рис.1). Она состоит из датчика тока короткого замыкания (ДТКЗ) 7, элемента НЕ 8, датчика напряжения (ДН) 9, элементов: НЕ 10, ЗАПРЕТ 11, ПАМЯТЬ 12 и 13, ЗАДЕРЖКА 14, ОДНОВИБРАТОР 15, И 16, блок обработки информации (БОИ) 17, генератор зондирующих импульсов (ГЗИ) 18, приемника зондирующих импульсов (ПЗИ) 19, регистрирующего устройства (РУ) 20.
Рис.1. Упрощенная однолинейная схема подстанции и структурная схема контроля: Q1 и Q2 — головной и вводный выключатели; Т — силовой трансформатор; W1 и W2 — линии, отходящие от шин подстанции; К — точка короткого замыкания
Схема работает следующим образом.
В нормальном режиме работы сети выключатели 1 и 4 включены, на выходе ДТКЗ 7 сигнала нет (рис.2, диагр. 21), поэтому на выходе элемента НЕ 8 есть сигнал (рис.2, диагр. 22) и он поступит на первый вход элемента И 16. Однако И 16 не сработает, так как есть сигнал на выходе ДН 9 (рис.2, диагр. 23) и нет сигнала на выходе элемента НЕ 10 (рис.2, диагр. 24), поэтому схема находится в режиме контроля.
Рис.2. Диаграмма выходных сигналов элементов структурной схемы контроля: t1 — момент времени исчезновения напряжения на трансформаторе Т; t2 — момент времени посыла в линию зондирующих импульсов; t3 — момент времени получения информации о состоянии головного выключателя линии, питающей трансформаторную подстанцию
При устойчивом двух- или трехфазном КЗ в точке 2 с выхода ДН 9 исчезнет сигнал (рис.2, диагр. 23, момент времени t1). При этом появится сигнал на выходе элемента НЕ 10 (рис.2, диагр. 24). Этот сигнал поступит в БОИ 17 и задержится в нем до момента времени t2, когда в линию надо послать зондирующие импульсы, а также на вход элемента ЗАПРЕТ 11 (рис.2, диагр. 25), а с его выхода на вход элемента ПАМЯТЬ 13, где запомнится (рис.2, диагр. 27), и поступит на вход элемента ЗАДЕРЖКА 14. С выхода этого элемента сигнал появится через суммарное время, равное времени выдержки срабатывания защиты плюс время выдержки АПВ ГВ 1. До истечения суммарного времени (момент времени t3) в момент времени t2 с третьего выхода БОИ 17 пойдет сигнал (рис.2, диагр. 31) в ГЗИ 18 и с выхода ГЗИ 18 в провода линии, питающей трансформаторную подстанцию, пойдут зондирующие импульсы (рис.2, диагр. 32), которые, дойдя до точек отражения, вернутся обратно и поступят в ПЗИ 19, а с его выхода (рис.2, диагр. ЗЗг) поступят в БОИ Г7: Этот элемент определит время прохождения импульсов до точек отражения, вычислит расстояние до точек отражения и сравнит их между собой и с расстоянием до Q1. По истечении суммарного времени на выходе элемента ЗАДЕРЖКА 14 появится сигнал, которой поступит на вход элемента ОДНОВИБРАТОР 15 (рис.2, диагр. 29). Он произведет одно колебание (рис.2, диагр. 29) и своим сигналом «сбросит» память с элемента 13 (рис.2, диагр. 27), поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 12, запомнится им (рис.2, диагр. 26) и, поступив на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 11, предотвратит повторное появление сигнала с элемента НЕ 10 (рис.2, диагр. 25). Одновременно с этим сигнал поступит на второй вход элемента И 16. Он сработает (рис.2, диагр. 30), так как на его первом входе будет сигнал с элемента НЕ 8 (рис.2, диагр. 22), и его сигнал поступит в БОИ 17. К этому моменту времени БОИ 17 сравнит вычисленные расстояния с расстоянием до ГВ 1 и, если два вычисленных расстояния равны друг другу и меньше третьего, которое равно расстоянию до Q 1, то с его первого выхода з РУ 20 пойдет сигнал (рис.2, диагр. 31), который обеспечит появление там информации (рис.2, диагр. 34) о том, что в линии устойчивое двухфазное КЗ. А если все вычисленные расстояния будут равны друг другу и меньше, чем расстояние до ГВ 1, то со второго выхода БОИ 17 в РУ 20 пойдет сигнал, который обеспечит появление в нем информации об устойчивом трехфазном КЗ (рис.2, диагр. 34), а также этот сигнал пойдет на ГВ 1 и предотвратит повторное включение ГВ 1 на устойчивое трехфазное КЗ.
Таким образом, используя структурную схему можно контролировать устойчивое КЗ и осуществлять запрет АПВ ГВ линии, питающей трансформаторную подстанцию, как при двухфазных, так и при трехфазных КЗ. Это предотвратит неоправданное включение линии электропередачи и исключит негативные последствия, связанные с этим.
1. Патент № 2536810 С1. Способ запрета автоматического повторного включения головного выключателя линии, питающей трансформаторную подстанцию с определением вида короткого замыкания / Суров Л. Д., 2014.
Объявления
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ (Страница 1 из 5)
Советы бывалого релейщика → ДЗШ, ДЗО, УРОВ → Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 20 из 95
1 Тема от fromSiberia 2018-10-01 04:56:12
Тема: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Товарищи, такого плана вопрос. Просьба не закидывать релюшками, если что нитак.
Значит пришло с РДУ задание, на реализацию внесения изменений в схемы и логику РЗА, безусловного запрета АПВ оборудования и ЛЭП 110, 220кВ, после срабатывания УРОВ. Имеются ли у кого-нибудь какие примеры на эту тему, может типовые схемы, которые можно приспособить и врезать в схемы? Или направить на путь решения данной задачи.
2 Ответ от Bogatikov 2018-10-01 06:26:44
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
3 Ответ от scorp 2018-10-01 06:43:40
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
пришло с РДУ задание, на реализацию внесения изменений в схемы и логику РЗА, безусловного запрета АПВ оборудования и ЛЭП 110, 220кВ, после срабатывания УРОВ.
А что не было запрета?
4 Ответ от High_Voltage 2018-10-01 09:12:08
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Встречается идеология запрета АСС если только КЗ в АТ с отказом выключателя АТ, при всех других КЗ и отказах других выключателей нет запрета АПВ и идет автосборка схемы.
Или направить на путь решения данной задачи.
В ДЗШ есть реле запрета АПВ, организуйте действие на них при любой работе УРОВ (если централизованный УРОВ) или работе УРОВ любого выключателя (если индивидуальный УРОВ).
5 Ответ от ПАУтина 2018-10-01 09:36:17
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Сколько занимаюсь расчётами, но первый раз слышу, что после отключения от УРОВ было бы их включение от АПВ. всегда расчёты строятся так, что ни какого включения не происходит. да и собственно как. Для сохранения ДУ нужно, что бы АПВ произошло как максимум за то же время, что и УРОВ, для сохранения СУ, чуть по дольше секунда, но не более 20 мин. Поэтому, просто нет смысла. Ещё и по причине: отключение одно массовое, а включение должно быть в строгой последовательности, немного напоминает частотное АПВ при котором происходит включение фидеров в заданной последовательности.
И ещё вопрос по потреблению приводами: массовое отключение выключателей возможно, а затем массовое включение не посадит АКБ?
И ещё вопрос по соображением здравого смысла: а ни кто не пробовал так же одном движением кия собрать шары, поле сильного удара обратно в треугольник.
Как правило после отключения СШ от УРОВ не до АПВ и особенно на станции, если ещё и ГТУ.
6 Ответ от Lekarь 2018-10-01 11:03:07
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Вопрос с АПВ после УРОВ интересный. На первый взгляд как бы АПВ не нужно, но кое где может и стоит посмотреть, например, на участках так называемых «мёртвых зон» систем шин, которые отключаются по цепям УРОВ.
Добавлено: 2018-10-01 13:03:07
да не получается массового отключения при работе ПА. И это похоже никто не учитывает в техническом исполнении. В расчетах и теории все хорошо, а на практике ситуация иная. Каждый раз её пытаются решить оргвыводами.
7 Ответ от Alex_88 2018-10-01 11:12:59 (2018-10-01 11:13:35 отредактировано Alex_88)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Ну да всегда так было, от ДЗШ идут две цепочки: условный и безусловный запрет АПВ. При отключении от ДЗШ сперва включается элемент с наибольшим током, если все ОК, то постепенно включаются все остальные. Если же чуствительный орган почуствовал сохранившееся КЗ, то идет отключение и запрет АПВ всех элементов по цепочке безусловного АПВ.
УРОВ сразу действует на выходные реле ДЗШ и на выходные реле безусловного запрета АПВ, т.е. элементы отключаются с запретом АПВ
8 Ответ от High_Voltage 2018-10-01 11:15:40
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Смысл в том, чтобы собрать СШ исходя из того, что КЗ на присоединении с отказавшим выключателем будет с большой долей вероятности неустойчивым.
Ещё и по причине: отключение одно массовое, а включение должно быть в строгой последовательности
Включение присоединений будет происходить с выдержками времени своего АПВ
И ещё вопрос по потреблению приводами: массовое отключение выключателей возможно, а затем массовое включение не посадит АКБ?
Для выключателей с пружинными приводами проблем нет, для выключателей с эл.магнитными приводами (я сталкивался только с У и МКП) используется двухкратное реле АПВ, где именно вторым циклом АПВ разнесенным по времени производится АСС.
9 Ответ от Alex_88 2018-10-01 11:25:34
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Смысл в том, чтобы собрать СШ исходя из того, что КЗ на присоединении с отказавшим выключателем будет с большой долей вероятности неустойчивым.
А как ремонтировать этот выключатель? Опять отключать всю систему шин? А что если одна/две фазы все таки отключились, тогда очевидно после АПВ будет неполнофазный режим.
10 Ответ от High_Voltage 2018-10-01 11:45:03
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Опять отключать всю систему шин?
Все зависит от характера повреждения (отказа) выключателя, если с него можно безопасно снять напряжение отключением ШР, то вывод СШ не нужен.
А что если одна/две фазы все таки отключились, тогда очевидно после АПВ будет неполнофазный режим.
Сработает 4 ст. ТЗНП и второй раз пустит УРОВ, после чего АСС уже не будет, т.к. АПВ еще не готово
11 Ответ от Alex_88 2018-10-01 13:43:54 (2018-10-01 13:44:05 отредактировано Alex_88)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Все зависит от характера повреждения (отказа) выключателя, если с него можно безопасно снять напряжение отключением ШР, то вывод СШ не нужен.
Сработает 4 ст. ТЗНП и второй раз пустит УРОВ, после чего АСС уже не будет, т.к. АПВ еще не готово
Безопасно разъединителем можно снять только разве что емкостные токи на ненагруженной линии да и то не всегда.
12 Ответ от ПАУтина 2018-10-01 14:25:01 (2018-10-01 14:27:03 отредактировано ПАУтина)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
да не получается массового отключения при работе ПА
Добавлено: 2018-10-01 23:25:01
Смысл в том, чтобы собрать СШ исходя из того, что КЗ на присоединении с отказавшим выключателем будет с большой долей вероятности неустойчивым.
13 Ответ от High_Voltage 2018-10-01 14:56:54
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
говорит только об одном, (как кстати «хайли лайкли») что КЗ не исчезло!
Ну да, как же оно исчезнет если выключатель присоединения не отключился. Зато может вполне устраниться после отключения смежных выключателей.
Не путайте просто отключение длиннющей линии, тогда однозначно нельзя сказать, что КЗ действительно само не устранится.
Да я ничего не путаю, речь идет не про то, чтобы произвести АПВ присоединения с отказавшим выключателем, а про то, чтобы собрать СШ.
14 Ответ от doro 2018-10-01 14:57:52
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Что-то конкретное отвечу после какой-то реакции инициатора темы. Терпеть не могу, когда тему забросил, а потом созерцает за разборкой старых форумчан. Хотя бы на этот вопрос ответьте:
15 Ответ от Lekarь 2018-10-01 15:22:11 (2018-10-01 15:17:59 отредактировано Lekarь)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Все зависит от характера повреждения (отказа) выключателя, если с него можно безопасно снять напряжение отключением ШР, то вывод СШ не нужен.
с этим не согласен. Если повреждение осталось, то считаю, что АПВ не надо. Иначе мы начудим дел. Как пример шлейф вывалится из зажима и будет болтаться рядом с разъединителем, который надо отключать. И уверен, что найдутся ухари из числа начальников которые скажут, что не надо было снимать напряжение. И найдутся те кто их услышит.
Добавлено: 2018-10-01 17:17:00
нет. Не согласен. Всё что вы описали говорит о том, что сложились условия для работы УРОВ. Исчез ток кз или нет это не известно. Выше пример привел. Шлейф из зажима вывалился, качнулся при вываливании устроил кз на тело портала. И потом будет болтаться не касаясь тела портала.
Добавлено: 2018-10-01 17:22:11
Понимаете в чём суть, тогда бы было такое нормативное возмущение типа «Отключение системы шин с успешным АПВ», скажем IV группа, а «Отключение системы шин с неуспешным АПВ», соответственно V-й группы.
Но их же нет, то есть и не должно быть АПВ после действия УРОВ, логично?
логично. Но я имел ввиду, что надо посмотреть схемы, где повреждение в мертвых зонах и отключение идет по цепям УРОВ. Т.е. мы от УРОВ отключили систему шин, а повреждение осталось за отключенными выключателями.
16 Ответ от nkulesh 2018-10-01 20:52:36 (2018-10-01 20:53:01 отредактировано nkulesh)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
«Сибиряк» растаял вдали, а вы тут бьётесь 🙂
Речь, возможно, не о традиционной схеме с ДЗШ и групповым УРОВ на соседних панелях, а о сочетании индивидуальных УРОВ и ДЗШ, о выполнении действия в схему ДЗШ (на выходные реле запрета АПВ от ДЗШ?) от индивидуальных УРОВ всех присоединений. Сам по себе запрет АПВ шин (системы шин, секции шин) при отказе в отключении одного из выключателей присоединений этих шин вопроса вроде не вызывает?
Добавлено: 2018-10-02 06:52:36
17 Ответ от Alex_88 2018-10-01 22:10:18 (2018-10-01 22:12:45 отредактировано Alex_88)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Сам по себе запрет АПВ шин (системы шин, секции шин) при отказе в отключении одного из выключателей присоединений этих шин вопроса вроде не вызывает?
Нет, действительно не вызвает. Нужно заводить действие централизованного/индивидуального УРОВ как на выходные реле отключения, так и на выходные реле запрета АПВ.
Но это конечно в случае если ДЗШ на электромеханике. Если современное микропроцессорное, тут нужно смотреть логику, может можно обойтись одним сигналом отключения и запрета АПВ
18 Ответ от arco 2018-10-01 22:47:35 (2018-10-01 22:50:12 отредактировано arco)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Да, проблема существует, кто то может привести документ, в котором регламентированы требования по запрету АПВ, при различных направлениях действия УРОВ, особенно на электромеханике?
19 Ответ от Alex_88 2018-10-01 23:35:17
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Да, проблема существует, кто то может привести документ, в котором регламентированы требования по запрету АПВ, при различных направлениях действия УРОВ, особенно на электромеханике?
Не помню такого документа, но это было всегда. Во всех схемах УРОВ которые я когда либо встречал, там всегда идёт запрет АПВ от УРОВ.
Как современные микропроцессорных, так и старых схемах ЭСПа.
Если интересно, то можете поднять типовые работы по ДЗШ и УРОВ ЭСПа и посмотреть. Там есть и пояснительные записки в которых все объясняется, приводятся ссылки на нормативные документы (правда кажется придется поднять самую первую типовую, которую вы наверное не найдете если не работали в ЭСП, попробую завтра поискать у себя на работе, а то в последней которая есть в интернете идёт ссылка на предыдущую работу). Там идёт полное объяснение работы УРОВ и кстати советуется когда использовать УРОВ с контролем РПВ, когда с действием на себя и почему идёт запрет АПВ.
Добавлено: 2018-10-02 02:35:17
Я вот кстати вот так копаясь в документах ЭСП нашел таки нормативный документ который описывает как рисовать выключатель на схеме: таки прямоугольник, а не квадрат. А то те кто делалает примитивы элементов согласно ГОСТ и УГО, при рисовании выключателя почему то ориентируются на ISO, а не наши документы. Старый документ, годов толи 50-х, толи 60-х. Видимо просто все документы ЭСПа выкинули на свалку, а альтернативы не придумали, и все ссылки на не ЭСПовские документы потеряли.
20 Ответ от ПАУтина 2018-10-02 02:41:01 (2018-10-02 02:41:38 отредактировано ПАУтина)
Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Да, проблема существует, кто то может привести документ, в котором регламентированы требования по запрету АПВ, при различных направлениях действия УРОВ, особенно на электромеханике?
А ЗАЧЕМ НУЖЕН КАКОЙ-ТО НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ НА ОТКРОВЕННУЮ ДУРЬ.
Суть не в том есть ли блокировка АПВ или нет, а есть ли оно вообще на сетевых элементах присоединённых к СШ:
на линиях есть и пусть даже с супер-пупер синхронизацией и чё. кто скажет может ли «собраться» АПВ хотя бы одной линии, что бы произошло включение. А есть ли АПВ секционника или шиносоединительного, АПВ ВВ силового трансформатора, а на станции АПВ блоков генераторов?
Зачем АПВ запрещать или блокировать, если оно вообще не может произойти.
Как можно заблокировать то чего нет.
Добавлено: 2018-10-02 11:39:54
логично. Но я имел ввиду, что надо посмотреть схемы, где повреждение в мертвых зонах и отключение идет по цепям УРОВ. Т.е. мы от УРОВ отключили систему шин, а повреждение осталось за отключенными выключателями.
По поводу мёртвых зон согласен, но это не много другой вопрос, однако он как раз и усиливает требование о вреде применения АПВ шин: КЗ осталось и включать нельзя!
Как работают устройства автоматики повторного включения (АПВ)?
В виду большой протяженности электрических сетей их обслуживание и ремонт, в случае повреждения, усложняются необходимостью доставления бригады к месту выполнения работ. Из-за чего большинство внештатных ситуаций, которые приводят к отсутствию напряжения, решает автоматическое повторное включение (АПВ) без необходимости вмешательства работников.
Назначение АПВ
Автоматическое повторное включение предназначено для включения выключателей после того, как аварийное отключение обесточило линию. При этом АПВ позволяет уменьшить перерывы в электроснабжении на количество кратковременных аварий. Посмотрите на рисунок 1, в случае замыкания в точке К1 с последующим отключением высоковольтного выключателя Q1 происходит срабатывание АПВ1. Допустим, что замыкание самоустранилось и снабжение линии от подстанции ПС1 до ПС2 восстановилось.
В то же время, при замыкании в точках К2 и К3 выключатель Q2 отсекает линию до подстанции ПС3. Допустим, что это устоявшиеся замыкания, при срабатывании АПВ2 напряжение снова будет подано в сеть, но так как в точках К2 и К3 происходит замыкание, Q2 снова отключит линию.
Поэтому все аварийные ситуации по их продолжительности можно условно поделить на:
На практике автоматическое повторное включение срабатывает во всех ситуациях, но успешное включение происходит только в случае, когда причина устранилась, то есть при кратковременных повреждениях. Если же после первой повторной подачи автоматическое восстановление не произошло, в зависимости от типа, могут применяться следующие ступени повторного включения. В соответствии с местными условиями системы АПВ могут иметь различные особенности работы.
Так как 50% всех отключений удается повторно запитать от однократного АПВ, то первая ступень считается наиболее эффективной. Вторая отстраивается с временным промежутком в несколько секунд или десятков секунд, и, как показывает статистика, позволяет запитать потребителя еще в 15% случаев.
Классификация
В зависимости от количества фаз, задействованных для повторного включения все АПВ подразделяют на:
В свою очередь, трехфазные АПВ подразделяются на такие классы:
Также двухстороннее АПВ подразделяется на:
Помимо вышеизложенных способов классификации, АПВ могут различаться по способу включения – от механического воздействия или посредством электрического сигнала. Также существует разделение по количеству ступеней включения – одна или несколько, в зависимости от того, сколько раз АПВ пытается повторно включить питание. Принцип действия повторного включения может отстраиваться как от наличия напряжения в линии, так и от его отсутствия.
Принцип работы
Рассмотрите принцип работы автоматического повторного включения на примере такой схемы.
Рис. 2: Принципиальная схема АПВ
Как видите на рисунке 2, напряжение подается на шину управления ШУ, на схеме показан пример питания от источника постоянного тока + ШУ и – ШУ. В данном примере устройство АПВ управляется механизмами:
Релейная защита реализуется посредством реле времени РВ и промежуточного РП. Последнее имеет две обмотки: по току РП I и по напряжению РП U. В нормальном режиме к ШУ приложено напряжение, которое заряжает конденсатор С при наличии соответствующего сигнала от цепей разрешения подготовки. Но повторное включение блокируется сигналом цепи запрета АПВ, который отстраивается на основе резисторов R1 и R2, находящихся в последовательном соединении с управленческими цепями.
В случае отключения трансформатора, линии или других участков, сигнал контроля синхронизации замыкает цепь для РВ. Которое при отсчете установленного промежутка времени выполняет замыкание собственных контактов, они, в свою очередь, шунтируют резистор R. После чего происходит разряд конденсатора на обмотку напряжения РП. При этом возбуждается и токовая катушка, которая притягивает контакты реле и замыкает цепь на включение выключателя.
Если трехфазное кз прекратилось и электроснабжение возобновится, то контроль синхронизации подает сигнал на размыкание обмотки РВ. После чего в цепь снова вводится сопротивление R и происходит возврат реле в обесточенное состояние. После возврата устройства в режим ожидания сразу происходит заряд конденсатора С для готовности к последующему повторному включению.
Узел Н позволяет вывести повторное включение на время проведения каких-либо плановых манипуляций оперативным персоналом.
Предъявляемые требования
Для обеспечения заявленных режимов и безопасных условий работы оборудования, к устройствам автоматического повторного включения предъявляется ряд требований:
Особенности эксплуатации АПВ
Следует отметить, что работа повторного включения должна контролироваться исключительно теми работниками, на балансе которых находятся соответствующие распределительные сети. При этом допуск постороннего персонала может производиться только под надзором ответственного работника.
Помимо того, что все случаи срабатывания АПВ для обратного включения тех же шин, линий или трансформаторов фиксируют приборы учета, они должны регистрироваться оперативными работниками в соответствующем журнале. После чего специалисты, обслуживающие устройства защиты шин, линий и силового оборудования подстанции должны провести анализ работы повторного включения с составлением соответствующих документов.
Периодически, для проверки работоспособности устройств АПВ, персонал обязан вывести его из работы. После чего производится комплекс испытательных мер, как совместно с остальными защитами, так и отдельно. По результатам проверки должен выдаваться протокол об исправности или неисправности АПВ. В последнем случае применяются меры для восстановления или отладки нормальной работы повторного включения, и производится внеочередная проверка.
Если для линии предусмотрено включение резерва, то повторное включение может не использоваться. Чтобы работа АПВ не нарушала переход системы на резервное питание.