Что означает гносеологический субъект имеет социальную природу
Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом
Вы будете перенаправлены на Автор24
Субъект – это активная, деятельная сторона любого процесса, производящая какие-либо преобразования с его второй стороной – объектом.
Развитие представлений о гносеологическом субъекте
Одной из центральных проблем гносеологии выступает проблема источника познания и роли человека в данном процессе. Так в античной философии мыслителями предлагались совершенно различные варианты ее разрешения, при этом человеку не редко отводилась пассивная роль реципиента, который воспринимает те знания о сущности предметов окружающего мира, которые транслируются ему самими предметами через органы чувств, либо же переживаются в божественном откровении.
Существенные сдвиги в данном вопросе происходят уже в Новое время, в связи со становлением древа естественнонаучных знаний и накоплением опыта исследовательской работы, который нуждался в переосмыслении, в том числе с точки определения роли самих ученых. Последовательно развитие представлений о гносеологическом субъекте происходит в трудах следующих философов:
Готовые работы на аналогичную тему
Р. Декарт вводит в научный оборот понятие субъекта и объекта познания. Под субъектом он понимает активную и действующую сторону познавательного процесса – человека, объект же пассивен, он испытывает на себе воздействие субъекта и представляет собой весь мир. При этом субъект может выступать в качестве объекта для другого субъекта, например, при исследовании человека, а также и для самого себя, в рамках интроспекции.
При этом в философии Декарта и его последователей субъект жестко отождествляется с конкретной личностью – каждый мыслитель самостоятельный субъект познания, независимый от других в своих мыслях и ощущениях, что остро ставит проблему субъективности, т.е. влияния личностных особенностей субъекта познания на результат его деятельности, для решения которой выстраивается система научных норм и идеалов, связанных как с методологией, так и мышлением ученого.
Гносеологический субъект в трудах Канта, Гегеля и Маркса
Попытка переосмысления понимания гносеологического субъекта, предложенного Декартом осуществляется И. Кантом, который вводит понятие трансцендентного субъекта.
Под трансцендентным субъектом он понимал некий субъект вообще, представляющий собой единство всех знаний и представлений, соединяющий все апперцепции человечества в единое целое.
Этот трансцендентный субъект с одной стороны полностью самостоятелен, а с другой проявляется в каждом отдельном человеке в виде основы его исследовательской деятельности. Несмотря на достаточно сомнительную фигуру трансцендентного субъекта, Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее одним из первых обозначает необходимость разделения гносеологического субъекта и конкретного индивида.
Идеи Канта развиваются в трудах его последователей и достигают своего высшего выражения в трудах Гегеля, который вводит понятие Мирового Духа, олицетворяющего человечество, его культуру, его развитие, которое осуществляется через познание мира. При этом действующем лицом благодаря которому Мировой дух познает и развивается выступает не отдельный индивид, а общество – разные общества в различные исторические эпохи вносят свой детерминирующий вклада в развитие Мирового духа и культуры. При этом не только общество выступает детерминантной для Мирового духа, но и наоборот, дух становится неорганической природой общества и каждого конкретного человека.
Идеалистическая диалектика Гегеля получила «заземление» в трудах К. Маркса, который связал диалектические принципы не с духовным, а реально-историческим процессом развития общества. Иное толкование получил и гносеологический субъект, который представлен всем научным сообществом, но не как механической суммой индивидов, а как системы построенной на культурно-историческом базисе и проникнутой разветвленными социальными и трудовыми взаимосвязями. Социальный субъект с одной стороны остается неизмеримо шире любого конкретного ученого, группы ученых, научной школы, а с другой стороны он конкретизируется в каждом отдельном индивиде в той степени, в которой той владеет научной картиной мира, ценностями и идеалами науки.
Развитие представлений о социальном субъекте
Вплоть до начала двадцатого века и антропологического поворота в философии представления о социальном субъекте развивались в рамках представлений о субъекте гносеологическом. Так до девятнадцатого века они были неотличимы друг от друга, а общество представлялось состоящем из атомарных социальных субъектов которые могут действовать лишь в отношении друг друга но не вместе.
В философии Гегеля место социального субъекта уже отдается не индивиду, а обществу, его элитам который двигают общество вперед согласно логике развития Мирового Духа, наконец в марксистской философии социальным субъектом выступает класс трудящихся, который будучи производительной силой, детерминирует само развитие общества и его культуры в направлении коммунизма.
Однако процессы экономического выравнивания уровней жизни различных слоев общества, демократизации, доступности высоких технологий, повлекли за собой размывание классового общества как такового. В настоящее время представления о социальном субъекте можно рассмотреть в ряде основных подходов:
Экзистенциальная философия ассоциирует социальный субъект с индивидом, выступающим единственным источником и регулятором собственной активности и находящимся в постоянном противоборстве с обществом, которое пытается стандартизировать индивида и произвести отчуждение его личностной уникальности, как следствие приводят к тотальному одиночеству человека среди социальной толпы.
Модернистские подходы противостоят экзистенциализму, рассматривая в качестве социального субъекта массы, которые поглощают индивидуальность, при этом чем в большей степени индивид пытается отделиться от массы и быть непохожим на нее, тем плотнее он в нее интегрируется, поскольку его взгляды/стиль/поведение в силу оригинальности приобретают ценность для массы и начинают тиражироваться ею.
В постмодернизме доминирует представление о смерти социального субъекта. Растворяясь в массах личность не просто теряет свою индивидуальность, но лишается своего лица, субъектности, воли к действию и влиянию на ситуацию, и напротив, становится объектом чужого воздействия и манипуляции. Вместо термина субъект в данном подходе вводится термин актор – человек как деятель, который не производят творческого продукта и не формируя устойчивой позиции воспроизводит элементы культур прошлого.
Гносеология в философии: понятие и основные идеи
Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.
Что такое гносеология?
Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.
Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.
Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.
Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.
Что изучает гносеология?
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.
Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.
История зарождения и развития гносеологии
Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».
Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.
В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).
Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.
Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).
Разделы гносеологии
В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Гносеологический оптимизм
Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.
Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.
Гносеологический пессимизм
Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:
В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».
В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.
Направления гносеологии
Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:
На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.
Иррационализм
Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.
Рационализм
В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
Эмпиризм
Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:
Сенсуализм
В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:
Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.
Принципы познания в гносеологии
В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:
Заключение
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.
Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
Раздел IV. Гносеология: учение о познании
Вопросы для самопроверки и повторения
1. Что такое метод и что такое методология?
2. Какие методы были разработаны в философии?
3. Почему вся философия в целом является методологией?
4. В чем суть диалектики? Какое понимание диалектики, начиная с античности, имело место?
5. По поводу каких принципов бытия и познания (мышления) расходятся диалектика и метафизика?
6. Что такое развитие? Какие процессы развития описывают законы диалектики?
7. Какие положения составляют синергетический подход? В чем его суть?
Термин «гносеология» был введен в науку относительно недавно, только в середине XIX в., тем не мене гносеологическая проблематика уже с античности является изначальной в философском знании. Вопросы: Как человек познает окружающий мир? Насколько адекватным является наше знание? Что такое истина и ее значение? Есть ли границы знания или оно безгранично? Чем отличается научное знание от обыденного? Что такое научное знание? Какими путями человек познает окружающий мир? Какие методы познания быстрее приближают нас к истине? – вот далеко не полный перечень гносеологической проблематики.
Уже в античности гносеологические вопросы и проблемы познания разрабатывались в философии Сократа и Платона, Аристотеля и др. Аристотель большое внимание уделял формам и способам построения суждений и умозаключений, создал формальную логику. Без нее – форм и способов построения понятий, суждений, умозаключений и теорий не может осуществляться процесс познания.
Уже в античности возникло специфическое направление – «античный скептицизм», которое сосредоточило свое внимание на гносеологических вопросах (Пиррон, Энесидем, Секст-Эмпирик, Агриппа). Античный скептицизм пришел к выводу о том, что достижение истинного знания довольно проблематично. Термин «скептицизм» происходит от лат. «скепсис», что в переводе означает – сомневаться. Сомнение уже предполагает неоднозначность, разные мнения. Скептики считали, что наше знание – это, действительно, всего лишь мнение, а мнение относительно (релятивно), субъективно и, следовательно, не может быть всеобщим знанием.
В положительном плане, античный скептицизм поставил вопрос о том, что процесс познания не является простым и однозначным, он довольно труден и сложен. Энесидем в своих «тропах», а затем Агриппа отметили, что трудности в познании идут как от объекта, так и от субъекта. Таким образом, уже в античной философии познавательный процесс был представлен как взаимодействие: с одной стороны – субъекта, с другой стороны – объекта. Это взаимодействие называется «субъект-объектным отношением».
У античных философов все знание было разделено на два качественных уровня:
1. Знание «по мнению» – это то знание, которое обычно нам доступно и которым обычно пользуемся в практике жизни.
2. Знание «по истине». Оно считалось недостижимым, потому что истина, истинное бытие относилось к сущности, первопринципу, к миру за пределами наших органов чувств (например, «мир идей» у Платона, Единое у неоплатоников).
В средневековой гносеологии вопросы ставились и рассматривались в рамках теоцентризма. Соответственно Бог и Божественная тайна рациональным путем или другими способами познания были также недостижимы. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, религии (теологии) и философии, проблемы реальности общих понятий (например, «спор об универсалиях»). Выдвигалась и обсуждалась теория «двойственной истины» как конкретизация проблемы соотношения разума и веры, теологии и философии и др. И все же в средние века гносеологическая проблематика не имела значительного развития.
Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени. Именно с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится «человек мыслящий»: «я мыслю, следовательно, существую» – формулировал свое кредо представитель нововременного рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.
Дальнейшее развитие гносеология получает в немецкой классической философии. И. Кант, ее основоположник, философию начинает с вопроса: «Что я могу знать об этом мире?». Одна из главных книг И. Канта – «Критика чистого разума» посвящена проблемам познания и является ответом Канта на этот вопрос. Главная работа другого представителя немецкой классической философии – Фихте «Наукоучение» также разрабатывает гносеологическую проблематику.
В современной философии гносеология активно разрабатывалась представителями неопозитивизма. Основатель «лингвистической философии» (которая существует в рамках неопозитивизма) Л. Витгенштейн в «Логико-философском трактате» рассматривает язык науки, соотношение методов научного знания и философии, их специфику, логику построения теории. Этими же проблемами занимались философы-логики Поппер, Айер, Карнап, Рассел и др.
Другое современное направление, активно занимающееся процессами познания, – «герменевтика». Основателем ее считают Х.-Г. Гадамера. Он был учеником немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера. Герменевтика исследует смысл текста, смысл понятий, их символику, занимается в познании проблемами понимания и интерпретации текста.
Социальная природа познания. Совокупным субъектом познания является все человечество: познавательный процесс невозможен без преемственности в получении знаний. Познание – это наращивание информации, оно осуществляется на базе предшествующих знаний, а также включает и совершенно новые открытия. Соотношение нового и предыдущего знания можно выразить, примерно, как 20% – новое знание, 80% – старое знание.
Огромное значение в познании имеют крупные открытия, знаменующие поворотные моменты в научной и мировоззренческой картинах мира. Тогда меняется парадигма, происходит смена установок. Человечество делает «скачок» в познании. Как правило, одному человеку это просто не под силу, такие явления происходят в масштабе всего человечества.
Познание невозможно без наработанной системы понятий. А система понятий формируется в научном познании посредством языка, и сам язык выступает как система понятий.
Естественный язык и его формирование – результат исторического, социального развития. Первый скачок в развитии был осуществлен тогда, когда человек начал обмениваться опытом, и не только образно, путем копирования, а путем общения с помощью речи, сначала устной, а затем письменной. Значит, познание невозможно без обмена опытом, без передачи информации, без общения, а это процесс социальный.
Причиной познания выступала прежде всего жизненная необходимость, интересы и потребности людей. Они удовлетворялись посредством трудовой деятельности, которую можно осуществлять только сообща, коллективно. Практика людей всегда социальна, а она – основная цель познания. Человек, конечно, познает и ради любопытства, реализует свою любознательность, но это не главная цель познания. Познание ради познания являлось бы бесплодной задачей.
Таким образом, социальность познавательного процесса не вызывает сомнения. И человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.
Гносеология, ее основные принципы. Субъект и объект познания, модели их взаимодействия
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неразрывно связана с мышлением, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, истину и заблуждения.
Философская теория познания называется гносеологией (от древнегреч. слов «знание» и «учение»). В античности гносеология рассматривалась как специальный раздел философии, посвященный анализу основных проблем знания и познания. При этом важно выделить две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании. К ним относятся: а) идея активности разума и творческой природы познания, высказанная Платоном (позднее была развита в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем и использована впоследствии как фундаментальное основа наивно-реалистических и материалистических концепций познания.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Основной круг проблем гносеологии традиционно включал в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и др. Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение (субъект – от лат. «находящийся в основе», объект – от лат. «противопоставленный»). С первых шагов классическая гносеология исходила из фундаментальной предпосылки, согласно которой основная задача теории познания — раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.
В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей и обеспечивает человеку возможность познавать мир.
Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.
В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений, статуса и роли субъекта познания.
Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма была предложена Д. Юмом, Дж. Беркли, Э. Махом, Р. Авенариусом и др. В рамках этой программы субъект познания понимается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Существование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым — такова субъективно-идеалистическая сущность этой гносеологической программы.
Программа трансцендентальной гносеологии впервые была разработана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Ее основополагающая идея — утверждение о том, что мир вещей и объектов не является независимой от субъекта реальностью. Наоборот, объекты познания существуют как результат их активного конструирования творческим сознанием субъекта. При этом субъект интерпретируется Кантом не как биологический индивид или психологически-эмпирическое сознание. Это «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные, т. е. предшествующие реальному, единичному акту познания, формы организации познавательной деятельности. К ним относятся априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные формы чистого разума. Именно благодаря наличию этих форм познания и априорных условий его реального осуществления становится возможной познавательная деятельность как творческий процесс генерации нового знания в математике, естествознании, метафизике.