Что означает дизайн блюда
О фудстайлинге: как фотографировать еду так, чтобы от ее вида текли слюнки
Фудстайлинг – это процесс придания еде идеального внешнего вида. Задача – подготовить пищу к фотосъемке или рекламной съемке. Однако фуд-дизайнеры нужны и для разработки внешнего вида продуктов, выпускающихся массово для продажи в сетевых магазинах или для подачи необычных блюд в модных ресторанах.
Что такое фудстайлинг
Фудстайлинг – искусство придания продуктам и блюдам идеального внешнего вида. Задача фудстайлинга – сделать из еды произведение искусства, создать привлекательный и аппетитный образ блюда для рекламного ролика или фотографии.
Увидев изображение продукта, обработанного фуд-стилистом, клиент должен практически ощутить его вкус и запах, захотеть купить. Фудстайлинг – это один из самых эффективных инструментов маркетинга пищевой промышленности.
В переводе с английского food styling (фудстайлинг) – это стиль еды или стилизация еды.
Фуд-стилист (дизайнер) может работать как с самыми простыми, часто не обработанными продуктами, так и с блюдами, приготовленными шеф-поваром. При этом еду используют не в первозданном виде, а в улучшенном.
Для улучшения вида пищи используются секреты и приемы фуд-стилистов. Часто еда, которую фотографируют, после обработки становится несъедобной. Ведь для улучшения внешнего вида нередко блюда смазывают техническими средствами, химикатами, другими продуктами, изменяющими вкус пищи или делающими ее ядовитой.
Впервые фотографии своей еды стали делать шеф-повара. Изначально картинки были черно-белыми, что не придавало им привлекательного вида. Позже, с появлением цветной фотографии, снимки блюд стали более эстетичными, но еду фотографировали в первозданном виде, не используя средств для улучшения картинки.
С появлением Instagram люди стали фотографировать еду в повседневной жизни. Конечно, они не используют приемов фудстайлинга, но добиваются красивого изображения с помощью правильного ракурса, подходящей сервировки.
Кто такой профессиональный фуд-стилист
Фуд-стилист – это мастер, который профессионально занимается фудстайлингом. Иногда один человек обладает навыками шеф-повара, фотографа и стилиста, снимая, готовя и украшая блюда. Однако чаще фуд-стилист – это человек, который фотографирует и подготавливает еду, приготовленную поваром к съемке.
Фудстайлинг – это профессия высокооплачиваемая. Фуд-стилист должен быть готов к тому, что не все понимают ее значимость. Популярные рестораны в крупных городах, авторы кулинарных книг, производители пользуются услугами профессионалов.
Фуд-стилисты делают фото для меню ресторанов, кофе и баров. Фотографируют еду для книг, рекламных постеров и буклетов, упаковок продуктов и т. д. Снимают продукцию для рекламных роликов, презентаций, обучающих видео.
Фуд-стилисты имеют много общего с художниками. Ведь внешний вид далеко не всех блюд соответствует вкусу. Часто еда выглядит на фото недостаточно привлекательно, несмотря на отличный вкус, исправить это можно с помощью фудстайлинга.
Поэтому стилист должен придумать и создать привлекательный образ блюда, дополнив его различными декоративными элементами, правильной сервировкой. Для этого нужно иметь развитое воображение, знать основы сочетания продуктов и их приготовления, правила сочетания цветов, приемы съемки и обработки фотографий.
В Европе есть учебные заведения, которые обучают фудстайлингу. Однако многие стилисты еды обучаются самостоятельно, просматривая изображения в интернете, работая с обучающими видео, подмечая для себя новые приемы.
Какие инструменты для еды используют фуд-стилисты
Работа фуд-стилистов включает постоянные поиски инвентаря для составления продуктовых композиций. Профессионалу могут понадобиться:
Кто такой фуд-дизайнер
Фуд-дизайнеры – не то же самое, что и стилисты. Они занимаются не фотографией продуктов, а продумыванием дизайна блюд, готовых к употреблению.
Например, фуд-дизайнеры разрабатывают форму и цвет чипсов, газировки, полуфабрикатов. Чем привлекательнее будут выглядеть готовые продукты в магазине, тем больше шансов, что их купят.
Иногда подобных работников нанимают для разработки презентации ресторанных блюд. Специалист оформляет пищу так, чтобы она выглядела максимально привлекательно и необычно. Поварам остается лишь повторять приведенный пример.
Как фотографировать еду
Чтобы красиво сфотографировать еду, недостаточно иметь навыки фотографа. Продукты быстро портятся, теряют упругость. Некоторые из них выглядят непривлекательно на фотографиях.
Поэтому съемка еды (фудстайлинг) – это сложная, многочасовая работа, требующая от мастера особых навыков, хорошего воображения, усидчивости. Ведь неудачные рекламные снимки не только не привлекут внимание покупателя, но оттолкнут его.
Чтобы сделать хорошие снимки, важно провести ряд подготовительных работ к фудстайлингу. Иногда приходится тратить не один час, готовить блюдо несколько раз.
Основные правила
При фудстайлинге, важно соблюдать несколько основных правил. Они помогут сделать качественные фото, которые привлекут клиентов:
Жанровое разнообразие и типы композиций
Есть два основных направления фотографии еды:
Снимать еду можно в разных стилях. В списке представлены самые популярные виды фудстайлинга:
Фуд-стилисты снимают полноценные продуктовые композиции. Вот несколько эффектных вариантов комбинирования продуктов:
Ракурсы
От правильного ракурса зависит качество и эстетичность фотографий. Наиболее удачными в фудстайлинге считаются следующие 4 ракурса:
Способы улучшения кадра
У профессиональных фуд-стилистов есть множество секретов и способов, позволяющих сделать блюдо лучше. Часто в фудстайлинге используются неожиданные приемы.
В списке представлено несколько популярных приемов:
Фудстайлинг – искусство наиболее визуально выигрышной презентации продуктов. Его применяют для создания рекламных роликов и фотографий блюд. Задача фуд-стилистов и дизайнеров – сделать еду или изображение аппетитным, вызвав желание приобрести продукт.
А вы соблазняетесь на сочные фотографии блюд? Делитесь своими мыслями и делайте репосты.
Фуд-дизайн: еда как искусство
Пирожки, гелевый холодильник, компостный контейнер, «живое» меню в ресторане, посуда, которую можно съесть, пасека на крыше театра. Еда – это уже не просто топливо, это то, что нас связывает, это культура, традиции, общение и здоровье. Еда – это произведение искусства.
Именно об этом шла речь в Сибирском центре дизайна ТГУ, где приглашенный эксперт Анна Лычагина — выпускница Студии дизайна товаров Уральского государственного архитектурно-художественного университета — рассказала о фуд-дизайне.
«В России эта тема достаточно новая. Фуд-дизайном как исследованием занимаются в Италии, Германии. В России до этого момента каких-то больших исследований на эту тему не было», — говорит Анна Лычагина.
Девушка подчеркивает, что фуд-дизайн — это больше, чем красивые фотографии блюд. Объектом дизайна может стать практически любое изделие в любой сфере жизни людей, мебель, интерьер в целом, телефон, машина, а также еда.
«Наша жизнь делится на определенные сферы, и было бы глупо говорить о том, что питание не играет важную роль. Питание играет большую роль не только в нашей бытовой жизни, а и в нашей жизни как в культурной», — говорит Анна.
Что такое фуд-дизайн?
Явление фуд-дизайна описывается как стремление модифицировать продукты, сделать их более удобными для транспортировки, употребления, хранения.
«Когда я активно начала изучать эту тему, я поняла, что это наши пирожки. Потому что это пример модифицирования продукта. Мы объединяем хлеб и начинку, и это становится удобным. Это еда в оболочке, которую можно съесть», — замечает Анна Лычагина.
Проще говоря, фуд-дизайн – это все, что связано с едой помимо или даже кроме готовки.
«Фуд-дизайн – это проектирование не от конкретного предмета, а проектирование от сферы жизни. Как нам было бы удобнее питаться, как нам это сделать более интереснее. И как нам питаться так, чтобы как можно меньше загрязнять окружающую среду», — уточняет девушка.
У пищи, как и у любого продукта, есть свой жизненный цикл. Она создается, сохраняется, употребляется и утилизируется. Все эти этапы и включает в себя понятие фуд-дизайна.
Сохранение
Существует большое количество способов сохранения пищи. Так, в 2016 году на конкурсе Electrolux Design Lab Юрий Дмитриев, выпускник Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, представил концепцию холодильника – «Bio Robot Refrigerator».
Это холодильник, сохраняющий еду с помощью биополимерного геля. В нем нет отделений, дверей и полок, все, что нужно, это просто вставить еду в гель. Это достаточно комфортный и экологичный способ хранения продуктов. Гель использует свет, генерируемый при холодной температуре, чтобы сохранять продукты. Он не имеет запаха и не липнет.
Доставка
Транспортировка продуктов играет немаловажную роль. Большое внимание уделяется пищевой логистике. Продукты должны сохранять свежесть и презентабельный вид.
«В Германии был разработан проект – это приложение, которое позволяет просмотреть список магазинов, в которых есть продукты с истекающим сроком годности. Таким образом, пригодные в пищу продукты не выбрасываются, а продаются по заниженной стоимости», — поясняет Анна Лычагина.
Подача
Пища должна выглядеть не просто красиво и привлекательно, ее должно быть интересно есть. Вокруг употребления такой пищи создается целый круг интересов – чем ее есть, как есть, в каком окружении и где.
В 90-е годы фуд-дизайн занимался тем, что пытался адаптировать какой-то продукт только для того, чтобы он был удобен в транспортировке.
«Далее началось интересное – в Европе решили: «а пусть пища будет не только полезная для употребления в массовом производстве, но еще и интересной для человека, — комментирует Анна. — Одним из очень интересных направлений, которым занимаются дизайнеры-проектировщики, является проектирование опыта питания, презентация».
Так появилась технология видеомэппинг – на стол проецируется изображение, которое позволяет посетителю посмотреть историю блюд, наблюдать процесс приготовления. Когда презентация заканчивается, блюдо подается на стол.
Употребление и презентация – это то, что идет рядом. В каждом кафе или ресторане интерьер и меню разработаны таким образом, чтобы все вместе выглядело как одна законченная история.
Еще один пример подачи продукта – это чипсы Принглс (Pringles). Обычные чипсы, как правило, разного размера, и это нормально, картофелины никогда не бывают одинаковыми. И компания «Проктал энд Гэмбл» не стала адаптировать обычные картофельные чипсы, она придумала совершенно новый для того времени продукт.
«Это проектирование именно от продукта. Еда и упаковка для нее. Это новая технология приготовления, потому что до них никто не делал такие картофельные снеки», — говорит Анна.
Сюда можно отнести и вафельные стаканчики, которые бывают разных размеров, длины. Их удобно перевозить, при транспортировке они не крошатся, к тому же очень компактны – их можно складывать друг в друга.
Утилизация
Пожалуй, одним из важных направлений дизайна является направление утилизации пищевых продуктов. И сейчас оно активно развивается.
Так, компанией Вирпул (Whirlpool) в 2017 году на международной выставке по электронике был представлен бытовой утилизатор пищи. Принцип, что у компостной ямы. Однако неприятного запаха нет и контейнер с перерабатываемыми отходами стоит прямо дома.
«В первую очередь такой продукт предназначен для частных домов. Но я думаю, в конечном итоге это станет доступно и для небольшого формата квартиры», — добавляет Анна.
В Европе разрабатываются проекты, связанные с городским фермерством. Например, оперный театр Гарнье в Париже. На крыше этого театра расположена пасека, таким образом они поддерживают популяцию пчел и производят «Оперный мед».
Неожиданно и привлекает внимание
Каждый ресторан, кондитерская или кафе желают выделиться чем-то необычным и эксклюзивным. Для этого не нужно изобретать бесконечное количество новых продуктов, достаточно изобрести новую форму.
Пицца в конусе – в Италии и Испании ее подают с 90-х годов. В последние десять лет популярна и в России.
«Опыт питания – это церемония принятия пищи в определенной среде. Вы можете принимать пищу дома, размеренно, спокойно, ту пищу, которая вам нравится. В последнее время многие шеф-повара рассматривают блюда не просто как какой-то набор продуктов, а как историю, некоторые я бы даже сказала произведения искусства», — резюмирует Анна.
ДокладДизайн блюд «Я и Мир красоты!»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИ ЛИЦЕЙ ПИТАНИЯ»
Секция № 4 «Искусство оформления блюд»
Автор: Щербакова Анна Васильевна,
2 курс, группа № 297
Руководитель: Кустикова Олеся Алексеевна,
мастер производственного обучения
г. Новосибирск, 2017
1. Некоторые варианты подачи блюд…………………………………………4
2. Современное искусство дизайна блюд………………..……………………5
3. Основные тенденции оформления и раскрытия текстуры блюда……….. 5
5. Флористика в технологии приготовления и дизайне выставочных
7. Применение в кулинарии естественных наук……………………………. 9
8. Украшение блюд золотом…………………………………………………. 9
Список используемой литературы…………………………………………. 12
Дизайн блюд – не просто искусство. Это стиль жизни, заставляющей всё время двигаться вперед, ни на минуту не прекращая поиска. Дизайн блюд подвержен влиянию моды, и то, что сегодня выглядит актуально, завтра может показаться смешным и неуклюжим. В данное время существует несколько направлений, дизайн блюд является обширным понятием, включающий в себя не только оформление, но и название, и подачу.
Цель моей работы – рассказать об искусстве декорирования. Полагаю, что рассказ поможет лучше разглядеть технику украшения и подачу блюд, так как красиво оформленное блюдо возбуждает аппетит, сосредоточивает внимание человека на предстоящей еде и улучшает усвоение пищи. Актуальность темы очевидна… В наше время, люди привыкли оценивать блюда глазами. Еда являются основным источником необходимых организму веществ. Чтобы блюдо выглядело аппетитно, стоит немного пофантазировать для создания шедевра.
Оформление блюда не обязательно должно заканчиваться на кухне, его можно провести и в зале, при подаче. Можно вынести на подносе готовый кусок мяса, разрезать его перед гостями, чтобы присутствующие смогли оценить степень прожарки, после чего разложить по тарелкам, добавить соус и дополнительные ингредиенты, лежащие по отдельности, каждый сможет съесть их в тех сочетаниях, которые предпочитает. В качестве экстравагантных элементов дизайна подойдут различные спецэффекты – огонь (подожженный коньяк), дым (из сухого льда), они сделают блюдо действительно не обычным и запоминающим. Дизайн блюд определяется, прежде всего, концепцией повара. В одно заведение люди приходят просто утолить голод и не хотят видеть на тарелке лишних элементов, а в другом, скажем, в ресторане высокого класса, дизайн обязательно должен быть.
Некоторые варианты подачи блюд
В настоящее время распространенный сейчас способ подачи блюд в дегустационной манере – на одной тарелке представлены фрагменты нескольких блюд или один продукт, приготовленный различными способами. При этом применяется специальная посуда в виде менажниц или на тарелке располагается несколько маленьких емкостей в виде рюмок, чашек, розеток, а порой в качестве тарелок выступаю бокалы, объёмные стеклянные кубы. Такой вариант пользуется заслуженным спросом, так как позволяет попробовать всего понемножку. Основной тренд – это подача на нестандартной или сделанной на заказ авторской посуде, созданной под конкретные блюда. При этом очень важно соблюдение цветовой гаммы. Впечатлить гостя можно изменением текстуры блюд. Подача ингредиентов, из которых гость сам собирает блюдо, выбирая то, что ему нравится. Популярны дегустационные меню с винным сопровождением (гастрономический сет, где каждое блюдо сопровождается бокалом специально подобранного вина). Актуальны блюда-картины, блюда-обманки, а также всевозможные спецэффекты. К примеру, подкопченные, намеренно обугленные блюда, посыпанные «пеплом».
Современное искусство дизайна блюд
Умение сделать блюдо красивым – одна из составных частей кулинарии. При оформлении блюд на протяжении долгого времени бессмертными фаворитами остаются гарниры ярких расцветок, фигурно нарезанные овощи и абстрактные рисунки на тарелках, выполненные соусами. Во главу угла ставится гармония вкуса – все части блюда должны составлять единую композицию. Последние тенденции в оформлении блюд это минимализм, расставление акцентов. Декорирование блюда должно соответствовать его содержанию и сочетаться по вкусовым качествам, дополнять блюдо привносить свою изюминку. Очень большую роль играет посуда, на которой подается блюдо. Очень часто для представления блюд используются дополнительно различные подставки, украшение живыми цветами, т.е. создается не только блюдо, но и его «интерьер». В дизайне все чаще можно встретить элементы карвинга, флористики, четкость линий. С особой тщательностью следует подходить к оформлению блюд для детей, так как сложно иногда бывает уговорить ребенка что-нибудь съесть, но есть детали блюда с весёлым и занимательным дизайном, маленький гость наверняка продемонстрирует отличный аппетит.
Основные тенденции оформления и раскрытия текстуры блюда
Карвинг в кулинарии
Это фигурная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов. Кулинарный карвинг по своей сути — примитивная форма искусства скульптуры или гравирования по поверхности недолговременных поварских изделий из фруктов и овощей, украшающих стол. Искусство вырезания из овощей и фруктов возникло много столетий назад в Юго-Восточной Азии как необходимое средство украшения скудного, преимущественно растительного, домашнего стола. Сейчас ни одна кулинарная выставка или продуктовое шоу не обходится без демонстрации украшения столов различными резными композициями из овощей и фруктов.
Флористика в технологии приготовления
и дизайне выставочных блюд
Традиция использования цветов в кулинарии восходит к древности. Интересно, что несколько тысячелетий назад привычные декоративные растения – тюльпаны, лилии и хризантемы – выращивали не столько для украшения садов, сколько для получения съедобных и богатых витаминами луковиц, бутонов и листьев. В то же время аромат, богатство красок и изящная форма цветов помогали кулинарам украсить, разнообразить блюда, обогатить их содержание и удовлетворить эстетические потребности человека. Использование цветов – тонкое искусство, в буквальном смысле привязанное к циклам роста растений. В его основе – творческий подход и неожиданные идеи кулинаров, способных с помощью съедобных цветков расставить вкусовые и визуальные акценты. Если же вы хотите украсить блюда, не все цветы съедобны: некоторые очень токсичны и могут вызывать аллергию у людей, чувствительных к цветочной пыльце. Нельзя использовать цветы, которые продают в цветочных магазинах, так как их опрыскивают разными химикатами и используют для их хранения консерванты. Цветы нужно собирать на экологически чистых полях и лагунах рано утро. Мыть их необходимо с осторожностью проточной водой и обсушивать бумажным полотенцем в проветриваемом помещении. Хранить цветы можно не долгий срок в пластиковых коробках в холодильнике, а лучше и дольше – в морозильнике. Первенство по употреблению различных цветов в качестве активных компонентов блюд все годы удерживают страны Юго-Восточной Азии. А интерес к декоративным возможностям соцветий растет во всем мире, в том числе и в России. При этом многие кулинары стремятся использовать живые свежие цветы, что помогает создавать прекрасные композиции для блюд. Для этого цветы засахаривают, желируют, замораживают в кубиках льда, или просто используют свежие цветы.
При создании десертов допустимы новые цвета, необычные формы, новые виды сырья, технологии. Кроме проверенных временем кулинарных приёмов всегда есть место оригинальным решением. Так обжаривание на растительном масле, традиционное при приготовлении горячих блюд, с успехом может, использовано для глазирования фруктов и орехов. Тонко нарезанные пластинки фруктов вымочить в сиропе, подсушить в духовом шкафу и слегка обжарить в масле наподобие соте, такой декор не только придаёт блюду воздушность, но и органично вписывается в общую вкусовую гамму. Применяется элементы декора, сделанные на основе сахара это различные карамельные спирали. Внести разнообразие в дизайн десертов можно также с помощью украшений из цедры. Для этого снятую с лимона или апельсина корочку прокипятить сначала в подсоленной воде (чтобы убрать горечь), затем нарезать на спиральки нужной длины и прокипятить в сиропе и уже застывшую цедру использовать для декора. В настоящее время используют готовую шоколадную глазурь – белую и черную, с ней работать легче, чем обычным шоколадом. Из глазури отливают формы цветов, животных, листьев используют для глазирования ягод (вишня, виноград, орехи). По глазури одного, цвета для получения декора, можно нанести линии и узоры другого цвета. При производстве десертов, тортов, пирожных используют взбитые сливки, мастику сахарную, сахарную пасту, марципан (эластичная ореховая масса с ярко выраженным запахом миндаля). Широкое применение получили печати на глазури, переводные картинки, картинки на пищевой основе, которые можно применять при оформлении тортов, суфле, крема, пищевые картинки могут быть стандартными и картинки на заказ, из каталога производителя. Моделирование и подача блюд сегодняшнего дня прилагает применение для украшения и создания композиции различные шаблоны, с помощью которых можно украсить как десерт, торт, так и саму тарелку, используя какао, сахарную пудру, кокосовую стружку различных цветов. Красиво сервированные блюда на тарелке не только радуют глаз, но возбуждают аппетит и еще побуждает творчество экстравагантные решения, так сейчас уделяется внимание сервировки подносов, использование их для подачи холодных закусок
Для усиления яркости цвета применяются различные гели. А затейливый дизайн коктейлей воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Большую роль в создании украшений из продуктов играет правильно и тщательно подобранный инструментарий, хорошее оснащение значительно упрощает и ускоряет работу, придает готовому изделию аккуратность. Новые технологии в кулинарии чаще всего становятся доступными именно благодаря оборудованию, позволяющему изменить методы обработки продуктов и таким образом добиться принципиально нового эффекта. Такие технические новинки быстро приобретают популярность и позволяют заметно разнообразить кухню без особенных усилий. В последнее время появилось огромное количество самого разнообразного кухонного оборудования для приготовления блюд и вместе с этим больше возможностей у повара создать что-то виртуозное. Разумеется, мир не стоит на месте, все изменяется, изменяются ресторанный бизнес, где все время возникают новые тенденции.
Применение в кулинарии естественных наук.
Значение естественных наук позволяет нам влиять на вкус и обоняние. У каждого повара есть набор химических реактивов, с помощью которых он доводит до вкуса и ароматизирует блюда. Новое увлечение кулинаров – экспериментаторов во всем мире – вкусовые и ароматические аэрозоли (спреи), распыляющие на блюдо не только соль, сахар, соусы, шоколад или вино, но и специфические запахи. Иногда, например, в обычной бутылочке для духов подают спрей мартини (содержимым нужно брызнуть на язык).
Украшение блюд золотом.
Пищевое золото уже давно используется в кулинарии. Чистое золото, используемое в изготовлении сусального золота, биологически инертно, поэтому его активно применяют в качестве компонентов изысканных блюд и для их украшения. Пищевое золото чрезвычайно мягкое, то есть оно не способно к образованию кромок, а следовательно, безопасное. Обозначается пищевое золото как Е175 – это стандартная пищевая добавка, числящаяся в Европейском списке. Иными словами, золото используется в качестве пищевого красителя. Пищевое золото состоит из чистого золота (96 % золота и 4% серебра), поэтому оно не имеет ни запаха, ни вкуса. Золото обладает некоторыми полезными свойствами, так например, очищается весь организм, улучшается работа внутренних органов, в частности это касается печени и сердечно – сосудистой системы. А про бактерицидные свойства серебра знают все. Использовать пищевое золото для украшения кулинарных блюд разрешили в Европейском Союзе, и после его начали активно использовать в Соединенных Штатах. На данный момент оно популярно и на территории России. По некоторым данным, больше всего золота съедают в Индии, там его используют и в спиртных напитках. На втором месте находится Япония, где атрибутом Нового года является золотая фольга вместе с саке.
Наряду с евроазиатской кухней молекулярная кухня продолжает оставаться трендом в мировой кулинарии, несмотря на то, что самой идее уже около двух десятков лет. Молекулярная кухня возникла как логическое продолжение кухни фьюжн. Главная идея фьюжн заключается в сочетании разных кулинарных традиций и нетрадиционном, непривычном сочетании ингредиентов. Впоследствии на смену физике – механическому смешиванию – пришла химия. Отцы-основатели молекулярной кухни, путем разнообразного воздействия на продукты пытаются выжать из него скрытые вкусовые качества или вкус, вообще не свойственный тому или иному продукту. Термин «молекулярная кухня» придумал француз Эрве Тис. Он экспериментировал с продуктами и изучал традиционные рецепты, пытаясь найти научное объяснение вкусам блюд. Эрве вместе с профессором физики Оксфордского университета Николасом Курти совершил переворот в философии еды, придумав новую технологию обработки знакомых всем продуктов. Например, Курти обнаружил, что ананасовый сок, впрыснутый в мясо перед запеканием, делает блюдо нежнее, а Тис вывел молекулярные формулы для всех типов французских соусов. России молекулярной кухней занимается Анатолий Комм, который экспериментирует с европейскими кулинарными технологиями на чисто русских блюдах вроде борща, сельди под шубой и бородинского хлеба. По поводу данной кухни существуют разные мнения. В любом случае молекулярная пища – это не еда на каждый день. Ведь людям всегда хочется хлеба и зрелищ, в том числе необычных вкусовых ощущений.
Список использованной литературы