Что означает год на бутылке вина
Зачем вину год
Разбираемся в понятиях винтаж и миллезим.
Вы находитесь в вашем винном магазине, перед стеллажами бутылок, или в ресторане с раскрытой винной картой в руках и видите, что на этикетке напитка или напротив его названия всегда написан год. Но что же означает эта дата? Просто год выпуска бутылки? Сбор винограда? Или в этом году вино было выпущено на рынок? Почему вообще вы должны обращать на это внимание?
Речь пойдет об очень важной части винной науки, разбираться в которой важно по многим причинам, в том числе потому, что год вина — это показатель его качества. Урожаи винограда, удачные и не очень, вносятся в реестр, воспользовавшись которым можно узнать многое о вине, в том числе сделать вывод о том, стоит ли вам его покупать.
Термины
Разбираясь с датами выпуска вин, стоит знать два основных термина, оперируя которыми можно объяснить главные вещи в этом вопросе. Эти слова — «винтаж» и «миллезим». Оба они означают одно и то же, с той лишь разницей, что «миллезим» — исключительно французский термин. Они означают год сбора урожая. Если на бутылке такового не наблюдается — скорее всего перед вами не очень качественное вино, которое не придется по вкусу ценителю.
—2—
Магия винтажа
—3—
Метеозависимость
Качество винограда целиком и полностью зависит от долгосрочного прогноза. Виноделы сверяются с синоптиками и решают, когда нужно снимать урожай — в противном случае он может быть недозревшим или наоборот, слишком спелым. Холодные года и засухи — предмет особой тревоги как виноделов, так и любителей вина.
—4—
Солнечное вино
Лучший винтаж получается в результате совпадения погодных условий — количества солнечных дней, дождей и ветров. Но в среде ценителей, не очень любят винтаж близкий к идеалу — слишком ровный вкус, в котором не за что прицепиться ценителю.
—5—
Плохие годы
Очень немногие винодельни могут позволит себе не выпускать вино в плохой год. Некоторые даже могут пойти на хитрость — перевести вино из одной марки в другую. Так незрелые ягоды в виде вина все же могут попасть на прилавки и в рестораны, а покупателям остается только дивиться удивительно кислому вину. Чтобы избежать этого, нужно быть квалифицированным сомелье, иных путей тут нет.
—6—
Спящий винтаж
В мире виноделия существует такой интересный аспект, как «спящий винтаж». Это означает, что вино из такого разряда сделано не из лучшего урожая, но стоит пройти определенному количеству лет, как оно дозреет и станет лучшим вином из всех, что вы пробовали. Обычно на это требуется 6-8 лет.
—7—
Винтаж крепленых и игристых вин
Даже лучшие марки крепленых и игристых вин не снабжаются датировкой. Обычно для них используют смесь ягод разных урожаев. Так гораздо проще поддерживать стабильное качество, но, в том случае если год выдался очень уж хорошим, шампанское или портвейн может обрести заветную дату на этикетке. Такие экземпляры очень высоко ценятся коллекционерами и стоят куда дороже обычных аналогов.
—8—
Справочный материал
В случае с винтажом и миллезимом не обойтись хорошей памятью. Нужно всегда иметь доступ к так называемым миллезимным таблицам. Очень удобно воспользоваться специальным мобильным приложением.
Как читать винную этикетку
Винная этикетка содержит много полезной информации. Она дает ключ к пониманию содержимого бутылки. Но расшифровать ее не так просто, поскольку в разных странах мира свои способы маркировки вин. В этой статье мы расскажем о часто встречающихся на этикетках надписях и научим их декодировать.
Винная этикетка – ключ к пониманию содержимого бутылки
Какая информация важна для понимания вина?
Чтобы получить представление о том, что в бутылке, надо знать следующие вещи:
Это тот минимум сведений, который нужно уметь находить на винной этикетке.
Чем отличаются этикетки стран Старого и Нового Света?
Прежде всего, способом маркировки вин. Здесь есть принципиальная разница.
Вина Старого Света (Европы, Средиземноморья, Западной Азии) в подавляющем большинстве маркируют по наименованию, указывающему на регион происхождения. Для каждого из них определены свои правила производства и разрешенные сорта винограда, поэтому их не пишут на этикетке. Это подразумевается само собой.
Так, ни на одной бутылке Шабли (Chablis) вы не найдете указания на сорт винограда, поскольку это всегда будет Шардоне. Другие яркие примеры таких наименований – Бордо (Каберне Совиньон, Мерло, Каберне Фран), Риоха (Темпранильо, Гарнача), Кьянти (Санджовезе), Бургундия (Пино Нуар для красных вин и Шардоне для белых), Бароло (Неббиоло), Киндзмараули (Саперави) и т. п.
Примеры винных этикеток стран Старого Света
Вина из Северной и Южной Америки, Австралии, ЮАР, других неевропейских стран почти всегда идентифицируют по сорту винограда. Этому есть объяснение. Изначально такие вина производили в практически неизвестных винных районах, поэтому не было смысла акцентировать внимание на месте. Наоборот, выделяли виноград, чтобы подчеркнуть связь со знаковыми европейскими регионами. Со временем это стало традицией.
Так, вина из Каберне Совиньон и Мерло – это отсылка к Бордо, из Шардоне – к Бургундии, Рислинг – к Рейну, Совиньон Блан – к долине Луары и т. д.
Примеры винных этикеток стран Нового Света
Безусловно, из любого правила есть исключения. Как в Старом Свете есть регионы и производители, где сорт винограда указывают на этикетке (например, итальянские Пино Гриджио, Ламбруско, немецкий Рислинг), так и в Новом есть те, кто этого не делает.
Основные части винных этикеток с примерами расшифровки
При маркировке своей продукции винодел обязан указать:
Рассмотрим, где эту информацию искать на этикетке.
Франция
Перед вами классическая этикетка вина из Бордо. Надписи на ней говорят о следующем:
На этикетке нет информации о сортах винограда, поскольку в О-Медок согласно правилам апелласьона могут производить только красные вина из ассамбляжа сортов Каберне Совиньон, Мерло, Каберне Фран и Пти Вердо.
Италия
В итальянской маркировке вин, как и во французской, акцент делают на происхождении вина, а не на винограде. Читается итальянская этикетка легко.
На итальянские этикетки похожи испанские – их составляют по тому же принципу.
Страны Нового Света (на примере Чили)
Этикетки новосветских вин отличаются уже тем, что на них обязательно упомянут сорт винограда. Чилийское Montes Alpta Chardonnay не исключение. Здесь мы видим:
Помимо базовой информации, на этикетках Нового Света часто встречается краткое описание дегустационных характеристик вина.
Германия: особый случай
Германские вина хоть и относятся к Старому Свету, их маркировка отличается от классической европейской. На этикетках вин категории QmP, помимо традиционных надписей, указывают уровни спелости винограда, влияющие на стиль напитка. Их обозначают терминами:
На этикетках вин других категорий, в том числе и контролируемых по происхождению QbA, указывают уровень сладости: сухое (trocken), полусухое (halbtrocken, feinherb), сладкое (süss).
На этикетке германского вина Lingenfelder Riesling видим:
Дополнительная информация на винных этикетках
Часто виноделы наносят на этикетку дополнительную информацию. Лучше понять содержимое бутылки помогут слова:
Надеемся, наша статья добавила вам ясности в понимании этикеток, и теперь вы не будете стоять перед полками с вином в полной растерянности. Удачных и осознанных вам покупок!
Надо ли обращать внимание на год урожая вина?
Обычная ситуация: вы пришли в свой любимый магазин или ресторан и выбираете бутылку вина, которую предполагаете попробовать. Что вы увидите с вероятностью 90% сразу после названия? Совершенно верно, год урожая вина. И, если вы только знакомитесь с винами, вполне вероятно, что у вас возникал резонный вопрос: » а что значит указание года вина на этикетке?».
Означает ли он год сбора урожая вина или это год его поступления на полки? И вообще, почему год вина должен вас волновать?
«Год вина» (винтаж) — указывает на год, когда виноград был выращен и собран. Год урожая не имеет ничего общего с моментом появления на прилавках.
Год вина стали указывать на бутылках почти тогда же, когда их стали использовать в качестве резервуаров для его хранения. И, наверное, с того самого момента винные критики, коллекционеры и виноделы стали изобретать способы, позволявшие определить по году качество напитка.
Именно категоризация на основе винтажа делаете стоимость вин определенного года астрономической.
Кстати, пока не придумали бутылку, древние египтяне писали иероглифы амфорах, указывавшие на винодела и год производства.
Как и другие сельхозкультуры, виноград подвержен воздействию множества факторов. В один и тот же год, один и тот же сорт винограда, выращенный в соседних регионах, может значительно отличаться. Именно в этой связи какие-то винтажи признают очень хорошими, а какие-то просто хорошими.
Если, к примеру, погода в один из годов была достаточно жаркой в дневное время, прохладной по ночам и влажность в течение созревания винограда была невысокой, велики шансы на то, что урожай будет с отличным. К моменту сбора ягод будет много, и они будут спелыми и вкусными. И будет несложно сделать хорошее вино из такого винограда.
С другой стороны, если во время вызревания винограда погода стоит дождливая и сырая, скорее всего урожай будет скудным, а сами ягоды могут не успеть вызреть и набрать сок. А сам винтаж назовут плохим или «сложным».
Некоторые винные обозреватели, такие как Роберт Паркер, не ограничиваются оценками винтажа исключительно исходя из климата. Он рассматривает год урожая в развитии: пробует его в первый год совсем молодым, затем, если оно перспективно, возвращается к нему позднее и снова оценивает.
Но значит ли это, что тот или иной год урожая, указанный на этикетке, действительно лучше других для среднестатистического неискушенного нюансами любителя вин?
Многие любители вина говорят, что нет плохих винтажей, есть плохие виноделы. И с этим хочется согласиться.
Дегустаторы определяют хороший винтаж также часто, как вы угадываете вероятность выпадения «орла» или «решки» на вращающейся монете.
В своем исследовании профессор Чикагского университета Роман Вейл (Roman Weil) выяснял, действительно ли опытные дегустаторы могут определить разницу в винтажах. В эксперименте принимали участие люди, разбирающиеся в винах, и пробовали они высококлассные образцы от 40$, которые имели оценки Роберта Паркера от плохих до хороших. Результат?
Угадывали также часто, как при игре в орлянку: хорошие винтажи от посредственных при слепой дегустации отличить смогли лишь немногие. И только вина из Бордо, что интересно, смогли правильно классифицировать большинство любителей вина.
Пожалуй, год урожая играет самую важную роль только для коллекционеров, поскольку он может в будущем удвоить или утроить цену бутылки. Но не многие из нас занимаются коллекционированием вин, и по этой причине не стоит чрезмерно акцентировать внимание на винтаж, когда вы просто выбираете напиток, который выпьете сегодня вечером за ужином.
Урожай хорошего года, когда погода была идеальной, позволяет достаточно просто сделать отличное вино. Поэтому можно услышать, что Бордо 2010 года — отличное. Но в принципе, все вина этого года должны быть достойными, независимо от производителя.
Но если на производстве заботятся о технологии и качестве будущего продукта также, как на винограднике, то винтаж не будет принципиален: вино все равно окажется хорошим. Особенно, если речь идет о массовых и не дорогих винах, стоимостью не более 20$, приобретаемых для немедленного потребления, а не для коллекции.
Вина могут различаться по вкусу от года к году, но это не делает одно вино лучше другого.
Поэтому — не зацикливайтесь.
Как читать этикетку российских вин?
Выбрать качественное вино — непростая задача. Эксперты Роскачества составили подробные рекомендации по изучению этикетки российского вина. Специалисты объясняют, как распознать настоящее виноградное вино и не перепутать его с «винным напитком», какие элементы маркировки помогут идентифицировать качественный напиток и в чем разница между ЗГУ и ЗНМП.
Этикетка — «паспорт» вина
Это «удостоверение» всегда предъявлено покупателю. Год, место рождения, «имя и фамилия», а также множество других полезных подробностей доступны в любой момент. Нужно только правильно их читать.
Содержание информации на лицевой этикетке и ее оборотной стороне (контрэтикетке) строго регламентировано действующими законодательством. Производитель, если он хочет сохранить свой продукт в правовом поле, должен строго соблюдать эти требования, поэтому информация, напечатанная на этикетке и контрэтикетке, отличается высокой степенью достоверности и должна быть информативна для покупателя.
Происхождение вин
Основоположнику российского виноделия князю Льву Голицыну принадлежит известная фраза: «Вино — продукт местности». Она доходчиво описывает основной принцип контроля качества вина по происхождению. Сочетание рельефа, почв, климатических особенностей (все эти факторы французы называют «терруаром») с традициями виноделия и определенными сортами винограда создает присущий определенному региону винодельческий стиль.
Географические наименования в названиях российских вин использовались с XVIII века. Достаточно вспомнить «казачьи» игристые вина из станицы Цимлянская (цимлянское вино, которое описано у Пушкина). В XIX веке популярностью пользовались вина удельных (государственных) и частных имений, где названия местностей уже сочетались с сортами винограда — Рислинг и Каберне Совиньон из Абрау, Рислинг Алькадар (современная территория Севастополя), Алиготе Ай-Даниль и др. В советские времена были известны Каберне Совиньон из Мысхако (Новороссийск), из Качинской долины под Севастополем. Требования к этим винам были прописаны в национальных стандартах и технических инструкциях, но специального законодательства под географические наименования государству тогда не потребовалось.
Построение системы контроля качества по происхождению в современной России началось в 2012 году с принятием ГОСТ на производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). В 2014 году положения ГОСТ были подкреплены Федеральным законом №409, которым были внесены поправки в основной закон, регулирующий всю алкогольную отрасль. В законе, в частности, было зафиксированы требования по происхождению винограда для производства вин ЗГУ и ЗНМП, разрешался розлив этих вин только в стеклянную тару, запрещалось использование любых добавок в процессе производства (включая концентрированный виноградный сок для придания сладости) и т. д.
Кроме того, законом установлен порядок получения лицензий на производство вин ЗГУ и ЗНМП и выдачи «акцизных» марок специального образца. После этого в региональной администрации винодельческое хозяйство должно пройти процедуру регистрации границ своего виноградника. По результатам этой процедуры производитель получает право выпускать вина определенного защищенного наименования. Нужно также предоставить подтверждение того, что виноградник находится в собственности или в аренде, сведения о котором вносились в единый «Реестр виноградных насаждений». На сегодняшний день, в России документарно зафиксированы следующие защищенные географические указания, границы которых совпадают с границами субъектов РФ: Кубань (Краснодарский край), Долина Дона (Ростовская область), Крым (республика Крым), Севастополь (город федерального значения Севастополь), Дагестан (Республика Дагестан), Долина Терека (республики Кабардино-Балкария и Северная Осетия), Ставрополь (Ставропольский край), Нижняя Волга (Волгоградская и Астраханские области).
Учитывая ассортимент винной полки, потребителю прежде всего стоит разобраться с категорией продукта: наряду с виноградными винами на российском рынке представлены, так называемые, «винные напитки». Их производство законно, но требования к качеству гораздо ниже, чем для вина. В этой категории напитка может быть до 50% виноматериалов различного происхождения (в том числе, не виноградных), а остальное — вода, ароматизаторы, сахар и другие добавки. Если хотите настоящее вино — посмотрите на надпись «вино столовое», «вино ЗГУ» или «вино ЗНМП». Если на лицевой стороне этикетки слово «вино» не написано, переверните бутылку — там, скорее всего вы увидите надпись «винный напиток».
Термин ЗГУ и ЗНМП сопровождается информацией о конкретном регионе производства вина. Например, «Вино защищенного географического указания Кубань». «Вино защищенного наименования места происхождения Кубань. Новороссийск».
Тип вина
В национальных стандартах существует общее понятие для всех типов вин, различающихся по технологии производства — «винодельческая продукция». Основные типы винодельческой продукции, помимо вин столовых, вин ЗГУ и вин ЗНМП разделяют на вина игристые и жемчужные, а также вина ликерные и ликерные специальные. Также к категории винодельческой продукции относятся коньяки и бренди.
Вина игристые и жемчужные производятся по методу вторичного брожения в емкости-акратофоре (метод Шарма) или в бутылке (классический метод). При производстве ликерных вин используется виноградный спирт для остановки брожения. В России при производстве вин такого типа допускается использование зернового спирта (так производятся известные крымские вина), эта категория имеет собственное название: «вина ликерные специальные». На этикетке должен также указываться тип вина по цвету: красное, розовое, белое.
Содержание сахаров
Для производства полусладких и полусухих столовых вин допускается добавление концентрированного виноградного сока (сусла). Путем выпаривания или вакуумной обработки получают очень сладкий сок, который может добавляться в изначально сухой виноматериал.
Для вин ЗГУ и ЗНМП добавление вакуум-сусла и других видов подсластителей запрещено. Такие вина могут быть только «природно-полусладкими» или полусухими. То есть, виноград для такого вина собирают позже остальных сортов после достижения очень высокого уровня сахаров. Брожение в определенный момент останавливают холодом, а вино фильтруют. Крепость таких вин, как правило, невысокая 10,5–12,5%.
По содержанию сахара (отраженному в информации на этикетке) вина согласно ГОСТ-Р 55242-2012 и ГОСТ 32030-2013 классифицируют на:
Содержание алкоголя
Информация о содержании алкоголя в вине является одним из обязательных элементов винной этикетки. В винах защищенного географического указания предельная объемная доля этилового спирта составляет 15%. Стоит отметить, что алкоголь в таких винах может быть получен только путем брожения виноградного сырья. Добавление спирта допускается только в одной категории — ликерных вин.
Год и сорт винограда
На большинстве вин указывается год урожая винограда. Информация об этом, как правило, размещается на лицевой части этикетки, реже на обороте. Информация о годе урожая важна при покупке недорогих вин. Они не предназначены для длительной выдержки и лучше всего пьются в течение полутора лет, следующих за годом урожая. Если информации о годе нет, возможно вино сделано из виноматериалов разных лет. В этом случае можно ориентироваться на дату розлива (эта информация также обязательна к размещению).
Более дорогие вина, особенно российские красные, могут улучшаться в процессе выдержки в бутылке. Для них почтенный возраст — это, скорее, преимущество.
Знатоки российских вин, например, высоко оценивают красные вина 2012 и 2014 годов урожая.
Если вино сделано не менее чем из 85% винограда одного сорта, он может быть указан на этикетке. Также производители могут указывать несколько сортов винограда, участвовавших в купаже.
Для вин из нескольких сортов могут выбираться и фантазийные названия или наименования по местности происхождения. В этом случае российские винодельни часто указывают сортовой состав на контрэтикетке. Наиболее педантичные виноделы даже пишут точную пропорцию сортов в процентах.
По выдержке
Многие производители сейчас используют международные термины, обозначающие выдержку вина «резерв», «гранд резерв» и др. Эта терминология в России не регламентирована. «Выдержанными», согласно российскому законодательству могут именоваться только вина, выдержанные до розлива не менее 12 месяцев (выдержка может осуществляться, как в дубовых бочках, так и емкостях). «Коллекционными» называются вина, дополнительно выдержанные после окончания обязательного срока выдержки перед розливом не менее трех лет в стеклянных бутылках.
А для игристых вин принята другая классификация по выдержке. Так, «Выдержанные» игристые — не менее 6 месяцев после завершения брожения в емкости для вин методом «Шарма» и не менее 9 месяцев для «классического» игристого. «Коллекционные» игристые — не менее двух лет для вин, выдержанных в бутылках.
Состав вина
Российские покупатели внимательно читают состав виноградного вина на контрэтикетке. Два термина в этом разделе описания вина могут вызвать вопросы. Например, виноматериал. В последнее время вся больше производителей указывают на контэтикетке в составе сырья виноград определенных сортов, но термин «виноматериал» также является абсолютно корректным для описания состава виноградного вина. К сожалению, этот термин иногда провоцирует у потребителей миф о том, что вино делают из порошка. На самом деле, ничего подобного не происходит. Специфическое слово «виноматериал» означает «вино, не разлитое в потребительскую тару для продажи населению». С точки зрения отраслевой терминологии, самое дорогое французское вино, хранящееся в бочке, — это тоже виноматериал.
То есть виноматериал — это виноградное вино на любой технологической стадии: в емкости после брожения, при фильтрации, на выдержке в красивой дубовой бочке. И виноматериалом виноградное вино называется ровно до тех пор, пока его не налили в бутылку и не укупорили пробкой.
Пищевые добавки
Сульфит (сернистый ангидрид или SO2) — пищевая добавка, использование которой регламентировано ГОСТ 2918. Сульфитирование позволяет защитить вино в бутылке во время хранения и транспортировки. Помимо виноделия, сульфиты используют в других отраслях пищевой промышленности. Например, в сухофруктах содержание SO2 превышает предельные значения, допустимые для виноделия в десятки раз.
Диоксид серы — еще один «пугающий» термин.
В вине после брожения могут оставаться микроорганизмы, избавиться от которых можно, нагрев вино до высокой температуры. Однако в этом случае вино приобретает уваренные тона, теряет свежесть и тонкий фруктовый аромат. Другой вариант — использование диоксида серы (SO2) — это пищевая добавка Е220, сертифицированная во всем мире. Фактически это альтернатива пастеризации для защиты вина от преждевременной порчи.
Виноделы пользуются диоксидом серы для обеспечения гигиены на винодельнях чуть ли не с библейских времен. Серой окуривали глиняные амфоры еще в Древней Греции, в Урарту (на территории современной Армении) — об этом свидетельствуют археологические находки, датированные II–III тысячелетием до нашей эры.
Сера в бутилированном вине находится в двух состояниях — свободном и связанном. Свободная сера скапливается в пространстве между вином и пробкой и защищает продукт от порчи. Она улетучивается в течение пары минут после открытия бутылки. Связанная сера растворена в вине. Обычно это минимальные количества, строго регламентированные законодательством. Стоит отметить, что нормы по содержанию SO2 в России существенно жестче европейских, и в среднестатистическом французском вине диоксида серы несколько больше, чем в среднестатистическом российском.