Что означает договор самозанятости
Договор оказания услуг с самозанятым
Какие особенности нужно учитывать и что включить в текст договора
Договор оказания услуг с самозанятым
Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.
Самозанятым называют физическое лицо или индивидуального предпринимателя (ИП), который использует особый налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД). Деятельность самозанятого регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Чтобы получить статус самозанятого, надо пройти регистрацию на сайте ФНС или в приложении «Мой налог». Вести отчётность и применять кассовый аппарат не требуется, а налог к уплате рассчитывается автоматически.
Самозанятый не обязан платить страховые взносы, а доход, на который уже уплачен налог на профессиональный доход (НПД), не облагается НДФЛ.
Особенности договора услуг с самозанятым
Договор с самозанятым заключается между юридическим или физическим лицом с одной стороны, и гражданином (физическим лицом или ИП), применяющим налог на профессиональный доход, с другой стороны.
Такое соглашение должно содержать как общие правила, установленные для гражданско правовых договоров, так и специфические нормы, необходимые для работы с самозанятым.
В договор оказания услуги с самозанятым нужно включить следующие условия:
Также помимо стандартных условий в договоре нужно прописать специфические положения, а именно:
Что необходимо учесть при заключении договора с самозанятым
1. Перед заключением договора, советуем убедиться, что лицо действительно имеет статус самозанятого. Для этого можно:
Если окажется, что статусом самозанятого контрагент не обладает, заказчику нужно будет выплатить за него страховые взносы и НДФЛ. Это также будет означать, что сформированные им чеки в налоговую не попадут и организации не смогут учесть суммы по договору в качестве своих расходов.
2. Также нужно помнить о том, что у самозанятых установлен предел годового дохода в 2, 4 млн. рублей. Убедитесь, что после заключения с вами договора у исполнителя этот доход превышен не будет.
Если у вас есть опасения, что во время действия договора у контрагента может быть утрачен статус самозанятого, установите в соглашении обязанность плательщика НПД сообщать, если он прекратит работу по данному налоговому режиму. А если он это положение нарушит, то в договоре можно прописать ответственность исполнителя за убытки, понесённые в этом случае (например, обязанность возместить страховые взносы, пени и штрафы, которые взыщет с заказчика ФНС).
3. Если договор с самозанятым заключает организация или индивидуальный предприниматель, то он не должен иметь признаки трудовых отношений. Например,
Также законом прямо запрещено привлечение в качестве самозанятого бывшего работника заказчика, если трудовые отношения между ними закончились менее двух лет назад.
Если налоговая решит, что под видом договора оказания услуг с самозанятым стороны скрывают трудовые отношения, то организации будет доначислены НДФЛ и взносы, а также наложен административный штраф.
Образец договора оказания услуг размещён в начале статьи. Также вы можете скачать полностью готовый договор именно с вашими данными в сервисе «Документовед» после заполнения небольшой анкеты.
Нанять самозанятого: риски и преимущества для работодателя
⏱ Время прочтения — 6 минут
Коротко о самозанятости
Возможность перейти на НПД появилась у россиян в 2019 году. Эксперимент сначала проходил только в четырех регионах, позже его распространили на 23 субъекта Федерации, а потом и на всю территорию страны. Сейчас самозанятым может стать любой житель России, а также граждане стран ЕАЭС. Перейти на НПД вправе не только физлица, но и ИП без наемных работников.
Оформление самозанятости, подача сведений о доходах, расчет и перечисление налоговых платежей максимально упрощены. Госпошлину платить не надо, выходить из дома — тоже. Достаточно установить официальное мобильное приложение от ФНС «Мой налог», ввести свои данные, потом отмечать поступления и выдавать чеки заказчикам. Налог будет рассчитываться автоматически.
Налоговая ставка составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% — при работе с юрлицами. Есть ограничения по суммарному доходу за год — не более 2,4 млн рублей, а также по видам деятельности. В частности, самозанятому нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, заниматься перепродажей или оказывать агентские услуги.
Условия применения самозанятости и налоговые ставки до 1 января 2029 года не изменятся. Это зафиксировано в Федеральном законе от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ, регулирующем применение режима самозанятости.
Таким образом, для самих самозанятых всё достаточно просто и понятно. С заказчиками услуг самозанятых сложнее.
Самозанятость глазами работодателя
Возможное сокращение административной и налоговой нагрузки кажется многим работодателям привлекательным. Это действительно выгодно: с самозанятыми не надо вести кадровый учет, не надо предоставлять отпуск, нет обязательных платежей в бюджет. Так что нередки случаи расторжения трудовых договоров и заключения договоров ГПХ с теми же работниками — уже как с самозанятыми. Но это запрещено в течение двух лет после расторжения трудового договора.
Контролеры ориентируются на наличие признаков трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ, а также Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2018 № 15, Письмо Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183@ «О рассмотрении обращения»):
Откуда налоговая и трудовая инспекция узнают о проблеме? Основанием для претензий может стать жалоба самого самозанятого. Заподозрить подмену трудовых отношений могут при анализе налоговой отчетности, при внеплановой или плановой проверке со стороны трудовой инспекции.
Чем рискует работодатель
1. Штраф по статье 5.27 КоАП РФ:
2. Доначисления по НДФЛ и взносам на социальное страхование, а также штрафы за неуплату налогов в срок.
3. Заключение нового договора с работником — уже трудового, а не гражданско-правового характера.
С кем нельзя сотрудничать
Сотрудничество с бывшим работником возможно. Но не как с самозанятым, а, например, как с физлицом. Придется платить за него 13% НДФЛ и 27,1% на социальное страхование.
Если компания ранее сотрудничала с физлицом по гражданско-правовому договору, после его перехода на самозанятость можно работать по-прежнему. В этом случае двухлетний запрет не действует.
Какой договор заключать с самозанятыми
Договор с самозанятым заключается по нормам гражданского законодательства. Берите за основу обычный договор ГПХ: подряда или возмездного оказания услуг. Проверьте, что в нем указаны:
Формулировки, которые нужно включить в договор с самозанятыми
Важно внести в текст договора, что исполнитель зарегистрирован как самозанятый. Для этого укажите в разделе «Обязанности Исполнителя» следующее:
Зафиксируйте в договоре, что самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход и обязуется выдать чек. В разделе договора о расчетах укажите:
За неисполнение обязанности следует предусмотреть ответственность, например:
Целесообразно включить условие, что самозанятый обязан сразу информировать компанию об утрате статуса самозанятого. Для этого пропишите в договоре следующее:
Если компания сотрудничала с ИП, а предприниматель стал самозанятым, обычно договор перезаключать не нужно. Если же изменились существенные условия договора, надо перезаключать. Иногда достаточно оформить допсоглашение (если ИП платил НДС и налог был включен в стоимость услуг). Подробно налоговая разъяснила ситуацию в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Как платить самозанятым
Самозанятые могут получать оплату наличными или на обычную банковскую карту, расчетный счет не требуется. Комиссию, если она есть, оплачивает заказчик.
Сама оплата идет по общим правилам, особенностей в оформлении платежей нет.
Самозанятый получает оплату и оформляет чек в приложении «Мой налог». Потребуется указать основание получения средств, ИНН и наименование заказчика. Чек можно сразу отправить по электронной почте, через мессенджеры, по СМС или распечатать.
Важно!
• Регулярно контролируйте наличие статуса самозанятого. Иначе придется доначислять взносы и НДФЛ. Проверить статус на конкретную дату можно с помощью бесплатного сервиса ФНС.
• На каждую оплату со стороны работодателя самозанятый должен предоставить чек из приложения «Мой налог». Даже если подписан акт выполненных работ, чек нужен. Иначе эти оплаты учесть в расходах не получится.
Что делать, если возникли проблемы с самозанятым
Самозанятые работники могут оказаться недобросовестными. Например, частая проблема — непредоставление чека. В этом случае можно обратиться напрямую в ФНС.
В других спорных ситуациях необходимо обращаться в суд общей юрисдикции. Арбитражный суд споры с самозанятыми не рассматривает.
Статус самозанятого гражданина: все плюсы и минусы
На 20 марта 2021 года в России зарегистрировано более 2-х млн самозанятых. «Из тени» начали выходить сантехники, автомеханики, электрики, мастера маникюра, косметологи и люди других профессий. Для чего микробизнесмены оформляют новый статус, от каких проблем он избавляет, а какие создаёт, разбираемся в материале.
Зачем это людям?
Примеров так называемой «охоты» ФНС в соцсетях на кондитеров, мастеров маникюра, сантехников и других незарегистрированных предпринимателей — масса. Если повезет, то выявленный «нелегал» получает только предупреждение и требование оформиться по букве закона, в худшем — ФНС самостоятельно проведет расчет налогооблагаемой базы и налогов и выставит их к уплате, добавив еще и штрафы за незаконное предпринимательство.
Раньше многие не решались зарегистрировать свой бизнес официально, потому что, как индивидуальным предпринимателям (ИП), им, при нестабильном и скромном доходе, пришлось бы платить фиксированные взносы.
С введением специального налогового режима для самозанятых у фрилансеров появилась возможность работать без страха перед неожиданными проверками и серьезно сэкономить. Применение налога на профессиональный доход (НПД) не предполагает покупку онлайн-кассы, и здесь низкие налоговые ставки. Воспользоваться НПД могут как обычные граждане, так и ИП.
Кто может стать самозанятым-гражданином, а кто самозанятым-ИП
Для начала об обычных физлицах. Они могут стать самозанятыми, если:
Уточним, что самозанятый не имеет права продавать товары, ранее приобретенные для перепродажи, а вот те, что он изготовил сам (например, мебель, одежду, бижутерию и т.п.) продавать может. Главное, чтобы такие товары не подпадали под обязательную маркировку или акцизы. Но и здесь есть выход — можно продавать не готовые вещи, а выполненные на заказ.
К примеру, сшить платье и выставить его для продажи на сайте самозанятому запрещено, потому что тогда придется наносить на товары маркировку. Если же заказчики делают индивидуальные заказы на пошив, то самозанятый может заниматься этой деятельностью и ничего не нарушает.
Если вы не можете точно определить подходит ли ваша деятельность под самозанятость, можете запросить разъяснения в своей налоговой инспекции и руководствоваться ими.
Как физлицу стать самозанятым
Как ИП перейти в самозанятые
Что касается ИП, то к ним применяются те же самые ограничения, что и для обычных физлиц. Дополнительно — ИП не может применять никаких других режимов (патент, упрощенная или общая система), кроме самозанятости.
Если вы только регистрируетесь в качестве индивидуального предпринимателя, то сразу не сможете выбрать налоговый режим для самозанятых:
Шаг 1. Сначала вы ждете, когда вас зарегистрируют в качестве ИП и в течение 30 дней с даты в свидетельстве о регистрации уже можете перейти на НПД.
Шаг 2. Скачайте приложение «Мой налог» и пройдите в нем регистрацию (это можно сделать также с помощью банков-партнеров, все крупные банки предлагают такую услугу). Вот и все — вы ИП-самозанятый.
Если вы действующий предприниматель, то необходимо отказаться сначала от других режимов налогообложения (кроме ОСНО, если применяете общую систему, никаких заявлений писать не нужно).
Если при регистрации вы подавали заявление о переходе упрощенную систему (УСН), то нужно писать заявление на ее отмену по форме 26.2-8.
Переходили на ЕСХН − заполняйте и отправляйте в ФНС бланк 26.1-7.
Если применяете патент, придется подождать, пока его действие закончится или досрочно отказаться от патента, отправив в ФНС форму 26.5-4.
НПД подойдет предпринимателям-одиночкам, если у вас есть работники, то использовать режим самозанятости не получится.
В чем плюсы самозанятости для граждан и ИП:
К примеру, сумма налоговой базы составила — 200000 рублей, НПД по ставке 6% — 12000 рублей. 1% = 2000 (200000*1%) рублей, значит к уплате будет — 10000 (12000-2000), а сумма оставшегося бонуса — 8000 (10000-2000).
Есть ли минусы у самозанятости?
Запрет на найм сотрудников тоже ограничивает возможности самозанятого. К примеру, ИП применяет НПД и продает изготовленные им лично кондитерские изделия. Заказов становится все больше и предпринимателю нужен помощник, но нанять его он не сможет, ведь тогда он утратит право на НПД.
Можно попробовать выйти из ситуации — заключить договор подряда с таким же самозанятым. Но тогда есть риск, что подобные отношения переквалифицируют в трудовые и заставят ИП заплатить НДФЛ и взносы за сотрудника, а также пересчитают налоги от дохода уже по ставке 13%, а то и НДС еще насчитают.
Когда самозанятому обязательно понадобится статус ИП
В ряде случаев недостаточно быть просто самозанятым плательщиком НПД. Необходимо иметь еще и статус ИП. Связано это прежде всего с видом деятельности.
Есть виды деятельности, требующие специальных разрешений, которые априори выдаются только предпринимателям.
Например, это относится к такси. Дело в том, что разрешение на деятельность по перевозке пассажиров обычным физлицам не выдается. Поэтому самозанятому таксисту надо быть ИП на НПД.
Причем не имеет значения, в каком порядке оформлять эти два статуса. Можно сначала зарегистрироваться в качестве ИП, а затем перейти на НПД. Или же сначала зарегистрироваться самозанятым, а после этого подать документы на регистрацию ИП.
Есть и другие виды лицензируемые виды деятельности, вести которые самозанятые могут только будучи ИП (полный перечень лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Примеры: монтаж пожарной сигнализации, медицинские услуги (например, лечебный массаж). А вот получать лицензию на обучение, если этими услугами занят лично ИП, не нужно. К примеру, можно вести обучение детей рисованию или проводить коучинг для взрослых.
Когда самозанятому потребуется онлайн-касса
При потере статуса самозанятому-физлицу нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП, а действующему предпринимателю сменить налоговый режим. В любом случае и тому и другому понадобится онлайн-касса для приема платежей.
Причем не обязательно касса потребуется только при получении оплаты от физических лиц. Если ИП или представитель организации захочет рассчитаться картой (не важно корпоративной или нет) или наличными, то придется выбить чек.
Также, если самозанятый решит сменить или добавить новый вид деятельности, который не подпадает по НПД, ему тоже нужно будет внести коррективы в работу.
Какую кассу выбрать?
Прежде всего это зависит от потока клиентов, количества товарных позиций, услуг, работ, необходимости перемещать кассу (мобильности) и т.д.
Подумайте об экономии на эквайринге. В МТС Кассу встроен функционал по приему безналичных платежей без терминала (через систему быстрых платежей — СБП). Комиссия здесь гораздо ниже и составляет всего — 0,4%-0,7%. Компания также оказывает услуги по регистрации кассы в ФНС и подключению к ОФД и осуществляет техподдержку в режиме 24/7.
Давайте посмотрим на самые популярные модели МТС Касс.
МТС Касса 5А — модель подойдет тем, кто постоянно передвигается — мастерам по вызову, курьерам, экспедиторам и т.д. В этот аппарат встроен эквайринг, поэтому вы сможете не только пробивать на ней чеки при получении наличных, но и получать оплату по картам.
МТС Касса 5 — аналогичная модель, но без бонуса в виде эквайринга (терминал можно подключать отдельно через bluetooth).
Для удобства пользователей предусмотрена товароучетная система, которая встроена в кассу (точно нужна тем, кто работает с маркированными товарами)
Самозанятые: заключение договоров и налогообложение
Кто может быть самозанятым
Вести деятельность в качестве самозанятого правомерно на территории только тех субъектов РФ, в которых действует спецрежим НПД. С 1 июля 2020 года решения об установлении на своей территории указанного спецрежима принимают региональные власти (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД вправе любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Наличие или отсутствие статуса индивидуального предпринимателя не имеет значения (ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ). Однако применять указанный спецрежим вправе только те предприниматели (физлица), у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Кроме того, не могут применять спецрежим лица, перечисленные в ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ. Это физлица, которые:
Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД физлицо вправе в любой момент. Однако если ИП применяет какой-либо из спецрежимов (ЕНВД, УСН, ЕСХН, ПСН), то в течение месяца после постановки на учет в качестве плательщика НПД он обязан направить в налоговый орган уведомление о прекращении применения указанных режимов налогообложения (ч. 3, 4 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
Если ИП платил налоги в рамках ОСН, никаких уведомлений в налоговый орган направлять не нужно. Но потребуется выполнить определенные действия в части НДС (ч. 7 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). Так, НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам), которые не были использованы в период применения ОСН, нужно восстановить. Сделать это потребуется (п. 2 ч. 7 ст. 15 Закона № 422-ФЗ):
НДС с авансов в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав), которые состоятся после перехода на НПД, можно принять к вычету при условии возврата сумм налога покупателям (заказчикам). Факт возврата необходимо подтвердить документально.
НДС можно зачесть (п. 1 ч. 7 ст. 15 Закона № 422-ФЗ):
Плательщики НПД утрачивают этот статус, если доходы в текущем году превысят 2,4 млн руб. либо если налоговому органу станут известны факты, препятствующие применению спецрежима (например, самозанятый осуществил реализацию подакцизного товара) (п. 8 ч. 2 ст. 4, ч. 19 ст. 5 Закона № 422-ФЗ).
Как проверить статус самозанятого
Физлица встают на учет в качестве плательщиков НПД с помощью мобильного приложения «Мой налог». Уведомления о регистрации в бумажном виде получить от налоговой невозможно. Однако в мобильном приложении физлицо может самостоятельно сформировать справку в электронном виде о постановке на учет. Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Соответственно, заключая договор с физлицом, можно потребовать от него указанную справку.
Кроме того, есть специальный сервис на сайте ФНС России для проверки статуса плательщика НПД. Для получения информации следует ввести ИНН проверяемого физлица и дату, по состоянию на которую необходимы сведения (например, дата подписания договора).
Кто может заключать договоры с самозанятыми
Договор с самозанятым может заключить любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. Это может сделать и работодатель, в т.ч. бывший. Однако в Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров.
Если работодатель в течение двух лет после увольнения сотрудника заключил с ним гражданско-правовой договор в качестве самозанятого (без статуса ИП), то с вознаграждения по договору придется заплатить НДФЛ и страховые взносы в общем порядке (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). Только если самозанятый зарегистрирован в качестве ИП, он должен самостоятельно уплатить НДФЛ с выплаченного вознаграждения и перечислить за себя страховые взносы.
Какой договор можно заключать с самозанятыми
С самозанятыми заключаются гражданско-правовые договоры. В частности, договор подряда, выполнения работ (оказания услуг).
Организация (или ИП) может заключить с физлицом, имеющим статус плательщика НПД, трудовой договор. Но в этом случае со всех выплат в рамках такого договора работодателю нужно платить НДФЛ и страховые взносы в общем порядке (даже если самозанятый зарегистрирован как ИП).
Должен ли самозанятый выдавать чек ККТ
ККТ плательщики НПД не используют в расчетах. Они должны формировать иной чек с помощью приложения «Мой налог» (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Он формируется на бумажном носителе или в электронной форме (ч. 4 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Обязательные реквизиты, которые содержит такой чек, названы в ч. 6 ст. 14 Закона № 422-ФЗ. Среди них – указание на применение физлицом спецрежима НПД.
Момент передачи самозанятым лицом чека покупателю (заказчику) зависит от способа передачи денежных средств (ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ):
Нужно ли организации (ИП) применять ККТ при расчетах с самозанятыми
Если организация (или ИП) выступает в качестве покупателя (заказчика), то ККТ применять в расчетах с самозанятыми не нужно.
Это объясняется следующим образом.
Организации и ИП обязаны использовать онлайн-кассу при совершении расчетов. Расчетом является прием (получение) и выплата денежных средств наличными и (или) в безналичном порядке за товары (работы, услуги) (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Когда происходит расчет, организация (предприниматель) обязана выдать покупателю (клиенту) кассовый чек (БСО) в бумажном виде или направить его в электронной форме, если покупатель (клиент) попросил об этом до момента расчета (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Как следует из положений Закона № 54-ФЗ, онлайн-кассу необходимо применять тому лицу, которое реализует товары (работы, услуги).
Если организация (или ИП) выступает в качестве продавца (исполнителя), то обязанность применять ККТ при расчетах с самозанятыми зависит от способа расчетов и наличия у самозанятого статуса ИП. Это пояснили специалисты ФНС России в письме от 20.07.2020 № АБ-3-20/5322@.
Так, если плательщик НПД не зарегистрирован как ИП, то организация (ИП) при расчетах должна применять онлайн-кассу. При этом порядок расчета (наличными или в безналичном порядке) значения не имеет.
Если у плательщика НПД есть статус ИП, то:
Кто платит налоги с выплат самозанятым
Все плательщики НПД перечисляют налог с полученных доходов (в качестве самозанятых) самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагент самозанятого не удерживает с вознаграждения в его пользу НДФЛ и не начисляет страховые взносы. Но эта норма действует только при условии, что самозанятый выдал покупателю (заказчику) чек (ч. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
Возможна ситуация, когда самозанятый утрачивает статус плательщика НПД. В частности, когда его доход в текущем году превысил 2,4 млн руб. (ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Если такой самозанятый не зарегистрирован как ИП, покупатель (заказчик) обязан исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы с выплаченного дохода с даты утраты им права на спецрежим НПД. При этом переоформлять договор, ранее заключенный с бывшим самозанятым, не требуется (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
С помощью сервиса на сайте ФНС России следует проверять статус физлица в качестве плательщика НПД на дату каждой проводимой с ним операции. Например, в момент заключения договора, выплаты аванса, получения чека. Если на дату какого-либо из событий окажется, что статус плательщика НПД у физлица утрачен, его контрагенту необходимо удержать НДФД с выплачиваемого дохода и уплатить страховые взносы. По нашему мнению, перечислить НДФЛ и взносы необходимо с той суммы вознаграждения, которая предусмотрена договором, либо с суммы аванса (если утрата статуса произошла после уплаты аванса, но до перечисления остатка платежа по договору).
В какой момент учитываются расходы при сделках с самозанятыми
Законом № 422-ФЗ установлено следующее. Для организаций и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Из формулировок Закона № 422-ФЗ не вполне ясно, должен ли чек быть в наличии именно на дату признания расходов.
Если выплата самозанятому вознаграждения происходит в момент приобретения товара, работы или услуги, то проблем с признанием расходов не возникает. В момент передачи денег, совпадающий с приобретением товара (работы или услуги), самозанятый выдает чек. Именно в этом периоде можно учесть расходы на выплату самозанятому.
Расходы по налогу на прибыль, если оплата производится до или после приобретения товаров (работ, услуг)
В отношении налога на прибыль законодательство не содержит ответа на вопрос, когда можно учесть расходы по договорам с самозанятыми в виде предварительной (аванс) или последующей оплаты (постоплаты).
Есть общие правила признания расходов в соответствии с НК РФ:
Другими словами, на дату подписания документа, на основании которого происходит передача товаров (работ, услуг). Например, договора, акта приема-передачи.
Из совокупности положений НК РФ и Закона № 422-ФЗ не следует однозначного вывода о дате, на которую учитываются расходы при сделках с плательщиками НПД. По нашему мнению, до уточнения норм законодательства либо появления официальных разъяснений контролирующих органов безопасно действовать следующим образом.
Если договором предусмотрена предоплата, то при методе начисления такой аванс не учитывается при расчете налоговой базы (п. 4 ст. 270 НК РФ). Соответственно, даже при наличии чека учесть понесенные затраты не получится. Необходимо дождаться подписания акта выполненных работ и на дату подписания и при наличии чека учесть эти расходы.
При кассовом методе затраты признаются после их фактической оплаты. Следовательно, поскольку наличие чека является обязательным, нужно признать расходы на дату получения чека от самозанятого. Если дата перечисления аванса и получения чека от физлица совпадают, то оплата признается в расходах на дату осуществления платежа. Когда эти даты разные, расход следует признать на дату получения чека.
Если договором предусмотрена постоплата, то при методе начисления целесообразнее учесть расходы в периоде получения чека от самозанятого. При этом, по нашему мнению, расходы можно включить в декларацию прошедшего отчетного периода, если чек получен до истечения срока сдачи отчетности за этот период.
Пример
В случае заключения с самозанятым договора, предусматривающего постоплату, затраты признаются на дату перечисления платежа физлицу (если она совпадает с получением чека от плательщика НПД) либо на дату получения чека (если даты разные).
Нужно ли подавать на самозанятых персонифицированную отчетность
Особенности представления сведений персучета в отношении самозанятых в Законе № 422-ФЗ не прописаны. Следовательно, нужно руководствоваться общими положениями.
Персонифицированная отчетность (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) подается на лиц, застрахованных в сфере обязательного пенсионного страхования. Это (в частности) те, с кем заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и выплаты по которым облагаются взносами (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
К застрахованным не относятся плательщики НПД, получающие выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающие по трудовым договорам (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
На дату сделки с самозанятым следует проверять, действует ли его статус плательщика НПД на сайте ФНС России. Если статус действующий, в форму СЗВ-М по итогам такого месяца сведения о самозанятом не включаются и не отражаются в отчетности СЗВ-СТАЖ за этот год.
Если при проверке окажется, что статус утрачен, это означает, что при сделке такой гражданин выступал как физлицо, застрахованное в сфере ОПС в связи с заключением ГПД. Значит, сведения о нем нужно включить в СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также в расчет по страховым взносам (поскольку в этом случае с суммы его вознаграждения потребуется исчислить взносы).
Потеряет ли самозанятый право на пенсию
Страховой стаж для назначения пенсии по старости напрямую зависит от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды трудовой деятельности (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Доходы от деятельности в рамках НПД не облагаются взносами на пенсионное страхование (ч. 11 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). Поэтому страховой стаж для назначения пенсии у самозанятых в период применения спецрежима НПД не формируется.
Однако самозанятые вправе добровольно перечислять за себя взносы в ПФР (пп. 6 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Для этого нужно подать заявление по специальной форме в орган ПФР о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (п. 3 ст. 29 Закона № 167-ФЗ). ФНС России отмечает, что заявление можно подать также через приложение «Мой налог».
Заметим, что самозанятый может вести дополнительную деятельность, которая не облагается в рамках НПД. Например, как плательщик НПД сдавать в аренду помещение одной организации и одновременно с этим работать по трудовому договору в другой организации. С доходов от деятельности по найму работодатель должен платить взносы на ОПС в общем порядке. Соответственно, в этом случае (несмотря на применение НПД) стаж для будущей пенсии у физлица будет формироваться.
В качестве плательщика НПД вправе зарегистрироваться физлицо, которое уже получает пенсию. Законодатель не установил для этого каких-либо ограничений. Работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций, которые имеют место в период осуществления ими трудовой деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ). В полном объеме (с учетом всех индексаций) пенсионер получит пенсию после того, как прекратит работать (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Не вполне ясно, будет ли индексироваться пенсия у тех самозанятых, которые платят НПД и одновременно с этим работают по найму. На наш взгляд, они признаются работающими пенсионерами. Поэтому пенсия для них должна быть проиндексирована после прекращения деятельности по трудовому договору.