Что означает головной убор
Все виды головных уборов
С давних пор головные уборы являются неотъемлемой частью практически любого образа. При этом они выполняют сразу несколько функций: практическую, защищая голову от зноя, холода или ветра, и декоративную, привлекая внимание к лицу, подчёркивая индивидуальность и расставляя нужные акценты.
Классификация головных уборов
Все существующие виды головных уборов условно делятся на бытовые и специальные. При этом каждая из категорий включает в себя несколько подгрупп.
Бытовые головные уборы различаются по следующим признакам:
В свою очередь, специальные головные уборы, в соответствии с назначением, подразделяются на следующие типы:
Виды головных уборов
* уни — универсальный ж — женский м — мужской
Азиатская шляпа – головной убор конической формы со шнурками для фиксации под подбородком. Выполняется из текстиля, соломы или пальмовых листьев.
Виды головных уборов — Азиатская шляпа
Академическая шапочка – неотъемлемая часть торжественного наряда выпускников ВУЗов. Состоит из квадратной горизонтальной плоскости, соединённой с ермолкой в верхней части. Обязательный элемент – свисающая кисточка.
Академическая шапочка
Балаклава – головной убор, представляющий собой разновидность подшлемника или лыжной маски. Существует несколько вариантов исполнения:
— полностью закрывающий голову, шею и лицо, с прорезью для глаз;
— с отверстиями для глаз и рта;
— с возможностью регулирования степени открытости лица.
Балаклава
Бандана – квадратный платок небольшого размера из принтованной натуральной ткани. Благодаря северо-американским ковбоям, в настоящее время стал неотъемлемым атрибутом спортивно-туристической экипировки и стильным аксессуаром. Предусматривается несколько вариантов ношения:
— в виде косынки,
— в качестве повязки для волос,
— для защиты лица и шеи.
Банданы
Башлык – головной убор, одновременно напоминающий капюшон и колпак с удлинёнными краями, которые при необходимости выполняют роль шарфа.
Башлык
Бейсболка – разновидность кепки, имеющая округлую форму, большой твёрдый козырёк и застёжку, позволяющую регулировать размер. Существуют текстильные, кожаные и утеплённые варианты.
Бейсболки
Берет – мягкий, почти плоский головной убор без тульи и застёжек. В качестве исходного материала может быть использован трикотаж, фетр, кожа или мех.
Береты
Бини – плотно прилегающая к голове вязаная или трикотажная шапка различной длины.
Бини
Бомбер – зимний головной убор из кожи с внутренней меховой отделкой, закрывающий уши и напоминающий шлем лётчика.
Бомберы
Боярка – утеплённая шапка округлой формы с кожаным или текстильным верхом и меховым околышем.
Боярка
Брыль – соломенная или камышовая плетёная шляпа с широкими ровными полями.
Брыль
Буннет – мужская кепка, в которой основная часть плотно соединена с козырьком, полностью накрывая его сверху.
Буннет
Восьмиклинка – разновидность кепки, сшитая из восьми клиновидных фрагментов, с пуговицей из того же материала на макушке.
Восьмиклинка
Вуаль – женский аксессуар из полупрозрачной или сетчатой ткани, прикрепляемый к шляпе, частично или полностью прикрывающий лицо.
Шляпка с вуалью
Гаучо – плотная шляпа с тульёй цилиндрической формы, плоским верхом и прямыми полями средней ширины.
Гаучо
Ермолка — плотно прилегающая к голове небольшая лёгкая шапочка округлой формы. Традиционный атрибут мужчин-евреев.
Ермолка (кипа)
Жокейка – головной убор для верховой езды, по форме напоминающий шлем с небольшим козырьком.
Жокейка
Канотье – французская соломенная шляпа с неширокими горизонтальными полями и невысокой цилиндрической тульей.
Канотье
Капор – в современном исполнении, это женская шапка-капюшон, покрывающая голову и плечи. Существуют кружевные, трикотажные, шерстяные и меховые варианты.
Капор
Картуз – текстильная или кожаная фуражка с высоким околышем и плотным козырьком.
Картуз
Кепка – разновидность фуражки без околыша с небольшим козырьком. Выполняется из самых разных материалов.
Кепка
Клош – дамская шляпка с небольшими, направленными вниз полями, по форме напоминающая колокольчик.
Клош
Ковбойская шляпа – головной убор из фетра, кожи или соломы с высокой, вогнутой сверху тульей и широкими, подвёрнутыми по бокам полями.
Ковбойская шляпа
Косынка – разновидность платка треугольной формы.
Косынка
Коппола – изначально исключительно мужская, плоская, как правило, твидовая кепка родом из Сицилии.
Коппола
Кубанка – невысокая цилиндрическая меховая шапка с плоским верхом.
Кубанка
Козырёк – аксессуар для защиты лица от солнечных лучей, напоминающий бейсболку без верха.
Козырёк
Котелок – европейская фетровая шляпа с небольшими полями, в верхней части имеющая форму полусферы.
Котелок
Лыжная шапка – вязаный или сшитый из специального материала, плотно облегающий головной убор, зачастую украшенный помпоном.
Лыжная шапка
Малахай – головной убор конической формы из кожи и меха с наушниками, козырьком и удлинённой задней частью, как правило, декорированной хвостом пушного зверя. Традиционная зимняя шапка мужчин Центральной Азии.
Малахай
Никаб – традиционный головной убор азиатских женщин, полностью закрывающий голову, лицо и шею, предусматривая лишь прорезь для глаз.
Никаб
Панама – текстильная летняя шляпа с упругими полями.
Панама
Папаха – высокая мужская меховая шляпа народов Кавказа.
Папаха
Парик – аксессуар из натуральных или искусственных волос, надеваемый на голову для создания желаемой причёски, зачастую заменяющий шапку.
Парики
Пилотка – головной убор, представляющий собой продолговатую, сплющенную с боков шляпу без полей с продольным заломом сверху. Может быть как частью военного обмундирования, так и элементом униформы.
Пилотка
Платок – аксессуар, представляющий собой отрез текстиля квадратной формы.
Платок
Повязка – облегающий головной убор с открытым верхом, закрывающий уши или фиксирующий волосы.
Повязка
Порк-пай – плотная шляпа с небольшими полями и тульей цилиндрической формы с круговым углублением сверху.
Порк-пай
Слауч – женская шляпа с округлой тульей и мягкими полями среднего размера.
Слауч
Снуд – аксессуар, представляющий собой широкий длинный шарф, сшитый или связаный в виде кольца. Одновременно покрывая голову и плечи, позволяет создавать эффектные драпировки.
Снуд
Сомбреро – плотная шляпа с высокой конусообразной тульей и широкими, слегка загнутыми по краям полями.
Сомбреро
Таблетка – невысокая миниатюрная шляпка без полей с круглым основанием и плоской тульей.
Шляпка «Таблетка»
Ток – женская шляпа цилиндрической формы без полей. Зачастую щедро украшенная декоративными элементами.
Шляпка «Ток»
Трилби – шляпа, весьма напоминающая федору, но с более узкими, немного опущенными полями и тульей в форме трапеции.
Трилби
Тюбетейка – небольшая текстильная шапочка с круглым или квадратным основанием. Может быть плоской или куполообразной. Исторический головной убор тюркских народов.
Тюбетейки
Тюрбан – полотно ткани, многократно обёрнутое вокруг головы. Национальный, изначально исключительно мужской аксессуар восточных народов.
Тюрбан
Ушанка – зимняя меховая, кожаная, трикотажная или комбинированная шапка с отложными наушниками на шнурках.
Ушанка
Фата – женский свадебный головной убор в виде тонкого полупрозрачного покрывала. Имеет множество разновидностей по длине и форме.
Федора – мягкая шляпа из фетра с неширокими полями и тремя вмятинами на тулье, обвитой лентой.
Федора
Феска – головной убор конической формы без полей с плоским верхом.
Феска
Флоппи – классический вариант женской шляпы с закруглённой тульей и широкими мягкими полями, образующими небрежную волну.
Флоппи
Фуражка – кепка с чётко выраженным твёрдым козырьком и устойчивым околышем, зачастую дополненная рантом.
Фуражка
Хиджаб – традиционный исламский женский платок, покрывающий голову и шею, но оставляющий открытым лицо.
Хиджаб
Хомбург – мужская фетровая шляпа с загнутыми по бокам полями, лентой у основания тульи и центральным продольным заломом в верхней части.
Хомбург
Цилиндр – мужская шляпа с высокой цилиндрической тульей, плоским верхом и небольшими, слегка загнутыми полями.
Цилиндр
Чалма – особым образом обёрнутая вокруг головы широкая полоска ткани. Имеет визуальное сходство с тюрбаном, отличаясь лишь меньшими размерами и непрямым нижним краем.
Чалма
Шапка – мягкий, облегающий головной убор без полей. Может быть тонким и утеплённым.
Шапка
Шапокляк – шляпа с высокой тульей, представляющая собой складную модель цилиндра.
Шапокляк
Шейла – длинный шарф прямоугольной формы, который свободно оборачивается вокруг головы и укладывается на плечи.
Виды головных уборов — Шейла
Шляпа – это сохраняющий исходную форму головной убор, состоящий из двух основных частей: тульи, непосредственно покрывающей голову, и полей, выступающих за её края на определённое расстояние.
Головной убор
ГОЛОВНО́Й УБО́Р — верхняя часть костюма, обычно укрывает (полностью или частично) волосы, оставляя открытым лицо. В домонг. Руси мужчины носили колпаки разл. типов из сукна или войлока, с околышем или без него. Замужние женщины закрывали волосы повойником — плотно прилегавшим чепцом, околыш к-рого стягивался на затылке. Поверх повойника надевали убрус — сложенный треугольником полотняный или шелковый платок белого или красного цвета, концы убруса скалывали под подбородком и богато украшали. Поверх убруса могли надевать шапки тех же типов, что и у мужчин. Девушки лишь прихватывали волосы лентой или повязкой, часто надевали венец — обруч из твердого мат-ла (коры, кожи), иногда с треугольными или четырехугольными зубцами, обтянутый золотой тканью. Венец с высокой передней частью наз. очелье.
В период Моск. Руси мужчины стали надевать тафью — небольшую круглую тюбетейку, заимствованную у татар. Тафью носили только дома, поверх нее надевали др. Г. У. Все верхние шапки были колпаками, почти всегда — с опушкой или оторочкой. Была распространена мурмолка — невысокий матерчатый колпак с отворотами из меха или из др. материи. Знать носила горлатные шапки — высокие, чуть расширявшиеся кверху цилиндры, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы, с бархатным или парчовым верхом, горлатную шапку часто не надевали, а носили на сгибе левой руки. Простолюдины носили грешневик — высокую шапку с небольшими полями и треух (малахай) — теплую шапку с ушами, задником и узким меховым козырьком.
Женщины, как и в домонг. период, носили повойник, поверх к-рого надевали кику — нарядный Г. У. с основой из бересты или кожи, накрытой дном из ткани (сорокой), и прикрепленным сзади подзатыльником. Парадным Г. У. был кокошник с основой из твердого мат-ла, обтянутый богатой тканью и расшитый, часто обшитый поднизями (сеткой из жемчуга) и с прикрепленными по краям ряснами (спадающими на плечи жемчужными нитями). Поверх кики или кокошника надевали убрус. Зимние Г. У. были такие же, как у мужчин, за исключением каптур — плоских меховых шапок с наушниками. Убрус могли носить и под зимней шапкой. Девичьи Г. У. остались теми же — ленты, венец, появился накосник — кусок бересты или ткани, обтянутый дорогой тканью и украшавший косу.
В нач. 18 в. при Петре I у высших классов и горожан вошли в моду европ. Г. У., и в дальнейшем высшее об-во в России следовало европ. модам. Мужчины стали носить белые пудреные парики. Основным видом шляп стала треуголка, украшенная галуном или перьями, ее надевали острым углом в сторону лица или, чаще, носили на сгибе левой руки, поскольку на голове был парик. Во 2-й пол. 18 в. парики стали выходить из моды, появились англ. шляпы с невысокой тульей и узкими полями, а также цилиндры, к-рые надевали к рединготу.
Начиная с петровского времени ношение Г. У. замужними женщинами в высших слоях об-ва уже не считалось обязательным. Дома на голову надевали чепчик с кружевными оборками, в остальных случаях Г. У. обычно не надевали, лишь во время путешествий могли надеть муж. треуголку. В 70-х гг. 18 в. вошли в моду пышные прически на каркасе, к-рые носили не расплетая по неск. дней. В 1780-х гг. под влиянием англ. моды женщины стали носить огромные шелковые или бархатные, а также англ. широкополые шляпы.
В 19 в. у мужчин высокая англ. шляпа с полями вытеснила треуголку, цилиндр в течение всего века был повседневным Г. У. Вошла в моду также широкополая шляпа — боливар и мягкая фетровая шляпа — гарибальди, считавшаяся очень демократичной. Во 2-й пол. 19 в. появились жесткая фетровая шляпа — мелона (от фр. melon — «дыня»), а также невысокая шляпа с узкими твердыми полями и черной лентой — канотье (от фр. canotier — «гребец») и летняя широкополая панама. С 1890-х гг. осн. Г. У. у мужчин стал котелок.
В нач. 19 в. вошли в моду пешие прогулки, вследствие чего жен. прически упростились, а Г. У. вновь стали выполнять, наряду с декоративными, и естеств. функции — защищать от непогоды. Утренним Г. У. оставался белый батистовый чепец с кружевами, утренним уличным Г. У. был чепец с полужесткой основой. Осн. жен. уличным Г. У. стал шапо-капот — шляпа с жесткими полями, спереди с полей стали спускать длинную вуаль с кружевами. Летние шляпы делали из соломки. Бальным Г. У. стал тюрбан. Во 2-й пол. 19 в. появились шляпы с небольшими полями, высоко обрамляющими лицо, с широкими лентами у боковых сторон, завязывающимися бантом под подбородком.
У крестьян в 18—19 вв. сохр. традиц. Г. У. Мужчины в зап. губерниях носили шлык из холста, вышедший из употребления в 19 в., и шапку-валенку — валяный белый или коричневый колпак. В остальных губерниях носили грешневик (черепенник). Шапка с четырехугольным дном, бывшая в 14—17 вв. Г. У. мелких служилых людей, распространилась к 19 в. в нечерноземной полосе, позднее стала считаться Г. У. извозчиков. Казаки носили особую казацкую шапку, сменившуюся затем папахой. Поморы носили вязаные колпаки, заимствованные из Скандинавии. Шапка-малахай (с ушами и лопастью сзади) сменилась к кон. 19 в. шапкой-ушанкой. Во 2-й пол. 19 в. картуз постепенно вытеснил все остальные Г. У.
Г. У. крестьянок до кон. 19 в. сохраняли связь с возрастными группами. Девичьи Г. У. имели открытые макушки, Г. У. замужних женщин обязательно закрывали волосы, поскольку у вост. славян появиться на людях с непокрытыми волосами («простоволосой») считалось для женщины неприличным. Это, по-видимому, было связано с древним поверием о том, что волосы женщины обладают магич. силой и, непокрытые, могут принести неурожай, падеж скота или нанести др. вред роду мужа. В назв. жен. Г. У. (кокошник, сорока) и в их форме (рогатая кика) прослеживалась связь с птицами и животными.
Девичьи Г. У. были разнообразны: полотенце (ширинка, наметка, убрус) — в зап. губерниях, обруч, обшитый тканью и украшенный бисером, цветами, перьями и т. д. (налобник, венок, перевязка), — на З., отчасти на Ю. и иногда на С. России. Повсюду встречались платок и перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха) — полоса ткани с завязками на концах, венец (коруна, челка, рефедь, рефиль, ряска, головодец), в сев. губерниях — с зубчатым верхом. В губерниях, соседних с украинскими и белорусскими, девушки носили венки из живых или искусств. цветов, в Ниж. Поволжье и на С. был распространен девичий вязаный колпак, заимствованный соответственно у татар и из Скандинавии. Девичий Г. У. часто входил как составная часть в Г. У. замужней женщины. Во всех исконных великорус. губерниях, кроме сев.-зап., была распространена кичка (кика) — лопатообразная, рогатая, копыто- или котелкообразная, в соединении с сорокой (холщовой ширинкой, повязанной лентой), иногда сороку сшивали в виде рогов. В среднерус. полосе кика соединялась с мягким кокошником. Кичка стала считаться типичным крест. Г. У. Цельный кокошник 19 в. продолжали носить в городах мещанки и купчихи, в деревнях он считался праздничным Г. У. Нередко на всю деревню имелся всего один кокошник, к-рый хозяева давали носить невестам на свадьбу. Распространение кокошника примерно совпадает по сфере и по времени с распространением сарафана, а кичка — с поневой.
Самшура (шапочка с твердым дном) была распространена у рус. на С.-В. (по-видимому, заимствована у коми). Замужние донские казачки носили вязаный колпак. Во 2-й пол. 19 в. повсюду, кроме юж. губерний, широко распространился повойник (сборник, волосник, чехлик, кокуй, колпак), иногда вытесняя кику и кокошник, иногда входя в комплекс с кикой вместо сороки. В кон. 19 в. головные платки стали вытеснять б. сложные Г. У., в результате начала стираться разница между девичьими и жен. Г. У.
Лит.: Зеленин Д. К. Жен. головные уборы вост. (рус.) славян // Slavia. T. 4. Прага, 1926; Рус. Ист.-этнографич. атлас. М., 1967; Киреева Е. В. История костюма. М., 1970.