Что означает географическое краеведение

Географическое краеведение. Значение, структура.

Краеведение — отрасль знания, которая занимается изучением приро­ды, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части стра­ны, административного или природного района, населенных пунктов.

Краеведение осуществляется в основном местными силами (учи­телями, школьниками, туристами). Краеведением занимаются пред­ставители разных наук — биологи, экологи и историки. Наиболее близ­кой краеведению оказывается география, и мы рассматриваем геогра­фическое краеведение.

Ю. Г. Саушкин вкладывал в понятие «географическое краеведе­ние» следующие разделы:

♦ изучение взаимосвязей, взаимообусловленностей и взаимодей­ствий отдельных элементов природы в географическом ланд­шафте (например, установление связей между рельефом, мик-

роклиматом, характером горных пород, почвами, раститель­ностью и т.д.);

♦ изучение процессов видоизменения природной среды человеком;

♦ изучение естественных процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах у человека и частично под его вли­янием (карстовых процессов, оползней, роста речных долин, изменений русел рек, роста оврагов, эрозии почв и др.);

♦ изучение географии населения и характеристика населенных пунктов (деревень, сел, поселков, городов);

♦ изучение хозяйственной деятельности населения, его отдель­ных занятий, связей между природной средой и хозяйством, между отдельными сторонами хозяйственной жизни и т.д.;

♦ изучение отдельных предприятий промышленности, сельско­го хозяйства, сферы обслуживания;

♦ составление комплексной географической характеристики сво­его района и населенного пункта;

♦ составление физико-географических и экономических карт своей местности.

Очень трудно переоценить значение краеведения в формировании географического мышления, в воспитании подлинно географической культуры. Ведь краеведение не на отвлеченных понятиях, а на конк­ретных явлениях, процессах, объектах создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. На частных и дос­тупных фактах, лежащих буквально рядом, познаются явления обще­го порядка. По образному выражению Н. Н. Баранского, можно «уви­деть мир в капле воды».

Вопрос43. Синтетическая концепция территории
Территория – это своеобразное триединство природного ландшафта, населения и хозяйства.
Проектирование оптимальной ТОО на основе трёх блоков явлений: природно-ресурсного потенциала ландшафта (минерального, водного, агроклиматического, почвенного, биотического), этнодемографического потенциала территории (национального, трудоресурсного, расселенческого и социального), потенциала хозяйственного освоения территории (производственного, размещенческого, инфраструктурного).
Для территории важны размер (площадь), богатство (ресурсы), устойчивость ландшафта.
Размер территории вместе с её богатством определяет её экономическую ёмкость, а с учётом устойчивости – экологическую ёмкость.

44 билет: Региональные природные различия России. Ответ: В основной зоне расселения выделяются 4 региона, наиболее урбанизированные, с высоким градостроительным, научно-производственным потенциалом, и с напряжённой эколого-гигиенической ситуацией. В ТОО выделяют проблемные районы, основными признаками которых является: 1) особая острота той или иной крупной проблемы, создающей угрозу социально-экономическому положению в стране, полит. Стабильности, экологическому равновесию. 2) наличие ресурсного потенциала, использование которого важно для национальной экономики. 3) особое значение геополитического и геоэкономического положения района для стратегических интересов страны. 4) недостаток у данного района собственных финансовых ресурсов для решения проблем общегосударственного и мирового значения. Пример проблемного района: зона крайнего севера, Чернобыль. Выделяются также другие регионы РФ- отсталые (слаборазвитые). Они имеют традиционно низкий уровень жизни.

45) ТОО России. Региональные различия в расселении, проблемные ареалы, отсталые районы.

Что означает географическое краеведение. Смотреть фото Что означает географическое краеведение. Смотреть картинку Что означает географическое краеведение. Картинка про Что означает географическое краеведение. Фото Что означает географическое краеведениеЧто означает географическое краеведение. Смотреть фото Что означает географическое краеведение. Смотреть картинку Что означает географическое краеведение. Картинка про Что означает географическое краеведение. Фото Что означает географическое краеведение

Что означает географическое краеведение. Смотреть фото Что означает географическое краеведение. Смотреть картинку Что означает географическое краеведение. Картинка про Что означает географическое краеведение. Фото Что означает географическое краеведение47) Экономико-географическое положение России в условиях глобализации

Что означает географическое краеведение. Смотреть фото Что означает географическое краеведение. Смотреть картинку Что означает географическое краеведение. Картинка про Что означает географическое краеведение. Фото Что означает географическое краеведение

Источник

Краеведение

Это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Виды краеведения

Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.

Географическое краеведение

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Функции географического краеведения:

В процессе географического изучения территории необходимо:

Историческое краеведение

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях.

Историческое краеведение использует вспомогательные исторические дисциплины, которые делятся на две большие группы:

Археологическое краеведение

Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма.

По изученным материальным остаткам археологии реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах.

Литературное краеведение

Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати и т. д.

Основные задачи литературного краеведения:

Организационные формы краеведения

Обычно выделяют три основные организационные формы краеведения: государственное, общественное, учебное.

Все организационные формы краеведения находятся в тесной взаимосвязи, так как используют одни и те же источники, изучают одни и те же объекты и используют одинаковые методы познания (метод исследования, метод наблюдения).

Государственное краеведение

Пути и методы государственного краеведения, а также объекты вытекают из задач развития той или иной отрасли знания; изучение осуществляется в плановом порядке. Государственное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны и находится в ведении исполкомов, краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов и библиотек. Все эти учреждения в своей деятельности опираются на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей.

Важнейшую роль в государственном краеведении играют краеведческие музеи и библиотеки, где пропаганда знаний о стране ведётся путём проведения экскурсий, организации выставок и чтения лекций для населения, издания книг, брошюр, плакатов. Большое значение имеют и статистические организации, где можно получить достоверные данные о наличии трудовых, природных ресурсов, показатели о населении страны. И, наконец, существенное место в государственном краеведении занимают печать, радио и телевидение.

Задачами государственного краеведения являются сбор, научная обработка и сохранение материала, разработка теории краеведения, создание новых экспозиций и музеев, проектов по возрождению культурных ландшафтов и деревни.

Общественное краеведение

Общественное краеведение представлено народными музеями, добровольными сообществами, кружками при домах культуры и включает труд краеведческих товариществ и местных краеведов-любителей.

В качестве задач общественного краеведения можно назвать следующие:

Учебное краеведение

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций учащиеся участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населённых пунктов, экономику края. Собранные в походах и на экскурсиях экспонаты и коллекции служат основой для создания школьных краеведческих музеев и уголков.

В школьном краеведении сложились две основные формы:

Программное учебное краеведение ставит следующие задачи:

Основные источники краеведения

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.

Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес — как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.

Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:

Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.

Методы краеведческого исследования

Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода — научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.

Картографический метод

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.

Статистический метод

Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.

Визуальный метод

Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).

Метод анкетирования

Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться — заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.

Археологические раскопки

Археологические раскопки — основной метод изучения археологических памятников.

Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов — личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.

Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.

Принципы краеведения

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению края и использованию знаний о нём. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включает руководящие идеи, законы и закономерности.

Принцип научности заключается в точном обосновании объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

С принципом научности непосредственно связан принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению края, так и их особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов. Последовательный сбор и накопление разнообразных сведений о крае в соответствии с основными этапами его развития облегчает работу, помогает лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Плановость краеведения предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края. Плановое изучение края должно быть связано с современностью, конкретными практическими задачами.

Принцип региональности базируется на учёте конкретных особенностей края и характеризует краеведение как научную дисциплину.

Принцип массовости предполагает активное участие народных масс в изучении и популяризации знаний о крае. Массовость является отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

Принцип объективности рассматривает историческое краеведение с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы его общественно-политического развития; позволяет опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон независимо от отношения к ним.

Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Данный принцип отражает необходимость рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учётом перспектив изменения и развития.

Проблема границ краеведения

История краеведения

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности.

Библиотечное краеведение

Источник

Презентация по географическому краеведению «Что изучает краеведение? Виды краеведения»

Что означает географическое краеведение. Смотреть фото Что означает географическое краеведение. Смотреть картинку Что означает географическое краеведение. Картинка про Что означает географическое краеведение. Фото Что означает географическое краеведение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Географическое краеведение Беляева Ольга Андреевна учитель географии

Что такое географическое краеведение? Что оно изучает?

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

Краеведение – это как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Однако как наука со своим предметом изучения, собственными методами, возникла сравнительно недавно.

Этапы становления краеведения На первом этапе (устно-летописный) сведения краеведческого характера передавались поколениями из уст в уста, а затем получили отражение в летописях, в различных государственных документах. В это время краеведческие сведения были описательного характера, повествовали о событиях, природе и жизни местности. Второй этап (фактический) был ознаменован первыми работами по изучению и описанию различных областей страны. В это время были сделаны первые попытки комплексного описания и изучения края. Научный этап ознаменовался становлением краеведения как науки о своем крае. Краеведческие исследования вели многие университеты, отделения и филиалы научных обществ. Возникают так же два направления в краеведении: научное и школьное.

Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. Но в отличие от этих наук краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Таким образом, краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих по своей сущности к научному и всестороннему познанию края.

Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике. Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания и т.п.

Краеведение в России Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение. Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи». С середины XVIII в. организуются академические экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. В этот период открываются начальные училища, а в 1788 г. выходит пакет документов о введении этого предмета в учебные заведения. Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев (в основном в Сибири и на севере европейской части России).

Много сделано для развития краеведения Русским географическим обществом. Под руководством П.П. Семенова-Тянь-Шанского были подготовлены многотомные издания: «Географо-статистический словарь Российской Империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Губернские архивные комиссии занимались выявлением, сохранением, систематизацией, описанием исторических памятников, организацией музеев, изданием краеведческой литературы, пропагандой знаний о своем крае. По инициативе Московского археологического общества с 1869 г. в различных городах проходили археологические съезды, в которых участвовали профессора, руководители архивов, местные краеведы-любители. Усилению интереса к краеведению способствовало и духовенство: издавались епархиальные ведомости, составлялись церковно-приходские летописи. На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»). К 1917 г. краеведение занимало немалое место в культурной и общественной жизни больших и малых городов.

После Февральской революции многие краеведы проявили большую самоотверженность в спасении, охране и использовании памятников истории и культуры (особенно имений, частных коллекций). А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек. Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. Повсеместно возникали краеведческие общества, музеи, кружки. Их задачей было изучение родного края, сохранение памятников, защита природы, распространение знаний об Отечестве. Краеведы спасали от уничтожения бесценные шедевры древнерусской живописи и прикладного искусства, исторические раритеты, редчайшие книги и старинные документы, препятствовали разрушению археологических и уникальных природных объектов. В то время во главе краеведческого движения стоял выдающийся ученый академик С.Ф. Ольденбург. Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений. После окончания гражданской войны стала очевидной необходимость координации деятельности краеведов. В стране проводились различные краеведческие конференции. К середине 1927 г. их состоялось более 100. Было создано Центральное бюро краеведения, издавались краеведческие журналы.

В 1921 г. в Петрограде был организован Экскурсионный институт, а в Москве Музейно-экскурсионный институт; в Московском университете открылась кафедра по краеведению и экскурсионному делу. В 1929-30 гг усилилось стремление к политической идеологизации работы краеведов. К руководству краеведением пришли люди, имевшие преимущественно опыт партийной или государственно-аппаратной работы. Началась травля краеведов в прессе, обвинения в организации заговоров, вредительстве. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы. В последние годы начался новый подъем краеведения. Перед современным краеведением стоят следующие задачи: изучение истории и культуры края; выявление и охрана местных памятников культуры и старины; изучение и охрана природы края; пропаганда знаний о крае; организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *