Что означает еврейский новый год

Что означает еврейский новый год

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Рош а-Шана — это еврейский Новый год, день, с которого начинается отсчет иудейского календаря. Но так было не всегда.

В действительности у древних евреев, вероятно, вообще не существовало понятия о том, когда начинается год. Они также не давали названия месяцам: Тора просто перечисляет их: «первый месяц», «седьмой месяц» и т.д.

В наши дни Рош а-Шана отмечается в первый день осеннего месяца Тишрей. Но в библейские времена этот период прямо назывался «седьмым месяцем». В период Первого Храма (с 8-го по середину 6-го века до н.э.) год начинался весной, в первый день Нисана.

Также, перечисляя праздники, Тора всегда начинает с весеннего праздника Песах, который приходится на седьмой месяц — Нисан.

То, что у древних евреев год начинался первого Нисана, не означает, что этот день отмечался каким-то особым образом. Тора говорит нам, что поводом для празднования было новолуние — то есть первое число каждого месяца. Под «празднованием» мы подразумеваем, что в Храме приносилось в жертву больше животных, чем обычно. Новолуние Нисана не отмечалось по-другому. Судя по тому, что мы знаем о ханаанских соседях израильтян, они тоже не обращали никакого внимания на «новый год».

Когда в Книге Шмот (40:17) сообщается, что «скиния была поставлена» в «первый месяц второго года, в первый день месяца», то есть в Нисане, там не говорится, что это был праздник, который, вероятно, заслуживал бы упоминания, если бы он вообще отмечался. На самом деле, нигде в Библии первое число Нисана не упоминается как праздник (хотя в Септуагинте, как мы увидим, может быть исключение).

Кровь быка

С другой стороны, первое Тишрея, отмечаемое сегодня как Рош а-Шана, упоминается как праздник — хотя и очень незначительный. Это ни в коем случае не празднование «нового года». Совсем наоборот. В книге Ваикра (23:24) говорится о первом дне Тишрея: «В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у вас суббота [в смысле день покоя], праздник труб, священное собрание» (23:24).

В Торе не перечислены какие-либо особые обычаи для этого праздника, кроме трубления в рог и принесения в жертву некоторых животных (хотя жертвоприношение было более скромным, чем в два основных праздника — Песах и Суккот). Не указана конкретная причина для трубления и не сказано, что мы должны помнить.

Возможно, что более глубокое значение первого Тишрея было утеряно во времени. Или же, возможно, в этот день трубили в трубы и гонцы выходили в поля, чтобы напомнить израильтянам, что через две недели наступит Суккот, и у них есть столько времени, чтобы прийти в Иерусалим с десятиной и другими жертвами.

Если это так, то это означает, что 1-е число Тишрея, почитаемое сегодня как еврейский Новый год, было не более чем спутником главного события, Суккота, как и Йом Кипур и Шмини Ацерет в древние времена.

Первый день Тишрея имеет еще одно значение, о котором мы знаем, основываясь на Книге Йехезкеля. Этот пророк в самом конце периода Первого Храма предписывает, что Храм должен быть очищен (естественно, с помощью крови быка, а как же иначе?) в первый день Тишрея.

В других местах Библия говорит об очищении Храма перед Суккотом, в Йом Кипур, который приходится на 10-й день Тишрея.

Йехезкель вообще не упоминает Йом Кипур. Однако в той версии его книги, которая сохранилась в греческом переводе, называемом Септуагинтой, он приводит похожий обряд очищения, производимый первого Нисана, за две недели до Песаха.

Йехезкель также первым использует выражение «Рош а-Шана» (40:1), хотя для него оно явно не относится ни к какому празднику, а скорее просто означает начало года.

Еврейские месяцы? Не совсем

Когда и как месяцы получили названия?

Мы не знаем, какой была религиозная жизнь евреев во время Вавилонского изгнания. Но мы знаем, что к моменту возвращения в Палестину и к началу периода Второго Храма (516 г. до н.э.) еврейская религиозная практика претерпела глубокие изменения по сравнению с эпохой до изгнания.

Например, названия месяцев, которые мы используем по сей день — вавилонские по происхождению. Тишрей — это вавилонский месяц, название которого происходит от аккадского слова tishritu — «начало».

Кроме того, вавилоняне очень серьезно относились к празднованию Нового года. Они называли этот праздник Акиту (от шумерского слова «ячмень») и «Реш Шаттим», аккадский эквивалент ивритского «Рош а-Шана». Он отмечался дважды в год, в начале Тишрея и в начале Нисана, и длился 12 дней.

Можно предположить, что евреи переняли почитание Нового года у вавилонян. Но это не сразу проявилось после их возвращения — еврейские ритуалы складывались веками.

Неясно, когда именно Рош а-Шана стал отмечаться как самостоятельный праздник, хотя очевидно, что это произошло во времена Второго Храма. Все, что мы можем сказать наверняка, это то, что в книгах, написанных в этот период, таких как Книга Юбилеев и Книга Маккавеев, или в свитках Мертвого моря, не упоминается никакой «Рош а-Шана». Впервые мы слышим о нем в ранней раввинистической литературе — в Мишне и Тосефте, которые были отредактированы примерно в 200 году н.э., и в обоих есть трактаты под названием «Рош а-Шана», посвященные празднику и вопросам, связанным с календарем. Именно в этих текстах мы впервые получаем подробное описание важности праздника и его традиций.

Например, из Мишны мы узнаем, что «мир был сотворен первого числа месяца Тишрей, хотя существует мнение меньшинства, что это произошло первого Нисана».

Именно в Мишне мы впервые знакомимся с главной темой праздника — темой суда: «В Рош а-Шана все люди проходят перед ним [Богом], как овцы перед пастухом» (трактат Рош а-Шана 2).

Эта тема развивается в Талмуде, где рабби Круспедай, живший в III веке в Палестине, цитирует слова своего учителя рабби Йоханана: «На Рош а-Шана открывают три книги: одна для совершенно злых, другая для абсолютно добрых, и третья — для обычных людей. Праведные сразу же записываются, и им предписывается жизнь; Злые сразу же записываются, и им предписывается гибель; средние удерживается в равновесии с Рош а-Шана до Йом Кипура. Если они окажутся достойными, их записывают на жизнь, если нет — на уничтожение». (15b)

Дни, в которые судьба обычных людей висит на волоске, известны с середины 14-го века как «Дни трепета» (Йомим Нораим).

Шофар

Литургия праздника, то есть молитвы, добавленные к обычной ежедневной молитве, посвящена трем основным темам: Царственность Бога, заимствованная из вавилонской Акиду, где царственность (царя) была главной темой; перечисление великих деяний Бога; игра на музыкальном инструменте. По крайней мере два последних пункта были взяты из Библии, как мы обсуждали выше.

Что касается музыкального инструмента, то в принципе в Библии не сказано, что нужно именно дуть. Мишна впервые говорит нам, что это должен быть шофар — рог, обычно барана, хотя он может быть и от антилопы или другого кошерного животного.

Задолго до того, как Талмуд был отредактирован в 500 году н.э., в разных еврейских общинах возникли различные традиции относительно того, как и когда именно следует трубить в шофар. Не зная, какая из них правильная, раввины решили, что все традиции должны быть объединены.

Таким образом, в Рош а-Шана мы имеем ткиа (длинный гудок), шварим (три последовательных коротких гудка) и труа (девять быстрых гудков, разделенных на три группы по три гудка), которые раздаются в разной последовательности в разные периоды дня. В сумме это составляло 90 гудков, которые округлялись до 100, что практикуется сегодня.

Как Рош а-Шана стал двухдневным праздником

Первоначально Рош а-Шана был однодневным праздником. Его стали отмечать два дня из-за проблем с коммуникацией.

Еврейский календарь основан на лунном цикле. Новый месяц начинался с момента восхода новой луны. Восход каждой новой луны определялся раввинским советом в Иерусалиме, а позднее в Явне, на основании свидетельств очевидцев. Затем по всей земле рассылались гонцы, которые сообщали населению о начале нового месяца.

Но что касается Рош а-Шана, то празднование должно было начаться немедленно. К тому времени, когда новость доходила до самых отдаленных уголков Палестины, не говоря уже о других местах, день уже давно заканчивался.

Такие праздники, как Суккот и Песах, не представляли проблемы — они отмечались примерно через две недели после начала нового месяца.

Позже, когда календарь перестал определяться советом и необходимость в двухдневном празднике отпала (не говоря уже о том, что люди могли сами смотреть на небо), раввины решили все же сохранить этот обычай.

Гефилте фиш и другие символы

В Европе в период Высокого Средневековья употребление меда переросло в поедание халы с фруктами, которые сегодня почти повсеместно превратились в яблоки, обмакнутые в мед. Примерно в то же время возникла новая традиция есть на Рош а-Шана гранаты, основанная на ложном убеждении, что число зерен в гранате равно 613, что соответствует числу еврейских заповедей.

Обряд ташлих — опустошение карманов в море или реку (или, если они недоступны, в колодец) на Рош а-Шана — впервые упоминается в 15 веке и сегодня является распространенной традицией среди соблюдающих евреев. Предполагается, что он символизирует очищение себя от грехов.

Посылать поздравительные открытки родным и друзьям начали только в 19 веке, хотя сейчас эта практика практически исчезла. Сегодня вместо этого люди посылают электронные письма и (что раздражает) текстовые сообщения. Традиционные пожелания: «Шана Това», что означает просто «хорошего года», а для более религиозных людей — «Гмар хатима това» — пожелание, чтобы Бог признал вас добродетельным и вписал ваше имя в Книгу жизни.

Источник

Рош ха-Шана: Еврейский Новый год (описание и смысл праздника)

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Великие еврейские праздники и их значение для всех христиан. С приходом сентября спадает летняя жара, вечерами холодает, и мы ждем осень. Местные магазинчики готовятся к праздничной торговле по поводу еврейских праздников Рош ха-Шана, Йом Киппур и Суккот. Эти священные осенние дни перечислены в книгах Библии Левит гл. 23 и Числа 29. Как и все евреи мира, посмотрим и мы на то, какими освежающими и отрезвляющими могут быть эти дни в это прекрасное и красивое время года.

Рош ха-Шана традиционно рассматривается как еврейский Новый год, и Йом Киппур, который случается десятью днями позже, фокусирует на искуплении грехов. Кто-то просто не будет эти 10 дней работать, а кто-то задастся вопросом: что значат эти празднования для не евреев? Мы попытаемся объяснить в этой статье, как эти великие праздники могут приобрести для нас огромную важность и ценность, вне зависимости от нашей национальной принадлежности. Эта статья будет посвящена именно Рош ха-Шана.

Хотя традиционно это еврейский Новый год, первоначально он назывался Праздником Труб, или еще «Днем звучания трубы» (Числа 29:1-6). Однако с течением времени, раввины, поскольку праздник совпадал с началом года, стали называть его «Рош ха-Шана», что в переводе значит «Глава года», или Новый год. Именно поэтому он очень вдумчивый. На праздник было бы уместно послать вашим друзьям евреям еврейские новогодние поздравительные открытки.

Вы можете удивиться, как же это может быть, если в Библии это день первый седьмого месяца? Причина в том, что еврейский календарь построен на двух циклах. Религиозный календарь начинается весной (Ниссан). Гражданский календарь начинается осенью (Тишри). В связи с необходимостью для еврейского населения соблюдать гражданский календарь, раввины прошлого пользовались возможностью дать духовное направление, чтобы подчеркнуть важность подготовки к святому дню, Йом Киппуру, Дню Искупления. В отличие от празднования Нового года по-нашему, вместо попоек и пирушек, в еврейский Новый год принято посвящать время самоанализу.

В духовном смысле Рош ха-Шана представляет собой звонок побудку. Средневековый еврейский раввин Моисей Маймонид объяснял внезапный мощный звук трубы как призыв, который можно трактовать таким образом: «Сони, сколько можно спать – дремать! Встали быстро! Что вы делаете? Вернитесь к Богу, вспомните Творца вашего! Те из вас, кто истину позабыл в суете дней, проведя год в тщете и пустоте, исправьте ваши пути и деяния! Пусть каждый из вас отвергнет злые наклонности и мысли аморальные». Новый Завет пишет о трубном гласе, как о сигнале к суду и возвращении Иисуса Христа. (1 Послание Коринфянам 15:52; 1 Фессалоникийцам 4:16; Откровение 11:15). Тема суда и покаяния делает Рош а-Шан идеальным временем для подведения итогов и молитвы. Да пробудимся от спячки и мы, и народ иудейский!

Трубы или рог Шофар представляли собой рог барана. Они звучали, когда подходил враг или в случае созыва народа на мероприятие. Звук рога Шофара намекает на пробуждение, призыв встряхнуться и оглянуться вокруг, услышать Божьи предупреждения. Другими словами, это остановка от беготни в нашей очень занятой жизни, инвентаризация нашего внутреннего мира, на которую обычно времени нет. Мы заняты так сильно, что забываем о главном. Мы так можем «загонять» себя по жизни, что есть опасность потерять из вида те вещи, которые и имеют наибольшую ценность, а именно наши личные отношения с Богом и другими людьми.

Еврейское слово тшува – ключевое для этого времени года. Он переводится как «покаяние». Подразумевается разворот от греха и поворот в сторону Бога, поворот на правильную дорогу в жизни. Рош ха-Шана есть время подведения итогов того, где мы находимся, особенно в нашем хождении с Богом. Многие из нас сосредотачивают свое внимание на внешней, материальной стороне жизни, а это не самое важное. Тшува – это способ мышления по приложению усилий в сторону остановки греховной модели поведения, пустившей корни в нашей повседневной жизни и переустановки приоритетов. Оптимальное время для окончательного пробуждения, признания того факта, что грехи причиняют нашим отношениям ущерб, изменить то, что требует изменений. Изменится внутренняя наша суть, возжелает истины. Как отзвук Псалма 50 — про сокрушенное и смиренное сердце, которого ищет в нас Бог. Трубный глас напоминает о необходимости внутренней инвентаризации и предупреждает о грядущем суде.

В течение 10 дней, известных как «дни трепета», продолжается отрезвляющее и вдумчивое время подготовки к Йом Киппуру, который будет после этого праздника. Детально рассмотрен истинный смысл Йом Киппура в книгах Библии: Исаия 53, Даниил 9, и в особенности в послании к Евреям 9-10.

В следующей статье мы узнаем, как работа первосвященника, которая происходила в этот день (Левит 16), предвещала жертву Мессии. Йом-Кипур намекает на более глубокий смысл Искупления, которое стало возможным благодаря силе крови и тайны замещения.

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый годКак у учеников, у нас есть некоторые преимущества в понимании значения еврейских праздников, особых дней в их календаре. По Новому Завету, эти празднества — красивые тени Мессии (Послание Колоссянам 2:16-17). Особенно это видно в Пасхе и Йом-Кипуре. Они по-разному отражают Божий план спасения. Как только мы поймем, как они переплелись с предсказанием о Мессии и Его Царстве (1 Послание Коринфянам 5:7), наша вера возрастет. Мы удивимся переплетению Нового с Ветхим Заветом. Второе преимущество понимания праздников заключено в возможности уважительного отношения к нашим соседям и коллегам еврейской нации. Для тех, кто обращает евреев, очень не помешает относиться дружелюбно к ним, (согласно 1 Коринфянам 9:20-22) и показывать истинное уважение и благодарность к еврейскому наследию христианства.

В этот период мы, верующие, выиграли бы от этого праздника как от возможности обновиться, оценить наш духовный путь, понять, где мы были и куда следует направить стопы. Хотя верующие из язычников (не евреев) и не обязаны соблюдать эти праздники, остается, тем не менее богатство понимания смысла тех дней, которые Бог в далекой древности назначил исполнять Своему народу, и которые и по сей день исполняются внутри еврейского сообщества. Хотя это и личный экзамен, Рош а-Шан традиционно отмечают дутьем в рог Шофар, службами в синагоге, семейными трапезами и сладостями. Традиционное приветствие L’Shana Tova означает «Пусть ваше имя будет вписано в книгу Жизни» и L’ Shana Yom Tov «Пусть прекрасным будет следующий год».

Автор: Филипп Лестер

Перевод: Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Рош а-Шана 2021: Новый год и осенние еврейские праздники, как и когда отмечают

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Еврейский Новый год — Рош а-Шана — начинает череду осенних иудейских праздников, которые отмечают не только в Израиле, но и в других странах, в том числе в России. На Рош а-Шана, по традиции, президент России поздравляет большую еврейскую общину нашей страны. Завершается осенний цикл еврейских праздников торжествами в честь главной книги иудаизма — Торы. Подробнее — в материале ФАН.

Рош а-Шана 2021: что такое еврейский Новый год, традиции и заповеди

Рош а-Шана 2021 отмечается с вечера понедельника, 6 сентября, до вечера среды, 8 сентября.

Считается, что в этот день Всевышний творит суд над всеми, определяя жребий каждого, поэтому праздник также носит название Судный день. Название Рош а-Шана в переводе с иврита означает «голова года», то есть Новый год.

Торжества начинаются после захода солнца, после молитвы верующие участвуют в коллективной ритуальной трапезе, на которой обязательно присутствуют традиционные новогодние блюда. Трапеза проводится не только в семьях, но и в общественных пространствах — в синагогах, еврейских культурных центрах и т. д.

Традиционными блюдами на Рош а-Шана считаются все, что напоминает о совершенстве и красоте мира, сотворенного Создателем, символизируя полноту и сладость наступающего года.

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Это круглый хлеб (хала); яблоки, кусочки которых с благословением обмакивают в мед; нарезанная кружочками морковь как символ денег и достатка; плоды граната, число зерен которого считаются соответствующим числу заповедей Торы; а также рыба, голова которой символизирует пожелание «быть во главе, а не в хвосте».

Праздничный стол ломится от овощей и фруктов, различных мясных и рыбных деликатесов, а также от сладостей. Все желают друг другу хорошего и сладкого года. А вот горькое, кислое, острое в этот праздник есть не принято, не едят также орехи. Работа на Рош а-Шана запрещена.

Одна из важнейших заповедей праздника — обязательно посетить синагогу или общественное пространство, где можно услышать, как трубят в шофар — специально выделанный бараний рог. Звук шофара символизирует глас Божий, трубят в него в течение праздника несколько раз, чтобы как можно больше верующих смогли исполнить эту заповедь.

Еще один ритуал праздника Рош а-Шана называется ташлих — освобождение от грехов прошедшего года. Грехи символизируют крошки из карманов, их выбрасывают в воду, отдавая рыбам. Ритуал сопровождается специальными молитвами.

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Другие осенние еврейские праздники: Йом-Кипур, Суккот, Симхат Тора

Начиная с праздника Рош а-Шана для иудеев начинаются Дни раскаяния, или Дни трепета. Это десятидневная молитвенная подготовка к главному Дню покаяния, который называется Йом-Кипур. В 2021 году Йом-Кипур начнется вечером в среду, 15 сентября, и завершится вечером в четверг, 16 сентября.

Это время траура, молитвы и строжайшего поста (нельзя не только есть, но и пить).

Затем наступает время радости, которое называется Суккот, или праздник Кущей (шалашей). Суккот 2021 длится неделю — с вечера понедельника, 20 сентября, до вечера понедельника, 27 сентября. Праздник так и называется — Время нашей радости. Верующие полностью доверяют свою жизнь Создателю, поэтому все это время живут фактически под открытым небом — в непрочных шалашах (сукках). Сукки возводят во дворах домов, на балконах, около синагог и так далее. А Израиле в таких сукках верующие практически живут, в том числе ночуют; в более холодном климате в шалашах просто стараются проводить достаточное количество времени.

Завершается осенний цикл еврейских праздников торжествами в честь главной книги иудеев — Торы. Праздник называется Симхат Тора (Радость Торы). Симхат Тора 2021 отмечается с вечера вторника, 28 сентября, до вечера среды, 29 сентября. Это — день окончания чтения годового цикла недельных глав Торы, после чего наступает новый цикл, который будет идти весь следующий год.

Подробнее о еврейских праздниках читайте в материалах ФАН.

Источник

Что означает еврейский новый год

Голова рыбы и яблоко в меду

Что нужно есть на еврейский Новый год

Ольга Цынская

В сентябре наступает Рош ха-Шана — еврейский Новый год (5782-й от сотворения мира). В 2021-м его отмечают с вечера шестого по восьмое число. О том, почему в эти дни не стоит подавать орехи, а вот рыбу обязательно нужно, что такое цимес, а также рецепты аутентичных блюд еврейской кухни от шеф-повара Александра Марона — в материале РИА Новости.

Рош ха-Шана (в переводе с иврита «Голова года») — один из важнейших праздников иудеев.

Отмечать его принято дома. За столом собирается вся семья, даже дальние родственники. Особое внимание уделяют пожилым и одиноким: ни один еврей не должен встречать Новый год без близких.

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

В этот день принято желать хорошего и сладкого года (Shana tova v metuka).

А в меню должны быть традиционные угощения.

Сладкая хала с изюмом. Обязательно круглая, что символизирует цикличность времен года.

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Мед. Символ достатка и сладкой жизни, о которой все мечтают.

Яблоки. Дольку обмакивают в мед и съедают до трапезы, произнося хвалу Всевышнему и просьбу о сладком годе.

Что означает еврейский новый год. Смотреть фото Что означает еврейский новый год. Смотреть картинку Что означает еврейский новый год. Картинка про Что означает еврейский новый год. Фото Что означает еврейский новый год

Гранат. Неизменное украшение праздничного стола и один из символов Израиля. Евреи считают, что в этом фрукте 613 зернышек — сколько заповедей в иудаизме.

Источник

Законы и традиции Рош а-Шана

Дни празднования еврейского нового года называются Рош а-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года». Евреи отмечают свой Новый год осенью, 1-2 числа месяца Тишрея. Рош а-Шана является особенным днем не только потому, что это один из главных еврейских праздников, но и потому, что именно в этот день проходит Высший Суд. В Рош а-Шана решается судьба всего живого в этом мире на будущий год. В еврейский новый год необходимо трубить в шофар – специальный бараний рог, который своим звучанием призывает евреев раскаяться в день Суда, а также знаменует власть Б-га над творениями в новом году.

Перед самим Рош а-Шана существует традиция отменять обеты, которые были даны евреем Б-гу за прошедший год, но по уважительным причинам не смог их исполнить. Это делается для того, чтобы еврей, который окажется перед Судом, был избавлен от такого тяжкого греха, как невыполнение обетов (причем, даже если он ненамеренно о них забыл). Церемония расторжения обетов проводится сразу после окончания утренней молитвы.

Отменить общения может только знаток Торы. Поэтому еврей должен отправиться к такому человеку, и поведать ему о своих обетах, а также убедить, что они были взяты только от полной уверенности в их исполнении. После этого знаток Торы должен три раза произнести фразу: «Отпускается тебе», и тогда это будет означать, что обеты, о которых шла речь, признаются таковыми, что были даны по ошибке.

Но по традиции, просьба об отмене обещания должна быть озвучена в присутствии трех или более людей. Если раввин, как знаток Торы, наделен правом расторгать обеты единолично, то это же право дано и трем обычным евреям. Сегодня принято считать, что ни одному человеку не разрешено отменять обещания единолично.

Как правило, евреи поступают так: в канун Рош а-Шана находят трех человек, которым заявляют о своем раскаянии во всех данных ими обетах за ушедший год, а те, в свою очередь произносят: «Отпускается тебе». Вся эта церемония делается не в произвольной форме, а согласно формуле, описываемой в молитвенниках. Формула включает в себя перечень проблем, возникающих при даче обещаний, а также метод их отмены. У сефардов принято расторгать обеты два раза в год. Делают это они 19-го Ава – за сорок дней до еврейского Нового года и в новомесячье Элула – за сорок дней до Йом Кипура.

Следует отметить, что этот обычай касается только взаимоотношений между человеком и Б-гом. Обещения, данные другому человеку, таким образом отменить не получится.

Дни Рош а-Шана, по сути, являются днями Суда, но они не подразумевают печаль и грусть. Еврейский Новый год считается праздником, который должен сопровождаться радостью и весельем. Такой позицией евреи показывают свою убежденность в том, что Всевышний будет великодушен и милосерден в новом году. Существует такая фраза в Тегилим, которая наиболее верно описывает поведение евреев в Рош а-Шана: «Служите Господу в боязни и веселитесь, содрогаясь от страха». В пример можно привести рассказ из книги Нехемьи о праздновании Рош а-Шана изгнанниками, которые возвратились в Иерусалим. Там описывается их громкий плач во время чтения Торы от понимания, как далеки они стали от заветов Б-га. Однако израильские лидеры, Эзра и Нехемья, увидев происходящее, повелели народу вкусно есть и пить в этот день, при этом сменив грусть на радость.

С заходом Рош а-Шана принято устраивать праздничную трапезу. Вся семья собирается за праздничным столом, а ее глава, совершая Кидуш, должен произнести три благословения.

Благословение первое: «Благословен… творящий плод виноградной лозы!».

Благословение второе: «Благословен… Который избрал нас из всех народов, и возвысил нас над всеми племенами, и освятил нас Своими заповедями! И даровал Ты нам, Господь, Б-г наш, с любовью этот день памяти… Ибо нас Ты избрал и освятил среди всех народов, и слово Твое, Царь наш, — истина, и нерушимо вовек. Благословен Ты, Господь, Царь надо всею землей, освящающий Израиль и день памяти!»

В случае, когда Рош а-Шана выпадает на субботу, текст благословения претерпевает небольшие поправки, а завершается оно словами: «…освящающий субботу, и Израиль, и день памяти».

Благословение третье: «Благословен… за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»

По завершении Кидуша происходит омовение рук, а затем разрезание хал, как это делается каждую субботу, после чего можно приступать к трапезе.

По мнению мудрецов, примета является очень важной вещью. В связи с этим, трапезу в Рош а-Шана следует начинать с хороших примет на будущий год. Существует немало таких обычаев – у каждой общины, как правило, свои. Однако есть несколько часто встречающихся. В частности, кусок хлеба вместо обмакивания в соль, как это принято обычно после слов «выращивающий хлеб из земли», опускают в емкость с медом. Этим мы показываем нашу надежду на то, что следующий год будет сладким и добрым. В мед также макают яблоко со словами: «Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким». В Рош а-Шана есть также обычай кушать голову рыбы или барана в расчёте на то, чтобы «мы стали головой, а не хвостом».

Гранат тоже является одним из символов Рош а-Шана. Его едят, произнося благословение: «Дай Б-г, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

Ашкенази едят в новый год морковь, на идише она называется мерн, что созвучно с глаголом «умножаться». Кушая морковь нужно сказать: «Дай Б-г, чтобы умножились наши заслуги!».

Конечно, это не все обычаи – их гораздо больше, и все они, в основном, основываются на употреблении в пищу тех продуктов, названия которых означают что-то доброе.

Однако ключевым обычаем в Рош а-Шана является трубление в специально изготовленный инструмент, шофар. Рош а-Шана, будучи днем Суда, в Талмуде зовется «днем трубных звуков» и «днем памяти о трубных звуках». Рош а-Шана становится, по утверждению мудрецов, «днем трубных звуков», когда выпадает на будний день. В субботу же в шофар трубить нельзя, поэтому Рош а-Шана, выпавший на субботу, называют «днем памяти о трубных звуках».

Смысл заповеди трубления в шофар раскрывает Рамбам, приводя несколько аспектов.

Во-первых, пишет Рамбам, трубление в шофар знаменует коронацию Всевышнего на царствие над всем. Согласно заведенному обычаю, именно трубные звуки сопровождают процесс коронации монарха и его восхождение на престол. Так, перед трублением в шофар читают главу Тегилим, в которой сказано: «Ибо Господь, Всевышний Б-г, — грозен, Царь великий Он всей земли».

Во-вторых, трубление в шофар призвано напомнить про заслуги праотцов еврейского народа, но в большей степени об одной из них – жертвоприношении Авраамом своего сына Ицхака. Сказал Всевышний: «Твои потомки будут трубить предо Мною в бараний рог, и Я припомню тогда им заслугу жертвоприношения Ицхака, сына Авраама, к добру!». Трубление в шофар призывает наших предков помочь нам пережить день Суда.

Еще одной целью данной заповеди является напомнить нам о таком важном событии, как дарование Торы. Именно тогда все евреи сказали: «Исполним и будем слушаться!». Как говорится в Торе, ее дарование сопровождалось сильнейшим звуком шофара, который означал заключение нового союза между Всевышним и народом Израиля.

Сам шофар изготавливается из рога барана. Причем шофар – это не прямая, а согнутая труба, намекающая на обязательство преклониться перед волей Судьи во время Судного дня.

Исполнение заповеди трубления в шофар возлагается на одного человека из общины, которого называют баал атокеа. Он становится полномочным представителем перед Всевышним, а все остальные, слушая трубление и благодаря своим ответам «амен» на его благословения, также выполняют эту заповедь.

Процесс трубления в шофар называется труа. Из-за того, что точно не известно, каким именно способом необходимо трубить, мудрецы постановили делать это всеми способами, известными из Торы. В шофар принято трубить тремя способами: ташрат, ташат, тарат – это аббревиатуры звуков ткиа, шварим и труа в разном сочетании. Ткиа означает долгий и протяжный звук, тогда как шварим представляет собой троекратное повторение мотива наподобие призывного сигнала. Труа, в свою очередь, звучит как девятикратное повторение короткого отрывистого звука.

До захода солнца необходимо успеть совершить Ташлих – особую молитву, произносимую в первый день Рош а-Шана (если он не выпадает на субботу). Особенность этой молитвы в том, что ее следует прочесть, находясь на берегу реки или моря, или хотя бы около источника, в котором сохранилась вода (актуально для Иерусалима). Первыми словами молитвы являются словам пророка Михи: «Кто, Б-же, подобен Тебе – отпускающему грехи, прощающему злодеяния остатку Твоего народа – удела Твоего! Не гневается Он вечно, ибо Ему — милость желанна. Он снова помилует нас, предаст забвению наши проступки; так брось же [ташлих — отсюда название молитвы] в пучины морские все наши грехи! Яви правду Яакову, доброту — Аврааму, о которых поклялся Ты отцам нашим издревле!»

Суть Ташлих заключается в просьбе о прощении наших проступков и выражении надежды на то, что Всевышний выполнит свое обещание – утопит все наши грехи, чтобы никогда более о них не вспоминать. В молитве мы просим благополучную и мирную жизнь, а также исполнить наши добрые желания.

Завершается эта церемония тем, что каждый должен вывернуть свои карманы и отряхнуть полы одежды. Этот обычай символизирует избавление от всех грехов, которые были совершены за прошедший год.

Интересно, что в Талмуде нет упоминания о таком обычае, как Ташлих. О нем не писали также гаоны и ранние кодификаторы Торы. Этот обычай обосновали поздние кодификаторы, связав его с историей про Авраама, который, идя приносить в жертву Ицхака, чуть не утонул в неожиданно появившейся перед ним реке, но все равно не отказался от исполнения приказа Всевышнего. Эта история учит нас, каким самоотверженным должно быть наше служение и исполнение воли Творца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *