Что означает для специалистов сопровождения заключение логопеда системное нарушение речи
Что означает для специалистов сопровождения заключение логопеда системное нарушение речи
Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.
Бесплатные занятия с логопедом
2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
ринолалия.
• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
выход из моторной (сенсорной) алалии,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
невыясненного патогенеза.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
моторная алалия,
сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.
Нарушение темпа и ритма речи:
заикание,
тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Обследование дошкольников с умственной отсталостью
Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
Памятка для логопедов «Формулировки логопедических заключений»
Районное методическое объединение учителей-логопедов МО Кореновский район
ПАМЯТКА ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ
«Формулировки логопедических заключений»
Общепринятые логопедические заключения
ФН- фонетические нарушения
ФФН- фонетико-фонематические нарушения
ОНР-общее недоразвитие речи(4 уровня)
Iуровень речевого развития: «Отсутствие общеупот-ребительнойречи»
IIуровень речевого развития:«Начатки общеупот-ребительной речи»
IIIуровень речевого развития: «Развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития»
IVуровень речевого развития: «Развернутая фразовая речь с остаточными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» (ФиличеваТ. Б.)
СНР-системное нарушение речи (у детей с умственной отсталостью).Различают 3степени:
СНР легкой степени:характеризуется минимальным словарным запасом, необходимым для повседневной жизни. Нарушен процесс синтеза и анализа устной речи, допускаются ошибки в оформлении сложных словосочинений, в процессе словообразования, склонения по падежам.
СНР средней степени: фонетический компонент нарушен в одной звуковой группе (свистящие, шипящие и др.). Аграмматизмы наблюдаются в использовании числа и рода имен существительных и прилагательных. Ребенок пользуется обобщениями для обозначения бытовых предметов.
СНР тяжелой степени: отличается расстройством синтеза, анализа и восприятия устной и письменной речи. Активный словарный запас состоит из 10-15 слов,в произношении которых допускаются полиморфные ошибки: искажения, пробелы, замены.
Специфическое нарушение речи – F.83 и дети с РАС.
Нарушение коммуникативной функции речи-F84.0 (детский аутизм)
Недопустимые ошибки при формулировании логопедических заключений:
Искажение профессиональных формулировок, зафиксированных в классификациях (например, ФФНР вместо ФФН;НОНР,НПОЗ, ЛГНР –вместо ОНР, а также попытки сочетать «несочетаемые» формулировки (например,дислалия+ОНР, умственная отсталость+ОНР и т. д.);
Школьная программа для детей с ТНР:
ФГОС НОО ОВЗ вариант5.1-дети с ФФН,ОНР III-IV уровень (стертая дизартрия,ринолалия, моторная алалия) ;
ФГОС НОО ОВЗ вариант 5.2 –дети с ОНР II –III уровень (дизартрия, алалия,ринолалия,афазия).
Материал подготовила : учитель- логопед ПМПК Колченко О. В
«Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.
Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.
Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.
Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5–7 лет» Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5 – 7 лет» Составитель: Полякова.
Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.
Копилка логопедических находок и идей Я работаю логопедом 8 лет и все это время узнаю что-то новое, а хочу знать и главное уметь ещё больше! В детском саду у меня есть отдельный.
Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.
Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.
Логопедическое представление. Заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести
на обучающегося ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ
Фамилия, имя ребенка Милешкин Михаил, 14.04.2009 года рождения, ученика 2 класса
Краткий анамнез раннего речевого развития со слов бабушки речевое развитие протекало равномерно
Речевая среда и социальные условия наследственность не отягощена, посещает логопеда с 09.01.2019 года
Общая и мелкая моторика навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты, объем движений ограничен, движения нескоординированные, слабые, неточные. Имеется общая моторная неловкость.
Артикуляционный аппарат без особенностей, артикуляционная моторика: при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц
Общее звучание речи речь быстрая, интонационно неоформленная
Понимание речи сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание обращенной речи. Не всегда понимает инструкции учителя.
Активный словарь ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов. Слово-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями
Грамматический строй речи предложения односоставные, простые. Аграмматизмы проявляются на уровне словоизменений, словообразования и синтаксиса
Слоговая структура речи ритмический рисунок простого по составу слова производит правильно.
Звукопроизношение трудности в формировании речевых навыков
Фонематическое восприятие. Звуковой анализ, синтез нарушено, звуковой анализ недостаточно сформирован. Фонематическое представление недостаточно сформированы, имеются трудности с подбиранием звука с заданным звуком на определенном месте
Связная речь при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу, причинно-следственные связи не устанавливает, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) не нарушены
Чтение по буквам; смысл, прочитанного взрослым, не всегда понимает, скрытый смысл текста не выделяет
Письмо при списывании механически копирует материал по буквам
Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести. Нарушение чтения и письма
Рекомендации по формулированию логопедических заключений.
Данный материал поможет учителям-логопедам сформулировать корректно логопедическое заключение.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по формулированию логопедических заключений.»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ
На этапе обследования детей с нарушениями речинеобходимо учитывать уровень общего образования (дошкольное образование / начальное общее образование), особенностиинтеллектуального развития.
При формулировании логопедических заключений, констатирующих нарушения речи у детей, следует учитывать две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическую и клинико-педагогическую, так как каждая из них способствует более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
– ориентирует специалистов на первоочередное выявление у детей нарушений средств общения (ФФН, ОНР) или затруднений в применении этих средств (заикание) и решает практические задачи комплектования групп, устанавливая профиль логопедической группы или направление логопедического воздействия, если таковое оказывается в условиях логопедического пункта;
– определяет содержание обучения: выбор адаптированной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы и специальных развивающих технологий, через которые осуществляется реализация программы;
– определяет выбор коллективных (групповых) форм логопедической работы, т.е. регламентирует фронтальную (групповую) коррекционную работу;
– наряду с фронтальной определяет подгрупповую форму логопедической работы согласно профилю группы (ФФНР, ОНР, заикание) с целью устранения речевого недоразвития у детей в соответствии с уровнем освоения содержания образовательной программы.
– опирается на медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить логопедическое заключение, акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия;
– определяет выбор принципиально различных методов и приёмов устранения клинического диагноза (дислалия, дизартрия, ринолалия моторная или сенсорная алалия, детская афазия и т.д.);
– нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, что позволяет индивидуализировать задачи коррекционного воздействия. Она определяет индивидуальную работу логопеда.
Привлечение клинико-педагогической классификации предназначено для выбора наиболее адекватных методов, приёмов и содержания логопедической помощи конкретному ребёнку и уточнения логопедического заключения.
При формулировании логопедического заключения должно быть отражено пересечение двух классификаций: психолого-педагогической и клинико-педагогической. Это условие является основным независимо от варианта заключения.
Наиболее приемлемым является вариант формулирования логопедических заключений, предлагаемый Р.И.Лалаевой, так как первая часть формулировки заключения четко ориентируетпедагога на определение содержания адаптированной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы,авторая часть обосновывает индивидуальное направление логопедической работы.
Такой всесторонний подход к пониманию сущности особых образовательных потребностей детей с различным уровнем речевого развития создает возможность реализовывать на практике основные принципы формулирования педагогического заключения, заложенные Л.С. Выготским и воплощенные Р.Е. Левиной в логопедическом заключении: диагностичность, методическую направленность и прогностичность.
До 3 лет: задержка речевого развития (ЗРР) – несоответствие уровня развития речи ребенка принятым возрастным нормам речевого развития.
При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста. При выраженной клинической симптоматике (дизартрия, ринолалия) обязательно указывается диагноз.
Для дошкольного уровня общего образования наиболее приемлемым является вариант формулирования логопедических заключений, предлагаемый Р.И. Лалаевой, так как 1-я часть формулировки заключения четко ориентирует специального педагога на определение содержания специальной образовательной программы, а 2-я часть обосновывает индивидуальное направление логопедической работы.
(«Методические рекомендации по логопедической диагностике» в книге: Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 – (РГПУ им. А.И. Герцена).
Варианты логопедических заключений
Дети с сохранным интеллектом
Дети с задержкой психического развития
Дети с умственной отсталостью
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
Фонетическое нарушение речи (ФНР) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); лексико – грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР);
общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровень).
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Несформированность средств языка.
Недостаточнаясформированность средств языка.
Недостаточнаясформированность средств языка (с преобладанием неполноценности смысловой /звуковой стороны речи).
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Системное недоразвитие речи (легкой, средней, тяжелой степени).
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
При поступлении ребенка в 1 класс рекомендуется использовать те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников, с 1 класса конца 1 полугодия в заключении указываются:
1.Нарушения чтения и письма / Нарушения процессов формирования чтения и письма/ Трудности в овладении письмом и чтением (если имеются).
2.Нарушения устной речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации (см. Заключения для детей дошкольного возраста).
В речевых картах указываем виды дисграфии, дислексии по Р.И.Лалаевой (см. приложения Таблицы «Дисграфия», Дислексия»)
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в разделе «Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» рекомендует использовать формулировки ОНР (I, II, III, IV уровень).
Варианты логопедических заключений
Дети с сохранным интеллектом
Дети с сохранным интеллектом
Дети с сохранным интеллектом
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень)
дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма/несформированность или недостаточнаясформированность чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР ЛГНР / ОНР (I, II, III, IV уровень),
дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень)
дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма/несформированность или недостаточнаясформированность чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР ЛГНР / ОНР (I, II, III, IV уровень),
дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень)
дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма/несформированность или недостаточнаясформированность чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР ЛГНР / ОНР (I, II, III, IV уровень),
дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).
(дети с нарушением слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи,с расстройствами аутистического спектра,с нарушениями опорно-двигательного аппарата,с тяжелыми множественными нарушениями развития)
Для формулирования логопедического заключения у детей с нарушением слуха не используется термин общее недоразвитие речи, поскольку в соответствии с определением, ОНР – это нарушение формирования всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.)
Варианты логопедических заключений
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
Несформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.
Недостаточнаясформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) у ребенка с нарушением зрения; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у ребенка с нарушением зрения; лексико– грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР) у ребенка с нарушением зрения; у ребенка с нарушением зрения;
общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровень)
у ребенка с нарушением зрения.
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Фонетическое нарушение речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); лексико – грамматическое недоразвитие речи
общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровень)
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Примерные варианты сложной структуры дефекта у детей с сохранным интеллектом:
Нарушение зрения и опорно-двигательного аппарата.
Нарушение слуха и опорно-двигательного аппарата.
Нарушение слуха и зрения.
Нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Примерные варианты сложной структуры дефекта у детей с нарушением интеллекта:
Нарушение зрения и интеллекта.
Нарушение опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Нарушение слуха, зрения и интеллекта и др.
Варианты логопедических заключений
Дети с расстройством аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
На основе психолого-педагогической классификации
На основе клинико-педагогической классификации
Несформированность средств языка у ребенка с расстройством аутистического спектра.
Недостаточнаясформированность средств языка.
Фонетическое нарушение речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
лексико – грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР);
общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровень) у ребенка с расстройством аутистического спектра
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Фонетическое нарушение речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); лексико – грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР);
общее недоразвитие речи (I, II, III,IV уровень) у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Несформированность средств языка у ребенка со сложной структурой дефекта.
Недостаточнаясформированность средств языка у ребенка со сложной структурой дефекта.
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
Системное недоразвитие речи (легкой, средней, тяжелой степени) у ребенка со сложной структурой дефекта.
Дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн.
(дети с нарушением слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи,с расстройствами аутистического спектра,с нарушениями опорно-двигательного аппарата,дети с тяжелыми множественными нарушениями развития)
При поступлении ребенка в 1 класс рекомендуется использовать те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников, с 1 класса конца 1 полугодия в заключении указываются:
1.Нарушения чтения и письма / Нарушения процессов формирования чтения и письма/ Трудности в овладении письмом и чтением (если имеются).
2.Нарушения устной речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации (см. Заключения для детей дошкольного возраста).
В речевых картах указываем виды дисграфии, дислексии по Р.И. Лалаевой.
Варианты логопедических заключений
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением зрения
Дети с тяжелыми нарушениями речи
недостаточнойсформированностью средств языка, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением слуха.
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные несформированностью средств языка/
недостаточнойсформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, детская афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением слуха.
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма, обусловленныенесформированностью средств языка/
недостаточнойсформированностью средств языка, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, детская афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением слуха
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР, ОНР (I, II, III, IV уровень) дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением зрения.
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением зрения.
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются).
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются).
Дети с расстройством аутистического спектра
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети со сложной структурой дефекта
с сохранным интеллектом
Дети со сложной структурой дефекта
и нарушением интеллекта
Варианты логопедических заключений
ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, IIIIV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание,тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются)
у ребенка с расстройством аутистического спектра.
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, IIIIV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка с расстройством аутистического спектра.
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма обусловленные
ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, IIIIV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка с расстройством аутистического спектра.
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются)
у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, IIIIV уровень) дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются)
у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются)у ребенка со сложной структурой дефекта.
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта.
2 класс конец 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи (легкой, средней, тяжелой степени); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание,тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта.
2 класс конец 2 полугодия – Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи (легкой, средней, тяжелой степени); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта.
Варианты логопедических заключений для ребенка дошкольного возраста с сохранным интеллектом:
— Фонетическое нарушение речи. Функциональная дислалия.
-Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
— Общее недоразвитие речи III уровень.Дизартрия.
Варианты логопедических заключений для ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития:
— Недостаточнаясформированность средств языка; заикание.
— Недостаточнаясформированность средств языка (с преобладанием неполноценности звуковой стороны речи); ринолалия.
-Недостаточнаясформированность средств языка (с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи).
Варианты логопедических заключений для ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения:
— Фонетико-фонематическое недоразвитие речи; дизартрия у ребенка с нарушением зрения.
— Общее недоразвитие речи II уровень; моторная алалия у ребенка с нарушением зрения.
— Фонетическое нарушение речи у ребенка с нарушением зрения.
Варианты логопедических заключений для ребенка школьного возраста с нарушением слуха:
— Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные несформированностью средств языка у ребенка с нарушением слуха.
— Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные недостаточнойсформированностью средств языка; ринолалия у ребенка с нарушением слуха.
Варианты логопедических заключений ребенка школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата:
— Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ОНР III уровень; дизартрия у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
— Нарушение письма, обусловленное ОНР IV уровень у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Варианты логопедических заключений у ребенка школьного возраста с нарушением интеллекта:
— Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные системным недоразвитием речи (тяжелой степени); дизартрия.
— Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи (средней степени).
Примечание. Недопустимо в специальной документации при фиксации логопедического заключения использовать формулировку «ОНР I уровня /II уровня / III уровня/ IV уровня». Следует использовать правильные варианты: «I уровень ОНР / II уровень ОНР / III уровень ОНР/IV уровень ОНР » либо «ОНР I уровень / ОНР II уровень / ОНР III уровень/ ОНР IV уровень».
Данная классификация предложена кафедрой логопедии ЛГПИ им. Герцена. В основу положен критерий несформированность определенных операций процесса письма.
Основы коррекционной работы
Артикуляторно-акустическаядисграфия (фонематическая дислексия)
Может быть при дизартрии, ринолалии, полиморфной дислалии
Неправильное восприятие, неправильное произношение, неправильное проговаривание, «как говорю, так и пишу»
Замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам в устной речи; могут сохраняться и после коррекции звукопроизношения, т.к. в коре головного мозга нет еще кинестетических следов; могут проявляться и периодически, при ослаблении слуховой дифференциации фонем.
Уточнение и закрепление дифференциации звуков с опорой на четкую артикуляцию, кинестетические образы звуков, звукобуквенные связи, компенсация за счет развития фонематического анализа и синтеза.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическаядисграфия) (фонематическая дислексия)
Может быть при сенсорной алалии, афазии
Несформированность дифференциации фонем
Замены и смешения букв, соответствующие фонетически близким звукам, при этом в устной речи звуки произносятся правильно:
— замены и смешения свистящих/шипящих, звонких/глухих, аффрикаты, аффрикаты/их компоненты;
— неправильное обозначение мягкости согласных (пропуск Ь, замена йотированных гласных гласными А,О,У,Э, вместо И-Ы;
— замены гласных в сильной позиции;
— замены и смешения букв, обозначающих далекие по артикуляции и акустическим признакам звуки (Л-К, П-Т, Б-В).
Уточнение и закрепление дифференциации звуков с опорой на четкую артикуляцию, кинестетические образы звуков, сопоставление звуков в слуховом и произносительном плане, звуко-буквенные связи, компенсация за счет развития фонематического анализа и синтеза. Необходимы упражнения на повторение цепочек слогов со сходными звуками, «на соответствующий звук поднять букву».
Дисграфия на почве нарушенного языкового анализа и синтеза (фонематическаядислексия)
Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза; фонематическогоифнализа (особенно сложных его форм)
Искажение звуко-буквенной структуры слова:
— пропуски согласных при их стечении;
— пропуски, перестановки, добавления слогов
Искажение структуры предложения:
— слитное написание слов (особенно предлогов) с другими словами;
— раздельное написание слова;
Раздельное написание приставки и корня слова;
— неоформление границ предложения.
Развивать языковой анализ и синтез (уметь определять количество, последовательность и место слова в предложении); развивать слоговой анализ и синтез (во внутреннем плане, с опорой на гласные, их сопоставление с согласными); развивать фонематический анализ (сложные формы, с учетом появления этих форм в процессе онтогенеза:с опорой на вспомогательные средства, в речевом плане; в умственном плане – «по представлению»).
Может быть у детей с дизартрией, алалией, умственной отсталостью)
Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (трудности в установлении логических, языковых связей внутри предложения, между предложениями)
Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста:
— замены приставок, суффиксов;
— искажение, изменение падежных окончаний;
— нарушение согласования слов различных частей речи;
— трудности конструирования предложения согласно замыслу;
— пропуски членов предложения;
— нарушение последовательности слов в предложении;
— нарушение последовательности предложений, несоответствие их последовательности описываемых, излагаемых событий, «что сначала, что потом».
Необходимо сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологическом составе слова, о структуре предложения) на основе наблюдения и анализа языковых явлений:
— уточнять структуру предложения (
— развивать функции словоизменения и словообразования;
— развивать морфологический анализ состава слова, работать с однокоренными словами (дифференциация речевых единиц в импрессивной речи, автоматизация речевых единиц в экспрессивной речи, закрепление грамматических форм в письменной речи);
Оптическая дисграфия (оптичекаядислексия)
— литеральная (нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв)
— вербальная (изолированно буквы узнаются и воспроизводятся верно, при написании слов искажаются, заменяются)
Недоразвитие зрительоногогнозиса, мнезиса, анализа, синтеза, оптико-пространственного гнозиса и праксиса
Замены и смешения букв на письме (графически сходных по написанию – имеющие кинетическое сходство):
— имеющие одинаковый графо-моторный элемент «на старте», но отличающиеся дополнительными элементами (п-т, и-у, б-д, Л-М, а-д, Г-Р, Н-К, х-ж, У-Ч, ч-ъ, и-ш, н-ю, л-я);
Замены и смешения букв на письме (оптически сходных по написанию):
— имеющие разные отправные точки при их начертании, состоящие из одинаковых элементов, но по-разному расположенных в пространстве (в-д, с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, т-ш);
Зеркальное письмо (чаще всего встречается у левшей и «органиков»)
Пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние элементы, неправильно расположенные элементы в пространстве.
Развивать зрительное восприятие, узнавание цвета, формы, величины (зрительный гнозис); расширять объем зрительной памяти (зрительный мнезис); формировать пространственные представления, их речевое обозначение (понимание и употребление предложных конструкций, наречий); развивать зрительный анализ и синтез изображений, букв на составляющие элементы с опорой на различные анализаторы.
Классификация дислексий по Р.И.Лалаевой – в основу положен критерий «нарушение операций процесса чтения»