Что означает единая политическая организация общества это

Вопрос 2. Государство — это единая политическая организация общест­ва, которое распространяет свою власть на всю территорию стра­ны и ее население

Основные понятия:

Государство — это единая политическая организация общест­ва, которое распространяет свою власть на всю территорию стра­ны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает су­веренитетом.

Конституция РФ в ст. 1 провозгласила, что Российская Феде­рация является демократическим государством, то есть государством народовластия, где население в различных формах участвует в формировании органов государства и управлении государством. Конституция РФ закрепляет основ­ные политические права человека и гражданина на уровне между­народных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.), многопартийность и идеологический плюрализм (ст. 13), выборность основных органов государства и органов местного самоуправления (ст. 81, 96, 130 и др.), использо­вание референдума в общегосударственном и местном масштабах (ст. 84 и 130), разделение властей (ст. 10), равенство всех форм соб­ственности как основу свободной экономической деятельности и т.д.

Демократизм государства выражается в том, что все его уст­ройство и деятельность соответствуют воле народа; что государст­венные властные решения принимаются большинством народа (или его представителей) при уважении воли и прав меньшинства и при нерушимости прав и свобод отдельного лица. Демократия — политический строй, основанный на призна­нии принципов народовластия, свободы и равноправия граждан.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ такой характеристики России, как демократическое государство, означает фактически закрепление одноименного политического режима. Политический режим — (в узком смысле) совокупность прие­мов и методов, с помощью которых государственные органы осу­ществляют принадлежащую им власть; (в широком смысле) уро­вень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальной конститу­ции и правовых форм политическим реалиям, характер отноше­ния властных структур к правовым основам государственной и об­щественной жизни.

Основные элементы демократического политиче­ского режима, позволяющие характеризовать РФ, как демокра­тическое государство, следующие:

1) народный суверенитет — принадлежность верховной власти
народу и осуществление ее народом как непосредственно, так и
через своих представителей;

2) идеологический и политический плюрализм;

3) провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценно­стью, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, имущественного состояния, вероисповедания и
иных факторов;

4) плюрализм форм собственности, провозглашение России

5) разделение властей на законодательную, исполнительную и

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

Далее, характеризуя политический режим, следует сказать, что, несмотря на провозглашение демократических ценностей в Конституции РФ, сложно сразу перейти к демократии от тотали­тарного и авторитарного политических режимов, существовавших в нашей стране в XX в. (например, элементы всеобщего контроля государственных органов за жизнью граждан).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие и признаки государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны

Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это

Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это

Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения.

Характерные признаки современного государства.

1. Государство представляет собой единую терри­ториальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все населе­ние в пределах определенной территории. Территориальное разде­ление населения в отличие от кровно-родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт — гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространствен­ного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государствен­ной границы, которая отделяет одно государство от другого.

Понятие государственной территории важно не только для деления внут­реннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет террито­рии других государств.

Государство обладает территориальным верховенством в пре­делах своих границ. Это означает единство и полноту законода­тельной, исполнительной и судебной властей государства над на­селением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государст­во распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

2. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые име­ют обязательную силу для всего населения страны. Будучи офи­циальным представителем всего общества, государство в необхо­димых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с по­мощью своих специальных органов (судов, администрации и дру­гих).

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.

Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, и за её пределами которые выражается в следующем:

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организа­циями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это

Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это

Схема 1. Признаки государства

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то, первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Для общества жизненно необходимо, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.

Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур через выборы, референдумы, опросы, а также деятельность политических партий, профессиональных союзов, общественных объединений.

Конкретный человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

Источник

Государство и политическая власть

Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть фото Что означает единая политическая организация общества это. Смотреть картинку Что означает единая политическая организация общества это. Картинка про Что означает единая политическая организация общества это. Фото Что означает единая политическая организация общества это

Раздел 1. Государство и политическая власть

1.1.Понятие, признаки и функции государства

которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население.

Необходимыми и достаточными предпосылками для образования государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ и государственная власть.

Государственная власть требует организационного господства с перспективой на длительность, осуществляемого эффективным, дееспособным правительством, причем хотя бы над большей частью территории и ни большинством жителей. Государственная власть нуждается в суверенности. Лишь государственная власть обладает верховенством, т. е. таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.

Эти признаки, взятые в единстве, образуют понятие о государстве

как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.

1) Публичная власть;

2) Государственный суверенитет;

4) Территориальная организация населения;

5) Легитимная власть;

6) Наличие специального аппарата управления обществом;

7) Наличие государственной символики;

8) Организация жизни населения на правовых началах;

Функции государства.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т. е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

форму территориального (государственного) устройства

политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т. д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

В «чистом» виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1. полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2. для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3. единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4. единая система законодательства для всего государства;

5. одноканальная система налогов, т. е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного гражданства», т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т. д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Источник

Значение слова государство

Словарь Ушакова

госуд а рство, государства, ср.

Политическая наука: Словарь-справочник

1) способ организации общества, основной элемент политической системы. В конституционном праве под понятием государства подразумеваются все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы с местными представителями властных органов. В международном праве государство является основным участником международных отношений, включает политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным качеством государства является его суверенитет. Государство имеет определенную форму правления (монархия, республика), по форме государственного устройства может быть унитарным или федерацией;

Современный экономический словарь. 1999

в качестве экономического субъекта

1) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

2) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Этимологический Словарь Русского Языка

Слово «государство» со значением «акт правления» было известно в русском языке с XV в., однако получило широкое распространение в разговорной речи только в XVII в. В письменных источниках слово государство впервые встречается в «Уложении» 1649 г.

Происхождение его аналогично происхождению слова «господинь» от существительного «господь», восходящего к общеславянскому корню gospodarь и сложению индоевропейских основ gost (гость) и potis (могущий).

Существуют предположения, что слово «государство», так же как и слово «государь», образовано от основы суд-, тогда «государь» – «верховный судья», а «государство» – полновластный способ управления, обладающий правом суда.

Производные: государственный, государствовать.

Фразеологический словарь русского языка

Пограничный словарь

единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает для этого обязательные для всех правовые акты.

Словарь экономических терминов

(в качестве экономического субъекта)

1) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

2) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Политология. Словарь терминов

важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:

1. «Силовая» (Д. Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.

3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приво дят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятеяльности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими.

4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате есттественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье.

5. Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противопо ложность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных общественных установлениях.

6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является от ражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий».

Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм).

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения «небесного порядка вещей». Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества.

Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр.

Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др.

В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей.

Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Форма организации общества во главе с правительством и другими органами власти; территория, на которой существует такая форма.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

политическая форма организации общества, возникшая в результате его раскола на противоположные классы. Г. осуществляет управление, охрану его экономической и социальной структуры, прежде всего в интересах экономически господствующих сил и с учетом интерсов всего общества. Г. — основное, но не единственное политическое учреждение институционального общества. Наряду с ним действуют партии, объединения, союзы и др., в совокупности составляющие политическую систему общества. От других звеньев этой системы Г. отличает:

— наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население;

— наличие права совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;

— наличие определенной территории, на которую распространяется власть данного Г.

см. также Анклав, Архия, Деэтатизация, Инаугурация, Конфедерация, Политическая система, Территория государства, Этатизм

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG state)

источник народного правления и институт, в к-ром сосредоточены социальная власть и сила. Г. поддерживает порядок и оказывает разнообразные услуги своим гражданам. Христианство считает, что Г. установлено Богом (Рим. 13), но потенциально оно может быть демоническим (Откр. 13).

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: страна, держава (высок.), республика

Энциклопедический словарь

политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Словарь Ожегова

ГОСУДАРСТВО, а, ср.

1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.

2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства.

Государство в государстве 1) маленькое самостоятельное государство внутри большого; 2) организация, существующая внутри другой, но полностью самостоятельная (книжн.).

| прил. государственный, ая, ое. Г. герб, гимн. Г. аппарат. Г. строй. Государственная граница. Государственная собственность. Государственная тайна (сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством). Государственное право (совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного строя). Г. язык (официальный язык государства).

Государственная машина (книжн.) вся система аппарата государственного управления.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Государственная власть, кот. во всем господствует и ни в чем не подчиняется, есть власть верховная. Объем тех прав верховенства, которые в данное время принадлежат Г., определяется культурными условиями времени и места. Г., располагающее верховною государственною властью, есть государство простое. Но история и современность представляют нам примеры Г., входивших или входящих, как члены, в состав высшего целого; это целое получает название сложного Г. (реальная уния, союзное Г., союз Г.; см. эти слова). Сложное Г. наблюдает, чтобы Г., входящие в его состав, не присваивали себе принадлежащих ему прав верховенства; оно пользуется их средствами для осуществления своих прав и может (в порядке, установленном основными законами) облечь себя новыми правами верховенства. В этих трех направлениях проявляется господство сложного Г. над государствами, входящими в его состав. Г., входящие в состав сложного Г. (напр. штаты, кантоны, государства Германии), в известных отношениях подчинены другой власти; поэтому они не суверенны, но все же они — государства и не могут быть приравнены к союзам публичного права. От последних они отличаются тем, что: 1) не несут перед верховным сложным Г. обязанности действительно осуществлять свои права верховенства и верховное Г. не имеет права контроля над их деятельностью по этому предмету; 2) власть их в определенных границах есть власть самостоятельная, вследствие чего они могут, не вторгаясь в компетенцию сложного Г., создавать для себя новые права верховенства. Вассальное Г. тоже является частью сложного Г., но не принимает участия в отправлениях власти верховного Г.; оно есть часть сложного Г., между тем как раньше упомянутые Г. суть государства-члены (Gliedstaaten). Г., входящее в состав союза, основанного международным договором, остается суверенным; подобный союз есть институт международного права (см.), а не государственного; международные договоры обязывают, но не подчиняют.

Наряду с классификацией Г. существует классификация форм правления. Под формой правления разумеют организацию государственной воли. Г., для своей деятельности, нуждается в лицах, которые бы воплощали в себе и осуществляли его волю; такие лица или собрания лиц являются органами Г. Без органа, служащего воплощением его воли, Г. существовать не может. Отсюда следует, что во всяком Г. имеются такие органы, которые существуют не в силу акта государственной воли, не в силу поручения, но непосредственно в силу государственного порядка. Такие органы, могут быть названы органами непосредственными. Их устройство и компетенция излагаются в основных законах, которые на западе называются конституциями. Непосредственные органы сами физически не могут осуществлять всей деятельности Г.; поэтому они известный круг государственных дел поручают другим лицам и коллегиям, которые являются уже органами посредственными. В историческом развитии теорий государственной власти она первоначально считалась свойством какого-либо лица, индивидуального или коллективного, и только впоследствии более глубокий анализ перенес ее на Г. Уже Аристотель указал, что государственная власть и государственная воля могут быть воплощены в одном лице ( монархия ), в нескольких лицах ( аристократия ) или в организованной массе лиц ( демократия ); он же установил подразделение этих форм на правильные и неправильные (см. Власть). Г., в которых одно лицо является воплощением государственной воли и облечено всею полнотою государственной власти, называются абсолютными. В новейших западноевропейских Г. вся полнота государственной воли и власти воплощается не в одном, а в нескольких органах (напр. король и парламент). Такие Г. обыкновенно называются конституционными, все равно, образуют ли они монархию (см.) или республику (см.). Между монархиями различаются представительные и парламентские (см.). В парламентских монархиях (Англия, Бельгия) король составляет министерство из членов той партии, которая в данную минуту получила перевес на выборах; следовательно, министерство является органом парламентского большинства. Этого нет в монархиях представительных, напр. в Германии и Австрии. О различных видах демократии см. соотв. ст. В деятельности Г. замечается одна функция, которая свойственна только ему одному. Это — установление права. Определяя границы деятельности отдельных лиц и союзов в отношениях их между собою и к Г., государство тем самым устанавливает и границы своей деятельности. Создавая лица, оно само является лицом и делается субъектом права (см. Государственное право). Размер услуг, которых Г. может требовать от отдельных лиц, пределы, с соблюдением которых оно может вторгаться в сферу их жизни, определяются правовым порядком, им самим установленным. Г., которое в своей деятельности соблюдает рамки, установленные правом, есть Г. правовое или, точнее, правомерное (Rechtsstaat; так как в Западной Европе главные основы этого права излагаются в конституциях, то отсюда термин Verfassungsstaat, который часто употребляется взамен термина Rechtsstaat ввиду того, что последний в учении Канта и теориях индивидуализма имел другое значение). Существо правомерного Г. (см. Право) заключается в самоограничении, в законности, в силу которой всякий акт государственной власти основывается на законе. Констатируя через посредство установленных органов наличность данной нормы права, определяя пределы применения какой-либо нормы, разрешая споры о правовых отношениях, в каждом конкретном случае выясняя наличность и размеры своего права на наказание, Г. отправляет правосудие. Помимо установления права и отправления правосудия, вся остальная деятельность Г. есть управление (см. Бюрократия, Децентрализация, Централизация, Самоуправление). Формы управления не зависят от форм правления: бывает демократия совершенно централизованная (Франция) и демократия с широко развитым самоуправлением (Швейцария). Управление, как осуществление целей, поставленных себе Г. (в число которых входит и самосохранение — военная сила), свойственно не одному Г. Всякий союз, созданный для осуществления каких-либо культурных целей, имеет свою сферу управления и свои органы. Всякую задачу человеческой жизни Г. может сделать предметом управления; но есть некоторые цели, от осуществления которых современное Г. отказывается совершенно. Таковы цели религиозные, составляющие задачи церкви (исторические отношения Г. к церкви были самые разнообразные; см. Церковь, Теократия). Существо государственного управления заключается в том: 1) что оно располагает принудительною властью, 2) что оно есть не только право Г., но и его обязанность (как и все функции Г.). Материальное содержание управления, т. е. цели, которые Г. на себя принимает, определяется условиями времени и места. Поскольку в управлении содержится момент самостоятельного решения, оно является распоряжением; поскольку управление состоит в осуществлении полученного приказа, оно есть исполнение. В распоряжении орган управления проявляет известную инициативу, т. е. свободную деятельность, направленную к целесообразному исполнению государственных дел. Закон не может предвидеть всех возможных комбинаций жизни, при которых задачи, принятые на себя Г., могут потребовать деятельности органов государственного управления. Отсюда известная сфера свободного усмотрения (administration discrétionnaire, freies Ermessen), которая неустранима, но по возможности суживается. Границы свободного усмотрения определяются по возможности точно; образуются особые органы для разрешения споров об этих границах (административная юстиция). Установление права, суд и управление — таковы три функции Г.; отсюда теория разделения властей (см.), рассматривающая управление как исполнение законов (см. Закон). Без твердого различия между законом, судебным решением и административным распоряжением, без установления точных отношений между органами законодательства, суда и администрации невозможно существование правомерного государства.

Литература: Редкин, «Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще» (СПб., 1889 и сл.); Блунчли, «История общего государственного права и политики от XVI в. по настоящее время» (СПб., 1874); Чичерин, «История политических учений» (М., 1869-77); Pollock, «An Introduction to the History of the Science of Politics» (1890); Сергеевич, «Задачи и методы государственных наук» (М., 1871); его же, «Государство и право в истории» («Сборник государственных знаний» В. Безобразова, т. VII, СПб., 1879); Holtzendorff, «Die Рrinсi pien der Politik» (2 изд., 1879); Waitz, «Grundzüge der Politik» (1862); Gneist, «Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatsverwaltung und Selbstverwaltung» (1869); его же, «Der Rechtsstaat und die Verwaltungsgerichte in Deutschland» (2 изд., 1879); Bernatzik, «Republik und Monarchie» (1892); Jellinek, «Die Lehre von den Staatenverbindungen» (1882); Laband, «Das Staatsrecht den deutschen Reichs» (2 изд. 1889); Sarwey, «Das öffentliche Recht und die Verwaltungrechtspflege» (1880); Marquardsen, «Handbuch des öffentlichen Rechts der Gegenwart in Monographien» (1883 и сл.; многотомное издание, в котором государственное право современных государств Европы и Америки обработано в монографиях различных специалистов; государственное право России обработано Энгельманом); Виллемс, «Римское государственное право» (2 вып., Киев, 1889-90); Градовский, «Государственное право главнейших европейских держав» (т. I, СПб., 1884); Коркунов, «Сравнительный очерк государственного права иностранных держав» (СПб., 1890); Дюгамель, «Опыт государственного права Российской империи» (СПб., 1833); Андреевский, «Русское государственное право» (т. I, СПб., 1866); Градовский, «Начала русского государственного права» (т. I-III, СПб., 1875 и сл.); Романович-Славатинский, «Система русского государственного права» (т. I, Киев, 1886); Алексеев, «Русское государственное право» (М., 1892); «Staatslexikon», herausg. durch A. Bruder (1891 и сл.); «Handwörterbuch der Staatswissenschaften», herausg. vоn A. Conrad und W. Lexis (1890 и сл.); Stengel, «Wörterbuch des deutschen Verwaltungsrecht» (1889-90); M. Block, «Dictionnaire de l’administration française» (3 изд., 1890 и сл.); Mühlbrecht, «Bibliographie für Staats— und Rechtswissenschaften» (Берл. с 1868 г.). См. Право, Социология.

Большой юридический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *