Что означает двуглавый орел на монете
Гербы на монетах: двуглавый орёл на монетах разного периода
Двуглавый орёл стал гербом государства российского сравнительно недавно – в конце XV века. До него в качестве символа использовался терзающий змею лев («доставшийся» от Владимирского княжества). Кроме того, в течение некоторого времени гербом всей России был ездец – всадник на коне, который употреблялся ещё во времена Киевской Руси.
И только в конце XV века Иван III Великий утвердил в качестве герба двуглавого орла. Он копировал символику Священной Римской империи, на тот момент – сильнейшего государства в Западной Европе. Дело в том, что Иван III Великий женился на Софии Палеолог. Эта женщина была последней наследницей Византии. И Иван III Великий как её супруг хотел претендовать ещё и на эти территории.
Как показала история, Византии так и не стала частью государства российского. А вот двуглавый орёл остался – и с тех пор используется в качестве герба.
Почему на монетах изображается герб России
Единственная причина, почему на монете – двуглавый орёл, довольно проста – так сложилось исторически. И отчасти – из-за стремления правителей оставить свой важный след в истории.
На первых металлических деньгах чеканился герб княжества, в котором они выпускались. Стоит вспомнить, что во времена феодальной раздробленности каждый из «регионов» использовал собственные деньги. Конечно, это весьма мешало при торговле, и первые попытки исправить эту проблему предприняли только цари Василий III и Иван IV Грозный, введя разменные и эквивалентные номиналы. Но подробнее об этом – в нашей статье об истории копейки.
Так, примерно в X веке московское княжество на денгах чеканило герб с ездцом, новгородское – со сложными вензелями, суздальское – со стилизованным изображением солнца. Поэтому одного взгляда на монету было достаточно, чтобы распознать её происхождение.
После междоусобных войн княжества объединялись, но единого стандарта денег не вводили – каждый из правителей чеканил на монетах свои символы. Когда московское стало наиболее крупным, большая часть копеек и гривен украшалась ездцом или иконой. Когда столица Руси «перебралась» в Киев, на монетах стали чеканить характерный тризуб. А когда Иван III Великий женился на Софье Палеолог и гербом князя стал двуглавый византийский орёл – именно он начал изображаться на деньгах.
Гербы старинных монет времён Русского Царства
Практически до середины XVI века в финансовой системе Русского Царства царили разброд и шатание. Каждое княжество стремилось выпускать собственные денежные знаки. В частности, собственные монетные знаки были в Пскове, Волоке (Волоколамске), Рязани и Новгород-Северске.
Это мешало и внутренней, и внешней торговле. Мало того, что на ярмарках приходилось обменивать гривны на денги, так ещё и соседние государства хотели немного серебра. Поэтому царь Василий III начал денежную реформу. Но провести её не успел – в декабре 1533 года он скоропостижно скончался.
Идею денежной реформы подхватила его вдова, Елена Глинская. Она была регентом при малолетнем царе Иване IV Грозном. Елена Глинская ликвидировала монетную регалию уделов – и теперь по всей стране начали чеканиться одни и те же монеты. Единственное «но» – они несколько различались внешне.
На новгородских монетах в качестве герба изображался всадник с копьём. Эти денежные знаки впоследствии получили знакомое название «копейки». В московском княжестве чеканились монеты, на которых изображался всадник с саблей. Они получили название «сабляницы» – и, как показала история, особого распространения не получили.
Следующая денежная реформа состоялась только через век. За это время Василий III успел жениться на Софье Палеолог и привнести в Русское Царство новый герб. А ещё страна успела окунуться в Смутное время. И только после восстановления правящей династии новый царь Алексей Михайлович в 1654 году начал чеканить новые деньги – первые российские монеты, которые получили название «рубль». И на них изображался двуглавый орёл.
Следующей денежной реформы долго ждать не пришлось. Она была проведена в 1700 году императором (уже не царём) Петром I.
Гербы старинных монет времён Российской Империи
К превращению Русского Царства в Российскую Империю страна успела консолидироваться окончательно. Больше не было особого «разброда» с выпуском отдельных монет для каждого удела. Но необходимость в денежной и финансовой реформе всё равно оставалась. И первый российский император Пётр I всё-таки её провёл – на западный манер, как и множество других кардинальных изменений в жизни страны.
При Петре I (как и многих других последующих императорах) на копеечных монетах чеканился ездец. А вот на рублёвых уже красовался символ государства – двуглавый орёл, который к этому моменту обрёл свою привычную форму и практически не напоминал византийский герб. У этой величественной птицы в правой лапе был скипетр, в левой – держава. На каждой из голов была корона, и ещё одна находилась над ними. Принципиальное отличие от современного герба заключалось лишь в том, что короны не были соединены лентой.
Однако в 1723 году орёл пропал с монеты. Вместо него появились четыре буквы «П» (вензеля), объединённые в крест.
При Екатерине I в 1725 году орёл вернулся на рублёвые монеты. При Петре II с рублёвых он исчез, оставшись только на полтинниках. Анна Иоанновна вернула орла на монеты, дополнив его изображение гербом Москвы с ездцом, расположенным на геральдическом щите. Иоанн Антонович провёл «редизайн» орла. Он избавился от пышного хвоста, геральдический щит изменил форму, а вокруг него появилось множество мелких символов. Таким же он был и при императрице Елизавете, и при Петре III, и даже при Екатерине II. Только Павел I, большой поклонник рыцарской тематики, в очередной раз изменил внешний вид орла – птица стала более романской, агрессивной, хотя ключевые элементы изображения остались на месте.
Следующий император, Александр I, немного заменил орлу скипетр. Но это была совсем незначительная «правка». Масштабные изменения ждали орла при Николае I.
Николай I увеличил орлу размер крыльев, сократил длину шей, «отобрал» у несчастной птицы державу и скипетр, и «вручил» лавровый венок, ленту и булаву. Количество корон тоже уменьшились. Теперь она осталась одна.
Но таким орёл на монетах пробыл совсем недолго. Уже следующий император Александр II в очередной раз изменил внешний вид птицы. Теперь у неё было три короны, соединённые лентой. В лапы вернулись держава и скипетр. А на крыльях изображались гербы отдельных регионов Российской Империи. Таким символ и пробыл до самой Октябрьской революции.
Герб на монетах СССР
РСФСР, а затем и СССР, своей идеологией провозгласил коммунизм и главенство рабоче-крестьянского класса – в противовес Российской Империи, в которой признавалось самодержавие и православие как основа государственного строя. Как следствие, использовать старый герб было невозможно – он противоречил основам новой страны.
Тем не менее, резких изменений тоже нельзя было допускать. Именно поэтому герб РСФСР, введённый в действие в 1918 году, имел привычную геральдическую структуру. Центральная часть являла собой преобразованный щит, окружённый венком. Только на щите изображалось восходящее солнце и символ рабоче-крестьянского движения (серп и молот), а венок состоял из пшеничных колосьев.
В чуть изменённом виде он чеканился на монетах. Основные элементы структуры были те же. Но если в оригинальном гербе колосья отстояли от щита, то на монетах они заходили на щит.
В 1923 году Гражданская война начала подходить к своему завершению, а РСФСР стала лишь одной из республик нового государства – СССР. И ему потребовался новый герб. Символ лишился геральдических элементов и приобрёл узнаваемую советскую стилистику. На гербе изображался земной шар, поверх которого находились перекрещённые серп и молот, и всё это – на фоне восходящего солнца. Центральная композиция была заключена в венец из пшеничных колосьев, перемотанный лентой, на которой приводилась надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на всех языках союзных республик.
В аналогичном виде герб приводится на монетах СССР. Что интересно, число витков ленты менялось в зависимости от того, какие республики входили в состав государства. Если в 1923-1925 году на монетах было всего 6 витков ленты, то после 1956 года это количество увеличилось до 15.
В таком виде герб сохранился на монетах вплоть до распада СССР в 1990 году.
Герб на монетах России и Российской Федерации
В 1990 году Советский Союз распался на множество независимых государств. В их числе, в которой происходили довольно сильные перемены – сначала суверенитет приобрела РСФСР, затем крах потерпел Союзный Центр, и только с декабря 1991 года Российская Федерация приобрела современный вид.
Несмотря на то, что основой государственного строя Российской Федерации стали капитализм, демократия и рыночная экономика, при выборе символики было решено вернуться к гербу имперских времён. Однако его утверждение заняло слишком много времени.
В период с 1991 по 2000 годы герб Российской Федерации многократно менялся. Его общая стилистика была схожей независимо от версии – двуглавый орёл со скипетром, державой и тремя коронами Петра I. Разнились только мелкие детали.
Однако Банку России требовалось выпускать деньги и до 2000 года. Первая партия монет нового государства была отчеканена ещё в 1991 году. И именно поэтому Банк России использовал собственную модификацию герба – двуглавого орла без «украшений» (корон, скипетра, державы, гербов Москвы или других регионов).
Первая масштабная денежная реформа в Российской Федерации (не экономическая, а именно денежная) произошла в 1997 году. Именно тогда Центробанк утвердил внешний вид монет и банкнот. Учитывая, что государственный герб на тот момент ещё не был верифицирован, учреждению пришлось использовать собственную символику.
Так на всех денежных знаках – от монет до банкнот – появился двуглавый орёл без «украшений». Он пережил несколько модификаций, перепечаток и дополнительных выпусков. В 2000 году государственный герб всё-таки утвердили, однако монетарной реформы не стали проводить. И двуглавый орёл чеканился на монетах и банкнотах вплоть до 2016 года.
Герб на монетах Российской Федерации после 2016 года
В 2014 году в честь проведения Сочинской олимпиады в России было отчеканено 7 партий памятных монет номиналом в 25 рублей. От «аналогов» они отличались не только внешним видом. С аверса пропал символ Центробанка – он уступил место государственному гербу Российской Федерации: двуглавому орлу со скипетром, державой, тремя «петровскими» коронами и ездцом на геральдическом щите в центре.
Тогда на эту перемену особого внимания не обратили. В конце концов, речь шла о памятных монетах, а они могут иметь какой угодно дизайн и практически не используются для обращения, хотя и имеют определённый номинал.
Но в 2016 году герб Российской Федерации появился и на монетах регулярного обращения – 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. На «копейках» по-прежнему чеканился ездец. Причины, по которым герб на рублёвых монетах изменился, не были объявлены, что породило множество домыслов как среди просто внимательных граждан, так и у любителей теорий заговора.
Одна из теорий гласит, что новые денежные знаки обеспечены серебром или золотом – как это было во времена Российской Империи. Однако она довольно-таки далека от реальности. Во-первых, история показала, что после 2016 года и вплоть до 2020 года рубль всё-таки терял и в международной цене, и во внутренней покупательской способности. Во-вторых, на новых банкнотах по-прежнему печатается герб Центробанка РФ (кроме 200- и 2000-рублёвых, где изображается двуглавый орёл со скипетром, державой и тремя коронами).
В 2017 году, перед выпуском новых 200- и 2000-рублёвых банкнот, директор Департамента наличного денежного обращения Банка России Александр Юров выступил с обращением, в котором объяснил, что смена внешнего вида является частью плановой модернизации денежных средств и никак не влияет на покупательскую способность, а монеты и банкноты, на которых изображается герб Центробанка, не изымаются из обращения и имеют такие же платёжные свойства, как и украшенные гербом Российской Федерации.
История двуглавого орла на монетах России
Двуглавый орел – один из самых древних геральдических символов. Изначально он использовался в Хеттском царстве, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, находившейся к востоку от бывшего государства хеттов.
В конце XIV века золотой двуглавый орел становится государственным символом Византийской Империи, которая унаследовала его от Римской Империи. Величественная птица, смотрящая одновременно на запад и восток, стала олицетворять единство Европы и Азии. Другая версия объясняет символическое значение орла с двумя головами как постоянную боевую готовность отражать вражеские набеги с обеих сторон.
Причины появления двуглавого орла на русской земле до конца не выяснены. Известно только, что этот символ появился в качестве государственного геральдического знака при Иване III, объединившем вокруг Великого княжества Московского тверские, ярославские, пермские и новгородские земли. Примерно в те же годы Русь окончательно избавилась от гнета со стороны Золотой Орды и стала развивать связи с европейскими государствами.
Объединив земли, Иван III Васильевич превратился из Великого Князя в царя Московского и взял в жены византийскую царевну Софью Палеолог. Возможно, желание подчеркнуть свое равенство с европейскими правителями и побудило Ивана III принять двуглавого орла в качестве геральдического символа.
На монетах встречаются самые разные варианты государственного орла, в том числе под одной, двумя или тремя коронами, со скипетром и без, с державой или без оной, с изображением вензелей, Андреевского креста и даже единорога.
При царе Алексее Михайловиче на рубле 1654 года (т.н. «ефимке») двуглавый орел изображен под одной короной:
После 1654 орла начинают изображать с поднятыми крыльями. Двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах изображен на серебряных монетах 1699-1729 гг., и на медных монетах 1700-1755 гг. выпуска.
С 1710 года начинают изображать геральдическую императорскую корону, хотя до принятия Петром I титула императора остается еще 11 лет. На полковых знаменах 1712 года также прослеживается это изменение.
Двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, а также со Святым Георгием на груди и знаком ордена Святого Андрея чеканится на:
Впервые цепь со знаком ордена Святого Андрея изображена на пробной полтине 1699 года. Это был первый образец знака ордена в виде Андреевского креста с тремя орлами, который позднее был изменен на общепринятый образец в виде двуглавого орла с Андреевским крестом на груди.
Иногда на груди орла размещали нетрадиционные изображения:
Особый тип государственного орла под одной короной, без скипетра и державы изображен на золотых монетах 1817-1831 гг., серебряных 1826-1831 гг., медных 1827 года и 1830-1839 годов. Этот образец орла был популярен в российской военной геральдике, особенно на знаменах и штандартах.
Одновременно с вышеописанным орлом в первой половине XIX века в русской геральдике используют и другой тип двуглавого орла — с поднятыми крыльями, под 3 коронами, со Святым Георгием, цепью ордена Святого Андрея, со скипетром и державой в лапах и титульными гербами на крыльях. Такой орел изображен на государственной печати и на платиновых, золотых и серебряных денежных знаках 1832-1858 гг., медных монетах 1849-1858 гг. и на всех монетах с двойным обозначением номинала (на русском и польском языках).
Пример серебряной монеты Николая I 1954 года выпуска:
В 1856 году в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Бернгарда Васильевича Кене, в России был введен новый тип государственного орла, встречающийся на всех монетах 1859-1917 годов.
Пример монеты Николая II достоинством в 1 рубль 1897 года выпуска:
В 1917 году для печати Временного правительства художником И. Билибиным был сделан рисунок государственного орла, имевший в основе изображение орла с печати великого князя Ивана III. Это изображение можно видеть на монетах 1917-1918 гг.
Этот же орел был повторен на монетах, выпущенных 1992 году Центральным банком России:
По материалам Г. Вилинбахова (Государственный Эрмитаж).
Разные орлы на медных монетах России
Двуглавый орёл – откуда он?
Орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны – древнейший символ. Его появление возводят к шумерской цивилизации. Правда, шумерский персонаж по имени Анзуд, Анзу или просто Зу, что означает «небесная птица», имел изначально голову льва. Но повздорил с богами из-за украденных им Таблиц Судеб – могущественного артефакта, и герой Нинурта раскроил ему стрелой голову напополам. Анзуд, тем не менее, выжил, залечив рану при помощи тех же Таблиц, но голов у него с тех пор стало две. А сам он стал личным животным и эмблемой Нинурта.
Далее мы встречаем изображения двуглавой хищной птицы на рельефах, оставшихся от хеттской державы – могущественного государства в Малой Азии, располагавшегося на территории нынешних Турции и, частично, Сирии. Самые древние изображения хеттского двуглавого орла датируются XIII в. до н.э.
На «исконной» же территории своего бытования, двуглавый орёл продолжает, по-видимому, существовать, переходя в качестве эмблемы от правителя к правителю и от государства к государству. Встречается он в Конийском султанате (1077-1307 гг.) на знамёнах сельджуков, начиная с Тогрул-Бека (ок. 990-1063 гг.), на гербах армянских князей.
Поскольку Восточная Римская империя на долгое время становится одной из основных политических и культурных доминант этого региона, двуглавый орёл появляется и здесь. Происходит это, вероятно, при династии Комнинов, вышедшей как раз из Малой Азии, откуда они могли перенять хеттских орлов. Так или иначе, птица с двумя головами появляется в византийском декоративном искусстве в качестве элемента орнаментов с XI века, когда правила эта династия. А официальным гербом императорского дома – но не империи, как часто ошибочно говорят – двуглавый орёл становится при последней византийской династии – Палеологах (1261-1463).
По-видимому, именно через Византию изображение двуглавого пернатого хищника попадает в Европу. С одной стороны – через земли, бывшие под властью или в зависимости от империи, а с другой, вероятно, с крестоносцами, возвращающимися из походов. Так или иначе, в конце XII в. он появляется на печати графа Людвига фон Саарвердена, а во второй четверти XV в. – становится официальным символом Священной Римской империи, наряду с одноглавым орлом.
Проникает двуглавый орёл и в символику Золотой Орды, свидетельство чему – монеты Улуса Джучи. Как раз с ними связана дискуссия о появлении орла на монетах и в государственной символике Руси, а затем Московского царства, Российской империи и современной России.
История двуглавого орла в России
Фигурирует орёл и в Великом Княжестве Тверском, в том числе на монетах. Он появился там несколько раньше, чем в Москве, и едва ли тверские князья, извечные соперники московских, стали бы чеканить на своей монете их эмблему. Даже учитывая неоднозначные, скажем так, их отношения в последний период существования княжества и разнообразие изображений на монетах тверской чеканки. Другое дело, что вопрос о том, откуда орёл попал, в свою очередь, в Тверь, тоже не вполне ясен. Возможны как ордынский, так и византийский варианты. И, в свою очередь, идёт дискуссия о том, как орёл попал в Орду – через Византию, либо из малоазиатских государств, вместе с турками-сельджуками.
Впрочем, некоторые исследователи, например, Е.Ю. Гончаров, полагают, что ордынская птица вообще не является орлом.
Наконец, неизбежная в случае с действующей государственной символикой политизация темы, также не способствует строгой академичности и научной объективности дискуссий.
Так или иначе, с последней четверти XV века двуглавый орёл становится государственной эмблемой сначала Московского Царства, затем Российской Империи, и, с перерывом на семьдесят пять советских лет в том или ином виде, остаётся ею до сего дня. А вот о том, каковы эти виды, в частности, на медных русских монетах – ниже.
Русские медные монеты с двуглавым орлом в допетровский период
Период XII – XIV вв. на Руси известен в нумизматике как «безмонетный». Действительно, в это время в русских княжествах собственные монеты не чеканились, или почти не чеканились. Причин ситуации называется несколько:
Комплекс причин, кратко обозначенных в двух последних пунктах, привёл к деградации в этот период экономической жизни русских княжеств, натурализации хозяйства и практическому отпадению нужды в чеканке монеты. Торговля, даже если не ведётся путём прямого обмена товара на товар, удовлетворяется в эту эпоху весовым металлическим обращением в виде гривен.
Но ко второй половине XIV в. эта ситуация постепенно меняется. Русские княжества постепенно восстанавливают политическую самостоятельность и экономику. Торговля начинает оживляться, в том числе – и внутренняя мелкая торговля. Особенно это касается крупных городов, центров удельных княжеств. А оживление торговли требует, в свою очередь, обращения наличных денег, следовательно – чеканки монет. Причём розничные сделки требуют мелких разменных денег.
Основной разменной медной монетой в XIV – первой половине XV вв. является пуло, или пул. Название это пришло из Золотой Орды. Нужно сказать, что русская нумизматика этого периода крайне запутана, так как полностью отражает феодальную раздробленность русских земель. Первыми чеканить собственные деньги начали крупные княжества – Московское, Рязанское, Суздальско-Нижегородское, а чуть позже – Тверское.
Однако собственные деньги чеканили также и более мелкие княжества вроде Ростовского или Ярославского. Более того, в составе крупных княжеств собственные деньги чеканили многие удельные князья, например, можайские, серпуховские или дмитровские в Московском, дорогобужские и кашинские – в тверском, пронские и переяславские – в рязанском.
Да и сама система чеканки денег тогда сильно отличалась от привычной нам государственной монополии на это производство. Чеканом занимались мастера-чеканщики, работавшие, конечно, с разрешения князя. Однако государственными служащими они не были, и отчеканить у них монету мог любой, принеся собственный металл и заплатив – как правило, частью того же металла.
Такое положение вещей естественным образом приводило к огромному разнообразию монетных штемпелей, на которых «жил» настоящий бестиарий из самых причудливых мифологических тварей. Встречаются среди них и изображения двуглавого орла. Наиболее часто эта птица попадается на монетах, отчеканенных в тверских землях. И если в случае с московским гербом мы склонны предполагать всё же скорее византийское происхождение птицы, то тверские монеты, видимо, действительно восходят к пулам и денгам Золотой Орды, например, монетам хана Джанибека, где это изображение также встречается. Следует, кстати, отметить, что именно тверские князья наиболее активно чеканят у себя медную монету.
Некоторые исследователи утверждают, что двуглавая птица появляется на московских монетах лишь на относительно короткий период в конце XV в. в связи с женитьбой Василия III на Софье Палеолог. Однако, например, на монетах дмитровского удельного княжества, вассального по отношению к Москве это изображение попадается в более ранний период. По-видимому, как подражание московским пулам Василия III в Пскове примерно в 1520-х гг. также чеканятся пулы с двуглавым орлом и названием города на реверсе.
Постепенно денежная система упорядочивается. Причины тому были как политические, так и экономические. Возвышение Москвы, централизация государства, требовала унификации, в том числе и денежного обращения, для привязки к ней бывших княжеств. Это подкреплялось и необходимостью упрощения торговых расчётов. Сокращается количество центров выпуска монеты. К концу царствования Василия III помимо московской и новгородской денги (так в этот период назывался основной номинал монеты) ходили ещё тверская и псковская. Кроме того, несмотря на запрет удельным князьям чеканить свои монеты, в хождении оставалось довольно большое их количество, поскольку специально из обращения они не изымались. Продолжают чеканиться и медные пулы. Одна московская денга по свидетельству Герберштейна равна в это время 60 пулам.
Алексей Михайлович вновь вводит медную монету в оборот, но назвать эту попытку удачной нельзя. Суть реформы, предложенной советником царя Фёдором Ртищевым, состояла в том, чтобы выпускать медные деньги, приравняв их к серебряным. То есть вводится принудительный курс медной монеты. Делалось это от нехватки в стране серебра – всё оно было покупное – а также по причине оскудения казны из-за войны с Речью Посполитой и чумы. Подвох был в том, что налоги и сборы государство при этом быстро стало принимать только серебряной монетой. Неудивительно, что не прошло и нескольких лет, как медные деньги обесценились примерно в 15 раз, и вспыхнул бунт, получивший название Медного.
Мелкая монета этого времени чеканилась с изображением всадника с копьём. Кстати, название «копейка», появившееся после реформы Елены Глинской, прочно вошло к этому времени в обиход. А вот на более крупных монетах – рубле и полтине, можно видеть изображение двуглавого орла, ставшего уже к этому времени государственной эмблемой. Орёл здесь с распростёртыми крыльями, увенчан трёхзубой короной, расположенной между голов.
После бунта медные деньги вновь надолго уходят из обращения. В следующий раз они появятся уже при Петре I.
Двуглавый орёл на медных монетах Российской Империи
Одним из ряда радикальных реформ, предпринятых Петром I по возвращении его из Европы, стало изменение и упорядочение денежной системы. Серебра в стране по-прежнему не хватало, и введение медной монеты для покрытия его дефицита, было не прихотью, а необходимостью. Но урок медного бунта не прошёл даром. Пётр вводит медные деньги в целом ряду других мер, таких, как свободный оборот золота и приравнивание серебряного рубля, ставшего отныне основой денежной системы, к талеру. К тому же, происходит это поэтапно.
Вначале, в 1700 году, выпускаются денга и полушка из меди. А также самый мелкий в истории России номинал в полполушки. На аверсе этих монет располагалось довольно примитивное изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, с царскими регалиями в лапах.
В 1701-м выпускаются серебряные монеты новых для России номиналов в 10 (гривенник) и 50 (полтина) копеек, а также полуполтина и полугривенник, а кроме того – золотые в 1 и 2 червонца, имевшие не привязанный к остальным русским деньгам плавающий курс.
В 1704-м чеканятся новые серебряные рубль и алтын (3 копейки), и одновременно – новая медная копейка.
Нужно отметить ещё два важных психологических аспекта петровской денежной реформы:
Кроме того, лучшее качество выделки монеты затрудняло её подделку, соблазн которой в случае с медью был особенно велик.
Таким образом, народ постепенно приучался к новым деньгам. Копейка, кстати, сохранила на своём аверсе и давшего ей название всадника с копьём.
С этой же целью – постепенного перехода на медную разменную монету, а также из-за военных издержек казны, в 1713 году чеканится сначала серебряный пятак – тоже абсолютно новый для России номинал монеты, а затем, через 10 лет – медный пятак вдвое меньший по весу. Эти монеты, несущие на аверсе двуглавого орла, получили у нумизматов прозвище «крестовик» за характерное изображение на реверсе. Кстати, уже после Петра доходы от чеканки этих монет так понравятся Екатерине I, Меньшикову и другим временщикам, что её неумеренный выпуск приведёт к разбалансировке экономики и денежного обращения, с чем придётся бороться вплоть до эпохи Елизаветы.
Разнообразие гербовых орлов на российских монетах императорского периода
Промежуток 1700 – 1917 гг., когда и существовала де-юре Российская Империя, в российской нумизматике принято называть императорским. Изменения в дизайне монет в это время происходили постоянно. Три с лишним столетия династии, на протяжении которых правили четырнадцать императоров и императриц, не могли не оставить своего следа в монетном деле, учитывая, что до появления средств массовой коммуникации монета всегда была одним из главных способов легитимации режима и политической пропаганды. И ставший официальным гербом империи двуглавый орёл не мог не отразить этих изменений. Какие метаморфозы он претерпевал и в чём их причины?
Их несколько.
1. Требования денежного обращения и монетного производства, куда входили:
2. Отсутствие в российской геральдике жёстких правил до второй половины XIX в., позволявшее варьировать герб, что давало почву для творчества не только заказчиков монеты, но и её изготовителей, а именно:
3. Изменения гербе государства.
Таким образом, в императорский период только основных типов орла на монетах выделяется шесть.
Первый тип: увенчанный тремя коронами двуглавый орёл с державой и скипетром в лапах.
Этот тип встречается на монетах из серебра и меди чеканенных в период 1700-1754 гг., имеет множество разновидностей, из которых ниже представлена лишь часть.
Первые монеты петровского времени машинной чеканки имели крайне примитивное изображение двуглавого орла, которое можно увидеть как на фото выше, так и здесь на рис. 9. Последующие выпуски имеют огромное разнообразие вариантов герба. Здесь представлены лишь некоторые из них. Особо здесь следует выделить два случая: вариацию орла Алексеева на денгах и полушках 1704 года, и версию орла Гаупта на пробном выпуске полушек и денег 1710 года.
После Петра массовые выпуски медных монет происходят при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне с 1730 по 1754 годы, и здесь изображения герба гораздо качественнее петровских. Видимо, женщины есть женщины – нужно, чтобы было красиво. А после 1754 года этот тип орла больше не встречается.
Второй тип: увенчанный тремя коронами двуглавый орёл с гербом Москвы (поражающим дракона копьём св. Георгием на коне) и орденом Андрея Первозванного на груди, или без него. В лапах орла – держава и скипетр.
А в более поздний период, во второй половине 1760-х годов, именно на материале этого типа орла ярко проявляются особенности чеканки разными монетными дворами. После перевода чеканки всей медной монеты в Екатеринбург, на монетах чеканки этого двора появляется особый подвид орла (рис. 13) и остаётся там до 1781 года, когда к чеканке меди приступает также Сузунский монетный двор. Позже оба монетных двора используют другую разновидность орла (рис. 14).
Когда в конце 1780-х Петербургский и Московский дворы вновь начинают чеканить медные деньги. Наряду с созданными Таврическим и Анненским, они выбирают рисунок, напоминающий рублёвый штемпель, созданный в 1857 г. французом Жаном-Антуаном Дасье (рис. 15). Екатеринбургский и Сузунский дворы в это же время выбирают каждый свой рисунок (рис. 16 и 17 соответственно).
С 1802 года орёл этого типа чеканится на медных монетах всех номиналов, а не только пятикопеечных, как было раньше. Одновременно вся медная чеканка опять остаётся в Екатеринбурге и Сузуне, причём последний продолжает использовать «павловский» вариант орла, основанный на штемпеле Гедлингера, а Екатеринбург пытается на короткое время (1802-1803 гг.) ввести свой дизайн герба со щитом норманнского типа на груди (рис.18).
Этот вариант герба иногда называют «николаевским» орлом. Хотя первый его вариант появляется на российских монетах (золотых) за 8 лет до коронации Николая I.
Всего герб имел четыре варианта изображения, из которых на меди с 1830 по 1840 чеканился только один.
Четвёртый тип герба появляется на платиновых монетах достоинством в 3, 6, и 12 рублей в 1828 году. Причём орёл на трёх- и шестирублёвках отличен от «двенадцатирублёвого», так как штемпели делали разные мастера – Якоб Рейхель в первом случае и Генрих Губе – во втором.
В 1832 эти орлы переходят на общегосударственные монеты из золота и серебра, а вот на меди они никогда не чеканились. Именно здесь появляются гербы провинций на орлиных крыльях, и привычный нам и в современном российском гербе «французкий» щит на груди.
Этот тип орла менялся три раза.
Будучи изначально единым для общегосударственных монет России – от медных до золотых, уже через год, в 1860 г., с началом выпуска трёх- и двухкопеечников на монетном дворе в Варшаве, в герб вносятся изменения, самым заметным из которых стала форма хвоста орла. Кроме того, он имел более крупную центральную корону, иной изгиб Андреевской ленты, соединяющей короны, отличался мелкими деталями крыльев, скипетра и державы. Такой орёл (рис. 2) получил у нумизматов прозвище «варшавский». Остальные две вариации орла шестого типа чеканились только из золота и серебра, поэтому здесь мы не будем останавливаться на них подробно.
Орёл без корон
Второй выпуск был чеканеным. На этих монетах орёл одинаков для всех номиналов, и очень похож на того, который ныне знаком нам всем по современным российским монетам образца 1992-2015 гг. Наиболее распространённой была трёхрублёвая монета, а всего армавирских монет было выпущено на сумму порядка шестидесяти тысяч рублей.
Двуглавый орел на российских монетах
После установления в России советской власти двуглавый орёл, как и вся старая государственная символика, оказывается ненужной. Что-то из дореволюционной эстетики частично возрождается в годы Второй Мировой войны, но сам орёл – герб прежнего режима, был, по сути, под запретом, сначала жёстким, а потом скорее просто обходился молчанием. Предполагалось, что возвращения к старому уже не будет.
Последняя на сегодня метаморфоза двуглавого орла на монетах произошла в 2016 году. С этого года орёл без регалий – тот самый билибинский, был заменён изображением Государственного Герба – коронованным орлом с регалиями в лапах.
Монархические регалии на гербе республики вызывают у некоторых недоумение. С другой стороны – звучат аргументы о верности традициям. Какой срок суждён на монетах этому орлу – кто знает? Ведь история не заканчивается.