Что означает древнерусское наречие посолонь
Значение слова «посолонь»
ПО́СОЛОНЬ, нареч. Устар. По солнцу, по направлению от востока к западу. Трижды покадила Никитишна посолонь перед иконами, потом над головой Насти. Мельников-Печерский, В лесах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПО’СОЛОНЬ, нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
по́солонь
1. устар. по ходу солнца от востока к западу ◆ Но где ее найти, когда все эти предметы культа: старинные иконы, семь просфор, хождение посолонь, двуперстие, ― для меня лишь этнографические ценности. Алексей Варламов, «Пришвин или Гений жизни», 2002 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коалиция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «посолонь»
Предложения со словом «посолонь»
Цитаты из русской классики со словом «посолонь»
Понятия со словом «посолонь»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «посолонь»
На эту фамилию мощным рывком вверх откликнулся солидный мужчина, сидевший посолонь от хозяина кабинета.
Двигаясь посолонь, они обходили один дом за другим, везде произнося слова заклинаний.
Литургические особенности, побудившие старообрядцев в XVII в. отделиться от «никониан», – двоеперстие, сугубая аллилуйя, крестный ход посолонь, – представляются всем прочим христианам обрядовыми мелочами, какие и понять-то трудно, предположение же, что из-за них могли убивать и гибнуть, выглядит фантастичным.
ПОСОЛОНЬ
посолонь нареч. устар. По ходу солнца; от востока к западу.
Видео на тему: ПОСОЛОНЬ
Посолонь (по Солнцу), посолонное хождение — первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви «не по солнечному всходу». «Неции прелестницы» наклеветали вел. кн. Иоанну Васильевичу, что митрополит поступил не по правилам. Великий князь счел жалобу очень важной, заметив, что за это гнев Божий приходит. В следующем году началось расследование вопроса. Для решения его стали наводить справки в богослужебных книгах, но желанных подтверждений законности П. нигде не нашли. Одни из споривших (архимандриты и игумены) стояли за владыку, другие были на стороне князя. Последний нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана. Митрополит и его сторонники указывали на то, что и другие некоторые церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против Солнца; защитники П. вдавались в запутанные умствования и на них только и основывались. Скоро вопрос проник в среду мирян и вызвал в ней бесконечные толки. Отвлеченный на время татарским нашествием, вел. князь в 1482 г. возобновил свою распрю с митрополитом, которая теперь едва не кончилась полным разрывом. И глава государства, и глава иерархии упорно отстаивали свои мнения. Митроп. Геронтий удалился в Симонов монастырь, приняв намерение и вовсе отказаться от митрополии, если князь не оставит требование ходить по Солнцу; великий князь целый год не дозволял освящать новых церквей и если, наконец, уступил, то лишь потому, что на стороне митрополита были почти все — и духовные, и миряне. Вопрос о хождении по Солнцу или против Солнца остался открытым: решили делать так, как было в старину. Когда и откуда явился на Руси обычай ходить по Солнцу — сказать трудно. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. не возникал; Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П. вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности; поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей м-рей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения. См. С. Смирнов, «История русского раскола старообрядства» (изд. 2, СПб., 1895); Н. Ивановский, «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» (ч. I и II, Казань, 1887); митроп. Макарий, «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (изд. 3, СПб., 1889); И. Стрельбицкий, «История русского раскола, известного под именем старообрядчества» (Одесса, 1889); П. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Каз., 1888).
ХОЖДЕНИЕ ПОСОЛОНЬ
Смотреть что такое «ХОЖДЕНИЕ ПОСОЛОНЬ» в других словарях:
Хождение посолонь — см. Посолонь … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОСОЛОНЬ — ПОСОЛОНЬ, нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение посолонь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГЕРОНТИЙ — Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМИР) Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМИР) († 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг. в Соборе Московских святых), митр.… … Православная энциклопедия
Геронтий, митрополит Московский — Геронтий (ум. 1489 г.) – митрополит Московский, автор посланий. Был епископом Коломенским; в 1473 г. церковный собор, возглавляемый великим князем Иваном III, поставил Г. митрополитом. С конца 70 х гг. обнаруживаются противоречия между Г. и… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
ДВОЕПЕРСТИЕ — [двуперстие], одна из форм христ. перстосложения для совершения крестного знамения и для преподания благословения: 2 пальца, указательный и средний, вытянуты (средний палец немного согнут), а большой и безымянный пальцы и мизинец сложены вместе.… … Православная энциклопедия
Ламаизм — самая распространенная из позднейших сект буддизма, исповедуемая ныне в Китае обывателями Тибета, Тангута, Кукунора, Алашани, всей Монголии и бывшей Чжунгарии, а в России бурятами, некоторыми тунгусами и калмыками. Во всех этих странах Л.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Поповщина — родовое понятие для обозначения группы старообрядческих толков, удержавших учение об иерархии и семи церковных таинствах. Образование П. относится к тому времени, когда в старообрядческих общинах стали редеть ряды иереев старорукоположенцев (т. е … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Церковные обряды — Обряд ость внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно духовное, в природе которого бытие духовное идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Посолонь
Полезное
Смотреть что такое «Посолонь» в других словарях:
ПОСОЛОНЬ — нареч. по солнцу, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки (кверху) к левой. Посолонь ходила, венчана. Борони по солнцу (посолонь), лошадь не вскружится. Крути веревку посолонь. Посолоновать архан. о сельдях, идти руном через Белое… … Толковый словарь Даля
ПОСОЛОНЬ — ПОСОЛОНЬ, нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение посолонь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
посолонь — нареч, кол во синонимов: 4 • налево (13) • по направлению от востока к западу (1) • … Словарь синонимов
ПОСОЛОНЬ — На посолонь. Печор. По движению солнца. СРНГП 2, 121 … Большой словарь русских поговорок
посолонь — парен. По ходу солнца от востока к западу. ► Венчанье у раскольничьего попа поди еще доказывай, а в церкви хотя не по старому венчаны, хоть не посолонь вкруг налоя вожены, да дело выходит не в пример крепче. // Мельников Печерский. В лесах… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Посолонь — нареч. качеств. обстоят. устар. По ходу солнца; от востока к западу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
посолонь — п осолонь, нареч … Русский орфографический словарь
посолонь — по ходу солнца; с востока на запад … Cловарь архаизмов русского языка
Посолонь
Посолонь или посолонное хождение. Первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV века. В 1478 г. при освяицении моск. Успенского собора, митропол. Геронтий ходил с крестами вокруг церкви «не по солнечному восходу». Донесли вел. князю, стали искать в богослужебных книгах, однако, подтверждения законности П. нигде не нашли. Князь нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана, указавших, что некоторые другие церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против солнца. Спор прекратился во время татарского нашествия, но в 1482 г. вел. князь возобновил его с митропол. и теперь спор едва не кончился полным разрывом. Наконец, под влиянием того, что на стороне митропол. были все – и духовные и миряне – князь уступил, вопрос был оставлен открытым и решено было делать так, как было в старину. Откуда и когда появился на Руси этот обычай – неизвестно; один афонский памятник называет его латинским обычаем. В продолжение всего XVI в. вопрос о П. не возникал, Стоглав вовсе не упоминает о нем. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх с течением времени оно стало уступать П. и когда открылось книгопечатание, требование П. было занесенов Требник 1602 г. в чине венчания, в устав 1610 г. в наставлении, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. – в чине освящения церкви и вместе с другими обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности. Когда патр. Никон предпринял исправление прежних обрядов, то он нашел себе многих видных и влиятельных противников; однако, с этого времени П., как и другие отмененные при Никоне обряды (как двуперстие, седмипросфорие и др.) становятся принадлежностью раскола старообрядства и основным пунктом его учения.