Что означает двойная тактовая черта
Muz-Book.ru
Урок 2. Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада
Музыкальные звуки обозначаются особыми круглыми значками — нотами. Для их записи используются пять параллельных горизонтальных линеек нотного стана, или нотоносца. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Счет линейкам ведется снизу вверх:
Высота звука определяется местом ноты на нотном стане и ключом. Чем выше звук, тем выше на нотном стане находится его изображение (нота); чем ниже помещен нотный знак, тем ниже (басовитее) звучание. Каждому «месту» на нотном стане соответствует определенная белая клавиша (имеющая название). Ряд соседних белых клавиш записывается следующим образом:
При записи нот до1 как бы связывает два нотных стана: верхний в скрипичном ключе (пишется на добавочной линейке снизу) и нижний — в басовом ключе (пишется на добавочной линейке сверху).
Верхний нотный стан обозначается скрипичным ключом. Его называют также ключом соль, так как конец его большого завитка находится на второй линейке и показывает место ноты соль1.
Нижний нотный стан обозначается басовым ключом (ключом фа), его завиток на четвертой линейке указывает место ноты фа малой октавы. Ноты, не вмещающиеся на нотном стане, пишутся под или над ним на добавочных линейках.
Мы можем записать на нотном стане все звуки фортепиано, от самых низких до самых высоких, пользуясь одновременно двумя ключами: звуки среднего и высокого регистра записываем в скрипичном ключе, звуки низкого регистра — в басовом.
Для записи фортепианной музыки два нотных стана соединяются чертой и фигурной скобкой (акколадой).
На верхнем нотном стане расположены ноты в скрипичном ключе, они пишутся для правой руки; на нижнем нотном стане пишутся ноты в басовом ключе, они — для левой руки. Несколько упрощенно можно сказать, что правой рукой пианист играет в основном в скрипичном ключе, а левой — в басовом.
Как выглядит весь диапазон фортепиано в нотной записи, вы можете увидеть в приложении в конце сборника.
Звуки бывают разной длительности (протяженности). Это находит отражение в записи нот. Если, например, ровно просчитать РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и на каждый счет представить себе по одному звуку, то получим четыре одинаковых по длительности звука.
Каждый такой звук обозначается знаком и имеет название ЧЕТВЕРТНАЯ нота.
Звук, длящийся два счета, пишется так: и имеет название ПОЛОВИННАЯ нота.
Звук, длящийся четыре счета, — так: и имеет название ЦЕЛАЯ нота.
В музыке существуют более мелкие, чем четверть, длительности, Одна ЧЕТВЕРТЬ равна двум ВОСЬМЫМ нотам.
Если равномерно просчитать до четырех и на каждый счет представить себе по два равномерных звука, то мы получим восемь одинаковых по длительности звуков — восемь ВОСЬМЫХ НОТ.
В нотной записи обозначаются не только звуки, но и перерывы в звучании. Это паузы — знаки молчания. Паузы, как и ноты, имеют разную длительность:
В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются ТАКТАМИ. Один такт от другого отделяется ТАКТОВОЙ ЧЕРТОЙ. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.
ДВУХДОЛЬНЫЙ размер обозначается счетом 2/4
ТРЕХДОЛЬНЫЙ размер — счетом 3/4
ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ размер — счетом 4/4, а также иногда знаком С.
Первая доля такта называется СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ. В конце пьесы ставится двойная черта:
Две точки около двойной черты указывают, что вся пьеса или ее часть исполняются два раза:
Реприза — знак повторения:
В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т. п.
Акцент, размер
АКЦЕНТ. МЕТР. РАЗМЕР. ТАКТ.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ЗАТАКТ.
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.
Доля метра может быть выражена различной длительностью: метр (или, если угодно, единица измерения времени) в музыкальной пьесе может выражаться целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями. В принципе, любыми длительностями, но лично я не встречал ни разу произведений с метром более мелким, чем шестнадцатые.
В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.
В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.
ПРОСТЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ
Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.
Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей.
При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга. Например:
В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:
1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:
В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:
2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.
3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка, например:
СЛОЖНЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ
При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры.
Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.
Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.
Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.
Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:
а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2
б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16
в) девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16
Вы можете использовать и другие размеры, поскольку принципиальных запретов тому не существует. Вам придется учитывать все-таки, что «воспринимаемость» Вашей музыки будет сильно ухудшаться по мере усложнения размера. Все размеры, как видно из объяснений выше, так или иначе восходят двух- или трехдольности, или, иными словами, к жанрам марша или вальса. Эти, самые простые, танцевальные и привычные движения в два или три шага, воспринимаются слушателем наиболее естественно, благодаря чему такая музыка легко запоминается, вызывает больше эмоционального отклика. Размеры же, которые не имеют родственной связи с двух- и трехдольными, например 5/4, 11/4, 7/8 и т.п., воспринимаются на слух как очень необычные, экзотические, трудные. Вам потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость.
СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ
Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;
2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.
а). Пятидольные размеры:
б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.
Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.
Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.
СИНКОПА
Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.
То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:
Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:
а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;
б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.
Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.
ГРУППИРОВКА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню «Битлз» или в «Вокальных произведениях» библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно.
Скорость движения называется темпом. В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.
Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:
Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки.
ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ
Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.
В основу приемов дирижирования положены двухдольные, трехдольные и четырехдольные фигуры взмахов. Они заключаются в следующем (все схемы даны для правой руки):
Примечание. Начало каждой доли такта наступает в момент окончания взмаха, в опорной точке движения.
Термины и определения в музыке
Акколады и тактовые черты
Витые акколады применяются в партиях фортепиано, арфы, органа, челесты, баяна, аккордеона, иногда в партиях колокольчиков и ксилофона. В подавляющем большинстве случаев витыми акколадами охватываются два нотоносца, иногда один (пример 12.01) или три (пример 12.03), чрезвычайно редко четыре (7-я и 8-я сонаты Скрябина).
В четырехручных фортепианных партиях, изложенных по партитурному принципу, и в партиях для двух фортепиано каждая партия охватывается отдельной витой акколадой при общей соединительной линии.
Как исключение, такая двойная витая акколада применена Рахманиновым в знаменитой прелюдии cis-moll (соч. 3 № 2) для фортепиано в 2 руки, изложенной в заключительных страницах на четырех нотоносцах.
В клавирах фортепианных концертов партия II фортепиано, т. е. переложение оркестровой партии, в новейших изданиях иногда обозначается прямой акколадой, что нельзя не приветствовать в связи с большей наглядностью оформления (см., например, клавир Концерта для фортепиано с оркестром А. Хачатуряна, Музгиз, 1947).
Прямые (групповые) акколады имеют вид прямых утолщенных линий с тонкими «усиками» по краям, обращенными в сторону нотоносцев:
Прямые акколады применяются в оркестровых партитурах для объединения полных или неполных групп однородных инструментов (каждой группы в отдельности):
В камерно-инструментальных партитурах прямые акколады также применяются, охватывая нотоносцы всех партий при однородном исполнительском составе.
Дополнительные акколады. Прямые акколады в партитурах в ряде случаев имеют еще дополнительные акколады в виде тонких прямоугольных скобок слева от утолщенной линии,
В некоторых старых изданиях дополнительным прямым акколадам предпочитались дополнительные витые акколады; ими охватывались в отдельности:
В новых изданиях и переизданиях витые акколады в таких случаях не применяются (за исключением случаев перепечаток со старых досок).
Одна вертикальная объединительная черта слева от нотоносцев (без применения прямых, витых или дополнительных акколад) проводится в партитурах и клавирах при любом количестве сольных вокальных партий или при одной-двух сольных инструментальных партиях, излагаемых каждая на одном нотоносце (скрипка, альт, виолончель и пр.).
При большем количестве сольных инструментальных партий, каждая из которых изложена на одном нотоносце, однородные партии объединяются общей прямой акколадой, что иногда практикуется и в партитурах фортепианных квартетов, квинтетов и пр. в отношении однородных партий, расположенных над партией фортепиано (впрочем, по аналогии с фортепианными трио, прямые акколады в фортепианных квартетах, квинтетах и пр. иногда не применяются):
Из вышеприведенных образцов акколад в клавирах и главным образом в партитурах слагаются различные системы акколад, определяемые исполнительским составом произведения или его отрезка и правилами расположения партий по вертикали.
Применение акколад имеет большое практическое значение: акколады отлично ориентируют опытного музыканта в любых по исполнительскому составу клавирах и партитурах, облегчают (не позволяя сбиться по вертикали) запись и гравировку многонотоносного текста, делают излишним словесное обозначение партий, когда партитурная система излагается в полном виде.
При переиздании старых произведений, где в отношении акколад иногда наблюдается разнобой, все акколады должны быть приведены в соответствие с современными правилами их оформления.
Все виды тактовых черт проводятся перпендикулярно нотоносцам и, в зависимости от строения акколады, пересекают то или иное количество нотоносцев.
Образцы тактовых черт при двухнотоносной системе:
Двойные тактовые черты (две тонкие) проводятся:
В старых изданиях двойные тактовые черты, кроме того, выставлялись обычно при каждой перемене тактового размера, ключевых знаков альтерации и в начале вольт. В современных изданиях и переизданиях (если они не перепечатываются со старых досок) применение двойных тактовых черт в данных случаях совершенно необязательно.
Разрыв тактовых черт (всех видов) между нотоносцами в современных изданиях делается сообразно акколадным системам: каждой прямой и каждой витой акколаде соответствуют такие же по длине (т.е. по количеству пересекаемых нотоносцев) тактовые черты; дополнительные акколады при этом не принимаются во внимание, а на нотоносцах, не имеющих акколад за исключением объединяющей тонкой черты слева, проводятся отдельные для каждого из них тактовые черты (примеры 12—17 и др.).
В старых изданиях оркестровых партитур нередко проводились сплошные тактовые черты от верхнего до нижнего нотоносца без учета строения акколады. В современных изданиях и переизданиях это не практикуется, а если иногда имеет место и в наши дни (например, «Мечты» Скрябина, Музгиз, 1952), то разве по редакторской невнимательности, так как даже при перепечатке со старых досок на них весьма несложно сделать между тактовыми чертами разрывы. Разрыв тактовых черт между инструментальными группами (независимо от сте-пени полноты их состава) значительно облегчает ориентацию в оркестровых партитурах во время их написания, редактирования, гравировки, корректирования, изучения, игры, при дирижировании. Еще более необходимы разрывы тактовых черт в оперных и других партитурах с вокальными партиями.
В процессе редактирования и вычитки рукописей акколады и тактовые черты должны быть внимательно проверены редактором и корректором, так как далеко не все авторы обращают должное внимание на эту сторону оформления текста. Некоторые авторы (преимущественно, конечно, начинающие) зачастую применяют не те акколады, которые следует (прямые вместо витых и наоборот или причудливую их комбинацию), тактовые черты проводят двойные при каждой смене размера или ключевых знаков альтерации, не делают в нужных местах разрыва тактовых черт или, наоборот, делают разрыв там, где он не требуется. В небольших по объему рукописях исправления акколад и тактовых черт делаются непосредственно на каждой странице или на первой с указанием и т.д., значительные же по объему рукописи с неправильными акколадами и тактовыми чертами допустимо сопровождать лишь отдельно выписанной для гравера схемой строения акколад и разрыва тактовых черт (типа схем, указанных в примерах 12—17).
Двойная тактовая черта
Современная музыкальная нотация — классический вид западноевропейской линейной нотации.
Пятилинейная тактовая нотация систематически применялась в Европе с XVII века. Сегодня это часть элементарной теории музыки. Когда говорят о «нотах» или «нотной записи», имеют в виду современную нотацию.
Ноты к произведению можно быстро подготовить в программах: Lilypond, Finale, MuseScore, Ensemble Composer, Sibelius. Благодаря развитию компьютерных технологий нотация стала доступнее. Сейчас пятилинейная нотация — самая распространённая.
Содержание
Термин
Описание
В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основные из которых — ноты. Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотоносцем. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков.
Кроме нот и нотоносца применяются символы, чтобы обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, сокращённо записать распространённые приёмы, передачу характера и динамику произведения, особенности артикуляции.
Используют символы, чтобы легче записать ноты для специфического инструмента: управление педалями фортепиано или символы аппликатуры для гитары.
Символы
Линии
Но́тный стан (нотоно́сец) Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда. Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой. | |
Доба́вочные ли́нии применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты выходит за линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Причём, нота «до» первой октавы может писаться как на добавочной линии, так и без неё. Данные линии называются в зависимости от порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз). | |
Та́ктовая черта́ Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы. | |
Двойна́я та́ктовая черта́ Отделяет друг от друга два фрагмента произведения. | |
Коне́чная та́ктовая черта́ Обозначает конец произведения. | |
Пункти́рная та́ктовая черта́ Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения. | |
Ско́бка Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В отличие от акколады, обычно используется для объединения нотных станов, играемых разными инструментами. | |
Аккола́да Аналогично скобке, но объединяет нотные станы, играемые одним и тем же инструментом. |
Ключи
Ключ определяет диапазон высот, или тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.
Ключ «соль» Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ «до» Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ «фа» Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нейтральный ключ Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ диатонического кнопочного аккордеона Применяется для записи нот для диатонического кнопочного аккордеона [en] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нота | Длительность | Пауза |
Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16 | ||
Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8 | ||
Целая Или семибревис. Длительность: R × 4 | ||
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2 | ||
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R | ||
Восьмая Длительность: R / 2 | ||
Шестнадцатая Длительность: R / 4 | ||
Тридцатьвторая Длительность: R / 8 | ||
Шестьдесятчетвёртая Длительность: R / 16 | ||
Стодвадцатьвосьмая Длительность: R / 32 | ||
Двестипятьдесятшестая Длительность: R / 64 | ||
Сгруппированные ноты (вязки, рёбра) Вязка соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. | ||
Точка Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д. | ||
Фантомная нота Фантомная нота — это музыкальная нота с ритмическим значением, но с неразличимой высотой при воспроизведении. | ||
Та́цет (многотактовая пауза, оркестровая пауза) Обозначает длинную многотактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить. | ||
Трио́ль Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот. |
Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди и Бетховена.
Остановки
Люфтпауза (люфт-пауза) Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения. | ||
Цезура Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром. |
Альтерация
Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.
Бека́р (знак отказа) Отменяет действие любого другого символа альтерации. | |
Бемо́ль Понижает высоту ноты на один полутон. | |
Дубль-бемоль (дважды бемоль) Понижает высоту ноты на два хроматических полутона. | |
Дие́з Повышает высоту ноты на один полутон. | |
Дубль-диез (двойной диез) Повышает высоту ноты на два хроматических полутона. |
Следующие знаки применяются в микротоновой музыке [2] :
Полтора бемоля или полуторабемоль Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четвертьтоновый бемоль). | |
Четвертьтоновый бемоль или полубемоль Понижает высоту ноты на четверть тона. Обозначение может быть и другим: не зеркальное отображение знака бемоль, а обычное, только с закрашенной нижней частью по контуру. | |
Четвертьтоновый диез или полудиез Повышает высоту ноты на четверть тона. | |
Полтора диеза или полуторадиез Повышает высоту ноты на три четверти тона. |
Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.
Бемольные тональности В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. | |
Диезные тональности В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. |
Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:
Произвольный размер Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте). | |
Четыре четверти Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4. | |
Алла бреве Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2. | |
Темп метронома Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот). |
Объединение нот
Связующая ли́га Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта. | |
Фразировочная ли́га Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты. | |
Лега́то Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги. | |
Глисса́ндо Плавный переход от одной ноты к другой. | |
Лигату́ра Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка. | |
Акко́рд, или созвучие Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом. | |
Арпе́джио (Арпеджиа́то) Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется. |
Динамика
Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука.
Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.
Обозначение Наименование Уровень громкости,фон Громкость, сон fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88 ff Фортиссимо — очень громкое 90 38 f Форте — громкое 80 17,1 p Пиано — тихое 50 2,2 pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98 ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36
Артикуляция
Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.
Стакка́то Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину). | ||||||||||||||||||||||||||||
Стаккати́ссимо Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука. | ||||||||||||||||||||||||||||
Акце́нт Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагается один знак, у сильной ноты — два, один под другим. | ||||||||||||||||||||||||||||
Пиццика́то левой рукой или Зажатая нота Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе. | ||||||||||||||||||||||||||||
Щёлкающее пиццика́то или Пиццикато Бартока Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком. | ||||||||||||||||||||||||||||
Натуральный флажоле́т или Открытая нота На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков. | ||||||||||||||||||||||||||||
Тену́то Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато. | ||||||||||||||||||||||||||||
Ферма́та Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Смычок вверх Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх. | ||||||||||||||||||||||||||||
Смычок вниз Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз. | ||||||||||||||||||||||||||||
Марка́то Для смычковых инструментов этот символ предписывает брать каждую ноту отдельным движением смычка. | ||||||||||||||||||||||||||||
Тремоло Многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия. | |
Вибрато Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания. | |
Трель Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты. | |
Верхний мордент Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная на тон или полутон. | |
Нижний мордент Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, пониженная на тон или полутон. | |
Нисходящее группетто Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. | |
Восходящее группетто Комбинация из последовательных нижнего и верхнего мордента. | |
Длинный форшлаг (долгий форшлаг) Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты. | |
Короткий форшлаг (перечёркнутый форшлаг) Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты. | |
Глисса́ндо Глиссандо обозначает либо непрерывное скольжение с одной ноты на другую, либо переход от одной ноты к другой группой промежуточных нот. |
Перенос на октаву
Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.
Выше на октаву (итал. ottava alta ) Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано. | |
Ниже на октаву (итал. ottava bassa ) Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано. | |
Выше на две октавы (итал. quindicesima alta ) Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано. | |
Ниже на две октавы (итал. quindicesima bassa ) Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано. |
Однако, чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:
Повторения и окончания
Обозначает повтор долей, целого такта или двух тактов. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.
Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.
Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.
При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.
Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.
Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.
Прочие
ти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:
- Что означает двойная сплошная
- Что означает двойная фигурная скобка