Что означает ехать юзом
Физика для автомобилистов. Юз и занос
Физика для автомобилистов. Юз и занос.
Сегодня ехал на такси-машине, водитель которой рассказал мне про, казалось бы, необъяснимый случай.
А именно, что большую гружёную фуру (на которой он раньше и работал) на практике невозможно остановить на том же самом тормозном пути, который годится для маленького легкового автомобиля.
Над чем я и призадумался сразу: и почему же? Ведь формула тормозного пути не включает в себя массу машины.
Но, как известно, фура представляет из себя сцепку собственно тягача и прицепа с грузом.
А хотя … давайте начнём с самого простого.(а про сцепку эту мы потом рассмотрим, в следующей статье)
И для этого представим, что Вы – водитель автомобиля и его Вам надо (срочно!) затормозить. Что произойдёт, если Вы резко нажмёте на тормоза?
(и, в особенности, на (потенциально) скользкой дороге
(заснеженной, или даже обледенённой.(что вот уж скоро будет) Или попросту мокрой.))
Все практики-водители знают, что при этом машина перестанет слушаться тормозов и пойдёт «юзом», то есть возникнет проскальзывание колёс машины относительно дороги.
(а уж тем более, если ты на зимнюю резину шины не успел вдруг поменять.)
Поэтому-то водители-практики применяют следующий приём: при необходимости затормозить на (потенциально) скользкой дороге они нажимают на педаль тормоза плавно и по нескольку раз. Чего тут в результате машина останавливается у них. (хотя и пройдя немного больше путь тормозной, чем ожидалось)
Но самое главное-то тут что? Что как водителям-практикам всё-таки удаётся затормозить машину, в ситуации критической для торможения её?
А, видимо, они, учебник физики в своё время читали хорошо (или занимательные по физике книги Перельмана) Из чего они и знают такой вот опыт: если на стол постелить нам скатерть, и на неё поставить кухонную утварь, то при выдергивании скатерти этой резко (то есть при большой скорости ей) вся эта утварь останется на столе. А, если же скатерть плавно тут тянуть, то всю эту утварь ты на пол стянешь.
А отсюда вывод: сила трения тем больше, чем медленнее мы двигаем предмет относительно (контактирующего с ним) предмета.
(то есть она зависит не только от веса двигаемого предмета (как это сказано в учебнике по физике для средней школы), но и от скорости его.)
А отсюда и обратное этому явленье: если пытаешься (с места) разогнаться очень скоро, то машина тут опять юзит и, возможно даже, совсем не трогается с места.
Так каково же всё-таки научное объясненье этому вот явленью?
Поскольку сила трения между телами возникает из наличия неровностей на них, то получается, что эта сила является отраженьем дополнительной энергии затраты, чтобы на эти неровности въезжать. Но если скорость мы придаем такую двигаемому предмету, что перелетает сразу, за 1 «присест», через неровностей много, то дополнительной энергии на неровности подъём мы будем тратить меньше. А именно, примерно во столько же раз меньше, через сколько неровностей мы за раз перелетаем, ибо после этого только нам опять на неровность взбираться надо. А отсюда вывод: чем больше скорость, сообщаемая телу, тем меньше будет (по модулю) сила тренья, действующая на данное тело. Ибо в итоге наши энергии затраты на (неровности) подъём, конечно, будут меньше.
В итоге: чем больше скорость объекта относительно объекта торможения, тем меньше сила трения между ними.
(Вот подробнее эти рассужденья http://www.proza.ru/2016/11/27/114 )
А отсюда нам теперь становится понятно, почему при попытке быстро затормозить машину или её быстро разогнать проскальзывание колёс по грунту возникает. Ибо в этом случае не хватает силы трения колёс о грунт. Ибо даже при той же самом машины весе
(то есть вместо её массы.
Ибо именно от веса тела (а не от его массы изначально) зависит сила реакции опоры
(которая и вписана в закон Кулона-Амонтона, который и определяет модуль силы тренья)
Которая зависит, между прочим, от угла наклона плоскости наклонной, по которой движется тело.
А отсюда новая тема: разгон и торможение на подъёме или спуске)
сила трения и от скорости движения машины еще зависит (относительно грунта)(а на самом деле – от линейной скорости движения точки на ободе колеса относительно грунта.)
**
Теперь продолжим дальше рассуждение наше. Представим, что мы затормозить решили, на потенциально дороге скользкой жмём на тормоза. Но при этом мы не знаем (хотя, возможно, и предполагаем), что коэффициент трения колёс о грунт для левого и правого колеса различен. А отсюда тут возможно и такое: при некоторой скорости обода колёс проскальзывание левого и правого колеса относительно грунта различно будет. Так что мы получаем тут в итоге? Занос, конечно же, занос.
То есть машина наша поворачивать начинает относительно прежнего нашего курса (и это несмотря на то, что мы не трогаем руля) И притом в сторону ту, на которой больше коэффициент тренья силы.
То же самое (в этом же случае, то есть в случае асимметрии коэффициентов тренья по колёсам) будет, если мы решили разогнаться. (то есть тоже получим мы занос) Но только лишь с отличием тем, что машину (нежданно-негаданно) разворачивать будет в сторону ту, на которой меньше коэффициент тренья силы.
Теперь давайте ситуацию управления машиной усложним. И рассмотрим мы машины поворот, которому сопутствует асимметрия коэффициентов трения по колёсам. Что мы получим тут в итоге?
Если поворачиваем, допустим, влево, а коэффициент трения правого колеса о дорогу меньше, чем у левого колеса, то опять получим мы занос. И заносить нас будет в этом случае вправо, минус к повороту руля.
(И как нам реагировать на это? Увеличить угол поворота руля или увеличить скорость движения машины, ибо иначе мы не впишемся тут в дугу поворота.)
Если поворачиваем, опять же, влево, но коэффициент трения правого колеса о дорогу больше, чем у левого колеса, то опять получим мы занос. Но заносить нас будет в этом случае влево, плюс к повороту руля.
(И как нам реагировать на это? Уменьшить угол поворота руля Или уменьшить скорость движения машины. ибо иначе мы не впишемся в дугу поворота.)
А главное без необходимости не надо резко нажимать на газ или тормоз.
А также машина юзит еще и потому, что при повороте линейная скорость наружного колеса больше, чем скорость внутреннего колеса. (а значит, сила трения, действующая на него, меньше) А отсюда, из этой особенности силы тренья (от скорости еще зависеть, см. статью по связанной теме) проскальзывание возникает, наружного колеса. Поэтому при крутом машины повороте, да еще и на поверхности скользкой) машину и заносит, в сторону, обратную повороту.
Желаю вам управляемой машины, уважаемые автомобилисты!
Значение слова «юз»
Юз наблюдается при торможении, причиной юза является превышение тормозного усилия над силой сцепления колеса с опорной поверхностью.
Юз возникает не только при блокировании колеса, но и при его вращении, когда колесо проскальзывает по дороге.
Скольжение колес при разгоне — буксование (на железнодорожном транспорте боксование).
Во избежание юза на современных автомобилях применяют антиблокировочные системы, снижающие тормозное усилие при возникновении юза. На железнодорожном транспорте для предупреждения юза применяется регулирование тормозного усилия в зависимости от загрузки с помощью грузового авторежима.
ЮЗ, а, м. (спец.). Буквопечатающий телеграфный аппарат. Передать депешу по юзу. [По имени изобретателя, американца Hughes.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. скольжение колес транспортного средства по дороге из-за полной или частичной блокировки колес при торможении ◆ переднее колесо пытается встать поперек движения остальных частей этой несложной машины, колесо дает юз, спицы его по ходу дела срезают головки одуванчикам Саша Соколов, «Школа для дураков», 1976 г. ◆ Над трамвайными линиями вдоль скверов раскачиваются на ветру желтые прямоугольники «Берегись юза, листопад». Борис Левин, «Инородное тело», 1965-1994 гг.
юз II
1. устар. буквопечатающий телеграфный аппарат ◆ Ближайший юз находился в Пскове, где можно было, таким образом, связаться и со Ставкой, и с Петербургом, и с Царским Селом и получить информацию. C. П. Мельгунов, «Мартовские Дни 1917 года», 1940-1954 гг. ◆ А я на юзе разговором важным занят. П. Н. Краснов, «От Двуглавого Орла к красному знамени», 1922 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полниться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что означает ехать юзом
3.2.5.3. БОКСОВАНИЕ И ЮЗ
[ЖДТЭ] Боксование (буксование) – вращение движущих колес локомотива с угловой скоростью, превышающей поступающую скорость движения локомотива. Боксование у локомотивов является результатом превышения усилия, передающегося от тяговых двигателей, над силой сцепления колес с рельсами. [ТПДеев] В процессе боксования может произойти разрыв бандажей обмоток тяговых двигателей, повреждение зубчатой передачи, образование кругового огня на коллекторе. В момент прекращения боксования возникает резкое увеличение (толчок) силы тяги и опасность разрыва поезда. Боксование сопровождается интенсивным износом бандажей колесных пар и рельсов.
Рис.3.2.5.3-1. Результат «легкого» боксования
Незначительное боксование с перерывами называется пробоксовыванием.
[ОТП] В эксплуатации перед каждой поездкой проверяют надежность действия песочниц, особенно в зимнее время, когда трубы забиваются снегом. Чтобы повысить эффективность использования песка, его нужно подавать перед возможным срывом сцепления, при движении по кривым малого радиуса, переездам и местам с загрязненными рельсами.
В настоящее время локомотивы имеют реле боксования, которые помогают машинисту обнаружить начавшееся боксование колесных пар, сигнализируют ему об этом, автоматически подают песок под колеса или снижают силу тяги.
Все существующие системы реле боксования обнаруживают уже начавшееся проскальзывание колесных пар. Для возможно более раннего его обнаружения они должны обладать достаточно высокой чувствительностью. Однако такая чувствительность не должна вызывать ложные срабатывания реле.
Юз может возникнуть также при заклинивании моторно-якорных подшипников тяговых электродвигателей, зубчатой передачи, заклинивании тормозных колодок на колесах вагонов.
[ТПДеев] Опасность и вредные последствия юза состоят в увеличении тормозного пути поезда, в изнашивании рельсов и образовании ползунов (лысок) на ободах колес вследствие трения между ними, в интенсивном выделении тепла в зоне контакта, резко снижающего прочность стали, в возникновении наваров на колесе в результате наволакивания металла.
Рис.3.2.5.3-2. Ползун и наволакивание метала на ободе колеса
Для обнаружения юза (по аналогии с боксованием) на локомотивах применяются реле, подающие сигнал на пульт машиниста, где расположена сигнальная лампа.
Юз и причины возникновения. Что делать?
Причины возникновения юза:
• слишком большая для данных дорожных условий скорость движения автомобиля;
• резкие изменения направления и скорости движения машины, в результате чего смещается центр ее тяжести и теряется сцепление с дорогой;
• блокирование колеса во время резкого торможения или при резком увеличении скорости движения автомобиля.
Чтобы уменьшить риск юза:
• держите чистым лобовое стекло; хороший обзор позволит вам избежать резких торможений;
• соизмеряйте скорость движения с условиями дороги;
• будьте предельно внимательны во время дождя и в гололед:
• проявляйте осторожность во время движения по дороге, усыпанной щебенкой, мокрыми палыми листьями и залитой грязью;
• старайтесь предугадать действия других водителей;
• следите за состоянием своей машины. Юз неизбежен, если у вас «лысая» резина, слабые тормоза, люфт рулевого колеса.
КАК ВЫЙТИ ИЗ ЮЗА?
Юз задних колес
При скольжении задних колес автомобиля его разворачивает боком к направлению движения. Так происходит во время поворота на высокой скорости, а также при резком торможении на скользкой или неровной дороге. Вот схема действий водителя машины любого типа в данной ситуации:
1. Немедленно уберите ногу с педали тормоза или газа, но не выключайте сцепление.
2. Не слишком резко поверните руль в сторону заноса, а затем быстро верните его в прежнее положение.
3. Если машина выровняется, слегка нажмите на газ.
Юз передних колес
При скольжении передних колес автомобиль продолжает движение вперед, хотя вы повернули рулевое колесо направо или налево.
Действия водителя заднеприводного автомобиля:
1. Немедленно уберите ногу с педали газа. При этом не выключайте сцепление и не тормозите.
2. Поворачивая руль, выпрямляйте положение передних колес. Они должны быть повернуты в то направление, в котором вы двигались до юза.
3. Почувствовав сцепление колес с дорогой, начинайте плавно ускоряться.
Действия водителя переднеприводного автомобиля:
1. Не снимая ноги с педали газа, ослабьте давление на нее. При этом не выключайте сцепление и не тормозите. Следите, чтобы машина сбросила скорость не очень резко, в противном случае юз «перекинется» и на задние колеса.
2. Плавно поворачивайте рулевое колесо в направлении следования до юза.
3. Почувствовав выравнивание автомобиля, начинайте плавно ускоряться.
Юз всех четырех колес
При резком торможении могут оказаться заблокированными все четыре колеса вашей машины, и она начнет скользить боком вперед или, при заметном поперечном изгибе профиля дороги, — к обочине.
Ваши действия:
1. Немедленно прекратите торможение.
2. Почувствовав сцепление колес с дорогой, выпрямите их и продолжайте движение.
3. Через некоторое время несколько раз подряд плавно коснитесь педали тормоза, чем избежите нового блокирования колес в случае очередного торможения.
Что означает ехать юзом
Смотреть что такое «ЮЗА» в других словарях:
Юза — может означать: Юза река в Бабушкинском районе Вологодской области. Юза названная по реке станция Монзенской железной дороги … Википедия
юза — церк. форма, соответствующая уза II (см.) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
ЮЗА — Юго Западная Африка Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Юза — Sp Juzà Ap Юза/Yuza L u. RF Vologdos sr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė
ЮЗА — Юго Западная Африка … Словарь сокращений русского языка
юза — I [يوزه] кит. бачаи юз, бачаи саги шикорӣ II [يوزه] кит. гадо, соил … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Юза (станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юза. Координаты: 59°29′11.4″ с. ш. 44°01′09.5″ в. д. / 59.4865° с. ш. 44.019306° в. д. … Википедия
Юза (приток Унжи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юза. Юза Характеристика Длина 92 км Площадь бассейна 1560 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Унжа→Волга … Википедия
Юза телеграфный аппарат — электромеханический буквопечатающий Телеграфный аппарат с клавиатурой оригинальной конструкции (напоминающей клавиатуру рояля); изобретён Д. Э. Юзом в 1855 … Большая советская энциклопедия
Дом Джона Юза — фотография дома Юзов 1900 г. столовая в доме Юзов; фотография 1900 г. гостинная в доме Юзов; фотография 1900 г … Википедия