Что означает двусоставное в синтаксическом разборе
Двусоставное предложение: примеры
Содержание:
Предложение является основной единицей синтаксиса, которая обладает следующими признаками:
Простые предложения подразделяются на следующие виды:
Что такое двусоставное предложение?
Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?
Вид предложения по структуре определяется грамматической основой.
Двусоставные предложения – это предложения, в которых грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
Односоставные предложения – это предложения, в которых грамматическая основа состоит либо из подлежащего, либо из сказуемого.
Характеристика двусоставных предложений
1. По цели высказывания
2. По эмоциональной окраске
3. По наличию или отсутствию второстепенных членов
4. Полные и неполные предложения
5. Осложненные и неосложненные предложения
К осложнениям в предложении относятся:
Остальные предложения являются неосложненными.
(осложнено деепричастным оборотом)
Порядок слов в двусоставном предложении
В русском языке в двусоставном предложении каждый член предложения имеет свое определенное место.
Прямой порядок
(СВОИ – согласованное определение стоит перед определяемым словом ЛИСТЬЯ)
Инверсия (нарушенный порядок)
Синтаксический разбор двусоставного предложения
Синтаксический разбор предложения включает в себя:
Синтаксический разбор позволяет видеть грамматическую структуру предложения, с помощью детального анализа объясняются знаки препинания, устанавливается связь слов в словосочетаниях.
План синтаксического разбора
Примеры синтаксического разбора двусоставных предложений
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Синтаксический разбор двусоставного предложения
Всего получено оценок: 382.
Всего получено оценок: 382.
Двусоставное предложение – это такая синтаксическая единица, в основу которой входят и подлежащее, и сказуемое. Как и все остальные типы предложений, оно имеет свою схему синтаксического разбора. Ученик в 8 классе должен уметь разбирать такие предложения по соответствующей схеме. Следует заметить, что данная тема считается одной из самых трудных и объемных, так как предполагает подытоживание целого блока пройденного материала.
Синтаксический разбор двусоставного предложения: поэтапная схема
На первом этапе всегда определяется, к какому виду относится предложение по цели высказывания, то есть повествовательное оно, вопросительное или побудительное. Далее определяется его эмоциональная окраска, то есть синтаксическая единица классифицируется по принципу восклицательности/невосклицательности.
После этого определяется грамматическая основа, которая у двусоставного предложения, как известно, состоит из подлежащего и сказуемого. Если больше никаких членов в предложении нет, то просто указывается, что оно нераспространенное, а также расписывается, чем выражены подлежащее и сказуемое.
Если же второстепенные члены предложения есть, то нужно разделить их на две группы – те, которые относятся к подлежащему, и те, которые относятся к сказуемому.
Если второстепенный член относится не к главному члену предложения, а к второстепенному, то он входит в группу того главного члена предложения, к которому относится “его” второстепенный.
Синтаксический разбор может быть устным и письменным, но в любом случае для того, чтобы его делать, нужно хорошо усвоить теоретическую часть. Если разбор письменный, в конце нужно составить схему предложения.
Сложности при разборе двусоставного предложения
Наибольшие трудности у учащихся вызывают второстепенные члены предложения, которые могут вызывать путаницу из-за того, что они выражаются разными частями речи, а также из-за того, что ученик не всегда понимает, от какого главного члена предложения ему следует ставить вопрос.
Вторая сложность заключается в построении схемы предложения, которая требует более абстрактного подхода, чем конкретный разбор. Ученику нужно научиться воспринимать не только конкретные слова, составляющие предложения, но и абстрактные синтаксические единицы.
При составлении схемы синтаксического разбора служебные части речи на схеме не указываются.
Что мы узнали?
Такая тема, как разбор двусоставных предложений, является очень объемной и требует от ученика обобщения уже полученных знаний. Он делается по определенной схеме, то есть проходит в несколько этапов, может быть письменным и устным. Обязательной для письменного разбора частью является составление схемы двусоставного предложения, что часто вызывает сложности у учеников. Двусоставные предложения могут быть нераспространенными или распространенными – разбор последних более сложен, поскольку нужно указать все второстепенный члены и выяснить, чем они выражены.
Синтаксический разбор предложения
Просто о синтаксическом разборе предложения
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
В простом предложении:
Сказуемое
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
Двусоставные предложения
Что такое двусоставное предложение в русском языке
Характеризуя предложение по количеству главных членов, его относят или к двусоставным, или к односоставным предложениям. Двусоставное предложение — это самый распространенный вид предложений в русском языке. Оно обязательно включает в себя подлежащее и сказуемое.
Медики сообщают о росте заболеваемости COVID-19. В этом предложении грамматическая основа медики сообщают представлена обоими главными членами: медики — подлежащее, сообщают — сказуемое. Это двусоставное предложение.
В СМИ сообщают о росте заболеваемости COVID-19. В этом предложении отсутствует подлежащее, это односоставное предложение.
Еще один пример: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок). Во всех четырех предложения отсутствует сказуемое — это тоже односоставное предложение.
Двусоставное предложение — это предложение, в грамматическую основу которого входят подлежащее и сказуемое.
Грамматическая основа, ее структура
Грамматическая основа предложения — этот главный структурный элемент предложения. В ней заложен главный смысл высказывания. Второстепенные члены могут присутствовать в предложении и добавлять информацию к основному высказыванию, а могут и отсутствовать, но без грамматической основы не может существовать предложения. В двусоставном предложении грамматическая основа включает подлежащее и сказуемое, которые тесно связаны между собой по смыслу и грамматически.
Таня (что сделала?) уронила мишку на пол. Подлежащее — Таня (сущ. ж.р.; в ед.ч.), сказуемое — уронила (глагол в форме ж.р., ед.ч.). Смысловая связь устанавливается по вопросу что сделала?, грамматическая связь выражена в том, что глагол-сказуемое употреблен в форме того же рода и числа, что и подлежащее.
Способы выражения подлежащего
Подлежащее — это главный член предложения, в котором говорится о предмете речи, поэтому подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? Найти подлежащее в предложении можно с помощью вопроса: о чем говорится в предложении? Чаще всего подлежащее выражено в предложении существительным в именительном падеже: (что?) Население Земли неуклонно растет. Подлежащее население является существительным. Реже в роли подлежащего выступают другие части речи.
Основные способы выражения сказуемого
Сказуемое — это главный член предложения, который характеризует предмет речи, рассказывает о его свойствах или действиях и отвечает на вопрос: что делает предмет?
Сказуемое обычно в предложении выражено глаголом: Артем (что делает?) не боится черных котов. Сказуемое «не боится» является глаголом и связано с подлежащим по смыслу (задаем вопрос) и грамматически (употреблено в ед. числе, как и подлежащее). Сказуемые бывают простыми и составными.
Порядок слов
Русский язык очень гибкий, поэтому в нем нет строгого порядка слов. Однако есть определенные закономерности, которых обычно придерживаются при построении предложений:
Многие существительные русского языка имеют одинаковую форму в именительном и винительном падежах. При использовании прямого дополнения в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного падежа, иногда возникает двусмысленность, которой следует избегать.