Что означает доброму бог помогает
Значение и смысл пословицы «Доброму бог помогает»
Многие пословицы воспевают необходимость проявления доброты. Так как пословицы относятся к народному творчеству, их смысл отражает взгляды народа на окружающую действительность и народное мировоззрение. И то, что доброта часто упоминается и воспевается в фразеологизмах, говорит о ее высоком значении для наших предков. Это и неудивительно: доброта помогала людям налаживать друг с другом отношения, что способствовало более высокому уровню жизни, более легкой торговле и взаимопомощи, которая что тогда играла большую роль, что сейчас необходима. Считалось, что у доброго человека все спорится, дела идут на лад, а человеку злому ничего не удается, его дела портятся, из его рук все валится.
«Доброму бог помогает»
В то же время православная вера наших предков, которая также учит добру, смирению и взаимопомощи, говорит о том, что доброта вознаграждается Богом. Отсюда и пошло выражение «Доброму бог помогает», которое является кратким резюме религиозных догматов и в короткой форме учит людей относиться к окружающим с добротой. Этот фразеологизм выражает веру в то, что доброта вознаграждается свыше, и что у людей, которые способны на добрые дела, мысли и слова, все в жизни получается и спорится. Такие люди, как считалось раньше, видят по жизни гораздо меньше несчастий и горя и гораздо проще достигают целей, избегают при этом проблем со здоровьем, трудностей в делах, финансовых и любовных неурядиц.
На Руси считалось, что бог воздает за добрые дела, и пословица говорит именно об этом. Можно, следовательно, быть уверенными, что возникло это выражение довольно давно. Вместе с тем актуальности оно не утеряло. Хотя сейчас многие люди ушли от религии как от таковой, в то же время подсознательная вера в Высшие силы остается, и многие по-прежнему верят в божественное провидение и божественную помощь в ответ на добрые поступки и слова. Кто-то называет это кармой или бумерангом, кто-то придерживается той или иной религии, кто-то не объясняет себе это никак. Но все люди впитывают во время воспитания закон мироздания, по которому «доброму бог помогает».
Заключение
Понимание того, что за добрые дела мы получаем благодарность от мира, до сих пор актуально и принимается нами как данность неосознанно еще в детстве. Нас учат делать добрые дела, потому что за них нас похвалят, и это позволяет пословице «доброму бог помогает» не потерять своей актуальности и остаться для нас одной из неоспоримых истин. Она учит нас совершать добрые поступки точно так же, как учат этому родители своих детей. И можно сказать, что в этом случае сам язык является нашим наставником на пути к доброте к окружающим, к пониманию и взаимопомощи, к доверительному и компромиссному общению.
Не важно, верим ли мы в бога, или нет. Но доброму человеку, как считали наши предки, и как неоднократно доказывает нам жизнь, проще жить. За доброту окружающие платят нам добром. Помогая людям, мы обретаем хороших друзей, формируем лояльный к нам круг общения. Доброта в семье помогает наладить хорошие отношения с близкими и обрести тот самый тыл, который защитит нас в случае жизненных неурядиц. И, говоря о влиянии доброты в отношениях с людьми на социальные контакты, действительно можно сказать, что доброму бог помогает.
Добро, доброта, доброделание, добротолюбие
О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Мих. 6,8
Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3Ин.11
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы скрыться не могут. 1Тим.5,25
Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Екк.3,12
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3 Ин,11
..слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во- первых, Иудею, потом и Еллину! Рим.2,10
Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12,2
Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5,14
Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Мф. 7,17–20
Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Мф.12,35
Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твёрдость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Пс.111,5
..ибо доброхотно дающего любит Бог. 2Кор.9,7
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Лк.6,30
..давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк.6,38
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. Лк.6,32
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. Лк.6,33
Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Тов.12,7
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Лк.6,34
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Лк.6,35
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его. Лк.6,45
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Лк.11,11
Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Еф.2,10
….у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Лк.3,11
При сём сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Лк.14,5
Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Сир.12,1
Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего. Сир.12,2
Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подаёт милостыни. Сир.12,3
Давай благочестивому, и не помогай грешнику. Сир.12,4
Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Сир.12,5–6
Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. Ам.5,15
…но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф.4,32
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Иак.4,17
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3Ин.11
Делая добро, да не унываем; ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. Гал.6,9
Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Еф. 6,8
Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых – гнев. Притч.11.23
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Притч.11,27
Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Гал.6,10
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Бог помогает там, где не хватает человеческих сил
Бог помогает в том, что нельзя сделать по-человечески
— Что это там за дым?
— Сжигаем ненужное, Геронда.
— Вы что же, развели костер при таком ветре?
— Геронда, утром дождь прошел…
— Геронда, а всегда ли понятно, до какого предела нужно действовать по-человечески?
— Начнем с того, что это видно. Но даже если человек имел расположение сделать то, что он мог, и не сделал это, потому что ему что-то помешало, то в трудную минуту Бог поможет ему. Однако, если у него были силы, но не было расположения, Бог не станет ему помогать. Например, тебе велят закрывать на ночь дверь на засов, а ты ленишься, не запираешься и говоришь, что Бог тебя сохранит. Ты не закрываешься не потому, что полагаешься на Бога, а потому что ленишься. Но как же тогда поможет тебе Бог? Разве Он станет помогать лентяю? Да если кому-то сказано запереться на засов, а он этого не делает, то его за одно только преслушание нужно наказать.
Надо сделать то, что можно сделать по-человечески, и оставить Богу то, что по-человечески сделать нельзя. А если сделать чуть больше того, что ты можешь, но не от эгоизма, а от любочестия, считая, что ты не исчерпал еще всех своих человеческих сил, то Бог увидит и это. Такое любочестие будет Ему благоугодно, и Он поспешит на помощь. Бог для того, чтобы нам помочь, хочет и нашего собственного старания. Вот как Ной: сто лет мучился, строя ковчег. Дерево пилили деревянными пилами: находили деревья жестче других и делали из них пилы. Что же, разве Бог не мог сделать что-нибудь и ускорить постройку ковчега? [Мог — но], сказав Ною и тем, кто был с ним, как строить ковчег, Он потом давал им на это силы. Поэтому будем делать то, что мы можем, чтобы то, что не можем мы, сделал Бог.
Как-то раз один человек пришел ко мне в каливу и задал вопрос: «Почему монахи сидят здесь, а не идут в мир, чтобы помочь народу?» — «Если бы они шли в мир и помогали народу, — ответил я ему, — тогда бы ты спрашивал, почему монахи шатаются по миру. Сейчас они не идут в мир, и ты спрашиваешь, почему не идут». Потом он говорит мне: «Почему монахи обращаются к врачам? Почему их не исцеляют их Христос и их Богородица?» — «Такой же вопрос, — ответил я, — задал мне один врач-еврей.» — «Он не еврей,» — заступился за моего собеседника один из пришедших с ним. «Неважно, что он не еврей, — ответил я, — сам вопрос чисто еврейский. И я повторю вам ответ, который дал тому еврею, поскольку ситуации похожи». «Ты, — сказал я ему тогда, — будучи евреем, должен знать Ветхий Завет наизусть. У пророка Исаии говорится о том, как царю Езекии, который был очень хорошим, Бог даровал еще пятнадцать лет жизни. Бог послал к царю пророка Исаию, который сказал ему: «Бог дарует тебе еще пятнадцать лет жизни за то, что ты истребил идоложертвенные рощи. А о твоей язве (у царя была язва) Бог говорит, чтобы ты приложил к ней связку сухих смокв, и будешь здрав!» Раз Бог даровал ему пятнадцать лет жизни, то разве Он не мог исцелить и эту язву? [Конечно, мог], но эта язва могла быть исцелена и связкой смокв»[227]. Не будем же просить у Бога того, что может быть сделано через людей. Будем смиряться перед людьми и просить их помощи.
Человек должен действовать по-человечески до какого-то предела, а потом оставлять все на Бога. Стараться помочь в том, что не может быть сделано по-человечески, это эгоистично. Часто вижу, что такое упрямство происходит по действию диавола для того, чтобы вывести этого человека из строя. Я худо-бедно понимаю, до какого предела можно помогать по-человечески и с какого момента надо возлагать все на Бога. Поэтому, видя, что по-человечески помочь положению нельзя, я воздеваю руки горе, возжигаю пару свечечек, возлагаю затруднение на Бога, и оно тут же разрешается. Бог знает, что я делаю это не от того, что мне лень действовать по-человечески.
Поэтому, когда просят нашей помощи, мы должны поступать рассудительно и помогать, насколько мы можем. А в том, что мы не можем, будем помогать хотя бы одной молитовкой или же возложением всего только на Бога, что тоже является некой таинственной молитвой.
Бог печется обо всем для нашего блага.
— Бог по природе благ, и Он печется обо всем для нашего блага. Если мы чего-то попросим у Него, то Он даст нам это, если оно служит нашему благу. Бог щедро дарует нам необходимое для спасения нашей души и поддержания телесного здравия, и Его благословение пребудет на нас. А если Он чего-то нам не дает — или для того, чтобы испытать нас, или же для того, чтобы нас уберечь, — то будем не только принимать это с радостью, но и размышлять об этом, чтобы получить от этого пользу. Он знает, когда и как помочь Своему созданию, Он помогает ведомым Ему способом в нужный для этого час. Однако часто Его немощному созданию не хватает терпения, оно хочет получить просимое сию же минуту, как малое дитя, которое просит у матери бублик недопеченным и не может потерпеть, покуда он будет готов. Наше дело просить и терпеть, а добрая наша Мать, Пресвятая Богородица, даст нам просимое, когда оно будет готово.
— Геронда, а в каких случаях помогают святые?
— Они помогают, когда в этом есть действительная нужда, а не когда мы лишь полагаем, что она есть. То есть они помогают, когда нам это на пользу. Понятно? К примеру, ребенок просит у отца мопед, но отец не покупает. «Мне нужен мопед, — ноет ребенок, — я устаю ходить пешком, мучаюсь.» Однако отец не покупает ему мопед, потому что боится, что сын разобьется. «Я тебе потом машину куплю,» — говорит он сыну, кладет деньги в банк, а когда их накопится достаточно, покупает машину. Так и святые; они знают, когда нам надо помочь.
— Геронда, как мы ощущаем милость Божию?
— Милость Божия — это божественное утешение, которое мы ощущаем внутри себя. Бог устраивает так для того, чтобы мы не находили упокоения в человеческом утешении и прибегали к утешению божественному. Так, например, австралийские греки, оказавшись совершенно одни, приблизились к Богу больше, чем те, кто уехал в другие страны, скажем, в Германию, где греки и ближе к Родине, и в окружении соотечественников. Уехавшим в Австралию трудности очень помогли ухватиться за Бога. Все они уехали с одним чемоданом, оказались вдали от Родины, вдали от родных, а надо было найти работу, учителя для детей и много чего еще. Помощи ждать было неоткуда. Поэтому они обратились к Богу и удержали веру. А в Европе греки не переживали таких трудностей и потому не держатся так сильно и за Бога.
«Просите и дастся вам.»
— Геронда, почему мы должны просить Бога о помощи, раз Он знает наши нужды?
— Потому что есть свобода. И, кроме того, когда нам больно за ближнего и мы просим Бога помочь ему, это приводит Его в сильное умиление, потому что тогда Он вмешивается, не нарушая свободы человеческой воли. Бог всецело расположен помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы Он помог им, кто-то должен Его об этом попросить. Потому что если Бог поможет кому-то при том, что никто не будет просить Его об этом, то диавол выразит несогласие и скажет: «Почему Ты помогаешь ему и нарушаешь свободу человеческой воли? Он грешник и, значит, принадлежит мне.» Из этого видно и великое духовное благородство Бога, Который даже диаволу не дает права выражать несогласие. Поэтому для того, чтобы вмешиваться, Он хочет, чтобы мы просили Его об этом. Он и хочет прийти на помощь сразу же, если это идет нам во благо. Он хочет помогать Своим созданиям в соответствии с их нуждами. По отношению к каждому человеку Он действует отдельно — так, как больше на пользу каждому.
Итак, для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. «Хощеши ли здрав быти?» [229] — спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя.
«Просите и дастся,» — говорит Священное Писание Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу. Если же мы просим божественной помощи, то Христос веревочкой связывает нас со Своей Благодатью и удерживает нас. Ветер дует то с одной стороны, то с другой, но мы привязаны и находимся вне опасности. Но когда человек не понимает, кто его удерживает, то он развязывает веревочку, отделяется от Христа, его со всех сторон начинают трепать ветры, и он страдает.
Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи.
Что бы мы ни сделали доброго — оно от Бога, каких бы ни натворили глупостей, они — наша собственность. Чуть нас оставит Божественная Благодать, как все — мы уже ничего не можем сделать. В жизни естественной, как только Бог лишает нас кислорода, мы сразу умираем. Так и в жизни духовной: только лишь Он чуть отнимает от нас Божественную Благодать, как все — мы пропали. Как-то раз во время молитвы я ощутил радость. Я стоял на ногах несколько часов и ничуть не испытывал усталости. Все время, пока молился, я чувствовал некое сладкое отдохновение, нечто непередаваемое словами. Но вот через какое-то время у меня появился помысел человеческий: «У меня не хватает двух ребер, и я быстро простужаюсь. Чтобы не терять этого состояния и переживать его, сколько оно будет длиться, надо пойти, взять теплый платок и закутаться, иначе я могу простыть.» Только лишь я принял этот помысел, как свалился на пол. Я пролежал на полу около получаса, потом смог подняться, пойти в келью и лечь. Перед этим, углубляясь в молитву, я ощущал как бы некую воздушность, легкость, радование, невыразимые словами. Но только лишь я принял этот помысл, как упал на пол. Если бы я принял помысл гордый и, к примеру, подумал бы: «Вот вопрос: есть ли еще хоть два-три человека в таком состоянии, как я?» — то я бы сильно повредился. Мой помысл не был бесовским. Я подумал как человек, как хромой думает о том, чтобы взять свои костыли. Этот помысл был естественным, но, видишь, что со мною случилось даже и от него!
Единственное, что есть у человека — это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. Поэтому я говорю, что все блага, которые у нас имеются — это Божии дары. Наши дела — ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из нулей. Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос не поставит единицы в начале, то весь наш труд пойдет насмарку.
Благодать Божия привлекается смирением.
— Геронда, подвизаясь, я испытываю трудности.
— А просишь ли ты помощи у Христа, или же борешься сама? Сказала ли ты о своей слабости Христу? Ты не смиряешься, не просишь у Христа помощи, а потом говоришь: «Подвизаясь, я испытываю трудности». Если смиряться и просить у Христа немного помощи, то Он помогает. Часто старание, которое прилагает человек, эгоистично, поэтому не помогает и Христос. Выброси свое «я», не принимай его в расчет, и в тебя вселится Благодать Божия. Мы хотим достигнуть святости магическим способом [без труда], однако Бог не помогает человеку, находящемуся в [духовно] неправильном состоянии. Если хоть немного примешивается своекорыстие, то это препятствует божественной помощи.
— Но, если я расположена исправиться, разве Бог не поможет мне осознать мою слабость, которую я не видела сама?
— Для того, чтобы Бог помог, в тебе должна быть расположенность к подвигу. Говоря «расположенность к подвигу», мы имеем в виду то, чтобы человек приложил малое старание преодолеть свою слабость. Увидев немного чистого расположения, Бог щедро помогает человеку щедро посылает ему Свою Благодать. Человек входит в Божие русло.
— Геронда, до какого предела помогает нам Бог в духовной борьбе?
— До того, пока мы сами помогаем Ему нам помочь.
Когда вы о чем-то просите у Бога в течение долгого времени и Он не дает вам помощи, знайте, что причина этому — ваша гордость. Если у нас есть страсти, к примеру, чревоугодие, невоздержание языка, гнев, зависть и т.п. и одновременно с этим у нас есть и гордость, то Бог не помогает нам избавиться от них, потому что мы мешаем Божественной Благодати. И даже если в нас есть только предрасположенность к гордости, то мы все равно мешаем Богу нам помочь, даже если подвизаемся и молимся больше, чем нужно. Невозможно, чтобы Бог не помог, если нет опасения, что человек припишет это себе. Только лишь исчезнет предрасположенность к гордости и человек станет духовно здрав, как Бог сразу же избавит этого человека от мучащей его страсти и вознаградит за тот подвиг «сверх нормы,» который он подъял. Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы должны помочь Богу своим смиренным мудрованием. Скажем так: «Боже мой, я такой никчемный человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне.» Тогда Бог помогает, потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки, имеет право на Божественную помощь.
Надо верить, что Христос и Пресвятая Богородица всегда покровительствуют и помогают нам, лишь бы только мы имели смиренное мудрование. Наш Бог не глух, чтобы не услышать нас, и не слеп, чтобы нас не увидеть, Он не такой, как ваал
Помощь в начале духовной борьбы.
— Геронда, многие тревожатся: «Чем закончатся те или иные [трудности, искушения], происходящие в мире?»
— Слушай-ка, что я тебе скажу: сейчас Бог, если бы даже и хотел нас оставить, не может этого сделать.
— Что вы имеете в виду, Геронда?
— А вот что: родители, дав жизнь ребенку, чем больше бьются над тем, чтобы его вырастить, тем сильнее любят его и болеют за него. Так и Бог — Он дал нам жизнь, Он некоторым образом выстрадал, вырастил нас, Он, если можно так сказать, утомился, делая с нами все, что Он сделал. И сейчас Он не может нас оставить, даже если бы и захотел, потому что Ему больно за нас, лишь бы сами мы имели хоть чуточку любочестия. Если у нас есть немножко любочестия, то мы не останемся вне рая.
— Вы сказали, Геронда, что добрый Бог не оставит нас.
— Да. Бог никогда нас не оставляет, Его оставляем мы. Если человек не живет духовно, то он не имеет права на Божественную помощь. Он имеет на нее право, живя духовно и находясь близ Бога. И тогда, случись что-то и умри такой человек, он готов к иной жизни, так что он остается с прибылью и в этой, и в иной жизни.
Помощи Божией не могут помешать ни люди, ни бесы. Ни для Бога, ни для святого человека нет ничего трудного. Препятствием является лишь наше человеческое маловерие. Своим маловерием мы мешаем великим божественным силам приблизиться к нам. Возле нас есть столь великая сила, но в нас присутствует в высокой степени человеческое начало, и мы не можем постичь начало божественное, которое превосходит человеческие силы всего мира, поскольку силы божественные всемогущи.
Мы часто без пользы просиживаем целыми часами, стараясь сами найти выход из какой-то ситуации и прилагая к этому всю свою неопытность. У нас трещит голова и режет глаза, мы не можем уснуть, потому что на нас насел тангалашка с навязчивыми мыслями. И в конце концов мы находим выход, но после Бог находит для нас выход иной, лучший, тот, о котором мы даже и не подумали, нам же остаются только головная боль и бессонные ночи. Если перед нами нет Бога, то устает и болит голова, какой бы правильной ни была наша мысль. Молитва же с доверием к Богу восстанавливает силы человека. Поэтому давайте с доверием возложим на Бога то, что трудно осуществить по-человечески. Не будем опираться на собственные человеческие старания, а Он сделает то, что полезнее всего.
Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите «если Богу угодно,» чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: «Завтра рано утром я пойду в виноградник.» — «Если Богу угодно, пойдешь,» — сказала ему она. «Угодно Богу или не угодно, — ответил он, — а я пойду.» Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. «Кто там?» — спросила жена. «Если Богу угодно, — отвечает он, — то это я, твой муж!»
Благое расположение.
— Геронда, что будет с теми, у кого есть доброта, но нет веры?
— Ты думаешь, у них нет веры? Хорошо, допустим, что это так. Но разве, когда они были маленькими, мать не причащала их? И, даже если не причащала, разве они не были крещены, не были помазаны миром? Разве родились они не от православных и крещеных матерей? Вот увидишь, как поможет Бог этим имеющим доброту людям: испытаниями или болезнью, бедствиями или землетрясением, молнией, громом, наводнением, одним только словом или чем угодно еще. И, в конце концов, Он приведет их в рай. Часто такому человеку может явиться даже святой или ангел, несмотря на то, что столь великого благословения он не заслуживает. Христос, использовав перед тем все прочие средства, может сделать и это. Но часто с этими людьми случается следующее: встревает диавол, обманывает их, и многие из этих несчастных прельщаются, потому что диавол начинает говорить им: «А вот видишь, Бог показал тебе столь великое чудо, потому что ты можешь спасти мир!» И несчастный вместо того, чтобы сокрушаться, вместо того, чтобы говорить: «Боже мой, как мне Тебя благодарить? Я не был достоин столь великой Благодати,» принимает помыслы, которые приносит ему диавол, и гордится. Потом диавол приходит к нему снова и начинает «телепередачу»: показывает ангелов, святых и говорит ему: «Ты спасешь вселенную.» Если же такой человек придет в себя, то Бог снова поможет ему.
В любом случае не будем забывать того, что все мы имеем наследие, дарование от Бога. Поэтому у всех людей в глубине есть доброта. Однако все заражает диавол. И некоторые сейчас, даже отойдя от Церкви, сохранили это наследство, эту доброту. Что же, Бог поможет им Поэтому, встречая человека, которого затянуло в греховную жизнь, но сострадательного — видящего, к примеру, больного и страдающего сердцем, видящего бедняка и помогающего ему — знайте, что Бог не оставит этого человека, поможет ему. Но если вы видите, что тот, кто отошел от Бога, жесток, немилосерд, имеет и другие страсти, то вы должны денно и нощно молиться за него, чтобы Бог высадил в его сердце «десант» и человек этот обратился.
Суды Божии — бездна. Я знаю одно: люди, живущие жизнью мирской, те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, те, кто был увлечен злом, те, кого подтолкнули к нему — все эти люди, если они имеют при этом доброе расположение, приводят Бога в умиление, и Он поможет им. Он приведет в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже и в час смерти они будут находиться в добром состоянии.
Источник: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV
Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Суроти, Салоники
Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04гг.